Скачать 0.9 Mb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «НОВГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ЯРОСЛАВА МУДРОГО» Кафедра механизации сельского хозяйства Тракторы и автомобили, применяемые в сельском хозяйстве Руководство к лабораторным и практическим работам для студентов неинженерных сельскохозяйственных специальностей Великий Новгород 2011 год УДК 631.372 (075.5) Рецензент кандидат технических наук, доцент А.В.Капустин Рекомендовано к использованию решением кафедры «Механизация сельского хозяйства» (протокол ___ от ________ 2011г.) Тракторы и автомобили, применяемые в сельском хозяйстве: Руководство к лабораторным и практическим работам /Сост. Я. П. Энсон; НовГУ – Великий Новгород. 2011. – 64 с. Руководства содержат краткие методические рекомендации к выполнению лабораторных и практических работ по курсу «Тракторы и автомобили, применяемые в сельском хозяйстве». Для студентов очного и заочного отделений специальности 110305, 110200, 080502, 110201, 250201. УДК 631.372 (075.5) © Новгородский государственный университет, 2011 © Энсон Я.П., составление, 2011 Тема 1. КРИВОШИПНО-ШАТУННЫЙ И ГАЗОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМЫ 1 Кривошипно-шатунный механизм (КШМ) однорядного и двухрядного (V-образного) двигателей Цель работы - изучить устройство, правила сборки и эксплуатации КШМ двигателей Д-240,А-41М, СМД-18Н и ЗМЗ-53. Используемое оборудование и пособия1.Разрезные двигатели СМД-18Н и ЗМЗ-53, монтажные двигатели Д-240Л и А-41М. 2.Стенды с деталями и узлами. 3.Комплект плакатов, руководство к лабораторной работе. Порядок выполнения работы1.Ознакомиться с назначением, общим устройством КШМ и взаимодействием его деталей (рис.1, информация к лабораторной работе). 2.Ознакомиться с общей компоновкой и технической характеристикой изучаемых двигателей. 3.Изучить конструкцию деталей шатунно-поршневой группы (гильзы цилиндра, поршня, поршневых колец, поршневого пальца, шатуна); уяснить необходимость использования при комплектации механизма деталей одинаковой размерной группы и найти соответствующие метки, выяснить основные правила сборки механизма. 4.Изучить устройство коленчатого вала и маховика; выяснить назначение устанавливаемых на коленчатом валу деталей (шкива, шестерён и др.), а так же назначение четырёх полуколец, противовесов и полостей в шатунных шейках. 5.Ознакомиться с основными показателями, с используемыми материалами и со способами упрочнения рабочих поверхностей деталей, а так же с признаками основных неисправностей КШМ и способами их устранения. Информация к лабораторной работеКривошипно-шатунный механизм преобразует возвратно-поступательное движение поршней во вращательное движение коленчатого вала. Кривошипно-шатунный механизм состоит из подвижных и неподвижных деталей (рис.1). Основными подвижными деталями являются поршни 3 с кольцами 4 и 5, поршневые пальцы 6. шатуны 7, коленчатый вал 8 и маховик 10. К неподвижным деталям относятся цилиндры 2, головка цилиндров 1 и коренные подшипники 9 коленчатого вала. Цилиндр 2 служит направляющей при движении поршня и вместе с головкой цилиндров 1 и поршнем 3 образует замкнутый объём, где совершается рабочий цикл двигателя. Отдельно изготовленный цилиндр у двигателя с водяным охлаждением называется гильзой. Поршень 3 воспринимает силу давления расширяющихся газов и передаёт её через поршневой палец 6 шатуну 7. В днище поршня дизельных двигателей находится камера сгорания (рис. 1а) или часть её. Чтобы при нагревании поршень не заклинивало в цилиндре, между ними должен быть зазор, который обеспечивается правильным комплектованием деталей при сборке. Для уплотнения зазора в подвижном сопряжении «поршень-цилиндр» в верхние канавки поршня устанавливают компрессионные кольца 4. Ниже расположены маслосъёмные кольца 5, которые удаляют излишки масла со стенок цилиндров. Применяют маслосъёмные кольца коробчатые, скребкового типа и составные (два плоских кольца, осевой и радиальный расширители). Поршневой палец 6 образует шарнирное соединение поршня с шатуном. От осевых перемещений он удерживается стопорными кольцами. Шатун 7 соединяет поршень с коленчатым валом 8 и передаёт усилие от поршня коленчатому валу, приводя его во вращение. Шатунные подшипники скольжения (тонкостенные вкладыши) уменьшают износ сопряжения шатуна с коленчатым валом. Коленчатый вал 8 воспринимает усилия от шатунов, преобразуя их в крутящий момент, и передаёт последний различным механизмам двигателя и трансмиссии. Коленчатый вал четырёхцилиндрового двигателя имеет четыре шатунных шейки и пять коренных, которыми он опирается на коренные подшипники 9 - вкладыши (рис. 1а). У V-образных двигателей к каждой шатунной шейке крепится два шатуна (рис. 1 б). Маховик 10 уменьшает неравномерность вращения коленчатого вала, облегчает работу двигателя при кратковременных перегрузках. На маховике укреплён зубчатый венец для прокручивания коленчатого вала стартером или пусковым двигателем. В процессе эксплуатации зазоры в сопряжениях деталей цилиндропоршневой группы и подшипниках коленчатого вала постепенно увеличиваются. При предельных значениях зазоров, закоксовывании поршневых колец наблюдается повышенный расход картерного масла и топлива, падение мощности, дымление, растут ударные нагрузки на детали. Дальнейшая эксплуатация двигателя экономически не выгодна и может привести к аварии. Нормальные зазоры в сопряжениях деталей и технико-экономические показатели двигателя восстанавливаются ремонтом, заменяются изношенные детали новыми (нормального и ремонтного размеров) или реставрированными. Срок службы двигателя до капитального ремонта тем больше, чем полнее выполняются основные правила его эксплуатации и технического обслуживания. Контрольные вопросы 1.Укажите элементы (части) поршня, шатуна и коленчатого вала, поясните способы уплотнения и фиксации вала. 2.Назовите типы компрессионных и маслосъёмных поршневых колец. 3.Для чего подвергается пористому хромированию верхнее компрессионное кольцо, а остальные компрессионные кольца часто имеют с внутренней стороны ступенчатую проточку? 4.Какие правила необходимо соблюдать при соединении поршня с шатуном и при установке колец на поршень? 5.Назовите материал и вид упрочняющей термообработки рабочих поверхностей гильзы цилиндра, поршневого пальца, шатуна и коленчатого вала. 6.Как определить, к какой размерной группе относятся сопрягаемые детали поршень-гильза цилиндра, поршневой палец-отверстие в бобышках поршня? 7.С какой целью нижняя часть поршня (юбка) выполняется овальной формы и имеет диаметр меньший, чем верхняя часть? Зачем на юбке поршня иногда делают разрез? 8.Укажите нормальное значение зазоров между деталями КШМ. 9.Назовите характерные признаки и причины основных неисправностей КШМ и способы их устранения. Отчётность: в тетради привести схемы кривошипно-шатунных механизмов, таблицу технической характеристики изучаемых двигателей. Литература.
а) б) Рис.1. Кинематические схемы кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов: а) рядного дизельного двигателя СМД-18Н; б) V-образного карбюраторного двигателя ЗМЗ-53. 1 – головка цилиндров; 2 – гильза цилиндра; 3 – поршень; 4 – компрессионные кольца; 5 – маслосъемные кольца; 6 – поршневой палец; 7 – шатун; 8 – коленчатый вал; 9 – коренные подшипники; 10 - маховик; 11 - шестерня коленчатого вала; 12 - промежуточная шестерня; 13 – шестерня распределительного вала; 14 – распределительный вал; 15 – толкатель; 16 – штанга; 17 – регулировочный винт коромысла; 18 – ось коромысла; 19 – коромысло; 20 – сухарики; 21 – тарелка; 22 – пружина клапана; 23 – направляющая втулка клапана; 24 – впускной клапан; 25 – выпускной клапан; 26 – шкив. 2 Газораспределительный механизм Цель работы - изучить устройство, работу и техническое обслуживание механизма газораспределения (ГРМ) двигателей Д-240, СМД-18Н, А-41 и ЗМЗ-53. Используемое оборудование и пособия 1.Разрезные двигатели СМД-18Н, А-41, ЗМЗ-53. 2.Витрины с деталями газораспределительного механизма. 3.Головка цилиндров в сборе, распределительные валы, макеты ГРМ. 4.Комплект плакатов и руководство по выполнению лабораторной работы. 5.Набор инструмента. Порядок выполнения работы 1.Выяснить назначение и типы газораспределительных механизмов. 2.Ознакомиться с общим устройством (рис.1) и принципом действия механизма на макете и найти соответствующие узлы и детали на разрезах изучаемых двигателей. Обратить внимание, что все детали верхнеклапанного ГРМ по назначению можно разделить на четыре группы. 3.Изучить конструкцию отдельных деталей, уяснив способ крепления тарелки 21 пружины на стержне клапана и необходимость вращения толкателей, фиксации распределительного вала в осевом направлении, установки распределительных шестерён по меткам, периодической проверки и регулировки теплового зазора между стержнем клапана и бойком коромысла. 4.Уяснить, что тепловой зазор регулируется при закрытых клапанах. 5.Выяснить назначение и изучить конструкцию декомпрессионных механизмов двигателей СМД-18Н, А-41 и Д-144. 6.Выяснить основные неисправности механизма газораспределения, их признаки, причины и способы устранения. |
Рабочие программы учебных дисциплин (модулей) министерство образования... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
Методические указания Новокузнецк 2012 Министерство образования и... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального... |
Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
||
Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
||
Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
||
Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
||
Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное... Утверждено: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кемеровский государственный сельскохозяйственный... |
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
||
Российской федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
Российской федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
Поиск |