Скачать 2.06 Mb.
|
Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет» (ФГБОУ ВО «МАГУ») Рашева Н.Ю. Предпринимательское право Учебно-методические материалы Мурманск 2016 ОГЛАВЛЕНИЕ: I. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ КУРСА …………………..3 II. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ. ……………………….4 III. ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ……………………………………………………57 IV. ОБРАЗЦЫ РЕШЕНИЯ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ……………………63 V. ГЛОССАРИЙ ………………………………………………………………..74 VI. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ………………………………….....105
Цель дисциплины - сформировать у студентов целостное понимание назначения, содержания, закономерностей и особенностей правового регулирования предпринимательской деятельности в современном государстве и обществе, умение ориентироваться в общей системе норм, регламентирующих предпринимательскую деятельность при решении конкретных практических задач. В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: - основное содержание дисциплины «Предпринимательское право»; - особенности реализации норм права, регламентирующих предпринимательскую деятельность; - особенности использования систематизированных теоретических и практических знаний для определения и решения исследовательских задач в области предпринимательской деятельности; - цели, задачи, правовые основы предпринимательской деятельности; - принципы организации и деятельности предпринимательства; - полномочия, структуру, порядок образования и деятельности хозяйствующих субъектов, из взаимодействия в решении поставленных перед ними задач; - новые направления развития науки предпринимательского права; - новые и перспективные методы исследования в области предпринимательского права; - перспективные направления развития предпринимательского права; - направления совершенствования предпринимательского законодательства. Уметь: - применять полученные знания в области предпринимательской деятельности для разработки и реализации учебных программ базовых и элективных курсов в образовательных учреждениях; - оперировать правовыми понятиями, а также терминологией дисциплины «Предпринимательское право»; - анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы, регулирующие предпринимательскую деятельность; - составлять юридические документы; - критически анализировать и оценивать методологию науки предпринимательского права; - применять адекватные методологические подходы в изучении норм предпринимательского права; - логично и грамотно излагать свои мысли на родном языке; - уметь составить сообщение о новых перспективных направлениях предпринимательского права. Владеть: - навыками использования материала в области предпринимательской деятельности в процессе реализации образовательных программ; - навыками решения профессиональных задач в отношении осуществления предпринимательской деятельности; - умением критически анализировать и оценивать методологию науки предпринимательского права; - навыками применения адекватных методологических подходов в изучении норм предпринимательского права; - навыками логично и грамотно излагать свои мысли.
Приступая к изучению дисциплины, студенту необходимо внимательно ознакомиться с тематическим планом занятий, списком рекомендованной литературы. Следует уяснить последовательность выполнения индивидуальных учебных заданий. Самостоятельная работа студента предполагает работу с научной и учебной литературой, умение создавать тексты. Уровень и глубина усвоения дисциплины зависят от активной и систематической работы на лекциях, изучения рекомендованной литературы, выполнения контрольных письменных заданий. При изучении дисциплины студенты выполняют следующие задания: - изучают рекомендованную научно-практическую и учебную литературу; - выполняют задания, предусмотренные для самостоятельной работы. Основными видами аудиторной работы студентов являются лекции и семинарские занятия. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации на семинарское занятие и указания на самостоятельную работу. Семинарские занятия завершают изучение наиболее важных тем учебной дисциплины. Они служат для закрепления изученного материала, развития умений и навыков подготовки докладов, сообщений, приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений, а также для контроля преподавателем степени подготовленности студентов по изучаемой дисциплине. Семинар предполагает свободный обмен мнениями по избранной тематике. Он начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Затем, как правило, заслушиваются сообщения студентов. Обсуждение сообщения совмещается с рассмотрением намеченных вопросов. Сообщения, предполагающие анализ публикаций по отдельным вопросам семинара, заслушиваются обычно в середине занятия. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений. В заключительном слове преподаватель подводит итоги обсуждения и объявляет оценки выступавшим студентам. В целях контроля подготовленности студентов и привития им навыков краткого письменного изложения своих мыслей преподаватель в ходе семинарских занятий может осуществлять текущий контроль знаний в виде тестовых заданий. При подготовке к семинару студенты имеют возможность воспользоваться консультациями преподавателя. Кроме указанных тем студенты вправе, по согласованию с преподавателем, избирать и другие интересующие их темы. Качество учебной работы студентов преподаватель оценивает с использованием технологической карты дисциплины, размещенной на сайте МАГУ. Планы семинарских занятий: Тема 1. Понятие, предмет и методы российского предпринимательского права. Предпринимательские правоотношения (4 часа). План:
- право и закон, - право, закон и законодательство, - законодательство и нормативные правовые акты, - законы и законодательные акты?
- «...во всем остальном, что не предусмотрено настоящим договором, стороны руководствуются действующим законодательством Российской Федерации», или бланкетного типа: - «...во всем остальном, что не предусмотрено настоящим договором, стороны руководствуются Положением о поставках продукции производственно-технического назначения 1988 года»?
- в Законе об организации страхового дела в Российской Федерации, - в Законе о банках и банковской деятельности, - в части второй ГК РФ?
Подготовьте ответы на практические задания:
а) Ивановым, который периодически размещает часть денежных средств во вклады в банках и получает доход в виде процентов с них; б) Сергеевой, которая оказывает нотариальные услуги на основании лицензии на право осуществления нотариальной деятельности; в) Никитиным, который занимается перепродажей продуктов питания на рынке, но не имеет свидетельства о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя; г) пенсионеркой Семеновой, которая продает излишки овощей, выращенных на собственном приусадебном участке; д) Дмитриевым, который, приобретя акции промышленного предприятия и трижды получив по ним ежеквартальные дивиденды, перепродал их по более высокой цене и купил новые, эмитированные другим акционерным обществом. Задача 1. Цивилистическая наука разрабатывает понятия и критерии, которые не находят прямого законодательного воплощения, но приобретают важное теоретико-познавательное и практическое значение. Примером является понятие гражданского и имущественного оборота-совокупности сделок всех его участников и возникающих на этой основе их общественных отношений, юридически оформляющих экономические отношения товарообмена. По мнению Е.А. Суханова, предпринимательский оборот-часть гражданского оборота, совокупность соответствующих отношений с участием предпринимателей (профессиональных участников имущественного оборота). О.М. Олейников считает, что хозяйственный оборот как совокупность всех актов деятельности в процессе производства, распределения, обмена представляет собой самостоятельную сферу, в которой взаимодействуют производители. Совокупная деятельность производителей представляет для них обычную профессиональную деятельность по производству и реализации товаров, подпадающую под действие хозяйственного (предпринимательского) права. Проанализировав, выскажите аргументы за или против выбранной вами концепции. Изобразите соотношение гражданского и хозяйственного оборота в кругах Эйлера. Задача 2. Какая из перечисленных научных теорий не относится к концепции хозяйственного права: а) концепция «двухсекретного» права; б) социологическая теория права; в) концепция комплексной отрасли права? Задача 3. АО заключило с лизинговой компанией договор финансовой аренды речного судна изготовителя, которого указало АО. В процессе эксплуатации судна АО были обнаружены скрытые дефекты. АО предъявило требования к лизинговой компании (арендодателю) об устранении дефектов и возмещении ущерба. Лизинговая компания отказалась удовлетворить требование, ссылаясь на то, что ответственность долженнести изготовитель (поставщик). Как решить спор? К кому арендатор (АО) должен предъявить требование? В каких случаях ответственность за выбор предмета несёт арендодатель? Кто должен удовлетворить требование арендатора? Задача 4. Вы решили стать предпринимателем. Какое свое дело вы смогли бы открыть? Выберите организационно-правовую форму для осуществления предпринимательской деятельности. Обоснуйте свой выбор. Задача 5. Составьте памятку «Для начинающего предпринимателя». Укажите, какие документы необходимо собрать, где пройти регистрацию для того чтобы начать предпринимательскую деятельность. Задача 6. Современный американский экономист П. Друкер написал: «То, что фирма думает о своей продукции, не самое главное, особенно для будущего бизнеса или для его успеха. Что потребитель думает о своей покупке, в чем видит ее ценность - вот что имеет решающее значение, определяет сущность бизнеса, его направленность и шансы на успех». Прокомментируйте высказывание ученого. Литература: 1, с. 10-35; 2, с. 12-25; 5, с. 14-18. Вопросы для самоконтроля 1. Понятие предпринимательства и предпринимательской деятельности. 2. Предпринимательство как тип хозяйствования и как форма организации деятельности товаропроизводителя в условиях рыночной экономики. 3. Правовое регулирование предпринимательства. 4. Предпринимательское право: понятие, предмет, система. 5. Принципы предпринимательского права в российской правовой системе. Задание для самостоятельной работы 1. Подготовить глоссарий по теме занятия (не менее 5 терминов). 2. Подготовить доклад по одному из вопросов, предложенных ниже. 1. Соотношение предпринимательского права с гражданским и хозяйственным правом. 2. Предпринимательское право и трудовое право. 3. Предпринимательское право и международное частное право. 4. Наука предпринимательского права, ее формирование и развитие. 5. Предпринимательское право как учебная дисциплина. |
Фгбоу во «магу» Рашева Н. Ю. Предпринимательское право Учебно-методические материалы Самостоятельная работа студента предполагает работу с научной и учебной литературой, умение создавать тексты. Уровень и глубина усвоения... |
Фгбоу во «магу» Рашева Н. Ю. Гражданское право Учебно-методические материалы Мурманск Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной... |
||
Фгбоу во «магу» Рашева Н. Ю. Вещное право Учебно-методические материалы Мурманск 2016 Цель дисциплины подготовка студента как специалиста, умеющего самостоятельно анализировать действующее законодательство, обладающего... |
Фгбоу во «магу» Рашева Н. Ю. Земельное право Учебно-методические материалы Мурманск «Земельное право» предусматривает проведение лекционных и практических занятий под руководством преподавателя согласно расписания... |
||
Фгбоу во «магу» Рашева Н. Ю. Право интеллектуальной собственности Изучение данной дисциплины позволит углубить выработку профессиональных навыков и умений, в том числе умение логически грамотно выражать... |
Российское предпринимательское право учебно-методический комплекс А ахмедов Р. М. Российское предпринимательское право: учебно-методический комплекс. – Уфа: багсу, 2007. 145 с |
||
Учебно-методический комплекс Омск 2005 Е. А. Грызыхина ... |
2. Нормативные ссылки Магу на право ведения образовательной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов... |
||
«Шифр конференции, номер секции, Фио Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право |
Программа дисциплины «Российское предпринимательское право» для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030900. 62 «Юриспруденция»,... |
||
Методические указания и материалы по дисциплине «Английский язык» Фгбоу во «Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I» |
Методические указания и материалы по дисциплине «Английский язык» Фгбоу во «Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I» |
||
Учебно-методическое обеспечение Учебно-методические материалы позволяют... Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №10 по Владимирской области за основным государственным регистрационным номером... |
44. 04. 01 «Педагогическое образование» Учебно-методические материалы лекционного курса |
||
Учебно методические материалы по подготовке к лабораторным и семинарским... Учебно – методические материалы по подготовке к лабораторным и семинарским занятиям по курсу вирусологии |
Тверской областной учебно-методический центр Методические материалы по профилактике терроризма и экстремизма/ Сост.: Лукьянова Е. С., Блинова Г. Ю.– Тверь, 2017. 231 с |
Поиск |