Ю. В. Ирюпин к омплексная автоматизация управления предприятием

Ю. В. Ирюпин к омплексная автоматизация управления предприятием


НазваниеЮ. В. Ирюпин к омплексная автоматизация управления предприятием
страница1/7
ТипДокументы
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Документы
  1   2   3   4   5   6   7
Ю.А. Петров

Е.Л.Шлимович

Ю.В. Ирюпин

Комплексная автоматизация управления предприятием

Информационные технологии-

теория и практика




МОСКВА

"ФИНАНСЫ И СТАТИСТИКА"

2001
УДК 658.01:004(036) ББК 6S.290.2c5).я2 ПЭО
Петров Ю.А. и др.

ПЗО Комплексная автоматизация управления предприятием: Ин­формационные технологии - теория и практика / Ю.А. Петров, Е.Л. Шлимович, Ю.В. Ирюпин. - М.: Финансы и статистика, 2001-160 с.: ил.

ISBN 5-279-02314-0

Основная задача книги - дать читателю базовый уровень знаний, необходи­мых для эффективного управления работой по автоматизации финансово-хозяйственной деятельности предприятии. Приводятся примеры использования современных информационных технологий для реализации элементов системы управления предприятием.

Для руководителей высшего и среднего звена в государственных и коммер­ческих структурах, не занимающихся профессиональной деятельностью в облас­ти автоматизации управления, для студентов управленческих специальностей вузов и слушателей курсов повышения квалификации.


ISBN 5-279-02314-0


УДК 698.01:004(036) ББК «5.290-2с51.я2+ +32.973.26-018.2я2

© Ю.А. Петров, Е.Л. Шлимович, Ю.В. Ирюпин, 2001



К читателю

Успешное развитие современного бизнеса немыслимо без ком­плексной автоматизации, основой которой является применение новей­ших информационных технологий. Одним из основных практических применений информационных технологий в профессиональной дея­тельности современного специалиста стала автоматизация управления. Именно технические и программные средства реализации информаци­онных технологий стали в последнее время обязательным атрибутом управленческой деятельности. В первую очередь это относится к совре­менному предприятию. Динамичность обстановки на рынке товаров и услуг заставляет руководителя анализировать огромные объемы ин­формации, оперативно принимать оптимальное решение, быстро дово­дить его до исполнителей, постоянно контролировать ход технологиче­ских, экономических и финансовых процессов. Но у сложных проблем нет простых решений. Поэтому использование информационных техно­логий позволяет качественно повысить эффективность управления со­временным предприятием.

Однако просто поставить современные персональные компьютеры на рабочие места руководителей и специалистов - это еще не решение проблемы. Как правило, именно после этого этапа и начинаются труд­ности у тех, кто не подошел со всей серьезностью к проблеме ком­плексной автоматизации управления предприятием. Оказать практиче­скую помощь в решении этой сложной проблемы и призвана предла­гаемая книга. Потребность в систематическом изложении теоретиче­ских и практических проблем комплексной автоматизации предприятия на основе современных информационных технологий явно назрела. В то же время соответствующей литературы пока немного, можно отметить работы А.М. Карминского и П.В. Нестерова', Н.В. Макаровой2. Предла­гаемая вниманию читателя книга является одной из первых попыток целостного взгляда на проблемы комплексной автоматизации предпри­ятия в условиях широкомасштабной информатизации общества.

1 Карминский А.М., Нестеров П.В. Информатизация бизнеса. - М.: Финан­сы и статистика, 1997. - 416 с.

2 Информатика: Учебник. - 3-е перераб. изд./Под ред. проф. Н.В. Макаро­вой. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 786 с.

Книгу отличает широта охвата теоретических и практических во­просов: приводится небольшое по объему, но весьма содержательное теоретическое введение (главы 1-3); дается квалифицированный обзор систем комплексной автоматизации управления предприятием в России (глава 4); для практических руководителей большой интерес представят главы 5, 6 и 7, где рассматриваются практические примеры проектиро­вания и внедрения таких систем.

Следует отметить и еще одну особенность этой книги. Ведь для ра­боты с информационными системами руководителя надо готовить зара­нее, вводить его в курс проблемы еще на студенческой скамье. Поэтому предлагаемая книга может послужить не только хорошим справочным пособием для специалистов, работающих на производстве, но и учебным пособием для студентов экономического и управленческого про­филя, изучающих дисциплины «Автоматизированные информационные системы», «Информационные технологии управления», «Информаци­онные системы в экономике» и т.п. Здесь студенты найдут достаточно много теоретического материала, материала для подготовки реферата и курсовых работ, получат справочный материал для дипломных работ.

Мы надеемся, что эта книга станет началом серии публикаций по столь важному на сегодняшний день направлению развития информа­ционных технологий и теории управления.

Ю.Х. Кертанов,

директор завода по производству ПРЕ-форм «ЦЕРУИС»

О.А. Козлов,

заслуженный работник высшей школы РФ, доктор педагогических наук, профессор

Введение

Уходят в прошлое золотые времена, когда собственник или ру­ководитель предприятия на вопрос: «Чем занимаешься?» мог с лег­ким сердцем ответить словами из известного анекдота: «За сто баксов покупаю, за двести продаю, вот на эти два процента и жи­ву!». Объективные факторы развития отечественной экономики (за­вершение акционирования, резкое повышение конкуренции в целом ряде отраслей, снижение инфляции и др.) определяют сегодня пер­востепенную значимость задачи эффективной организации управле­ния даже сравнительно небольшими предприятиями. В книге, кото­рую вы, уважаемый читатель, держите в руках, рассматривается од­но из важнейших направлений решения этой задачи - комплексная автоматизация управления предприятием.

Основная цель комплексной автоматизации - создать мощный и достаточно универсальный инструмент, который руководитель мог бы использовать непосредственно в процессе анализа деятельности предприятия и принятия управленческих решений. Поэтому одной из особенностей комплексной автоматизации управления предпри­ятием является решающая роль руководителя в постановке задач и выборе стратегии автоматизации.

О чем эта книга

Книга представляет собой практическое введение в вопросы комплексной автоматизации финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Постановка и решение задач автоматизации отдельных видов управленческой деятельности (бухгалтерский учет, складской учет, управление кадрами и др.) достаточно подробно рассмотрены в литературе и периодике. В каком-то смысле сегодня это пройденный этап. Однако практика показывает, что «кусочная» или «островная» автоматизация, решая определенные проблемы отдельных подразделений, зачастую не оказывает решающего положительного воздей­ствия на эффективность управления предприятием в целом, а иногда просто затрудняет управление из-за нестыковки данных отдельных подсистем. Комплексная автоматизация предоставляет руководите­лю (собственнику) предприятия возможность оперативного анализа текущего состояния и результатов важнейших аспектов деятельно­сти предприятия и, как следствие, обоснованного принятия эффек­тивных управленческих решений.

Основная задача книги - дать руководителям предприятия ба­зовый уровень знаний, необходимых сегодня для эффективного управления работами по автоматизации финансово-хозяйственной деятельности. Практический опыт показывает, что, если руководи­тель этими знаниями не обладает, автоматизация скорее всего не принесет ожидаемых им результатов и затраты окажутся напрас­ными.

В этой книге мы стремились дать содержательные и, по возмож­ности, краткие ответы на следующие вопросы:

• Что сегодня понимают под комплексной автоматизацией управ­ления предприятием?

• Чем отличаются применяемые сегодня подходы к построению систем комплексной автоматизации?

• Какие средства для построения систем комплексной автоматиза­ции имеются на российском рынке и какие информационные тех­нологии положены в их основу?

• Какие характерные для большинства предприятий проблемы воз­никают при внедрении систем комплексной автоматизации и как они решаются на практике?

• Из каких этапов состоит процесс внедрения системы комплекс­ной автоматизации управления предприятием и какие работы вы­полняются на этих этапах?

Книга эта не случайно названа «справочным пособием». Боль­шинство приведенных здесь сведений хорошо известно специали­стам по автоматизации управления предприятиями. Нас даже могут упрекнуть, что некоторые разделы изложены, с точки зрения спе­циалиста, недостаточно полно. Но основной нашей целью было не создать всеобъемлющую энциклопедию современного состояния автоматизации управленческой деятельности, а дать читателю ком­пактный и практически полезный справочник.

Для кого предназначена эта книга

Эта книга для руководителей высшего и среднего звена, ответственных за принятие решений по выбору стратегии автоматизации управления предприятием, а также для студентов управленческих и финансово-экономических специальностей ВУЗов различного профиля.

Итак, вы, уважаемый читатель, входите в число руководителей коммерческой фирмы или государственной организации. Вы не за­нимаетесь профессиональной деятельностью в области автоматизации управления, и не имеете специальных знаний в сфере информационных технологий. Ваше предприятие занимается одним из видов деятельности: торговлей, штучным и мелкосерийным производством, оказанием различного рода услуг или сразу несколькими из них. По масштабу ваше предприятие относится к средним или крупным (численность персонала от 20 до нескольких сотен человек). Вы, разумеется, слышали о целом ряде систем, разработчики которых в рекламных материалах предлагают решение всех или части ваших проблем, но, с одной стороны, не уверены в том, что эти сис­темы действительно будут полезны в вашем конкретном случае, а с другой, - как вам кажется, разобраться во всех этих хитростях у вас просто не хватит времени, тогда эта книга для вас.

Если же, вы, уважаемый читатель, студент и готовитесь стать специалистом (а в дальнейшем и руководителем) в одной из сфер деятельности и понимаете, что знания в области современных ин­формационных технологий являтся одним из ваших преимуществ на рынке труда и положительно скажутся на вашем имидже и перспек­тивах профессионального роста, то предлагаемое справочное посо­бие, где рассмотрены основные вопросы использования информаци­онных технологий в управлении бизнесом, будет вам полезно.

Как построена эта книга

Книга состоит из двух частей и двух приложений. Первая часть книги носит вводный характер. Здесь приводятся материалы, которые дают ответы на основные вопросы, возникаю­щие, как показывает практика, у руководства предприятия при [управлении работами по комплексной автоматизации финансово-хозяйственной деятельности.

Во второй части книги рассматриваются практические аспекты выбора системы комплексной автоматизации и приводятся примеры применения современных информационных технологий для реали­зации нескольких элементов системы управления предприятием и комплексной системы управления в целом.

В приложениях заинтересованный читатель найдет ряд допол­нительных материалов по внедрению систем управления предприятием.

Изложение материала в книге проводится на конкретных приме­рах. Необходимо отметить, что все приведенные примеры носят ил­люстративный характер, выбраны нами из методических соображе­ний и не должны рассматриваться в качестве рекламы или антирек­ламы. В конце книги приводится список источников дополнитель­ной информации.

Завершая введение, подчеркнем, что мы не даем готовых рецеп­тов. Основная цель книги - предоставить необходимую информацию для обоснованного принятия решений.

Часть 1

ОСНОВЫ АВТОМАТИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ БИЗНЕСОМ

Глава 1

Управление предприятием сегодня

В условиях рыночной экономики предприятие нуждается в ре­шении задач управления на качественно новом уровне. Необходи­мость оперативного реагирования на конъюнктуру рынка и быстро меняющуюся экономическую ситуацию требует перестройки внут­ренней микроэкономики предприятия, постановки управленческого учета, оптимизации процессов управления. В этой главе мы коротко расскажем о современных методах решения этих проблем.

Зачем нужна эта информация? Во-первых, она представляет практический интерес и без непосредственной связи с автоматизаци­ей управления, во-вторых, рассмотренные здесь понятия могут встречаться в проспектах, статьях, а также в различных документах, которые придется рассматривать и утверждать при выборе и внедре­нии системы автоматизации управления предприятием.

1.1 Основы современного подхода к управлению предприятием

1.1.1 Процесс и система управления предприятием

Охарактеризуем основные черты управления предприятием как процесса с точки зрения теории управления.

В
общем виде процесс управления во всех сферах дея­тельности можно представить в виде так называемой «петли управления», включающей циклическую последова­тельность следующих этапов: прогноз - планирование -контролируемая деятельность по реализации планов - учет и анализ результатов - коррекция прогнозов и планов
(рис. 1.1).


Рис. 1.1. Обобщенная схема управления

Процесс управления имеет иерархическую структуру и включает несколько подуровней по направлениям деятельности (производст­во, сбыт, снабжение, финансы и др.), которые в свою очередь вклю­чают соответствующие подпроцессы.

Управление предприятием всегда должно иметь некоторую цель (согласитесь, в противном случае этот процесс становится просто бессмысленным). В качестве примеров целей управления можно привести снижение издержек производства, повышение прибыли и др. Цель процесса управления должна быть сформулирована явно и, по возможности, с применением количественных оценок.

Процесс управления предприятием реализуется в рамках систе­мы управления предприятием. Кстати, не стоит путать это понятие с автоматизированной системой управления, о которой речь пойдет ниже. Система управления существует на любом предприятии неза­висимо от того, задумывались ли вы явно о ее структуре и задачах. В рамках системы управления можно выделить объект управления и управляющую часть. В качестве объекта управления здесь выступает производственный процесс, а в качестве управляющей части - управленческие службы предприятия. Система управления предприятием функционирует на основе установленных документально (по­ложения о подразделениях, должностные инструкции и т.п.) или сложившихся практически правил. На каждом уровне иерархии системы управления в той или иной степени реализуется набор функций управления, входящих в рассмотренную выше «петлю управления».

На первый взгляд, может показаться, что приведенные рассуж­дения выглядят чересчур теоретизирование. Однако мы хотим под­черкнуть, что эти положения проверены практикой и лежат в основе методов совершенствования процесса управления и повышения его эффективности, которые мы будем рассматривать.

Что же касается практических аспектов, то попробуйте, напри­мер, сформулировать количественно цель процесса управления ва­шим предприятием в прошлом году и оценить ее выполнение. А в текущем году? Теперь попробуйте прямо сейчас нарисовать струк­туру системы управления на вашем предприятии с явным определе­нием правил, на основе которых она функционирует. Вполне воз­можно, что у многих возникнут определенные затруднения. Практи­ка показывает, что эти затруднения могут свидетельствовать о не­достаточно эффективной организации управления на предприятии и потенциальном наличии «внутренних резервов», которые при пра­вильной организации дела могут быть использованы для достижения успеха в конкурентной борьбе.

Общие проблемы эффективной организации управленческой деятельности или, как теперь принято говорить на западный манер -менеджмента, достаточно подробно рассмотрены в литературе (см., например, [1, 2]). Поскольку наша книга посвящена проблемам автоматизации управления, далее мы рассмотрим вопросы повыше­ния эффективности управленческой деятельности именно в этом ключе.

Прежде всего нам представляется целесообразным дать общую характеристику предприятий, применительно к которым далее будет идти речь об автоматизации управления, и кратко остановиться на особенностях задач управления этими предприятиями. Об этом мы поговорим далее.

11

1.1.2

О каких предприятиях пойдет речь в этой книге

Существуют различные способы классификации предприятий:

по виду деятельности (торговля, производство, услуги и др.), по масштабу (малые, средние и крупные в зависимости от численности персонала и прочих факторов) и целый ряд других. В рамках опре­деленного типа предприятий классификация может продолжаться. Производственные предприятия подразделяются, например, на предприятия с непрерывным (химические, металлургические) и дис­кретным (машиностроительные) характером производства. По со­ставу номенклатуры продукции предприятия могут подразделяться на предприятия единичного, серийного и массового производства. Каждый тип предприятий имеет свои особенности с точки зрения организации процесса управления и соответственно его автоматиза­ции.

Мы не будем приводить здесь формальные характеристики предприятий, об автоматизации управления которыми пойдет речь в этой книге, а постараемся определить их на понятийном уровне, ос­новываясь на анализе жизненного цикла предприятия.

Если предприятие развивается с нуля, то оно проходит несколь­ко стадий развития, начальной из которых обычно является сле­дующая. Работают несколько человек, зачастую хороших знакомых или родственников. Руководство замыкает процесс управления на себя, управляет всеми процессами сразу, при этом механизмы управления кустарны, и сводятся к выдаче устных или письменных распоряжений. При удачном стечении обстоятельств компания раз­растается, увеличивается число сотрудников, появляются структур­ные подразделения и, соответственно, их руководители. Однако стиль управления остается прежним. При отсутствии четкой систе­мы управления часто возникает боязнь руководства делегировать полномочия другим сотрудникам, стремление делать всё самому, недоверие к людям. В результате оперативное получение точной количественной информации о реальном состоянии дел становится практически невозможным, поскольку сведения, предоставляемые руководителями структурных подразделений, обычно разрозненные, а возможно, тенденциозные и зачастую противоречивые.

12

В компании начинают появляться толпы экономистов и анали­тиков, пытающиеся по крупицам собрать информацию для руково­дства, маркетинга и других служб. Естественно, эта информация может быть неполной, не всегда точной и, главное, никогда актуаль­ной, так как на её получение требуется достаточно много времени. Первое, что начинают делать руководители, - нанимать новый ана­литический персонал или, например, программистов в помощь ана­литикам, чтобы частично автоматизировать сбор и обработку дан­ных. В результате, как правило, появляется комплекс несвязанных программных средств, зачастую по-разному представляющих одну и ту же информацию, что вызывает новые проблемы. Если на это на­ложить достаточно большой рост компании, появление новых на­правлений деятельности, новых людей, то ситуация становится не­управляемой.

Качественная система управления должна быть простой и прозрачной, а информа­ция единой и достоверной, причем очень важно, что достоверность ин­формации гарантируется собственно системой управления в целом, а не отдельными людьми. В результате достигается возможность про­стого и эффективного контроля за работой компании в целом, кон­троля отдельных процессов и даже контроля деятельности отдель­ных сотрудников.

Проведем простейший тест. Часто ли вам, уважаемый читатель, входя в одно из помещений офиса, приходилось в последнее время задавать себе вопрос «Вроде бы все сидят, корпят над работой, но почему не видно особого толка? А вот того, в клетчатом пиджаке, я что-то вообще не припоминаю. Он-то здесь чем занимается?». Если да, то это косвенный признак того, что вам необходимо задуматься над внедрением новых технологий управления. Как показывает практика, если такое решение не принимается вовремя, то компании, разрастаясь в объеме и не имея четкой системы управления, лопаются как мыльные пузыри.

В этой книге мы рассмотрим вопросы автоматизации управления для динамично развивающихся предприятий, успешно перешедших из числа малых в состав так называемых средних, встретившихся с перечисленными выше проблемами и готовых сделать качественный скачок в используемых способах управления.

13

На сегодняшний день подобные предприятия составляют подав­ляющее большинство в общем числе предприятий, нуждающихся в комплексной автоматизации процесса управления. Объективная не­обходимость повышения эффективности управления за счет ком­плексной автоматизации определяется сегодня для этих предпри­ятий неумолимыми условиями конкурентной борьбы на рынке това­ров и услуг.

Область деятельности рассматриваемых в книге предприятий практически не ограничена: оптовая и розничная торговля, различ­ного рода услуги, штучное и мелкосерийное сборочное производст­во. Примерами таких предприятий могут служить компьютерные фирмы, фирмы, занимающиеся поставкой и продажей оргтехники, бытовой техники, автозапчастей, мебели, канцтоваров, фирмы, за­нимающиеся ремонтом, и многие другие. Отметим, что к группе рассматриваемых в книге предприятий относятся и компании, обра­зованные в результате акционирования государственных организа­ций и проводящие реструктуризацию для повышения эффективно­сти управления в новых для себя областях деятельности.

1.1.3

Особенности задач управления средними предприятиями

В процессе управления предприятиями, относящимися к выде­ленной в предыдущем разделе группе, необходимо эффективное ре­шение комплекса задач, основные виды которых в общем случае могут быть определены следующим образом:

• управление финансами;

• управление производством;

• управление сбытом и снабжением;

• управление внутренними службами;

• управление кадрами.

В зависимости от особенностей и масштаба предприятия каждый из выделенных видов может включать в себя значительное число отдельных задач. В принципе подобные задачи возникают и при управлении малым предприятием, однако их реальный объем позво-

14

ляет обеспечить удовлетворительное решение традиционными сред­ствами бухгалтерского учета.

Напомним, кстати, что в общем случае на предприятии можно выделить, как минимум, три вида учета:

оперативный учет- обеспечивает сбор первичной информации и является основным поставщиком данных для остальных видов учета;

управленческий учет•- направлен на получение информации для детального анализа деятельности предприятия, прогнозирования и принятия решений;

бухгалтерский учет- обеспечивает получение необходимой бух­галтерской отчетности.

Особенностью решения задач управления на средних и крупных предприятиях является необходимость использования в качестве одной из основ для принятия решений данных управленческого учета.

Управленческий учет представляет собой систему сбора, обра­ботки и предоставления информации высшему менеджменту для принятия последним различных управленческих решений. В этом его главное отличие от традиционного финансового (бухгалтерско­го) учета, ориентированного главным образом на внешних пользова­телей - кредиторов, акционеров, фискальные органы. Существую­щая система бухгалтерской отчетности все в меньшей степени отве­чает современным требованиям к полноте, достоверности, опера­тивности информации, необходимой руководству предприятия. Управленческий учет является информационным инструментом контроллинга - концепции управления деятельностью предприятия путем реализации следующей циклической последовательности дей­ствий: оценка текущего состояния - принятие управленческих ре­шений - составление плана реализации принятых решений - кон­троль реализации плана - анализ нового текущего состояния (срав­ните с «петлей управления», рассмотренной выше).

Отметим, что для рассматриваемых типов предприятий особенно важна комплексность при решении выделенных видов задач управ­ления.

15

1.1.4

Принципы формализации процесса управления

В настоящее время в России резко возрос интерес к общеприня­тым на Западе стандартам менеджмента, однако многих руководите­лей до сих пор ставит в тупик вопрос об организационной структуре компании или о схеме существующих бизнес-процессов.

Вполне возможно, что и вы, уважаемый читатель, уже ощутили сложности при попытках оптимизировать затраты, чтобы продукция оставалась одновременно и прибыльной, и конкурентоспособной. Как раз в этот момент четко проявляется необходимость иметь перед глазами модель деятельности предприятия, которая отражала бы все механизмы и принципы взаимосвязи различных подсистем в рамках одного бизнеса. С помощью моделирования различных областей деятельности можно достаточно эффективно анализировать «узкие места» в управлении и оптимизировать общую схему бизнеса.

Отметим, что совершенно не обязательно каждый раз самим придумывать решения для этих, ставших уже стандартными, задач. В настоящее время при необходимости анализа того или иного про­цесса управления (от системы проектирования космического кораб­ля или подводной лодки до процесса подготовки делового докумен­та) можно использовать проверенные и обкатанные методы.

К этим методам относятся, в частности, формализованные спо­собы описания процесса управления (для того чтобы оптимизиро­вать, нужно знать, что оптимизировать) и концепции построения эффективной системы управления, которые мы рассмотрим в сле­дующем разделе.

1.2

Формализованные модели и концепции управления

К настоящему времени разработаны десятки методологий по­строения формализованных моделей функционирования предпри­ятия и концепций построения систем управления. В задачи этой кни­ги не входит их детальное рассмотрение и сравнительный анализ. С

16

нашей точки зрения, руководителю предприятия достаточно иметь общее представление о классификации этих методологий и основ­ных особенностях самых распространенных из них. Мы сознательно не будем вдаваться здесь в технические подробности, знание кото­рых необходимо только специалистам по анализу систем. Отметим, что при первом чтении книги вы, при желании, можете пропустить разделы 1.2.1, 1.2.2 и сразу перейти к 1.2.3.

1.2.1

Основы подходов к построению моделей предприятия

Укрупненно методы построения моделей предприятий можно разделить на структурные и объектно-ориентированные. Каждая из этих групп методов включает в себя несколько вариантов конкрет­ных методик. Структурные методы на сегодняшний день имеют наибольшее распространение, поэтому их мы рассмотрим в первую очередь.

Структурные методы

Структурным принято называть такой метод исследования сис­темы или процесса, который начинается с общего обзора объекта исследования, а затем предполагает его последовательную детали­зацию.

Структурные методы имеют три основные особенности:

• расчленение сложной системы на части, представляемые как «черные ящики», а каждый черный ящик реализует определен­ную функцию системы управления;

• иерархическое упорядочение выделенных элементов системы с определением взаимосвязей между ними;

• использование графического представления взаимосвязей эле­ментов системы.

Модель, построенная с применением структурных методов, представляет собой иерархический набор диаграмм, графически изображающих выполняемые системой функции и взаимосвязи ме­жду ними. Попросту говоря, это рисунки, на которых показан набор прямоугольников, определенным образом связанных между собой. В


17




диаграммы также включается текстовая информация для обеспече­ния точного определения содержания функций и взаимосвязей. Ис­пользование графического представления процессов существенно повышает наглядность модели и облегчает процесс ее восприятия. От обычных рисунков, с помощью которых можно представить про­цесс управления, структурные диаграммы отличаются тем, что вы­полняются по вполне определенным правилам, а процесс их состав­ления и анализа поддерживается соответствующим программным обеспечением.

В составе методологий структурного анализа к наиболее распро­страненным можно отнести следующие:

• SADT (Structured Analysis and Design Technique) - технология структурного анализа и проектирования и ее подмножество стан­дарт IDEFO;

о DFD (Data Flow Diagrams) - диаграммы потоков данных;

• ERD (Entity-Relationship Diagrams) - диаграммы «сущность-связь»;

• STD (State Transition Diagrams) - диаграммы переходов состоя­ний.

Ниже мы коротко рассмотрим сущность этих методологий.

Методология IDEFO. В методологии IDEFO используются че­тыре основных понятия: функциональный блок, интерфейсная дуга, декомпозиция и глоссарий.

Функциональный блок обозначает определенную функцию в рамках рассматриваемой системы и в графическом виде обозначает­ся прямоугольником. Каждая из четырех сторон этого прямоуголь­ника имеет свое значение: левая сторона - вход, верхняя сторона -управление, нижняя сторона - механизм и правая сторона - выход.

Интерфейсная дуга обозначает элемент системы, который обра­батывается функциональным блоком или оказывает некоторое влия­ние на выполнение блоком своей функции. Графически интерфейс­ная дуга изображается в виде однонаправленной стрелки. В зависи­мости от того, к какой из сторон блока примыкает интерфейсная ду­га, она носит название входящей, исходящей, управляющей или дуги механизма. Началом и концом каждой дуги могут быть только функциональные блоки, при этом началом может быть только вы­ходная сторона блока, а концом - любые другие. При построении моделей функционирования предприятия входящими и исходящими


18




дугами могут обозначаться финансовые потоки, материальные пото­ки (товары, сырье и др.), потоки информации (документы, устные распоряжения и др.) и ресурсы (персонал, оборудование и др.). Управляющими дугами обозначаются только объекты, относящиеся к потокам информации, а дугами механизмов - только ресурсы.

Декомпозиция предполагает разбиение сложного процесса на составные части. Уровень детализации процесса определяется непо­средственно разработчиком модели. В результате общая модель процесса представляется в виде иерархической структуры отдель­ных диаграмм, что делает ее более обозримой. Модель IDEFO всегда начинается с представления процесса как единого функционального (шока с интерфейсными дугами, выходящими за пределы рассматри­ваемой области. Такая диаграмма называется контекстной. В пояс­нительном тексте к контекстной диаграмме должно быть указано краткое описание цели построения диаграммы и определена так на-зываемая точка зрения.

Цель определяет те области деятельности предприятия, на кото­рые необходимо обратить внимание в первую очередь. Например, модель, построенная с целью оптимизации процесса продаж, может существенно отличаться от модели, разработанной с целью повыше­ния эффективности управления персоналом.

Точка зрения определяет направленность и уровень детализации разрабатываемой модели. Ее четкая фиксация позволяет упростить модель, исключив детализацию элементов, не являющихся сущест­венными в данном случае. Например, функциональные модели од­ного и того же предприятия с точки зрения коммерческого директо­ра и, скажем, руководителя службы безопасности будут явно отли­чаться по направленности их детализации. В процессе декомпозиции функциональные блоки диаграммы верхнего уровня детализируются на диаграмме следующего уровня.

Глоссарием называется набор определений, ключевых слов, повествовательных изложений и др., характеризующий объекты, ото­браженные на диаграмме. Глоссарий обеспечивает включение в диа­граммы IDEF необходимой дополнительной информации. Напри­мер, для управляющей интерфейсной дуги «распоряжение об опла-те» глоссарий может содержать перечень полей соответствующего дуге документа, необходимый набор виз и т.д.

Пример структурной диаграммы IDEFO приведен на рис. 1.2.


19






Рис. 1.2. Структурная диаграмма IDEFO

Методология DFD. В этой методологии исследуемый процесс также разбивается на подпроцессы и представляется в виде сети, связанной потоками данных. Чисто внешне DFD сходна с SADT, но отличается по набору используемых элементов. В их число входят процессы, потоки данных и хранилища. Хранилище позволяет в не­обходимых случаях определить данные, которые будут сохраняться в памяти между процессами. Подобного элемента в SADT нет. По­этому ряд авторов считает, что DFD лучше приспособлена для по­строения моделей создаваемых систем автоматизации управления, в то время как SADT ориентирована на общие аспекты построения модели системы управления.

Методология ERD. Предназначена для построения моделей данных и обеспечивает стандартизованный способ описания данных и определения связей между ними. Основными элементами методо­логии являются понятия сущность, отношение и связь. Сущности задают базовые типы информации, а отношения указывают, как эти типы данных взаимодействуют между собой. Связи объединяют сущности и отношения. ERD используется, в частности, для по­строения моделей данных в хранилищах DFD.


20




Методология STD. Предназначена для моделирования аспектов функционирования системы, зависящих от времени или реакции на события (так называемая работа в реальном времени). Основными элементами STD служат понятия - состояние, начальное состояние, переход, условие и действие. С помощью этих понятий описывается поведение системы во времени и в зависимости от наступающих событий. Модель STD представляет собой графическое изображение диаграммы переходов системы из одного состояния в другое. Со­стояния системы на этой диаграмме отображаются прямоугольника­ми, а условия и действия - стрелками, объединяющими состояния. STD используется, в частности, для описания зависящего от времени поведения системы в моделях DFD.

Объектно-ориентированные методы

Объектно-ориентированный подход к построению моделей системы управления отличается от структурного большим уровнем аб­стракции и основывается на представлении системы в виде совокуп­ности объектов, взаимодействующих между собой путем передачи определенных сообщений. В качестве объектов предметной области могут служить конкретные предметы или абстрагированные сущно­сти - заказ, клиент и т.п.

В отличие от структурных методов, суть которых мы попытались выше объяснить «на пальцах», здесь нам пришлось бы опери­ровать такими понятиями, как классы, экземпляры, инкапсуляция, полиморфизм, наследование и пр. Поэтому ограничимся лишь не­сколькими практическими замечаниями.

В результате применения объектно-ориентированного подхода модель системы так же, как и при использовании структурных мето­дов, представляется совокупностью диаграмм, которые строятся по определенным правилам. Одним из примеров объектно-ориентированных методологий может служить методология UML (Unified Modeling Language). Отметим, что объектно-ориенти­рованный подход не противопоставляется структурному, а может служить его дополнением. Например, для формализации модели бизнеса может использоваться методология IDEFO, а при построе­нии модели системы управления - методология UML.

Подробнее с методологиями построения моделей систем управ­ления предприятием можно познакомиться в [3, 4].

21

1.2.2 Основы концепций MRPII, ERP, APS, CSRP

В конкурентной борьбе побеждает тот, кто быстрее других реа­гирует на изменения в бизнесе и принимает более верные решения. Именно информационные технологии помогают руководителям промышленных предприятий в решении этих сложных задач. Стра­ны рыночной экономики имеют большой опыт создания и развития информационных технологий для промышленных предприятий. В этом разделе мы рассмотрим некоторые из концепций построения современных систем управления предприятием, пришедших к нам с Запада.

Концепция MRPII

Одним из наиболее распространенных методов управления про­изводством и дистрибуции в мире является стандарт MRPII (Manu­facturing Resource Planning) - планирование производственных ре­сурсов, разработанный в США и поддерживаемый американским обществом по контролю за производством и запасами - American Production and Inventory Control Society (APICS).

MRPII представляет собой методологию, направленную на управление ресурсами предприятия. Упрощенно говоря, она предла­гает ряд способов решения задач управления производством (фор­мирование плана предприятия, планирование продаж, планирование производства, планирование потребностей в материальных ресурсах и производственных мощностей, оперативное управление производством).

MRPII - это набор проверенных на практике разумных принци­пов, моделей и процедур управления и контроля, служащих повы­шению показателей экономической деятельности предприятия. Идея MRPII опирается на несколько простых принципов, например, раз­деление спроса на зависимый и независимый.

В основу MRPII положена иерархия планов. Планы нижних уровней зависят от планов более высоких уровней, т.е. план высшего уровня предоставляет входные данные, намечаемые показатели и/или какие-то ограничительные рамки для планов низшего уровня.

22

Кроме того, эти планы связаны между собой таким образом, что ре­зультаты планов нижнего уровня оказывают обратное воздействие к» планы высшего уровня.

Концепция ERP

По мере внедрения стандарта MRPII были выявлены его определенные недостатки, в результате устранения которых появилась но-й11я методология ERP (Enterprise Resource Planning) - планирование ресурсов предприятия. Основным отличием этой концепции от MRPII является ориентация на работу с финансовой информацией и возможность планирования не только производственных, но и иных ресурсов предприятия. В частности, дополнительно к функциям MRPII в концепции ERP появляются следующие:

• прогнозирование спроса;

• управление проектами;

• ведение технологической информации;

• управление затратами;

• управление финансами;

• управление кадрами.

По сути ERP является более совершенной модификацией MRPII. Однако следует отметить, что расширение функционала системы за счет возможности комплексного управления не только материальны­ми, но и другими ресурсами предприятия значительно увеличивает ее стоимость, и усложняет работы по внедрению подобных систем.

Концепция APS

Концепция APS (Advanced Planning and Scheduling) - расширен­ное управление производственными графиками - является развити­ем фундаментальных основ, на которых построена ERP. Возникно­вение этой концепции связано с повышением динамизма современ­ных производственных систем, определяющего важность таких задач, как, например, обеспечение максимально точного срока выпол­нения заказов одновременно с минимальной длительностью выпол­нения соответствующих работ в условиях ограниченности имею­щихся ресурсов. Особенностью этой концепции является, в частности, возможность решать такие задачи, как «проталкивание» срочно­го заказа в производственные графики и распределение заданий с

23

учетом приоритетов и ограничений. В системах, реализующих кон­цепции APS, при построении вариантов планирования и распределе­ния ресурсов широко используются современные методы оптимиза­ции (от строгих математических до эвристических). Отметим, что концепции APS в настоящее время часто используются при создании специализированных модулей в ERP-системах.

Концепция CSRP

Последняя (по сроку разработки) из концепций управления про­изводственными ресурсами - CSRP (Customer Synchronized Resource Planning) - планирование ресурсов, синхронизированное с потреби­телем, была предложена компанией SYMIX. Сущность данной кон­цепции состоит в том, что при планировании и управлении компани­ей можно и нужно учитывать не только основные производственные и материальные ресурсы предприятия, но и все те ресурсы, которые обычно рассматриваются как «вспомогательные», или «накладные». Это все ресурсы, потребляемые во время маркетинговой и «теку­щей» работы с клиентом, послепродажного обслуживания продан­ных товаров, перевалочных и обслуживающих операций, а также внутрицеховые ресурсы, т.е. элементы всего жизненного цикла товара.

Действительно, чтобы правильно управлять стоимостью товара, чтобы понимать, сколько стоит продвижение, производство и об­служивание товара данного типа, нужно учитывать все элементы его функционального жизненного цикла. Обратите внимание, что затра­ты на сервис, логистику и на маркетинг очень часто рассматривают­ся как накладные расходы. С точки зрения бухгалтерии это может быть и хорошо, но с точки зрения управления себестоимостью и оценки реальных затрат плохо, потому что в этой ситуации вы не имеете реальных затрат по конкретному виду товара, а сейчас это очень существенный компонент.

Реализация концепции CSRP на конкретном предприятии позво­ляет управлять заказами клиентов и в целом всей работой с ними на порядок «тоньше», чем это было с применением ранее рассмотрен­ных методологий. Например, можно учесть возможные вариации спецификации изделия или технологической цепочки, что, как пока­зывает практика, требуется достаточно часто. При расчете себестои­мости можно учесть даже дополнительные операции по тестирова-

24

пию и административному обслуживанию заказа, не говоря уже о послепродажном обслуживании, что практически невозможно в MRP/ERP-системах, где данные расходы анализируются только "постфактум».

Подробно с концепциями построения современных систем управления предприятием вы можете познакомиться по материалам книги [4] и приведенной в ней библиографии.

1.2.3

Цели и области применения формализованных методов

Формализованные методы построения модели предприятия при­меняются при проведении так называемого обследования предприятия, имеющего целью отразить состояние деятельности предприятия по принципу «как есть».

Подобное обследование может проводиться, например, в рамках так называемого управленческо-организационного консалтинга и выполняется фирмой, внедряющей автоматизированную систему управления. Построенная в процессе обследования модель «как есть» используется в дальнейшем в качестве основы для поиска уз­ких мест в управлении и построения модели по принципу «как должно быть» с выработкой рекомендаций по реорганизации систе­мы управления. При построении этой модели также используются формализованные методы.

Концепции построения систем управления служат сегодня осно­вой для разработки автоматизированных систем управления пред­приятиями. В литературе, периодике и рекламных проспектах вы можете, например, встретить такие слова, как «система класса MRPII», «система класса MRP/ERP» и т.п. Мы с сожалением должны

отметить, что практически столкнуться с использованием таких систем придется, вероятно, очень немногим из вас. На сегодняшний день это зарубежные и весьма дорогостоящие системы. Позволить себе внедрить такую систему может только очень крупное предприятие, обладающее свободными финансовыми ресурсами и необходимым персоналом. Подробнее об этом мы поговорим в главе 4.

25

1.3

Общие проблемы автоматизации управления предприятием

Настала пора вернуться к основной теме книги - автоматизации управления предприятием. В этом разделе мы поговорим о некото­рых общих моментах, связанных с этой деятельностью.

Во-первых, хотим предупредить тех, кто свято верит в безгра­ничные возможности компьютеров. Не обольщайтесь! В действи­тельности даже самые современные системы автоматизации управ­ления предприятием управленческих решений сегодня самостоя­тельно не принимают.

Дело в том, что для автоматизации принятия управленческих решений на верхнем уровне необходимо учитывать очень большое число трудно формализуемых факторов. Далеко не все из них могут быть выражены количественно. Поэтому автоматизация управления сегодня - это, в основном, автоматизация различных областей учета, документооборота и др. с целью оперативной подготовки информа­ции для принятия руководителями различных уровней обоснован­ных управленческих решений. Таким образом, основным результа­том внедрения автоматизированной системы управления для вас явится возможность получения необходимой информации. А по­скольку информация эта необходима именно вам, следует принять самое непосредственное участие в процессе автоматизации.

Вам придется руководить работами по крайней мере в следую­щих направлениях:

• выбор подхода к построению автоматизированной системы управления на вашем предприятии;

• выбор конкретной базовой программной системы управления из имеющихся на рынке;

• построение модели системы управления вида «как есть» и, воз­можно, ее реорганизация на базе модели «как должно быть»;

• внедрение системы автоматизации управления;

• анализ плановой эксплуатации системы и определение направле­ний ее развития в соответствии с направлениями развития вашего бизнеса.

26

На каждом из перечисленных этапов вас могут подстерегать подводные камни, на которых "корабль автоматизации" может по­учить пробоину или просто затонуть. Нелишне также иметь в виду » обстоятельство, что внедренная система постепенно морально стареет и потребует обновления. В этом смысле нам очень понравилось сравнение автоматизации управления с ремонтом, встретившееся в одной из статей: автоматизацию, как и ремонт, нельзя завершить, ее можно только прекратить! Утешением от всех этих напастей для вас может служить перспектива успешного развития бизнесa с использованием новых возможностей управления за счет вне­сения автоматизированной системы.

На этой веселой ноте мы и завершаем первую главу книги. В последующих главах рассмотрим практические пути решения ваших проблем.

  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Ю. В. Ирюпин к омплексная автоматизация управления предприятием icon«Автоматизация управления бюджетом и эффективностью бизнеса»
Для того чтобы эффективно управлять предприятием, в любой момент времени необходимо иметь доступ к информации о его текущем финансовом...

Ю. В. Ирюпин к омплексная автоматизация управления предприятием iconЛекция 4 Методология системы управления экологической деятельностью...
Недрить в общую систему управления предприятием экологическое управление была предпринята в 80-х годах ХХ века, во время разработки...

Ю. В. Ирюпин к омплексная автоматизация управления предприятием iconРуководство пользователя Москва Фирма ООО «Автоматизация. Внедрение. Технологии»
Авт: Модуль интеграции для 1С: Управление торговлей 8 ред. 10. 3 и 1С: Управление производственным предприятием 3

Ю. В. Ирюпин к омплексная автоматизация управления предприятием iconУчебное пособие по предмету «Автоматизация технологических процессов»...
Учебное пособие написано в соответствии с типовой программой по предмету «Автоматизация технологических процессов»для обучающихся...

Ю. В. Ирюпин к омплексная автоматизация управления предприятием iconКурсовая работа «Организация управления предприятием в условиях рыночной...
Мероприятия по повышению организации управления на ОАО «Нефтепроммаш»

Ю. В. Ирюпин к омплексная автоматизация управления предприятием icon2. Системы автоматизации и управления гостиничным предприятием
Системы управления: понятие, факторы, влияющие на управление, подходы к выбору систем

Ю. В. Ирюпин к омплексная автоматизация управления предприятием iconТехническое задание на выполнение комплекса работ по объекту: «Комплексная...
Перспективы развития ао «крымтэц» ограничиваются низким уровнем автоматизации управления. В настоящее время автоматизация присутствует...

Ю. В. Ирюпин к омплексная автоматизация управления предприятием iconТехническое задание на выполнение работ по тиражированию типового...
Открытый запрос предложений в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по тиражированию типового решения...

Ю. В. Ирюпин к омплексная автоматизация управления предприятием iconТехнические требования
«управления информационными технологиями и сервисным обслуживанием, автоматизация процессов и служб service desk»

Ю. В. Ирюпин к омплексная автоматизация управления предприятием icon«Автоматизация управления договорами в холдинге»
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Ю. В. Ирюпин к омплексная автоматизация управления предприятием iconОсновные функциональные возможности
С: Предприятие 0 Управление производственным предприятием и является комплексным решением, охватывающим основные контуры управления...

Ю. В. Ирюпин к омплексная автоматизация управления предприятием iconРабочая программа дисциплины Программно-технические комплексы управления
Направление подготовки: 15. 04. 04 – Автоматизация технологических процессов и производств

Ю. В. Ирюпин к омплексная автоматизация управления предприятием iconЛитература Введение
Методологические вопросы совершенствования управления предприятием на современном этапе

Ю. В. Ирюпин к омплексная автоматизация управления предприятием iconРабочая программа дисциплины «Интегрированные системы проектирования и управления»
Направление подготовки (специальность) 15. 03. 04 Автоматизация технологических процессов и производств

Ю. В. Ирюпин к омплексная автоматизация управления предприятием iconАвтоматизация пищевых производств
Благовещенская М. М. Информационные технологии систем управления технологическими процессами. М.: Высшая школа, 2005. 768с

Ю. В. Ирюпин к омплексная автоматизация управления предприятием iconРабочая программа дисциплины в. Дв. 3-2«Интегрированные системы диагностики и управления»
Направление подготовки (специальность) 15. 03. 04 Автоматизация технологических процессов и производств


Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск