Скачать 442.56 Kb.
|
ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ для руководителей. Прошу прокомментировать пункт 5 статьи 19 закона Российской Федерации "Об образовании". Исходя из текста статьи, предельный возраст для получения основного общего образования - 18 лет. Просим ответить, является ли этот возраст предельным и для учащихся 10 - 11 классов, получающих среднее (полное) образование по очной форме? Могут ли учащиеся 10 – 11 классов оканчивать обучение по общеобразовательной программе в очной форме и после достижения ими 18 лет или учащиеся 10-11 классов, достигшие 18 лет, должны быть исключены из школы? И, если они должны быть исключены, то по каким основаниям. Пункт 5 ст. 19 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", о котором идет речь в вопросе, и который устанавливал предельный возраст обучающихся для получения основного общего образования в общеобразовательном учреждении по очной форме обучения (18 лет), утратил силу с 1 сентября 2007 г. Соответствующее изменение в закон "Об образовании" было внесено Федеральным законом от 21.07.2007 N 194-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с установлением обязательности общего образования". С момента его вступления в силу (01.09.2007 года) названный выше пункт не действует. Таким образом, достижение обучающимся 18-летнего возраста не может являться основанием для его исключения (отчисления) из общеобразовательного учреждения. Каков порядок расследования несчастных случаев с учащимися школы в период учебного процесса, на уроке трудового обучения? На сегодняшний день является действующим "Положение о расследовании и учете несчастных случаев с учащейся молодежью и воспитанниками в системе Гособразования СССР", утв. Приказом Гособразования СССР от 01.10.1990 № 639. В соответствии с требованиями названного Положения руководитель учреждения обязан немедленно принять меры к устранению причин, вызвавших несчастный случай, сообщить о происшедшем несчастном случае в вышестоящий орган управления образованием, родителям пострадавшего или лицам, представляющим его интересы, и запросить заключение из медицинского учреждения о характере и тяжести повреждения у пострадавшего. Руководитель органа управления образованием обязан немедленно: - сообщить вышестоящему органу управления образованием. - назначить комиссию по расследованию несчастного случая в составе: председатель комиссии - представитель органа управления образованием, члены комиссии - представитель администрации, отдела охраны труда или инспектор по охране труда и здоровья, педагогического коллектива. Согласно п.2.4. Положения, комиссия по расследованию несчастного случая обязана в течение трех суток провести расследование обстоятельств и причин несчастного случая, выявить и опросить очевидцев и лиц, допустивших нарушения правил безопасности жизнедеятельности, по возможности получить объяснение от пострадавшего. Комиссия составляет акт о несчастном случае по форме Н-2 в 4 экземплярах, разрабатывает мероприятия по устранению причин несчастного случая и направляет на утверждение руководителю соответствующего органа управления образованием. К акту прилагаются объяснения очевидцев, пострадавшего и другие документы, характеризующие состояние места происшествия несчастного случая, наличие вредных и опасных факторов, медицинское заключение и т.д. В соответствии с п. 1.4. Положения, несчастный случай, происшедший во время учебно - воспитательного процесса, вызвавший у учащегося или воспитанника потерю работоспособности (здоровья) не менее одного дня в соответствии с медицинским заключением, оформляется актом по специальной форме (Н-2) Все несчастные случаи, оформленные актом формы Н-2, регистрируются органом управления образованием в журнале (Положение содержит форму Н-2 и образец журнала регистрации несчастных случаев). Руководитель органа управления образованием в течение суток после окончания расследования утверждает четыре экземпляра акта формы Н-2 и по одному направляет: в учреждение, где произошел несчастный случай, начальнику отдела охраны труда (инспектору по охране труда и здоровья), в архив органа управления образованием, пострадавшему (его родителям или лицу, представляющему его интересы), - пункт 2.5. Положения. Несчастный случай, о котором пострадавший при отсутствии очевидцев не сообщил руководителю или последствия от которого проявились не сразу, должен быть расследован в срок не более месяца со дня подачи письменного заявления пострадавшим (его родителями или лицами, представляющими его интересы). В этом случае вопрос о составлении акта по форме Н-2 решается после всесторонней проверки заявления о происшедшем несчастном случае с учетом всех обстоятельств, медицинского заключения о характере травмы, возможной причины ее происхождения, показаний участников мероприятия и других доказательств. Получение медицинского заключения возлагается на администрацию учебного заведения, учреждения. Следует обратить внимание, что групповой несчастный случай, происшедший одновременно с двумя или более пострадавшими (независимо от тяжести телесных повреждений) либо несчастный случай со смертельным исходом, подлежат специальному расследованию. Что подпадает под понятие "жестокое обращение с детьми"? Какими нормативными документами руководствоваться по этой теме? Как должна себя вести школа при выявлении случаев жестокого обращения с детьми их родителей? Какие действия учителя могут трактоваться как жестокое обращение с детьми? Какая мера ответственности может быть? В настоящее время российское законодательство не дает четкого определения термина "жестокое обращение с детьми". Исходя из анализа норм многочисленных законодательных актов, можно дать следующее определение: Жестокое обращение с детьми - действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка. Выделяют несколько видов жестокого обращения: физическое, сексуальное, психическое насилие, отсутствие заботы. Насилие - любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля силой над другим человеком. Физическое насилие - действия (бездействие) со стороны родителей или других взрослых, в результате которых физическое и умственное здоровье ребенка нарушается или находится под угрозой повреждения. Психическое насилие (эмоционально дурное обращение с детьми): - обвинения в адрес ребенка (брань, крики); - принижение его успехов, унижение его достоинства; - отвержение ребенка; - длительное лишение ребенка любви, нежности, заботы и безопасности со стороны родителей; принуждение к одиночеству; - совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям; - причинение боли домашним животным с целью запугать ребенка. Сексуальное насилие над детьми - любой контакт или взаимодействие, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции. Отсутствие заботы о детях (пренебрежение основными потребностями ребенка) - невнимание к основным нуждам ребенка в пище, одежде, медицинском обслуживании, присмотре. Составители комментариев к Уголовному кодексу указывают, что жестокое обращение с несовершеннолетним - понятие «оценочное»; оно может проявляться в насилии или угрозе насилия в отношении ребенка, избиении, унижении его человеческого достоинства, лишении воды и пищи, тепла, света, содержании его взаперти, в клетке, на цепи и т.д. В случае выявления явных признаков жестокого обращения с ребенком, сотрудникам образовательного учреждения следует: - немедленно направить служебную записку руководителю образовательного учреждения о выявленном случае жестокого обращения с ребенком; - руководитель образовательного учреждения немедленно сообщает по телефону (затем, в течение дня направляет письменную информацию) о выявленном случае жестокого обращения с ребенком в органы опеки и попечительства для проведения обследования условий жизни и воспитания ребенка; - специалист по охране прав детства совместно со специалистом образовательного учреждения, сотрудника органов внутренних дел (при необходимости) незамедлительно проводит обследование условий жизни и воспитания ребенка, по результатам которого составляется акт обследования; - по итогам проведенных мероприятий руководитель образовательного учреждения немедленно направляет в правоохранительные органы информацию о выявлении признаков жестокого обращения с ребенком, зафиксировав номер исходящего сообщения, приложив акт обследования условий жизни и воспитания ребенка, оставив копии сообщений и прилагаемых материалов в документах по делопроизводству; - руководитель образовательного учреждения направляет информацию о выявлении признаков жестокого обращения с ребенком в комиссию по делам несовершеннолетних, зафиксировав номер исходящего сообщения, оставив копии сообщений и прилагаемых материалов в документах по делопроизводству. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. В российском законодательстве существует несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком. Административная ответственность. Лица, допустившие пренебрежение основными потребностями ребенка, не исполняющие обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних, подлежат административной ответственности в соответствии со ст.5.35 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Наказание - предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей. Уголовная ответственность. Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность лиц за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей - за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них. Мы остановимся на статье 156 Уголовного кодекса РФ, поскольку она предусматривает ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним. Совершение такого преступления наказывается штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до двухсот двадцати часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового. Такое преступление может совершаться только умышленно; но по отношению к наступлению вредных последствий, вина может состоять и в неосторожности. Обращаем внимание, что педагоги могут быть привлечены к уголовной ответственности за совершение подобного преступления, т.к. об этом есть четкое упоминание в названной ст. 156 УК РФ. В качестве наглядного примера можно назвать Определение Свердловского областного суда от 28.11.2007 по делу № 22-М-668/2007, когда учитель был привлечен к уголовной ответственности за жестокое обращение с учениками. Гражданско-правовая ответственность. Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с семейным законодательством. Пример: лишение родительских прав (ст. 69 Семейного кодекса РФ), ограничение родительских прав (ст. 73 СК РФ), отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью (ст. 77 СК РФ). Дисциплинарной ответственности могут быть подвергнуты должностные лица, в чьи обязанности входит обеспечение воспитания, содержания, обучения детей, допустившие сокрытие или оставление без внимания фактов жестокого обращения с детьми. Довольно часто встречаются случаи, когда в дошкольном образовательном учреждении имеется ребенок с неадекватным, агрессивным поведением по отношению к сверстникам, воспитателям. Родители не осознают проблем, несмотря на все возможные действия педагогического коллектива по оказанию квалифицированной помощи (проведение консультаций, родительских собраний, индивидуальной работы, медико-педагогического консилиума и др.). Какие управленческие решения может принять руководитель дошкольного учреждения в этой ситуации? Существуют ли законодательные акты, позволяющие отчислить ребенка? Деятельность государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений регулируется Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 № 666 (для негосударственных дошкольных образовательных учреждений данное Типовое положение является примерным). В соответствии с пунктом 27 Типового положения, порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения определяется его учредителем в соответствии с законодательством РФ и закрепляется в уставе учреждения. Согласно пункту 39 Положения, взаимоотношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) регулируются договором, включающим в себя взаимные права, обязанности и ответственность сторон, возникающие в процессе воспитания, обучения, развития детей,и другие вопросы. Примерные Устав и договор содержатся в приложении к Письму Минобразования РФ от 30.03.1994 № 212/19-12 "О направлении пакета образцов документов, реализующих Типовое положение о ДОУ в Российской Федерации". В соответствии с п. 2.8. Примерного устава, отчисление ребенка из ДОУ может производиться в следующих случаях: - по заявлению родителей (лиц, их заменяющих); - по медицинским показаниям; - за несвоевременную плату родителей (лиц, их заменяющих) за содержание ребенка в ДОУ; - за невыполнение условий договора между ДОУ и родителями (лицами, их заменяющими) ребенка. Договоры эти, как правило, составляются по названной выше типовой форме. Если в договоре предусмотрено отчисление ребенка из дошкольного учреждения за агрессивное поведение, это может быть основанием для отчисления ребенка из ДОУ. Проверьте, что записано в договоре между ДОУ и родителями. Названным выше Примерным договором предусмотрена обязанность родителя: - соблюдать Устав ДОУ и договор; - взаимодействовать с ДОУ по всем направлениям воспитания и обучения ребенка; - Оказывать ДОУ посильную помощь в реализации уставных задач (охрана жизни ребенка; оздоровление; гигиеническое, культурно - эстетическое, экологическое воспитание и т.п.). Наконец, в соответствии с п.3.1. Примерного договора, "ДОУ имеет право "расторгнуть настоящий договор досрочно при систематическом невыполнении "Родителем" своих обязательств, уведомив "Родителя" об этом за _____ дней" ("систематическое" в данном случае означает "регулярно повторяющееся"). Таким образом, в случае если родители ребенка в описанной Вами ситуации не находят нужным предпринимать адекватные действия (не ведут ребенка к психологу и т.п.), при наличии в договоре описанного выше условия Вы имеете основание расторгнуть с ними договор досрочно в одностороннем порядке, что, естественно, повлечет за собой фактическое отчисление ребенка из ДОУ. Если же в договорах между родителями и ДОУ нет соответствующих пунктов, можно воспользоваться общей нормой статьи 1065 ГК РФ, предусматривающей возможность "предупреждения причинения вреда". В соответствии с ней, родители вправе требовать создания условий, исключающих причинения вреда в будущем (правда в этом случае речь идет о запрещении какой-либо деятельности в судебном порядке). Кроме того, им можно попробовать донести мысль, что они, как законные представители малолетнего, будут нести всю ответственность в случае, если их ребенок причинит кому-то (либо чьему-то имуществу) вред, поскольку малолетние самостоятельно не могут осуществлять принадлежащие им права, нести обязанности и привлекаться к ответственности. Учитель математики, имеющий высшее педагогическое образование проходит переподготовку по квалификации "учитель истории" в системе повышения квалификации по направлению работодателя за свой счет. Имеет ли право учитель рассчитывать в связи с обучением на оплату учебного отпуска и на основании какого документа? В соответствии со ст. 196 Трудового кодекса РФ, необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. Профессиональная переподготовка, повышение квалификации работников, обучение их вторым профессиям производится в организации, а при необходимости - в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. Работники имеют право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, включая обучение новым профессиям и специальностям; данное право реализуется путем заключения дополнительного договора между работником и работодателем (ст. 197 ТК РФ). Работникам, проходящим профессиональную подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с обучением, предоставить гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением, предусмотрены главой 26 ТК РФ. Например, согласно ст. 173 ТК РФ, работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка для прохождения промежуточной аттестации, подготовки и защиты выпускной квалификационной работы и сдачи итоговых государственных экзаменов, сдачи итоговых государственных экзаменов. При этом статьей 187 ТК РФ отдельно предусмотрены гарантии и компенсации работникам, направляемым работодателем для повышения квалификации (так, при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы). Для случаев направления работников и специалистов на профессиональную переподготовку предоставление им учебных отпусков не предусмотрено. Следует отметить, что некоторые специалисты, составляющие комментарии к Трудовому кодексу РФ, полагают, что статья 187 ТК РФ должна применяться не только к повышению квалификации, но и в иных случаях, имеющих отношение к профессиональному обучению, а именно при профессиональной подготовке работника и профессиональной переподготовке. По сути, на сегодняшний день законодателем закреплено неравное положение тех, кто проходит профессиональную переподготовку, по сравнению с работниками, проходящими повышение квалификации. Такое неравноправие можно считать нарушением конституционного права на получение образования, поскольку ч.1 и 2 ст.19 Конституции РФ закрепляет равенство всех перед законом и равенство прав и свобод. Конституция РФ является документом прямого действия, и, в принципе, со ссылкой на её ст.19 можно настаивать на том, что на работников, направляемых на профессиональную переподготовку, в равной степени должны распространяться положения о гарантиях и компенсациях, предусмотренных для других обучающихся сотрудников. Тем более - когда работник направлен на профессиональную переподготовку работодателем, так как в этом случае именно работодатель в первую очередь заинтересован в переподготовке сотрудника. Однако, несмотря на "прямое действие" Конституции РФ, на наш взгляд, следует настаивать на закреплении соответствующих гарантий (в частности, оплачиваемого учебного отпуска) в соглашении сторон. Управляющий совет общеобразовательной школы принял решение о введении единой ученической формы одежды. Некоторые родители не считают решение правильным и разрешают своим детям ходить в школу в другой одежде. Как в этой ситуации действовать администрации школы, требовать выполнения решения Управляющего совета или сделать исключение для отдельных учеников? Введение школьной формы для обучающихся согласно п. 13 ст. 32 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (разработка и принятие правил внутреннего распорядка образовательных учреждений и иных локальных актов) относится к компетенции образовательного учреждения. В соответствии с Письмом Министерства образования РФ от 14.11.2000 № 22-06-1203 «О введении школьной формы для обучающихся», вопрос введения школьной формы для обучающихся школ может являться предметом рассмотрения органов управления образовательного учреждения (совет школы, родительский комитет, классное, общешкольное родительское собрание, попечительский совет). Как правило, образцы школьной формы утверждает совет школы. При обсуждении данного вопроса должны учитываться материальные затраты малообеспеченных семей. Окончательное решение может быть принято по соглашению всех родителей обучающихся или большинства, при условии определения источников дополнительного финансирования для обучающихся из малообеспеченных семей и внесении соответствующих дополнений или изменений в устав школы. Таким образом, введение формы для обучающихся относится к компетенции образовательного учреждения, и в обязательном порядке должно быть зафиксировано в уставе образовательного учреждения или в другом локальном акте, регламентирующем деятельность образовательного учреждения. Уже при приеме учащихся в образовательное учреждение родители (законные представители) будут ознакомлены с документами учреждения и, соответственно, с обязательностью ношения учащимися школьной формы. И в этой ситуации, на наш взгляд, совершенно правомерно требовать ношения школьной формы всеми учащимися. Является ли медицинское обеспечение дошкольников видом деятельности ДОУ наряду с такими, как воспитательная, образовательная? Можно ли в уставе ДОУ, помимо условий приема детей в детский сад, прописывать условия их отчисления (исключения из списочного состава детей ДОУ)? Деятельность государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) всех видов регулируется Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 № 666. Для негосударственных дошкольных образовательных учреждений данное Типовое положение является примерным. В соответствии с п.3 Типового положения, ДОУ - образовательное учреждение, реализующее основную общеобразовательную программу дошкольного образования. ДОУ обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Несмотря на то, что согласно Типовому положению ДОУ может проводить и реабилитацию детей-инвалидов (при наличии в нем соответствующих условий), на наш взгляд, это не означает, что «медицинское обеспечение» воспитанников является одним из основных видов деятельности ДОУ. Скорее правильнее говорить о том, что перед ДОУ стоит соответствующая задача - поддерживать здоровье дошкольников. Об этом свидетельствует п.5 Типового положения, который к числу основных задач ДОУ относит укрепление физического и психического здоровья детей, осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей. Более того, в соответствии с п.25 Типового положения, медицинское обслуживание детей в ДОУ обеспечивают органы здравоохранения. ДОУ обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников, осуществлять контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья детей и работников ДОУ. В соответствии с п.27 действующего Типового положения, порядок комплектования ДОУ определяется его учредителем в соответствии с законодательством РФ и закрепляется в уставе учреждения. Аналогично, по нашему мнению, уставом ДОУ должны быть предусмотрены случаи и условия отчисления воспитанников из ДОУ. Примерным уставом ДОУ в РФ (приложение к Письму Минобразования РФ от 30.03.1994 № 212/19-12 «О направлении пакета образцов документов, реализующих типовое положение о ДОУ в РФ», которое на сегодняшний день не отменено) предусмотрено, что отчисление ребенка из ДОУ может производиться в следующих случаях: - по заявлению родителей (лиц, их заменяющих); - по медицинским показаниям; - за несвоевременную плату родителей (лиц, их заменяющих) за содержание ребенка в ДОУ; - за невыполнение условий договора между ДОУ и родителями (лицами, их заменяющими) ребенка. Последнее положение следует конкретизировать — нарушение каких именно условий договора между ДОУ и родителями ребенка будет являться основанием для отчисления ребенка из дошкольного учреждения. Например, это может быть нарушение обязанности родителей об информировании ДОУ о предстоящем отсутствии ребенка или его болезни, либо не обеспечение явки ребенка в ДОУ без уважительных причин. В некоторых случаях на муниципальном уровне принимаются соответствующие нормативные документы. Так, пунктом 3.11. Постановления Главы Ленинского муниципального района Московской области от 24.12.2007 № 184 «Об утверждении Положения о порядке постановки детей на очередь и приема в муниципальные дошкольные образовательные учреждения Ленинского муниципального района Московской области» установлено, что руководитель ДОУ обязан своевременно принимать меры по отчислению детей, не посещающих ДОУ без уважительной причины, и информировать Управление образования (или администрацию поселения) о наличии свободных мест. Аналогичное положение содержит п.2.14. Решения Ивантеевского городского Совета депутатов Московской области от 23.11.2005 № 208/21 «Об утверждении Положения о постановке на очередь и выдаче путевок в муниципальные дошкольные образовательные учреждения»: руководитель ДОУ обязан своевременно принимать меры по отчислению детей, не посещающих дошкольное учреждение без уважительной причины более 2 месяцев суммарно в течение года. Каков порядок зачисления в 10 класс общеобразовательной школы? Какими нормативными документами он регламентируется? Нужно ли писать заявление о приеме в 10 класс, если обучающийся является выпускником 9 класса данной школы и имеет выданный ею документ об основном общем образовании? Сдается ли при зачислении в 10 класс подлинник документа об основном общем образовании в школу? В соответствии со ст.16 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», общие требования к приему граждан в образовательные учреждения регулируются названным Законом и другими федеральными законами, а в государственные и муниципальные образовательные учреждения - также типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов. Согласно пункту 45 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утв. Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 196, правила приема граждан в образовательное учреждение определяются учредителем образовательного учреждения в соответствии с законодательством РФ и закрепляются в уставе образовательного учреждения (аналогичную норму содержит пункт 1.1. ст.16 Закона РФ «Об образовании»). Таким образом, ответы на поставленные вопросы, как правило, должны содержаться в Уставе общеобразовательного учреждения. На уровне субъектов РФ принимаются документы, на основании которых впоследствии учредители общеобразовательных школ имеют возможность закрепить соответствующие нормы в уставах учреждений. В качестве примера может быть назван Приказ Департамента образования г. Москвы от 31.03.2003 № 435 «Об утверждении порядка приема выпускников второй ступени общего образования в государственные общеобразовательные учреждения города Москвы на ступень среднего (полного) общего образования» (далее – «Порядок»). В соответствии с пунктом 1.1. Порядка, в десятые классы общеобразовательных учреждений принимаются обучающиеся, имеющие право на получение образования соответствующего уровня, желающие получить среднее (полное) общее образование, при наличии личного заявления, аттестата об основном общем образовании и медицинских документов установленного образца. Прием заявлений начинается после получения обучающимися аттестатов об основном общем образовании (п.1.2. Порядка). Последнее положение позволяет сделать вывод, что подлинник документа об основном общем образовании не должен сдаваться в школу. Каковы требования к стажу работы водителей школьных автобусов? В соответствии с подпунктом 2.3.1. Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 г. № 2, к управлению автобусами, осуществляющими перевозки детей до 16 лет, могут быть допущены водители, имеющие непрерывный стаж работы в качестве водителя автобуса не менее трех последних лет. Выполнение указанного требования обеспечивается владельцами автобусов при приеме водителей на работу и направлении на осуществление указанных перевозок. Федеральные законодательные акты, регламентирующие безопасность движения при перевозках школьников, нередко находят свое развитие в нормотворчестве на уровне регионов. В качестве примера может быть названо "Положение об организованных перевозках обучающихся и воспитанников образовательных учреждений Новосибирской области" (см. http://www.websib.ru/noos/bou/poloj.php ) Объясните, пожалуйста, как проводится процедура аттестации учебных мастерских школ. Какими нормативными документами необходимо руководствоваться? На сегодняшний день является не утратившим юридическую силу Приказ Минпроса СССР от 28.07.1986 № 169 «Об утверждении положения об учебных мастерских общеобразовательной школы». Поскольку в постсоветское время какие-либо документы по данной тематике не принимались, необходимо руководствоваться нормами данного Положения, а также нормами не отмененного до сих пор Положения об учебных мастерских общеобразовательной школы, утв. Приказом Минпроса РСФСР от 07.03.1979 № 74. Оба указанных Положения не содержат норм об обязательной аттестации учебных мастерских школ. При этом комиссия по приему школы к учебному году ежегодно должна давать заключение о пригодности мастерских к проведению занятий. В соответствии с инструктивным письмом Министерства просвещения СССР от 15 августа 1977 г. № 54-М «Об акте приема готовности школы к новому учебному году», проверка готовности оформляется актом по форме, одобренной 22.07.1977 Минпросом СССР. Аналогичную норму содержит Положение об учебных мастерских общеобразовательной школы, утв. Приказом Минпроса РСФСР. Форма акта приема готовности школы содержится в Письме Минпроса РСФСР от 25.08.1977 № 369-М «Об акте приема готовности школы к новому учебному году», размещенном на нашем сайте в разделе «Нормативно-правовая база» (также на сайте размещены оба упоминавшихся приказа - Минпроса СССР и Минпроса РСФСР). Разработаны ли на сегодняшний день нормативные документы по организации подвоза школьников школьными автобусами, находящимися на балансе образовательного учреждения, или школам следует пользоваться нормативными документами, разработанными для организаций, осуществляющих деятельность по перевозке пассажиров? Достаточно ли фельдшеру медпункта, проводящему предрейсовый медицинский осмотр водителя в сельской школе, иметь соответствующий сертификат, или медпункт должен иметь лицензию на данный вид деятельности? Может ли заместитель директора по административно-хозяйственной работе проводить предрейсовый технический осмотр, если он назначен приказом по школе и прошел обучение на курсах по охране труда? На сегодняшний день не принято отдельного документа, который бы регламентировал организацию образовательными учреждениями перевозки учеников собственными автобусами. В связи с этим, учреждениям следует руководствоваться документами, разработанными для организаций, осуществляющих перевозку пассажиров. Согласно п.2.3.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утв. Приказом Минтранса России от 08.01.1997 № 2 и ст.23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», владельцы автобусов обязаны организовать проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей автобусов. Порядок проведения обязательных медицинских освидетельствований в соответствии с пунктом 4 ст.23 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» должен устанавливаться федеральным законом. Однако до настоящего времени указанный закон не принят. До 21.03.2003 предварительные медицинские осмотры водителей транспортных средств осуществлялись по правилам, установленным Положением по проведению предварительных и периодических медицинских осмотров водителей и кандидатов в водители автомототранспорта, городского электротранспорта, тракторов и других самоходных машин, утвержденным Приказом Минздрава России от 14.05.1997 № 140. Однако данный приказ был отменен самим Минздравом в 2003 году (Приказом от 21.03.2003 № 119), и вопрос о проведении предварительных медицинских освидетельствований остался неурегулированным. В связи с этим на практике частично используются положения Инструкции о проведении предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств, утв. Приказом Минздрава СССР от 29.09.1989 № 555. Предрейсовые медицинские осмотры (ПМО) водителей проводятся: - медицинским персоналом здравпунктов, входящих в состав поликлиник на правах их структурных подразделений, при организациях; - либо медицинским персоналом по договорам предприятий с учреждениями здравоохранения о предоставлении сверх установленных норм медицинской помощи; - либо медицинскими работниками, входящими в штат работодателя, имеющими соответствующие сертификаты и прошедшими специальное обучение (врачами, фельдшерами, медицинскими сестрами). Что касается технического осмотра, в соответствии с п.4.3 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утв. Приказом Минтранса России от 09.03.1995 № 27, необходимо ежедневно контролировать техническое состояние транспортного средства перед выездом на линию и по возвращении к месту стоянки. Действовавшим до 2008 года Порядком ведения путевых листов при осуществлении перевозочной деятельности индивидуальными предпринимателями (Приложение 5 к Приказу Минтранса от 30.06.2000 № 68) было предусмотрено, что в путевом листе в строке «Автомобиль технически исправен. Выезд разрешен» должна проставляться подпись лица, отвечающего соответствующим квалификационным требованиям на проведение предрейсового технического осмотра (п.9.8 Порядка). Однако названный документ также утратил силу в связи с изданием Приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов». В названном новом Приказе № 152 речь идет об «уполномоченных лицах», к которым такие требования не предъявляются. Но это ничего не меняет на практике. В соответствии с п.9 Постановления Правительства РФ от 30.08.1993 № 876 «О мерах по обеспечению устойчивой работы авиационного, морского, речного и автомобильного транспорта в 1993 году», на предприятиях и в организациях независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности на должности специалистов, связанные с обеспечением безопасности движения, могут быть назначены только лица, прошедшие специальную подготовку, подтвержденную соответствующими документами. В соответствии с Приказом Минтранса России, Минтруда России от 11.03.1994 № 13/11 «Об утверждении Положения о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов», такие лица должны проходить периодическую аттестацию (один раз в пять лет). Аттестация проводится после повышения квалификации аттестуемого, как правило, в учебных заведениях, входящих в Перечень, установленный Приказом от 11.03.94 № 13/11. Досрочно аттестация производится в случаях, когда в организации выявлены грубые нарушения норм и правил, регулирующих безопасную эксплуатацию транспортных средств, или совершаются транспортные происшествия с тяжелыми последствиями. Аттестация исполнительных руководителей и специалистов организаций независимо от форм собственности проводится в аттестационных комиссиях региональных или иных органах государственного управления на транспорте, а в случае их отсутствия в органах, выдающих соответствующие лицензии организациям. Прошедшему аттестацию работнику выдается удостоверение установленной формы. Таким образом, по нашему мнению, прохождение заместителем директора школы курсов по охране труда недостаточно для того, чтобы проводить предрейсовый технический осмотр автобусов. Необходимо пройти соответствующую аттестацию, иначе учреждению следует заключить договор с организацией, имеющей соответствующих специалистов. Может ли директор муниципального общеобразовательного учреждения издать приказ о своем премировании, если принят нормативный акт муниципальным органом управления образованием о стимулировании руководителей МОУ? В каком случае директор имеет право на издание подобного приказа? Премии - поощрительные выплаты по результатам труда, которые являются частью системы стимулирующих выплат. Размеры, порядок и условия осуществления стимулирующих выплат определяется локальными актами образовательного учреждения и (или) коллективными договорами, которые должны соответствовать федеральному и региональному законодательству в сфере образования. Таким образом, руководитель образовательного учреждения не имеет права издавать внутренний нормативный акт о своем премировании, если только такая возможность не установлена специально муниципальным нормативным правовым актом. Насколько обязательна процедура аттестации рабочих мест по условиям труда? Какова ответственность за несоблюдение условий труда, за не проведение аттестации рабочих мест? В соответствии со ст. 212 Трудового кодекса РФ, работодатель обязан обеспечить безопасные условия и охрану труда, для чего, в частности, должен проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда. Порядок аттестации рабочих мест по условиям труда определен Приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 № 569, требования которого распространяются на работодателей - юридических и физических лиц, за исключением на работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями (Правила сертификации работ по охране труда утверждены Постановлением Минтруда РФ от 24.04.2002 № 28 «О создании системы сертификации работ по охране труда в организациях»). Аттестация рабочих мест по условиям труда включает в себя: - гигиеническую оценку условий труда; - оценку травмобезопасности; - оценку обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты. Аттестации подлежат все имеющиеся в организации рабочие места. Каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет. Обязательной повторной аттестации рабочих мест по условиям труда (переаттестации) подлежат рабочие места: - после замены производственного оборудования; - изменения технологического процесса, средств коллективной защиты и др.; - при выявлении нарушений процедуры проведения аттестации. Вновь организованные рабочие места аттестуются после ввода их в эксплуатацию. За организацию работы по проведению аттестации отвечает руководитель организации или индивидуальный предприниматель. За невыполнение требований законодательства по охране труда в соответствии со ст. 5.27 КоАП РФ «Нарушение законодательства о труде и об охране труда» контролирующие органы могут наложить административный штраф на должностное лицо или индивидуального предпринимателя в размере от 1.000 до 5.000 руб., на юридическое лицо - от 30.000 до 50.000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток, если при этом возникла угроза жизни или здоровью людей либо наступили иные последствия, которые могут повлечь приостановление деятельности организации (ее подразделения). Обязательно ли заключение трудовых договоров с работниками, которые на момент принятия ныне действующего Трудового кодекса РФ уже работали в учреждении на основании приказа? Если да, то какие санкции могут быть применены к работникам, отказывающимся от подписания договора, мотивируя тем, что «это - добровольное дело». Рассмотрим ситуацию несколько шире. В связи с вступлением в силу нового Трудового кодекса РФ у многих работодателей возник вопрос относительно трудовых договоров, заключенных до 1 февраля 2002 г.: надо ли заключать с уже работающими работниками новые договоры? Сам кодекс не дает прямого ответа на этот вопрос, поэтому в такой ситуации следует исходить из того, насколько имеющийся трудовой договор соответствует требованиям нового ТК РФ. Если старый трудовой договор содержит все существенные условия, установленные ст. 57 ТК РФ, и не противоречит требованиям нового ТК РФ, то перезаключать старые трудовые договоры не надо. Если в таких договорах есть положения, не соответствующие ТК РФ, необходимо привести их в соответствие с требованиями кодекса, т.е. разработать новую форму трудового договора, соответствующую ТК РФ, и подписать сторонами. В тех случаях, когда работники работают вообще без письменных трудовых договоров, работодателю следует обязательно оформить трудовым договором в письменном виде уже существующие трудовые отношения (поскольку ст.67 ТК РФ в обязательном порядке требует наличия трудового договора в письменной форме в двух экземплярах - один для работника, другой для работодателя), оговорив установленные названной ст. 57 ТК РФ существенные условия. При составлении трудового договора возникновение трудовых отношений с такими работниками должно быть связано не с моментом заключения трудового договора, а с моментом фактического принятия работника на работу. Составители комментариев к Трудовому кодексу РФ рекомендуют привести в договоре следующую формулировку: «Настоящим трудовым договором подтверждается, что работник (фамилия, имя, отчество) работает с (указать дату, с которой работник выполняет трудовую функцию) (...)». В случае если прием на работу был оформлен приказом (распоряжением) работодателя, но письменный трудовой договор по каким-либо причинам не заключался, то оформить возникшие трудовые отношения письменно работодатель может только с согласия работника. Работодателю необходимо предложить такому работнику оформить трудовой договор. В случае отказа работника подписать трудовой договор, работодателю рекомендуется оформлять отказ от подписания трудового договора в письменной форме (при этом желательно, чтобы работник объяснил причину своего отказа). Это позволит работодателю доказать государственным инспекторам труда, что работодателем предпринимались действия по переводу трудовых договоров, заключенных в устной форме, в письменную форму. Среди юристов существуют различные мнения относительно того, может ли отказ работника от подписания трудового договора служить основанием для привлечения его к дисциплинарной ответственности. Мы склонны согласиться со сторонниками того, что такая ответственность может быть возложена на работника. Трудовой договор, не оформленный надлежащим образом, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее 3 дней со дня фактического допущения работника к работе. Иными словами, ТК прямо определяет, что трудовой договор должен быть заключен в письменной форме и у работодателя, ответственного за правильное и своевременное оформление трудового договора с работником, возникает право требовать от работника подписания такого документа. Требование ст.67 ТК РФ о необходимости письменной формы договора в двух экземплярах, по одному для работодателя и работника, свидетельствует об обязательстве ОБЕИХ сторон подписать трудовой договор. Поэтому при отказе работника подписать трудовой договор без уважительных причин, работодатель может применить к такому работнику меры дисциплинарного воздействия, установленные ст.192 ТК РФ, например, объявить выговор. Предварительно получив от отказавшегося работника письменные объяснения, работодатель издает приказ об объявлении ему выговора. После того как работник ознакомится с приказом, нужно довести до его сведения, что в случае повторного нарушения трудовых обязанностей он может быть уволен по п.5 ч.1 ст.81 ТК РФ (неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание). Более чем вероятно, что после этого работник не захочет отказаться от подписания договора. Подчеркнем, что данный вариант является нашим мнением, и есть противники этой позиции со своими доводами. В качестве альтернативы выхода из сложившейся ситуации, можно рассмотреть вариант с предупреждением работника о необходимости изменения условий трудового договора по инициативе работодателя в соответствии со ст.74 ТК РФ: когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда, определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены. Полагаем, что работодатель практически в любом случае может найти соответствующие основания Нужно ли лицензировать перевозки школьников школьными автобусами? Может ли школа везти детей на экскурсию школьным автобусом не имея лицензии на перевозки? Согласно п. 62 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и п. 1 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 № 637 «Об утверждении Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек…», лицензированию подлежит деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, за исключением случаев, когда указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя. На основании этого полагаем, что в случае использования школой собственного автобуса, необходимость в получении лицензии на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом у неё отсутствует. В случае, если используется автомобильный транспорт, принадлежащий привлеченному перевозчику, эта организация (индивидуальный предприниматель) и будет нести ответственность за соблюдение законодательства о лицензировании. Как, не нарушая закона, обследовать ученика на употребление алкоголя, наркотиков, курение табака? Это дало бы возможность своевременно оказать помощь ребенку |
Муниципальным образованием Кольчугинский район (далее по тексту собственник).... Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом Российской Федерации от 12. 01. 1996 №7-фз «О некоммерческих организациях»,... |
Закон Российской Федерации «Об образовании» Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (на 15 июля 2011 года) |
||
Пояснительная записка рабочая программа по английскому языку составлена... Законом Российской Федерации №273-фз от 01. 09. 2013 года «Об образовании в Российской Федерации» |
Рабочая программа дополнительного образования разработана в соответствии... «Закона об образовании в Российской Федерации», целям и задачам образовательной программы муниципального дошкольного образовательного... |
||
Пояснительная записка рабочая программа учебного курса по английскому... Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-фз «Об образовании в Российской Федерации» |
1. Общие положения Ленинградской области «Всеволожский агропромышленный техникум» (далее Положение) разработано на основе Федерального закона от 29.... |
||
Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального... ФЗ, Закона Кемеровской области «Об образовании» от 05. 07. 2013 №86-оз, законодательных и нормативных правовых актах Российской Федерации... |
Пояснительная записка Нормативно-правовые документы, на основании... Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-фз |
||
Рабочая программа по английскому языку разработана на основе -федерального... Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 года №273-Ф3 |
Рабочая программа составлена в соответствии: -федеральный закон «Об... Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012г. №273-фз) |
||
Пояснительная записка рабочая программа по английскому языку для... Федеральным законом от 29. 12. 12 №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» |
Б. Н. Сухомлинский Пояснительная записка Фз «Об образовании в Российской Федерации». В котором говорится, об организации образования лиц с овз и инвалидностью, и предусмотрена... |
||
Приказ от 9 февраля 2010 года о совершенствовании организации медицинского... В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Закон Российской Федерации от 13 января 1996 года n 12-фз имеет название... |
Закон Российской Федерации «Об образовании» Настоящая Образовательная Программа составлена в соответствии с основополагающими актами Российской Федерации: Конституции Российской... |
||
Отчет о результатах самообследования 2015 г Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», другими законодательными актами Российской Федерации, нормативными... |
Диспетчера по организации питания обучающихся Приказом от 26. 08. 2010 года №761н Министерства здравоохранения социального развития Российской Федерации, Закона Российской Федерации... |
Поиск |