Статус адвокатуры по советскому законодательству (1939—1980 гг.)


Скачать 65.13 Kb.
Название Статус адвокатуры по советскому законодательству (1939—1980 гг.)
Тип Закон
rykovodstvo.ru > Руководство ремонт > Закон


Статус адвокатуры по советскому законодательству (1939—1980 гг.).

16 августа 1939 г. Совет Министров СССР одобрил Положение об адвокатуре.
Дополнительно!

К тому времени коллегии насчитывали 8 тыс. адвокатов при населении страны в 191 млн. человек.
Положение предусматривало организацию адвокатуры в виде областных, краевых и республиканских коллегий. Таким организационное построение адвокатуры оставалось до принятия 31 мая 2002 г. Закона об адвокатуре.

Общее руководство деятельностью адвокатов возлагалось на союзно-республиканский Народный комиссариат юстиции СССР, обладавший рядом прав в этой области, включая право отвода (по сути же, действиями адвокатов руководил Совет Министров СССР). Непосредственное руководство коллегией осуществлял выборный президиум. Коллегии комплектовались из лиц с высшим и средним образованием, хотя допускался прием лиц, не имевших юридического образования, но проработавших не менее трех лет в качестве судей, прокуроров, следователей или юрисконсультов. Положение подчеркивало коллективный характер деятельности адвокатуры. Заниматься адвокатской деятельностью могли лишь члены коллегии, и только через юридическую консультацию, а не путем оказания индивидуальных юридических услуг. Через юридическую консультацию должна была производиться и оплата труда адвокатов.

В результате таких преобразований адвокаты стали больше походить на производственные единицы, действовавшие по указке заведующего юридической консультацией (к тому же единолично управлявшего ею), нежели на юристов. Свободно организованные коллективы упразднялись, и адвокаты вынуждены были переходить в юридические консультации, которые подчинялись президиуму коллегии адвокатов. И хотя за основу модели консультации была взята дореволюционная консультация, но более мощный механизм контроля, характерный для эпохи сталинизма, несомненно, подавлял любую инициативу и творчество. Заведующие были подчинены непосредственно президиумам, а не общим собраниям. Не разрешалась частная практика, за исключением отдаленных сельских районов. Юрисконсульты больше не могли быть членами коллегии адвокатов. Надо заметить, что ситуация в стране вынуждала адвокатов вступать в ряды КПСС, ибо это, безусловно, способствовало карьере, но зачастую не отвечало действительным идеологическим предпочтениям.

Адвокаты утратили часть контроля над установлением размеров своих гонораров: Комиссариат юстиции отныне имел право выпускать инструкции, устанавливающие обязательные тарифы за оказание юридической помощи. И этим правом он успешно пользовался до конца сталинского периода, сведя в конце концов на нет возможности самой адвокатуры в определении собственной гонорарной политики. Так, своим Приказом от 26 октября 1939 г. N 98 Наркомат юстиции предоставил себе полномочия управлять выборами президиума; Приказом от 2 октября 1939 г. N 85 — устанавливать ставки оплаты труда адвокатов; Приказом от 22 апреля 1941 г. N 65 — осуществлять контроль над приемом в коллегии.

Дополнительно!

В 1947 г. было создано особое специализированное межтерриториальное адвокатское объединение (впоследствии названное Межреспубликанской коллегией адвокатов — МРКА), которое осуществляло юридическую помощь в закрытых территориальных образованиях (ЗАТО), обособленных военных городках, группах и группировках советских войск за границей, в том числе в названной выше ГСВГ, советских зарубежных колониях, на секретных военных объектах, при рассмотрении дел в специальных и других закрытых судах, в отдаленных местностях, где отсутствовали суды общей юрисдикции и правосудие осуществлялось военными трибуналами, а также в большинстве воинских частей и соединений, расположенных по всей территории Советского Союза. В этой коллегии адвокатов существовали свои юридические консультации и адвокатские фирмы в 54 субъектах Российской Федерации, а также в Абхазии, Казахстане, Таджикистане и Эстонии.
Положение дел стало меняться при Н.С. Хрущеве, который стремился усилить роль права и профессиональных юристов в строительстве социализма. В 1957 г. в речи на 6-й сессии Верховного Совета СССР он призвал адвокатов "помогать усилению социалистической законности и отправлению правосудия". В этих целях были внесены изменения в Основы уголовно-процессуального законодательства СССР (1958 г.) и в отдельные уголовно-процессуальные кодексы союзных республик. Появилось гораздо больше возможностей участвовать в более ранних стадиях уголовного разбирательства дел некоторых категорий доверителей. Защитник мог уже на стадии предварительного расследования представлять интересы несовершеннолетних, инвалидов, людей, не говоривших на языке, который использовался в суде. В 1961 г. Верховный Совет СССР издал Указ об особенностях судопроизводства, по которому вводился, в частности, открытый процесс при полном составе суда, а защите давалось достаточное время для подготовки к процессу.

В Положении об адвокатуре 1962 г. была предпринята первая после ликвидации адвокатуры в 1917 г. попытка возвратить ей былую независимость. Несмотря на то что свою деятельность коллегии адвокатов осуществляли по-прежнему под непосредственным контролем отделов юстиции исполкомов краевых, областных и городских Советов депутатов трудящихся, их сословное самоуправление уже во многом напоминало дореволюционное. Коллегиальный орган руководства адвокатской деятельностью коллегии состоял из общего собрания адвокатов коллегии, ее президиума и ревизионной комиссии. В коллегиях, насчитывавших более трехсот адвокатов, вместо общего собрания могли созываться конференции. Президиум коллегии из своего состава открытым голосованием избирал председателя президиума и его заместителя, утверждал штаты и сметы юридических консультаций, распоряжался сметами коллегии, вел статистическую и финансовую отчетность, контролировал соблюдение порядка оплаты юридической помощи, оказываемой адвокатами, проверял выполнение правил внутреннего распорядка. Положение об адвокатуре закрепило обязанность оказывать юридическую помощь не только гражданам, но и государственным предприятиям, организациям, совхозам и колхозам. Поэтому адвокаты, будучи и государственными адвокатами, и юрисконсультами, не могли сосредоточиться на своей основной деятельности - судебном представительстве.

23 декабря 1970 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР выпустили совместное Постановление "Об улучшении правовой работы в народном хозяйстве", которым предусматривались меры работы адвокатов на тех предприятиях, где не было постоянных юрисконсультов. Тем самым ликвидировался пробел в их юридическом обслуживании. А 8 декабря 1972 г. Министерство юстиции СССР утвердило Типовой договор "Об оказании правовых услуг на предприятиях, в институтах и других организациях (кроме колхозов) юридическими консультациями при коллегиях адвокатов". Через год был утвержден Типовой договор, разрешивший адвокатам предоставлять правовые услуги и колхозам.

В конце 1970-х годов шла дальнейшая разработка вопросов правового обоснования адвокатуры как института. В статье 161 Конституции СССР 1977 г. адвокатура впервые официально признавалась конституционным органом, и с этого момента она становилась более государственным делом, нежели оставалась полуавтономной и независимой профессией.

Необходимо отметить принятые в советское время законы об адвокатуре, которые действовали вплоть до наших дней в рамках социалистической законности и партийной идеологии того времени: Закон СССР от 30 ноября 1979 г. «Об адвокатуре в СССР» и Закон РСФСР от 20 ноября 1980 г. «Об утверждении Положения об адвокатуре РСФСР».

Закон СССР «Об адвокатуре» и Положение 1980 г. четко определяли новые права и обязанности адвокатов, хотя и не внесли принципиальных изменений в структуру адвокатуры. Они, с одной стороны, предоставляли адвокатуре большую легитимность, но с другой — подтверждали ее зависимость от Министерства юстиции СССР (РСФСР). Коллегии адвокатов рассматривались как общественные организации, но могли быть образованы только с одобрения местных государственных органов и республиканского министерства юстиции.

Безусловно, законы определяли задачи адвокатуры на основании существовавших в 1980-е годы политических и идеологических установок, партийных предписаний и моральных норм.

Она была призвана содействовать «охране прав и законных интересов граждан и организаций, осуществлению правосудия, соблюдению и укреплению социалистической законности, воспитанию граждан в духе точного и неуклонного исполнения советских законов, бережного отношения к народному добру, соблюдению дисциплины труда, уважения к правам, чести и достоинству других лиц, к правилам социалистического общежития».

Законы об адвокатуре заложили основы для развития и совершенствования законодательства об адвокатуре уже в новых условиях. Так, наличие высшего юридического образования стало обязательно для всех адвокатов. Большое внимание уделялось вопросам уголовно-процессуальной защиты, причем было поставлено под сомнение традиционное представление о сходстве в уголовном процессе сущности защиты и обвинения. В целях обеспечения максимально возможных процессуальных основ защиты в процессе предусматривалось не только право адвоката запрашивать через юридические консультации из государственных и общественных организаций справки, характеристики и иные документы, необходимые для оказания юридической помощи, но и обязанность в установленном порядке выдавать эти документы или их копии. Эта норма имела большое значение, ибо создавала гарантии права адвоката на сбор доказательств (ранее организация, получившая запрос юридической консультации, могла его проигнорировать), способствуя тем самым повышению эффективности оказываемой адвокатом правовой помощи и росту его активности в процессе.

Судебная практика тех лет показывает, что конституционный принцип обеспечения обвиняемому права на защиту в большинстве случаев соблюдался, и это оказывало, безусловно, положительное влияние на качество правосудия.

Помимо своего прямого предназначения — оказания юридической помощи гражданам и организациям, адвокаты должны были выступать с публичными лекциями о социалистической законности, поскольку в их обязанности входило распространение правовых знаний.

Похожие:

Статус адвокатуры по советскому законодательству (1939—1980 гг.) icon Самообследование мкоу «сош №2» за 2014-2015 учебный год Директор...
И только в 1980 году получила статус средней. С тех пор изменилось многое. К зданию школы достроили третий этаж. В учреждении были...
Статус адвокатуры по советскому законодательству (1939—1980 гг.) icon Инструкция о мероприятиях по предупреждению и ликвидации африканской...
Утверждена Главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР 21 ноября 1980 г
Статус адвокатуры по советскому законодательству (1939—1980 гг.) icon Информационный бюллетень выпуск 11 (11)
Адвокаты, награжденные в честь празднования 140-летия российской адвокатуры
Статус адвокатуры по советскому законодательству (1939—1980 гг.) icon Документация по охране труда. Документация по трудовому законодательству
Сборник форм документации по охране труда и трудовому законодательству в организации (обязательный минимум) 84 форма
Статус адвокатуры по советскому законодательству (1939—1980 гг.) icon Ответственность за заведомо ложный донос и заведомо ложное показание по советскому
Печатается по постановлению Редакционно-издательского совета Казанского университета
Статус адвокатуры по советскому законодательству (1939—1980 гг.) icon Книга К. Прибрама «Языки мозга»
Предлагаемая советскому читателю книга принадлежит перу одного из наиболее творческих представителей американской нейропсихологии...
Статус адвокатуры по советскому законодательству (1939—1980 гг.) icon Приложение к журналу “Вопросы адвокатуры”
Эта книга – о мятеже против государственной власти в России. Против самого государства и правопорядка. Она о заговоре, который направлен...
Статус адвокатуры по советскому законодательству (1939—1980 гг.) icon Ооо «Тагульское», созданное и существующее по законодательству Российской...

Статус адвокатуры по советскому законодательству (1939—1980 гг.) icon Ооо «Тагульское», созданное и существующее по законодательству Российской...

Статус адвокатуры по советскому законодательству (1939—1980 гг.) icon О проведении процедуры запроса предложений в электронной форме на
«Павильон «Космос» (бывший «Механизация»), 1939-1954 гг., архитекторы: Андреев В. С., Таранов И. Г.», расположенного по адресу: г....
Статус адвокатуры по советскому законодательству (1939—1980 гг.) icon Общие сведения о процедуре закрытого запроса предложений
«бктп (бкртп) 10(6), 20, 35/0,4 кВ» для установки на объекте: «Строительство ктп 10/0,4 кВ (новая), 2-х участков кл 10 кВ от ктп...
Статус адвокатуры по советскому законодательству (1939—1980 гг.) icon Моя третья машина, или «Гимн Советскому Автопрому»
Ко времени написания этого рассказа у меня уже 5-я по счёту машина – наименее драматичная по способу покупки (деньги подарили) и...
Статус адвокатуры по советскому законодательству (1939—1980 гг.) icon Приказ
В связи с привидением в соответствие действующему законодательству Российской Федерации локальные акты моу сош №50
Статус адвокатуры по советскому законодательству (1939—1980 гг.) icon Правовое регулирование экспертизы обозначений, заявленных на регистрацию...

Статус адвокатуры по советскому законодательству (1939—1980 гг.) icon Заниятие Бронхиальная астма (БА). Код по мкб 10: ба j 45. 0-j 45....
Бронхиальная астма (БА). Код по мкб 10: ба j 45. 0-j 45. 9, J 46 астматический статус
Статус адвокатуры по советскому законодательству (1939—1980 гг.) icon Прорыв линии Маннергейма Генерал-майор Ф. Алябушев
Тридцатого ноября 1939 года, выполняя волю советского народа, части Красной Армии перешли государственную границу. Среди них была...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск