Фгбоу во «магу» Рашева Н. Ю. Гражданское право Учебно-методические материалы Мурманск




НазваниеФгбоу во «магу» Рашева Н. Ю. Гражданское право Учебно-методические материалы Мурманск
страница1/16
ТипДокументы
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Мурманский арктический государственный университет»
(ФГБОУ ВО «МАГУ»)



Рашева Н.Ю.
Гражданское право


Учебно-методические материалы

Мурманск

2016
ОГЛАВЛЕНИЕ:

I. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ КУРСА …………………..3

II. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ. ……………………….4

III. ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ……………………………………………………..38

IV. ОБРАЗЦЫ РЕШЕНИЯ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ……………………..80

V. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА …………………………………......110

I. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ КУРСА

Цель дисциплины - формирование системы знаний о гражданском праве как отрасли частного права, а также подготовка студента как специалиста, умеющего самостоятельно анализировать действующее законодательство, обладающего основными навыками практического использования гражданско-правовых средств защиты прав и свобод субъектов гражданского правоотношения.

Дисциплина относится к базовой части профессионального цикла.

В результате освоения дисциплины студент должен:

знать:

- общие положения о гражданских правоотношениях;

- права собственности и иные вещные права;

- наследственное право как подотрасль гражданского права;

- соотношение норм публичного и частного права;

- практика применения гражданско-правовых норм;

- законодательство, регулирующее договорные правоотношения;

- сущность правового регулирования по действующему законодательству;

- взаимосвязь различных структурных элементов с субъектами системы права;

уметь:

- анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы гражданского законодательства, принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом;

- использовать систематизированные теоретические и практические знания для определения и решения исследовательских задач в области гражданского права;

- юридически правильно квалифицировать факты, события и обстоятельства, создающие угрозы экономической безопасности в части гражданского права;

- соблюдать требования нормативно-правовых актов.

владеть:

- навыками поиска, отбора и обработки информации, ее систематизации и анализа;

- навыками использования систематизированные теоретические и практические знания для определения и решения исследовательских задач в области гражданского права;

- навыками применения на практике терминологии и основных понятий, используемых в гражданском законодательстве;

- навыками защиты прав человека и гражданина в области гражданского права.
3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы:

В результате освоения дисциплины формируются следующие
компетенции:

- способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3) ;

- способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);

- способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);

- способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6).

II. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Изучение студентами дисциплины «Гражданское право» предусматривает проведение лекционных и практических занятий под руководством преподавателя согласно расписания занятий, а также самостоятельное освоение дополнительного материала (дополнительной литературы) при подготовке к практическим занятиям и экзамену.

При освоении курса студент должен изучить данную рабочую программу дисциплины, внимательно ознакомиться с ее разделами, обратить внимание на рекомендованную основную и дополнительную литературу.

При изучении курса «Гражданское право» предполагается как аудиторная, так и внеаудиторная (самостоятельная) работа студентов. Также обязательным является подготовка ответов на контрольные вопросы и выполнение заданий по семинарским занятиям.

В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации на семинарское занятие и указания на самостоятельную работу.

Главной формой приобретения знаний была и остается самостоятельная работа по изучению курса с учетом рекомендаций преподавателя. Самостоятельная работа студента организуется на основе изучения теоретического материала по вопросам, специально указанным в данном учебно-методическом комплексе для самостоятельного изучения.

Самостоятельная работа должна содействовать систематизации и закреплению полученных теоретических знаний и практических умений студентов; углублению и расширению теоретических знаний; формированию умений использовать нормативные акты и специальную, в частности научную, литературу; развитию познавательных способностей и активности студентов; творческой инициативы, самостоятельной ответственности и организованности; формированию самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации; развитию практических навыков правоприменительной деятельности.

Цель самостоятельной работы студентов – это обучение навыкам работы с научной литературой и практическими материалами, необходимыми для углубленного изучения дисциплины, а также развитие у них устойчивых способностей к самостоятельному (без помощи преподавателя) изучению и изложению полученной информации.

При изучении дисциплины «Гражданское право» необходимо раскрыть понятие гражданского права, принципы и значение гражданского права, понятие, структуру и основания возникновения (изменения и прекращения) гражданского правоотношения и коснуться истории возникновения и развития гражданского права как отрасли частного права.

Уровень и результаты самостоятельной работы студентов проверяются на практических занятиях, в индивидуальных беседах и в последующем на экзамене.

Организация самостоятельной работы студента, позволяющая продуктивно организовать данный вид учебной деятельности, включает в себя:

Выступление на семинаре – устный ответ на заранее поставленные вопросы на предыдущем занятии. В ответе должны быть представлены общетеоретические и практические аспекты рассматриваемого вопроса, различные точки зрения. Выступление не должно представлять собой пересказ учебного пособия или статьи.

Доклад – итог самостоятельной исследовательской работы студента. Чтобы его подготовить, необходимо не только познакомиться с определенной научной литературой, но и выдвинуть свою гипотезу, провести сбор эмпирического материала, используя самостоятельные наблюдения, применяя устные опросы, анкеты, тесты, изучить необходимые документы и т.д., проверить гипотезу, прийти к обоснованным выводам, доказать правильность собственного решения проблемы и оформить полученные результаты в виде письменной работы.

Составление конспекта и изучение нормативно-правовых актов по изучаемым темам в данном случае также как и выше учитывается уровень самостоятельной подготовки студента. Конспект должен содержать основные положения нормативного акта (по принципу аннотации или эссе), а не должен собой подменять простое его переписывание. Студент при ответе должен знать содержание, понимать его суть, делать собственные выводы.

Задания для самостоятельной работы в виде выполнения письменных заданий, решений задач.

Практические занятия должны помочь изучению лекционного материала: углубить его, расширить, связать теорию с практикой. Начиная подготовку к семинару, студенту необходимо ознакомиться с конспектом лекций и учебными пособиями, рекомендуемыми преподавателем. Также следует поработать с дополнительной литературой, сделав необходимые записи по рекомендованным источникам. Студентам рекомендуется завести свой словарь терминов (алфавитный или тематический).

На семинаре студент должен быть готовым к выступлению по всем вопросам согласной заданной теме, проявлять максимальную активность при их обсуждении. Кроме того, студент должен уметь высказывать свое обоснованное, аргументированное мнение по актуальным проблемам изучаемой темы. В процессе коллективного обсуждения внести поправки и дополнения в свой конспект лекций.

Также студент должен быть ознакомлен с комплексом норм, регулирующих соответствующие правоотношения, и материалами судебной практики за последние 5 лет с целью выявления существующих коллизий и пробелов в законодательстве.

Важная часть подготовки к семинару — решение задач, которые даются преподавателем к каждому занятию. К ним надо приступать, хорошо усвоив теоретический материал. Решение должно быть письменным. В нем нельзя ограничиваться односложным ответом на поставленный в задаче вопрос. Необходимо дать правовую оценку всем обстоятельствам дела, не забывая теоретических положений первой части курса гражданского права. Свои рассуждения и выводы следует обосновать точными правовыми нормами с указанием их источника. Решение должно быть подробным и аргументированным.

В заключение занятия преподаватель, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

Формой промежуточного контроля является тестирование, а также возможно выполнение контрольных работ. Хороший конспект лекций значительно облегчает подготовку к практическим занятиям, а в дальнейшем к экзамену.

В период учебного семестра со студентами проводятся индивидуальные и коллективные консультации по данной дисциплине. Форма проведения экзамена по данной дисциплине определяется преподавателем на основе указаний кафедры в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

Итоговой формой контроля является зачет (или дифференцированный зачет-зачет «с оценкой», или экзамен), который имеет целью проверку теоретических знаний студентов по гражданскому праву, выявление наличия навыков применения полученных знаний при решении конкретных задач. В данной программе приведён примерный вариант вопросов к зачету и экзамену. Преподаватель может вносить в него уточнения (окончательный список вопросов к экзамену утверждается на заседании кафедры).

Качество учебной работы студентов преподаватель оценивает с использованием технологической карты дисциплины, размещенной на сайте МАГУ.
Планы практических занятий
Занятие 1. Понятие, предмет, метод, принципы гражданского права
План:
1. Место гражданского права в системе частного права в России.

2. Принципы и функции Гражданского права.

3. Взаимосвязь гражданского права с другими отраслями права.
Литература: 2, с. 6-16, 20-23; 3, с. 14-23, 33-38; 10, Т.1., с. 1-34.
Вопросы для самоконтроля:


  1. Какие отношения регулируются гражданским правом?

  2. Гражданское право относится к отраслям публичного или частного права? Поясните свой ответ.

  3. Что относится к личным неимущественным правам?

  4. Какие черты характерны для гражданско-правового метода?

  5. Какие нормы преобладают в гражданском праве – императивные или диспозитивные и почему?


Задания для самостоятельной работы:


        1. Составить опорно-логическую схему «Предмет гражданского права».

        2. Разработать схему соотношения гражданского права с другими отраслями Российского права. (При выполнении данного задания необходимо определить место и связь гражданского права среди отраслей Российского права.).

        3. Решить задачу:

На основании постановления налоговой инспекции о нарушении норм налогового законодательства с расчетного счета общества с ограниченной ответственностью в безакцептном порядке было списано 102 тыс. руб. Общество обратилось в суд с иском о возврате 102 тыс. руб. и уплате предусмотренных ст. 395 ГК процентов в размере 47 тыс. руб. за неправомерное пользование его денежными средствами.

При рассмотрении иска было установлено, что налоговая инспекция необоснованно взыскала с общества 102 тыс. руб. в виде финансовых санкций за нарушение налогового законодательства. Поэтому суд удовлетворил иск в части возврата из бюджета 102 тыс. руб. Однако в части уплаты процентов в размере 47 тыс. руб. в иске было отказано.

Дайте оценку вынесенного судом решения.

Занятие 2. Источники гражданского права
План:
1. Виды правовых актов, не входящих в гражданское законодательство, но содержащих нормы гражданского права.

2. Гражданско-правовые прецеденты и их роль.

3. Соотношение внутреннего гражданского законодательства и норм международного права.
Литература: 2, с. 16- 20; 3, с. 24-32; 10, Т.1., с. 79-116.
Вопросы для самоконтроля:


  1. Что является источниками гражданского права как отрасли?

  2. Какова роль обычаев делового оборота как источника гражданского права?

  3. Порядок действия гражданского законодательства во времени, пространстве и по кругу лиц.

  4. Локальное нормотворчество юридических лиц.

  5. Дать понятие аналогии права и аналогии закона.



Задания для самостоятельной работы:
1. Составить примеры действия гражданского законодательства во времени, в пространстве и по кругу лиц.

2. Определите, официальным или неофициальным является толкование правовых норм:

а) в Комментарии к Гражданском кодексу РФ;

б) в подзаконном нормативном акте, изданном во исполнение закона;

в) в постановлении Пленума Верховного Суда РФ.

Занятие 3. Понятие, содержание, виды гражданских правоотношений
План:


  1. Понятие и классификация юридических фактов.

  2. Значение юридических актов как основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений.

  3. Виды гражданских правоотношений.


Литература: 2, с. 28-33; 3, с. 38-60; 10, Т.1.,с. 79-116.
Вопросы для самоконтроля:


  1. Что характеризует гражданские правоотношения?

  2. Что является составом гражданского правоотношения?

  3. Охарактеризуйте субъективное право и субъективную обязанность.


Задания для самостоятельной работы:


  1. Заполните таблицу:

Виды гражданских правоотношений

Характеристика










  1. Рассмотреть содержание субъективных гражданских прав и обязанностей на конкретном примере.

  2. Решить задачу:

Гражданин Гусев подал заявление в жилищный орган на приватизацию занимаемой им по договору жилищного найма двухкомнатной квартиры. Оформление документов затянулось, а вскоре Гусев скончался. Все свое имущество Гусев завещал своей ученице Мельниковой.

Вступив в права наследования, Мельникова обратилась в жилищный орган для переоформления прав на квартиру. Мельниковой ответили, что, поскольку документы на приватизацию не были оформлены, право собственности у Гусева на квартиру не возникло. Претендовать же на получение квартиры в пользование по договору найма Мельникова не вправе.

Мельникова предъявила в суде иск об обязании жилищного органа исполнить обязанности по договору приватизации, заключенному с гражданином Гусевым, обосновывая свое требование тем, что, будучи единственной наследницей, она является правопреемником Гусева по всем заключенным им договорам.

Представитель жилищного органа утверждал, что договор приватизации жилого помещения не относится к числу гражданско-правовых договоров, поскольку он основан не на равенстве сторон, а на административном подчинении одной стороны другой. К административным же правоотношениям правила о наследственном правопреемстве не применяются.

Кто прав в данном споре?


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Похожие:

Фгбоу во «магу» Рашева Н. Ю. Гражданское право Учебно-методические материалы Мурманск iconФгбоу во «магу» Рашева Н. Ю. Вещное право Учебно-методические материалы Мурманск 2016
Цель дисциплины подготовка студента как специалиста, умеющего самостоятельно анализировать действующее законодательство, обладающего...

Фгбоу во «магу» Рашева Н. Ю. Гражданское право Учебно-методические материалы Мурманск iconФгбоу во «магу» Рашева Н. Ю. Земельное право Учебно-методические материалы Мурманск
«Земельное право» предусматривает проведение лекционных и практических занятий под руководством преподавателя согласно расписания...

Фгбоу во «магу» Рашева Н. Ю. Гражданское право Учебно-методические материалы Мурманск iconФгбоу во «магу» Рашева Н. Ю. Предпринимательское право Учебно-методические материалы
Самостоятельная работа студента предполагает работу с научной и учебной литературой, умение создавать тексты. Уровень и глубина усвоения...

Фгбоу во «магу» Рашева Н. Ю. Гражданское право Учебно-методические материалы Мурманск iconФгбоу во «магу» Рашева Н. Ю. Предпринимательское право Учебно-методические материалы
Самостоятельная работа студента предполагает работу с научной и учебной литературой, умение создавать тексты. Уровень и глубина усвоения...

Фгбоу во «магу» Рашева Н. Ю. Гражданское право Учебно-методические материалы Мурманск iconФгбоу во «магу» Рашева Н. Ю. Право интеллектуальной собственности
Изучение данной дисциплины позволит углубить выработку профессиональных навыков и умений, в том числе умение логически грамотно выражать...

Фгбоу во «магу» Рашева Н. Ю. Гражданское право Учебно-методические материалы Мурманск iconУчебно-методический комплекс Омск 2005 Е. А. Грызыхина
...

Фгбоу во «магу» Рашева Н. Ю. Гражданское право Учебно-методические материалы Мурманск iconМурманск
Научная организация труда студента: Учебно – методическое пособие / Авт сост. Г. В. Коган. – Мурманск: мгпу, 2007. – 117 с

Фгбоу во «магу» Рашева Н. Ю. Гражданское право Учебно-методические материалы Мурманск icon2. Нормативные ссылки
Магу на право ведения образовательной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов...

Фгбоу во «магу» Рашева Н. Ю. Гражданское право Учебно-методические материалы Мурманск iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «гражданское право. Особенная часть»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учрежедение высшего профессионального образования

Фгбоу во «магу» Рашева Н. Ю. Гражданское право Учебно-методические материалы Мурманск iconМетодические указания и материалы по дисциплине «Английский язык»
Фгбоу во «Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I»

Фгбоу во «магу» Рашева Н. Ю. Гражданское право Учебно-методические материалы Мурманск iconПояснительная записка Контрольная работа по дисциплине «Гражданское право 1»
Контрольная работа по дисциплине «Гражданское право 1» (общая часть гражданского права) состоит из 10 вариантов. Студент выбирает...

Фгбоу во «магу» Рашева Н. Ю. Гражданское право Учебно-методические материалы Мурманск iconГражданское право типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальностям
Председатель учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь по гуманитарному образованию

Фгбоу во «магу» Рашева Н. Ю. Гражданское право Учебно-методические материалы Мурманск iconУчебно-методическое обеспечение Учебно-методические материалы позволяют...
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №10 по Владимирской области за основным государственным регистрационным номером...

Фгбоу во «магу» Рашева Н. Ю. Гражданское право Учебно-методические материалы Мурманск icon«Шифр конференции, номер секции, Фио
Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

Фгбоу во «магу» Рашева Н. Ю. Гражданское право Учебно-методические материалы Мурманск icon44. 04. 01 «Педагогическое образование»
Учебно-методические материалы лекционного курса

Фгбоу во «магу» Рашева Н. Ю. Гражданское право Учебно-методические материалы Мурманск iconГражданское право часть 1 Практикум Ижевск 2013 удк 34 ббк 67. 99...
Приводятся также материалы судебной практики, изучение которых поможет студентам в решении казусов и ответах на вопросы


Руководство, инструкция по применению






При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск