Учебное пособие школа здоровья для пациентов пм 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах мдк 02. 01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях (Сестринская помощь при нарушениях здоровья)




НазваниеУчебное пособие школа здоровья для пациентов пм 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах мдк 02. 01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях (Сестринская помощь при нарушениях здоровья)
страница1/6
ТипУчебное пособие
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6
Государственное бюджетное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования города Москвы

«Медицинское училище № 15

Департамента здравоохранения города Москвы»
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ ДЛЯ ПАЦИЕНТОВ
ПМ 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах

МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях (Сестринская помощь при нарушениях здоровья)

Тема 6. Сестринская помощь при заболеваниях сердечно-сосудистой системы и системы крови

Специальность 060501 Сестринское дело

Автор: Т.Н. Глазунова - преподаватель профессиональных модулей высшей квалификационной категории ГБОУ СПО «МУ №15 ДЗМ»

healthy-lifestyle

СОДЕРЖАНИЕ

1. СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 3

2. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК 4

Цели занятия 5

Показатели оценки результата освоения компетенций 6

Мотивация деятельности и актуализация темы 7

Интеграционные связи 8

Хронокарта занятия 9

Оснащение занятия и таблица подведения итогов 10

3. БЛОК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 11

Терминологический словарь 11

Опорный конспект с заданием 13

4. БЛОК КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ 24

Контроль исходного уровня знаний 25

Критерии оценки тестовых заданий 27

Задания для закрепления изученного материала 28

Дневник пациента 29

Итоговый контроль знаний 38

Ситуационные задачи 39

Критерии оценки решения ситуационных задач

и памяток по диетическому питанию 44

Инструкция для обучающихся по взаиморецензированию

памяток 45

Задания в тестовой форме для контроля усвоения материала 46

Синквейн 48

5. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 49

6. ПРИЛОЖЕНИЯ 50

АГ – артериальная гипертензия

АД – артериальное давление

ВОЗ – Всемирная организация здравоохранения

ГК – гипертонический криз

ИБС – ишемическая болезнь сердца

ИМТ – индекс массы тела

СД – сахарный диабет

ССС – сердечно-сосудистая система

УМК – учебно-методический комплекс

ЧДД – частота дыхательных движений

Инструкция для обучающихся: обсудите с преподавателем тему и цели занятия, представьте свою мотивацию деятельности и актуализацию темы. Для актуализации темы используйте презентацию с материалами исследовательской работы «Факторы риска поведенческого характера развития гипертонии у молодых» (Приложение 1). В качестве опережающего обучения изучите презентацию – «Сахарный диабет 2 типа» (Приложение 2). Объясните, развитию каких заболеваний способствует ожирение. Обратите внимание на связи темы занятия с другими дисциплинами и профессиональными модулями, изучите этапы занятия, показатели оценки результата освоения компетенций и принципы выставления итоговой оценки.

ТЕМА ЗАНЯТИЯ: ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ ДЛЯ ПАЦИЕНТОВ

giperton03-19712309l

Вид занятия: практическое

Продолжительность: 90 минут

Место проведения: кабинет доклинической практики

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ
Общие: выработать у обучающегося практические умения, способствующие формированию соответствующих профессиональных и общих компетенций:

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств;

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество;

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Конкретные:

- обучающийся должен уметь: составить программу самоконтроля для

пациента с АГ; научить вести дневник самоконтроля; дать письменные инструкции по диетическому питанию.

- обучающийся должен знать: факторы риска артериальной гипертензии, изменяемые усилиями пациента и врача: степень физической нагрузки, курение, злоупотребление алкоголем, ожирение, сахарный диабет 2 типа, личность пациента и его окружение (стрессы), питание (поваренная соль); диету при АГ.

Развивающие: формировать профессиональное мышление и поведение; развивать способности к самообучению, самообразованию; развивать познавательную и творческую активность.

Воспитательные: воспитывать положительное отношение к знаниям;

учить бережному отношению к методическому материалу, материально-техническому оснащению; вести здоровый образ жизни.
Показатели оценки результата освоения компетенций


Результаты

(освоенные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы

контроля и оценки

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств

Устанавливает контакт с пациентом/членом его семьи.

Проводит оценку исходного уровня знаний пациента о вмешательстве.

Предоставляет информацию в доступной форме для конкретной возрастной или социальной категории.

Получает согласие на вмешательство.

Контролирует усвоение полученной информации.


Оценка качества памятки, беседы, ролевой игры.

Текущий контроль в форме: фронтального опроса, решения заданий в тестовой форме, решения ситуационных задач.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество


Выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач при проведении профилактических мероприятий;

оценка эффективности и качества выполнения.

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы.


ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития


Эффективный поиск необходимой информации; использование различных источников, включая электронные.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями


Демонстрация навыков работы в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, пациентами и их окружением.



МОТИВАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И АКТУАЛИЗАЦИЯ ТЕМЫ

Улучшение качества профессиональной подготовки и повышение квалификации медицинских работников среднего звена – одна из приоритетных задач по реализации современных целей развития системы здравоохранения в России до 2020 года, определенных Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации.

Актуальность темы занятия «Школа здоровья для пациентов» определена возросшей ролью сестринского персонала в оказании профилактической помощи населению – проведение консультирования по вопросам формирования здорового образа жизни, профилактики заболеваний.

Школа здоровья – форма группового консультирования, обучения пациентов и членов их семей. В школе пациент получает не только знания, но и практические умения. Школа здоровья позволяет создать оптимальные условия для эффективного обучения пациентов, является частью лечебного процесса с информированием больного о его заболевании, особенностях лечения, принципах организации медицинской помощи и о необходимости участия пациента и членов его семьи в процессе контроля за течением заболевания.

АГ – самое распространенное хроническое заболевание сердечно-сосудистой системы среди взрослого населения. АГ часто приводит к осложнениям: инсульту, ИБС (стенокардия, инфаркт миокарда), сердечной и почечной недостаточности. Вот почему знания и умения по теме «Школа здоровья для пациентов» так важны для профессиональной деятельности будущих медицинских сестер. Своевременное консультирование пациентов с АГ, обучение их самоконтролю и коррекции факторов, влияющих на течение заболевания, позволит рационально лечить АГ, проводить профилактику осложнений и повысить качество жизни пациентов.

ИНТЕГРАЦИОННЫЕ СВЯЗИ

обеспечивающие

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ

Дисциплина

Тема

Анатомия и физиология человека

Общие вопросы анатомии и физиологии сердечно-сосудистой системы

Психология

Общение с пациентом

Латинский язык

Клиническая терминология


МЕЖМОДУЛЬНЫЕ СВЯЗИ

Профессиональный модуль

Тема

ПМ 01. Проведение профилактических мероприятий

Тема 2. Профилактика заболеваний, зависящих от образа жизни

2.13. Школы здоровья для пациентов: артериальной гипертонии

ПМ. 04. Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больным

(Решение проблем пациента посредством сестринского ухода)

Тема 1.4. Обучение в сестринском деле


обеспечиваемые

ВНУТРИМОДУЛЬНЫЕ СВЯЗИ

Профессиональный модуль

Тема

ПМ 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах


МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях (Сестринская помощь при нарушениях здоровья)

Тема 2. Особенности оказания сестринской помощи лицам пожилого и старческого возраста

Особенности сестринского процесса при работе с лицами пожилого и старческого возраста в амбулаторно - поликлинических условиях

Тема 11. Сестринская помощь в неврологии, психиатрии и наркологии

Сестринская помощь при нарушения мозгового кровообращения

МДК 02.02 Основы реабилитации

Тема 2.8. Сестринская процесс в реабилитации пациентов с патологией сердечно-сосудистой системы




ХРОНОКАРТА ЗАНЯТИЯ



п/п

Этап занятия

Время

Методы

обучения

Деятельность

преподавателя

Деятельность

обучающегося

1

Организационный

момент

3

Вводная

беседа

Проверяет присутствующих и внешний вид обучаю-щихся, заполняет журнал.

Готовятся к занятию,

записывают в тетради: тему, цели занятия.

2

Мотивация учебной

деятельности

5

Проблемное изложение, дискуссия,

метод опережающего обучения


Объясняет важность изучаемой темы, приводит конкретные примеры, отвечает на вопросы по теме занятия. Обсуждает цели и план занятия, знакомит с оцениванием результатов.

Обсуждают тему, цели и план занятия; знакомятся с системой выставления оценок; представляют презентации: «СД 2 типа», «Факторы риска развития АГ» .

3

Контроль исходного

уровня знаний

10

Письменный контроль,

дискуссия



Инструктирует по выполнению заданий в тестовой форме, организует обсуждение результатов. Задает вопросы, корректирует ответы.

Выполняют задания, участвуют в обсуждении результатов, отвечают на вопросы преподавателя.

4

Изучение нового материала

20

Беседа,

интерактивный

Объясняет новый материал.

Организует и инструктирует по самостоятельной работе,

отвечает на вопросы.

Слушают, обсуждают друг с другом, задают вопросы. Работают с учебным пособием. Изучают терминологический словарь, опорный конспект, выполняют задание.

5

Закрепление материала

25

Интерактив-ный

Организует закрепление пройденного материала, инструктирует по выполнению задания, отвечает на вопросы, обсуждает Дневник пациента.

Изучают дневник пациента, участвуют в групповой ролевой игре «Медсестры, пациенты», отвечают на вопросы преподавателя.

6

Контроль знаний и умений

20

Письменный

контроль,

интерактивный метод


Предлагает выполнить задания для оценки эффективности обучения (решить ситуационную задачу, задания в тестовой форме, провести взаимооценивание приготовленных памяток); объясняет выполнение синквейна.

Выполняют задания, проводят само- и взаимооценивание, обсуждают друг с другом содержание памяток, пишут синквейн.


7

Рефлексия

5

Проблемный

Предлагает обучающимся обобщить изученное на занятии, проанализировать допущенные ошибки, причины затруднений, оценить степень достижения целей.

Обобщают изученное на занятии, оценивают степень достижения целей. Отвечают на вопросы, задают вопросы преподавателю.

8

Итоги занятия

2

Беседа

Подводит итоги работы группы, оценивает работу обучающихся, комментирует выставленные оценки, инструктирует обучающихся по выполнению домашнего задания.

Записывают задание для подготовки к следующему занятию; получают рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы.

Общее время

90











ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ


  1. Методическое

Основная литература:

  • Смолева Э.В. «Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи» / Э.В. Смолева; под ред. к.м.н. Б.В. Кабарухина. – Изд. 8-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 473 с. – (Среднее профессиональное образование).

Дополнительная

  • Школа здоровья. Артериальная гипертония. Руководство для врачей / под ред. Р.Г. Оганова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 192 с.

  • Учебное пособие по теме «Школа здоровья для пациентов»

  • Мультимедийные презентации

  1. Материальное

  • Таблицы: классификация массы тела, классификация ВОЗ АД, стратификация риска ССЗ

  • Дневники пациента

  1. Техническое

  • Интерактивная доска

  • Компьютер



ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗАНЯТИЯ

Тест-контроль исходного уровня знаний

Оценка за решение ситуационной задачи и памятки

Итоговый тест-контроль

Общая

оценка














Инструкция для обучающихся: после контроля исходного уровня знаний послушайте объяснения преподавателя, изучите терминологический словарь и таблицы (классификация массы тела, классификация ВОЗ АД, стратификация риска ССЗ), которые могут быть использованы при обучении пациентов. Обсудите схему 1 «Значение факторов риска в патогенезе повышения АД», созданную по материалам исследовательской работы обучающихся. Схема предназначена для пациентов, более глубоко интересующихся АГ.
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Артериальная гипертензия – это стойкое повышение артериального давления (систолического АД равного и более 140 мм рт.ст. и/или диастолического АД равного и более 90 мм рт.ст.) у лиц, которые не принимают антигипертензивные препараты, зарегистрированное не менее чем при 2-х врачебных осмотрах, при каждом из которых АД измеряется по крайней мере дважды.

Гликемия – уровень глюкозы в крови. У здорового человека натощак он составляет 3,3-5,5 ммоль/л, а после приема пищи, не превышает 7,8 ммоль/л.

Дневник самоконтроля (дневник здоровья, дневник пациента) – краткие рекомендации пациенту и данные самоконтроля.

Индекс массы тела – используется для определения нормальной массы тела: масса тела (кг) разделить на рост (м), возведенный во вторую степень. Масса тела нормальная, если ИМТ 18,5 – 24,9 кг/м2 .

Ожирение – хроническое рецидивирующее заболевание, характеризующееся повышенным накоплением и нарушением функциональной активности жировой ткани в организме.

Самоконтроль – процессы, посредством которых человек оказывается в состоянии управлять своим поведением в условиях противоречивого влияния социального окружения или собственных побуждений.

Сахарный диабет 2 типа – метаболическое заболевание, характеризующееся хронической гипергликемией, развивающейся в результате нарушения секреции инсулина или механизмов его взаимодействия с клетками тканей.

Школа здоровья – это совокупность средств и методов индивидуального и группового профилактического консультирования пациентов, направленного на повышение уровня их знаний, информированности и практических навыков, позволяющих рационально лечить заболевание, проводить профилактику осложнений и повышать качество жизни.
Схема 1. Значение факторов риска в патогенезе повышения АД



Инструкция для обучающихся: распределитесь по парам. Каждой паре для чтения предлагается раздел опорного конспекта. Затем каждая пара обучающихся пересказывает свою информацию другой паре. Полученную новую информацию обучающиеся рассказывают всей группе.
ФАКТОРЫ РИСКА РАЗВИТИЯ АГ

Наследственность, генетические аспекты, возраст (мужчины старше 50, женщины старше 60), гиподинамия, ожирение, избыточное потребление поваренной соли, вредные привычки (курение, чрезмерное употребление алкоголя), стрессы, гиперлипидемия, гипергликемия, дефицит кальция, калия, магния.

Особенно важно выделить факторы, влияющие на повышение АД, поведенческого характера, обратить внимание на их взаимосвязь со степенью АГ.

«Управляемые» факторы риска, способствующие повышению АД.

  • АД чаще повышается у людей, злоупотребляющих солёной, жирной пищей и алкоголем.

  • Установлено, что лица с повышенным давлением потребляют с пищей в 3 раза больше поваренной соли, чем лица с нормальным давлением.

  • Выкуриваемая сигарета может вызвать подъём АД, иногда на 10–30 мм рт.ст.

  • Давление возрастает при увеличении массы тела: лишний килограмм повышает давление в среднем на 1–3 мм рт.ст.

  • Многие люди подвержены стрессовым влияниям в повседневной жизни, на работе, в семье, что также способствует повышению АД, переходу болезни в тяжёлую форму, требующую нередко стационарного лечения.

  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Учебное пособие школа здоровья для пациентов пм 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах мдк 02. 01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях (Сестринская помощь при нарушениях здоровья) iconМетодическая разработка составлена в соответствии с рабочей программой...
Мдк. 02. 01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях (Сестринская помощь при нарушениях здоровья)

Учебное пособие школа здоровья для пациентов пм 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах мдк 02. 01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях (Сестринская помощь при нарушениях здоровья) iconКонтрольно-оценочные средства для экзамена пм. 02. Участие в лечебно-диагностических...
ПМ. 02. Участие в лечебно-диагностических и реабилитационных процессах, мдк 02. 01 Сестринский уход при различных заболеваниях и...

Учебное пособие школа здоровья для пациентов пм 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах мдк 02. 01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях (Сестринская помощь при нарушениях здоровья) iconУчебное пособие для студентов пм. 01. Проведение профилактических...
ПМ. 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах, мдк 02. 01. Сестринский уход при различных заболеваниях и...

Учебное пособие школа здоровья для пациентов пм 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах мдк 02. 01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях (Сестринская помощь при нарушениях здоровья) icon1. 4 Сестринский уход при бронхитах
Мдк. 02. 01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях. Сестринская помощь при различных заболеваниях и состояниях

Учебное пособие школа здоровья для пациентов пм 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах мдк 02. 01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях (Сестринская помощь при нарушениях здоровья) icon1 Сестринское дело в терапии
ПМ. 02. Участие в лечебно-диагностических и реабилитационных процессах, мдк 02. 01 Сестринский уход при различных заболеваниях и...

Учебное пособие школа здоровья для пациентов пм 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах мдк 02. 01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях (Сестринская помощь при нарушениях здоровья) icon«Сестринская помощь при бронхиальной астме, принципы лечения»
Учебная дисциплина пм. 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах

Учебное пособие школа здоровья для пациентов пм 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах мдк 02. 01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях (Сестринская помощь при нарушениях здоровья) iconИ. С. Березина пм 02. Участие в лечебно диагностическом и реабилитационном процессах
Учебно-методическое пособие предназначено для организации самостоятельной работы обучающихся при изучении раздела 4 «Применение медикаментозных...

Учебное пособие школа здоровья для пациентов пм 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах мдк 02. 01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях (Сестринская помощь при нарушениях здоровья) iconМетодическая разработка занятия пм 02. «Участие в лечебно-диагностическом...
Тема: «Сестринский процесс при сосудистых заболеваниях головного и спинного мозга»

Учебное пособие школа здоровья для пациентов пм 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах мдк 02. 01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях (Сестринская помощь при нарушениях здоровья) iconМетодическое пособие по учебной практике для студентов пм 02 «Участие...
Методические пособие по учебной практике пм 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах (для специальности...

Учебное пособие школа здоровья для пациентов пм 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах мдк 02. 01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях (Сестринская помощь при нарушениях здоровья) iconТренировочные тесты по разделу «Сестринский уход при различных заболеваниях...
«Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях в психиатрии и наркологии»

Учебное пособие школа здоровья для пациентов пм 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах мдк 02. 01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях (Сестринская помощь при нарушениях здоровья) iconРабочая программа профессионального модуля пм 02 «Участие в лечебно-диагностическом...
Рабочая программа профессионального модуля пм 02 «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах» разработана на...

Учебное пособие школа здоровья для пациентов пм 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах мдк 02. 01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях (Сестринская помощь при нарушениях здоровья) iconТренировочные тесты по разделу «Сестринский уход при различных заболеваниях...
Боли за грудиной до 20 минут, в основном в предутренние часы или ночью, хорошая переносимость нагрузки днем характерны для

Учебное пособие школа здоровья для пациентов пм 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах мдк 02. 01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях (Сестринская помощь при нарушениях здоровья) iconУчебно-методическое пособие мдк 02. 01. 08 Сестринский уход в офтальмологии....
«Обще-профессиональных Государственными требованиями к дисциплин и профессиональных модулей» минимуму содержания и уровню

Учебное пособие школа здоровья для пациентов пм 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах мдк 02. 01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях (Сестринская помощь при нарушениях здоровья) iconРеспублики Башкортостан «Белебеевский медицинский колледж»
Целью кумо является систематизация учебно-методической документации части (раздела) Сестринский уход при нарушениях здоровья в инфекционных...

Учебное пособие школа здоровья для пациентов пм 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах мдк 02. 01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях (Сестринская помощь при нарушениях здоровья) iconТесты по разделу «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях в неврологии»
При планировании сестринского ухода больным с синдромом Паркинсона приоритетной проблемой пациента является

Учебное пособие школа здоровья для пациентов пм 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах мдк 02. 01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях (Сестринская помощь при нарушениях здоровья) iconУчебно-методическое пособие для аудиторной работы студентов пм 02...
...


Руководство, инструкция по применению






При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск