МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ СТОИМОСТИ АВТОМОТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ С УЧЕТОМ ЕСТЕСТВЕННОГО ИЗНОСА И ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ НА МОМЕНТ ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ
РД 37.009.015-98
с изменениями №№ 1, 2, 3, 4
МОСКВА 2005 г.
Методическое руководство предназначено для использования:
• в оценочной деятельности;
• при проведении независимой технической экспертизы в рамках ОСГО;
• при подготовке, профессиональной переподготовке, повышении квалификации оценщиков и экспертов-техников.
Настоящее руководство разработано в качестве дальнейшего развития РД 37.009.015-98. согласованного Министерством Юстиции Российской Федерации (письмо № 13-67 от 25.02.98 г.) и утвержденного Министерством Экономики Российской Федерации 04 июля 1998г.
Методика разработана специалистами ФГУП «НАМИ», МГТУ «МАМИ», МАДИ (ГТУ), ООО «Прайс-Н» при участии независимых специалистов.
Авторский коллектив: Головин Ю.И., Губанов А.Н.. Иванов А.А., Иванов А.П., Коршунов А.Ф., Лосавио С.К., Самокодкин Л.С.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ.
Настоящие методические рекомендации могут быть использованы при проведении работ по независимой технической экспертизе автомототранспортных средств (далее экспертизе), при решении вопроса о выплате страхового возмещения по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства, а также при оценке стоимости всех видов ремонта автомототранспортных средств (далее АМТС) и определении стоимости самих АМТС.
Методические рекомендации предназначены:
- субъектам экспертной и оценочной деятельности, в том числе занимающихся определением размера страхового возмещения;
- саморегулируемым организациям;
- учебным заведениям, занимающимся обучением экспертов и оценщиков;
- другим заинтересованным лицам.
1.2. ПРАВОВАЯ БАЗА.
Методические рекомендации базируются на положениях законодательных и нормативных актов РФ:
- Федерального Закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ (в ред. № 143-ФЗ от 14.11.02 г.) - далее по тексту Закон «Об оценочной деятельности»;
- постановления Правительства РФ № 519 от 06.07.01 г. «Об утверждении Стандартов оценки» - далее по текст «Стандарты оценки»;
- Федерального Закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" от 25 апреля 2002г. № 40-ФЗ - далее по тексту Закон «Об ОСГО»;
- постановления Правительства РФ № 238 от 24.04.03 г. «Об организации независимой технической экспертизы транспортных средств», - далее по тексту «Правила экспертизы ОСГО»;
- постановления Правительства РФ № 263 от 07.05.03 г. об утверждении «Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств», - далее по тексту «Правила ОСГО».
- других принятых в соответствии с этими Законами постановлениях Правительства РФ и нормативных актах федеральных органов исполнительной власти.
1.3. ЦЕЛЬ ОЦЕНКИ
Согласно ст. 3 Закона «Об оценочной деятельности», целью оценочной деятельностью является установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости.
1.4. ЦЕЛЬ ЭКСПЕРТИЗЫ
Согласно п. 2 «Правил экспертизы ОСГО» целью проведения независимой технической экспертизы транспортного средства является установление следующих обстоятельств, влияющих на выплату страхового возмещения по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства:
а) наличие и характер технических повреждений транспортного средства;
б) причины возникновения технических повреждений транспортного средства;
в) технология, объем и стоимость ремонта транспортного средства.
Установление лица, допустившего нарушение правил дорожного движения, повлекшее технические повреждения транспортного средства, и его вины в этом нарушении целью проведения экспертизы не является.
1.5. ВИДЫ СТОИМОСТИ
1.5.1. Стоимости, указанные в стандартах оценки
Ниже перечислены виды стоимости, которые определены в «Стандартах оценки» в пункте 4.
Рыночная стоимость - определена ст. 3 Законом «Об оценочной деятельности» следующим образом:"...под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда:
- одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение;
- стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах;
- объект оценки представлен на открытый рынок в форме публичной оферты;
- цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было;
- платеж за объект оценки выражен в денежной форме".
В ст. 7 Закона «Об оценочной деятельности» установлено следующее правило для определения вида стоимости, "по умолчанию": "В случае, если в нормативном правовом акте, содержащем требование обязательного проведения оценки какого-либо объекта оценки, либо в договоре об оценке...не определен конкретный вид стоимости..., установлению подлежит рыночная стоимость данного объекта.
Указанное правило подлежит применению и в случае использования в нормативном правовом акте не предусмотренных настоящим Федеральным законом или стандартами оценки терминов, определяющих вид стоимости объекта оценки, в том числе терминов «действительная стоимость», «разумная стоимость», «эквивалентная стоимость», «реальная стоимость» и других."
«Стандартами оценки» в пункте 4 определены следующие виды стоимости объекта оценки, отличные от рыночной стоимости.
Стоимость объекта оценки с ограниченным рынком - стоимость объекта оценки, продажа которого на открытом рынке невозможна или требует дополнительных затрат по сравнению с затратами, необходимыми для продажи свободно обращающихся на рынке товаров.
Стоимость воспроизводства объекта оценки - сумма затрат в рыночных ценах, существующих на дату проведения оценки, на создание объекта, идентичного объекту оценки, с применением идентичных материалов и технологий, с учетом износа объекта оценки.
Стоимость замещения объекта оценки - сумма затрат на создание объекта, аналогичного объекту оценки, в рыночных ценах, существующих на дату проведения оценки, с учетом износа объекта оценки.
Стоимость объекта оценки при существующем использовании - стоимость объекта оценки, определяемая исходя из существующих условий и цели его использования.
Инвестиционная стоимость объекта оценки - стоимость объекта оценки, определяемая исходя из его доходности для конкретного лица при заданных инвестиционных целях.
Стоимость объекта оценки для целей налогообложения - стоимость объекта оценки, определяемая для исчисления налоговой базы и рассчитываемая в соответствии с положениями нормативных правовых актов (в том числе инвентаризационная стоимость).
Ликвидационная стоимость объекта оценки - стоимость объекта оценки в случае, если объект оценки должен быть отчужден в срок меньше обычного срока экспозиции аналогичных объектов.
Утилизационная стоимость объекта оценки - стоимость объекта оценки, равная рыночной стоимости материалов, которые она в себя включает, с учетом затрат на утилизацию объекта оценки."
1.5.2. Специальные стоимости.
Специальная стоимость объекта оценки - определена в пункте 4 «Стандартов оценки» как стоимость, для определения которой в договоре об оценке или нормативном правовом акте оговариваются условия, не включенные в понятие рыночной или иной стоимости, указанной в «Стандартах оценки».
В Методических рекомендациях определены следующие виды специальной стоимости.
Стоимость ремонта автомототранспортного средства (включая страховые случаи по ОСГО) - рыночная стоимость услуги по устранению дефектов, повреждений АМТС, включающая:
• расходы на материалы и запасные части необходимые для ремонта;
• расходы на оплату работ по ремонту.
Расходы на ремонт рассчитываются по рыночным ценам, сложившимся в регионе. Стоимость ремонта относится к реальному ущербу, который согласно пункту 2 ст.15 ГК РФ представляет собой расходы, которые лицо произвело либо должно будет произвести для восстановления АМТС в размере нарушенного права.
Материальный ущерб - часть стоимости ремонта, включающая:
- расходы на материалы, необходимые для ремонта;
- стоимость деталей (с учетом их износа), заменяемых в процессе ремонта;
- расходы на оплату работ по ремонту.
Восстановительные расходы (рассчитываются при установлении размера страховой выплаты в рамках ОСГО) - согласно п. 63 «Правила ОСГО», определяются как величина затрат, необходимых для приведения АМТС в состояние, в котором оно находилось до наступления страхового случая.
Восстановительные расходы оплачиваются исходя из средних цен, сложившихся в соответствующем регионе.
При определении размера восстановительных расходов учитывается износ частей, узлов, агрегатов и деталей, используемых при восстановительных работах.
В восстановительные расходы, согласно п. 64 «Правила ОСГО», включаются:
- расходы на материалы и запасные части необходимые для ремонта (восстановления);
- расходы на оплату работ по ремонту.
К восстановительным расходам не относятся дополнительные расходы, вызванные улучшением и модернизацией имущества (АМТС), и расходы, вызванные временным или вспомогательным ремонтом либо восстановлением.
Дополнительная утрата товарной стоимости (УТС) - дополнительное снижение рыночной стоимости АМТС, которое подвергалось ремонту, возникающее из-за того, что покупатель всегда отдает предпочтение АМТС, которое ранее не подвергалось ремонтным воздействиям.
Стоимость годных остатков - рыночная стоимость аварийного АМТС, не подлежащего ремонту (восстановлению).
Балансовая стоимость - полные затраты на приобретение объекта, включая транспортные расходы, отражаемые в балансе организации и принимаемые по правилам учета основных средств.
1.6. Применяемые стандарты, подходы, методы.
Согласно ст. 11 Закона «Об оценочной деятельности» оценщик обязан указать все используемые для определения соответствующего вида стоимости «Стандарты оценки» и обосновать их применение.
Согласно ст. 20 Закона «Об оценочной деятельности» стандарты оценки, обязательные к применению субъектами оценочной деятельности, разрабатываются и утверждаются Правительством РФ.
Согласно п. 18 «Стандартов оценки» оценщик при проведении оценки обязан использовать (или обосновать отказ от использования) затратный, сравнительный и доходный подходы к оценке. Подходы к оценке определены в п. 5 «Стандартов оценки» следующим образом.
Сравнительный подход - совокупность методов оценки стоимости объекта оценки (объекта), основанных на сравнении объекта оценки с аналогичными объектами, в отношении которых имеется информация о ценах сделок с ними.
Затратный подход - совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на определении затрат, необходимых для восстановления либо замещения объекта оценки, с учетом его износа.
Доходный подход - совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на определении ожидаемых доходов от объекта оценки.
Согласно п. 6 «Стандартов оценки» под методом оценки понимается способ расчета стоимости объекта оценки в рамках одного из подходов к оценке.
В соответствии со ст. 14 Закона «Об оценочной деятельности»: «Оценщик имеет право: применять самостоятельно методы проведения оценки объекта оценки в соответствии со стандартами оценки;...».
Согласно п. 18 «Стандартов оценки»: «Оценщик вправе самостоятельно определять в рамках каждого из подходов к оценке конкретные методы проведения оценки».
При выборе методики (метода) оценки должно отдаваться предпочтение научно состоятельным методикам принятым в обычае (практике) делового оборота.
Ст. 5 ГК РФ определяет обычай делового оборота следующим образом. «Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе».
Все разновидности оцениваемых стоимостей в своей основе имеют рыночную стоимость в том или ином виде и, в конечном итоге, их можно представить в качестве результата преобразования рыночной стоимости. Следовательно, при определении стоимости автомототранспортных средств, отличной от рыночной, следует руководствоваться теми же методическими основами (принципами), которые применяются при определении рыночной стоимости, при этом учитывая специфические особенности этих стоимостей.
При определении рыночной стоимости автомототранспортных средств и стоимости их ремонта следует руководствоваться следующими методическими основами (принципами):
- принцип полезности: рыночную стоимость имеют объекты оценки, способные удовлетворять конкретные потребности пользователя в течение определенного периода времени;
- принцип спроса и предложения: рыночная стоимость объекта оценки зависит от спроса и предложения на рынке и характера конкуренции продавцов и покупателей;
- принцип замещения: рыночная стоимость объекта оценки не может превышать наиболее вероятные затраты на приобретение объекта эквивалентной полезности;
- принцип изменения: рыночная стоимость объекта оценки изменяется во времени и определяется на конкретную дату;
- принцип внешнего влияния: рыночная стоимость объекта оценки зависит от внешних факторов, определяющих условия их использования, например, обусловленных действием рыночной инфраструктуры, международного и национального законодательства, политикой государства в области автомототранспортных средств, возможностью и степенью правовой защиты и других;
- принцип ожидания: рыночная стоимость объекта оценки зависит от ожидаемой величины, продолжительности и вероятности получения доходов (выгод), которые могут быть получены за определенный период времени при наиболее эффективном его использовании; этот принцип обязательно учитывается на стадии проектирования.
Согласно п. 15 «Правил ОСГО» экспертиза должна проводиться в соответствии с нормативными, методическими и другими документами, утверждаемыми совместно федеральными органами исполнительной власти, на которые возложено государственное, регулирование в области транспорта, в области юстиции и в области внутренних дел.
2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТОИМОСТИ АВТОМОТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Как уже отмечалось ранее, согласно п. 18 «Стандартов оценки» оценщик при проведении оценки обязан использовать (или обосновать отказ от использования) затратный, сравнительный и доходный подходы к оценке. Ниже рассматривается применение этих подходов при оценке АМТС.
2.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТОИМОСТИ АМТС И ИХ КОМПЛЕКТУЮЩИХ СРАВНИТЕЛЬНЫМ ПОДХОДОМ
Сравнительный подход наиболее предпочтителен по сравнению с другими подходами при определении рыночной стоимости АМТС и их комплектующих, в том числе аварийных, не подлежащих восстановлению, крупносерийного и массового производства, имеющих, как правило, развитой рынок, что дает возможность оценщику выбрать достаточное по статистическим критериям количество аналогов. Сравнительный подход наиболее эффективен при использовании статистических методов при сборе и обработке стоимостной информации.
В соответствии с пунктом 16 «Стандартов оценки» «...оценщик определяет и анализирует рынок, к которому относится объект оценки, его историю, текущую конъюнктуру и тенденции, а также аналоги объекта оценки и обосновывает их выбор...». Для анализа рынка используются методы математической статистики. При определении рыночной стоимости объекта оценки обычно используется следующая информация:
- цены сделок купли-продажи;
- цены из периодических изданий и прайс-листов:
- цены из справочно-аналитических изданий.
Полученную информацию обрабатывают с помощью различных статистических методов (корреляционный, дисперсионный, регрессионный анализы и т.п.) с целью определения статистических зависимостей между ценой объекта оценки и параметрами, влияющими на цену.
|