Рабочая программа по учебному предмету «Технология»




НазваниеРабочая программа по учебному предмету «Технология»
страница1/6
ТипРабочая программа
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6
Государственное общеобразовательное учреждение

«Забайкальский центр специального образования и развития «Открытый мир»

ПРИНЯТО

методическим объединением учителей начальных классов
№______ от ______________




УТВЕРЖДАЮ

Директор ГОУ «Забайкальский центр специального образования и развития «Открытый мир»
С.В. Стремилов
«_____» 2016 г.

Рабочая программа

по учебному предмету

«Технология»

1 - 4 класс

УМК программы «Перспектива»






Составитель:

Маркевич Н.В..,

учитель начальных классов




Чита, 2016

Пояснительная записка
Рабочая программа по технологии разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Федеральным законом РФ об образовании от 29.12.12, № 273;

  • Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «06.10.2009», приказ № 373, с изменениями от 18.05.2015, приказ №507)

  • основной образовательной программой начального образования;

  • Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

  • программой формирования универсальных учебных действий̆ (УУД), составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, выработки коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся;

  • Примерной основной образовательной программой начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015г. №1/15), с учётом профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)(воспитатель, ученик)» утверждённым приказом Минтруда России №544н от 18 октября 2013г;

  • учебным планом Центра дистанционного образования детей-инвалидов на 2016-2017 учебный год;

  • положением о рабочих программах учебных предметов (ФГОС) ГОУ «Забайкальский центр специального образования и развития «Открытый мир» (2016 г.).



В процессе обучения используются учебники для 1-4 классов под редакцией Роговцевой Н.И., Богдановой Н.В. «Технология», выпускаемые Издательским центром «Просвещение», которые входят в федеральный перечень учебников (учебники имеют гриф «Рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации»). Федеральный перечень учебников (на 2014 — 15 учебный год) утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253. Внесены изменения в федеральный перечень учебников на 2015-16 учебный год (приказ Министерства образования и науки РФ от 8 июня 2015 г. №576 а так же изменения на 2016-17 учебный год (приказ Министерства образования и науки РФ от 21 апреля 2016 г. №459).

При составлении программы так же использованы методические рекомендации по организации коррекционно - развивающего обучения.

Программа соответствует требованиям к структуре программ, заявленным в ФГОС, и включает:

  1. Пояснительную записку.

  2. Общую характеристику курса «Технология».

  3. Место курса в учебном плане.

  4. Результаты освоения курса.

  5. Содержание курса.

  6. Планируемые результаты изучения курса.

  7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного процесса.

  8. Тематическое планирование.



ХХI век – век высоких технологий. Эта формула стала девизом нашего времени. В современном мире технологические знания, технологическая культура приобретают все большую значимость. Вводить человека в мир технологии необходимо в детстве, начиная с начальной школы.

Курс «Технология» входит в образовательную область «Технология».

Возможности курса «Технология» выходят за рамки обеспечения учащихся сведениями о технико-технологической картине мира. В начальной школе при соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий. В нём все элементы учебной деятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т. д.) предстают в наглядном виде и тем самым становятся более понятными для детей. Технологическая подготовка школьника позволяет ему грамотно выстраивать свою деятельность не только при изготовлении изделий на уроках технологии. Знание последовательности этапов работы, четкое выполнение алгоритмов, строгое следование правилам необходимы для успешного выполнения заданий на любом школьном предмете.

Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только дает ребенку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, навыков, предъявляемых к технической документации требований, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности (при поиске информации, освоении новых знаний, выполнении практических заданий).

Практическая деятельность на уроках технологии является средством общего развития ребёнка, становления социально значимых личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.

Цели программы:

  • гармоническое развитие личности ребенка средствами трудового обучения и воспитания;

  • военно-патриотическое и эстетическое воспитание;

  • развитие пространственного мышления и творческого потенциала.

Задачи программы:

  • содействовать развитию у детей младшего школьного возраста способностей к техническому творчеству;

  • создать условия для усвоения ребенком практических навыков работы с бумагой, картоном и другими материалами;

  • воспитывать творческую активность;

  • развивать у детей конструкторские способности, творческое и техническое мышление;

  • содействовать в самоопределении, социальной адаптации;

  • формировать духовно-нравственные качества личности;

  • вырабатывать социально ценные навыки поведения, общения.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

— воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;

— формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

— ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

— признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

— учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

— разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одарённых детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Теория развития личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности: понимание процесса учения не только как усвоение системы знаний, умений, и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.
Принципы коррекционно-развивающего обучения

Система коррекционно-развивающего обучения (КРО) — это форма дифференциации образования, позволяющая решать задачи своевременной активной помощи детям с трудностями в обучении и адаптации к школе. Данная форма дифференциации возможна при обычной традиционной организации учебно-воспитательного процесса, но более эффективна при индивидуальной работе, что позволяют обеспечить оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в обучении и проблемами соматического и нервно-психического здоровья.

Коррекционно-развивающая работа является дополнительной деятельностью к основному образовательному процессу и способствует более эффективному развитию ребенка, раскрытию и реализации его способностей. Эта работа не подменяет собой обучение ребенка с особыми образовательными потребностями, которое тоже носит коррекционно-развивающий характер, а включена в психолого-медико-педагогическое сопровождение ребенка в образовательном процессе. В коррекционно-развивающей работе особое место занимает психологическая и педагогическая коррекция. Педагогическая коррекция должна быть направлена на устранение пробелов в знаниях, на усвоение отдельных учебных предметов или их разделов.

При организации коррекционно-развивающей обучения важно учитывать следующие принципы:

Динамичность восприятия учебного материала.

Предполагает использование заданий по степени нарастающей трудности. Следует подбирать задания, при выполнении которых используются действия различных анализаторов: слухового, зрительного, кинестетического.

Принцип продуктивной обработки информации.

В учебный процесс необходимо включать задания, предполагающие самостоятельную обработку информации учениками с использованием дозированной поэтапной помощи педагога. Предварительно учитель обучает работать с информацией по образцу, алгоритму, вопросам. Ученик осуществляет перенос показанного способа обработки информации на своё индивидуальное задание.

Принцип развития и коррекции высших психических функций.

Этот принцип основан на включении в урок специальных упражнений по коррекции и развитию внимания, памяти, навыков чтения и устного высказывания.

Принцип мотивации к учению

Этот принцип подразумевает, что каждое учебное задание должно быть четким, т.е. ученик должен точно знать, что надо сделать для получения результата. У ученика в случае затруднения должна быть возможность воспользоваться опорой по образцу, по алгоритму (забыл - повторю - вспомню — сделаю).

Обучение проводится с соблюдением следующих требований:

  • психологический настрой на умственную работу (привлечение внимания, выработка мотивации);

  • проведение динамических пауз или физкультминуток с учетом основного диагноза ребенка;

  • создание условий для двигательной активности учащегося;

  • строгое регламентирование учебной нагрузки;

  • максимальный учет биоритмальных особенностей в организации режима труда и отдыха ребенка;

  • рефлексия в конце урока.

В системе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья урок выполняет следующие функции:

  • образовательные, решающие задачи формирования и развития знаний, умений и навыков;

  • воспитательные, решающие задачи патриотического, экологического, эстетического, нравственного, трудового воспитания;

  • коррекционно – развивающие, решающие задачи развития личностных качеств учащихся, их памяти, мышления, речи, мировоззрения, экологической, этической, эстетической и санитарно-гигиенической культуры, творческих способностей, навыков учебного труда.

От правильной организации урока, уровня его здоровьесберегающей рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительного поддержания умственной работоспособности и предупреждение преждевременного утомления.

Продолжительность режимных моментов урока не случайна, так как она предусматривает динамику изменений функционального состояния организма учащегося и его работоспособности, которая делится на 3 периода:

  1. Период «врабатывания». Совпадает с организационным моментом и характеризуется всплеском функциональных изменений, предшествующих началу работы. Для данного периода свойственно: несогласованность действий, отвлеченность внимания и двигательная расторможенность.

  2. Период «оптимальной работоспособности». Данный период включает самые трудные фрагменты урока, так как длительность активного внимания и работоспособности у детей с ограниченными возможностями здоровья не превышает 15-20 минут в среднем звене.

  3. Период «сниженной работоспособности». Период совпадает с моментом закрепления полученных знаний. После 30 минут урока у детей наблюдается закономерное снижение работоспособности, падает темп и качество работы, теряется интерес, отвлечения учащихся становятся все более выраженными.

Сроки наступления каждого периода зависят:

  • от возраста учащихся, их общего эмоционального настроя;

  • от времени суток и количества уроков в расписании учебного дня;

  • от характера и длительности выполняемой работы, чередованию различных видов учебной деятельности;

  • от трудности самого учебного предмета;

  • от статических и динамических компонентов урока.

Содержание учебной работы на уроке построено с ориентацией на зону ближайшего развития.

Особое значение на каждом уроке имеет его коррекционная направленность. Коррекция мышления, памяти и речи проводится практически на всех общеобразовательных уроках.

При постановке коррекционной задачи необходимо четко указывать, через что предполагается её реализовывать.

Немаловажное значение при планировании урока отводится и постановке воспитательных задач. Таких как:

  • формирование (закрепление) умения подчинять свои эмоциональные желания требованиям учителя;

  • воспитание аккуратности при работе в тетрадях.

При планировании урока учитываются следующие моменты:

  • после подачи каждой, относительно законченной порции знаний, важно проверить, насколько осознанно она усвоена;

  • изучаемый материал преподносится небольшими порциями, более развёрнуто, с постепенным усложнением;

  • увеличение количества упражнений;

  • учитывая особенности восприятия и мышления учащегося, обучение ведется в несколько замедленном темпе;

  • учитывая повышенную утомляемость детей, уроки не перегружаются, то есть планируется меньший по объёму материал, чем в обычном классе;

  • обязательным является включение в урок предметно-практической деятельности, в процессе которой происходит формирование основных умений и навыков. Все предметно-практические действия сопровождаются словесным отчетом ребенка о том, что он делает и что получается в результате;

  • во избежание переутомления чередуются виды деятельности на уроке, внимание учащихся переключается с устных упражнений на письменные.

В конце урока учащемуся обязательно дается домашнее задание, которое соответствует целям и задачам урока, индивидуальным возможностям учащегося, уровню развития, умению работать самостоятельно.

При оценке знаний, умений и навыков учитываются индивидуальные особенности интеллектуального развития ребенка, состояние его эмоционально – волевой сферы.

Для актуализации познавательной деятельности и уменьшения утомляемости ребенка на уроке используются дополнительных педагогические воздействия: музыкальное оформление, применение проблемных ситуаций, задания творческого характера, использование жизненного опыта учеников.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья в целях профилактики утомления, нарушения и коррекции осанки и зрения обязательным компонентом урока является проведение физкультминуток и динамических пауз с учетом основного диагноза ребенка. Физкультурные минутки — это активный отдых, призванный уменьшить утомление учащегося, снять отрицательные явления статической нагрузки, активизировать внимание учащегося и повысить их способность к восприятию учебного материала.

Время начала физкультурной минутки определяется самим учителем, т.е. при проявлении первых признаков утомления, что наблюдается примерно на 20—25 минуте после начала урока. Внешними проявлениями утомления являются рост числа отвлечений, потеря интереса и внимания, ослабление памяти, нарушение почерка, снижение работоспособности и т.д. Снять наступающее утомление, восстановить работоспособность у детей, повысить эффективность урока можно включением в структуру урока двигательных упражнений средней интенсивности.

Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Она помогает ученику сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия. Рефлексия связана с формированием личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, с технологией критического мышления. Рефлексия направлена на оценку эмоционального состояния ребенка, его деятельности и содержания учебного материала.
Коррекционные задачи в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями, реализуемых в курсе изучения учебного предмета «Технология»



  • коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений)

Коррекция восприятий и представлений:

  • учить сравнивать объекты, устанавливать черты сходства и различия предметов;

Коррекция памяти:

  • развивать точность, прочность, скорость запоминания;

  • развивать объем памяти;

  • развивать словесно – логическую память, образную память, зрительную память;

  • совершенствовать быстроту, полноту, точность воспроизведения;

  • развивать личностные мотивы запоминания (умение учащимися создать установку на длительное и прочное запоминание);

Коррекция внимания:

  • развивать навык самоконтроля;

  • развивать целенаправленность внимания;

  • развивать быстроту переключения внимания;

  • увеличивать объем внимания, силу внимания;

  • развивать устойчивое внимания.

Коррекция самооценки:

  • воспитывать самоконтроль, взаимоконтроль;

  • формировать адекватный уровень притязаний;

  • корригировать отрицательные реакции на замечания.

Коррекция мышления:

  • развивать умение классифицировать предметы по различным признакам;

  • развивать умение замечать недостатки в работе, анализировать ход выполняемой работы, сравнивать с образцом;

  • развивать умение выделять из общего частное;

  • развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы;

  • развивать умение понимать связь событий и строить последовательное умозаключение;

  • формировать целенаправленность в работе;

  • активизировать мыслительную деятельность;

  • развивать последовательность мышления;

  • развивать умение правильно отражать действительность, правильно проявлять свое отношение к ней.

Коррекция эмоционально-волевой сферы:

  • воспитывать самостоятельность принятия решения;

  • развивать инициативу, стремление к активной деятельности;

  • формировать стремление добиваться конечного результата, доводить начатое дело до конца;

  • формировать адекватность чувств, высшие духовные чувства;

  • предупреждать возникновение дурных привычек;

  • вырабатывать привычки положительного поведения;

  • воспитывать сознательную дисциплину.

Коррекция речи:

  • совершенствовать слуховое восприятие, внимание;

  • развивать импрессивную сторону речи (понимание);

  • развивать экспрессивную сторону речи (воспроизведение) речи;

  • развивать коммуникативные функции речи, как средства общения;

  • развивать диалогическую речь;

  • формировать преодоление речевого негативизма;

  • формировать стремление к исправлению речевого дефекта;

  • расширять активный и пассивный словарь;

  • формировать навыки сознательного и выразительного чтения

  • развитие словаря, устной монологической речи детей в единстве с обогащением знаниями и представлениями об окружающей действительности;

  • коррекция нарушений речи и поведения ребенка.
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Рабочая программа по учебному предмету «Технология» iconРабочая программа по учебному предмету «технология» для 1-4 классов
...

Рабочая программа по учебному предмету «Технология» iconРабочая программа курса «технология»
Рабочая программа по учебному предмету «Технология» для общеобразовательных 5 –8 классов опирается на

Рабочая программа по учебному предмету «Технология» iconРабочая программа учебного предмета «Технология»
Рабочая программа учебного предмета «Технология» для 5 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования...

Рабочая программа по учебному предмету «Технология» iconРабочая программа по учебному предмету Технология
Целями изучения предмета «Технология» в системе основного общего образования являются

Рабочая программа по учебному предмету «Технология» iconРабочая программа по учебному предмету «Технология»» предназначена...
Тематическое планирование 6кл Содержание учебного предмета7кл

Рабочая программа по учебному предмету «Технология» iconРабочая программа учебного предмета «Технология. Швейное дело»
...

Рабочая программа по учебному предмету «Технология» iconРабочая программа по учебному предмету Технология
Республика крым красногвардейский район мбоу «амурская школа «Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

Рабочая программа по учебному предмету «Технология» iconРабочая программа учебного предмета «Технология. Обслуживающий труд»
Примерной программы по учебному предмету «Технология». 5-9 классы: проект. М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения) и...

Рабочая программа по учебному предмету «Технология» iconСрок освоения программы: 01. 09. 2016 31. 05. 2017 Технология (мальчики),...
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования /Приказ Министерства образования и науки РФ...

Рабочая программа по учебному предмету «Технология» iconРабочая программа по учебному предмету «Английский язык»
Настоящая рабочая учебная программа по английскому языку в 10-м классе составлена на основе

Рабочая программа по учебному предмету «Технология» iconРабочая программа по учебному предмету «Русский язык»
Данная рабочая программа по русскому языку составлена на основе следующих документов

Рабочая программа по учебному предмету «Технология» iconРабочая программа по учебному предмету «Технология» для 1- 4 классов
И. П. Фрейтаг, Н. В. Добромысловой, Н. В. Шипиловой «Технология. 1-4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России»). Система...

Рабочая программа по учебному предмету «Технология» iconРабочая программа по учебному предмету Технология (обслуживающий труд)
Приказа мо РФ №1312 от 09. 03. 2004г. «Об утверждении федерального компонента государственного образовательного стандарта начального...

Рабочая программа по учебному предмету «Технология» iconРабочая программа по учебному предмету «технология» для учащихся 5 классов
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17. 12. 2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного...

Рабочая программа по учебному предмету «Технология» iconРабочая программа по учебному предмету «Английский язык» для обучающихся 6 «а», «б», «в» классов
Рабочая программа по английскому языку для 6 класса составлена на основе следующих нормативных документов

Рабочая программа по учебному предмету «Технология» iconРабочая программа по предмету «Технология» 1- 4 класс
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа


Руководство, инструкция по применению






При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск