Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования
«Московский педагогический государственный университет»
Институт искусств
Шилова Виктория Александровна
«РАЗРАБОТКА ОБУЧАЮЩЕГО МОДУЛЯ ДЛЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПО ADOBE PHOTOSHOP»
Код и направление подготовки: 44.04.01 «Педагогическое образование»
Наименование магистерской программы: «Инновационные технологии в художественном образовании»
Выпускная квалификационная работа магистра
(магистерская диссертация)
Научный руководитель
Доктор педагогических наук,
академик РАЕ, профессор кафедры
художественного образования
Ткалич С. К.
и. о. зав. кафедрой
художественного образования
Татенашвили Н. О.
Рецензент
кандидат педагогических наук,
Крутских В.В
Проверка на объем заимствований:
97,58 % авторского текста
Москва – 2016 год
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3
ГЛАВА I
МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Значение компьютерных технологий в школьном образовании……..10
Области применения инновационных технологий в школе для развития детей …………………………………………………………...14
Системный анализ и сравнение компьютерной графики, как учебной дисциплины на уроках информатики в школах…….………………....20
Ретроспекция: история появления графического редактора Adobe Photoshop……………..…………………………………………………..30
Вывод по главе I ………………………………………………………………...33
ГЛАВА II
«РАЗРАБОТКА ОБУЧАЮЩЕГО МОДУЛЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ КЛАССОВ ПО ADOBE PHOTOSHOP»
2.1. Общие аспекты в создании обучающего модуля………………………34
2.2 Разработка структуры обучающего модуля…………………………….41
2.3 Разработка комплексных уроков в модуле…………………………......45
2.4 Апробация и самоанализ открытого урока обучающего модуля…….96
Вывод по главе II……………………………………………………………….106
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………..........................................107
Список литературы………………………………………………………......108
Приложение................................................................................................116
ВВЕДЕНИЕ
ЗАКАЗЧИК: Муниципальное Автономное Общеобразовательное Учреждение Средняя Общеобразовательная школа №14. Адрес 143980, Московская область, г. Железнодорожный, ул. Маяковского, дом 32. Директор школы Добужская Елена Юрьевна. Контакты для связи: телефон 8 (495) 567-35-56, E-маil: maou-soch14@inbox.ru
ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ: разработать модуль по графическому редактору Adobe Photoshop, направленный на приобщение учащихся средних классов к прикладной информатике. Модуль предназначен для обучения учащихся средних классов основам дисциплины «Компьютерная графика».
1. Основание для разработки.
Обучающая программа была разработана в соответствии с «Планом по созданию обучающего модуля для детей средних классов МАОУ СОШ №14 от 1 сентября 2016 года. План находится на официальном сайте Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №14.
2. Требования заказчика к разработке.
Наличие титульной, иллюстративной обложки.
Наличие введения о содержании данного курса.
Наличие разделов, с краткой аннотацией о каждом разделе.
Наличие нескольких тематических уроков в каждом разделе.
Наличие иллюстративного материала в уроках.
В конце каждого урока должен быть использован проверочный тест для эффективного закрепления.
Принцип доступности содержания текста в модуле.
Последовательность тем по уровню сложности.
В конце модуля прописывается навигационное содержание по разделам и урокам.
Требования к графическому оформлению модуля.
Иллюстративный, графический материал должен соответствовать классификации информационной продукции в соответствии с ФЗ № 436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
Единое колористическое решение.
Размер шрифта, цвета и сочетание цветов должны учитывать нормы СанПин.
Размещение иллюстративного материала и текста в модуле должны учитывать нормы СанПин.
Цель: создать комплексный модуль по графическому редактору Adobe Photoshop, направленный на приобщение учащихся средних классов общеобразовательной школы к прикладной информатике.
Актуальность темы ВКР. Востребованность учебно-методических разработок, методических пособий, учебников для детей средних классов по дисциплине «Компьютерная графика» постоянно отмечается руководством школ и педагогами в научных статьях, в устных выступлениях на конференциях.
Проблематика вопроса в том, что профессиональные разработчики не понимают специфику работы с детьми среднего школьного возраста, не могут распределить постепенное формирование мыслительных реакций и новых технических знаний.
Важнейшим проблематичным вопросом является и единый формат заданий для всех детей среднего школьного возраста, что непрофессионально с позиции прикладной педагогики.
Кроме того, нет единой нормативной экспертной оценки в издательствах: учебно-методические пособия по данной дисциплине являются разнотипными в техническом и практическом обучении, что не связано с развитием креативного мышления. Учащиеся средних классов такой ситуации непрофессионального обучения практически не защищены от «перегруженных» техническими идеями педагогов-программистов.
Выявленный проблемный комплекс учебной практики в общеобразовательной школе стал основой для появления идеи авторского проектного предложения по созданию максимально удобной, комплексной методики по графическому редактору Adobe Photoshop, отвечающей требованиям ФГОС.
Идея авторского проектного предложения: разработать учебно-методическое пособие для средних классов на основе комбинаторики компьютерной программы и педагогического содержания практических заданий, что в целом формирует познавательный, воспитательный показатель предлагаемого учебно-методического пособия.
Объект исследования: художественно-эстетическое образование в средних классах общеобразовательной школы (МАОУ СОШ №14) в границах дисциплины «Компьютерная графика», утвержденной ФГОС 3+.
Предмет исследования: процесс разработки комплексного, обучающего модуля по графическому редактору Adobe Photoshop по учебной дисциплине «Компьютерная графика» для учащихся средних классов на основе комбинаторики компьютерной программы и педагогического содержания практических заданий, что в целом формирует познавательный, воспитательный показатель предлагаемого учебно-методического пособия.
Методы исследования:
Общетеоретические методы:
1) системный анализ научной литературы по теме ВКР,
2) эмпирический метод анализа учебной практики по освоению предмета «компьютерная графика» в общеобразовательной школе в виде наблюдения, опросов, посещения занятий,
3) сравнительный метод анализа проведения занятия по предмету «Компьютерная графика» в общеобразовательных школах: "Гимназия №1" муниципальное автономное общеобразовательное учреждение городского округа Балашиха Московской области, Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Художественная школа» городского округа Балашиха Московской области мкр. Павлино.
Специальные методы исследования:
1 - изучение печатного учебного обеспечения педагогов в библиотеке общеобразовательной школы,
2 - наличие визуальных вспомогательных материалов при работе с литературой,
3 - аналитический обзор учебно-методических интернет ресурсов в школьной библиотеке МАОУ СОШ № 14.
Практические методы проектной деятельности:
1) поэтапная подготовка проектного предложения,
2) адаптация авторского модуля к образовательной среде общеобразовательной школы среди педагогов и учащихся средних классов,
3) применение метода комбинаторики для взаимодействия компьютерной программы и педагогического содержания практических заданий, и обоснование авторства предложенного технического задания,
4) представление комплекса готового проектного предложения для предзащиты проекта.
Гипотеза. Мы предположили, что комплексный обучающий модуль по графическому редактору Adobe Photoshop, направленный на приобщение учащихся средних классов к прикладной информатике, будет максимально комфортным для освоения, инновационным на основе комбинаторики компьютерной программы и педагогического содержания практических заданий, что в целом формирует познавательный, воспитательный показатель предлагаемого учебно-методического пособия, если:
- будет поставлена и прописана методическая цель каждого занятия,
- после краткого изложения теоретической части должно быть дано практическое задание, понятное и доступное для детей, обучающихся в средних классах.
- каждое занятие, и в целом весь обучающий модуль, должен быть выстроен (разработан педагогом) по принципу ступеней дидактики, адаптированных к мыслительному процессу детей средних классов (познавательная ступень, репродуктивная ступень, творчески-репродуктивная ступень, продуктивная ступень),
- каждый новый урок должен отличаться от предыдущего разнообразными формами привлечения внимания учащихся средних классов к особенностям освоения окружающей среды с помощью графического редактора,
- педагогом должен быть использован индивидуальный и групповой метод организации занятий.
Проектные задачи по выполнению технического задания.
1) Разработка структуры обучающего модуля.
2) Разработка комплексных уроков в структуре модуля.
Порядок работы над созданием обучающего модуля
представлен в форме плана
Первый этап работы.
Формулировка и разработка общих аспектов обучающего модуля.
Создание структуры обучающего модуля.
Второй этап - разработка дизайна.
Детально исследовать стилевые элементы, цветовые решения модуля.
Выбор колорита, цвета.
Разработка композиции цветового соотношения компонентов.
Выбор шрифта.
Третий этап. В течении следующего этапа происходит процесс создания пробного проектирования страниц модуля:
проектировка иллюстративного материала с текстом,
осуществление итоговой сборки модуля.
Четвертый этап. Финальный этап - утверждение комплексного модуля администрацией МАОУ СОШ №14:
1. демонстрация комплексного обучающего модуля,
2. исправление недочетов модуля, по итогам просмотра.
РАБОЧИЙ ПЛАН: этапы разработки
Работа выполняется в следующем порядке:
Этап 1. Разработка структуры обучающего модуля. Создание разделов и тематических уроков.
Этап 2. Создание иллюстративного решения обучающего комплексного модуля. Разработка и оформление всех страниц модуля.
Этап 3. Утверждение обучающего модуля руководством общеобразовательной школы МАОУ СОШ № 14.
Порядок контроля.
Заказчик еженедельно получает письменный отчет о проделанной работе. Контроль пройденного этапа на соответствие поставленной технической задачи организуется Заказчиком в лице директора МАОУ СОШ № 14 Добужской Елены Юрьевны в индивидуальном порядке.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ
Теоретический блок новизны.
Проведен системный анализ литературы и выявлены проблемные вопросы, связанные с преподаванием прикладной информатики в общеобразовательной школе.
Проведен эмпирический анализ ситуации проведения занятий и объем специальной литературы на объекте заказчика (школа).
Сформулирован новый метод «комбинаторики компьютерной программы и педагогического содержания практических заданий», который позволяет разработать каждое занятие с максимальным комфортом для восприятия и освоения учащимися средних классов.
Выдвигается положение, что метод «комбинаторики компьютерной программы и педагогического содержания практических заданий», в целом формирует познавательный, инструментальный, воспитательный показатель работы педагога в общеобразовательной школе.
Практический блок новизны:
1 - разработано учебно-методическое пособие для учащихся средних классов общеобразовательной школы,
2 - предложены нормативные критерии для педагогов в процессе подготовки занятий по предмету «компьютерная графика»,
3 - предложена тематическая рубрика учебно-методического пособия с национально-культурным компонентом, формирующая познавательный, воспитательный показатель работы педагога в общеобразовательной школе,
4 - представлен алгоритм адаптации спроектированного занятия по методу «комбинаторики компьютерной программы и педагогического содержания практических заданий». Адаптация проведена на базе заказчика как показательный урок.
На защиту представлены:
Текст магистерской диссертации/80 страниц с иллюстративным приложением,
Акт о выполнении технического задания и приеме проектного учебно-образовательного модуля,
Отзыв Руководства общеобразовательной школы - заказчика,
Рецензия независимого эксперта (педагоги школы-заказчика),
Справка проверки «Антиплагиат»,
Планшеты/постеры проектного предложения,
Презентация – 13 слайдов,
Портфолио с научными рекламными страницами.
ГЛАВА I
МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
1.1 Значение компьютерных технологий в школьном образовании
В настоящее время инновационные компьютерные технологии всё больше проникают в сферу школьного образования и деятельности человека.
Несколько лет назад дети на уроках изобразительного искусства, для своих работ использовали кисти, краски, холсты, цветные карандаши. Но теперь в мультимедийные технологии в школе дают возможность детям выполнять свои творческие работы совсем иным способом. Вместо кистей и красок, выступают графические планшеты и векторные, растровые программы. Вместо лекции на уроке, педагог может показать интересное документальное кино, или же подать отличный иллюстративный материал детям, закрепляя знания [1].
Но для начала мы хотели бы дать определение инновационным компьютерным технологиям или его синониму мультимедийные технологии.
Мультимедиа — это взаимодействие визуальных средств и аудио эффектов под управлением интерактивного программного обеспечения с использованием современных технических и программных средств.
Они объединяют в себе: текст, графику, а так же 3D-графику, видео, flash-анимацию, звук, изображения, фотоизображения. Все эти составляющие взаимодействуют между собой.
За счет использования мультимедийных продуктов, как в художественной, так и в любой школьной сфере деятельности происходит: реализация человека как профессиональной личности, развитие творческих, коммуникативных способностей человека, обучение [4].
Использование мультимедийных продуктов в работе с детьми любого школьного возраста только начинает набирать свои обороты. Разумеется, все это связано с постоянно растущими инновационными переменными в системе Федеральных государственных образовательных стандартах.[10]
Постоянный успех таких перемен связан с обновлением материальной методической и научной базы муниципальных автономных общеобразовательных учреждений средних образовательных школ. Одно из самых важных условий такого обновления является замена старых ресурсов на новые технологии. За последние десять лет, эти технологии стали иметь важное значение чем энергетические, трудовые или материальные ресурсы. И естественно с каждым годом возникает потребность все более нового владения компьютером, программным обеспечением и конечно новыми гаджетами не только в старшем или среднем школьном звене, но и в начальном. Таким образом, мультимедийные технологии создают условия для того, чтобы наиболее полно раскрыть возможности ребенка, его развитее и способности, в процессе школьного обучения.
По сравнению с обычными школьными программами и небольшим визуальным материалом, для обучения ребенка, инновационные технологии позволяют наглядно показать как можно больше правильно - подобранного наглядного, информационного, звукового материала, что позволяет не только дать ребенку наиболее полную базу о теме на уроке, но и раскрыть его творческие, интеллектуальные и научные способности уже на раннем этапе.
На данном этапе это стало очень популярно и актуально, так как ученик получает возможность и умение самостоятельно изучить новый материал. Такой способ обучения дал возможность развиваться детям с ограниченными возможностями.
Все это диктует качественно новые требования к школьному образованию. Они являются первым шагом беспрерывного образования, одной из главных задач которого является заложение огромного потенциала в ребенка, обогащенное желанием развиваться дальше.
Поэтому в сферу школьного образования просто необходимо вводить как можно больше мультимедийного оборудования. Как показывает практика, интерес ребенка к знаниям значительно возрастает при работе с технологическими ресурсами, повышаются его познавательные возможности, повышается память ребенка, развивается его внимание.
Инновационные технологии в школе также обеспечивают личностно-ориентированный подход к каждому ребенку, так как возможности технологического обеспечения позволяют создать огромное многообразие форм подачи материала.
Вне школьных занятий, компьютерные технологии способствуют закреплению материала, пройденного на уроке. Также эти ресурсы активно используются для индивидуального занятия с ребенком, который в свою очередь, может опережать своих ровесников в интеллектуальном развитии, или же наоборот, помочь отстающему ребенку освоить материал в полной мере. Компьютерные ресурсы активно развивают психологические способности ребенка, которые необходимы для его умственной деятельности, такие как: мышление, память, развитие моторики рук, глаз, восприятие действительности, внимание.
Одним из элементов электронных компьютерных ресурсов является компьютерная программа. Этот элемент способен приучить ребенка среднего и старшего школьного звена к развитию самоконтроля и самостоятельности. Дети младшего школьного возраста или дошкольники всегда требуют большого количества помощи и внимания, при выполнении своих заданий и пошагового подтверждения своих действий, компьютерная программа может сама помочь ребенку выполнить задание в случаи затруднения, дать подсказку и проконтролировать каждый шаг ребенка, тем самым экономится время педагога на проверку всевозможных заданий, он больше времени для работы с детьми.
Нельзя не отметить, что компьютерные средства обучения помогают развить у детей дошкольного и школьных возрастов способности к усидчивости и сопереживанию.
Очень большое значение в развитии мелкой моторики пальцев рук играют занятия на компьютере. Во время выполнения электронного задания ребенку необходимо научиться подводить своей рукой курсор мыши на нужную цель и нажать с пальцем, также он постоянно нажимает своими пальцами на определенные клавиши. Кроме этого, уже с раннего времени идет постоянная, интенсивная подготовка ребенка к овладению письменности. Идет развитие и формирование координированной деятельности зрительного и моторного анализаторов.
Вывод: в исследовании, проведенном в параграфе 1.1. нам удалось:
реализовать системный анализ научной литературы, где изучены возможности компьютерных программ и одновременно потребность в их усовершенствовании в соответствии с требованиями школьных программ обучения;
сформулировать вывод, важный для обоснования актуальности результатов нашего проектного предложения: компьютерная программа должна:
помочь ребенку выполнить задание в случаи затруднения,
дать подсказку и проконтролировать каждый шаг ребенка.
Программа помогает экономить время педагога на проверку всевозможных заданий, он имеет больше времени для работы с коллективом школьников.
|