Тема урока: Индикаторы Предмет




Скачать 74.47 Kb.
НазваниеТема урока: Индикаторы Предмет
ТипУрок
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Урок
Тема урока: Индикаторы

Предмет: Химия Класс: 8

Баранова Надежда Владимировна,

учитель химии высшей категории,

кандидат химических наук

МОУ ВСОШ № 2, г. Тверь

Цель урока: Сформировать знания учащихся об индикаторах.

Задачи:

образовательные:

  • изучить действие индикаторов в кислой среде, в нейтральной среде, в щелочной среде;

  • вспомнить уже известные и разобрать с учащимися новые термины и понятия;

  • повторить и закрепить знания учащихся о кислотах и основаниях;

  • закрепить полученные знания и умения при проведении экспериментальных задач;

развивающие:

  • способствовать развитию общеучебных навыков, умений анализировать, сравнивать, обобщать, систематизировать, доказывать, делать выводы, развивать внимание, речь, навыки самооценки, групповой работы, творчество мышления;

воспитательные:

  • воспитывать культуру общения, интереса к предмету, трудолюбия, желания активно участвовать в работе в течение всего урока, ответственное отношение к своим действиям и знаниям.


Тип урока: Урок изучения нового материала.
Техническое обеспечение урока: мультимедийный проектор, презентация по теме «Индикаторы», Интернет-ресурсы (таблицы, рисунки и т.д.).

Приборы и реактивы: цветы из фильтровальной бумаги, фенолфталеин, разбавленный раствор аммиака, цветок синей узамбарской фиалки, разбавленный раствор серной кислоты, предметное стекло, хлорид аммония, гидроксид кальция, газоотводная трубка, штатив, спиртовка, лакмусовая бумага, колба с резиновой пробкой, кристаллизатор, вода, пробирка, универсальная индикаторная бумага.
Ожидаемый результат: Учащиеся умеют применять знания об индикаторах при решении теоретических и экспериментальных задач.
План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний.

  3. Целеполагание.

  4. Изложение нового материала.

  5. Первичная проверка понимания.

  6. Закрепление.

  7. Задание на дом.


Конспект урока


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный

Приветствие. Настроить ребят на работу на уроке. Проверить все ли готово к уроку.

Сообщает тему урока и задачи урока.


Проверяют оформление рабочего места. Определяют готовность к уроку. Концентрация внимания.


Актуализация знаний

Мы с вами ранее познакомились с такими веществами как кислоты и основания. Очень важно знать реакции, с помощью которых можно эти вещества распознать. Давайте вспомним как можно распознать углекислый газ, кислород?

Учащиеся отвечают на вопросы:

1.Что такое кислота?

2.Приведите примеры кислот - их названия и формулы.

3.Что такое основание?

4.Приведите примеры известных вам оснований.


Целеполагание

Сформировать знания учащихся об индикаторах




Изложение нового материала

Индикаторы (от английского indicate-указывать) - это вещества, которые изменяют свой цвет в зависимости от среды раствора. С помощью индикаторов качественно определяют реакцию среды. Впервые индикаторы обнаружил в 17 веке английский химик и физик Роберт Бойль. Чтобы понять, как устроен мир, Бойль провел тысячи опытов. Вот один из них. В лаборатории горели свечи, в ретортах что-то кипело, когда некстати зашел садовник. Он принес корзину с фиалками. Бойль очень любил цветы, но предстояло начать опыт. Он взял несколько цветков, понюхал и положил их на стол. Опыт начался, открыли колбу, из нее повалил едкий пар. Когда же опыт кончился, Бойль случайно взглянул на цветы, они дымились. Чтобы спасти цветы, он опустил их в стакан с водой. И – что за чудеса- фиалки, их темно- фиолетовые лепестки, стали красными. Случайный  опыт? Случайная находка? Роберт Бойль не был бы настоящим ученым, если бы прошел мимо такого случая. Ученый велел готовить помощнику растворы, которые потом переливали в стаканы и в каждый опустили по цветку. В некоторых стаканах цветы немедленно начали краснеть. Наконец, ученый понял, что цвет фиалок зависит от того, какой раствор находится в стакане, какие вещества содержатся в растворе. Затем Бойль заинтересовался, что покажут не фиалки, а другие растения. Эксперименты следовали один за другим. Лучшие результаты дали опыты с лакмусовым лишайником. Тогда Бойль опустил в настой лакмусового лишайника обыкновенные бумажные полоски. Дождался, когда они пропитаются настоем, а затем высушил их. Эти хитрые бумажки Роберт Бойль назвал индикаторами, что в переводе с латинского означает «указатель», так как они указывают на среду раствора. В настоящее время на практике широко применяют следующие индикаторы: лакмус, фенолфталеин, метиловый оранжевый.

Метиловый оранжевый. В кислой среде индикатор изменяет окраску до красной.

Фенолфталеин. Водные растворы в кислой среде бесцветны, в щелочной – приобретают малиново-красный цвет.

Лакмус. В щелочной среде синий, в кислой – приобретает красную окраску. Применяют в виде индикаторных бумажных полосок.

Однако в последнее время в лабораторной практике используется универсальный индикатор - смесь нескольких индикаторов. Он позволяет легко определить не только характер среды, но и значение кислотности (рН) раствора.

Учитель показывает эксперимент по изменению окраски метилового оранжевого, фенолфталеина и лакмуса в разных средах.



Работа с таблицей.

Учащимся предлагается раскрасить пустую таблицу в нужные цвета, в зависимости от перехода окраски индикатора в кислой, нейтральной и щелочной среде.

Первичная проверка понимания

Решение экспериментальных задач:

Опыт 1. Цветы на женский праздник

Ход работы: Заранее подготовленные цветы из фильтровальной бумаги, смочили фенолфталеином и высушили. В разбрызгиватель воды налили разбавленный раствор аммиака. Цветы на глазах у учащихся опрыскивают, и они становятся розовыми. Через несколько минут после взмахов цветами, они приобретают первоначальный цвет.
Опыт 2. Фиалки Роберта Бойля

Ход работы: Сорванный цветок синей узамбарской фиалки опустили в разбавленный раствор серной кислоты. Окраска цветка меняется на розовую. Промыли цветок и поместили на предметное стекло. Опыт хорошо иллюстрирует историю открытия индикаторов.


Рис. 1. Узамбарская фиалка

Опыт 3: Малиновый фонтан

Ход работы: Смесь равных объемов хлорида аммония и гидроксида кальция поместили в пробирку, закрыли газоотводной трубкой, закрепили в штативе и нагрели. Второй конец газоотводной трубки поместили в колбу для сбора газа. Выделение аммика можно доказать по посинению мокрой лакмусовой бумажки.

2NH4Cl +Ca(OH) 2 = CaCl 2 + 2H2 O + 2NH3


Рис. 2. Установка для получения аммиака

Колбу наполнили аммиаком и закрыли хорошо пообобранной резиновой пробкой, со вставленной газоотводной трубкой. Конец газоотводной трубки опустили в кристаллизатор с водой, в которой растворен фенолфталеин, закрыли этот конец трубки под водой указательным пальцем и перевернули колбу дном вниз, встряхивая ее несколько раз так, чтобы несколько капель воды попало в колбу. Теперь снова опрокинули склянку, и наблюдали красивый малиновый фонтан.

NH3 + H2 O = NH4OH



Рис. 3. Свойства аммиака

Учащиеся отвечают на вопросы:

1.В какой цвет окрашивается фенолфталеин в щелочной и кислой средах?

1.Почему цветы стали розовыми?

Учащиеся отвечают на вопросы:

1.Почему изменилась окраска цветка?

2.Какой индикатор окрашивается в розовый цвет в кислой среде?

Учащиеся отвечают на вопросы:

1.Какими свойствами обладает раствор аммиака?

2. С помощью какого индикатора можно определить выделение аммиака?

3. В какой цвет окрасился фенолфталеин в растворе аммиака?

.

Закрепление

Учитель предложил с помощью индикаторов определить среды разных бытовых растворов: растворов мыла, зубной пасты, сока, кефира, молока, шампуня.

Вещества

Цвет индикатора

Среда













Учащиеся

сделали выводы о среде этих растворов. Результаты занесли в таблицу.

Итог урока

Подводит итог урока. Выставляет оценки. Отмечает наиболее активных учащихся.




Задание на дом

Информирует учащихся о домашнем задании, дает инструкции по его выполнению.

Записывают домашнее задание в дневники.



Список литературы
1. Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии / В.Н. Алексинский. – М.: ЭКСМО – Пресс, 1995. – 98 с.

2. Емельянова Е.О. Организация познавательной деятельности учащихся на уроках химии в 8-9 классах / Е.О. Емельянова, А.Г.Иодко.– М.: Химия, 2004.

3. Енякова Т.Н. Внеклассная работа по химии. – М.: Химия, 2004.

4. Габриэлян О.С. Настольная книга учителя. Химия.8 класс / О.С. Габриэлян.– М.: Дрофа, 2002.

Похожие:

Тема урока: Индикаторы Предмет iconПлан урока по трудовому обучению Тема урока
Тема урока: Назначение, принцип дейст­вия и устройство сверлильного станка. Правила безопасной работы. От

Тема урока: Индикаторы Предмет iconТема урока: Химический состав клетки
Технология построения урока: развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии

Тема урока: Индикаторы Предмет iconКонспект урока Тема урока
Объяснительно-иллюстративные, наглядные. Объяснение учителем последовательности самостоятельной работы учащихся

Тема урока: Индикаторы Предмет iconУрока тема урока: Класс: 3 «А»
Формировать умение осуществлять поиск способов решения проблем творческого и поискового характера

Тема урока: Индикаторы Предмет iconМетодическая разработка библиотечного урока. Тема: в мире профессий
Цель урока: Профориентация обучающихся, знакомство с профессиями, которым обучают в техникуме

Тема урока: Индикаторы Предмет iconУрока. Тема урока: «Петр I -великий реформатор?»
...

Тема урока: Индикаторы Предмет iconПлан конспект урока Профессия: 15. 01. 05 Сварщик (электросварочные...
Тема: Основные дефекты труб, баллонов, деталей машин и механизмов. Технология наплавки дефектов труб

Тема урока: Индикаторы Предмет iconУрока Тема: «Рецептура. Мягкие лекарственные формы»
...

Тема урока: Индикаторы Предмет iconУрок новых знаний и умений. Задачи урока
Тема урока: «Знакомство со спец машиной 51-а класса, заправка машины, принцип работы, обметывание срезов на спец машине.»

Тема урока: Индикаторы Предмет iconКонспект урока по схм тема урока: Сепаратор зернового вороха
...

Тема урока: Индикаторы Предмет iconИнструкция по заполнению полей программы «opac»
Индикаторы меняются левой клавишей «мыши», встав на соответствующее поле и выведя табличку с режимом «индикаторы»

Тема урока: Индикаторы Предмет iconКонспект урока раздел: Элементы машиноведения. Тема урока: Универсальная...
Тема урока: Универсальная швейная машина с электроприводом. Специальные и специализированные швейные машины, их технологическое назначение,...

Тема урока: Индикаторы Предмет iconПояснительная записка Тема 1 Предмет, система и источники гражданского процессуального права
Тема Процессуальные сроки, судебные расходы, информационное обеспечение участников процесса

Тема урока: Индикаторы Предмет iconТема урока Кол-во часов
История развития потребностей. Потребности человека и производственная деятельность

Тема урока: Индикаторы Предмет iconТема урока: «Восточные славяне»
Цель: формирование представления о расселении, быте, нравах и верованиях древних славян

Тема урока: Индикаторы Предмет iconУрока обобщения и систематизации зун по теме
Тема: “Hobbies. Cartoons. Walt Disney World” Верещагина И. Н., Афанасьева О. В. “English iv”


Руководство, инструкция по применению






При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск