4 Государственная (бюджетная) модель здравоохранения Республики Беларусь


Скачать 5.37 Mb.
Название 4 Государственная (бюджетная) модель здравоохранения Республики Беларусь
страница 1/42
Тип Документы
rykovodstvo.ru > Руководство ремонт > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   42
Аканов А.А., Джолдошева Д., Мейманалиев Т.С., Комаров Ю.М.

3 модели постсоветского здравоохранения (Казахстан, Кыргызстан, Россия)

Алматы-Бишкек-Москва - 2012

Оглавление

  1. Введение

  2. Демографические и эпидемиологические тенденции в Европе

  3. Экономические детерминанты

    1. Финансирование здравоохранения

  4. Три системные модели здравоохранения

4.1. Государственная (бюджетная) модель здравоохранения

4.1.1. Государственная (бюджетная) модель здравоохранения Республики Беларусь

4.1.2. Государственная (бюджетная) модель здравоохранения Австралии

4.1.3. Государственная (бюджетная) модель здравоохранения Швеции

4.1.4. Государственная (бюджетная) модель здравоохранения Кубы

4.2. Страховая модель здравоохранения

4.2.1. Страховая модель здравоохранения Германии

4.2.2. Страховая модель здравоохранения Турции

4.2.3. Страховая модель здравоохранения Японии

4.2.4. Страховая модель здравоохранения Эстонии

4.3. Частная (платная) модель здравоохранения

5. Интегрированная модель здравоохранения Канады

6. Государственная (бюджетная) модель здравоохранения Республики Казахстан

7. Бюджетно-страховая модель здравоохранения Российской Федерации

8. Кыргызская модель здравоохранения

8.1. Текущая ситуация в здравоохранении Кыргызской Республики

8.2. Будущие контуры универсальной системы здравоохранения Кыргызстана

9. Будущая интегрированная (универсальная) система здравоохранения Республики Казахстан

10. Стратегия охраны здоровья в Российской Федерации

11. Социальные детерминанты

11.1. Бедность как важнейшая социальная детерминанта плохого здоровья и неравенства в здравоохранении

11.1.1. Роль государства в преодолении бедности

11.2. Бедность как индикатор плохого здоровья и неравенства в здравоохранении

11.3. 14 успешных стратегических программ в преодолении неравенства в здравоохранении

12. Общее заключение

13. Список литературы



  1. Введение

В Европейском регионе ВОЗ здоровье населения в целом улучшается, но не так быстро, как оно могло или должно было бы улучшаться, если принять во внимание современные знания и технологии здравоохранения. Все страны региона сталкиваются с проблемами, порождаемыми значительными демографическими, социальными, экономическими и экологическими изменениями (ВОЗ, 2012). Наиболее четко эти проблемы были отражены в Законе «О национальной безопасности Республики Казахстан» от 6 января 2012 года. Так, в качестве основных угроз национальной безопасности были признаны:

  • Снижение уровня законности и правопорядка,

  • Ухудшение демографической ситуации и здоровья населения, в том числе резкое снижение рождаемости, повышение смертности,

  • Снижение уровня и качества здравоохранения, образования и интеллектуального потенциала страны,

  • Неконтролируемые миграционные процессы,

  • Резкое ухудшение экологической ситуации (питьевая вода, эпидемии, эпизоотии).

Научные исследования по изучению социального градиента здоровья указывают на то, что более высокий материальный достаток на индивидуальном уровне и уровне всего общества приводит к более высокому уровню здоровья. Однако достигнутое за последние 35 лет беспрецедентное экономическое процветание отнюдь не всегда сопровождалось улучшением собственного благополучия у многих людей как в индивидуальном плане, так и в плане всего общества (Мармот М., 2010).

Объем производства материальных благ в последние десятилетия во многих странах вырос, однако уровни субъективного ощущения благополучия и счастья остались прежними, а неравенство увеличилось (ВОЗ, 2012). Поэтому в настоящее время сложилось новое критическое понимание социальных детерминант здоровья и механизмов, посредством которых распределение власти, ресурсов и возможностей внутри общества в каждой стране влияет на существующие и создает новые неравенства в отношении здоровья (Мармот М., 2010).

В связи с этим, в 2011 году в Рио де Жанейро (Бразилия) на Всемирной конференции была принята Политическая декларация по социальным детерминантам здоровья. Политическая декларация определила 5 ключевых задач преодоления неравенства в здравоохранении:

1) улучшение руководства (управления),

2) повышение участия в принятии решений и внедрении,

3) переориентация системы здравоохранения на сокращение неравенства,

4) улучшение глобального управления и сотрудничества и

5) мониторинг и повышение подотчетности.

Так, улучшение руководства (управления) предполагает разработку национальной стратегии развития здравоохранения, включающей все сектора и уровни Правительства, и, отвечающей нуждам всего населения с особым акцентом на уязвимые группы и высокого риска. Это также означает эффективное партнерство для уменьшения неравенства в здравоохранении, улучшение осведомленности и подотчетности лиц, принимающих решения, за результативность политики здравоохранения, поддержку всех секторов в разработке инструментов и повышении потенциала по социальным детерминантам здоровья, сотрудничество с частным сектором, усиление безопасности условий на рабочих местах, улучшение всеобщего доступа к социальным услугам и социальной защите с особым вниманием на гендерные аспекты и раннему детству, а также к безопасным, эффективным и качественным лекарствам. Все эти перемены требуют пересмотра существующих механизмов стратегического руководства в интересах здоровья, политики здравоохранения, структур общественного здравоохранения и оказания медико-санитарной помощи во благо каждого.

В целях обеспечения этих благ для всех людей была разработана новая политика здравоохранения Европы «Здоровье-2020». В этой политике сформулирована рамочная программа действий, направленная на ускорение достижения более высокого уровня здоровья и благополучия для всех, которая может быть адаптирована к различным реалиям в каждой отдельно взятой стране Европейского региона ВОЗ. Программа построена на положениях Декларации тысячелетия ООН, в которой представлено видение такого мира, где страны работают вместе как партнеры во имя улучшения жизни всех людей, особенно наиболее обездоленных.

ВОЗ (2012) считает, что характерной чертой современных систем здравоохранения является неопределенность и сложность структуры, а не наличие четко разграниченных областей функциональных обязанностей. Для того чтобы предвосхитить будущее, необходимо лучше понять риски и возможности, имеющиеся сегодня, и разработать реалистичные прогнозы в отношении того, что должно произойти. Например, механизмы финансирования здравоохранения непосредственно влияют на уровень солидарности и справедливости в обществе и косвенно воздействуют на показатели здоровья населения.

В связи с этим, ВОЗ (2012) указывает на отход от «чистых» моделей Бисмарка, Семашко или Бевериджа вследствие размывания границ между этими моделями и целесообразность создания смешанных источников финансирования здравоохранения, что способствует достижению более устойчиво высоких уровней охвата населения качественными медицинскими услугами, не налагая излишнего бремени на экономику страны.

В Казахстане, Кыргызской Республике и Российской Федерации до распада Советского Союза существовала единая государственная централизованная система здравоохранения. После обретения независимости указанные страны законодательно утвердили бюджетно-страховую модель здравоохранения. Однако в силу различных объективных и субъективных обстоятельств данная модель развития здравоохранения обрела отличные характеристики в Кыргызской Республике и Российской Федерации, а в Республике Казахстан система обязательного медицинского страхования была отменена.

Авторы данной книги поставили перед собой задачу проанализировать 3 различные модели постсоветского здравоохранения в Казахстане, Кыргызской Республике и Российской Федерации и их будущие контуры развития сквозь призму новой политики здравоохранения Европы «Здоровье-2020», а также на основе успеха в реформировании здравоохранения ряда стран мира.

  1. Демографические и эпидемиологические тенденции в Европе



В период с 1970 по 1998 годы в странах – членах Европейского союза (ЕС) средний прирост ожидаемой продолжительности жизни составил 6,4 года. В эти же годы смертность от болезней органов кровообращения в странах Евросоюза постоянно снижалась и по сравнению с уровнем в 1970 году (480-490 на 100 тыс. населения) сократилась вдвое к 1998 году (240-260 на 100 тыс. населения) (ВОЗ, 2002). Как показывают прогнозы (ВОЗ, 2012), к 2050 году средняя ожидаемая продолжительность жизни в Европейском регионе достигнет почти 81 года, т.е. будет расти такими же темпами, как и в период с 1980 по 2010 годы. Однако наблюдаются значительные различия по данному показателю между странами. Например, 15 стран, входивших в Европейский Союз до 2004 года (ЕС-15), уже достигли уровня 2050 года, ожидаемого для всего Европейского региона к 2050 году, и у них продолжительность жизни будет возрастать и дальше и к 2050 году составит 85 лет.

Что же касается стран СНГ, включая Казахстан, Кыргызскую Республику и Российскую Федерацию, то, по данным ВОЗ (2011), в этих странах достижение средней продолжительности жизни в 75 лет планируется только к 2050 году (в РФ- 74 года к 2018 г.), т.е. на 40 лет позже, чем в целом по Европейскому региону и на 65 лет позже, чем в странах ЕС-15.

ВОЗ (2012) считает, что в основе этих различий между странами Европейского региона лежат социальные и экономические детерминанты.

Общеизвестно, что в последние годы болезни органов кровообращения являются одной из ведущих причин смертности и заболеваемости во многих странах. По данным ВОЗ (2002), ежегодно в мире от болезней органов кровообращения умирает 16,6 млн. человек, при этом 80% смертей приходятся на долю развивающихся стран.

Так, в Кыргызстане показатель смертности от болезней органов кровообращения растет из года в год. Распространенность факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ) остается высокой и ситуация ухудшается из-за слабой организации первичной и вторичной профилактики.

Острый инфаркт миокарда и инсульт являются основной причиной смертности среди ССЗ. Кыргызстан относится к десяти ведущим странам по коронарным болезням сердца, а по смертности от инсульта Кыргызстан занимает лидирующую позицию в Евразийском регионе.

В Российской Федерации 56% всех случаев смерти приходится на болезни системы кровообращения, однако средний возраст умерших от этой причины пока значительно превышает величину средней продолжительности ожидаемой жизни. Многие люди не успевают дожить до вероятности умереть от этих заболеваний и умирают раньше от других причин. Всего же в пожилых возрастах умирают 54% мужчин и 86% женщин.

Однако ССЗ имеют значимость, как для развитых, так и для развивающихся стран. Например, в США уровень смертности остается также высоким: 2,600 смертельных случаев ежедневно и приблизительно 949 тысяч ежегодно. В результате коронарной болезни сердца (КБС) 250 тысяч смертельных случаев происходят каждый год без госпитализации, причем 50% мужчин и 63% женщин, умерших внезапной смертью от КБС, не имели до этого предшествующей истории болезни по КБС.

Российская Федерация, Казахстан, Украина, Беларусь и Кыргызстан входят в первую пятерку стран среди СНГ, где ССЗ являются основной причиной смертности среди мужчин в возрастной группе от 0-64 лет (рис. 1).

На рис. 2 показано, что Казахстан, Кыргызстан и Российская Федерация относятся к десяти ведущим странам по смертности от коронарной болезни сердца среди стран бывшего Советского Союза. Кыргызстан, Российская Федерация и Казахстан занимают лидирующую позицию по смертности от инсульта среди стран СНГ. Данный факт подтверждает рис. 3, где представлены показатели смертности от цереброваскулярных заболеваний, как среди мужчин, так и среди женщин в возрастной категории от 0 до 64 лет на 100 тыс. населения. Следует отметить, что по уровню заболеваемости цереброваскулярными заболеваниями отличия между странами европейского региона не столь значительны, как по смертности. А это уже имеет непосредственное отношение к доступности, своевременности, адекватности и качеству оказания медицинской помощи.

Рис. . Показатели смертности от ССЗ, возрастная группа 0-64 на 100 тыс. населения (ВОЗ, 2004).



Источник: База данных «Здоровье для всех», ВОЗ 2004

Рис. . Показатели смертности от коронарных заболеваний сердца, возрастная группа 0-64 на 100 тыс. населения (ВОЗ, 2004).



Источник: База данных «Здоровье для всех», ВОЗ 2004

Всемирный Банк (2005), сравнив показатели здоровья населения в странах Восточной Европы и Центральной Азии, а также уроки, которые можно извлечь из достижений Целей развития тысячелетия (ЦРТ) по здравоохранению, в частности, снижения смертности от ССЗ до европейских уровней, показал, что Кыргызстан может выиграть 4,5 лет в средней продолжительности жизни от снижения смертности от ССЗ до европейского уровня по сравнению с 3,82 года от снижения детской и материнской смертности.

Рис. . Показатели смертности от цереброваскулярных заболеваний, возрастная группа 0-64 на 100 тыс. населения (ВОЗ, 2004).



Источник: База данных «Здоровье для всех», ВОЗ, 2004

Такой выигрыш в средней продолжительности жизни связан с возрастной структурой заболеваемости ССЗ. В целом, подверженность этим заболеваниям в большинстве стран присуща взрослым в активном трудоспособном возрасте.

В Кыргызстане бремя заболеваемости и смертности от ССЗ наиболее выражено в молодом трудоспособном возрасте. Это показано на рис. 4, где представлена сравнительная характеристика возрастных показателей смертности от ССЗ в Швеции и Кыргызстане. Разница наиболее выражена в молодом трудоспособном возрасте (20-50 лет) и достигает почти 9 кратного преобладания показателей в Кыргызстане в возрастной группе от 30 до 35 лет по сравнению со Швецией. В старших возрастных группах показатели смертности становятся ближе к таковым в Швеции.

Рис. . Возрастные показатели смертности от ССЗ в Швеции и Кыргызстане (Темиров А. и соавт., 2011)



Источник: Национальный Статистический Комитет (НСК) Кыргызской Республики и Институт Всемирного Банка для Швеции, 2002

Международный опыт показывает, что существуют эффективные и экономичные методы профилактики и лечения ССЗ. Такие вмешательства сократили уровень смертности от ССЗ за относительно короткий период во многих развитых странах. Так, в США за 20-летний период удалось добиться снижения смертности населения от мозгового инсульта на 57%, а от коронарной болезни сердца – на 50%. Эти успехи были достигнуты благодаря эффективным мероприятиям, направленным, во-первых, на поддержание приемлемого уровня артериального давления (АД), снижения избыточного веса, прекращения курения и злоупотребления алкоголем, нормализацию повышенного холестерина и сахара крови, и, во-вторых, улучшению и внедрению современных медицинских технологий в лечении мозговых инсультов и коронарной болезни сердца. Но в США интенсивная борьба с факторам риска началась еще во времена знаменитого Фремингхемского исследования в 1948-1952 годах.

В Японии, благодаря внедрению национальной программы борьбы с мозговым инсультом за период с 1968 по 1981 годы смертность от острых нарушений мозгового кровообращения удалось снизить на 46%. Большой успех достигнут также в клинической медицине вследствие развития вторичной профилактики ССЗ. Позитивный опыт снижения смертности от ССЗ имеется и в других странах, например, в Финляндии, где выполнялся известный и хорошо зарекомендовавший себя проект «Северная Карелия».
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   42

Похожие:

4 Государственная (бюджетная) модель здравоохранения Республики Беларусь icon Приказ Министерства обороны Республики Беларусь от 27 июля 2006 г....
На основании Положения о Министерстве обороны Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 19 ноября...
4 Государственная (бюджетная) модель здравоохранения Республики Беларусь icon Приказ министерства обороны республики беларусь 21 ноября 2006 г....
«о министерстве обороны Республики Беларусь и Генеральном штабе Вооруженных Сил Республики Беларусь», Указа
4 Государственная (бюджетная) модель здравоохранения Республики Беларусь icon Приказ министерства обороны республики беларусь 20 июня 2008 г. №20...
«Вопросы центральных органов военного управления Вооруженных Сил Республики Беларусь», приказываю
4 Государственная (бюджетная) модель здравоохранения Республики Беларусь icon О некоторых особенностях регулирования труда педагогических работников
В соответствии со статьей 319 Трудового кодекса Республики Беларусь, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 декабря...
4 Государственная (бюджетная) модель здравоохранения Республики Беларусь icon Закон Республики Беларусь 10 января 2000 г. №361-з «О нормативных...
Стандарт организации распространяется на структурные подразделения, включенные в сферу действия системы управления охраной труда...
4 Государственная (бюджетная) модель здравоохранения Республики Беларусь icon Инновационные информационные технологии в таможенном деле
Таможенного кодекса Республики Беларусь, целями таможенной политики Республики Беларусь являются обеспечение наиболее эффективного...
4 Государственная (бюджетная) модель здравоохранения Республики Беларусь icon Президенте Республики Беларусь Система открытого образования Практическая...
Рекомендовано к изданию Комиссией по приемке и аттестации электронных версий учебных и учебно-методических материалов Академии управления...
4 Государственная (бюджетная) модель здравоохранения Республики Беларусь icon 1. История развития газовой промышленности Республики Беларусь. Единая...
Ации Республики Беларусь в 1958 году Правительством бсср был создан центральный орган государственного управления развития газификации...
4 Государственная (бюджетная) модель здравоохранения Республики Беларусь icon Приказ министерства обороны республики беларусь 16 июня 2003 г. №26...
Приказ Министерства обороны Республики Беларусь от 12 июля 2007 г. №30 зарегистрировано в Национальном реестре
4 Государственная (бюджетная) модель здравоохранения Республики Беларусь icon Нормативных правовых актов в области регулирования деятельности субъекто
...
4 Государственная (бюджетная) модель здравоохранения Республики Беларусь icon Министерства труда и социальной защиты республики беларусь
Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 13 января 2009 г. №7 (зарегистрировано в Национальном...
4 Государственная (бюджетная) модель здравоохранения Республики Беларусь icon 1. Основные (теоретические) аспекты организации рынка ценных бумаг в республике Беларусь
Объект исследования: состояние, проблемы и пути развития рынка ценных бумаг Республики Беларусь
4 Государственная (бюджетная) модель здравоохранения Республики Беларусь icon Инструкция по установке программы «Бюджетная роспись грбс»
Представляем Вашему вниманию программу «Бюджетная роспись грбс», предназначенную для составления и ведения бюджетных росписей главных...
4 Государственная (бюджетная) модель здравоохранения Республики Беларусь icon Инструкция по применению Утверждена Министерством здравоохранения...
Учреждение-разработчик: Государственное высшее учебное заведение «Гродненский медицинский университет»
4 Государственная (бюджетная) модель здравоохранения Республики Беларусь icon Тарифное соглашение в системе обязательного медицинского страхования...
Министерство здравоохранения Республики Татарстан (Минздрав рт) в лице Министра здравоохранения Республики Татарстан Фаррахова Айрата...
4 Государственная (бюджетная) модель здравоохранения Республики Беларусь icon Геополитика в вопросах и ответах составитель: Федеральный Патриотический Вестник 1-е издание
Вискулях под Брестом (Беларусь) президент рсфср борис Ельцин, президент Украины Леонид Кравчук и председатель Верховного совета Республики...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск