Скачать 492.88 Kb.
|
Поход – основа туристско-краеведческой деятельности Основу массового туризма составляют одно-, двух- и трехдневные походы. Поход заключается в активном передвижении по маршруту - пешком, на лыжах, на велосипедах, на водных судах (байдарках, шлюпках, плотах, катамаранах). В зависимости от протяженности и сложности маршрута, количества дней, затрачиваемых на его прохождение, поход может быть степенным или категорийным. По целевым приоритетам все туристские походы можно подразделить на такие пять вариантов: 1. Походы спортивные (их иногда называют зачетными), главной целью которых является выполнение спортивно-туристских нормативов на значки и разряды. 2. Походы краеведческие (познавательные), в которых акцент делается на задачах знакомства с крупными краеведческими объектами. Но и такие походы проводятся при непременном условии спортивного прохождения несколько укороченного маршрута. 3. Учебно-тренировочные походы школьников, занимающихся туризмом «профессионально». Главная их цель - изучение основ туризма, совершенствование туристских навыков, техники туризма, ориентирования. 4. Походы со сдвоенной целью - одновременного выполнения общественно-полезной работы (задания) и спортивно-туристского норматива. 5. Походы контрольные - по неизвестному заранее участникам контрольному маршруту, во время прохождения которого группа должна на деле показать свои туристские способности. Табл.1Примерные нормы протяженности походов по параллелям классов
Табл.2 Нормы протяженности степенных и категорийных походов
Табл.3 Требования к участникам и руководителям
Подготовка и проведение похода Планирование предстоящего путешествия - коллективный процесс, дело всей группы, а не только ее руководителя. Итогом такой работы должен стать план, форма которого представлена в таблице. Юридическим основанием для проведения многодневного путешествия служит приказ директора образовательного учреждения о его проведении . Важным моментом воспитательной работы в туристской группе является самоуправление. Между участниками похода распределяются обязанности и поручения с учетом подготовки, способностей и интересов каждого туриста. Это могут быть: ответственный за маршрут (подбор литературы, подготовка материала о районе похода, составление графика похода); командир группы (основной помощник руководителя); ответственный за снаряжение (вопросы обеспечения и охраны снаряжения туристской группы); ответственный за питание (подготовка перечня продуктов, распределение по рюкзакам, составление меню и т.д.); санитар (контроль за выполнение санитарно-гигиенических норм); казначей (составление сметы расходов, сбор денег (хранение денег у руководителя группы); фотограф (изготовление фотографий и оформление фотогазеты); физорг (организация спортивных мероприятий). Могут вводиться и временные поручения: дежурный повар, костровой и др. Самоуправление может быть эффективным при умелой его организации. Руководитель туристской группы должен быть советчиком, контролером, но, прежде всего, грамотным педагогом, способным в трудную минуту по-дружески поддержать учащегося, по-родительски позаботиться о каждом, не скупиться на поощрения и не забывать о мерах наказания. Проведение походов и путешествий регламентируется «Инструкцией по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации», утвержденной Министерством образования Российской Федерации (Приказ № 293 от 13 июля 1992 г.) и являющейся основным документом при проведении туристских мероприятий с учащимися. В ней оговариваются требования к участникам и руководителям походов и путешествий, строго регламентируются вопросы безопасности, которые являются главными при организации и проведении мероприятий с детьми. (Приложение №1) Перечень обязательной походной документации: 1. Приказ проводящей организации о совершении туристского похода, экспедиции, экскурсии (путешествия) с указанием цели, сроков, маршрута похода, фамилии и должности руководителя и заместителя руководителя, списка участников. Оформляется в 2-х экземплярах: один остается в организации, второй выдается руководителю похода.(Приложение №2) 2. Смета расходов на проведение туристского похода, экспедиции, экскурсии (путешествия). 3. Командировочное удостоверение. 4. Журналы проведения инструктажа по технике безопасности: - журнал инструктажа руководителей; - журнал инструктажа учащихся. 5. Разрешения родителей на участие их детей в туристском походе, экспедиции, экскурсии (путешествии). 6. Маршрутная документация: - маршрутный лист (для походов выходного дня, степенных походов, дальних экскурсий (путешествий)(Приложение №3) или маршрутная книжка (для категорийных походов), заверенные печатью и подписью руководителя образовательного учреждения; - документы, подтверждающие туристскую квалификацию руководителей (справки о совершенных путешествиях, удостоверения о прохождении курсов повышения туристской квалификации) и туристский опыт участников (справки о совершенных путешествиях); - необходимый картографический материал с нанесенной на него активной частью маршрута. 7. При проведении многодневных походов и дальних экскурсий с ночлегом в населенном пункте – письменное согласие учреждения (организации), принимающего группу, или туристская путевка. 8. Разрешение соответствующих организаций на право посещения заповедников, заказников и других территорий с ограниченным режимом посещения. 9. Групповая заявка при пользовании железнодорожным транспортом. 10. Справки на учащихся из школы (для льготного проезда). Подготовка к походу требует понимание руководителем всех важных моментов по его организации.План подготовки –будет определяющим курсом для безопасного проведения любого туристско-спортивного мероприятия. (Приложение№4). Памятка по обеспечению безопасности в туристских походах (путешествиях), загородных экскурсиях 1. Общие положения. На туристской тропе могут возникнуть трудности, опасности и даже аварийные ситуации. Некоторые из них связаны с объективными реальными препятствиями, к которым группа была не подготовлена физически, технически и морально. Другие зависят от резких изменений погоды и носят эпизодический характер. Третьи - наиболее многочисленные, вызванные неправильным поведением самих туристов. Основные причины аварийности и травматизма в туристских походах: – недостаточные опыт и физическая подготовленность участников, переоценка сил; – незнание особенностей маршрута, неправильная тактика преодолений препятствий, недооценка трудностей и опасности, пренебрежение страховкой и самостраховкой, ослабление внимания на «легких» участках; – слабая дисциплина в группе, одиночное хождение по лесу, самовольное купание; – лихачество, страх, паника, смятение в сложной ситуации, конфликты между участниками; – отсутствие картографического материала, необходимого снаряжения, недостаточное питание, отсутствие медицинской аптечки, неумение оказать медпомощь; – плохо уложенный рюкзак; острые предметы (топор, пила, нож) не зачехлены; – невыполнение техники безопасности на подъездах к началу маршрута, экскурсии; во время похода, экскурсии на биваке. Важнейшее условие проведения походов, экскурсий - это осуществление мер по предупреждению (профилактике) травматизма, заболеваний и аварийных ситуаций еще в процессе подготовки к мероприятию, а так же соблюдение мер безопасности во время походов, экскурсий. Руководитель мероприятия (похода, экскурсии) обязан тщательно изучить, строго следовать сам и требовать соблюдения участниками нормативных документов по спортивно-оздоровительному туризму в России, в первую очередь – Правил проведения соревнований туристских спортивных походов, Кодекса путешественника, а при наличии в группе детей - Инструкции по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися РФ. При подготовке к походу (экскурсии в природу) руководитель должен: обеспечить подбор членов группы по их туристской квалификации, физической и технической подготовленности, а также психологической совместимости; изучить с участниками группы район похода, сложные участки маршрута и способы их преодоления; подготовить картографический материал; провести необходимые тренировки группы; провести инструктаж с участниками по мерам безопасности в походе (экскурсии), а также по вопросам охраны природы; оформить маршрутные документы; - особое внимание обратить на подбор и качество снаряжения, продуктов питания; перед выходом на маршрут получить информацию о метеоусловиях, прогнозе погоды, режиме рек в районе планируемого путешествия; сообщить в МКК и ПСС о выходе на маршрут. Путешествие начинается с момента выхода из дома. Находясь в автотранспорте и железнодорожном вагоне: – не стоять в тамбуре и в проходе без надобности; – не спрыгивать на ходу, пользоваться туннелями, переходными мостами, избегать движения по железнодорожным путям; – выходить из купе только с разрешения руководителя; – строго соблюдать режим сна, не мешать отдыхать другим пассажирам; – не сорить; в транспорте и населенных пунктах вести себя с местным населением корректно и доброжелательно, избегать инцидентов. |
И методических рекомендаций по обеспечению безопасности Данный сборник рекомендуется для использования руководителями образовательных учреждений, специалистами по туристско-краеведческой... |
Методическая разработка сценария открытия тематической выставки «Пока мы помним мы живём» Кадры туристско-краеведческой деятельности мбу до «Станция детского и юношеского туризма и экскурсий» |
||
Содержание вебинара «Нормативные документы по обеспечению туристско-краеведческой... Слаутин А. Г. Начальник отдела туризма и краеведения гбудо «Областной Центр дополнительного образования детей» |
М. С. Бирюков Инструкция по организации и проведению мероприятий,... Станция является городским центром туристско-краеведческой и туристско-спортивной работы со школьниками Санкт-Петербурга. Станция... |
||
Методическое пособие по организации досуга молодежи в рамках туристско-краеведческой... Рецензент: Выдрина Г. А. кандидат философских наук, доцент кафедры менеджмента Федерального государственного бюджетного образовательного... |
Положение о 51 летнем слете юных туристов г. Челябинска Цели и задачи... Проверка готовности туристских групп к совершению безаварийного туристского похода |
||
Регламент проведения регионального конкурса учебно-исследовательских... «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», Концепции духовно-нравственного воспитания в целях дальнейшего развития... |
Пояснительная записка. Программа относится к туристско-краеведческой... Изменения, происходящие в современном мире, в значительной степени связаны с внедрением новых технологий, которые не только расширяют... |
||
Программа по организации активного отдыха детей и подростков туристско-краеведческой... Создание условий для развития патриотизма у детей и подростков через изучение истории Тюменской области путем моделирование в игровом... |
Программа дисциплины «Паспортно-визовые формальности и страхование... «Паспортно-визовые формальности и страхование в туристско-сервисной деятельности» |
||
Программа «Развитие туристско-рекреационной деятельности в Кыштымском... Управление социальной сферы Администрации Кыштымского городского округа, Управление стратегического развития Администрации Кыштымского... |
Открытое акционерное общество Плана обустройства и соответствующего материально-технического оснащения туристско-рекреационной особой экономической зоны на территории... |
||
Данный документ принят в качестве Стандарта организации ООО «Основа»... Стандарта организации ООО «Основа» на проведение свайных работ способом статического вдавливания с применением установки сву-в настоящий... |
Курс лекций «История дизайна» Содержание дизайн как вид проектно-художественной... Эргономика как основа проектирования в дизайне Функциональный маркетинг в дизайне Мода и художественный стиль в дизайне |
||
Дополнительная образовательная программа : «Край, в котором я живу»... Дополнительная образовательная программа: «Край, в котором я живу» туристско-краеведческого направления |
Программа имеет туристско-краеведческую направленность, является... Туристские слеты и соревнования предоставляют обучающимся возможность свободного общения со сверстниками, приобретению навыков самостоятельной... |
Поиск |