Самообследование МКОУ «СОШ №2»
за 2014-2015 учебный год
Директор МКОУ «СОШ №2» Р.Ш. Докумова
Школа №2 – одна из старейших школ города. Если оглянуться назад, можно проследить этапы её становления. В далеком 1910 году в старинной деревянной постройке начала свое существование начальная школа №2. Спустя 49 лет городская школа была преобразована в восьмилетку. И только в 1980 году получила статус средней. С тех пор изменилось многое. К зданию школы достроили третий этаж. В учреждении были открыты первые в городе группы продленного дня и организованы спортивные классы, где обучались юные дарования со всего города.
Сейчас это образовательное учреждение с огромным опытом и богатыми традициями. Школа находится в ближайшем окружении (10-15 мин пешего хода) трех общеобразовательных школ – это обуславливает высокий уровень конкуренции в привлечении обучающихся в школу. Основными тенденциями развития внешней среды школы можно считать:
сокращение численности детей, живущих в микрорайоне школы в ближайшие 4–5 лет, в соответствии с общегородской тенденцией и «старением» микрорайона, отсутствием жилищного строительства;
усиление конкурентной «борьбы за привлечение ученика в школу», между школами микрорайона, вхождение в борьбу статусных школ города;
оптимизация (сокращение) сети учреждений дополнительного образования в микрорайоне школы;
Микрорайон имеет в значительной степени насыщенную инфраструктуру дополнительного образования. Недалеко находятся Центр Военно-патриотического воспитания, дворец Детского творчества, Детская библиотека.
В настоящее время школа работает в сотрудничестве с дошкольными образовательными учреждениями №21, ЦВПВ, Дворцом Детского творчества, Эколого-биологическим центром, Станцией юного техника, с Центром Гражданского образования и правового воспитания в городе Ростов-на-Дону, КЧГПК.
Большую роль играет организация сетевого взаимодействия и социального партнерства в муниципальном образовательном пространстве. Для того, чтобы школа отвечала современным требованиям, ей необходимы тесные взаимоотношения с другими школами, учреждениями дополнительного образования, центрами и т.д. Наиболее тесные взаимоотношения сложились с педагогическим колледжем им. У.Хабекова. Поскольку школа является базовой школой колледжа, в школе проходят первую и стажерскую практику студенты, воспринимающие школу как своеобразную творческую лабораторию. Многие вузовские преподаватели предлагают новые технологии. Это, безусловно, повышает компетентность наших педагогов. И нужно отметить, что нашей школе есть чем гордиться. На сегодняшний день вторая школа представляет собой хорошо оборудованное и оснащенное современное учебное здание, позволяющее обучать школьников в соответствии со всеми реалиями наших дней. Целью образования в школе является выявление и развитие способностей каждого ученика, формирование духовного богатства, свободной, здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей базовыми знаниями, личности, ориентированной на высокие нравственные ценности, способной в последующем на участие в духовном развитии общества.
Целенаправленная систематическая работа школы включает в себя целый ряд успешно реализованных проектов, таких как создание музея «Боевой славы» - одно из лучших музеев КЧР, КИД «Молодежь, интернационализм, Родина», который признан лучшим в городе, творческое объединение «Истоки» по формированию духовно-нравственных навыков, ЮДП, ЮИДД (правовое воспитание), традиционно проводимые научно - практические конференции школьников по различным направлениям, разветвленную сеть кружков (театральный, правоведение), факультативы и элективные курсы. Ученики и педагоги не забывают славных традиций прошедших лет. Музей боевой славы - главная гордость школы, основанный в 1977 году. Его работой руководит Конова Элла Алиевна. На базе музея проводятся классные часы, уроки мужества, посвященные героическим сражениям и подвигам советских воинов на полях Великой Отечественной. Здесь собрано более 40 экспонатов, среди которых пожелтевшие фронтовые фотографии, личные вещи воинов, их письма родным и близким, видеотека и многое другое.
Правила приема учащихся в образовательное учреждение, порядок и основания для отчисления отражены в Уставе и соответствуют закону РФ «Об образовании». По итогам последних 5 лет в школе нет второгодников. Администрацией школы разработан план работы с учащимися, испытывающими трудности в обучении, имеется список таких учащихся, педагогическое представление с рекомендациями психолога, план коррекционной работы учителей-предметников.
Книга приказа по личному составу учащихся ведется без нарушений. В личных делах учащихся имеются все необходимые для поступления в школу документы. Алфавитная книга заполняется в соответствии с указаниями к ведению документа длительного хранения. Книги выдачи аттестатов прошиты, пронумерованы и скреплены печатью, все необходимые записи имеются; количество выданных аттестатов соответствует количеству выпускников. 60% выпускников 9-ого класса продолжает обучение в своей школе, остальные выпускники обучаются в учреждениях профессионального образования. 92% выпускников 11-ых классов поступили в ВУЗы.
Классные журналы проверяются тематически регулярно и комплексно – один раз в месяц. В журналах заполнены все информационные страницы, оценки выставляются своевременно и объективно, все триместровые, полугодовые и годовые оценки выставлены в сводную ведомость журналов.
Анализ движения учащихся за 2011/2012, 2012/2013, 2013/2014, 2014/2015 учебные годы показывает, что в целом контингент ОУ сохранный, и не носит характера массового оттока обучающихся.
Важную роль в развитии и реализации творческих способностей учащихся школы играет научно-исследовательская деятельность. Одна из форм её организации в нашей школе - (НОУ), научное общество учащихся «Шаг в науку», объединяющее 50 способных и талантливых учащихся на основе общих научных интересов. Это своего рода деловая игра школьников, направленная не только на формирование у них навыков и приёмов научной деятельности, но и на приобретение сознательного опыта. Главная задача НОУ – дать ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности с учётом индивидуальных особенностей и склонностей. Руководитель школьного НОУ - учитель русского языка и литературы, кандидат педагогических наук Карамурзина М.Э.
Научно – методическая тема школы «Всестороннее формирование личности на основе здорового образа жизни». В школе организовано НОУ, которое в сотрудничестве с учителями занимается научно – исследовательской деятельностью.
Творческие группы работают в соответствии с положением о научно- исследовательской работе в школе, которое включает в себя все виды исследовательской деятельности, структуру и этапы.
Занимаясь научно-исследовательской деятельностью, ученики нашей школы работают с различными справочниками, научной литературой, защищают свои работы, выступая перед аудиторией. Слова «исследование», «гипотеза», «актуальность» не вводят их в заблуждение. Наши выпускники легко адаптируются в студенческой жизни: им не составляет труда написать реферат, курсовую, дипломную работу. Значительная часть членов школьного НОУ продолжает заниматься научной работой и в институте. Школьные научно-практические конференции – первая ступенька в развитии исследовательских, научно-практических компетенций обучающихся. Широко используются различные виды исследовательской деятельности. Учителя Конова Э.А., Цыбрук Т.Э., Карамурзина М.Э. и Макова В.В. вместе с учащимися осуществляют учебно-поисковую деятельность: работа в школьном музее Боевой Славы, работа по истории города, истории нашей школы, литературные публикации в СМИ.
Ведущий метод проблемно-поисковой работы - метод проектов широко используется учителем географии Кармовой Д.Х., учителем истории и обществознания Коновой Э.А.
Игровая исследовательская деятельность с учащимися особенно начального и среднего звена проводится систематически учителями начальных классов Соболевой А.В., Агировой О.Д., Проноза Г.В., Дышековой Б.Н., Авраменко О.Ю., Байрамкуловой О.А. и учителями математики Блохиной Е.В., Эльгайтаровой С.Ю.
Для развития познавательной деятельности ребенка важную роль играет моделирование или конструирование модели. Модель направляет мысль, помогает выделить главное, проникнуть в суть учебной задачи. Навыки моделирования прививают учащимся опытные учителя технологии Гедугова В.И. и Айбазов О.А. Ученики Гедуговой В.И. из года в год являются победителями городских конкурсов по рукоделию.
Анализ участия учащихся средней школы №2 в различных конкурсах, смотрах, городских и республиканских олимпиадах показывает, что в коллективе имеется довольно значительная категория одаренных детей. Работа педагогического коллектива школы в контексте ведущей методической проблемы школы «Всестороннее развитие личности на основе здорового образа жизни», позволила более отчетливо увидеть и данную проблему.
Традиционные декадники, олимпиады, турниры городов, конкурсы, интеллектуальные марафоны, проводимые в школе, помогают одаренным детям проявить свои способности, определиться в выборе приоритетных предметов. Работа с одаренными детьми ведется с первой ступени обучения, выработана определенная система, которая дает положительные результаты.
Ежегодно проводится интеллектуальный марафон «Хочу все знать» среди учащихся 7-11 классов, который включает в себя литературный, математический, исторический, физический, лингвистический, химический и биологический этапы.
Предметные декады, проводимые в школе, ярко отражают высокие способности отдельных учащихся. Конкурсы «Эрудит», «Умницы и умники», «КВН» между классами также помогают выявить наиболее одаренных детей школы.
У каждого школьника свои интересы, способности, желания, возможности. Поэтому каждый учитель находится в постоянном поиске новых методов и приемов обучения и воспитания, новых форм ведения учебных занятий, способствующих повышению качества образовательного процесса, развитию познавательных и креативных способностей детей.
В школе сложилась планомерная система работы с педагогическим составом, целью которой является создание условий для стройной системы методической и самообразовательной учебы педагогических работников, основанная на принципах консолидации, сплочения коллектива, выработке единого педагогического кредо, общих ценностей, традиций, ритуалов, стимулирование коллективного педагогического творчества.
В целях выявления талантливых учителей и повышения престижа учительской профессии школа ежегодно по традиции принимает участие в конкурсе «Учитель года». Уровень профессиональной грамотности педагогов значительно возрос за период 2014-2015 учебного года благодаря активному участию учителей в теоретических и практических семинарах, педагогических лекториях. Результат работы учителей это - описание передового опыта, разработки уроков, методические материалы, дидактические пособия.
Управление образовательным учреждением осуществляется на основе соответствующей нормативно-правовой базы, которая в том числе определяет компетенцию, права, ответственность учредителей и самого образовательного учреждения. Руководство школой №2 города Черкесска осуществляется в соответствии с Уставом школы. Ведется системная работа по локальным актам, регламентирующим уставную деятельность, деятельность педагогического коллектива, образовательно-воспитательный процесс.
Главным «краеугольным камнем» управленческой деятельности школы является систематическая работа по улучшению материальной, ресурсной базы школы и организация учебно-воспитательной работы по методам неразрывного переплетения проблем здоровья и образования, по методам соединения обучения ума с восполнением здоровья у детей. Нацелить работу школы на соответствие требованиям модернизации образования и при этом не растерять завещанные традицией педагогические цели и ценности школы – конкретная управленческая цель школы. Вопросы охраны труда и обеспечение безопасности образовательного процесса являются одним из приоритетных направлений в работе школы. Соблюдаются социальные гарантии участников педагогического процесса: создания условия для питания; реализуется право на участие в управлении образовательным учреждением всех участников образовательного процесса; реализуется право педагогов на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания. На одном из своих выступлений В.В. Путин отметил: «Образовательная система должна вобрать в себя самые современные знания и технологии. Уже в ближайшие годы необходимо обеспечить переход к образованию по стандартам нового поколения, отвечающим требованиям современной инновационной экономики. Я хочу, чтобы это было предметом обсуждения в обществе в целом. Это должны быть современные стандарты». Исходя из этого, школа определила для себя несколько принципиальных позиций на ближайшую перспективу:
При всех изменениях в экономических отношениях сохранять стабильность и стремиться к комфортности среды для всех участников образовательного процесса.
Подготовить учителя к предоставлению образования современного уровня и поддерживать это соответствие в ситуации изменяющихся требований.
Привести в соответствие образовательные возможности школы и педагогического коллектива запросам современности (инновационные подходы).
Развивать и совершенствовать систему контроля за качеством образовательной деятельности.
Формировать такие компетентности, как «учиться жить», «жить в мире и понимании с другими», «создавать вокруг себя здоровьесберегающую среду»
Формировать осознанную готовность учащихся к продолжению обучения по выбранному профилю в учреждениях высшего профессионального образования.
Целенаправленно, комплексно, эффективно скоординировать деятельность образовательного учреждения, чтобы школа могла стать лучшей, и дети в нее стремились.
Анализ направленности и уровня реализуемых программ
Все реализуемые основные образовательные программы соответствуют государственным требованиям. Используются программы и учебно-методические комплексы к ним, допущенные и рекомендованные Министерством образования и науки РФ.
Анализ учебных программ МКОУ «СОШ № 2» г. Черкесска показал, что в соответствии с ФГОС программы направлены на формирование предметных, метапредметных и личностных результатов учащихся, в том числе социальной адаптации личности, создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных программ. Учебные программы и их реализация (содержание программ, технологий, форм организации учебной деятельности) в полной мере и качественно создают условия для освоения обязательного минимума содержания учебных программ, достижения обучающимися определенного уровня образованности в соответствии с их личным запросом.
Учебные программы 1-3 классов соответствуют требованиям ФГОС и программе начального общего образования в условиях реализации новых образовательных стандартов. Составлены на основе приказа Министерства образования и науки от 6 октября 2009 года № 373, приказа Министерства образования и науки от 26 ноября 2010 года №1241, приказа Министерства образования и науки от 22 сентября 2011 года №2357.
Учебные программы 4-11 классов соответствуют требованиям государственных образовательных стандартов.
Анализ полноты выполнения учебных программ (по материалам ВШК)
Контроль реализации учебных программ в полном объеме осуществляется администрацией школы и методическими объединениями. Организация работы по выполнению учебных программ в МКОУ «СОШ №2» г. Черкесска проходит поэтапно. На первом этапе с учителями проводится собеседование о выбранной программе и УМК к ней с целью выявления соответствия выбранной программы Образовательной программе школы, Программе развития школы, общей стратегии модернизации образования. На втором этапе идет утверждение учебных программ, УМК. Далее проверяется календарно-тематического планирование по всем предметам и курсам, отслеживается планирование учителем процесса изучения содержания программы, отработки универсальных учебных действий и специальных умений и навыков, а также периодичность, виды и формы контроля. Календарно-тематическое планирование утверждается директором, зам директора по УВР и руководителем Методического объединения. Заключительным этапом является проверка выполнения прохождения учебных программ с целью выявления отставания от графика прохождения программного материала, выполнения практической части программ и контроля по итогам четверти, своевременная корректировка прохождения учебных программ, определение путей ликвидации отставания. В конце учебного года анализируется полнота реализации учебных программ. В Программе развития школы на 2010-2015 уч.г. особое внимание уделено формированию организационно-регулятивной компетентности обучаемых, необходимой как для успешного обучения в среднем звене, так и для последующего обучения в высшей школе. Образовательные программы формировались с использованием новейших педагогических технологий, включая рейтинговую систему контроля и стимулирования образовательной деятельности.
Анализ прохождения учебных программ за 2011-2012, 2012-2013, 2013-2014, 2014/2015 учебные года показывает:
1) Предметные результаты учащихся в урочной деятельности стабильны
2) Программы выполняются полностью; разница между графиком прохождения программного материала и фактом составляет не более 5% за счет государственных праздников, у учителей-предметников, находившихся на больничном листе или в учебном отпуске.
Расписание уроков
Наименование предметов в расписании уроков соответствует наименованию предметов в учебном плане. Количество часов в расписании уроков соответствует количеству часов, указанному в учебном плане. Расписание занятий соответствует учебному плану ОУ.
Расписание уроков составлено с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов (п. 10.7 СанПиН 2.4.2.2821-10). В расписании уроков чередуются различные по сложности предметы в течение дня и недели (п. 10.8 СанПиН 2.4.2.2821-10).
Для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели имеется облегченный учебный день в четверг или пятницу (10.11 СанПиН 2.4.2.2821-10). В начальной школе сдвоенные уроки не проводятся (п. 10.8 СанПиН 2.4.2.2821- 10).
Расписание уроков представлено отдельно для обязательных и занятий по выбору: занятия по выбору обучающихся запланированы на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между первой сменой и второй имеется перерыв продолжительностью не менее 30 минут (п. 10.6 СанПиН 2.4.2.2821-10).
|