Методические рекомендации к проведению лабораторных работ и практических занятий для преподавателей Ниспо дзержинск

Методические рекомендации к проведению лабораторных работ и практических занятий для преподавателей Ниспо дзержинск


Скачать 451.66 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации к проведению лабораторных работ и практических занятий для преподавателей Ниспо дзержинск
страница1/4
ТипМетодические рекомендации
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Методические рекомендации
  1   2   3   4
Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Дзержинский индустриально-коммерческий техникум»


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К ПРОВЕДЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

для преподавателей НиСПО



Дзержинск

2011

Министерством образования России разработаны рекомендации по планированию, организации и проведению лабораторных работ и практических занятий в образовательных учреждениях среднего профессионального образования от 05.04.99 (Письмо МО РФ № 16-52-58 ин/16-13).

В соответствии с этими рекомендациями в образовательном учреждении разработаны собственные рекомендации для преподавателей, ведущих лабораторные и практические работы. Каждый преподаватель разрабатывает рекомендации для студентов по своим учебным дисциплинам. Рекомендации рассматриваются на заседании предметных (цикловых) комиссий и утверждаются заместителем директора по учебной работе.
О РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ, ОРГАНИЗАЦИИ И

ПРОВЕДЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ И ПРАКТИЧЕСКИХ

ЗАНЯТИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Письмо Минобразования России от 05.04.99 № 16-52-58ин/1б-13

Министерствам (ведомствам) Российской Федерации, имеющим образовательные учреждения среднего профессионального образования, Органам управления образованием субъектов Российской Федерации:

В соответствии с Программой организационно-методических мер по введению в действие в государстве иного образовательного стандарта среднего профессионального образования на 1998-2000 гг., утвержденной 25 марта 1998 г. Минобразованием России, Управление среднего профессионального образования подготовило и направляет для практического применения «Рекомендации по планированию, организации и проведению лабораторных работ и практических занятий и образовательных учреждениях среднего профессионального образования» (Приложение к письму Минобразования России от 05.04.99 № 1б-52-58ип/16-13).

Рекомендации по планированию, организации и проведению лабораторных работ и практических занятий в образовательных учреждениях среднего профессионального образования

1. Общие положения

В соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учетном заведении), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 1994г. №1168, к основным видам учебных занятий наряду с другими отнесены лабораторные работы и практические занятия. Направленные на экспериментальное подтверждение теоретических положений и формирование учебных и профессиональных практических умений, они составляют важную часть теоретической и профессиональной практической подготовки.

В процессе лабораторной работы или практического занятия как видов учебных занятий студенты выполняют одну или несколько лабораторных работ (заданий), одну иди несколько практических работ (заданий) под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала.

1.3. Выполнение студентами лабораторных работ и практических занятий направлено на:

обобщение, систематизацию, углубление, закрепление полученных теоретических знаний по конкретным темам дисциплин математического и общего естественнонаучного, общепрофессионального и специального циклов;

формирование умений применять полученные знания на практике, реализацию единства интеллектуальной и практической деятельности;

развитие интеллектуальных умений у будущих специалистов: аналитических, проектировочных, конструктивных и др.;

выработку при решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива.

1.4. Дисциплины, по которым планируются лабораторные работы и
практические занятия, и их объемы определяются примерными и рабочими
учебными планами.

1-5, При проведении лабораторных работ и практических занятий учебная группа согласно Государственным требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников (далее - Государственные -требования) может делиться на подгруппы численностью не менее 8 человек.

2. Планирование лабораторных работ и практических занятий

2.1. При планировании состава и содержания лабораторных работ и практических занятий следует исходить из того, что лабораторные работы и практические занятия имеют разные ведущие дидактические цели.

Ведущей дидактической целью лабораторных работ является экспериментальное подтверждение и проверка существенных теоретических положений (законов, зависимостей), и поэтому преимущественное место они занимают при изучении дисциплин математического и общего естественнонаучного, общепрофессионального циклов, менее характерны для дисциплин специального цикла.

Ведущей дидактической целью практических занятий является формирование практических умений - профессиональных (выполнять определенные действия, операции, необходимые и последующем в профессиональной деятельности) или учебных решать задачи по математике, физике, химии, информатике и др.), необходимых в последующей учебной деятельности по общепрофессиональным и специальным дисциплинам; практические занятия занимают преимущественное место при изучении об непрофессиональных и специальных дисциплин.

Состав и содержание практических занятий должны быть направлены на реализацию Государственных требований,

По таким дисциплинам, как «Физическая культура», «Иностранный язык», «Инженерная графика», дисциплинам с применением ПЭВМ асе учебные занятия или большинство из них проводятся как практические, поскольку содержание дисциплин направлено в основном на формирование практических умений и их совершенствование.

В соответствии с ведущей дидактической целью содержанием лабораторных работ могут быть экспериментальная проверка формул, методик расчета, установление и подтверждение закономерностей, ознакомление с методиками проведения экспериментов, установление свойств веществ, их качественных и количественных характеристик, наблюдение развития явлений, процессов и др.

2.3.1. При выборе содержания к объема лабораторных работ следует исходить из сложности учебного материала для усвоения, из внутрипредметных и мсжпредметных связей, из значимости изучаемых теоретических положений для предстоящей профессиональной деятельности, из того, какое место занимает конкретная работа в совокупности лабораторных работ, и их значимости для формирования целостного представления о содержании учебной дисциплины.

2.3.2. При планировании лабораторных работ следует учитывать, что наряду с ведущей дидактической целью - подтверждением теоретических положений - в ходе выполнения заданий у студентов формируются практические умения и навыки обращения с различными приборами, установками, лабораторным оборудованием, аппаратурой, которые могут составлять часть профессиональной практической подготовки, а также исследовательские умения (наблюдать, сравнивать, анализировать, устанавливать зависимости, делать выводы и обобщения, самостоятельно вести исследование, оформлять результаты).

2.4. В соответствии с ведущей дидактической целью содержанием практических занятий являются решение разного рода задач, в том числе профессиональных (анализ производственных ситуаций, решение ситуационных производственных задач, выполнение профессиональных функций в деловых играх и т.п.), выполнение вычислений, расчетов, чертежей, работа с измерительными приборами, оборудованием, аппаратурой, работа с нормативными документами, инструктивными материалами, справочниками, составление проектной, плановой и другой технической и специальной документации и др.

2.4.1. При разработке содержания практических занятий следует учитывать, чтобы в совокупности по учебной дисциплине они охватывали, весь круг профессиональных умений, на подготовку к которым ориентирована данная дисциплина, а в совокупности по всем учебным дисциплинам - охватывали всю профессиональную деятельность, к которой готовится специалист.

2.4.2. На практических занятиях студенты овладевают первоначальными профессиональными умениями и навыками, которые в дальнейшем закрепляются и совершенствуются в процессе курсового проектирования и технологической и преддипломной производственной (профессиональной) практики.

Наряду с формированием умений и навыков в процессе практических занятий обобщаются, систематизируются, углубляются и конкретизируются теоретические знания, вырабатывается способность и готовность использовать теоретические знания на практике, развиваются интеллектуальные умения.

Содержание лабораторных работ и практических занятий фиксируется в примерных и рабочих учебных программах дисциплин в разделе «Содержание учебной дисциплины».

Состав заданий для лабораторной работы или практического занятия должен быть спланирован с расчетом, чтобы за отведенное время они могли быть выполнены качественно большинством студентов. Количество часов, отводимых На лабораторные работы и практические занятия, фиксируется в тематических планах примерных и рабочих учебных программ.

2.7. Перечень лабораторных работ и практических занятий в рабочих программах дисциплины, а также количество часов на их проведение могут отличаться от рекомендованных примерной программой, но при этом должны формировать уровень подготовки выпускника, определенный Государственными требованиями по соответствующей специальности, а также дополнительными требованиями к уровню подготовки студента, установленными самими образовательными учреждениями.

3. Организация и проведение лабораторных работ и практических

занятий

3.1. Лабораторная работа как вид учебного занятия должна проводиться в специально оборудованных учебных лабораториях. Продолжительность - не менее 2-х академических часов. Необходимыми структурными элементами лабораторной работы, помимо самостоятельной деятельности студентов, являются инструктаж, проводимый преподавателем, а также организация обсуждения и генов выполнения лабораторной работы.

3.2. Практическое занятие должно проводиться в учебных кабинетах или специально оборудованных помещениях (площадках, полигонах и т.п.).
Продолжительность занятия - не менее 2-х академических часов. Необходимыми структурными элементами практического занятия, помимо самостоятельной деятельности студентов, являются инструктаж, проводимый преподавателем, а также анализ и оценка выполненных работ и степени овладения студентами запланированными умениями.

3.3. Выполнению лабораторных работ и практических занятий предшествует проверка знаний студентов - их теоретической готовности к выполнению задания.

По каждой лабораторной работе и практическому занятию образовательным учреждением должны быть разработаны и утверждены методические указания по их проведению,

Лабораторные работы и практические занятия могут носить репродуктивный, частично-поисковый и поисковый характер.

Работы, носящие репродуктивным характер, отличаются тем, что при их проведении студенты пользуются подробными инструкциями, в которых указаны: цель работы, пояснения (теория, основные характеристики), оборудование, аппаратура, материалы и их характеристики, порядок выполнения работы, таблицы, выводы (без формулировки), контрольные вопросы, учебная и специальная литература.

Работы, носящие частично-поисковый характер, отличаются тем, что при их проведении студенты не пользуются подробными инструкциями, им не дан порядок выполнения необходимых действий, и требуют от студентов самостоятельного подбора оборудования, выбора способов выполнения работы и инструктивной и справочной литературе и др.

Работы, носящие поисковый характер, характеризуются тем, что студенты должны решить новую для них проблему, опираясь на имеющиеся у них теоретические знания.

При планировании лабораторных работ- и практических занятий необходимо находись оптимальное соотношение репродуктивных, частично-поисковых и поисковых работ, чтобы обеспечить высокий уровень интеллектуальной деятельности.

3.6. Формы организации студентов на лабораторных работах и практических занятиях фронтальная, групповая и индивидуальная.

При фронтальной форме организации занятий все студенты выполняют одновременно одну и ту же работу.

При групповой форме организации занятий одна и та же работа выполняется бригадами по 2-5 человек.

При индивидуальной форме организации занятий каждый студент выполняет индивидуальное задание.

3.7. Для повышения эффективности проведения лабораторных работ и практических занятий рекомендуется:

  • разработка сборников задач, заданий и упражнений, сопровождающихся методическими указаниями, применительно к конкретным специальностям;

  • разработка заданий для автоматизированного тестового контроля за подготовленностью студентов к лабораторным работам или практическим занятиям;

  • подчинение методики проведения лабораторных работ и практических занятий ведущим дидактическим целям с соответствующими установками для студентов;

  • использование в практике преподавания поисковых лабораторных работ, построенных па проблемной основе;

  • применение коллективных и групповых форм работы, максимальное использование индивидуальных форм с целью повышения ответственности каждого студента за самостоятельное выполнение полного объема работ;

  • проведение лабораторных работ и практических занятий на повышенном уровне трудности с включением в них заданий, связанных с выбором студентами условий выполнения работы, конкретизацией целей, самостоятельным отбором необходимого оборудования;

  • эффективное использование времени, отводимого на лабораторные работы и практические занятия, подбором дополнительных задач и заданий для студентов, работающих в более быстром темпе.

4. Оформление лабораторных работ и практических занятий

Структура оформления лабораторных работ и практических занятий по дисциплине определяется предметными (цикловыми) комиссиями.

Опенки за выполнение лабораторных работ и практических занятий могут выставляться по пятибалльной системе или в форме зачета и учитываться как показатели текущей успеваемости студентов.
ВВЕДЕНИЕ

Одним из основных типов урока теоретического обучения является урок применения знаний, основными видами проведения которого являются лабораторные работы, и практические занятия. Применение полученных знаний на практике вырабатывает у студентов навыки самостоятельной работы. С этой точки зрения весьма эффективными являются уроки, в процессе которых проводятся лабораторные работы, практические занятия, решение технических задач и т.п.

В соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утвержденным

Постановлением правительства Российской Федерации от 03.03.2001 № 160 лабораторные

работы и практические занятия отнесены к основным видам учебных занятий наряду с другими видами учебных занятий.

Лабораторные работы и практические занятия имеют большое значение для теоретической и профессиональной подготовки студента, углубления теоретических знании и связи их с практикой. Лабораторные работы и практические занятия обеспечивают активное и сознательное овладение учебным материалом, воспитывают у студентов инициативу, развивают наблюдательность и умение пользоваться приборами и инструментами, учат анализировать явления и факты, делать выводы и т.п. В процессе работы с инструментами и приспособлениями, приборами, оборудованием студенты детально изучают их особенности и конструкцию. Лабораторные работы и практические занятия направлены на экспериментальное подтверждение теоретических положении и формирование учебных и профессиональных практических умении. В процессе лабораторной работы или практического занятия, как видов учебных занятий студенты выполняют задания под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала. Таким образом лабораторные работы и практические занятия с одной стороны составляют важную часть образовательного процесса, с другой - играют особую роль в подготовке квалифицированного специалиста, так как способствуют выработке самостоятельности, что особенно важно для будущих специалистов.

В соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования объем практической подготовки студента: производственная (профессиональная) практика, лабораторные работы, практические занятия, выполнение курсовых работ (проектов) должен составлять 50 - 60 % от общего объема времени, отведенного на теоретическое обучение и практику. В связи с этим преподавателям необходимо уделять особое внимание па подготовку, организацию и проведение лабораторных работ и практических занятий, как на одно из условии качественной подготовки специалиста.

Учебные дисциплины, по которым планируются лабораторные работы и практические занятия и их объемы, определяются примерными и рабочими учебными планами. Количество часов, отводимых на лабораторные работы и практические занятия фиксируется в тематических планах рабочих учебных программ. Продолжительность одной лабораторной работы или практического занятия должно составлять не менее 2-х академических часов.

Тематика лабораторных работ и практических занятий определяется примерными и рабочими программами учебных дисциплин. Преподаватель имеет право при составлении рабочей учебной программы по дисциплине вносить изменения в рекомендованный примерной программой перечень лабораторных работ и практических занятий, но при этом не должна нарушаться логика изложения дисциплины, а также соблюдаться требуемый уровень подготовки выпускника, определенный Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по соответствующей специальности.

Содержание лабораторных работ и практических занятий фиксируется в рабочих программах учебных дисциплин в разделе «Содержание учебной дисциплины». Содержание лабораторных работ и практических занятий, должно быть направленно на реализацию Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования, в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников. При планировании содержания лабораторных работ и практических занятий преподавателям следует исходить из того, что лабораторные работы и практические занятия, имеют различные ведущие дидактические цели.
  1   2   3   4

Похожие:

Методические рекомендации к проведению лабораторных работ и практических занятий для преподавателей Ниспо дзержинск iconМетодические рекомендации по выполнению практических занятий и лабораторных...
Методические рекомендации предназначены для проведения практических и лабораторных занятий по мдк 01. 02

Методические рекомендации к проведению лабораторных работ и практических занятий для преподавателей Ниспо дзержинск iconМетодические рекомендации по проведению и оформлению практических...
Настоящие методические рекомендации определяют общие требования по выполнению практических работ в соответствии с фгос по специальности...

Методические рекомендации к проведению лабораторных работ и практических занятий для преподавателей Ниспо дзержинск icon«Миллеровский техникум агропромышленных технологий и управления (дсхт)»...
...

Методические рекомендации к проведению лабораторных работ и практических занятий для преподавателей Ниспо дзержинск iconМетодические рекомендации для преподавателей по проведению практических...
Методические указания для студентов по аудиторной работе (публичное выступление; ситуационные задания; ролевые игры)

Методические рекомендации к проведению лабораторных работ и практических занятий для преподавателей Ниспо дзержинск iconМетодические рекомендации по проведению практических занятий общеобразовательной...
Методические рекомендации по организации практических занятий студентов по общеобразовательной дисциплине оуд. №2 «Английский язык»...

Методические рекомендации к проведению лабораторных работ и практических занятий для преподавателей Ниспо дзержинск iconМетодические указания по проведению лабораторных работ по дисциплине «Информатика»
Методические указания по проведению лабораторных работ предназначены для студентов гоапоу «Липецкий металлургический колледж» технических...

Методические рекомендации к проведению лабораторных работ и практических занятий для преподавателей Ниспо дзержинск iconМетодические указания по проведению лабораторных работ по дисциплине «Информатика»
Методические указания по проведению лабораторных работ предназначены для студентов гоапоу «Липецкий металлургический колледж» технических...

Методические рекомендации к проведению лабораторных работ и практических занятий для преподавателей Ниспо дзержинск iconМетодические рекомендации по выполнению лабораторных и практических...
Методические рекомендации по выполнению лабораторных и практических работ для студентов 2-го курса

Методические рекомендации к проведению лабораторных работ и практических занятий для преподавателей Ниспо дзержинск iconРеспублики Башкортостан Государственное бюджетное профессиональное...
Номинация «Учебно-методические разработки (практикум, методические указания по проведению лабораторных работ, методические рекомендации...

Методические рекомендации к проведению лабораторных работ и практических занятий для преподавателей Ниспо дзержинск iconМетодические рекомендации для преподавателей по проведению практических занятий по дисциплине
Знать основные программные средства для работы с текстом; освоить основные возможности текстовых редакторов для создания и обработки...

Методические рекомендации к проведению лабораторных работ и практических занятий для преподавателей Ниспо дзержинск iconМетодические рекомендации по проведению лабораторных, практических...
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города москвы «воробьевы горы»

Методические рекомендации к проведению лабораторных работ и практических занятий для преподавателей Ниспо дзержинск iconМетодические рекомендации по выполнению лабораторных работ и практических...
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области

Методические рекомендации к проведению лабораторных работ и практических занятий для преподавателей Ниспо дзержинск iconИнструкция №8 по охране труда при проведении лабораторных опытов и практических занятий по химии
К проведению лабораторных опытов и практических занятий по химии допускаются учащиеся с 8-го класса, прошедшие инструктаж по охране...

Методические рекомендации к проведению лабораторных работ и практических занятий для преподавателей Ниспо дзержинск iconМетодические указания по организации лабораторных работ и практических...
Методические указания предназначены для совершенствования теоретических знаний и формирования практических умений и навыков по мдк....

Методические рекомендации к проведению лабораторных работ и практических занятий для преподавателей Ниспо дзержинск iconМетодические указания к проведению практических занятий Часть 1
Цибизова А. А., Самотруева М. А., Фельдман Б. В. Фармацевтическая технология: методические указания к проведению практических занятий...

Методические рекомендации к проведению лабораторных работ и практических занятий для преподавателей Ниспо дзержинск iconМетодические указания к проведению практических занятий по дисциплине...
М 545 Методические указания к проведению практических занятий по дисциплине «Микробиология, вирусология» для студентов педиатрического...


Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск