Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет"
"Высшая школа экономики"
Факультет Мировой экономики и Мировой Политики
Отделение Международные отношения
Кафедра Мировой Политики
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
На тему: "Причины и особенности кризиса в Сирии."
Студент группы № 470
Требуховская Екатерина Сергеевна
(Ф.И.О.)
Руководитель ВКР
преподаватель, доцент, Демиденко Сергей Владимирович
(должность, звание, Ф.И.О.)
Москва, 2013
Оглавление
Введение...........................................................................................................3
1. Экономическая и политическая линии Хафеза Асада и Башара Асада..7
2. Причины и особенности кризиса в Сирии...............................................23
2.1. Формирование светской и исламистской оппозиций.....................23
2.2. Внешние факторы влияния на сирийский кризис.........................31
3. От кризиса к гражданской войне............................................................41
Заключение....................................................................................................49
Список литературы.........................................................................................52
Введение.
Актуальность дипломной работы заключается в том, что Сирия-это важное государство не только для будущего разрешения арабо-израильского конфликта, но и для других международных процессов в современном мире, выходящих далеко за рамки ближневосточного региона.
Сирия выступает не только против Израиля, требуя обратно Голанские высоты и создание Палестинского государства, но также пытается помешать восстановлению "османского проекта", набирающей все большую мощь Турции. Эта страна поддерживает контакты с Ираном и не позволяет разорвать Ливан на клочья, выступая гарантом его территориальной целостности. Российско-сирийские отношения в свою очередь представляют важность, так как, во-первых, Сирия последняя союзная страна России на Ближнем Востоке, а, во-вторых, у данных стран существуют общие угрозы, такие как исламисты, которые угрожают стабильности стран.
Гипотеза исследуемой работы состоит в возможности разрешения сирийского кризиса мирным путем, при условии остановки внешнего вмешательства со стороны международного сообщества .
Объектом исследования является Сирийская Арабская Республика. Предметом исследования является сирийский кризис, постепенно превратившийся в гражданскую войну.
Целью дипломной работы является рассмотрение кризиса в Сирии, выявление актуальных проблем - попытки западной военной интервенции,
усиление исламистских настроений, давление на режим президента Сирии, региональная конфронтация, а также поиск возможных решений кризиса в условиях международной нестабильности.
Для того,чтобы достичь поставленной цели,требуется обозначить следующие задачи:
1. проанализировать экономические и политические линии Хафеза Асада и Башара Асада; 2. исследовать формирование либеральной оппозиция в Сирии; 3. проанализировать цели исламистской оппозиции; 4. исследовать влияние внешних факторов на усугубление сирийского кризиса;5. выявить согласные и несогласные государства с режимом Б. Асада; 6. определить задачи региональных стран в сирийской гражданской войне; 7. выявить переход кризиса в гражданскую войну.
В результате своей дипломной работы я хочу показать возможность мирного разрешения кризиса в Сирии, при условии прекращения внешнего вмешательства во внутренние сирийские дела , а также при условии налаживания национального диалога, в котором будут принимать участие не только оппозиция и власть, но и мирное население, а именно народ Сирии.
В связи с целями анализа данной работы были использованы различные источники, такие как сводки информационных агентств CNN, BBC,Reuters, Lenta.ru, а также периодика и статистические данные.
Литературной базой исследования являются работы российских и зарубежных ученых, таких как Долгов Б.В. , Иванников О., Филоник А.О. , Кушхабиев А.В. , Саймонз Г., Халид Хасун Джасин, Ранчинский В.П., Данилов Д.А., Орлов А.А., Моисеев Г.В., Курчинян С., Мирзаян Г.В., Цыганок А.Д. и другие.
Историографический обзор показывает, что мнения между учеными разделяются в основном по страновой принадлежности. Российские ученые считают, что военная интервенция в Сирию является нарушением принципа невмешательства во внутренние дела государства, в свою очередь большинство американских и европейских ученых считают помощь Сирии извне единственным возможным вариантом. Некоторые ученые также придерживаются нейтральной позиции, однако они в меньшинстве.
При написании дипломной работы были проведены следующие методы исследования: анализ литературы и политических статей на заданную тему, институциональный метод при изучении государства, политических партий и движений, социологический метод, чтобы понять зависимость политики от социальных факторов, а также диалектический метод при анализе общих знаний о развитии и жизни сирийского общества .
Новизна работы заключается в правильном систематизировании информации по определенному алгоритму и ее глубоком, разностороннем анализе.
Практической значимостью работы является ее предоставление в открытый доступ, для использования студентами и другими людьми, нуждающимися в информации и данных по исследуемой теме.
Уместно структурировать дипломную работу, во-первых, обозначив актуальность, затем гипотезу, объект, предмет, цель, задачи исследования, источники, литературу, историографию, методологию,новизну и практическую значимость. Дипломная работа состоит из введения, 3 глав и заключения.
Введение показывает актуальность выбранной темы, определяет предмет и объект исследования, задачи, а также раскрывает практическую и теоретическую значимость работы. В первой главе раскрываются особенности правления Хафеза Асада и Башара Асада. Во второй главе рассматривается формирование исламистской и светской оппозиций. В третьей главе определяется внешний фактор, влияющий на сирийский кризис, то есть влияние США, ЕС, а также региональных держав. В четвертой главе раскрывается как кризис в Сирии превратился в гражданскую войну.
В заключении подводятся итоги исследования и делаются окончательные выводы по дипломной работе.
1. Экономическая и политическая линии Хафеза Асада и Башара Асада.
Этап "арабской весны", который начался против деспотического режима Асадов в Сирии (2011- по наши дни), на самом деле,сложнее, чем в других арабских странах. Почему? Потому что, если в Ливии можно говорить о восстании части населения против триполитанской элиты, куда Запад включился уже после начала, то Сирия стала заложником большой внешнеполитической игры, где друг против друга выступают, с одной стороны ведущие страны региона ( Иран, Саудовская Аравия и Катар) , а с другой, США и ведущие страны ЕС.
По-моему мнению, чтобы разобраться в причинах и особенностях кризиса современной Сирии, необходимо вернуться в прошлое этого государства.
Сирийская Арабская Республика расположена в юго-западной Азии, у побережья Средиземного моря. Сирия граничит с Ливаном и Израилем на юго-западе, с Иорданией на юге, с Ираком на востоке и с Турцией на севере. Население страны в 2011 году составляло 20,8 млн человек. Правящей партией в стране является ПАСВ ( Партия арабского социалистического возрождения), сокращенно она именуется Баас. Более половины населения сирийцев - сунниты, около 25%- шииты, 16% - алавиты и 10% - христиане. А из-за того, что алавиты являются конфессиональным меньшинством, САР одной из первых испытала на себе удары радикального суннитского терроризма.
После получения независимости, страна вошла в период военных переворотов. В 1963 году в САР был введен режим чрезвычайного положения, который сохранялся до наших дней. В результате одного из переворотов на сирийской политической арене, в 1966 году, появился Хафез аль Асад, который в 1970 году стал президентом Сирии.
В ноябре 1970 года к власти в Сирии пришел Хафез Асад, что явилось переломным моментом в современной истории страны. Х. Асад сумел превратить Сирию в сильное и централизованное государство во многом благодаря, во-первых, тому, что во время прихода Хафеза к власти старая правящая элита, а именно суннитская буржуазия, фактически утратила свое влияние. Во-вторых, основные политические партии и их лидеры были серьезно ослаблены из-за продолжительной борьбы за власть, оставив политическую арену пустой. В-третьих, офицерский корпус, центром которого являлись высокопоставленные сунниты, утратил былую силу из-за постоянных попыток взять под контроль армию и правительство. В-четвертых, лидеры баасистов, попытавшие свою удачу в 1966 году, оказались политически нейтрализованы. Все это показало,что стране требуются перемены и новые лидеры, которые сумеют централизовать государство и дадут народу уверенность в завтрашнем дне.
Хафез Асад оказался в правильное время в правильном месте, он был очень умным и искусным политиком, который имел способность правильно расставлять приоритеты и решать задачи по укреплению политической власти в стране.
При Хафезе Асаде обстановку в Сирии можно было назвать относительно устойчивой. Президенту удалось этого добиться благодаря созданию суннитско-алавитского альянса в верхах правительства, что помогло президенту уверено контролировать происходящие внутри страны процессы, параллельно избегая социально-политических перегрузок. Но со временем стало понятно, что методы используемые Х. Асадом и его окружением стали входить в конфронтацию с общественно-экономическим развитием. Ведь расширяющиеся международные экономические связи требовали внесения корректив в силовое администрирование страны.
Экономические реформы в Сирии всегда были ориентированы на получение экономической самостоятельности. Постепенно, за счет различных преобразований в экономической и социальной сферах был создан большой и мощный государственный сектор, следом за которым государство превратилось в "коллективного предпринимателя", применяющего разные формы и методы для контроля и управления хозяйственной жизнью страны.1
Благодаря тому, что государственный сектор в Сирии превратился в важный элемент социально-экономической структуры, получилось создать достаточное количество капиталоемких отраслей промышленности, через которые удалось преодолеть экономическую отсталость. До определенного момента Сирия была типичной аграрной страной, однако из-за всех изменений, Хафез Асад сумел расширить интересы страны и сделать самыми динамично развивающимися отраслями сирийской промышленности - нефтедобывающую и энергетическую, в то же время их принадлежность к государству была неоспорима. Хафез Асад не забывал и про необходимость развития частного сектора. Количество предпринимателей в Сирии росло с каждым годом и это являлось важным этапом в политике преодоления экономической отсталости.2
Индустриализация помогла увеличить и ускорить темпы роста сирийской экономики, она внесла коррективы в структуру экономики, а также повысила производительность труда. Сирия из отстающей аграрной страны постепенно превращалась в развивающуюся аграрно-индустриальную.
Однако в плане экономического развития существовала одна, но значительная брешь. Сирия во многом опиралась на негарантированные средства, если точнее, то на внешние займы. Когда почти треть бюджета строится на иностранной помощи и внешних займах, то зачастую объем этих займов зависит от политической обстановки и от той стороны, которую занимает Сирия в том или ином вопросе. Из-за постоянных скачков в инфляционной ситуации в стране стал процветать "черный рынок" , который покрывал нехватку многих необходимых товаров. Правительство изо всех сил старалось поддерживать курс сирийского фунта. Но несмотря на попытки правительства, все прекрасно понимали, что главная проблема состоит в том, что сирийские финансовые трудности зависели от отношений с Израилем. В 80-е гг. страна потратила около 50 млрд. сирийских фунтов на оборону страны и за десять лет эта сумма не уменьшилась, а только увеличилась в 3 раза. Стоит отметить, что в тот промежуток времени, одно только содержание войск Сирии в Ливане стоило 250 тыс. долларов в день.
Для экономики Сирии 1980-е гг. стали очень сложными . Государственный капитализм, который так преобладал в Сирии, а также падение цен на нефть на мировых рынках, отрицательно сказалось на темпах экономического развития страны. Хафез Асад принял ряд законов, которые должны были стимулировать приток иностранного капитала в Сирию. Например, декрет №10, который развязал руки сирийцам,живущим за рубежом, которые хотели вложить деньги в промышленное производство САР. Однако сказать, что были внесены какие-то важные изменения, нельзя. Правительство Сирии боялось слишком быстрой либерализации экономики, оно боялось, что это пошатнет государственный сектор, а вслед за этим последует социальная нестабильность.3
Отсутствие частных банков и бирж, неразвитый частный капитал, неэффективное государственное регулирование, все эти факторы также сдерживали экономическое развитие страны. Большинство сирийских руководителей не имело высокого уровня образования. Что же нужно было сделать сирийскому руководству? Во-первых, требовалось повышение заработной платы государственным служащим, во-вторых, медленно, но верно сократить количество кадров в управленческом аппарате для того, чтобы направить освободившиеся кадры в частный сектор. В-третьих, нужно было подготовить специалистов высокого класса, которые бы имели определенный уровень образования. В-четвертых, требовалось уменьшить уровень налогов, чтобы предприятия могли не только отдавать деньги в казну, но и вкладывать в свое дальнейшее расширение. И, наконец, требовалось сфокусироваться на увеличении экспортных доходов не только в нефтяной промышленности. Однако Хафез Асад не торопился претворять какие-либо определенные планы в жизнь, поэтому и вторая половина 90-х гг. для Сирии определялась государственным сектором, который продолжал регулировать большинство экономических процессов. Из-за данной экономической линии правительства Хафеза Асада к концу 90-х гг. за чертой бедности оказались государственные служащие, включая военнослужащих и работников спецслужб, а также пенсионеры и интеллигенция. Люди входящие в эти слои населения работали на 3-4 работах, чтобы хватало хотя бы на какую-то пристойную жизнь. Попытки государства сгладить последствия через повышение заработных плат, расширение дотационных выплат населению и даже путем административных мер не особо помогали, и предприниматели стали формировать свои союзы, таким образом, пытаясь заставить правительство услышать их и воплотить некоторые экономические реформы в жизнь.
При Хафезе Асаде в Сирии существовало 6 банков и все они были под полным контролем государства. Естественно, что все они отличались надежностью и отсутствием какого-либо риска для вкладчиков. Несмотря на это, инвесторы из других стран не торопились делать вклады в сирийские банки, так как они не отвечали мировым стандартам и часто не справлялись со своими функциями. Требовалось принять меры для регулирования банковской системы и приближения ее к мировым стандартам.4
Проекты для реформирования банковской системы в Сирии были готовы еще в 1992 году, однако оставаясь верным своей осторожной политике, Хафез Асад решил повременить с этими реформами.
Из всего вышесказанного следует, что застой в сирийской экономике часто определялся аккуратной и иногда даже слишком аккуратной политикой президента Хафеза Асада. Быстрый прирост населения, рост цен, давление государственного сектора и неразвитость частного сектора, все эти факторы отталкивали инвесторов и мешали либерализации экономики, поэтому Сирия не могла конкурировать с крупными и развитыми странами на мировой арене. Но несмотря на ряд минусов, потенциал развития сирийской экономики был достаточно хорош и при правильно выстроенной политике все трудности могли бы быть преодолены, а ресурсы приумножены.
В тоже время стоит отметить,что не только экономическую линию сумел стабилизировать Хафез Асад, это же касается и его политического курса. Несмотря на то, что президента называли диктатором, нельзя не выделить, что он смог отрегулировать процессы внутри страны после ряда переворотов, которые предшествовали его правлению. Х. Асад был очень мудрым и тонким стратегом, он никогда не торопился с принятием окончательных решений, терпеливо выжидая подходящего момента. Президент окружал себя только высококвалифицированными и самыми преданными людьми, которые формировали так называемую "правящую партию" или "элитную опору президента", в которую входили М. Кило, Р. Сейф, Ф. Шараа, А. Хаддам, Х. Шехаби, М. Тлас, А. Дуба и другие. Однако это не президент прислушивался к их мнению, а они слушались своего президента. Хафез Асад держал под контролем и ситуацию в стране и ситуацию в круге своих приближенных, ведь как искушенный политик, он знал, как власть может развратить человека.
По предложению президента в 1972 году был создан Прогрессивный Национальный Фронт, в который входили различные партии, представляющие коммунистические и насеристские фракции. В чем Сирию абсолютно поддерживал Советский Союз, являвшийся ее важным союзником на Ближнем Востоке. Советский Союз помогал, в свою очередь, САР модернизировать экономику и вооружённые силы.
Принятие конституции САР произошло в 1973 году, она провозглашала Сирию "народной демократией" под руководством президента. Согласно конституции парламент называл кандидата на пост президента. Каждые четыре года в парламент избиралось 250 депутатов. Формально управленческий аппарат страны должен был работать параллельно с ПАСВ ( Партия Арабского Социалистического Возрождения), на деле ПАСВ полностью его контролировала и в Народном Совете партии принадлежало около 60% мест. 5
Применительно к административной реформе, Сирия была разделена на 13 провинций и столичный округ Дамаск. В том же году Сирия участвовала в войне Судного дня. Итогом войны стало создание буферной зоны, по решению Совета Безопасности ООН, которая разделила Сирию и Израиль.
Зимой 1982 года, в городе Хама, произошло восстание исламистов под руководством Объединенного Исламского Фронта (ОИФ). На подавление восстания был отправлен младший брат президента Рифаат аль Асад. Вначале армия Сирии точными бомбардировочными ударами ударила по городу, а после взяла его штурмом. Количество жертв исчислялось тысячами, сам Рифаат оценил число жертв в 38 тысяч человек. Серьезные проблемы со здоровьем у Хафеза Асада начались в 1983 году, именно тогда был создан временный комитет для управления страной, в который вошли некоторые приближенные из круга Асада.6
При всем этом их действия не несли какой-либо серьезной нагрузки, потому как президент не собирался делегировать им серьезные полномочия. Такая постановка вопроса не понравилась многим военным, в том числе и брату Х. Асада - Рифаату. Он поднял бунт и при помощи большого количества военных установил контроль над Дамаском.7
Попытка Рифаата не увенчалась успехом и в конечном итоге ему пришлось сдаться, а в 1986 году он был отправлен из Сирии в "бессрочную командировку".
Президент Сирии всегда думал о преемственности власти и собирался сделать президентом страны, после своей смерти, своего старшего сына Басиля Асада. Однако в 1994 году Басиль погиб в автокатастрофе, и его место занял Башар Асад.
Перед началом подготовки своего сына на пост президента, Хафез Асад провел кадровые реформы и убрал со своих постов несколько мощных военных лидеров. Таким образом, президент убивал двух зайцев сразу: во-первых, он закреплял позиции своего клана и создавал беспроблемный путь продвижения к президентскому посту для своего сына Башара, во-вторых, очистил властный аппарат от лиц, которые могли бы поставить Сирию в невыгодное положение перед странами Запада, в сторону которых страна стала смотреть после распада Советского Союза. И все же Хафез Асад, как искушенный и сильный политик, прекрасно понимал, что после его смерти влиятельная алавитская верхушка попытаются отвести Башара Асада от президентской службы и попробуют взять власть в свои руки. Президент видел что с его уходом, пережить первый трудный этап страна сможет только при правильном централизованном управлении, которое смогут обеспечить военные. Однако личность будущего лидера Сирии виделась им неопределенной. Высокопоставленные военные, с огромным опытом, воспринимали 30-летнего врача офтальмолога Башара, только пока жив его отец. Даже попытки Хафеза ввести своего сына в военную среду через интенсивные индивидуальные военные подготовки в Хомсе и через назначение его на пост одного из советников президента, а затем и посланника президента в различных вопросах, могли дать свои плоды через определенное количество времени, которого у Хафеза не было. Для того, чтобы как-то изменить обстановку президент начинает проводить определенную политику. Например, чтобы выиграть время для создания группы приближенных людей для Башара Асада, Хафез продлевает предельный срок службы в армии на 5 лет, дабы исключить возможность выхода на пенсию некоторых элитных военных, которые могли бы поднять смуту "от нечего делать". Хафез также обновил кадровый состав среднего и даже высшего звена, создал резерв рабочих мест в государственных службах и жилья для военных пенсионеров , увеличил выходные пособия. Благодаря этим шагам, влиятельные военные стали публично выражать свою лояльность президенту и его сыну Башару Асаду, а разговоры о неопытности и неумении управлять государством стали понемногу утихать. Однако президент не собирался останавливаться на достигнутом, он понимал, что времени остается все меньше и меньше, а сделано еще далеко не все. Поэтому в 1998 году в отставку был отправлен один из лучших друзей Х. Асада и главных оппонентов курсу будущего президента Сирии Б.Асаду - Х. Шехаби. Х. Шехаби возглавлял генеральный штаб в течение 24 лет, однако Х. Асад ссылаясь на уже немолодой возраст генерала снял его с должности, хотя большинство представителей власти прекрасно понимали, что не это являлось главной причиной отставки.8 Один за одним были уволены представители военной верхушки: военный начальник Управления Общей Разведки, генерал Б. Наджар, его заместитель, генерал Али Хури, генерал Исса Шалиш, занимающий высокую должность в личной охране президента. На места "старой гвардии" были назначены молодые офицеры, которые, с одной стороны, были не так известны, как их предшественники, но, с другой стороны, своим назначением они были обязаны непосредственно Башару Асаду и с ним связывали свое будущее развитие.
10 июня 2000 года президент Сирии- Хафез аль Асад, скончался.
Кончина Хафеза Асада стала переломным моментом для Башара Асада, именно в тот момент оценилась верность проводимой политики бывшего президента. Несмотря на различные мнения и ожидания, ПАСВ безоговорочно поддержала Башара Асада. Он был выдвинут, как единственный кандидат на пост президента САР и через шесть недель после смерти Х. Асада, на проведенном референдуме, Башар Асад стал новым президентом Сирийской Арабской Республики.9
Новый президент возродил в умах сирийцев надежду на перемены. Громкие заявления, назначения новых и молодых кадров в различные структуры власти были довольно показательными шагами. В доказательство своих обещаний, в 2000 году молодой президент разрешил выпустить около 600 политических заключенных.
Выступления Б. Асада разделили Сирию на консерваторов и реформаторов. Консерваторы, а в эту группу входили и представители "старой гвардии", именно Р. Сейф, М. Кило, А. Далили, и ряд молодых управленцев из молодой правящей элиты, были против слишком быстрых преобразований. Они считали, что это может повлиять на централизованность государства и подорвать все устои, а это дестабилизирует обстановку в стране. Реформаторы в свою очередь пытались протолкнуть идеи необходимости изменения политического и экономического курса Сирии. По их мнению, это было необходимо, чтобы соответствовать мировым стандартам и конкурировать хотя бы на уровне региональных держав. Реформаторы также добавляли, что никакой дестабилизации просто не может быть, так как изменения в экономической сфере автоматически повлекут изменения в политической, и таким образом баланс не нарушится. Были еще и кардинальные реформаторы, которые считали, что политическая система САР должна быть сломана и построена заново. Однако эти реформаторы всерьез никем не воспринимались, а структура их движения была очень расплывчатая и непостоянная.
В Сирии стали формироваться движения за гражданские свободы,политические клубы, на которых вели дискуссии о реформах, была дана свобода национальным СМИ. Впервые в САР разрешили выпускать частные газеты, конечно, они контролировались и лишь трем из шести политическим партиям было разрешено это делать, но результат был налицо. У сирийцев появилась надежда и этой надеждой стал Башар Асад. Этот период в правлении президента был назван "Дамасской весной". Однако хочется отметить, что действия гражданских клубов стали чересчур напористыми, даже Б. Асад не думал, что они начнут действовать так сплоченно. Консервативная группа из правящей элиты осознала, что этот процесс стоит остановить, иначе все может закончиться очень плохо для них. Руководство не стало растрачиваться на политические баталии и почти сразу перешло к административным мерам и репрессиям.
В марте 2001 года Б. Асад дал ясно понять, что национальное единство, партия Баас, вооруженные силы и курс Х. Асада не подлежат обсуждению и критике.10 Таким заявлением молодой президент показал, что если его политика и будет отличаться от политики его отца, то не так кардинально, как этого ожидает народ.
Судьба реформ и демократических перестановок была предрешена. В середине февраля 2001 года, поставив непреодолимые административные барьеры, власти прекратили деятельность большинства политических клубов, к осени того же года, СМИ также поставили под контроль. Таким образом, демократическая деятельность в Сирии закончилась также быстро как и началась. Спецслужбы вновь вышли на арену и взяли под свой контроль большую часть политической деятельности.
Как оказалось, Башар Асад не рассчитал своих сил. Во-первых, он не думал, что реформаторы за такой короткий промежуток времени смогут развить такую бурную деятельность.11 А, во-вторых, он не предполагал, что высшие чиновники ПАСВ, то есть консерваторы, в вопросах либерализации и демократизации политики страны проявят полное единение взглядов и схожесть позиций,вне зависимости от возраста. Позиция же их была ясна - стабильность и поддерживание устоев и никакой стремительной демократизации. Модель выстроенная Х. Асадом оказалась непоколебимой и Б. Асад принял сторону консерваторов, тем самым положив конец "Дамасской весне".
Президент Б. Асад оказался в довольно тяжелом положении. С одной стороны соратники его отца, которым он был чуть ли не обязан своим назначением, а с другой - люди, ожидающие от молодого президента новых демократических перестановок. Оценивая, последующие действия президента становится понятно, что он никогда до конца не отказывался от курса модернизации экономики и политики, просто решил делать это не так быстро.
Башар Асад стал уделять повышенное внимание вопросу эффективности экономики Сирии. В стране стали создаваться агентства по борьбе с безработицей, открываться организации по найму рабочей силы. Президент принял важный закон об особых экономических районах для иностранных инвесторов. Было несколько попыток создать правильно функционирующий частный банковский сектор, на что его отец никогда бы не решился. Однако несмотря на все эти попытки, реформы проводились очень медленно, чтобы не подорвать существующий режим, а такой подход мешал Сирии конкурировать с региональными арабскими державами за западных инвесторов. В плане экономики, ситуация в стране всегда была тяжелая, так как несмотря на попытки обоих президентов, большую часть экономики страны составлял неэффективный государственный сектор, а запасы нефти постепенно иссякали. Можно сказать, что застой в экономической сфере - это главная проблема Сирии, потому как рост уровня жизни слишком отставал от запросов населения.
Б. Асаду всегда было сложно преодолеть не только несогласие партийной элиты, но и сопротивление бюрократического режима. Именно поэтому президент будет часто уделять особое внимание политике реформирования бюрократического аппарата и омоложению политических и административных элит.
Башар Асад первый решился на реформирование ПАСВ и укрепление ее за счет назначений верных Б. Асаду людей, чтобы увеличить базу поддержки своей власти среди партийных деятелей. На протяжении нескольких лет, Башар Асад проводил очень тонкую политику по кадровым перестановкам. Такие действия выявили в нем черты отца, ведь Хафез Асад тоже был прекрасным стратегом. Башар понял, что резкие перестановки, слишком быстро обратят на него взор "старой гвардии", поэтому он решил действовать аккуратно. Благодаря такой политике, только в течение двух лет в отставку было отправлено около 60% руководителей различных уровней и сфер деятельности.
Б. Асад, являющийся прогрессивным политиком, и во внешнюю политику Сирии решил внести коррективы. В начале,конечно, когда он только появился на международной арене, Башар придерживался политики своего отца Хафеза, однако со временем его курс стал более активным, чем прежде. В некоторых моментах президент показал себя, как жесткий политик, что объяснялось его желанием выстроить себе авторитет за рубежом.
В общем и целом, внешний курс политики Б. Асада был сбалансированный и миролюбивый, например, после событий 11 сентября 2001 года Сирия присоединилась к глобальной борьбе с терроризмом. 12 Также не стоит забывать о выводе войск из Ливана в 2005 году.
До начала "арабской весны", Сирия была безопасной, цивилизованной, стабильной и культурной страной. Население страны было защищено со всех сторон и главное, что не было страха, который присутствовал, например, во время режима Саддама в Ираке.
Семья Асадов в Сирии всегда будет занимать важное место в умах жителей страны. Заслуги этой семьи ясны и очевидны. Почти полвека в границах самой Сирии не было войны, хотя САР ни на час не прекращала борьбу за оккупированные территории, оказывала помощь палестинцам и не собиралась подписывать мир с Израилем, пока он не освободит захваченные силой арабские территории. Армия страны является гордостью для народа и его защитой перед лицом израильской агрессии. В Сирии существует единственная в своем роде на Ближнем Востоке, глобальная система ПВО И ПРО. За те годы, в течение которых у власти в Сирии был клан Асадов, она превратилась в индустриально развитую, образованную страну региона. Молодежь имеет право учиться, благодаря реформе всеобщего школьного образования, имеет право выезжать за пределы страны для учебы и работы за рубежом. Власти не препятствуют мелкому бизнесу, поощряя инвестиции частного и иностранного капитала.13
Однако кризис в Сирии все-таки начался,а ситуация вокруг Сирии продолжает оставаться важным фактором глобальной ближневосточной политики. Ведущие страны НАТО, страны Европейского Союза, Россия ,Китай, а также региональные центры силы - Турция, Иран, Израиль, монархии Персидского залива, заинтересованы происходящими событиями на данных территориях, так как от исхода сложившейся ситуации в Сирии зависят их будущие планы на этот регион.
|