Методическое пособие «Острая реакция на стресс и оказание неотложной психологической помощи пострадавшим в дтп»

Методическое пособие «Острая реакция на стресс и оказание неотложной психологической помощи пострадавшим в дтп»


Скачать 0.65 Mb.
Название Методическое пособие «Острая реакция на стресс и оказание неотложной психологической помощи пострадавшим в дтп»
страница 1/7
Тип Методическое пособие
rykovodstvo.ru > Руководство ремонт > Методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7


Министерство здравоохранения Свердловской области

Территориальный центр медицины катастроф
Свердловской области


ОСТРАЯ РЕАКЦИЯ НА СТРЕСС
У ПОСТРАДАВШИХ В ДТП
И ОКАЗАНИЕ НЕОТЛОЖНОЙ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ


МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ЕКАТЕРИНБУРГ

2010

АВТОРЫ:

©Попов Виктор Петрович директор Территориального центра медицины катастроф Свердловской области, доцент ФПК И ПП УрГМА, кандидат медицинских наук;

Сероштан Ирина Александровна заведующая психофизиологической лабораторией Территориального центра медицины катастроф Свердловской области, психотерапевт;

Рогожина Людмила Павловна заместитель директора Территориального центра медицины катастроф Свердловской области по оперативной работе;

Собина Оксана Вячеславовна врач-психотерапевт Территориального центра медицины катастроф Свердловской области;

Трушников Юрий Викторович врач-методист организационно-методического отдела Территориального центра медицины катастроф Свердловской области.

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

Сердюк Олег Викторович главный врач ОГУЗ «Свердловская областная клиническая психиатрическая больница»;

Перцель Михаил Григорьевич заместитель главного врача ОГУЗ «Свердловская областная клиническая психиатрическая больница».

Ответственный за выпуск  Колясников Олег Владимирович заместитель директора Территориального центра медицины катастроф Свердловской области по организационно-методической работе.


Является авторской собственностью

Защищена законом РФ «Об авторских и смежных правах»
№ 5351/1-1 от 09.07.93 г.


Методическое пособие «Острая реакция на стресс и оказание неотложной психологической помощи пострадавшим в ДТП» предназначено для применения в системе здравоохранения Свердловской области и адресовано специалистам ТЦМК СО (трассовой службы), врачам и фельдшерам скорой медицинской помощи, врачам приемных отделений больниц и другим специалистам.


тираж 200 экз.

подписано в печать 19.04.2010г.

СОДЕРЖАНИЕ

Список сокращений 4

Введение 5

I. Патофизиология стресса 7

II. Основные варианты ОРС 12

III. Общие закономерности психических и поведенческих реакций людей
в условиях острых экстремальных и кризисных ситуаций 15

IV. Посттравматическое стрессовое расстройство 17

V. Оказание экстренной психологической помощи пострадавшим в ДТП 18

VI. Заключение 27

Приложение №1 «Алгоритм оказания неотложной помощи пострадавшим
в ДТП с ОРС» 28

Приложение №2 «ОРС. Определение, клиническое описание и диагности-
ческие указания по МКБ-10» 29

Приложение №3 «Памятка пострадавшим в ДТП» 37

Приложение №4 «Клиника и оказание неотложной психологической и
медикаментозной помощи при различных вариантах ОРС» 38

Приложение №5 «Перечень основных медикаментов» 44

Библиографическая ссылка 46

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

ДТП - дорожно-транспортное происшествие

ОРС - острая реакция на стресс

ПТСР - посттравматическое стрессовое расстройство

ППП - первая психологическая помощь

ТЦМК СО - территориальный центр медицины катастроф Свердловской области

ЧС - чрезвычайная ситуация

«Жизнь – процесс решения бесконечного количества конфликтов. Человек не может избежать их. Он может решить, участвовать в выработке решений или оставить это другим».

Американский психолог Б. Вул
ВВЕДЕНИЕ

В течение последних десятилетий отмечается последовательный рост числа антропогенных ЧС, среди которых особое место занимают дорожно-транспортные происшествия. Последние обусловлены увеличением количества транспортных средств и резким возрастанием транспортных потоков. На дорогах России в 2008 году произошло 218 322 ДТП, в которых погибло 29 936 человек и ранено 270 883 человека. В Свердловской области в 2008 году произошло 7 381 ДТП, в которых погибло 803 человека, а получили ранения 9 679 человек. Практически каждый из участников ДТП переносит ОРС. В связи с этим представляется особенно актуальным изучение особенностей психических и поведенческих расстройств, возникающих у лиц - участников ДТП.

В настоящее время, как на практике, так и в научных исследованиях, большое внимание уделяется тем ЧС, в которых жертвами оказывается значительное количество людей. Вместе с тем к ситуациям, где чрезвычайному воздействию подвергается небольшое количество людей (от одного до четырех человек), к которым, как правило, и относятся ДТП, уделяется необоснованно мало внимания.

Отсутствие неотложной психологической или психотерапевтической помощи, ее недостаточная эффективность при ДТП на догоспитальном этапе, опасны развитием отдаленных психических расстройств, а вероятность развития посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) увеличивается в 3-4 раза (Б.А. Казаковцев Москва, 2003). По данным отечественной литературы, показатель распространенности ПТСР среди перенесших тяжелый стресс, равен 50-80% (Ю.В.Попов, В.Д.Вид, 1998 г.).

Учитывая условия дефицита времени при оказании помощи, недостаток знаний по этой проблеме у медицинских работников, пострадавшие с ОРС остаются за пределами внимания специалистов (психологов, психотерапевтов, психиатров). Тем не менее, 2/3 пострадавших с ОРС нуждаются в госпитализации или подлежат амбулаторному наблюдению по поводу психических расстройств. (Б.А. Казаковцев, Москва, 2003).

В настоящее время в ТЦМК СО уже разработана и применяется технология оказания помощи пострадавшим в ДТП, но она преимущественно направлена на проведение неотложных мероприятий при механической травме и не затрагивает такое состояние, как ОРС. Как правило, диагноз: «Острая реакция на стресс» выставляется пострадавшим достаточно формально, лишь в случае отсутствия механических повреждений.
ДТП является для человека стрессогенным событием, что обусловлено:

  1. Внезапностью события;

  2. Неготовностью пострадавшего к восприятию картины ДТП, в том числе, и смерти;

  3. Значимостью потерь (физических, материальных, моральных).

  4. Физической и психологической неготовностью пострадавших к преодолению возникших испытаний.

  5. Интенсивностью и множественностью воздействующих факторов.

В ТЦМК организована и работает трассовая служба экстренной медицинской помощи, целью которой является оказание помощи пострадавшим при ДТП.

У одной трети всех пострадавших в ДТП отсутствуют механические повреждения и, следовательно, необходимость в медицинской помощи и госпитализации. Но у всех у них отмечается симптомы острой реакции на стресс. Как правило, эти люди отказываются от госпитализации и «исчезают» из поля зрения врачей и психологов, но у многих из них стресс переходит в хроническую форму. А это ведет к нарушению, как психического здоровья, так и социальной адаптации. В тяжелых случаях может возникнуть депрессия, вплоть до суицидальных попыток.

Одна из задач данного методического руководства - привлечь внимание лиц, оказывающих помощь при ДТП, к этой категории пострадавших и наладить им адекватную профессиональную помощь.

I. ПАТОФИЗИОЛОГИЯ СТРЕССА

Понятие стресса пришло из области техники, где инженеров давно интересовали структурные реакции механизмов и сооружений (напряжение, деформация) в ответ на внешние события (стрессоры). Оригинальное исследование, в котором этот термин был использован для объяснения реакций организма на средовые стимулы, было проведено Уолтером Кенноном. Кеннон обратил внимание на существование у животных специфической реакции «нападения/бегства», когда они отвечают на стрессоры физиологическим возбуждением, подготавливающим их либо к нападению, либо к бегству. В состав этой реакции также входит гомеостатический механизм, который возвращает организм к его первоначальному физиологическому состоянию вскоре после прекращения действия стрессора.

Стресс – это состояние психофизиологического напряжения, возникающее у человека под влиянием любых сильных воздействий и сопровождающееся мобилизацией защитных систем организма и психики.

Понятие "стресс" введено в 1936 г. канадским физиологом Г. Селье. Ганс Селье обнаружил, что различные средовые стрессоры имеют тенденцию вызывать стереотипные ответы организма. Хотя специфические особенности таких ответов могут варьировать в зависимости от природы стимула и самого организма, можно выделить некую генерализованную реакцию, накладывающуюся на любые специфические физиологические проявления.

С этой точки зрения стресс выделяется как особая интеракциональная переменная, которая охватывает как физиологические, так и психологические процессы. Селье назвал такое широкое взаимодействие среды с физиологическими и психологическими процессами «общим адаптационным синдромом». Этот синдром охватывает изменения в гипоталамусе, гипофизе, тимусе, надпочечниках и желудочно-кишечном тракте. Реакция включает в себя повышение уровня физиологической активации и механизм обратной связи, который регулирует прекращение реакции, и возврат к гомеостатическому равновесию. Случайные или преходящие стрессоры оказывают незначительное или непродолжительное воздействие на организм, тогда как подвергание организма чрезмерному стрессу приводит через некоторое время к состоянию физиологического истощения. Селье обнаружил также, что каждый организм имеет свой оптимальный уровень стресса и что как перегрузка, так и недогрузка организма вызывают нарушения в уровне его функционирования.

Различается:

  • эустресс – нормальный стресс, служащий целям сохранения и поддержания жизни (stress (англ.) - давление, нажим, напряжение);

  • дистресс – патологический стресс, проявляющийся в болезненных симптомах (distress (англ.) - горе, несчастье, недомогание, истощение, нужда).

В обыденном сознании закрепилось в основном второе представление о стрессе.

Селье считает стресс неотъемлемым атрибутом жизнедеятельности. Человек не может полноценно функционировать, если на его органы чувств не действует достаточное число соответствующих раздражителей. В этом случае организм реагирует состоянием стресса, которое играет мобилизующую и поэтому положительную роль. С другой стороны, раздражители повышенной интенсивности или возникающие в чрезмерном количестве могут вызвать дистресс и повлечь соматическое заболевание, деформации психики и даже гибель.

Способность реагировать на интенсивные внешние раздражители определяется индивидуально-психологическими особенностями конкретной личности: психофизиологической конституцией, чувствительностью к воздействиям (сензитивностью), особенностями мотивационной и эмоционально-волевой сферы. Чтобы внешние воздействия не вызывали дистресс, необходимо формирование у личности таких качеств, как самообладание, дисциплинированность, стремление к преодолению препятствий и т.д.

Таким образом, стресс – это напряженное состояние организма, т.е. неспецифический ответ организма на предъявленное ему требование (стрессовую ситуацию). Под воздействием стресса организм человека испытывает стрессовое напряжение.

По Селье развитие реакции организма на стресс или общий адаптационный синдром включает три основные фазы:

  1. Реакция тревоги, в ходе которой защитные силы организма активизируются. Организм меняет свои характеристики, будучи подвергнут стрессу. Но сопротивление его недостаточно, и если стрессор сильный (тяжелые ожоги, крайне высокие и крайне низкие температуры), может наступить смерть.

  2. Реакция сопротивления, на которой биологическая адаптация достигает максимума с точки зрения задействованных ресурсов организма. Если действие стрессора совместимо с возможностями адаптации, организм сопротивляется ему. Признаки реакции тревоги практически исчезают, уровень сопротивления поднимается значительно выше обычного.

  3. Истощение, когда ресурсы организма истощены. После длительного действия стрессора, к которому организм приспособился, постепенно истощаются запасы адаптационной энергии. Вновь появляются признаки реакции тревоги, но теперь они необратимы, и индивид погибает.

После первоначальной реакции тревоги организм адаптируется и оказывает сопротивление, причем продолжительность период сопротивления зависит от врожденной приспособляемости организма и от силы стрессора. В конце концов, наступает истощение. Продолжительное воздействие стрессоров приводит к разнообразным дисфункциям организма. Все системы, вовлеченные в общую адаптационную реакцию, могут испытывать состояние истощения. Когда такое воздействие затягивается на еще более продолжительные периоды времени, это состояние приводит к возникновению расстройств в функционировании кишечника, сосудов головного мозга и дыхательной системы.

До сих пор точно неизвестно, что именно истощается, но ясно, что не только запасы калорий, ведь в период сопротивления продолжается нормальный прием пищи. Поскольку наступила адаптация, а энергетические ресурсы поступают в неограниченном количестве, можно ожидать, что сопротивление будет продолжаться как угодно долго. Но подобно неодушевленной машине, которая постепенно изнашивается даже без дефицита топлива, человеческая машина тоже становится жертвой износа и амортизации. Эти три фазы напоминают стадии человеческой жизни: детство (с присущей этому возрасту низкой сопротивляемостью и чрезмерными реакциями на раздражители), зрелость (когда происходит адаптация к наиболее частым воздействиям и увеличивается сопротивляемость) и старость (с необратимой потерей приспособляемости и постепенным одряхлением), заканчивающаяся смертью. Г. Селье выдвинул гипотезу о том, что старение - итог всех стрессов, которым подвергался организм в течение своей жизни. Оно соответствует «фазе истощения» общего адаптационного синдрома, который в некотором смысле представляет собой ускоренную версию нормального старения. Любой стресс, особенно вызванный бесплодными усилиями, оставляет после себя необратимые химические изменения, их накопление обуславливает признаки старения в тканях. Успешная деятельность, какой бы она не была, оставляет меньше последствий старения, следовательно, по Селье, можно долго и счастливо жить, если выбрать подходящую для себя работу и удачно с ней справляться.

Важную роль в реакции на стрессовые и опасные ситуации играет симпатическая нервная система. Когда организм соприкасается с опасностью, симпатическая нервная система выбрасывает адреналин, чтобы подготовить организм к реакции «борьбы или бегства» следующим образом:

  1. Учащается сердцебиение, повышается артериальное давление, усиливается приток крови к крупным мышцам, чтобы обеспечить организму возможность отреагировать на физическую угрозу.

  2. Расширяются зрачки, чтобы в глаза поступало больше света.

  3. Сокращаются капилляры кожи, чтобы уменьшить кровопотерю в случае ранения.

  4. Повышается содержание сахара в крови, чтобы обеспечить больше энергии.

С помощью этой биологической реакции организм подготавливается к «аварийным» физическим затратам. Этот механизм унаследован человеком от эволюционных предшественников и работает у него так же, как у животных. Но если у первобытного человека такой механизм был исключительно важен для его физического выживания, то для человека современного он может создавать проблемы, если вступает в конфликт с правилами поведения в цивилизованном обществе. Ведь в большинстве ситуаций ни физическая агрессия, ни простое бегство в решении проблем не помогают. И хотя человек, столкнувшись с неприятной информацией, внутренне напрягается, готовясь к действию (также повышается артериальное давление, учащается пульс и напрягаются мышцы), но самого действия не происходит. Физиологические же сдвиги, представляющие собой вегетативное обеспечение неотреагированных эмоций, остаются. Со временем они могут становиться хроническими и приводить к формированию тех или иных заболеваний. Можно сказать, что, согласно этой модели, причины психосоматических расстройств кроются в противоречии биологической и социальной эволюции человека.

Изначально приспособительная реакция напряжения при определенных условиях может становиться дезадаптивной, особенно если на смену ей не приходит противоположная по физиологической направленности реакция релаксации. Как же сочетается реакция напряжения и реакция релаксации в норме? В здоровом организме, как это и было изначально предусмотрено природой, они циклически чередуются, сменяя друг друга естественным образом. Как только стрессовая ситуация закончилась, автоматически включается реакция релаксации, призванная восполнить энергетические ресурсы и нормализовать физиологическое состояние. Если фазы релаксации не происходит, то наступает фаза истощения, или срыв адаптации. Фаза релаксации представляет собой переход к парасимпатическому преобладанию. Чтобы избежать повреждающего влияния негативных эмоций на состояние здоровья, или хотя бы ослабить его, человеку нужно научиться запускать универсальную реакцию релаксации произвольным образом, с помощью стандартных техник саморегуляции (мышечного расслабления и брюшного дыхания, активизирующих парасимпатический отдел вегетативной нервной системы).

Выделяют группу так называемых «ситуационных стрессоров». Эти стрессоры не являются обычными (нормальными) аспектами окружающей среды, но существуют в виде внешних событий, которые оказывают воздействие на организм. К ситуационным стрессорам относятся происшествия, например, автомобильные аварии, влекущие травматические последствия. Обнаружено, что стрессогенные события жизни во многом определяются ресурсами для совладания с ними. Видимо, поэтому совладание оказывается центральным элементом в изучении жизненных событий. Сами по себе средовые стимулы существуют только как потенциальные стрессоры, пока организм не воспринимает их как вызывающие стресс. Поэтому основной целью исследований, имеющих отношение к средовому стрессу, является не устранение стрессоров, а определение оптимальных адаптационных стратегий совладания с конкретными стрессорами.

Если мы говорим конкретно об острой реакции на стресс, как ответе на ситуационный стрессовый фактор, именно - дорожно-транспортное происшествие, то почему, по каким причинам такой стресс ведет к длительному - от 2 суток до 4 недель - нарушению здоровья? И почему такой стресс может привести к посттравматическому расстройству личности, т.е. к изменению черт характера и, следовательно, к изменению социального функционирования в целом? Дело в том, что стресс вызывают не только физические, химические, биологические факторы, но и не в меньшей степени – психологические и социальные.

Дж. Дейси и Дж. Треверс создали «биопсихосоциальную модель всевозрастного развития человека», включающую в себя составляющие:

  • биологическую (гены, оплодотворение, беременность, рождение, физическое и двигательное развитие, здоровье, половая зрелость);

  • психологическую (познавательное развитие, информационные процессы, решение проблем, навыки мышления, восприятие, речь, моральное развитие, самосознание, образ тела);

  • социальную (принадлежность, взаимосвязи, взаимодействия, образование, группы, телевидение, стресс, брак, семья).

Модель позволила охватить большой материал (несколько тысяч исследований) и систематизировать данные о всех возрастах человеческой жизни. На основании этой теории создана новая биопсихосоциальная модель развития заболеваний, где социальному фактору придается большое значение - не меньшее, чем биологическому. Теории Фрейда и Ж. Пиаже, Л.С. Выготского и Э. Эриксона, Б. Скиннера и А. Бандуры охарактеризованы как биопсихосоциальные. Бандура в своей социально-когнитивной теории описывает психологическое функционирование человека в терминах непрерывных взаимовлияний бихевиоральных, когнитивных и относящихся к окружающей среде факторов. В соответствии с этой концепцией поведения, люди не зависят целиком от контроля внешних сил и не являются свободными существами, которые могут делать все, что им захочется. Напротив, большое значение придается обоюдному взаимодействию поведенческих реакций и факторов, относящихся к окружению, - динамическому процессу, где когнитивные компоненты играют центральную роль в организации и регулировании деятельности человека. Бандура отводит когнитивным замещающим процессам, а также процессам саморегулирования и саморефлексии, центральную роль в достижении человеком мастерства и приспособления к миру, другими словами «совладания со стрессом».

Взаимосвязь различных постстрессовых нарушений представлена на следующей схеме (Ромек и др. 2004 г)

Травматический стресс

во время критического инцидента и сразу после него – до 2 суток
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Методическое пособие «Острая реакция на стресс и оказание неотложной психологической помощи пострадавшим в дтп» icon 28. 01. 2016 МедиаКузбасс Студенты в Кемерове соревновались в психологической...
Первые соревнования по оказанию медико-психологической помощи среди добровольцев-спасателей прошли в Кемерове
Методическое пособие «Острая реакция на стресс и оказание неотложной психологической помощи пострадавшим в дтп» icon Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов...
Тема: «Оказание неотложной медицинской помощи на догоспитальном этапе при синдроме лихорадки и гипертермическом синдроме у пациентов...
Методическое пособие «Острая реакция на стресс и оказание неотложной психологической помощи пострадавшим в дтп» icon Среднего профессионального образования новосибирской области «барабинский...
Организация и оказание неотложной медицинской помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях
Методическое пособие «Острая реакция на стресс и оказание неотложной психологической помощи пострадавшим в дтп» icon Неотложной помощи на догоспитальном этапе
«Скорой помощи». Это привело в ряде регионов страны к слиянию в единую систему поликлинических пунктов неотложной помощи и скорой...
Методическое пособие «Острая реакция на стресс и оказание неотложной психологической помощи пострадавшим в дтп» icon Третичной (высокоспециализированной) медицинской помощи и медицинской...
Донецкой Народной Республики с позиции обеспечения преемственности этапов медицинской помощи
Методическое пособие «Острая реакция на стресс и оказание неотложной психологической помощи пострадавшим в дтп» icon Российской Федерации Государственное бюджетное учреждение высшего...
Методическое пособие предназначено для студентов 3-6 курсов, интернов, клинических ординаторов, врачей-терапевтов. Призвано систематизировать...
Методическое пособие «Острая реакция на стресс и оказание неотложной психологической помощи пострадавшим в дтп» icon Инструкция по оказанию первой помощи пострадавшим при дтп
Дорожно-транспортное происшествие часто является событием, которое в зависимости от степени своей тяжести так или иначе влияет на...
Методическое пособие «Острая реакция на стресс и оказание неотложной психологической помощи пострадавшим в дтп» icon Инструкция №7 по оказанию первой помощи пострадавшим при дтп
Дорожно-транспортное происшествие часто является событием, которое в зависимости от степени своей тяжести так или иначе влияет на...
Методическое пособие «Острая реакция на стресс и оказание неотложной психологической помощи пострадавшим в дтп» icon Инструкция по оказанию первой доврачебной неотложной помощи пострадавшим Общие требования
Шахтинский институт (филиал) гоу впо южно-российского государственного технического университета
Методическое пособие «Острая реакция на стресс и оказание неотложной психологической помощи пострадавшим в дтп» icon Методическое пособие по охране труда и безопасным условиям работ сургут-2015
Методическое пособие по учебной дисциплине Охране труда и безопасным условиям работ по пм 04 «Организация и планирование сварочного...
Методическое пособие «Острая реакция на стресс и оказание неотложной психологической помощи пострадавшим в дтп» icon Методическое пособие составлено специалистами мбоудо цппмсп «Саторис»
Рецензент: Алексеева И. А., психолог, генеральный директор Санкт-Петербургского фонда кризисной психологической помощи детям и подросткам...
Методическое пособие «Острая реакция на стресс и оказание неотложной психологической помощи пострадавшим в дтп» icon Оказание первой помощи пострадавшим

Методическое пособие «Острая реакция на стресс и оказание неотложной психологической помощи пострадавшим в дтп» icon Инструкция по оказанию неотложной помощи общие положения для оказания...
Ивл через воздуховод, непрямой массаж сердца); купировать приступ загрудинных болей или острой левожелудочковой недостаточности (нитроглицерин...
Методическое пособие «Острая реакция на стресс и оказание неотложной психологической помощи пострадавшим в дтп» icon Учебное пособие для студентов специальность 31. 02. 01 «Лечебное дело»
Учебное пособие для студентов специальность 31. 02. 01 «Лечебное дело» пм 03. Мдк 03. 01. 01. Оказание посиндромной неотложной медицинской...
Методическое пособие «Острая реакция на стресс и оказание неотложной психологической помощи пострадавшим в дтп» icon Учебное пособие для студентов специальность 31. 02. 01 «Лечебное дело»
Учебное пособие для студентов специальность 31. 02. 01 «Лечебное дело» пм 03. Мдк 03. 01. 01. Оказание посиндромной неотложной медицинской...
Методическое пособие «Острая реакция на стресс и оказание неотложной психологической помощи пострадавшим в дтп» icon Инструкция по оказанию первой доврачебной неотложной помощи пострадавшим общие требования
Первая доврачебная неотложная помощь (пднп) представляет собой комплекс простейших мероприятий, направленных на спасение жизни и...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск