ООО «Тамбов-Инфо»
ул. Советская, 34, 612
г. Тамбов, 392001
<�…>
Руководителю Управления
Росздравнадзора по
Тамбовской области
А.В. Чернышеву
ул. Урожайная, д. 2ж,
г. Тамбов, 392000
Р Е Ш Е Н И Е № Р-26/13
Резолютивная часть решения объявлена 3 июня 2013 года.
Решение изготовлено в полном объеме 6 июня 2013 года.
г. Тамбов
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии – руководитель Гречишникова Е.А.,
члены Комиссии – начальник отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мурзин К.И., главный специалист-эксперт отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Заботнова Т.В., специалист-эксперт отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Семикина К.С., специалист первого разряда отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мясникова А.Н.,
рассмотрев дело № Р-26/13 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы медицинских услуг без предупреждения о наличии противопоказаний и необходимости получения консультации специалистов, а также без наличия лицензии,
в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения рекламного законодательства - <�…>,
в отсутствие:
- представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения рекламного законодательства - ООО «Тамбов-Инфо», извещенного надлежащим образом,
- представителя Управления Росздравнадзора по Тамбовской области, извещенного надлежащим образом,
У С Т А Н О В И Л А:
Настоящее дело выделено в отдельное производство из дела № Р-8/13 определением № Р-26/13 от 16.04.2013.
Признаки нарушения установлены Управлением Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области в ходе мониторинга средств массовой информации на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе. Так, в справочнике «Все о красоте и здоровье» (издание 7-е дополненное, 2012 год) на странице 41 распространялась реклама медицинских услуг следующего содержания: «Салон красоты «Марракеш». Весь спектр парикмахерских услуг. Маникюр/педикюр. Визаж. Пирсинг. Депиляция воском. Массаж. Голливудский загар. Солярий. Продажа средств по уходу за лицом и телом. ул. Чичерина, 44 А, тел. 8-953-701-72-19, 30-28-88. Мы рады видеть Вас с 9.00 до 21.00».
Установлено, что заказчиком данной рекламы является <�…> (заказ-наряд на рекламное объявление). Услуги по размещению рекламы оплачены <�…> в соответствии с квитанциями от 26.09.2012, от 23.10.2012, от 25.10.2012 претензии по факту оказания услуг ненадлежащего качества ООО «Тамбов-Инфо» не предъявлялись.
Содержание данной рекламы проверено на соответствие требованиям действующего законодательства, в результате чего, Комиссия Тамбовского УФАС России пришла к следующим выводам.
В соответствии с приказом Минздравсоцразвития РФ от 27.12.2011 № 1664н «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг» массаж (лечение с помощью простых физических воздействий на пациента), пирсинг (А21.01.010) относятся к медицинским услугам раздела 21 класса «А» подраздела 01 (кожа, подкожно-жировая клетчатка, придатки кожи), проведение депиляции (А14.01.014) относится к медицинским услугам раздела 14 класса «А» (уход за отдельными анатомо-физиологическими элементами организма) подраздела 01 (кожа, подкожно-жировая клетчатка, придатки кожи).
Вышеуказанные услуги представляют собой определенные виды медицинских вмешательств, направленные на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющие самостоятельное законченное значение (класс «А»).
В соответствии с частью 7 статьи 24 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон «О рекламе»), реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд, и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). Требования настоящей части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.
Потребителями рассматриваемой рекламы не являются исключительно медицинские и фармацевтические работники, следовательно, на данную рекламу распространяются требования части 7 статьи 24 Закона «О рекламе».
Поскольку вышеуказанная реклама не сопровождалась предупреждением о наличии противопоказаний и необходимости получения консультации специалистов, рассматриваемая реклама распространялась в нарушение требований части 7 статьи 24 Закона «О рекламе».
Рекламодателем рекламы медицинских услуг: «массаж», «депиляция», «пирсинг» распространившейся на странице 41 справочника «Все о красоте и здоровье» за 2012 год, является <�…>. Рекламораспространителем - ООО «Тамбов-Инфо».
Управление Росздравнадзора по Тамбовской области письмами (исх. от 06.05.2013 № И68-01.07-450/13-1, от 29.05.2013 № И68-01.07-539/13-1) сообщило, что рекламируемые <�…> услуги в соответствии с приказом Минздравсоцразвития РФ от 27.12.2011 № 1664н «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг», в том числе массаж, депиляция, пирсинг являются медицинскими.
Кроме того, в соответствии с пунктом 7 статьи 7 Закона «О рекламе» не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.
В Государственном реестре лицензий на осуществление медицинской деятельности отсутствует лицензиат <�…>.
На рассмотрении дела <�…> пояснила, что лицензии на осуществление медицинской деятельности не имеет, услуги, перечисленные в рекламном объявлении, медицинскими не являются, при этом <�…> ссылалась на Общероссийский классификатор экономической деятельности и Общероссийский классификатор услуг населению, в соответствии с которыми рассматриваемые услуги являются бытовыми.
Довод <�…> отклоняется, поскольку общероссийские классификаторы ОКВЭД и ОКУН в первую очередь применяются для стандартизации, учета и прогнозирования объемов реализации услуг населению, то есть для целей статистики.
Порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, определяется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)», согласно которому в перечень услуг, составляющих медицинскую деятельность и подлежащих лицензированию входят работы (услуги) по косметологии и медицинскому массажу.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» утверждена номенклатура в сфере охраны здоровья, которая представляет собой перечень медицинских услуг.
Номенклатура медицинских услуг, на основании которой можно было установить факт упоминания в вышеуказанной рекламе медицинских услуг, утверждена приказом Минздравсоцразвития РФ от 27.12.2011 № 1664н, находится в свободном доступе и является нормативным документом.
Таким образом, согласно действующим нормативным актам в сфере здравоохранения рекламируемые услуги (массаж, депиляция, пирсинг) являются медицинскими. С учетом изложенного, рассматриваемая реклама является рекламой медицинских услуг.
У ООО «Тамбов-Инфо» и <�…> имелась возможность для соблюдения требований рекламного законодательства, но данными лицами не были приняты все зависящие от них меры по их соблюдению.
Поскольку у <�…> отсутствует лицензия на осуществление медицинской деятельности, реклама медицинских услуг: «массаж», «депиляция», «пирсинг» на странице 41 справочника «Все о красоте и здоровье» за 2012 года распространялась в нарушение пункта 7 статьи 7 Закона «О рекламе».
В соответствии со статьей 38 Закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных статьей 7, частью 7 статьи 24 Закона «О рекламе» несут как рекламораспространитель, так и рекламодатель.
Таким образом, на основании статьи 38 Закона «О рекламе», ответственность за распространение рекламы, медицинских услуг, распространявшейся на странице 41 справочника «Все о красоте и здоровье» за 2012 год, нарушающей требования пункта 7 статьи 7, части 7 статьи 24 Закона «О рекламе», несут рекламодатель - <�…>, и рекламораспространитель ООО «Тамбов-Инфо».
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона «О рекламе», пунктами 37-45 «Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе», утверждённых постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 № 508, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать ненадлежащей рекламу медицинских услуг салона красоты «Марракеш»: «массаж», «депиляция», «пирсинг», распространяющуюся на странице 41 справочника «Все о красоте и здоровье» за 2012 год, поскольку в ней нарушены требования пункта 7 статьи 7, части 7 статьи 24 Закона «О рекламе».
2. Предписание об устранении законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении виновных лиц.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение трех месяцев.
Председатель Комиссии Е.А. Гречишникова
Члены Комиссии: К.И. Мурзин
Т.В. Заботнова
К.С. Семикина
А.Н. Мясникова
Исп.: Заботнова Т.В.,
(4752) 72-93-54
|