Программа по предмету «Окружающий социальный мир»




Скачать 436.36 Kb.
НазваниеПрограмма по предмету «Окружающий социальный мир»
страница1/2
ТипПрограмма
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Программа
  1   2
Окружающий социальный мир.

Пояснительная записка.

Программа по предмету «Окружающий социальный мир» разработана на основании:

Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 №1599.

Примерной основной образовательной программы начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 № 4/15).

Адаптированной основной общеобразовательной программы ГОУ РК «Специальной (коррекционной) школы №43» г. Инты.

Учебного плана ГОУ РК «Специальной (коррекционной) школы №43» г.Инты.

Программа учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью под ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н. Яковлевой, СПб, ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2011.

Основная цель изучаемого предмета:

формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения.

Курс Окружающий социальный мир«» решает следующие коррекционно-образовательные и воспитательные задачи:

дать элементарные представления о мире, созданными руками человека;

расширить представления об окружающих людях;

дать первоначальные представления о социальной жизни;

дать первоначальные представления о социальных ролях людей;

формировать навыки учебной деятельности;

накапливать опыт продуктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками;

формировать умения находить друзей;

формировать желание участвовать в коллективных играх, мероприятиях, занятиях.

Общая характеристика учебного предмета.

Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения. В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети с ТМНР испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества.

В процессе обучения у ребенка формируются представления о родном городе, в котором он проживает, о России, её культуре, истории, современной жизни. Знакомясь с рукотворными объектами и социальными явлениями окружающей действительности, ребенок учится выделять их характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Получая представления о социальной жизни, в которую он включен, ребенок учится соотносить свое поведение и поступки других людей с нравственными ценностями (эталонами) и общепринятыми нормами поведения. Ребенок учится ориентироваться в различных ситуациях: избегать риски и угрозы его жизни и здоровью, в частности, учится быть внимательным и осторожным на улице, дома, в школе.

Жизнь в обществе предполагает следование определенным правилам. Для формирования умения соблюдать нормы поведения в обществе необходима совместная целенаправленная последовательная работа специалистов и родителей. Важно сформировать у ребенка типовые модели поведения в различных ситуациях: поездки в общественном транспорте, покупки в магазине, поведение в опасной ситуации и др. Содержание материала по программе «Окружающий социальный мир» является основой формирования представлений, умений и навыков по предметам «Изобразительная деятельность», «Домоводство», «Труд» и др. Так знания, полученные ребенком в ходе работы по разделу «Посуда», расширяются и дополняются на занятиях по домоводству, где ребенок учится готовить, сервировать стол и т.д.

Специфика работы по программе «Окружающий социальный мир» заключается в том, что занятия проводятся не только в классе, но и в местах общего пользования (парк, магазин, кафе, вокзал и т.д.) Ребенок выходит в город (поселок), знакомится с различными организациями, предоставляющими услуги населению, наблюдает за деятельностью окружающих людей, учится вести себя согласно общепринятым нормам поведения.

Описание места учебного предмета в учебном плане.

Курс «окружающий социальный мир», входит в образовательную область «Окружающий мир».

Дополнительный первый класс- 33 часа ( 1час в неделю).

1класс – 34 часа (1час в неделю);

2класс - 34 часа (1 час в неделю);

3класс - 68 часов (2часа в неделю);

4класс - 68 часов (2часа в неделю).

Личностные учебные действия

Дополнительный 1 класс.

Иметь представления о правилах техники безопасности при пользование электроприборами (запрещающая символика)

«Читать» телесные, мимические движения, символы, картинки.

Соотносить игровые упражнения с образом ученика

Проявлять эмоции при посещение школы; при совместной работе с педагогом

Узнавание предметов по картинкам (целостное восприятие); по отдельным деталям и характерным признакам (2).

выполнять жестовые инструкции учителя

Формирование умения ориентироваться в классе.

Слушать учителя.

Проводить несложные наблюдения в окружающей среде.

Фиксировать взгляд на изображении при организующей, направляющей помощи педагога.

Познавательные учебные действия.

Иметь представления о работе с наглядным и дидактическим материалом

Иметь ориентированные представления о нахождение помещениях в школе

Формирование умения ориентироваться в классе.

Узнавание игрушки по картинкам (целостное восприятие); по отдельным деталям и характерным звукам.

Формирование умения ориентироваться в собственном теле.

Узнавать, различать, показывать, называть изученные предметы, на предметных картинках, на мониторе, на пиктограммах.

Соотносить слово, изображение, обозначающее предмет с предъявленной картинкой.

Выделять 2 элементарных признака изучаемых объектов и предметов под руководством учителя.

Выбирать «лишнюю» картинку из 2 предложенных.

Коммуникативные учебные действия.

Устанавливать контакт с учителем (привлекать к себе внимание, выражение своих желаний; выражение согласия- несогласия)

Отвечать на вопросы используя невербальные способы общения

Слушать учителя

Понимать жестовую инструкцию учителя.

Подражать действиям педагога.

Отвечать на вопросы, используя вербальные и невербальные способы общения.

Участвовать в дидактических играх, в играх-импровизациях совместно с учителем.

Регулятивные

Иметь представления о правилах поведения в школе

Иметь представления о контроле своих действий при работе совместно с учителем, по подражанию, образцу

Формирование умения выражать удовольствия – неудовольствия от выполненных действий на уроке.

Формирование умения последовательно осуществлять предметно – практические действия с учителем.

Формирование умения работать с учителем «рука в руку», подражанию.

Фиксировать взгляд на изображении при организующей, направляющей помощи педагога. Выполнять стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).

Предметные результаты.

Иметь представления о местонахождение помещений школы (раздевалка, холл, класс, столовая, туалетная комната).

Узнавать и показывать части дома (крыша, стена).

Узнавать и показывать дверь квартиры, окно.

Узнавать и показывать мебель: стол, стул

Иметь представления о предметах быта: электрический чайник, холодильник.

Иметь представления о посуде: чашка, стакан.

Иметь представления о продуктах питания: чай, молоко.

Иметь представления о свойствах бумаги, различать на ощупь.

Иметь представления о транспорте: автобус, грузовая машина.

Иметь представления о пешеходном переходе.

Узнавать атрибутику Нового года «Елка»

Выделять макет флага из других предметов (2).

Иметь представления о площадях своего города.

1 класс.

Личностные учебные действия.

Иметь представления о правилах техники безопасности при пользование электроприборами (запрещающая символика).

Знать и соблюдать элементарный охранительный режим в школе.

Иметь представления о социальном окружении.

Пробуждение речевой активности при использовании речевого материала в процессе предметметно – практических действий.

Проявлять положительные эмоции при выполнение учебных действий.

Иметь представления о роли ученика.

Формирование умения использовать специальные средства (пиктограммы) для передачи мысли с помощью. символов.

Слушать учителя.

Фиксировать взгляд на изображении.

Познавательные учебные действия.

Формирование умения использовать знако – символические средства, для моделирования ситуаций.

Формирование умения находить среди 2-3 вариантов картинку, пиктограмму соответствующую заданному признаку.

Выделять элементарные признаки изучаемых объектов под руководством учителя.

Узнавать, различать, выделять изученные , объекты, предметы на картинках, пиктограммах, моделях среди 2-3 предложенных.

Осуществлять поиск и выделять необходимую информацию в иллюстрациях.

Узнавать, показывать, имитировать, называть действия животных, людей на картинках.

Строить высказывания сопряженно с учителем.

Ориентироваться в помешении школы.

Формирование умения находить среди 2 -3 вариантов картинку, пиктограмму соответствующую заданному признаку.

Коммуникативные учебные действия.

Формирование умения использовать специальные средства (пиктограммы) для передачи мысли с помощью. символов.

Проявлять положительные эмоции при работе с педагогом, в игровых ситуациях с одноклассником.

Понимать жестовую, словесную инструкцию учителя.

Выполнять по образцу педагога отдельные операции;
отвечать на вопросы, используя вербальные и невербальные способы общения.

Формирование умения обращаться за помощью используя вербальные и невербальные способы общения.

Регулятивные учебные действия.

Иметь представления о правилах поведения на уроке, на перемене.

Осуществлять контроль определенного действия под руководством учителя.

Формирование умения выражать удовольствия – неудовольствия от выполненных действий на уроке.

Выполнять последовательно две отдельные операции по образцу педагога;

переключать взгляд с одного предмета на другой.

Выполнять посильное задание от начала до конца.

Формирование умения контролировать свое передвижение по школе

Предметный результат

Узнавать на двух предложенных картинках праздник «День знаний», «Новый год»

Узнавать и показывать школьные помешения (медицинский кабинет, библиотеку)

Узнавать и показывать одноэтажный и многоэтажный дом, подъезд, лестничная площадка, подвал.

Узнавать и показывать помещения квартиры (ванная комната, прихожая, кухня, санузел).

Узнавать и показывать предметы быта: телевизор, посуда (тарелка, ложка)

Узнавать, показывать и различать на вкус продукты питания: сок – лимонад; молочные продукты йогурт, творог, сметана.

Узнавать и показывать инструменты для работы с бумагой.

Иметь представления о районах города.

Иметь представления о рельсовом транспорте: поезд и правилах перехода железнодорожного полотна.

Узнавать и показывать цвета флага России.

Познавательные

Формирование умения вместе с учителем использовать знако – символические средства, для моделирования ситуации

Формирование умения находить среди 2 вариантов картинку, пиктограмму соответствующую заданному признаку.

Формирование умения ориентироваться в представленных картинках; находить нужную информацию

Формирование умения обращаться за помощью используя вербальные и невербальные способы общения.

Формирование умения ориентироваться в помещение школы.

Коммуникативные.

Понимать невербальные средства коммуникации (мимика, жесты, пантомимика), предусмотренной программой.

Осуществлять предметные и предметно – практические действия вместе с педагогом; игровые действия с одноклассником

Регулятивные:

Формирование умения работать с учителем «рука в руку», подражанию, образцу.

Формирование умения выполнять инструкцию учителя по жесту, пиктограмме.

Формирование умения контролировать свое передвижение по школе.

Содержание курса «Окружающий социальный мир представлена следующими разделами: «Квартира, дом, двор», «Продукты питания», «Предметы быта», «Школа», «Предметы и материалы, изготовленные человеком», «Город», «Транспорт», «Страна», «Традиции и обычаи».

В разделе «Школа» работа направлена на узнавание (различение) помещений школы. Знание назначения помещений школы. Нахождение помещений школы. Знание профессий людей, работающих в школе. Соотнесение работника школы с его профессией. Узнавание (различение) участков школьной территории. Знание назначения участков школьной территории. Знание (соблюдение) правил поведения на территории школы. Узнавание (различение) зон класса. Знание назначения зон класса. Знание (соблюдение) распорядка школьного дня. Узнавание (различение) школьных принадлежностей: школьная доска, парта, мел, ранец, учебник, тетрадь, дневник, карандаш, точилка, резинка, фломастер, пенал, ручка, линейка, краски, пластилин, альбом для рисования. Знание назначения школьных принадлежностей. Представление о себе как члене коллектива класса. Узнавание (различение) мальчика и девочки по внешнему виду. Знание положительных качеств человека. Знание способов проявления дружеских отношений (чувств). Умение выражать свой интерес к другому человеку.

В разделе «Квартира, дом, двор направлена на узнавание (различение) частей дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол). Узнавание (различение) типов домов (одноэтажный (многоэтажный), каменный (деревянный), городской (сельский, дачный) дом. Узнавание (различение) мест общего пользования в доме (чердак, подвал, подъезд, лестничная площадка, лифт). Соблюдение правил при пользовании лифтом: ждать закрытия и открытия дверей, нажимать кнопку с номером нужного этажа, стоять во время движения лифта и др. Соблюдение правил безопасности, поведения в местах общего пользования в доме: не заходить в лифт с незнакомым человеком, не залезать на чердак, не трогать провода и др. Соблюдение правил пользования мусоропроводом (домофоном, почтовым ящиком, кодовым замком). Узнавание (различение) помещений квартиры (комната (спальная, детская, гостиная), прихожая, кухня, ванная комната, санузел, балкон). Знание функционального назначения помещений квартиры. Сообщение своего домашнего адреса (город, улица, номер дома, номер квартиры). Узнавание своего домашнего адреса (на слух, написанного). Написание своего домашнего адреса. Узнавание (различение) частей территории двора (место для отдыха, игровая площадка, спортивная площадка, место для парковки автомобилей, место для сушки белья, место для выбивания ковров, место для контейнеров с мусором, газон). Знание (соблюдение) правил безопасности и поведения во дворе. Знакомство с коммунальными удобствами в квартире: отопление (батарея, вентиль, вода), канализация (вода, унитаз, сливной бачок, трубы), водоснабжение (вода, кран, трубы (водопровод), вентиль, раковина), электроснабжение (розетка, свет, электричество). Знание (соблюдение) правил безопасности и поведения во время аварийной ситуации в доме. Узнавание (различение) вредных насекомых (муравьи, тараканы), грызунов (крысы, мыши), живущих в доме. Представление о вреде, который приносят вредные насекомые. Знание (соблюдение) правил поведения в чрезвычайной ситуации. Узнавание (различение) предметов посуды: тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник, половник. Узнавание (различение) часов (механические (наручные, настенные), электронные (наручные, настенные). Знание строения часов (циферблат, стрелки (часовая, минутная)). Узнавание (различение) аудио, видеотехники и средствах связи (телефон, компьютер, планшет, магнитофон, плеер, видеоплеер). Знание назначения технического устройства (сотовый телефон, планшет, видеоплеер и др.). Соблюдение последовательности действий при пользовании телефоном (плеером, планшетом и др.): включение, использование (связь, игра и т.п.), выключение.

В разделе «Предметы быта» работа направлена на узнавание (различение) электробытовых приборов (телевизор, утюг, лампа, вентилятор, обогреватель, микроволновая печь, тостер, блендер, электрический чайник, фен, кондиционер). Знание назначения электроприборов. Знание правил техники безопасности при пользовании электробытовым прибором. Узнавание (различение) предметов мебели (стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать, табурет, комод). Знание назначения предметов мебели. Различение видов мебели (кухонная, спальная, кабинетная и др.). Узнавание (различение) предметов посуды (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож). Знание назначение предметов посуды. Узнавание (различение) кухонного инвентаря (терка, овощечистка, разделочная доска, дуршлаг, половник, открывалка). Знание назначение кухонного инвентаря. Узнавание (различении) предметов интерьера (светильник, зеркало, штора, скатерть, ваза, статуэтки, свечи). Знание назначения предметов интерьера. Узнавание (различение) светильников (люстра, бра, настольная лампа). Узнавание (различение) часов (наручные, настенные, механические, электронные часы). Узнавание (различение) частей часов: стрелки, циферблат. Знание назначения часов (частей часов).

В разделе «Продукты питания» работа направлена на узнавание (различение) напитков (вода, чай, сок, какао, лимонад, компот, квас, кофе) по внешнему виду, на вкус. Узнавание упаковок с напитком. Узнавание (различение) молочных продуктов (молоко, йогурт, творог, сметана, кефир, масло, морожено) по внешнему виду, на вкус. Узнавание упаковок с молочным продуктом. Знание правил хранения молочных продуктов. Узнавание (различение) мясных продуктов: готовых к употреблению (колбаса, ветчина), требующих обработки (приготовления) (мясо (свинина, говядина, баранина, птица), сосиска, сарделька, котлета, фарш). Знакомство со способами обработки (приготовления) мясных продуктов. Знание правил хранения мясных продуктов. Узнавание (различение) рыбных продуктов: готовых к употреблению (крабовые палочки, консервы, рыба (копченая, соленая, вяленая), требующих обработки (приготовления) мясо (филе рыбы, краб, креветка), рыбная котлета, рыбный фарш. Знакомство со способами обработки (приготовления) рыбных продуктов. Знание правил хранения рыбных продуктов. Узнавание (различение) муки и мучных изделий: готовых к употреблению (хлеб, батон, пирожок, булочка, сушки, баранки, сухари), требующих обработки (приготовления) (макаронные изделия (макароны, вермишель, рожки). Знакомство со способами обработки (приготовления) мучных изделий. Знание правил хранения мучных изделий. Узнавание (различение) круп и бобовых: готовых к употреблению (консервированная фасоль, кукуруза, горошек, свежий горох), требующих обработки (приготовления) (греча, рис, пшено и др. крупы, бобовые). Знакомство со способами обработки (приготовления) круп и бобовых. Знание правил хранения круп и бобовых. Узнавание (различение) кондитерских изделий (торт, печенье, пирожное, конфета, шоколад). Знание правил хранения кондитерских изделий.

В разделе «Предметы и материалы, изготовленные человеком» работа направлена на узнавание свойств бумаги (рвется, мнется, намокает). Узнавание (различение) видов бумаги по плотности (альбомный лист, папиросная бумага, картон и др.), по фактуре (глянцевая, бархатная и др.). Узнавание предметов, изготовленных из бумаги (салфетка, коробка, газета, книга и др.). Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых работают с бумагой (ножницы, шило для бумаги, фигурный дырокол). Знание свойств дерева (прочность, твёрдость, плавает в воде, дает тепло, когда горит). Узнавание предметов, изготовленных из дерева (стол, полка, деревянные игрушки, двери и др.). Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых обрабатывают дерево (молоток, пила, топор). Знание свойств стекла (прозрачность, хрупкость). Узнавание предметов, изготовленных из стекла (ваза, стакан, оконное стекло, очки и др.).

Соблюдение правил безопасности при обращении с предметами, изготовленными из стекла. Знание свойств резины (эластичность, непрозрачность, водонепроницаемость). Узнавание предметов, изготовленных из резины (резиновые перчатки, сапоги, игрушки и др.). Знание свойств металла (прочность, твёрдость – трудно сломать, тонет в воде). Узнавание предметов, изготовленных из металла (ведро, игла, кастрюля и др.). Знание свойств ткани (мягкая, мнется, намокает, рвётся). Узнавание предметов, изготовленных из ткани (одежда, скатерть, штора, покрывала, постельное бельё, обивка мебели и др.). Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых работают с тканью (ножницы, игла). Знание свойств пластмассы (лёгкость, хрупкость). Узнавание предметов, изготовленных из пластмассы (бытовые приборы, предметы посуды, игрушки, фломастеры, контейнеры и т.д.).

В разделе «Город» работа направлена на узнавание (различение) элементов городской инфраструктуры. Узнавание (различение), назначение зданий: кафе, вокзал (аэропорт, железнодорожный, автовокзал, морской), службы помощи (банк, сберкасса, больница, поликлиника, парикмахерская, почта), магазин (супермаркет, одежда, посуда, мебель, цветы, продукты), театр (кукольный, драматический и др.), цирк, жилой дом. Узнавание (различение) профессий (врач, продавец, кассир, повар, строитель, парикмахер, почтальон, работник химчистки, работник банка). Знание особенностей деятельности людей разных профессий. Знание (соблюдение) правил поведения в общественных местах. Узнавание (различение) частей территории улицы (проезжая часть, тротуар). Узнавание (различение) технических средств организации дорожного движения (дорожный знак («Пешеходный переход»), разметка («зебра»), светофор). Знание (соблюдение) правил перехода улицы. Знание (соблюдение) правил поведения на улице. Узнавание (различение) достопримечательностей своего города

В разделе «Транспорт» работа направлена на узнавание (различение) наземного транспорта (рельсовый, безрельсовый). Знание назначения наземного транспорта. Узнавание (различение) составных частей наземного транспортного средства. Узнавание (различение) воздушного транспорта. Знание назначения воздушного транспорта. Узнавание (различение) составных частей воздушного транспортного средства. Узнавание (различение) водного транспорта. Знание назначения водного транспорта. Узнавание (различение) составных частей водного транспортного средства. Узнавание (различение) космического транспорта. Знание назначения космического транспорта. Узнавание (различение) составных частей космического транспортного средства. Знание (называние) профессий людей, работающих на транспорте. Соотнесение деятельности с профессией. Узнавание (различение) общественного транспорта. Знание (соблюдение) правил поведения в общественном транспорте. Узнавание (различение) специального транспорта (пожарная машина, скорая помощь, полицейская машина). Знание назначения специального транспорта. Знание профессий людей, работающих на специальном транспорте. Соотнесение деятельности с профессией. Знание места посадки и высадки из автобуса. Пользование общественным транспортом (посадка в автобус, покупка билета и др.).

В разделе «Традиции, обычаи» работа направлена на ознакомление с традиций и атрибутов праздников (Новый Год, День Победы, 8 марта, Масленица, 23 февраля, Пасха). Знание школьных традиций. Знание символики и атрибутов православной церкви (храм, икона, крест, Библия, свеча, ангел). Знание нравственных традиций, принятых в православии.

В разделе «Страна» работа направлена на формирование знаний названия государства, в котором мы живем. Знание (узнавание) государственной символики (герб, флаг, гимн). Узнавание президента РФ (на фото, видео). Знание государственных праздников. Знание названия столицы России. Знание (узнавание) основных достопримечательностей столицы (Кремль, Красная площадь, Третьяковская Галерея, Большой театр) на фото, видео. Знание названий городов России (Санкт-Петербург, Казань, Владивосток, Сочи и др.). Знание достопримечательностей городов России. Знание прав и обязанностей гражданина России. Знание (различение) документов, удостоверяющих личность гражданина России (паспорт, свидетельство о рождении). Знание некоторых значимых исторических событий России. Знание выдающихся людей России.
Программно - материально-техническое обеспечение предмета включает:

натуральные объекты, муляжи, макеты,

предметные и сюжетные картинки,

пиктограммы с изображением объектов (в школе, во дворе, в городе), действий, правил поведения

аудио и видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы, иллюстрирующие социальную жизнь людей, правила поведения в общественных местах и т.д.;

рабочие тетради с различными объектами окружающего социального мира для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал.

Окружающий социальный мир

Тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся подготовительный 1 класс.

Наименование разделов, тем

Количество часов

НРК

Содержание учебного предмета (курса)

Основные виды деятельности обучающихся

Раздел 1. Школа.

13










Я пришел в школу.

2




Выявление знаний обучающегося об окружающим его мире.

Экскурсия по школе (вход, выход, холл 1 этажа, лестница). Правила обращения с входными, межэтажными дверьми. Правила поведения на лестнице (спускание, подымание по лестнице ). Пожарная кнопка. Пожарный ящик. Запасной выход.

Осуществляют экскурсии по школе. Отрабатывают навыки открывание, закрывание дверей. Знакомятся с правилами ходьбы по лестницам, практическая отработка правил поведения. Знакомятся с пожарной кнопкой( слушают учителя о назначение данной кнопки ). Рассматривают предметы находящиеся в ящике, слушают рассказ о их назначение. Знакомятся с запасным выходом. Рассматривают картинки с изображением предметов. Знакомятся с пиктограммами данных предметов. Совместно с учителем распределяют их по критериям (запрещено- разрешено)

С опорой на пиктограммы составляют ответы на вопросы.

С кем идешь в школу?

Каким транспортом едешь? и т.д.

Я в раздевалке

2




Экскурсия в раздевалку. Знакомство с изображением на дверях раздевалке, шкафчике Соотнесение себя и картинки на шкафчике «Это мой шкафчик». Слушают о назначение полочек в шкафчике. Осуществление предметно – практических действий с одеждой.. Знакомство с пиктограммами по теме. Игровая ситуация с куклой «Кукла в раздевалке. Знакомство с правилами поведения в раздевалке.



Посещают раздевалку совместно с учителем. Знакомятся с изображением на дверях в раздевалке. Рассматривают шкафчики. Рассматривают картинки на шкафчике. Соотносят себя и картинку на шкафчике «Это мой шкафчик». Слушают о назначение полочек в шкафчике. Наблюдают за движениями и действиями учителя. Осуществляют предметно – практические действия с одеждой, вместе с учителем. Знакомятся с пиктограммами по теме. Игровая ситуация с куклой «Кукла в раздевалке». Складывают одежду куклы в макет шкафчика, по подражанию учителя и пиктограммам. Осуществляют действия по жестовому указанию учителя. Знакомятся с правилами поведения в раздевалке. . Совместно с учителем распределяют их по критериям (запрещено- разрешено).

Я в классе

2




Ориентировка в классе. Зоны класса. Дверь класса. Знакомства с обозначением на дверях класса. Предметно практические действия ( у доски отвечаем, пишем, рисуем, рассматриваем; в игровом уголке – играем; у окна наблюдаем, за партой- сидим и т.д.). Знакомство с пиктограммами. Игровые ситуации на пространственную ориентировку в классе. Правила поведения в классе. Обязанности учеников (дежурство по классу).

Изучают вместе с учителем зоны класса. Осуществляют предметно – практические действия в зонах класса. Знакомятся с пиктограммами. Знакомятся с классным уголком, со стендом ПДД и ПБ. Выполняют инструкции учителя по речевому высказыванию, по пиктограмме на пространственную ориентировку в классе. Осуществляют игровые действия. Знакомятся с правилами поведения в классе и соотносят с картинками. Совместно с учителем распределяют их по критериям (запрещено- разрешено). Знакомятся с картинным изображением каждого обучающегося и его обязанностям. Выполняют поручения вместе с учителем.

Я на перемене


2




Школьный звонок (назначение). Слушанье различных звонков (часы будильника, игрушечные колокольчики, елочные звуки) имитация прослушанных звонков. Игра «угадай – ка»: на определение на слух, какой звонок звенит. Правила поведения на перемене. Игры на перемене. Подготовка к уроку на перемене.

Слушают обьяснения учителя о назначение школьного звонка. Отрабатывают умения выходить из класса со звонком на перемену. Входить в класс со звонком на урок. Слушают различные звонки, соотносят с предметами. Участвуют в игре. Знакомятся с правилами поведения на перемене. С местонахождением во время перемены (холл 2 этажа). Знакомятся

Я иду в туалетную комнату.

2




Туалетная комната. Обозначение. Местонахождение. Назначение. Правила пользования. Правила личной гигиены. Правила пользования предметами туалетной комнаты (мыло, туалетная бумага, бумажное полотенце). Предметно практические действия с отработкой пользования туалетными принадлежностями. Туалетная комната для мальчиков, туалетная комната для девочек. Пиктограмма «Я хочу в туалетную комнату».

Знакомятся с местонахождением туалетных комнат в школе. Обозначением на дверях (туалетная комната для мальчиков, для девочек). Знакомятся с правилами посещения туалетной комнаты (дверь закрываем). Знакомятся с предметами находящиеся в туалетной комнате (унитаз – назначение; раковина – назначения). Слушают правила личной гигиены (моем руки после посещения.). Знакомятся с предметами находящиеся в туалетной комнате (мыло, бумажное полотенце). Наблюдают за действиями учителя о их назначении. Совместно с учителем осуществляют действия по мытью рук, используя мыло, бумажное полотенце. Слушают рассказ о экономии воды( кран закрываем). Знакомятся с пиктограммами. Отрабатывают правила пользования пиктограммами, для удовлетворения своих желаний. Совместно с учителем распределяют изученные правила по критериям .(запрещено- разрешено).

Я в столовой

2




Экскурсия в столовую. Обозначения на дверях столовой. Назначения помещения. Месторасположения стола для класса. Место каждого обучающегося за столом. Правила приема пищи. Правила поведения в столовой. Режим питания в школе. Правила личной гигиены. Предметно – практические действия. Знакомство с пиктограммой.

Совместно с учителем посещают столовую. Рассматривают обозначение на дверях. Знакомятся с предметами находящиеся в столовой (раковины, для мытья рук; автоматическая сушилка для рук; столы для приема пищи; стол для класса; отделение для раздачи пищи; отделения для уборки посуды). Предметно практические действия совместно с учителем (моем руки, сушим руки, садимся за свой стол, уносим посуду, моем руки после еды, вытираем свой стол). Слушают рассказ учителя о правилах поведения в столовой ( не бегать, не кричать); правилах приема пищи (не разговаривать). Знакомятся с режимом питания в школе (завтрак, обед). . Отрабатывают правила пользования пиктограммами, для удовлетворения своих желаний. Совместно с учителем распределяют изученные правила по критериям .(запрещено- разрешено).

Я ухожу из школы

1




Правила ухода домой (убираем школьные вещи; идем в раздевалку, одеваемся). Спускаемся с воспитателем на 1 этаж, выходим.

Знакомятся с правилами ухода домой. Осуществляют предметно- практические действия с учителем. Знакомятся с пиктограммами. Совместно с учителем распределяют изученные правила по критериям .(запрещено- разрешено).

Раздел 2. Квартира, дом, двор.

4










Мой дом.

1




Выявление знаний детьми своего домашнего адреса. Работа с картинками. Видео ролики улиц, домов, где находится дом каждого учащегося. Узнавание с помощью учителя Знакомство с названием улицы, номер дома. Жилые дома, нежилые дома. Знакомство с пиктограммами.

Рассказывают о местонахождение своего дома; называют улицу вербальными и невербальными способами общения. Работают с картинками (определяют с помощью учителя жилые дома и нежилые дома). Слушают рассказ о улицах города, где живут обучающиеся с просмотром видео ролика. Рассматривают на улице соответствующих домов. По признакам указанным учителем производят узнавания своего дома. Знакомятся с обозначением на домах номера и улицы. Знакомятся с пиктограммами. Слушают правила безопасного поведения при уходе домой из школы. Знакомятся с пиктограммой. Совместно с учителем распределяют изученные правила по критериям .(запрещено- разрешено).

Части дома (крыша, стена)

1




Рассматривание картинок, видео роликов. Определение частей дома (крыша, стена). Знакомятся с правилами безопасного поведения.

Рассматривают картинки, видео роликов о видах домов (деревянный, кирпичный). Знакомятся с частями дома (крыша, стена). Слушают рассказ о их назначения. Строят из кубиков дом ,показывают крышу и стену построенного дома. Знакомятся с правилами безопасного поведения. Нельзя находиться вблизи крыши (сосульки, сход снега). Знакомятся с пиктограммами. Совместно с учителем распределяют изученные правила по критериям .(запрещено- разрешено).

Моя квартира (дверь, окно)

1




Рассматривание картинок Узнавание на них дверей квартиры, окон в квартире. Назначение в квартире дверей и окон. Знакомство с видами дверей (деревянная, железная, двойная). Знакомство с обозначением квартир в доме (номер). Знакомство с местонахождением окон в квартире. Правила безопасного поведения (один дома; нахождение детей у окон).

Рассматривают картинки. Узнают и показывают на них дверь, окно. Слушают рассказ о их назначении. Рассматривают видеоролик о видах входных дверей. Обозначение на дверях номера квартиры.

Рассматривают иллюстрации местонахождение в квартире окон. Знакомятся с правилами безопасного поведения в квартире, если ребенок один дома: ( нельзя открывать дверь , без родителей, нельзя играть на окне).

С помощью учителя конструируют дом с окнами и дверью. Знакомятся с пиктограммами. Совместно с учителем распределяют изученные правила по критериям .(запрещено- разрешено).

Моя комната (стол, стул, )

1




Рассматривание иллюстрации «Комната школьника». Выделение предметов мебели (стол, стул). Назначение предметов. Знакомятся с пиктограммами.

Рассматривают комнату школьника. Выделяют по указанным признаком – стол, стул. Слушают рассказ учителя о их назначение. Сравнивают стол в классе и дома; стул в классе и дома. Участвуют в игровых ситуациях . Знакомятся с пиктограммами. Рассказывают вербальными и невербальными способами общения об использование стола, стула в своей комнате. Правила безопасного поведения (нельзя вставать на стол, стул). Знакомятся с пиктограммами. Совместно с учителем распределяют изученные правила по критериям .(запрещено- разрешено).

Раздел 3. Предметы быта.

3










Электрический чайник.

1




Электрический чайником -части, назначении. Правила Т.Б.. Предметно – практические действия.

Рассматривают натуральный обьектом электрического чайника. С помощью учителя выделяют части обьекта. Знакомятся с правилами пользования. Знакомятся с Т,Б. Выделяют из 2 предложенных картинок – электрический чайник.. Осуществляют предметно – практические действия в игровых ситуациях. Знакомятся с пиктограммами. . Совместно с учителем распределяют изученные правила по критериям .(запрещено- разрешено).

Холодильник.

1




Холодильник -части, назначении. Правила Т.Б.. Предметно – практические действия.

Рассматривают картинки с изображением холодильника. С помощью учителя выделяют части холодильника. Знакомятся с назначением предмета. . Знакомятся с Т,Б. Выделяют из 2 предложенных картинок – холодильник.. Осуществляют предметно – практические действия в игровых ситуациях. Знакомятся с пиктограммами. . Совместно с учителем распределяют изученные правила по критериям .(запрещено- разрешено).

Посуда. Чашка, стакан

1




Чашка, стакан – части, назначения. Правила личной гигиены. Правила пользования.

Рассматривают натуральные обьекты: чашка, стакан. С помошью учителя выделяют части чашки. Сранивают со стаканом. Называют назначение предметов. Осуществляют предметно практические действия. Слушают правила личной гигиены при пользование предметами. Участвуют в игровых ситуациях. Знакомятся с пиктограммами. Совместно с учителем распределяют изученные правила по критериям .(запрещено- разрешено).

Раздел 4. Продукты питания

3










Хлеб

2




Видео запись сказки «Круть и Верть». Рассказ учителя о пользе хлеба, его ценности, о тяжелом труде хлебороба. Рассматривание натуральных обьектах кусочков хлеба. Сравнение. Правила употребления хлеба в пищу.

Смотрят видео сказку. Отвечают на вопросы учителя по содержанию сказки, вербальными и невербальными способами общения. Осуществляют имитацию содержания сказки. Рассматривают натуральные обьекты кусочков хлеба. Сравнивают по вкусу, цвету. Слушают рассказ учителя Рассказ учителя о пользе хлеба, его ценности, Знакомятся с иллюстрацией профессии «хлебороб». Участвуют в игровой ситуации. Слушают правила употребления хлеба в пишу. Знакомятся с пиктограммами. Совместно с учителем распределяют изученные правила по критериям .(запрещено- разрешено).

Молоко

1




Видеозапись кадров из мультфильма «Простоквашино». Знакомство с полезными свойствами молока и его значении для детей. Хранение. Продукты из молока.

Смотрят мультфильм. Отвечают на вопросы учителя по содержанию сказки, вербальными и невербальными способами общения. Слушают рассказ учителя. Рассматривают иллюстрации с молочными продуктами. Называют и показывают. Знакомятся с правилами хранения молока (кладем в холодильник). Знакомятся с пиктограммами. Совместно с учителем распределяют изученные правила по критериям .(запрещено- разрешено).

Раздел 5. Предметы и материалы изготовленные человеком.

3










Бумага.

1




Рассказ учителя о изготовлении бумаги. Просмотр видео кадров «Как это происходит». Знакомство с сортами бумаги (газетная, писчая, альбомная). Знакомство с цветной бумагой, цветным картоном. Назначение. Правила бережного отношения к бумаге.

Слушают рассказ учителя с просмотром видео роликов о изготовление бумаги. Отвечают на вопросы по содержанию увиденного и услышанного вербальными и невербальными способами общения. Рассматривают сорта бумаги. Называют назначения сортов бумаги. Слушают правила бережного отношения к бумаге. ). Знакомятся с пиктограммами. Совместно с учителем распределяют изученные правила по критериям .(запрещено- разрешено).

Свойства бумаги

1




Предметно практические действия по выявлению свойств бумаги (складывание, разрывание, мнем, определяем водостойкость). Сравнение.

Рассматривают предложенную бумагу. Называют ее назначение. Поочередно с каждым видом бумаги осуществляют совместно с учителем предметно – практические действия по определению свойств бумаги. С помошью учителя и опорой на картинки называют свойства бумаги.

Предметы изготовленные из бумаги.

1




Рассматривание предметов. Выделение предметов из бумаги. Посещение школьного музея. Правила обращения с книгой.

Рассматривают предметы. Выделяют предметы изготовленные из бумаги. Слушают рассказ учителя. Совместно с учителем посещают музей, рассматривают подделки, изготовленные обучающимися школы из бумаги. Дают эмоциональную оценку увиденному. Рассматривают книги. Слушают правила пользование книгой и бережного отношения к учебникам. Знакомятся с пиктограммами. Совместно с учителем распределяют изученные правила по критериям .(запрещено- разрешено).

Раздел 6. Город.

2










Площадь Ленина.

1




Рассматривание видео ролика «Площадь Ленина». Рассматривание иллюстрации. Узнавание основных изображений (площадь, памятник). Знакомство с мероприятиями, проходящие в городе на площади Ленина. Рассказ о возникновении площади. Узнавание среди иллюстраций (2)

Смотрят видеоролик «Площадь Ленина». Слушают рассказ об основных сооружений на площади (Памятник Ленина). Рассматривают иллюстрации, соотносят с увиденным в видео ролике. Смотрят иллюстрации с проведением городских мероприятий на площади «Новогодний городок». Слушают рассказ учителя о строительстве площади. Узнают из 2 предложенных – «Площадь Ленина».

Площадь комсомольская.

1




Рассматривание видео ролика «Комсомольская площадь». Рассматривание иллюстрации. Узнавание основных изображений (площадь, памятник). Знакомство с мероприятиями, проходящие в городе на площади . Рассказ о возникновении площади. Узнавание среди иллюстраций (2.)

Смотрят видеоролик «Комсомольская площадь». Слушают рассказ об основных сооружений на площади (Памятник «Клятва»). Рассматривают иллюстрации, соотносят с увиденным в видео ролике. Смотрят иллюстрации с проведением городских мероприятий на площади «9 мая». Слушают рассказ учителя о строительстве площади. Узнают из 2 предложенных – «Площадь Ленина».

Раздел 7. Транспорт.

3










Автобус.

1




Видео – кадры «Движение на дороге». Автобус. Назначения. Правила поведения. Остановки автобуса. Маршруты автобуса.

Смотрят видеоролик. Называют и показывают увиденный транспорт на картинке. По названным признакам выделяют автобус. Слушают о назначении автобуса, об особенностях движения маршрутов. Рассматривают салон автобуса, назначения предметов в автобусе. Знакомятся с профессией – водитель. Знакомятся с правилами поведения в автобусе, на остановке. Знакомятся с пиктограммами по теме. Совместно с учителем распределяют изученные правила по критериям .(запрещено- разрешено).

Участие в игровых ситуациях.

Грузовая машина.

1




Видео – кадры «Движение на дороге». Грузовые машины. . Назначения.

Смотрят видеоролик. Называют и показывают увиденный транспорт на картинке. По названным признакам выделяют грузовые машины. Слушают о назначении грузовых машин. Рассматривают салон грузовой машины, назначения предметов в машине. Знакомятся с профессией – шофер. Знакомятся с пиктограммами по теме. Совместно с учителем распределяют изученные правила по критериям .(запрещено- разрешено). Участие в игровых ситуациях.

ПДД. Пешеходный переход.

1




Видео – мультфильм о правилах дорожного движения». Знакомятся с основными правилами ПДД. Пешеходный переход. Видео ролик «Движение по пешеходному переходу. Знакомство с обозначением «Пешеходный переход». Выделение из 2. Игровые ситуации. Безопасный подход к школе.

Смотрят мультфильм. Отвечают на вопросы вербальными и невербальными способами общения. Рассматривают иллюстрации с изображением «пешеходный переход». Узнают, называют, показывают, Осуществляют игровые ситуации «Движение по пешеходному переходу». Знакомятся с обозначением «Пешеходный переход». Выделяют из 2 предложенных. Совместно с учителем распределяют изученные правила по критериям .(запрещено- разрешено).

Раздел. 8. Традиции, обычаи.

1










Новый год. Атрибутика праздника (Елка).

1




Видео мультфильм. Рассказ учителя. Подготовка к празднованию нового года в школе. Знакомство с атрибутикой. Игровая ситуация «Наряжаем елку». Инструктаж по Т.Б. Знакомство с пиктогаммами.

Смотрят видео мультфильм. Отвечают на вопросы по содержанию вербальными и невербальными способами общения. Из предложенных предметов выделяют атрибутику нового года. Учасвуют в игровой ситуации «Наряжаем елку». Экскурсия по школе совместно с учителем «Подготовка к Новому году».Знакомятся с пиктограммами по теме. Совместно с учителем распределяют изученные правила по критериям .(запрещено- разрешено).

Раздел. 9. Страна.













Государственная символика (флаг).

1




Рассматривание иллюстраций с государственной символикой (флаг). Ритуалы с флагом (подымание – опускание). Назначение. Экскурсия по школе, узнавание флага. Конструирование флага из цветных полосок.

Рассматривают флаг. Слушают рассказ о его назначение. Экскурсия по школе нахождение, узнавание флага в школе. Конструируют флаг из цветных полосок. Смотрят в видео роликах о ритуалах флага.

Раздел 10. Повторение (по усмотрению учителя)

1




По усмотрению учителя.

По усмотрению учителя.
  1   2

Похожие:

Программа по предмету «Окружающий социальный мир» iconОлимпиада «Умники и умницы». Окружающий мир. 2 класс
Перед тобой задания по предмету «Окружающий мир». На их выполнение отводится 45 минут. Внимательно читай задания

Программа по предмету «Окружающий социальный мир» iconРабочая программа Предмет: Окружающий мир Уровень образования: начальный...
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для 3 класса разработана на основе

Программа по предмету «Окружающий социальный мир» iconРабочая программа по предмету «Окружающий мир (человек, природа,...
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир (человек, природа, общество)» разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной...

Программа по предмету «Окружающий социальный мир» iconРабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 1-4 классов (далее программа)
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 1-4 классов (далее программа) составлена на основе авторской программы Н. Ф. Виноградовой...

Программа по предмету «Окружающий социальный мир» iconПояснительная записка рабочая программа к предмету окружающий мир...
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ мо РФ №373 от 06. 10. 2009)

Программа по предмету «Окружающий социальный мир» iconПояснительная записка к курсу» «Окружающий мир» умк «Начальная школа 21 века»
«Окружающий мир» умк «Начальная школа 21 века» под редакцией профессора Н. В. Виноградовой

Программа по предмету «Окружающий социальный мир» iconРабочая программа по окружающему миру для учащихся 2Акл
Рабочая программа составлена на основе Программы «Окружающий мир» программа 1-4 кл

Программа по предмету «Окружающий социальный мир» iconИнструкция для учащихся
Демонстрационный вариант разработан для оценки овладения выпускниками начальной школы планируемыми результатами обучения по предмету...

Программа по предмету «Окружающий социальный мир» iconПрограмма дополнительного образования Направление: познавательное
Программа способствует формированию у детей элементов экологического сознания, способности понимать и любить окружающий мир и природу,...

Программа по предмету «Окружающий социальный мир» iconРабочая программа по окружающему миру разработана на основе требований...
Фгос начального общего образова­ния в соответствии с «Примерными программами по учебным предметам», ооп ноо и авторской программы...

Программа по предмету «Окружающий социальный мир» iconРабочая программа по окружающему миру разработана на основе требований...

Программа по предмету «Окружающий социальный мир» iconРабочая программа по предметам «Русский язык», «Литературное чтение»,...
На основе примерных программ начального общего образования (указать год программы), и авторских программ

Программа по предмету «Окружающий социальный мир» iconРабочая программа по учебному предмету «Технология»
Директор гоу «Забайкальский центр специального образования и развития «Открытый мир»

Программа по предмету «Окружающий социальный мир» iconУрок окружающего мира в 1 классе. Тема: "Как зимой помочь птицам?"
Автор учебника: Плешаков А. А. «Окружающий мир» 1 класс, 1 часть, Москва «Просвещение» 2011 г

Программа по предмету «Окружающий социальный мир» icon«Медицинский и социальный уход» Кемерово 2017 Описание компетенции
Медицинский и социальный уход – это комплексная система поддержки пациентов, их семей, групп населения и общества в целом, включающая...

Программа по предмету «Окружающий социальный мир» iconШкольная олимпиада Окружающий мир 4 класс
Нефть, кенгуру, верх, юг, сутки, восток, стрекоза, гранит, вниз, день, землеройка, строитель, час, мрамор, год, лево, неясыть, известняк,...


Руководство, инструкция по применению






При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск