ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Кружок “Практическая химия” ориентирован на учащихся, которые проявляют интерес к учебному предмету. Работа организована по принципу добровольности. В кружке могут заниматься учащиеся, которые желают расширить свои знания по химии или выбрали предмет для прохождения государственной итоговой аттестации. Подбор заданий проводится в соответствии с уровнем подготовки и с учётом желания.
Целью создания кружка является формирование у учащихся глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических превращений, приобретение необходимых практических умений и навыков по лабораторной технике; решение задач повышенного уровня сложности.
Занятия в кружке тесно связаны с общеобразовательным курсом и способствуют расширению и углублению знаний, получаемых на уроках химии, развивают и укрепляют навыки экспериментирования, поэтому состав учащихся должен быть постоянным.
Программа кружка включает в себя знакомство с приёмами лабораторной техники изучение веществ и материалов, и их применение, решение задач, консультации по отдельным вопросам неорганической и органической химии.
Члены кружка могут практически использовать свои знания в школе на уроках химии и в быту.
Программа кружка “Практическая химия” рассчитана на учащихся 9 классов (34 часа в год / 1 час в неделю), включает в себя два модуля: «Химия и медицина» и «Решение задач и упражнений», каждый модуль рассчитан на 17 часов. Кружек способствует подготовке обучающихся к олимпиадам, его продолжением может быть изучение предмета на профильном уровне.
Особое внимание уделено составу, фармакологическим свойствам препаратов, общей культуре обращения с лекарственными средствами. При этом учащиеся усваивают, что здоровый образ жизни позволяет надолго сохранить активность и поможет избежать многих болезней и проблем. В организации курса большое внимание уделяется практической работе. Ознакомление с организацией работы работников медицинских специальностей, нацеливают учащихся на получение углубленных знаний по выбранному профилю.
Таким образом, содержание данного курса вводит учащихся в область теоретических основ медицины, связанных с сохранением здоровья, а также частично обеспечивает профессиональную ориентацию старшеклассников.
Второй модуль направлен на решение задач, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение учебного материала по предмету. Чтобы научиться химии изучение теоретического материала должно сочетаться с систематическим использованием решения различных задач. В школьной программе существует эпизодическое включение расчетных задач в структуру урока химии, что может привести к поверхностным представлениям у обучающихся о химии, процессов в природе и технике.
Выполнение задач расширяет кругозор обучающихся, позволяет устанавливать связи между явлениями, между причиной и следствием, развивает умение мыслить логически, воспитывает волю к преодолению трудностей.
Главным назначением кружка является:
совершенствование подготовки учащихся с повышенным уровнем мотивации к изучению химии
использование химических знаний в практической деятельности;
формирование и закрепление полученных умений и навыков при демонстрации и проведении лабораторных и практических работ
сознательное усвоение способов решения задач по химии, с применением знаний теоретического материала, развитие логического мышления, приобретение необходимых умений работы с литературой и другими источниками.
Задачи:
формировать и систематизировать знания обучающихся о строении, свойствах, применении веществ, их соединений;
познакомить обучающихся с процессами, происходящими в организме человека, с действием химических веществ на организм человека, с правилами гигиены; с историей важнейших открытий медицины; с приемами оказания доврачебной помощи;
формировать предметные УУД, умение решать задачи;
совершенствовать умения обращения с химическими веществами, химическими приборами и оборудованием;
формировать умения самостоятельной работы, воспитание воли к преодолению трудностей, трудолюбие и добросовестность;
формировать умения логически мыслить;
формировать коммуникативные УУД;
формировать ИКТ компетенции при использовании различных источников для поиска, составления и обмена информацией.
Особенности кружка: метапредметный подход (использование знаний по математике, физике, биологии, медицине); использование задач из различных источников, а также составление авторских задач и их решение.
Ожидаемый результат:
После прохождения программы кружка, обучающиеся должны знать:
формы лекарственных препаратов, их применение и влияние на организм человека;
правила хранения лекарственных веществ в быту;
свойства, применение и правила использования в домашних условиях йодной настойки, борной кислоты, растворов перекиси водорода, нашатырного спирта, перманганата калия;
свойства ядовитых веществ, правила их хранения и меры оказания первой доврачебной помощи при отравлениях ими;
элементарные сведения о фармакологической и химической классификациях лекарственных веществ;
правила техники безопасности при обращении с химическими веществами;
стандартные алгоритмы решения задач;
способы решения различных типов усложненных задач;
основные формулы и законы, по которым проводятся расчеты.
После изучения программы кружка учащиеся должны уметь:
объяснять применение лекарственных веществ, исходя из знаний об их свойствах,
использовать лекарственные вещества в домашних условиях,
составлять простейшие уравнения химических реакций, протекающих с изучаемыми лекарственными веществами,
обращаться с химической посудой, оборудованием и реактивами;
решать задачи различного уровня сложности, а также различных типов;
четко представлять сущность описанных в задаче процессов;
видеть взаимосвязь происходящих химических превращений и изменений численных параметров системы, описанной в задаче;
работать самостоятельно и в группе;
самостоятельно составлять типовые химические задачи с помощью различных источников и объяснять их решение;
владеть химической терминологией;
пользоваться справочной литературой по химии для выбора количественных величин, необходимых для решения задач.
Кружек базируется на знаниях, получаемых при изучении обучающимися различных предметов (математики, химии, физики) в основной школе. Это необходимо для того, чтобы обучающиеся овладели важнейшими вычислительными навыками, алгоритмами решения типовых химических задач, умели применять при решении задач важнейшие физические и химические законы.
Особое внимание в программе курса уделяется изучению алгоритмов решения задач на уравнениях реакций, в том числе на превращения, происходящие в растворах; использование газовых законов; нахождение молекулярных формул неорганических веществ.
Для обучающихся быстро освоивших типы задач и их решения, могут быть предложены задачи комбинированного характера, кроме того, предлагается знакомство с тестовыми заданиями, используемыми при проведении олимпиадными заданиями.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Учебно-тематический план модуля «Химия и медицина»
№
|
Название темы
|
Количество
часов
|
1
|
Введение
|
1
|
2
|
Самые простые из лекарств
|
6
|
3
|
Органические вещества
|
5
|
4
|
Ядовитые вещества
|
4
|
5
|
Итоговое занятие
|
1
|
Тематическое планирование модуля «Химия и медицина»
№
|
Тема
|
Кол-во часов
|
Содержание темы
|
Форма контроля
|
Введение 2 часа
|
|
1
|
Первые шаги химии в медицине. Парацельс – основоположник медицинской химии.
|
1
|
Понятие о фармакологии, химиотерапии.
Парацельс — основоположник медицинской химии. Клавдий Гален — фармаколог. П.Эрлих—основоположник химиотерапии. Профессии: химик, биохимик, фармацевт, лаборант. Лекарственные вещества. Классификации лекарственных веществ.
|
|
2
|
Лекарственные вещества. Формы лекарственных препаратов.
|
1
|
Формы лекарственных препаратов.
Лабораторные опыты. Ознакомление с формами лекарственных препаратов
|
Отчет по лаб опытам.
|
Тема 1. Самые простые из лекарств – 6 часов
|
3.
|
Перманганат калия. История открытия. Окислительные свойства.
|
1
|
Перманганат калия. История открытия. Физические свойства. Окислительные свойства. Лаб. опыты «Жидкий хамелеон». Обесцвечивание раствора перманганата калия активированным углем
|
Отчет по лаб опытам.
|
4.
|
Применение раствора перманганата калия в быту, в медицине
|
1
|
Применение растворов перманганата калия в быту, в медицине. Правила хранения. Меры первой помощи при отравлении концентрированным раствором перманганата калия.
|
|
5.
|
Пероксид водорода. История открытия. Физические, химические свойства. Применение в медицине.
|
1
|
Пероксид водорода. История открытия. Пергидроль. Физические, химические свойства. Применение в медицине: кровоостанавливающее и дезинфицирующее средство.
Лаб. опыты Разложение пероксида водорода. Н202 — окислитель, восстановитель.
|
Отчет по лаб опытам.
|
6.
|
Иод. История открытия. Физические, химические свойства. Применение.
|
1
|
Йод. История открытия. Строение. Физические и химические свойства. Применение.
Лаб. опыты Растворение йода в воде, в спирте. Распознавание иодидов.
|
Отчет по лаб опытам.
|
7.
|
Борная кислота, борный спирт, антисептическая активность.
|
1
|
Борная кислота, борный спирт, антисептическая активность. Физиологический раствор. Ляпис. Нашатырный спирт. Гексагидрат хлорида кальция. Гептагидрат сульфата цинка. Активированный уголь.
|
|
8.
|
Практическая работа №1 Приготовление раствора хлорида кальция с заданной массовой долей
|
1
|
Практическая работа № 1. Приготовление раствора хлорида кальция с заданной массовой долей.
|
Отчет о практич. работе
|
Тема 2. Органические вещества – 5часов
|
9
|
Понятие об органических веществах, отличие от неорганических
|
1
|
Понятие об органических веществах, отличие от неорганических.
|
|
10
|
Аспирин, физические свойства, история получения, применение.
|
1
|
Аспирин, физические свойства, история получения, применение. Лаб. опыты. Растворение в воде аспирина, фталазола.
|
|
11-12
|
Антибиотики
|
2
|
Фталазол. Хинин. Антибиотики. Лаб. опыты. Определение салициловой и уксусной кислот
|
Отчет по лаб опытам.
|
13
|
Практическая работа №2 Распознавание лекарственных веществ
|
1
|
|
Отчет о практич. работе
|
Тема 3 Ядовитые вещества
|
14
|
Яды. Классификация ядовитых веществ.
|
1
|
Яды. Классификация ядовитых веществ.
|
|
|
Угарный газ: признаки отравления. Оказание первой помощи
|
1
|
Угарный газ: признаки отравления. Оказание первой помощи.
|
|
15
|
Ртуть. Токсичность паров ртути. Соли ртути
|
1
|
Ртуть. Токсичность паров ртути. Соли ртути: каломель, сулема, применение в медицине.
|
|
16
|
Токсичность органических растворителей. Правила хранения ядов в быту. Меры первой помощи при отравлении
|
1
|
Мышьяк. Свинец. Соединения хрома. Токсичность органических растворителей. Правила хранения ядов в быту. Меры первой помощи при отравлении. Химия и медицина
|
|
17
|
Итоговое занятие
|
1
|
|
|
Учебно-тематический план модуля «Решение задач и упражнений»
№
|
Название темы
|
Количество
часов
|
1
|
Основные законы и понятия химии
|
5
|
2
|
Количественные соотношения в газах и в растворах
|
3
|
3
|
Задачи на уравнениях реакций
|
7
|
4
|
Итоговый контроль (авторские задачи) Решение олимпиадных задач 9 класса
|
2
|
Содержание деятельности
Занятия в соответствии с программой курса предполагают: повторение теоретических вопросов, изученных в изучаемых в 9 классе, их углубление и расширение; применение теоретических знаний на практике; знакомство с основными типами расчетных задач, включая усложненные; обучение самостоятельному решению задач.
Модуль «Решение практических задач»
№
|
Тема
|
Кол-во часов
|
Содержание темы
|
Форма контроля
|
Основные законы и понятия химии
|
|
1
|
Общие требования к решению задач по химии. Способы решения задач.
|
1
|
В общие способы решения химических задач, порядок действий: краткая запись условия задачи; выявление химической сущности задачи, составление уравнений всех химических процессов и явлений; соотношения между качественными и количественными данными задачи; математические расчеты
|
Входное тестирование
|
2
|
Решение задач на нахождение массовых долей элементов в веществе.
|
1
|
Создание алгоритма решения расчетных задач; развивать умения оформлять расчетные задачи, решение задач на нахождение массовых долей элементов.
|
Отчет по решенным задачам
|
3, 4
|
Задачи на нахождение неизвестного индекса по данным массовой доли одного из элементов в веществе
|
2
|
Алгоритм решения задач, решение задач на нахождение неизвестного индекса по данным массовой доли одного из элементов в веществе
|
Самоконтроль, взаимопроверка в парах, сверка с образцами решения задач
|
5
|
Задачи с использованием количества вещества при нахождении объёма газов, числа молекул и массы вещества
|
1
|
Алгоритм решения задач, расчет молярных масс веществ по химическим формулам. Выполнение упражнений с использованием понятий «постоянная Авогадро», «количество вещества», «масса» «молярная масса»
|
Отчет по решенным задачам
|
Количественные соотношения в газах и в растворах
|
|
6
|
Вычисления с использованием закона Авогадро и следствий из закона.
|
1
|
Алгоритм решения задач, решение задач с использованием закона Авогадро и следствий из закона
|
Отчет по решенным задачам
|
7
|
Задачи на нахождение массовых долей растворённых веществ в растворах
|
1
|
Алгоритм решения задач, решение задач и упражнений на расчет массовой доли и нахождение массы компонента смеси
|
Самоконтроль, взаимопроверка в парах, сверка с образцами решения задач
|
8
|
Задачи на концентрирование, разбавление и смешивание растворов веществ, между которыми не происходят реакции
|
1
|
Алгоритм решения задач, решение задач и упражнений на расчет массовой доли и нахождение массы компонента смеси при разбавлении, смешивании и концентрировании растворов.
|
Отчет по решенным задачам
|
Задачи на уравнениях реакций
|
|
9
|
Задачи на уравнениях реакций
|
1
|
Алгоритм решения задач, решение задач на нахождение количества, массы или объема продукта реакции по количеству, массе или объему исходного вещества.
|
Отчет по решенным задачам
|
10
|
Задачи на уравнениях реакций, когда одно из реагирующих веществ содержит примеси
|
1
|
Алгоритм решения задач, решение задач с использованием понятия «доля» (исходное вещество дано в виде раствора заданной концентрации или содержит определенную долю примесей)
|
Отчет по решенным задачам
|
11
|
Задачи на уравнениях реакций с указанием практического выхода реакции
|
1
|
Алгоритм решения задач, решение задач на уравнениях реакций с указанием практического выхода реакции
|
Отчет по решенным задачам
|
12
|
Задачи на избыток и недостаток
|
1
|
Алгоритм решения задач, решение задач на избыток и недостаток
|
Отчет по решенным задачам
|
13
|
Комбинированные задачи
|
1
|
Решение усложненных задач, объединяющих вычисления по химическим формулам, уравнениям, количественного состава растворов различными способами
|
Отчет по решенным задачам
|
14-15
|
Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций с использованием метода электронно-ионного баланса и расчеты по ним.
|
2
|
Понятие об окислителе и восстановителе, окислении и восстановлении. Составление уравнений ОВР методом электронного баланса
|
Отчет по решенным задачам
|
Итоговый контроль
|
|
16-17
|
Авторские задачи. Представление учащимся авторских сборников задач по материалу элективного курса.
|
2
|
Решение избранных авторских задач разных типов
|
Защита авторских задач
|
Перспективный план
|
|
Решение олимпиадных задач 9 класса
|
|
|
Решение олимпиадных задач
|
2
|
Решение олимпиадных задач
|
Отчет по решенным задачам
|
|
Школьная олимпиада по химии
|
1
|
Решение олимпиады за 9 класс
|
Конкурс
|
|
Методическое обеспечение программы кружка
Необходимое оборудование и методическое сопровождение курса:
набор химических реактивов и лекарственные препараты;
периодические издания;
качественные реакции на катионы и анионы
задачники по химии;
справочники;
орг. техника;
периодическая система химических элементов;
таблица растворимости;
доступ в Интернет;
химическая посуда.
Методы используемые на занятиях:
поисковый;
учебный диалог;
решение задач;
самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации;
проектная деятельность;
химический эксперимент;
подготовка тематических сообщений;
консультирование.
|
Формы обучения: решение химических задач с использованием логических приемов, выполнение химического эксперимента, лабораторные работы, семинары, лекции, работа с учебниками, задачниками и периодическими изданиями, индивидуальные консультации, защита проектов. Предусматривается и активная форма обучения, выполнение учащимися самостоятельных работ по решению экспериментальных задач с использованием инструкции
Формы контроля образовательных достижений обучающихся:
Текущий контроль: по лабораторным работам, отчет по решенным задачам по теме;
Тематический контроль: отчет по решенным задачам по теме, письменные работы;
Итоговый контроль: защита авторских проектов, олимпиада.
Критерии оценивания
|
Критерии оценивания умений учащихся решать расчетные задачи
|
Критерии оценивания письменных работ
|
«Здорово!!!»
|
В логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.
|
Ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка
|
«Постарайся еще!»
|
В логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.
|
Ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
|
«Можно лучше!!!!»
|
В логическом рассуждении и решении нет ошибок, но допускается существенная ошибка в математических расчетах.
|
Работа выполнена не менее, чем на половину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.
|
|
|
|
|
Источники информации для педагога
Алексинский В. Н, Занимательные опыты по химии. — М.: Просвещение, 1995.
Аликберова Л. Ю. Занимательная химия. — М.: АСТ-Пресс, 1999.
Аликберова Л. Ю., Хабарова Е. И. Задачи по химии с экологическим содержанием. — М.: Центрхим- пресс, 2001.
Артеменко А. И. Удивительный мир органической химии. — М.: Дрофа, 2007.
Будруждак П. «Задачи по химии»
Ерохин Ю.М. Фролов В.И. «Сборник задач и упражнений по химии»
«Контрольные и проверочные работы по химии 8 класс» О.С. Габриеляна «Химия – 8 класс»
Кузименко НГ.Е., Еремин В.В. «2500 задач с решением»
Цитович И.К., Протасов П.И. «Методика решения расчетных»
Адамович Т.П., Васильева Г.И. «Сборник олимпиадных задач по химии
Хомченко И.Г. «Сборник задач и упражнений для не химических техникумов»
Хомчеснко Г.П. «Задачи по химии для поступающих а ВУЗы»
Источники информации для обучающихся
Абкин Г.Л. «Задачи и упражнения по химии»
Габриелян О.С. «Химия в тестах, задачах упражнениях»
Гравусейко Н.П. «Проверочные работы по неорганической химии»
Савина А„ А. Я познаю мир. Химия. — М.: Детская энциклопедия, 2001.
Саинкина Е.В., Свердлова Н.Д «Сборник задач и упражнений по химии»
Суворовцева Р. П. «Сборник задач и упражнений по химии
Корощенко А.С., Яшукова А.В., Иванова Р.Г. Химия. Итоговая аттестация.
Троегубова Н.П. , Стрельникова Е.Н. Контрольно- измерительные материалы. Штремплер Г. И. Химия на досуге. — М.: Просвещение, 1996.
Энциклопедический словарь юного химика. М.: Педагогика-Пресс, 1997.
Хомченко Г. П. Химия для поступающих в вузы. М.: Высшая школа, 1985.
Кузьменко Н. Е. Химия для школьников старших классов и для поступающих в вузы. М.: Дрофа,1999
|