Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования


НазваниеФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
страница1/32
ТипДокументы
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   32


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"


СБОРНИК ТЕЗИСОВ СТУДЕНЧЕСКОЙ
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ – 2015


Том 2


Мурманск
Издательство МГТУ
2015

Сборник тезисов студенческой научно-технической конференции – 2015. (Мурманск, 16 апр. 2015 г.) В 2 т. Т. 2 / Федер. агенство по рыболовству, ФГБОУ ВПО "Мурман. гос. техн. ун-т". – Мурманск : Изд-во МГТУ, 2015. – 226 с.
Оригинал-макет подготовлен отделом научных исследований и интеллектуальной собственности по готовым тезисам докладов, рекомендованным жюри к опубликованию. За содержание материалов отдел ответственности не несет.

В сборнике представлены тезисы докладов студентов, курсантов МГТУ и других высших и средних учебных заведений, рекомендованных к публикации по итогам проведения студенческой научно-технической конференции СНТК-2015.

ã Мурманский государственный
технический университет, 201
5
СОДЕРЖАНИЕ


НАПРАВЛЕНИЕ: "ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИКИ" 4

НАПРАВЛЕНИЕ "ГУМАНИТАРНЫЕ,
ФИЛОСОФСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ"
(в том числе история и иностранные языки) 70


НАПРАВЛЕНИЕ "НАУЧНЫЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИСПРУДЕНЦИИ" 125

АПАТИТСКИЙ ФИЛИАЛ МГТУ 184

ПЕРЕЧЕНЬ ФАМИЛИЙ АВТОРОВ ДОКЛАДОВ 202

ПЕРЕЧЕНЬ ФАМИЛИЙ НАУЧНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ 205


НАПРАВЛЕНИЕ: "ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИКИ"

Секция: "Экономическая теория и национальная экономика"




ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ СРЕДЫ НА ДЕМОГРАФИЧЕСКУЮ СИТУАЦИЮ
В МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ




Алексеева А. А., Коржобина Е. Д. (МГТУ, ЭКО-322, ИЭУиП)

Александрова М. А. (МГТУ, кафедра экономики)



В настоящее время демографическая ситуация в Мурманской области характеризуется устойчивой тенденцией снижения численности населения под воздействием естественного и механического движения, а также под влиянием социальных и экологических факторов. На начало 2014 года составила 771,0 тыс. человек (2012 – 787,9, 2013 – 780,4) (рис. 1). Динамика сокращения численности населения за год составила 1,2 % (9,4 тыс. человек), за последние 3 года – 3 % (23,1 тысяч человек).


Рис. 1. Динамика численности населения Мурманской области
Выделим основные причины снижения численности населения в нашем регионе. Естественное движение населения вызвано следующими факторами: низкая рождаемость, отсутствие простого воспроизводства (замещения поколений); высокая смертность, которая остается основным динамичным элементом естественной убыли населения; низкая продолжительность жизни как результат ухудшения здоровья населения (средний возраст женщин, приживающих в Мурманской области – 40 лет, мужчин – 34 года). Миграционная убыль является наиболее существенной причиной сокращения численности населения в нашей области (в 2013 году уехало из области 8399 человек, что выше показателя 2012 года на 29,2 %). В 2013–2015 годах, согласно демографическому прогнозу, сделанному на основе экстраполяции, численность населения области будет сокращаться, но более медленными темпами, чем в предыдущие годы, за счет уменьшения миграционного оттока населения. В итоге среднегодовая численность населения Мурманской области в 2014 году составит 766,1 тыс. человек, в 2015 – 759,3 тыс. человек. Место проживания, как конкретная среда, в которой находится человек, является одним из важнейших факторов, оказывающих влияние на его социальное самочувствие и здоровье. Для выявления силы влияния тех или иных факторов, оказывающих как положительное, так и отрицательное воздействие на состояние здоровья населения Кольского полуострова нами был использован метод корреляционного анализа. В качестве рабочего инструмента использованы коэффициенты линейной корреляции между ожидаемой продолжительностью жизни (ОПЖ) населения и различными показателями социально-экономического развития. Корреляционный анализ позволил установить, что максимальная положительная связь показателя ОПЖ проявляется с группой факторов, характеризующих уровень доходов городского населения (r = 0,917). Разумеется, более высокие доходы не являются залогом лучшего здоровья, но они позволяют обеспечить определённый набор материальных благ, способствующих сохранению и укреплению потенциала здоровья. Второй по значимости группой факторов, благотворно влияющей на сохранение здоровья городского населения, выступает медицинское обслуживание, которое в связи с нехваткой медицинских кадров, является наиболее актуальным в нашем регионе. Коэффициент корреляции между ОПЖ и обеспеченностью населения врачами в городах составляет 0,887. Также в связи с климатической и экологической обстановкой в регионе наблюдается тесная положительная связь между продолжительностью жизни и уровнем заболеваемости населения (r = 0,853). Общая заболеваемость взрослого населения в 2013 году по сравнению с предыдущим периодом увеличилась на 5,4 %; первичная – на 6,8 %. Рост как общей, так и первичной заболеваемости взрослого населения отмечен по злокачественным новообразованиям, болезням эндокринной системы (в том числе сахарному диабету и ожирению), астме и астматическому статусу, болезням системы кровообращения. Еще одной из важнейших детерминант качества жизни населения является состояние окружающей среды. Загрязнение атмосферного воздуха, радиация, низкое качество питьевой воды, возрастающая шумовая нагрузка являются неотъемлемыми чертами нашей промышленной области. При этом пресс данных факторов на население с каждым годом усиливается (в основном за счёт роста автомобильного парка). Совершенно очевидно, что связь между продолжительностью жизни и негативным воздействием на окружающую среду отрицательная.
К факторам, с которыми выявлена корреляционная связь ОПЖ, но меньшей силы (r не более 0,6), относятся: охрана труда, занятия спортом. Таким образом, на основании проведенного исследования можно сделать вывод об устойчивом отрицательном воздействие на состояние здоровья населения и ожидаемую продолжительность жизни следующих факторов:

– природно-климатические (на Севере обнажаются скрытые болезненные процессы, проявляется нервно-психическое напряжение, чувство необоснованной тревоги, а для полярного дня – вспыльчивость, раздражительность, бессонница);

– экологические (современное состояние окружающей среды нашего региона способствует распространению заболеваний органов дыхания, новообразованиям, системы кровообращения);

– социальные (корреляционный анализ показал тесную связь с различными социальными факторами, играющими важную роль в здоровье и социальном самочувствие населения. А именно одними из основных причин ухудшения состояния здоровья и демографической ситуации являются социальное расслоение в обществе, неполноценная структура и качество питания, неблагоприятные условия труда).
Список литературы


  1. Белишева, Н. К. Вклад техногенных и природных источников ионизирующего излучения в структуру заболеваемости населения Мурманской области [Текст] /
    Н. К. Белишева, Н. А. Мельник // Вестник Кольского научного центра РАН. – № 4. – 2013. – С. 9–26.

  2. Состояние и охрана окружающей среды Мурманской области: доклад. – Мурманск, 2008-2013.



СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РЫБОПРОМЫСЛОВОГО ФЛОТА
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ




Воеков М. А., Савостьянов А. О. (МГТУ, ЭБ-231, ИЭУиП)

Александрова М. А. (МГТУ, кафедра экономики)



Рыбная промышленность является одной из традиционных отраслей экономики нашей области и играет важную роль в социально-экономической специализации региона. Так было всегда. Но в данный момент рыбная отрасль находится в кризисной ситуации, а проблемы в этой отрасли могут существенно замедлить развитие нашего региона. Почему возникла кризисная ситуация, какого современное состояние рыбной отрасли и какие существуют программы и пути подъема данной отрасли – все это мы рассмотрим в нашей работе.

Рыбная отрасль – это высокотехнологичное, капиталоемкое производство, ориентированное на обеспечение населения страны ценными продуктами питания. Морское промышленное рыболовство имеет стратегическое значение в обеспечении устойчивого развития экономики рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации и в значительной степени влияет на социальное развитие государства. Более 20 лет назад рыбохозяйственный комплекс России исчерпал внутренние экономического роста и возможности материально-технической базы. Причина: высокий уровень физического износа и морального старения основных производственных фондов – рыбопромысловый флот (около 90 % судов) и перерабатывающее технологическое оборудование (77 % мощностей находятся на флоте, 23 % – на береговых предприятиях), что привело к глубокому системному кризису в отрасли. Основные проблемы, мешающие устойчивому развитию морского промышленного рыболовства рыбохозяйственного комплекса России, сгруппированы по структурным блокам:

1) административные (отсутствие системы эффективного управления; несовершенство нормативной правовой базы отрасли);

2) экономические (высокий уровень физического износа и морального старения основных фондов предприятий отрасли; рост цен и тарифов на товары и услуги производственно-технического назначения);

3) биоэкономические (неэффективное использования сырьевой базы отдельных видов водных биоресурсов; браконьерство)

Рыбопромышленный комплекс Мурманской области представлен добывающими и транспортными судами различных типов и классов, перерабатывающими береговыми предприятиями, портовыми сооружениями, соответствующей производственной инфраструктурой. Основу рыбопромышленной отрасли Мурманской области составляет ее добывающий флот, который насчитывает 219 морских промысловых судов, в том числе 12 крупных судов, 14 – больших, 125 – средних и 98 – малых. Средний возраст добывающих составляет 26 лет. Тенденция старения флота сохраняется уже на протяжении довольно длительного времени, что вызывает обоснованную тревогу специалистов. По итогам 2012 года область заняла первое место среди всех субъектов РФ по объему отгруженной рыбной продукции – свыше 28 млрд рублей.

По отгруженной продукции предприятия рыбохозяйственного комплекса региона занимают 2-е место в Pоссии, а доля отгруженной продукции Мурманской области в общероссийском объёме – 21,6 %. Среднемесячная начисленная заработная плата на предприятиях рыболовства и рыбоводства составила в 2012 году 52 743 рубля, что на 49,7 % превышает среднюю зарплату по области. За 10 месяцев 2012 года улов биоресурсов в Мурманской области составил 534,1 тыс. т., что на 39 тыс. т. больше, чем за тот же период предыдущего года. Предприятиями было выпущено 472,4 тыс. т. продукции и это на 22,1 тыс. т. больше, чем в 2011 году. И все это не смотря на то, что вылов таких ресурсов как путассу, сардина и краб камчатский сократился. Постоянно растет производительность труда рыбаков Мурманской области. Если в 2005 году она составляла 54,79 т/на чел. год, то в 2011 этот показатель перевалил за 100 и стал равен 101,00 т/на чел. год. Принципиальным недостатком Мурманских рыбоперерабатывающих предприятий, абсолютное большинство которых строилось и оснащалось в 50-80 годы прошлого века, является неэффективная и устаревшая производственная база.
В Мурманской области разработана и утверждена ведомственная целевая программа "Развитие прибрежного рыбохозяйственного комплекса Мурманской области на 2013 – 2015 годы", в рамках которой будут продолжены мероприятия по развитию береговой рыбопереработки и аквакультуры. Выполнение целевой программы, обновление флота и другие действия по улучшению состояния отрасли позволят обеспечить на региональном уровне стабильные условия для устойчивого развития рыбной отрасли Мурманской области.

Список литературы


  1. Васильев А. М. Рыбная отрасли Мурманской области: современное состояние и перспективы развития/Вопросы рыболовства. 2013. Том 14, № 1(53). С. 137–148.

  2. Сборник материалов IV научно-практической конференции "Состояние и перспективы развития рыбной промышленности северного бассейна", 17–18 ноября 2011 г. [Текст] / Мурман. гос. техн. ун-т. – Мурманск : Изд-во МГТУ, 2012. – 180 с.

  3. Турчанинова Т. В., Храпов В. Е. Государственное регулирование предпринимательства в рыбной отрасли: проблемы и перспективы. Мурманск : МАЭУ, 2007, 191 с.

  4. Храпов В. Е. Современное состояние рыбопромыслового флота России: проблемы и перспективы // Вестник МГТУ. – Том 13, № 1. – 2010. С. 154–157.



ОЦЕНКА СТЕПЕНИ ВЛИЯНИЯ УГРОЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА СОСТОЯНИЕ ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ




Кишкань Д. А., Сулимов В. В. (МГТУ, ЭБ-321, ИЭУиП)

Кузьменко В. М. (МГТУ, кафедра экономики)



Первоочередной характер решения проблем экономической безопасности в РФ объясняется тем, что переход от плановой экономики к рыночной сопровождался тяжелыми экономическими потрясениями во всех сферах жизнедеятельности государства и общества. Для решения этих проблем, необходимо представлять, что же именно угрожает экономической безопасности страны. Таким образом, изучение угроз экономической безопасности актуально для современной России. Цель исследования - оценить степень влияния угроз экономической безопасности на состояние экономики РФ.

Угрозы экономической безопасности – это явления и процессы, которые могут негативно повлиять на экономику страны, на удовлетворение экономических потребностей человека, групп населения, общества и государства, вызвать нарушение стабильности развития производства, его устоявшейся структуры, усиление территориальной разобщенности и общее ухудшение жизнедеятельности населения.

На всех уровнях и во всех структурных звеньях экономики угрозам противостоит экономическая безопасность. В нашей стране в 1996 г. разработана и утверждена Государственная стратегия экономической безопасности РФ. В этом документе сформулированы основные угрозы экономической безопасности, которые сведены в четыре основные группы: увеличение имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности, деформированность структуры российской экономики, возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов, криминализация общества и хозяйственной деятельности. Рассмотрим две наиболее значимые, по нашему мнению, угрозы экономической безопасности РФ.

Первая из них – деградация социальной сферы. Экономическая безопасность определяет способность экономической системы поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое снабжение ресурсами народного хозяйства, последовательную реализацию национальных интересов. Поэтому деградация социальной сферы создает помехи обеспечению экономической безопасности страны.

Анализ показателей экономической безопасности социальной сферы позволяет сделать ряд выводов о её состоянии. Во-первых: наблюдается процесс антагонизации социальной структуры, о чем свидетельствует превышение предельно-критического значения данного показателя. Во-вторых: сохраняется значительная доля населения живущего на пороге бедности, о чем свидетельствует превышение предельно-критического значения данного показателя экономической безопасности. В-третьих: усиливается разрыв в соотношении минимальной и средней заработной платы в стране.

Данные процессы являются крайне неблагоприятными как для социальной сферы в частности, так и для обеспечения национальной безопасности страны в целом, потому что они могут привести к социальным взрывам различного характера. Для решения проблем обеспечения экономической безопасности социальной сферы могут быть использованы такие инструменты государственного регулирования, как социальное обеспечение, социальная поддержка и помощь, финансовая политика государства, бюджетно-фискальная политика государства.

Второй серьезной угрозой является криминализация экономики. Теневая экономика в широком смысле – это совокупность неучтенных, нерегламентированных и противоправных видов экономической деятельности. По результатам доклада, опубликованного Global Financial Integrity, размер теневой экономики в России с 1994 по 2011 годы составлял в среднем 46 % ВВП ежегодно. По данным Росстата, в 2013 году в неформальном секторе экономики было занято 19,7 % от общей численности занятых в экономике. Скрытая оплата труда в 2013 году составила 27,7 % от всего объема оплаты труда наемных работников.

Наличие теневой экономики оказывает негативное влияние, которое проявляется во многих сферах. Одним из проявлений этого влияния является деформации рыночного механизма. Кроме того, сокрытие доходов деформирует налоговую систему страны, не обеспечивает достаточных налоговых поступлений в бюджеты. Теневая экономика оказывает отрицательное воздействие на денежно-кредитную систему – создает трудности в планировании объемов денежной эмиссии. Деформация денежно-кредитной системы искажает структуру платежного оборота, способствует увеличению инвестиционных рисков, стимулирует инфляционные процессы. Теневая экономическая деятельность вызывает деформации социальной сферы. Она наносит серьезный вред экологии страны – официально никем и нигде не учитывается отрицательное влияние такой деятельности на состояние окружающей среды. Значительное развитие теневых экономических процессов в России привело к тому, что сложившаяся ситуация отрицательно сказывается на характере международных экономических отношений.

Основной недостаток действующего российского законодательства – отсутствие комплекса специализированных мер, направленных непосредственно на борьбу с теневой экономикой, а не с преступностью в широком понимании. В настоящее время используются различные стратегии в решении проблемы детеневизации экономики. Одной из них является стратегия элиминирования, направленная на максимально возможное устранение теневой экономической деятельности на основе сбалансированного использования методов как легализации, так и противодействия теневой экономике. Однако, следует понимать, что целиком избавиться от теневой экономики невозможно.

Таким образом, можно сказать, что деградация социальной сферы и теневая экономика являются серьезными угрозами экономической безопасности РФ. Тем не менее, нельзя забывать и о других угрозах.
Список литературы


  1. О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (основных положениях) : указ Президента Рос. Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608 // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1996. – № 18. – Ст. 2117.

  2. Национальные счета [электронный ресурс] / Росстат: [сайт]. [2014]. – URL: www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/accounts/

  3. Теневую экономику РФ оценили в 46% ВВП ежегодно [электронный ресурс] / РБК : [сайт]. [2013]. – URL: http://top.rbc.ru/economics/13/02/2013/844992.shtml

  4. Экономическая активность населения России (по результатам выборочных обследований). 2014: Стат.сб. / Росстат. – M., 2014. – 143 c.



ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ДЛЯ РАЗВИТИЯ АКВАКУЛЬТУРЫ




Мороз А. А., Рядных О. Г. (МГТУ, ЭКО-321, ИЭУиП)

Александрова М. А. (МГТУ, кафедра экономики)



Россия имеет значительный потенциал для развития аквакультуры, но, несмотря на это, мы являемся крупнейшим рынком сбыта рыбопродукции Норвегии, импорт
с которой составляет почти 790 млн евро в год. В то же время, имея все условия для развития аквакультуры, Мурманская область способнаповышать продовольственную безопасность страны за счет увеличения объема товарного производства рыбы на внутреннем рынке, что повлечет за собой выполнение задач по импортозамещению, существенно повлияет на обеспечение занятости населения в регионе и станет одним из источников налоговых поступлений. К счастью, в связи с недавно введенным продовольственным эмбарго начинается развитие в этой сфере, где немаловажную роль играют инвестиционные вложения, и, говоря об этом, хочется проанализировыать инвестиционную привлекательность развития аквакультуры мурманской области на примере предприятия ООО "Русское море – Аквакультура".

По произведенным расчетам, в данном проекте чистая текущая стоимость – положительное значение, и это показывает, что вызываемый инвестициями денежный поток в течение всей экономической жизни проекта превысит первоначальные капитальные вложения, обеспечит необходимый уровень доходности на вложенные фонды и увеличение рыночной стоимости. Анализируя полученный показатель внутренней нормы доходности, можно сделать вывод о том что проект не является рисковым, поскольку значение внутренней нормы доходности превышает проектную ставку дисконтирования (15,432 > 13,7). Что касается третьего показателя, то, поскольку индекс рентабельности больше единицы, проект считается рентабельным.

Полученные значения в расчетах говорят о выгодном вложении инвестора в предприятие ООО "РМ – аквакультура" и доказывают, что в прибрежных акваториях Кольского полуострова можно, и, самое главное, выгодно выращивать атлантический лосось, форель, арктического гольца, треску, палтус, камбалу, а также мидии, морских ежей, ракообразных и другие виды гидробионтов и не закупать эту продукцию у других стран. А ведь инвестиционные показатели предприятия ООО "РМ – аквакультура" отражают основную тенденцию финансового состояния и направления развития предприятий аквакультуры нашего региона в целом. Общий объем инвестиций в аквакультуре региона уже превышает 8 млрд рублей, из которых 1,2 млрд решено было выделить предприятию ООО "Русское море – Аквакультура", а также предоставить 18 рыбопромысловых участков. Планируется ввод в эксплуатацию рыбоводного хозяйства в губе Титовка, проводится работа по созданию производства посадочного материала рыб.

Также Мурманская область благодарна правительству России за увеличение объема средств, выделяемых региону. В 2013 году на мероприятия государственной в поддержку аквакультуры нашего региона было выделено 46,5 млн рублей, в том числе из областного бюджета 12,5 млн рублей. Субсидируется часть затрат предприятий на уплату процентов по кредитам на закупку посадочного материала, рыбных кормов и рыбоводного оборудования.

В рамках принятой Государственной программы Российской Федерации "Развития рыбохозяйственного комплекса" предусмотрены мероприятия по подготовке постановлений Правительства РФ об организации субсидирования процентных ставок по кредитам для целей аквакультуры и о развитии страхования рисков в аквакультуре, а также о субсидировании части лизинговых платежей для организаций товарной аквакультуры, но ожидаемый срок их принятия – 2016 год.

Такая господдержка отразилась на результатах деятельности предприятий товарного выращивания рыбы нашего региона, что и доказывает динамика товарного выращивания рыбы предприятиями Мурманской области, показанная на графике:

Рис. 1. Динамика товарного выращивания рыбы предприятиями аквакультуры
Мурманской области

Для дальнейшего развития приоритетами для ускоренного развития аквакультуры должны стать:

– развитие производства собственного рыбопосадочного материала;

– развитие отечественного производства кормов для аквакультуры;

– развитие механизма страхования рисков в аквакультуре;

– повышение кадрового потенциала рыбоводства.

Таким образом, инвестиционная привлекательность Мурманской области для развития аквакультуры не вызывает сомнений, поскольку оно имеет не только региональное, но и государственное значение, так как поддерживает ресурсную базу страны и снижает зависимость России от импорта существенных объемов продукции зарубежных аквахозяйств. Исходя из высокой значимости рыбоводства и рыболовства для населения Мурманской области, развитие отрасли и увеличение объемов товарного выращивания рыбы предприятиями аквакультуры создаст условия для улучшения уровня жизни и снижения социальной напряженности.
Список литературы


  1. Васильев, А. М., Куранов, Ю. Ф. Рыбная отрасль Мурманской области: современное состояние, стратегия развития. – Апатиты, 2009. – № 1. – С. 43–44.

  2. Александрова, М. А. Современное состояние и тенденции развития аквакультуры на Кольском полуострове // Материалы научно-практической конференции "Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. – Новосибирск, 2014. – С. 80-83.



ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ РЕНТА: СУЩНОСТЬ, МЕТОДИКИ РАСЧЕТА




Назарова К. А. (МГТУ, ЭБ-141, ИЭУиП)

Кузьменко В. М. (МГТУ, кафедра экономики)



Человечество неотвратимо вступает в эру экономики знания. Знание становится объектом интеллектуальной собственности, и это нельзя отрицать, поскольку все чаще наблюдается возрастание ценности живого знания, роли умственной составляющейОдной из таких форм являются рентные доходы от интеллектуальной деятельности. Основу интеллектуальной деятельности составляет интеллектуальный капитал, который материализуется в интеллектуальную собственность. Стоимость интеллектуальной собственности порождает основы интеллектуальной ренты.

Интеллектуальная рента (далее ИР) – это дополнительная сверхприбыль собственника средств производства и интеллектуальных ресурсов, основанная на экономии трудовых, а также прочих ресурсов, и более высокой цене продукта, благодаря присвоению и монопольному использованию интеллектуальных факторов производства, созданных наемными интеллектуальными работниками.

ИР существенно отличается от ренты в природоемких отраслях (сельском хозяйстве, строительстве и т. д.). Эти особенности заключаются в следующем:

  1. Объектом ИР является знание.

  2. Основой ИР является стоимость ИР.

  3. Интеллектуальную ренту могут получать только лидеры в области развития науки и техники.

  4. Создателем интеллектуальных факторов производства является интеллектуальный труд.

  5. Условие возможности получения интеллектуальной ренты – сохранение монополии на интеллектуальный фактор производства.

На данном этапе развития знаний об интеллектуальной ренте, существует 3 способа ее выражения:

  1. Интеллектуальная рента состоит из дохода инноватора (Динн) и средней прибыли инновационной фирмы (Рср) (Рис. 1)



Рис. 1. Первый способ формирования интеллектуальной ренты


  1. Интеллектуальная рента образуется из дохода инноватора (Динн) дохода инвестора, вкладывающего средства в процесс реализации инновации (Динв), и средней прибыли инновационной фирмы (Рср). При этом доход инвестора включает в себя процент на вложенный капитал и премию за риск потери вложенных средств. (Рис. 2)



Рис. 2. Второй способ формирования интеллектуальной ренты


  1. Тиражирование инноваций. В результате внедрения различных инноваций в производственные и общественные процессы возможно взаимопроникновение инноваций и возникновение на их основе новых товаров и услуг. Здесь средняя прибыль инновационной фирмы будет больше, чем во втором варианте из-за расширения емкости сбыта инноваций среди многих инновационно активных предприятий приобретающих лицензии. (Рис. 3)



Рис. 3. Третий способ формирования интеллектуальной ренты
В заключение можно отметить, что категория "интеллектуальная рента" появилась совсем недавно и недостаточно исследована. Тем не менее, степень настоящей изученность позволяет быть интеллектуальной ренте вполне материальным показателем, имеющим различные способы оценки. Интеллектуальная рента является важным структурным элементом развития современной инновационной экономики, основанной на знаниях, поскольку именно она все больше замещает природно-сырьевую ренту и превращается в определяющий фактор общественного развития. От ее получения, реализации и использования субъектами хозяйственной деятельности зависит мотивация инновационной активности предприятий и других субъектов хозяйствования.
Список литературы


  1. Скоблякова И. В., Артюшина Е. М. Интеллектуальная рента: сущность, виды, механизм формирования и распределения в инновационной экономике / И. В. Скоблякова, Е. М. Артюшина // Инновации. – 2013. – № 4. – С. 19-23.

  2. Буевич А. П. К вопросу о формировании и распределении интеллектуальной ренты в инновационной экономике / А. П. Буевич // Экономика и социум. – 2014. – № 4. – С. 1–9.

  3. Митин А. Н. Инновационный потенциал интеллектуальной ренты / А. Н. Митин // Бизнес, менеджмент и право. – 2013. – № 12. – С. 115–120.



БЮРОКРАТИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ РФ




Перышкин М. О. (МГТУ, ЭБ3-142, ИЭУиП)

Кузьменко В. М. (МГТУ, кафедра экономики)



Россия - молодое демократическое государство, поэтому проблемы, связанные с ролью и функциями бюрократии в демократическом государстве, приобретают все большую актуальность для него.

Актуальность данной работы для современной экономики РФ заключается в том, что бюрократия, как отрицательное явление, проникло во все сферы экономики, и затормаживает инициативность и увеличивает монополию на принятие решения.

Бюрократия (от фр."bureau" бюро, канцелярия и греч. "κράτος" господство, власть) – направление, которое принимает государственное управление в странах, где все дела сосредоточены в руках органов центральной правительственной власти, действующих по предписанию и через предписание.

Понятие бюрократизация можно трактовать, как становление бюрократии как системы управления и как процесс отчуждения, отрыва управленческого аппарата от потребностей общества и первоначально поставленных перед ним целей.

Проблема бюрократии давно волновала умы ученых, поэтому сложился ряд теорий объясняющих это понятие:

  1. Теория М. Вебера

  2. Теория К. Марка

  3. "Азиатская", или "имперская"

На основе анализа данных теорий можно выделить следующие слабые и сильные стороны у бюрократии. К положительным сторонам можно отнести:

  • Рациональную работу учреждений, в которых каждый элемент работает максимально эффективно.

  • Высокую хозяйственно-экономическую эффективность.

  • Четкое разделение прав и обязанностей в соответствии с компетенцией работника.

Но бюрократии присущи отрицательные черты, такие как :

  • Отчуждение от человека

  • "Бюрократический ритуализм"

  • Консерватизм

  • Инерция

  • Централизм

Основным источником дохода бюрократа является бюрократическая рента.

Бюрократическая рента - экономическая форма владения бюрократом специфическими активами, выступающими в виде специальных знаний и умений, полученных ими в результате обладания особой нормативно-правовой информацией.

Процесс формирования бюрократической ренты - сложившийся процесс, который условно можно разделить на несколько этапов.

На первом этапе получение бюрократической ренты происходит в результате случайного отступления от утвержденных правил. Если произошла локализация этих рентных форм взаимодействия, то на втором этапе происходит закрепление информационной асимметрии и распространение рентоориентированного поведения чиновника в крупном сообществе. Увеличение бюрократической ренты возможно не только за счет улучшения выполняемой работы, но и через неформальные пути (получение взяток, казнокрадство).

По данным департамента экономической безопасности МВД, средний размер взятки в России в 2009 г. увеличился на 14 тыс. руб. по сравнению с 2008 годом. Благодаря исследованиям Фонда "Общественное мнение", известно, что 56 % предпринимателей России дают взятки, а 44 % считают процедуру дачи взятки должностному лицу вполне допустимой.

Если говорить о последствиях бюрократизации для экономики России, то можно выделить следующие последствия:

Во-первых, происходит увеличение монопольного положения бюрократии во всех сферах экономики. Во-вторых, бюрократизация ведет к уничтожению конкуренции.
В-третьих, бюрократизация ускоряет рост теневого сектора экономики.

Существует точка зрения, что в Российской Федерации построен специфический вид капитализма – бюрократический. Наряду с классической схемой поляризации общества: предприниматели – наемные работники, дополнительно сформировался еще один класс – бюрократия, играющая одну из ключевых ролей в постсоветском обществе.

В итоге, по результатам оценки качества делового климата, проведенной
в 183 странах мира, в рамках ежегодно проводимого рейтинга Всемирного банка Doing Business, Россия опустилась с 116-го на 123-е место. Кроме того исследования, проводимые Всемирной организацией по борьбе с коррупцией – Transparency International показали что в 2010 г. Россия занимала 154 место из 178 стран мира.
Список литературы


  1. "Бюрократия" URL: https://ru.wikipedia.org/ wiki/%D0%91%D1%8E%D1%80% D0%BE%D0% BA%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%8F

  2. " Институт бюрократизма и его последствия для развития современной рыночной экономики в России" Лебедева Н. Н; Журнал : Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7. Выпуск № 1 / 2012.

  3. "Возможности противодействия коррупции в России "в будущем времени и в сослагательном наклонении" исчерпаны"// Центр антикоррупционных исследований и инициатив URL: http://www.transparency.org.ru/doc/CPI%202008_Russia_press_01000_279.pdf

  4. "Бюрократизация бюджета" URL:http://www.kommersant.ru/Doc/673160

  5. "Россия все больше отстает от других стран в улучшении делового климата" URL: http://m.forbes.ru/article.php?id=59331

  6. "Кризис подстегнул коррупцию не только в России" URL: http://www.vedomosti.ru/ politics/articles/2009/09/25/krizis-podstegnul-korrupciyu-ne-tolko-v-rossii

НОВЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ПИРАМИДЫ




Юрьева М. А. (МГТУ, 3Б-231)

Любимова М. И. (МГТУ, кафедра экономики)



В середине 90-х годов Россия пережила период массового создания финансовых пирамид, что оказало существенное негативное влияние на экономику страны. Но их строительство не прекращается и сейчас. Многие, не подозревая об угрозе, могут стать жертвами мошенников и понести серьезные материальные потери.

Цель: выявить возможность появления новых финансовых пирамид и выработать меры по предостережению населения.

Задачи: обозначить тенденции развития, рассмотреть условия возникновения, выявить основные признаки фин. пирамид.

Среди условий, в которых возникают финансовые пирамиды можно выделить четыре основных:

1. существование рынка ценных бумаг, за счет колебания цен которых, появляется возможность ими манипулировать;

2. отсутствие законодательных ограничений на организацию деятельности финансовых структур, действующих по пирамидальному принципу;

возможность населения делать сбережения (покупать акции, ценные бумаги), то

3. есть определенный уровень материального благосостояния населения и склонности населения к вложению денег в финансовые институты.

Новые методы вовлечения в финансовую пирамиду:

  1. "Псевдоинвестиционные" компании.

Главная идея таких проектов: "инвестором может стать любой, независимо от суммы, которую вы готовы вложить".

При наличии всей разрешительной документации, человека должно насторожить обещание огромных процентов и наличие специальной бонусной программы по привлечению новых вкладчиков, а так же дополнительные бонусы за привлечение в организацию других людей.

Хайп-проект – мошеннический онлайн-проект, похожий на инвестиционный фонд с высокой доходностью. На данный момент это, в основном, онлайн-проекты, которые работают с электронными валютами: Perfect Money, Liberty Reserve, Bitcoin.

  1. "Псевдосетевой" маркетинг.

В сетевых компаниях люди строят бизнес по продвижению продукции. То есть получают свой процент от созданного товарооборота продукции компании. В случае псевдосетевого маркетинга товара просто не существует.

  1. "Уровневые" пирамиды.

Примерная схема этого типа пирамид такова: вкладчик покупает первый уровень существования в системе, регистрируется на сайте, заводит свою ссылку. Далее он активно привлекает на сайт по своей ссылке клиентов. Они в свою очередь покупают у него первый уровень доступа. Чтобы вкладчик мог перейти на второй уровень, он также должен заплатить деньги. При этом переход на каждый следующий уровень стоит вдвое больше.

Новый виток развития финансовых пирамид уже принес огромный ущерб, как вкладчикам, так и экономике страны в целом. Вкладывая свои деньги, необходимо быть очень внимательными, чтобы не попасться на уловки очередной замаскированной финансовой пирамиды.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   32

Похожие:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРабочие программы учебных дисциплин (модулей) министерство образования...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМетодические указания Новокузнецк 2012 Министерство образования и...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального...

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМинобрнауки России Федеральное государственное бюджетное образовательное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск