МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
РОССИЙСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЦЕНТР СУДЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
ПРИ МИНИСТЕРСТВЕ ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР СУДЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
ПРИ МИНИСТЕРСТВЕ ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИССЛЕДОВАНИЕ
АВТОМОТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В ЦЕЛЯХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТОИМОСТИ
ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО РЕМОНТА И ОЦЕНКИ
(МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТОВ)
Предисловие к Методическим рекомендациям "Исследование
автомототранспортных средств в целях определения стоимости
восстановительного ремонта и оценки" (издание третье,
переработанное и дополненное)
Методические рекомендации разработаны в рамках темы N 8 Плана основных научно-исследовательских работ в области судебной экспертизы, выполняемых федеральными бюджетными судебно-экспертными учреждениями Министерства юстиции Российской Федерации в 2012 году, утвержденным Приказом Минюста России от 24 февраля 2012 г. за N 21.
Настоящие Методические рекомендации по определению стоимости восстановительного ремонта и оценки автомототранспортных средств (далее - "Рекомендации") устанавливают методику проведения автотехнических экспертиз и исследований в системе судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции РФ.
Рекомендации могут быть использованы также другими экспертными организациями (экспертами, специалистами) при определении стоимости восстановительного ремонта и оценки стоимости автомототранспортных средств, их узлов, агрегатов, деталей.
За основу настоящих Рекомендаций принято Методическое руководство [3], разработанное в 2007 году (его действие заканчивается одновременно с изданием нового), в которое внесены существенные изменения и дополнения.
Переработка методического руководства вызвана следующими причинами:
- частично устарели или стали недостаточны по своему содержанию положения предыдущего методического руководства;
- утвержденные Постановлением Правительства РФ N 361 от 24 мая 2010 года "Правила установления размера расходов на материалы и запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств, используемых при определении размера страховой выплаты в рамках ОСАГО" требуют рекомендаций по применению в системе СЭУ Минюста России;
- за прошедший период произошла существенная смена модельного ряда транспортных средств, появилось значительное количество новых моделей и модификаций;
- необходимостью дополнения методического руководства положением о методике расчета стоимости годных остатков грузовых автомобилей и мототехники;
- за истекший период внесены изменения в ГПК РФ в части, регламентирующей права и обязанности судебных экспертов.
При разработке настоящих Рекомендаций использовались результаты современных научных исследований и практический опыт проведения автотехнических экспертиз в системе судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации.
Авторы выражают свою искреннюю признательность экспертам Губареву В.В. (ФБУ Челябинская ЛСЭ Минюста России) и Сабирзянову Р.Ф. (ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России) за их вклад в подготовку данных Рекомендаций.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Настоящие Рекомендации разработаны в целях переработки Методического руководства [3]. Рекомендации определяют общие положения, принципы, методы и организацию производства автотехнических экспертиз (далее - экспертизы) по специальности N 13.4: "Исследование транспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки".
Рекомендации разработаны с учетом требований Федерального закона "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" [1], приказа Министерства юстиции Российской Федерации "Об утверждении перечня родов (видов) экспертиз, выполняемых в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России, и перечня экспертных специальностей, по которым предоставляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России" [2], а также нормативной правовой и нормативно-технической документации по вопросам экспертной деятельности в отношении транспортных средств, технической эксплуатации транспортных средств и безопасности дорожного движения.
Основными задачами Рекомендаций являются:
- обеспечение проведения судебных и несудебных экспертиз на единой методической основе;
- обеспечение полноты, точности и доказательности результатов экспертиз и исследований.
Рекомендации разработаны на основе результатов современных научных исследований по видам экспертной деятельности в отношении транспортных средств, результатов статистического исследования товарных рынков транспортных средств, запасных частей к транспортным средствам, материалов для ремонта и работ по ремонту транспортных средств. При разработке Рекомендаций учтены положения действующих нормативных правовых актов, нормативно-технической и методической документации по вопросам судебной экспертизы, экспертной деятельности на транспорте, технической эксплуатации транспортных средств, а также отечественный и зарубежный практический опыт экспертной деятельности в отношении транспортных средств.
Настоящие Рекомендации следует применять при производстве судебных экспертиз и исследований вместо Методического руководства [3], действие которого заканчивается.
Рекомендации предназначены для использования:
- судебными экспертами, имеющими право самостоятельного производства автотехнических экспертиз по специальности: "Исследование транспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки";
- в Системе добровольной сертификации методического обеспечения судебной экспертизы в государственных судебно-экспертных учреждениях Минюста России;
- при профессиональной переподготовке и повышении квалификации судебных экспертов.
Рекомендации содержат:
- методику определения стоимости автомототранспортного средства (далее - АМТС) с учетом его технического состояния, износа, комплектности, наличия дефектов и т.д.;
- методику определения затрат на восстановление АМТС;
- методику определения стоимости годных остатков АМТС;
- методику определения величины утраты товарной стоимости АМТС;
- различного рода рекомендации, образцы используемых документов, справочные данные, таблицы, перечень необходимых технических, юридических, экономических и оценочных терминов. Применение данных Рекомендаций обеспечивает единую методическую основу для судебных экспертов, а также достоверность, точность, доказательность и объективность полученных результатов.
1.1. Предмет и объекты экспертизы
Предметом судебных автотехнических экспертиз, рассматриваемых в данных Рекомендациях, является установление фактических данных о техническом состоянии АМТС, дате выпуска АМТС, принадлежности его к определенной марке и модели, наличия и характера технических повреждений, причин их возникновения, стоимости АМТС и отдельных деталей, узлов, агрегатов, стоимости восстановительного ремонта и утраты товарной стоимости АМТС в результате дорожно-транспортного происшествия или при иных обстоятельствах.
Объектами рассматриваемых автотехнических экспертиз могут являться:
- АМТС в целом, как сложное изделие; его детали, узлы, агрегаты;
- информация представительств автопроизводителей, предприятий автосервиса, торговли и т.д.;
- данные средств массовой информации, сети Интернет, справочники, фотоматериалы, относящиеся к предмету экспертизы;
- документы и материалы, представленные для проведения экспертизы или исследования.
1.2. Задачи, решаемые экспертами
В рамках рассматриваемых в данном документе судебных автотехнических экспертиз, а также исследований, могут решаться следующие задачи:
- идентификация объекта экспертизы (установление фактических данных о марке, модели, модификации, комплектации, даты выпуска или периода производства представленного на исследование АМТС);
- установление фактических данных о техническом состоянии АМТС в целом или его конкретного узла, детали, агрегата;
- определение технологии и стоимости восстановительного ремонта АМТС в связи с дорожно-транспортным происшествием или в результате иных повреждений;
- установление наличия, характера и объема технических повреждений и их идентификация на предмет образования (возникновения) от конкретного события;
- определение износа АМТС, его составляющих;
- определение рыночной стоимости АМТС и его отдельных элементов;
- установление стоимости годных остатков АМТС;
- определение величины утраты товарной стоимости АМТС.
Все задачи решаются в соответствии с компетенцией эксперта, определенной соответствующей программой подготовки.
2. ТЕРМИНОЛОГИЯ
Таблица 2.1. Термины, применяющиеся при производстве автотехнических экспертиз и исследований по определению стоимости восстановительного ремонта и оценке АМТС
2.1. Технические термины
|
Аналог
|
Объект того же назначения, близкий по совокупности существенных признаков (имеющий сходные характеристики).
При установлении сходства АМТС можно выделить три уровня:
- функциональное сходство (по области применения, назначению);
- конструктивное сходство (по конструктивной схеме, составу и компоновке элементов, дизайну и эргономике);
- параметрическое сходство (по значению параметров).
При полном достижении функционального, конструктивного и параметрического сходств принято говорить об идентичности объектов, а при приблизительном и частичном сходствах - об аналогичности
|
Агрегат
|
Сборочная единица, обладающая полной взаимозаменяемостью, возможностью сборки отдельно от других составных частей изделия или изделия в целом и способностью выполнять определенную функцию в изделии или самостоятельно
|
Вздутие
|
Изменение геометрической формы поверхности лакокрасочного покрытия или пластичных конструктивных материалов в виде выпуклости
|
Вмятина
|
Изменение геометрической формы конструктивного элемента АМТС, характеризующееся вдавленностью следовоспринимающей поверхности, появляющейся вследствие остаточной деформации материала элемента
|
Выпучина
|
Изменение геометрической формы конструктивного элемента АМТС, характеризующееся выдавленностью следовоспринимающей поверхности, появляющейся вследствие остаточной деформации материала элемента
|
Восстановительный ремонт
|
Комплекс мероприятий (работ), необходимых для восстановления эксплуатационных свойств и потребительских качеств, предусмотренных нормативно-технической документацией завода - изготовителя, которые АМТС имело непосредственно до повреждения (появления неисправности)
|
Вспомогательный материал
|
Материал, который необходим для процесса производства, но который не входит в вещественной форме в конечный продукт (при ремонте АМТС: растворитель, смывка и т.д.)
|
Грузоподъемность
|
Масса груза, на перевозку которого рассчитано данное транспортное средство; основная эксплуатационная характеристика транспортного средства
|
Демонтаж
|
Снятие элемента (агрегата, узла, детали) или его составной части с места установки на АМТС
|
Деталь
|
Изделие, изготовленное из однородного по наименованию и марке материала без применения сборочных операций
|
Дефект
|
Несоответствие продукции (изделия) установленным требованиям нормативно-технической документации завода - изготовителя вследствие ошибок конструирования, нарушения технологического процесса производства либо ремонта или правил эксплуатации
|
Дефект значительный
|
Дефект, который существенно влияет на использование продукции по назначению и (или) на ее долговечность, но не является критическим
|
Дефект критический
|
Дефект, при наличии которого использование продукции по назначению практически невозможно или недопустимо
|
Дефект малозначительный
|
Дефект, который существенно не влияет на использование продукции по назначению и ее долговечность
|
Деформация
|
Изменение формы или размеров тела или его части под действием внешних сил или внутренних напряжений
|
Диагностирование общее
|
Диагностирование систем АМТС (агрегата) по параметрам, характеризующим их общее техническое состояние без выявления конкретной неисправности (работоспособные или неработоспособные)
|
Дополнительное оборудование
|
Оборудование, которое может быть установлено заводом - изготовителем на всех АМТС данной серии по индивидуальному заказу, а также оборудование, установленное на АМТС в процессе его эксплуатации помимо серийного оборудования
|
Дорожно-транспортное происшествие
|
Событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения, либо причинен иной материальный ущерб
|
Задиры
|
Следы скольжения с повреждением поверхностного слоя следовоспринимающей поверхности в виде отделения (частичного или полного) или отрыва и последующего сдвига мелких частиц и фрагментов ее материала
|
Идентификационный номер (VIN)
|
Уникальный 17-значный номер, присвоенный АМТС заводом - изготовителем
|
Идентификация АМТС
|
Комплексное исследование, включающее в себя:
1) установление конструктивных, функциональных и эксплуатационных характеристик транспортного средства, определяющих его марку, модель, модификацию;
2) исследование маркировочных обозначений на агрегатах АМТС в целях расшифровки информации об АМТС;
3) установление соответствия маркировочных обозначений на АМТС записям в сопроводительных (регистрационных/правоустанавливающих) документах
|
Идентификация установленного на АМТС оборудования
|
Исследование, состоящее из этапов:
1) определение перечня оборудования, установленного на АМТС по функциональному признаку;
2) определение модели и изготовителя оборудования
|
Идентичное АМТС
|
См. Аналог
|
Исправное состояние (исправность)
|
Состояние объекта, при котором он соответствует всем требованиям, установленным нормативно-технической документацией изготовителя
|
Качество выполненного ремонта
|
Соответствие (несоответствие) технических характеристик, внешнего вида и интерьера АМТС после ремонта требованиям нормативной документации
|
Мелкие детали (крепеж)
|
Метизы, нормали и др. крепежно-связующие детали и материалы одноразового использования, применение которых необходимо (предусмотрено технологией) при выполнении ремонта АМТС
Для оптимизации процесса расчета калькуляции их стоимость принимается как 2% стоимости заменяемых основных деталей АМТС
Стоимость мелких деталей может определяться как 2% стоимости узлов, подлежащих разборке в целях ремонта, при отсутствии в программных комплексах сведений о стоимости ремонтных комплектов к ним
|
Модельный год
|
Условный год выпуска АМТС, указываемый (в большинстве случаев) в VIN. Как правило, VIN содержит информацию не о фактической дате выпуска, а о так называемом модельном годе. Модельный год в автомобилестроении не совпадает с годом календарным и у большинства автопроизводителей начинается с июля. Например: если автомобиль фактически выпущен в октябре 1998 г., то в VIN, как правило, будет указан 1999 модельный год
|
Монтаж
|
Установка элемента (агрегата, узла, детали) или его составных частей на предусмотренное для них место на АМТС
|
Наружная окраска
|
Окраска наружных поверхностей АМТС (при необходимости - с окраской торцов и проемов дверей, сточных желобков капота и крышки багажника в соответствии с требованиями изготовителя)
|
Наслоение
|
Связанное с процессом следообразования перенесение материала одного объекта на следовоспринимающую поверхность другого. При дорожно-транспортных происшествиях наблюдаются наслоения краски, резины или других конструктивных материалов с одного транспортного средства на другом, следы наслоения на дорожном покрытии от колес транспортного средства
|
Недопробег АМТС
|
Отрицательное значение разности фактического и среднестатистического пробега АМТС
|
Неисправное состояние (неисправность)
|
Состояние объекта, при котором он не соответствует хотя бы одному из требований, установленных нормативно-технической документацией изготовителя
|
Неработоспособное состояние (неработоспособность)
|
Состояние объекта, при котором значение хотя бы одного заданного параметра, характеризующего способность выполнять заданные функции, не соответствует требованиям, установленным нормативно-технической документацией изготовителя
|
Одометр
|
Прибор для определения пройденного расстояния АМТС
|
Основной материал
|
Материал, масса которого входит в массу основного изделия (краска, антикоррозионное, противошумное покрытие и т.д.)
|
Перепробег АМТС
|
Положительное значение разности фактического и среднестатистического пробега АМТС
|
Повреждение
|
Нарушение исправности физического объекта вследствие влияния на него внешних воздействий, превышающих уровни, установленные в нормативно-технической документации
|
Полная окраска
|
Окраска наружных и внутренних поверхностей АМТС
|
Проверка
|
Исследование АМТС или его элемента (агрегата, узла, детали, системы) с контролем рабочих параметров (характеристик). В ряде случаев может выполняться только после частичной или полной разборки АМТС (агрегата) и/или применением измерительных средств
|
Работоспособное состояние (работоспособность)
|
Состояние объекта, при котором он способен выполнять заданные функции, сохраняя значения основных выходных параметров в пределах, установленных нормативно-технической документацией
|
Разборка
|
Разделение изделия на детали и (или) сборочные единицы
|
Разрушение
|
Неконтролируемое разделение конструктивного элемента на части или полная потеря формы и свойств объекта под влиянием внешнего воздействия
|
Регулировка
|
Процесс (операция) изменения связей в системе в целях достижения определенных параметров ее функционирования
|
Ремонтные материалы
|
Основные и вспомогательные материалы, используемые при ремонте
|
Серийная комплектация АМТС (серийное оборудование)
|
Оборудование, которое устанавливается заводом - изготовителем на всех АМТС данной модификации (серии) в обязательном порядке
|
Сквозная коррозия
|
Местная коррозия, вызвавшая разрушение металла насквозь
|
Скол
|
Полное отделение фрагмента материала от поверхности конструктивного элемента АМТС
|
Скрытый дефект
|
Дефект, который не может быть выявлен при осмотре транспортного средства, для выявления которого необходима дополнительная проверка детали, узла или агрегата
|
Сопряжение
|
Относительное положение составных частей изделия при сборке, характеризующееся соприкосновением их поверхностей и (или) зазором между ними, заданными в конструкторской документации
|
Точечная коррозия
|
Местная коррозия металла в виде отдельных точечных поражений
|
Транспортное средство
|
Устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем. Транспортным средством также является прицеп (полуприцеп и прицеп-роспуск), не оборудованный двигателем и предназначенный для движения в составе с механическим транспортным средством
|
Узел
|
Сборочная единица, которую можно собрать отдельно от других составных частей изделия или от изделия в целом и которая может выполнять определенные функции в изделиях одного назначения только совместно с другими составными частями
|
Условия эксплуатации
|
Совокупность внешних факторов, оказывающих влияние на расходование ресурса АМТС (износ АМТС). К ним относятся: режим движения и нагрузка на АМТС, дорожные и климатические условия, качество топлива, смазочных материалов, технического обслуживания и мастерства вождения
|
Царапина
|
Повреждение поверхности конструктивного элемента АМТС без изменения его геометрии и без разрыва его материала, с образованием незначительного углубления преимущественно линейной формы, длина которого больше его ширины. Различаются царапины ЛКП и основного материала конструктивного элемента АМТС
|
2.2. Экономические, оценочные и юридические термины
|
Годные остатки АМТС
|
Исправные, имеющие остаточную стоимость детали, узлы и агрегаты АМТС, годные к дальнейшей эксплуатации, которые можно демонтировать с поврежденного автотранспортного средства и реализовать
|
Генеральная совокупность
|
Совокупность объектов исследования, удовлетворяющих заданным условиям, из которого выбираются объекты для изучения (выборка, репрезентативная выборка)
|
Дата исследования (оценки)
|
Дата, по состоянию на которую определяется стоимость объекта исследования или стоимость восстановительного ремонта
|
Выборка
|
Множество объектов, отобранных специальным образом для исследования
|
Дата выпуска АМТС
|
Дата завершения производства АМТС заводом - изготовителем (дата завершения всех технологических и административных процессов, связанных с производством единицы продукции "АМТС"). Дату выпуска следует отличать от модельного года
|
Дата начала эксплуатации АМТС
|
Дата, с которой разрешена эксплуатация АМТС (АМТС получает допуск к эксплуатации, например: дата выдачи технического паспорта, паспорта транспортного средства или другого регистрационного документа)
|
Затратный подход
|
Совокупность методов определения стоимости (оценки) объекта исследования, основанных на определении затрат, необходимых для воспроизводства либо замещения объекта исследования (оценки), с учетом износа и устареваний
|
Конъюнктура рынка
|
Уровень спроса и предложения на аналогичные исследуемому АМТС объекты
|
Метод оценки
|
Последовательность процедур, позволяющая на основе существенной для данного метода информации определить стоимость объекта исследования (оценки) в рамках одного из подходов
|
Оригинальная запасная часть
|
Деталь (узел, агрегат), которая проверена и сертифицирована изготовителем АМТС
|
Осмотр АМТС
|
Органолептическое исследование АМТС в целях: идентификации АМТС, определения работоспособности АМТС, выявления повреждений или дефектов, следов ремонта. Порядок осмотра указан в п. 3.2.3
|
Объект исследования (оценки)
|
В данных Рекомендациях под объектами исследования (оценки), если не оговорено иное, понимается АМТС в целом, его детали, узлы, агрегаты
|
Перекос
|
Нарушение сверх допустимых пределов геометрических параметров проемов окон, дверей, капота, крышки багажника, лонжеронов, а также местоположения базовых точек крепления силового агрегата, подвесок (мостов) и узлов трансмиссии на основании кузова АМТС
|
Подход к оценке
|
Совокупность методов определения стоимости (оценки), объединенных общей методологией
|
Полная восстановительная стоимость
|
Затраты на воспроизводство объекта исследования (оценки), необходимые для создания точной копии объекта исследования (оценки) с использованием применявшихся при создании объекта оценки материалов и технологий
|
Полная стоимость замещения
|
Затраты на замещение объекта исследования (оценки), необходимые для создания аналогичного объекта с использованием материалов и технологий, применяющихся на дату исследования (оценки)
|
Полное уничтожение АМТС
|
Под полным уничтожением АМТС в МР понимается такое состояние АМТС, при котором восстановление свойств, которые АМТС имело непосредственно до повреждения, физически невозможно или экономически нецелесообразно (т.е. при условии соблюдения технологии ремонта стоимость восстановления АМТС с учетом эксплуатационного износа заменяемых деталей, узлов, агрегатов составляет 80% и более его стоимости на момент повреждения)
|
Потребительские свойства АМТС
|
Полезность АМТС, способность его удовлетворять какую-либо потребность (техническую, экономическую, социальную, эстетическую)
|
Репрезентативная выборка
|
Выборочная совокупность, в которой основные характеристики совпадают с характеристиками генеральной совокупности. Только для этого типа выборки результаты исследования части единиц можно распространять на всю генеральную совокупность
|
Рынок
|
Всеобщая форма связи, позволяющая сводить вместе покупателей и продавцов товаров и услуг. Автомобильный рынок (авторынок товаров и услуг) - один из сегментов рынка
|
Рыночная стоимость транспортного средства
|
Наиболее вероятная стоимость, по которой транспортное средство может быть отчуждено на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине стоимости сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства
|
Совокупный таможенный платеж
|
Взимаемая без деления на источники сумма, состоящая из суммы сборов за таможенное оформление, таможенной пошлины, акциза и налога на добавленную стоимость, рассчитанных по утвержденным правилам таможенного оформления
|
Сравнительный подход
|
Совокупность методов определения стоимости объекта исследования (оценки), основанных на сравнении объекта исследования (оценки) с объектами - аналогами объекта исследования (оценки), в отношении которых имеется информация о ценах. Объектом - аналогом объекта исследования (оценки) для целей определения стоимости признается объект, сходный объекту исследования (оценки) по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам, определяющим его стоимость
|
Среднегодовой пробег
|
Величина годового пробега автомобиля, условно принятая равной среднестатистической величине пробега автомобилей-аналогов
|
Стоимость восстановительного ремонта |