Глава

Глава


Скачать 0.71 Mb.
Название Глава
страница 1/4
Тип Документы
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Документы
  1   2   3   4





ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………………………………….......3

Глава 1. Теоретико-методологические подходы к управлению развитием частных медицинских клиник…………………………………………………………………..5

1.1. Особенности управления развитием медицинских учреждений……………………..5

1.2. Методические подходы к управлению развитием частных медицинских клиник….8

1.3. Проблемы управления развитием частных медицинских клиник в современной России………………………………………………………………………………………………...11

Глава 2. Специфика организации бизнеса офтальмологической клиники Dr. Zoom…………………………………………………………………………………………...15

2.1. Организационно-экономическая характеристика клиники……………………….....15

2.2. Анализ состояния внутренней среды………………………………………………….17

2.3 Исследование внешней среды…………………………………………………………..24

2.4. Предпосылки к реструктурированию организации бизнеса офтальмологической клиники Dr. Zoom……………………………………………………………………………….....32

Глава 3. Программа развития частной офтальмологической клиники Dr.Zoom...35

3.1. Мероприятия по совершенствованию управления развитием клиники Dr. Zoom…35

3.2. Оценка экономической эффективности предложенных мероприятий……………...38

Заключение………………………………………………………………………………….45

Список литературы………………………………………………………………………...47

Приложение…………………………………………………………………………………49

ВВЕДЕНИЕ
Чрезвычайно быстрые изменения деловой среды современных предприятий и организаций обусловливают усиление внимания руководства компаний к стратегическим аспектам управления, позволяющим обеспечить выживание и успешное функционирование в условиях достаточно жесткой конкуренции. Проблема организационного развития остается актуальной как для современной науки, так и в практике функционирования предприятий и организаций любых отраслей, включая медицинские учреждения.

В настоящее время существует ряд проблем и трудностей, тормозящих стабильное функционирование и развитие частных медицинских клиник. Это связано как с низким платежеспособным спросом, высоким уровнем конкуренции, обилием услуг аналогичного типа, перенасыщением рекламных и информационных потоков, так и с отсутствием значительных финансовых средств, необходимых для реинвестирования, то есть серьезных вложений в развитие бизнеса, что тормозит приобретение необходимого оборудования, строительство и реконструкцию помещений, расширение деятельности, повышение квалификации персонала. Помимо прочего, как свидетельствуют исследования, руководство частных медицинских клиник не всегда уделяет должное внимание анализу поведения конкурентов и клиентов, а также другим факторам внутренней и внешней среды, без которых развиваться успешно в современных условиях становится все более затруднительным.

Вышесказанное подчеркивает актуальность темы работы, которая обусловлена необходимостью использования преимуществ стратегического управления для повышения эффективности функционирования организации и выявления условий дальнейшего развития.

Объектом исследования является частная медицинская офтальмологическая клиника Dr.Zoom.

Предмет исследования - развитие частной медицинской офтальмологической клиники Dr.Zoom.

Целью данной дипломной работы является определение направлений развития и мероприятий по совершенствованию клиники Dr. Zoom

В соответствии с поставленной целью в работе необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить теоретико-методологические подходы к управлению развитием организации.

  2. Выявить особенности и проблемы управления современной офтальмологической клиникой.

  3. Дать характеристику и провести анализ состояния внутренней и внешней среды офтальмологической клиники Dr.Zoom.

  4. Разработать мероприятия по совершенствованию управления клиникой Dr.Zoom.

  5. Рассчитать экономическую эффективность предложенных мероприятий.

В работе исследуется возможность совершенствования управления медицинской организацией офтальмологического профиля на основе выявления факторов внешней, деловой окружающей среды, а также ресурсного потенциала предприятия (внутренних возможностей) для определения текущего состояния дел и выявления условий для дальнейшего развития.

Теоретической и методологической основой работы послужили труды отечественных и зарубежных исследователей в области управления развитием организаций и стратегического менеджмента. При проведении исследования были применены следующие методы: системный анализ, наблюдение, статистико-экономический анализ, отраслевой анализ, SNW и SWOT-анализ и др.

Практическая значимость работы обусловлена тем, что результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы при решении проблем управления развитием современной частной медицинской офтальмологической клиникой.

Глава 1. Теоретико-методологические подходы к управлению развитием частных медицинских клиник

1.1. Особенности управления развитием медицинских учреждений

В настоящее время все большее количество людей доверяют частным медицинским учреждениям, поскольку государственные не всегда могут обеспечить должное обслуживание и качественную медицинскую помощь. Привлекательность данного вида бизнеса привела к высокой конкуренции на рынке платных медицинских услуг.

Любая организация, в том числе и медицинское учреждение, является открытой социально-экономической системой. Развитие является общим принципом существования любой социально-экономической системы и рассматривается как необратимое изменение организации.1

Г. Минцберг на уровне организации рассматривает изменения как процесс, отмеченный резкими и разрозненными изменениями в состоянии и структуре организации: «Рост характеризует состояние, а развитие – стадии изменения организационной структуры»2.

Перед тем, как принимать решение об инвестировании средств в открытие медицинского учреждения, нужно тщательно изучить специфику этого бизнеса. Любое медицинское учреждение, независимо от его типа и профиля, является, прежде всего, объектом социальной сферы. Ведение бизнеса в сфере здравоохранения предполагает не только юридическую, но и высокую психологическую ответственность, поскольку в руках здоровье, а порой и жизнь пациентов.

Управление медицинскими учреждениями требует особого подхода ввиду специфичности выпускаемого на рынок продукта – медицинской услуги. Медицинская услуга – это вид медицинской помощи, оказываемый учреждениями здравоохранения населению. Медицинская услуга выступает как специфический товар, который обладает следующими отличительными свойствами:

- Неосязаемость (пациент, пришедший на прием к врачу, не может заранее знать результат посещения).

- Неотделимость от источника услуги (пациент, записавшийся к определенному врачу, получит уже не ту услугу, если попадет из-за отсутствия этого врача к другому).

- Непостоянство качества (одну и ту же медицинскую услугу врачи разной квалификации оказывают по-разному, и даже один и тот же врач может помочь пациенту по-разному в зависимости от своего состояния).

Сегодня частные медицинские учреждения составляют сильную конкуренцию государственному сектору благодаря возможности обеспечить не только высокое качество услуг, но и высокий сервис. Медицинский менеджмент – это применение комплекса специальных принципов, подходов, методов и средств управления организациями системы здравоохранения различных форм собственности, направленное на достижение целей организации3. Основной целью деятельности частной медицинской клиники является максимизация прибыли через повышение качества жизни населения и достижение социальной гармонии, связанной с реализацией права гражданина на качественную медицинскую помощь при повышении доступности медицинской помощи. Социальная значимость медицинского бизнеса диктует применение соответствующих методов менеджмента и маркетинга.

Для бизнеса в медицине характерен высокий уровень издержек, что обусловлено необходимостью соблюдать весьма жесткие нормативные требования. Это относится и к помещениям, и к оборудованию, и к профессиональному уровню специалистов, работающих в медицинском центре. Кроме того, в разряд издержек можно отнести регулярные расходы на повышение квалификации сотрудников. Высокое качество услуг – залог стабильного развития бизнеса медицинских услуг. Пациенты готовы платить за свое здоровье, но только в том случае, если за эти деньги они получают качественное и профессиональное обслуживание.

В связи с этим отбору медицинского персонала в частных клиниках, как правило, уделяется особое внимание. Предпочтение отдается опытным специалистам, обладателям первой или высшей категории. Но и удержать таких профессионалов, безусловно, можно только при помощи очень хорошей зарплаты.

В соответствии с действующими в РФ в настоящее время законодательными нормами, для осуществления медицинской деятельности необходимо получить соответствующую лицензию. Для любой работы медицинских учреждений необходимо проводить лицензирование. Чтобы получить лицензию медицинский центр должен иметь в своем составе: помещение, медицинский персонал и необходимое медицинское оборудование, а также сертификаты на него. При подаче заявки на лицензию, ответа следует ожидать через два месяца. Разрешения на услуги привязывают к адресу клиники, и если она находит другое место для своего функционирования, то лицензирование нужно начинать сначала. Разрешение нужно также брать и на выдачу больничных листов, а можно просто нанять медицинского работника, который специализируется по такой работе и имеет свой сертификат по данному типу услуг.

При управлении развитием медицинских учреждений, являющихся объектами социальной сферы, необходимо учитывать следующие данные4:

1. Половозрастную структуру населения, являющуюся одним из основных факторов, определяющих уровень заболеваемости населения.

2. Климато-географические особенности территории и уровень доступности медицинской помощи.

3. Уровень заболеваемости, определяемый, кроме половозрастного состава, экологическими, социально-экономическими и иными условиями.

4. Уровень и структуру обращаемости населения за медицинской помощью во все типы учреждений независимо от форм собственности и организационно-правовой структуры.

5. Структуру и мощность действующих медицинских учреждений, как амбулаторно-поликлинических, так и стационарных, их развитие.

6. Существующие тенденции в совершенствовании организации медицинской помощи.

7. Внедрение современных технологий профилактической, лечебно-диагностической и реабилитационной работы.

8. Финансовые затраты на лечение больных в медицинских учреждениях.

Медицина является одной из немногих отраслей, в которой от качества человеческого труда и объема знаний персонала зависят жизни людей. Качество оказываемых услуг, точность и быстрота постановки диагноза, оптимальность выбранных методов лечения заболевания — все это зависит от профессионализма медицинского персонала. С другой стороны, важным фактором в достижении приемлемых финансовых результатов деятельности медицинского центра является эффективность работы его руководства и вспомогательных работников. Многие крупные американские клиники называют удержание своих ключевых сотрудников главным фактором успеха их деятельности. Поэтому люди и их опыт являются высшей ценностью для любой организации, и медицинское учреждение здесь не исключение5.

Рост конкуренции предполагает, что в условиях постоянного насыщения рынка медицинских услуг всевозможными медицинскими центрами и кабинетами разного профиля должны остаться и получить приоритетное развитие только те компании, которые могут предложить людям услуги наивысшего качества по конкурентной цене.

Таким образом, можно констатировать, что в последние годы интерес к медицинскому менеджменту несколько возрос. Теоретики и практики дискутируют на тему того, каким должно быть управление медицинскими учреждениями. Наибольшая часть трудов в данной сфере посвящена проблемам управления медицинскими учреждениями государственной формы собственности. Исследователи сходятся во мнении, что управление медицинскими учреждениями требует особого подхода ввиду специфичности выпускаемого на рынок продукта – медицинской услуги.
1.2. Методические подходы к управлению развитием частных медицинских клиник

Анализ имеющихся источников позволяет сделать вывод о том, что методические подходы к управлению частными медицинскими клиниками, а также их последующему организационному развитию не отличаются от подобных механизмов управления развитием предприятий в других сферах деятельности.

Практически все применяемые в российской науке и практике подходы к управлению развитием организации созданы на Западе и, соответственно, в их основе лежит изучение поведения организаций, действующих в иной культурной, социальной и экономической реальности. В то же время имеет место недостаток эмпирических исследований, направленных на выявление оправданности применения тех или иных западных моделей к российской специфике.

Кроме того, необходимо отметить, что основные положения теории организаций сформировались, по преимуществу, на материалах исследований крупных производственных и коммерческих организаций. Несмотря на изобилие публикаций по проблеме развития малого бизнеса, в нашей стране существует проблема дефицита исследований функционирования и специфики развития малых организаций и, в особенности, в сфере оказания медицинских услуг. Не менее остро стоит проблема применимости моделей организационного развития, созданных по результатам исследования производственных и коммерческих организаций, для описания процессов, происходящих в медицинских организациях. Серьезные работы, направленные на изучение проблем управления развитием в медицинских организациях, немногочисленны. При этом они описывают, главным образом, поведение крупных медицинских организаций.

В настоящее время в науке существуют несколько десятков разнородных, иногда взаимоисключающих представлений о содержании, логике и механизмах организационного развития6.

В середине 1960-х гг. многие ученые (М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури, П. Друкер и др.) рассматривали подходы к управлению развитием в рамках концепции «организационного развития», суть которой заключается в систематической диагностике текущего состояния дел организации, применении знаний поведенческих наук для осуществления перемен, развития и пересмотра организационных стратегий, структур и процессов в целях повышения организационной эффективности7. В практической деятельности данная концепция до сих пор находит широкое применение, что, несомненно, является целесообразным, поскольку концепция «организационного развития» учитывает интересы руководителей, владельцев бизнеса, сотрудников, потребителей продукции (услуг), прочих заинтересованных сторон, а также требования внешней среды, что должно способствовать устойчивому развитию организации.

Так или иначе, большинство методических подходов к управлению организационным развитием подразумевают необходимость обязательного применения принципа планирования, позволяющего предвидеть результаты на основе разработанных показателей. Многовариантное планирование на основе обоснованной системы показателей позволяет прогнозировать, оценивать деятельность организации в быстро меняющейся внешней среде, повышается эффективность организационного развития.

В условиях рынка невозможно добиться стабильного успеха в бизнесе, если не планировать его развитие, не аккумулировать постоянно информацию о собственном состоянии и перспективах, о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов и т. д. Необходимо не только точно представлять свои потребности на перспективу в материальных, трудовых, интеллектуальных, финансовых ресурсах, но и предусматривать источники их получения, уметь выявлять эффективность использования ресурсов в процессе работы предприятия.8

Зарубежная практика управления предприятиями, достигшими значительных успехов в бизнесе, среди множества применяемых методов менеджмента использует бизнес-планирование. Руководители этих предприятий освоили основные методологические подходы к бизнес-планированию и эффективно реализуют заложенную в них системную логику в повседневной управленческой деятельности. С помощью бизнес-планирования они научились выделять главные приоритеты развития, контролировать и эффективно управлять ресурсами, предвидеть вероятные изменения в бизнесе, решать вопросы финансирования. Систематически проводимые исследования деятельности зарубежных фирм показывают, что причинами абсолютного большинства банкротств компаний являются просчеты или отсутствие бизнес-планирования.

В российской практике в последние годы наблюдается тенденция к более широкому использованию бизнес-планирования для выработки и обоснования решений по управлению. В то же время, практика показывает, что большинство руководителей все еще не владеют методологией и философией бизнес-планирования и зачастую скептически относятся к его полезности.

Существуют два основных подхода к разработке бизнес-плана. Первый заключается в том, что инициаторы проекта сами разрабатывают бизнес-план, а методические рекомендации получают у специалистов, в частности у возможных инвесторов. Согласно зарубежной практике данный подход является более предпочтительным. Кроме авторов концепций, заложенных в бизнес-плане, в его создании активное участие принимают финансисты, знающие особенности кредитного рынка, наличия свободных капиталов, риска данного бизнеса. При втором подходе инициаторы бизнес-плана сами его не разрабатывают, а выступают в качестве заказчиков. Разработчиками бизнес-плана являются фирмы, специализирующиеся в области маркетинговой деятельности, авторские коллективы, отдельные авторы. При необходимости привлекаются консалтинговые фирмы и эксперты.

В зарубежной практике принято, что разработка бизнес-планов осуществляется с обязательным участием руководителя предприятия. Многие зарубежные банки и инвестиционные фонды отказываются рассматривать заявки на выделение средств, если это условие не соблюдается.

Как уже было отмечено выше целью управления развитием частной медицинской клиники является максимизация прибыли через повышение качества жизни населения и достижение социальной гармонии, связанной с реализацией права гражданина на качественную медицинскую помощь при повышении доступности медицинской помощи.

Эффективным инструментом достижения данной цели, а также обоснования и реализации выбранной при этом стратегии развития организации является бизнес-план.

Таким образом, грамотно разработанный бизнес-план медицинской клиники является эффективным инструментом выбора и обоснования маркетинговой стратегии организации, которая в общем виде заключается в приведении возможностей организации в соответствие с ситуацией на рынке, иначе говоря, в приведении возможностей внутренней среды в соответствие с требованиями внешней среды. Стратегий может быть много и главное заключается в том, чтобы выбрать подходящую для каждого рынка и каждого товара (услуги) таким образом, чтобы она отвечала требованиям достижения целей менеджмента и маркетинга, коими является максимизация прибыли организации через наиболее полное удовлетворение потребностей ее клиентов.
1.3. Проблемы управления развитием частных медицинских клиник в современной России

В своем развитии частная медицина в России сталкивается с тремя основными видами ограничений9:

- Административные барьеры для осуществления медицинской деятельности.

- Препятствия в реализации государственно-частного партнерства.

- Неравные условия конкуренции с государственными учреждениями на рынке медицинских услуг.

Медицинская деятельность является объектом государственного лицензирования. Лицензии выдаются на определенный срок. Продление действующей лицензии, получение лицензии на дополнительные виды услуг, даже минимально отличающиеся от уже оказываемых, требуют от медицинской организации сбора большого числа документов, затраты времени и средств.

Серьезным тормозом в развитии частной медицинской деятельности нередко выступают устаревшие санитарные нормы и правила, которые разрабатывались и принимались много лет назад применительно к иной технологической базе и теперь зачастую избыточны в условиях использования новых технологий. Эти ограничения заставляют частные медицинские организации нести дополнительные издержки. В свою очередь, государство может и должно оптимизировать лицензионные и другие регулятивные процедуры для содействия развитию новых видов медицинских услуг и более широкому внедрению новых медицинских технологий.

Более серьезные ограничения связаны с проблемами развития государственно-частного партнерства. Руководители многих частных медицинских организаций говорят о своей заинтересованности участвовать в системе ОМС. До недавнего времени главным препятствием на этом пути были не законодательные или административные запреты, а дизайн бюджетно-страховой системы финансирования здравоохранения. Государственные учреждения, участвующие в ОМС, получали финансовые средства по двум каналам: 1) из системы ОМС в виде оплаты по тарифам за объемы оказываемой медицинской помощи; 2) в виде субсидий из бюджета на содержание учреждений. Оплата медицинской помощи в системе ОМС производилась по тарифам, возмещающим лишь часть затрат на ее оказание (расходы на оплату труда с начислениями, приобретение медикаментов, мягкого инвентаря и питание больных). Очевидно, что участие в системе ОМС по таким усеченным тарифам для частных медицинских организаций было экономически невыгодным. Тем не менее, имеются примеры работы частных клиник в российской системе ОМС. Но в этих случаях региональные власти сами были заинтересованы в привлечении частных поставщиков определенных видов услуг и ради этого пересматривали тарифы и повышали их до экономически приемлемого уровня10.

Наиболее серьезным ограничением для развития частного сектора в здравоохранении выступает конкуренция со стороны государственных медицинских учреждений в области платных услуг при недостаточно четкой спецификации государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи. Государственные учреждения здравоохранения имеют возможность помимо бесплатных оказывать ряд услуг за плату. Четкого разграничения услуг, которые должны оказываться бесплатно, и предоставляемых за плату, нет. Частные медицинские организации преимущественно предоставляют те же медицинские услуги, что и государственные учреждения. Частная система не столько дополняет государственную, сколько замещает некоторые ее услуги и, значит, конкурирует с ней по цене и по качеству. Если для частных медицинских организаций основным источником доходов служит оплата услуг пациентами, то для государственных учреждений это лишь один из источников, поэтому они имеют экономическую возможность проводить демпинговую ценовую политику. Цены на услуги государственных медицинских учреждений должны утверждать органы власти, но эти учреждения самостоятельно проводят расчет затрат, включаемых в цену, и, по мнению руководителей частных медицинских организаций, во многих случаях сознательно занижают соответствующие затраты, в частности, на общехозяйственные расходы, оплату коммунальных услуг, износ оборудования, ремонт помещений и др., покрывая часть из них за счет средств, получаемых из бюджета на свое содержание11. В итоге частные медицинские организации оказываются в более сложных экономических условиях, что сдерживает их развитие.

Кроме того, серьезной проблемой для множества частных медицинских клиник является отсутствие достаточного финансирования. Для развития и повышения конкурентоспособности частной клиники необходимы значительные инвестиции, учитывая инновационный характер современных медицинских услуг. Платежеспособный спрос на дорогостоящие высокотехнологичные медицинские услуги остается на низком уровне, поэтому приобретение медицинскими учреждениями инновационного оборудования, помещений, обучение медицинского персонала являются для большинства частных медицинских клиник не только недостижимым, но и нерентабельным решением.

Сдерживающим фактором для развития частной медицины является и проблема помещений. Максимально ощутима она в крупных городах, но и в регионах трудно подыскать подходящее здание по причине отсутствия соответствующих требованиям санитарных стандартов помещений. Для большинства частных клиник является невозможным строительство собственных зданий в виду высокой затратности. В свою очередь, отсутствие подходящего помещения не позволит клинике получить лицензию на медицинскую деятельность, даже если соблюдены прочие лицензионные требования (наличие оборудования, квалификации кадров и т.д.). Поэтому основная практика – это аренда частными клиниками необходимых площадей.

Отсутствие в большинстве частных медицинских клиник эффективной системы медицинского менеджмента, базирующейся на разделении полномочий главного врача и директора, не позволяет повысить доступность и качество медицинской помощи. Внедрение бизнес-подготовки управленческих кадров сферы здравоохранения, развитие управленческого потенциала могло бы вывести менеджмент клиник на новый качественный уровень.

В частных медицинских учреждениях, относящихся в большинстве своем к субъектам малого бизнеса, происходит трансформация функций главного врача в управленческие, что заставляет находить пути повышения управленческой квалификации, обусловленной требованиями растущего рынка медицинских услуг. Для системы управления такими организациями характерны:

- Слабая развитость и низкая специализация управленческой деятельности.

- Отсутствие (или ограниченное число) профессиональных менеджеров.

- Незначительное число функциональных специалистов.

-Неразвитые по сравнению с крупными коммерческими организациями управленческие структуры.

В малых организациях преобладают малоэтажные, слабо иерархизированные управленческие пирамиды.

Многие частные медицинские клиники принадлежат к группе организаций семейного или предпринимательского типа. Их типичными чертами являются:

- Совмещение функций владения и управления организацией в одном лице.

-Частое совмещение управленческих функций (на уровне первого руководителя) организации с базовыми (врачебными) функциями.

- Слабое разделение труда в системе управления.

- Минимальное число функциональных специалистов.

- Достаточно слабая формализация деловых отношений.

Таким образом, проблемы и особенности, связанные с созданием и развитием частных медицинских клиник определяются совокупностью факторов внешней и внутренней среды. В данном контексте к факторам внешней среды можно отнести следующие:

- Со стороны государства: трудновыполнимые лицензионные требования, завышенные требования к помещениям, устаревшие стандарты оснащения медицинских кабинетов, установление демпинговых цен на платные услуги государственных поликлиник.

- Со стороны кредитных организаций: неготовность кредитовать малый медицинский бизнес.

- Со стороны поставщиков: высокая стоимость медицинского оборудования.

- Со стороны потребителей: недоверие к коммерческой медицине, неготовность к платности медицинской помощи, низкий платежеспособный спрос населения.

К факторам внутренней среды относятся, прежде всего, низкий диагностический уровень, низкое качество рекламы и маркетинга, низкая управленческая квалификация, дефицит квалифицированных кадров, ограниченность финансовых ресурсов.

Взаимодействуя в совокупности, данные факторы приводят к торможению развития рынка медицинских услуг.
  1   2   3   4

Похожие:

Глава icon Д. С. Блинов (глава 6), Д. Ю. Гончаров (глава 8), М. А. Горбатова...
Истоки и современное содержание уголовной политики в области здравоохранения: актуальные вопросы теории и практики
Глава icon Общая психодиагностика
В. С. Аванесов глава 2 ( 2,1). В. С. Бабина глава 6 ( 4). Е. М. Борисова глава В. Б. Быстрицкас глава 7 ( 1). А. В. Визгина глава...
Глава icon Учебное пособие общая психодиагностика
В. С. Аванесов глава 2 ( 2,1). В. С. Бабина глава 6 ( 4). Е. М. Борисова глава В. Б. Быстрицкас глава 7 ( 1). А. В. Визгина глава...
Глава icon Винчи Дэн Браун Об авторе Факты Пролог Глава 1 Глава 2 Глава 3 Глава 4
Дэна Брауна, переведенных на 40 языков, приближается к 8 миллионам экземпляров. Писатель также занимается журналистикой, регулярно...
Глава icon Т/ф 331-54-07, 331-54-08- доб. 124,112
Правила устройства электроустановок. 7-е издание. Раздел Глава 1, 2, 7, 8, Раздел Глава 4, Раздел Глава 1, Раздел Раздел Глава 1,...
Глава icon Краткое содержание: Глава I. Общие положения Глава II. Территория...
Пб 11-544-03. Правила безопасности при производстве и потреблении продуктов разделения воздуха
Глава icon Инструкция пользователя cms оглавление Глава 1 Справка 2 3 Глава...
Эта программа содержит множество функций и распределенную архитектуру с интегрированными окнами, учетными записями, различными языками,...
Глава icon Оглавление введение зачем мы создаем доктрину
Макрос государственности глава “империя не умирает. Она передается” Глава потенциал русской цивилизации
Глава icon Учебное пособие рпк «Политехник»
Авторы: Б. А. Карташов (главы 5, 6); Е. В. Матвеева (главы 1, 2); Т. А, Смелова (глава 3); А. Е. Гаврилов (введение, глава 4)
Глава icon П. Радищев Глава Цели оу глава Обеспечение условий для реализации задач образования
Соответствие деятельности оу законодательству в области образования, нормативным правовым актам
Глава icon И национальный продукт под редакцией В. Н. Черковца Москва
Предисловие, главы 1 и 14 В. Н. Черковец, засл деятель науки рсфср, д э н., проф.,Мгу; глава 2 А. В. Сорокин, д э н., проф., Мгу;...
Глава icon Пролог. Что такое жить в империи Глава Феномен империи: культурологический...
Вместо эпиграфа. Чтобы их страна была такой же большой, как наша (Говорят дети)
Глава icon 2014 год оглавление часть отбор подрядных организаций глава приглашение...
Требования к составу, форме и порядку подачи заявок на участие в отборе подрядных организаций
Глава icon Глава I общая характеристика сказки как вида народного творчества...
Маленькие дети ещё не умеют ходить, но уже слышат от своих мам и бабушек сказки. Каждый народ воспевает в сказках трудолюбие, ум,...
Глава icon Глава 1 Сахарный диабет глава 2 Приборы для измерения уровня сахара в крови
Актуальность приборов для измерения сахара в крови. Актуальность изучения проблем сахарного диабета определяется как исключительно...
Глава icon Интерфакс (26. 03. 10). Глава фсфр надеется на принятие Думой закона...
Москва. 26 марта. Интерфакс-афи глава Федеральной службы по финансовым рынкам (фсфр) Владимир Миловидов надеется на принятие Госдумой...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск