Фгбоу во «магу» Рашева Н. Ю. Вещное право Учебно-методические материалы Мурманск 2016


Скачать 1.08 Mb.
Название Фгбоу во «магу» Рашева Н. Ю. Вещное право Учебно-методические материалы Мурманск 2016
страница 1/7
Тип Методические указания
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Методические указания
  1   2   3   4   5   6   7
Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Мурманский арктический государственный университет»
(ФГБОУ ВО «МАГУ»)



Рашева Н.Ю.
Вещное право


Учебно-методические материалы

Мурманск

2016
ОГЛАВЛЕНИЕ:

I. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ КУРСА …………………..3

II. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ. ……………………….4

III. ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ……………………………………………………..30

IV. ОБРАЗЦЫ РЕШЕНИЯ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ……………………..44

V. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА …………………………………........59


  1. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ КУРСА


Цель дисциплины - подготовка студента как специалиста, умеющего самостоятельно анализировать действующее законодательство, обладающего основными навыками практического использования гражданско-правовых средств.

2. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:

- способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);

- способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);

- способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5).

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: общие положения гражданского права; права собственности и иные вещные права; соотношение норм публичного права в корпоративных отношениях; практика применения гражданско-правовых норм в корпоративной деятельности; законодательство, регулирующее основания возникновения, изменения и прекращения вещных прав; оперировать юридическими понятиями и категориями; анализировать, толковать и правильно применять нормы, регламентирующие институт вещных прав;

Уметь: ориентироваться в действующем законодательстве; применять юридические знания в практической работе различных сфер жизнедеятельности; выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся защиты вещных прав; свободно ориентироваться в вопросах, составляющих предмет курса; обосновывать свою точку зрения по вопросам ре6ализации и защиты вещных прав; применять юридические знания в практической работе; свободно ориентироваться в теоретических и практических проблемах о вещных правах; излагать в устной и письменной формах результаты своего исследования и аргументировано отстаивать свою точку зрения в дискуссии.

Владеть: навыками составления и использования нормативных и правовых документов; навыками практического проведения анализа вещно-правовых норм; навыками самостоятельного изучения и использования в работе законодательных актов в области защиты вещных прав; навыками прогнозирования путей развития законодательства о вещных правах в современных условиях; правильного толкования нормативных актов и их использования.

II. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Приступая к изучению дисциплины, студенту необходимо внимательно ознакомиться с тематическим планом занятий, списком рекомендованной литературы. Следует уяснить последовательность выполнения индивидуальных учебных заданий. Самостоятельная работа студента предполагает работу с научной и учебной литературой, умение создавать тексты. Уровень и глубина усвоения дисциплины зависят от активной и систематической работы на лекциях, изучения рекомендованной литературы, выполнения контрольных письменных заданий.

При изучении дисциплины студенты выполняют следующие задания:

- изучают рекомендованную научно-практическую и учебную литературу;

- выполняют задания, предусмотренные для самостоятельной работы.

Основными видами аудиторной работы студентов являются лекции и семинарские занятия.

В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации на семинарское занятие и указания на самостоятельную работу.

Семинарские занятия завершают изучение наиболее важных тем учебной дисциплины. Они служат для закрепления изученного материала, развития умений и навыков подготовки докладов, сообщений, приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений, а также для контроля преподавателем степени подготовленности студентов по изучаемой дисциплине.

Семинар предполагает свободный обмен мнениями по избранной тематике. Он начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Затем, как правило, заслушиваются сообщения студентов. Обсуждение сообщения совмещается с рассмотрением намеченных вопросов. Сообщения, предполагающие анализ публикаций по отдельным вопросам семинара, заслушиваются обычно в середине занятия. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений. В заключительном слове преподаватель подводит итоги обсуждения и объявляет оценки выступавшим студентам. В целях контроля подготовленности студентов и привития им навыков краткого письменного изложения своих мыслей преподаватель в ходе семинарских занятий может осуществлять текущий контроль знаний в виде тестовых заданий.

При подготовке к семинару студенты имеют возможность воспользоваться консультациями преподавателя. Кроме указанных тем студенты вправе, по согласованию с преподавателем, избирать и другие интересующие их темы.

Качество учебной работы студентов преподаватель оценивает с использованием технологической карты дисциплины, размещенной на сайте МАГУ.
Планы семинарских занятий:
Занятие 1. Основные положения института вещных прав

План:

1. Подходы к пониманию права собственности.

2. Подходы к понимаю вещных прав.

3. Законодательство о вещном праве и проблемы его совершенствования.

4. Проблемы определения понятия и признаков вещного права в современной российской цивилистике.

5. Принципы вещного права за рубежом
Литература: 1, с. 20-56; 2, с. 15-60; 6 ; 7; 8.
Вопросы для самоконтроля

  1. Что такое вещное право как подотрасль гражданского права; как наука и учебная дисциплина?

  2. Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации: общая характеристика.

  3. В чем заключаются предмет правового регулирования вещного права? В чем заключается сущность вещных отношений?

  4. На какие виды разделяются вещные отношения? На какие виды разделяются имущественные отношения?

  5. Какой метод правового регулирования использует вещное право? Каковы его особенности?

  6. Какими принципами характеризуется вещное право?

  7. Понятие и признаки вещного права. Соотношение вещных и обязательственных прав. Вещи (имущество) как объекты вещных прав, их виды.

  8. Что такое вещное право как субъективное гражданское право?

  9. В чем состоит отличие вещного права от обязательственного?

  10. По каким признакам классифицируются вещные права?

  11. Правомочие владения: понятие и содержание. Законное и незаконное владение. Добросовестное и недобросовестное владение. Привести примеры.

  12. Правомочие пользования: понятие и содержание. Особенности реализации правомочия пользования. Привести примеры.

  13. Правомочие распоряжения: понятие и содержание. Особенности реализации правомочия распоряжения. Привести примеры.

  14. Понятие абсолютного и ограниченного вещного права. Привести примеры.

  15. Институт вещных прав в цивилистической науке: история и развитие.

  16. Вещные права в римском праве. Владение по римскому праву. История становления и развития института вещных прав в римском законодательстве. Вопросы защиты вещных прав в римском законодательстве.

  17. Вещные права в русском дореволюционном праве. Институт вещных прав в дореволюционном российском законодательстве: история становления и развития.

  18. Виды вещных прав в российском дореволюционном законодательстве: право собственности, права владении и пользования, чиншевое право, право застройки. Защита вещных прав в российском дореволюционном законодательстве.

  19. Вещные права в советском законодательстве: право собственности, ограниченные вещные права.

  20. Вещные права в законодательстве зарубежных стран.

  21. Владение как правовой институт в законодательстве зарубежных стран.

  22. Права на чужие вещи в праве и законодательстве зарубежных стран.

  23. Источники правового регулирования отношений, связанных с возникновением и реализацией вещных прав на современном этапе.


Задание для самостоятельной работы.

Практические задания:

1. Составить схему «История развития вещного права в России»

2. Дайте понятия и раскройте сущность следующих категорий:

- сервитут;

- узуфрукт;

-суперфиций;

- эмфитевзис

- залог движимого имущества;

- ипотека.

Продолжите ряд данных понятий.
Занятие 2. Объекты вещных прав
План:

  1. Подходы к пониманию объектов вещных прав.

  2. Проблемы правового регулирования и порядка регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

  3. Особенности правового режима имущественных комплексов.

  4. Особенности правового режима объектов незавершенного строительства.

  5. Особенности правового режима объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).


Литература: 1, с. 60-92; 2, с. 30-69; 9 ; 10.
Вопросы для самоконтроля:

  1. Что такое вещь в философском смысле как объект гражданского права?

  2. Что такое имущество? По каким признакам классифицируются вещи?

  3. Что такое вещи не ограниченные в обороте, ограниченные в обороте и изъятые из него?

  4. Что такое вещи потребляемые и непотребляемые?

  5. Что такое вещи делимые и неделимые?

  6. Что такое вещи простые и сложные?

  7. Что такое вещи движимые и недвижимые?

  8. Каковы особенности правового режима недвижимого имущества?

  9. Что такое главная вещь и принадлежность?

  10. В каких случаях принадлежность следует за главной вещью, а в каких не следует?

  11. Что такое вещи индивидуально-определенные и родовые? Объектом каких договоров являются индивидуально-определенные вещи? Объектом каких договоров являются родовые вещи?

  12. Что такое плоды, продукция, доходы?

  13. Каковы особенности правового режима животных как объектов гражданских прав?

  14. Особый правовой режим отдельных движимых вещей:

  • правовой режим источников повышенной опасности;

  • правовой режим ценных бумаг как объектов права собственности;

  • другие движимые вещи подчиняющиеся особому правовому режиму.


Задания для самостоятельной работы

1. Практическое задание:

1. Относятся ли «леса» и «многолетние насаждения» к категории недвижимых вещей?
2. Укажите, какие из перечисленных вещей являются не ограниченными в обороте, какие – ограниченными, а какие – изъятыми из оборота (со ссылкой на нормативный акт):

  1. собака-ротвейлер;

  2. земельный участок на территории историко-культурного заповедника;

  3. кокаин;

  4. охотничье ружье;

  5. акция закрытого акционерного общества;

  6. легковой автомобиль;

  7. золотой слиток;

  8. природный газ;

  9. 3-метилфентанил;

  10. оленье пастбище в районе Крайнего Севера.

  11. морское судно;

  12. земельный участок сельскохозяйственного назначения;

  13. переводный вексель;

  14. бриллиантовое колье;

  15. ртуть;

  16. кислота лизергиновая;

  17. кислота ацетилсалициловая;

  18. атомная подводная лодка;

  19. амурский тигр;

  20. церковь – памятник истории и культуры.


2. Решите задачи:
Задача 1.

Супруги Петровы в течение многих лет совместной жизни коллекционировали старинную посуду. После смерти Петрова в соответствии с составленным им завещанием все принадлежащее ему имущество должно было быть поделено поровну между его женой и сестрой. Сестра настаивала на разделе коллекции в натуре. Вдова Петрова возражала против раздела, утверждая, что коллекция является неделимой вещью, и предлагала причитающуюся сестре долю в коллекции возместить за счет своей доли в стоимости других вещей.

Как должен быть разрешен спор?

На какую долю в общем имуществе Петровых вправе претендовать сестра?
Задача 2.

ООО «Нефтегазразведка» обратилось в коммерческий банк в целях получения кредита для разработки нефтяного месторождения на морском шельфе. Банк согласился выдать кредит при условии, что обязательство по его возврату будет обеспечено залогом принадлежащей ООО «Нефтегазразведка» буровой платформы стоимость которой в рублях эквивалентна 2, 3 млрд. долларов США. При этом банк настаивал на государственной регистрации договора залога платформы как недвижимого имущества. ООО «Нефтегазразведка», не желая платить высокую государственную пошлину при регистрации договора, утверждало, что платформа не является недвижимым имуществом, а потому государственной регистрации данного договора не требуется.

Какие требования должны быть соблюдены при регистрации договора залога буровой платформы?

Каковы последствия несоблюдения указанных требований?
Задача 3.

Управление природопользования областной администрации обратилось в арбитражный суд с иском к муниципальному предприятию «Заря» о возмещении вреда, причиненного животному миру. В обоснование своих требований управление сослалось на то, что в результате наезда автомобиля – источника повышенной опасности – погиб лось, который выбежал на дорогу на расстоянии 5 метров от движущегося со скоростью 60 км/ч автомобиля ЗИЛ-130, принадлежащего предприятию, и был им сбит.

Арбитражный суд в удовлетворении исковых требований отказал, ссылаясь на то, что вред причинен в результате взаимодействия двух источников повышенной опасности.

Является ли решение суда законным?

Задача 4.

При отчуждении предприятия между продавцом и покупателем возник спор по определению состава имущества, которое должно быть передано покупателю. Продавец настаивал на том, чтобы за ним осталась полученная и еще не реализованная продукция, а также право на фирменное наименование и товарный знак. Покупатель требовал исключения из состава передаваемого предприятия его долгов.

Как должен быть разрешен спор?
Задача 5.

По ходатайству коммерческого банка «Балткредобанк» в обеспечение заявленного им иска к ЗАО «Коттедж» арбитражным судом был наложен арест на имущество ЗАО. В список арестованного имущества судебными приставами были включены реализуемые ЗАО «Коттедж» строительные материалы.

В том числе, был наложен арест на 66 дверных блоков, которые ЗАО «Коттедж» поставило ООО «Бастион» по заключенному между ними договору. На момент наложения ареста ООО «Бастион» полностью оплатило поставленные ему дверные блоки и установило их в своем строящемся здании.

ООО «Бастион» обратилось в арбитражный суд с иском к банку и к ЗАО «Коттедж», заявив следующие требования: 1) о признании права собственности на 66 установленных дверных блоков; 2) об освобождении их от ареста.

К кому должен быть заявлен иск?

Подлежат ли исковые требования ООО «Бастион» удовлетворению?
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Фгбоу во «магу» Рашева Н. Ю. Вещное право Учебно-методические материалы Мурманск 2016 icon Фгбоу во «магу» Рашева Н. Ю. Гражданское право Учебно-методические материалы Мурманск
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной...
Фгбоу во «магу» Рашева Н. Ю. Вещное право Учебно-методические материалы Мурманск 2016 icon Фгбоу во «магу» Рашева Н. Ю. Земельное право Учебно-методические материалы Мурманск
«Земельное право» предусматривает проведение лекционных и практических занятий под руководством преподавателя согласно расписания...
Фгбоу во «магу» Рашева Н. Ю. Вещное право Учебно-методические материалы Мурманск 2016 icon Фгбоу во «магу» Рашева Н. Ю. Предпринимательское право Учебно-методические материалы
Самостоятельная работа студента предполагает работу с научной и учебной литературой, умение создавать тексты. Уровень и глубина усвоения...
Фгбоу во «магу» Рашева Н. Ю. Вещное право Учебно-методические материалы Мурманск 2016 icon Фгбоу во «магу» Рашева Н. Ю. Предпринимательское право Учебно-методические материалы
Самостоятельная работа студента предполагает работу с научной и учебной литературой, умение создавать тексты. Уровень и глубина усвоения...
Фгбоу во «магу» Рашева Н. Ю. Вещное право Учебно-методические материалы Мурманск 2016 icon Фгбоу во «магу» Рашева Н. Ю. Право интеллектуальной собственности
Изучение данной дисциплины позволит углубить выработку профессиональных навыков и умений, в том числе умение логически грамотно выражать...
Фгбоу во «магу» Рашева Н. Ю. Вещное право Учебно-методические материалы Мурманск 2016 icon 2. Нормативные ссылки
Магу на право ведения образовательной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов...
Фгбоу во «магу» Рашева Н. Ю. Вещное право Учебно-методические материалы Мурманск 2016 icon Мурманск
Научная организация труда студента: Учебно – методическое пособие / Авт сост. Г. В. Коган. – Мурманск: мгпу, 2007. – 117 с
Фгбоу во «магу» Рашева Н. Ю. Вещное право Учебно-методические материалы Мурманск 2016 icon Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Сборник тезисов студенческой научно-технической конференции – 2015, (Мурманск, 16 апр. 2015 г.) В 2 т. Т. 1 / Федер. Агенство по...
Фгбоу во «магу» Рашева Н. Ю. Вещное право Учебно-методические материалы Мурманск 2016 icon Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Сборник тезисов студенческой научно-технической конференции – 2015. (Мурманск, 16 апр. 2015 г.) В 2 т. Т. 2 / Федер агенство по рыболовству,...
Фгбоу во «магу» Рашева Н. Ю. Вещное право Учебно-методические материалы Мурманск 2016 icon 1 Поиск дома
Великой Отечественной войны : методические материалы / Мурм гос обл универс науч б-ка, Центр обществ доступа к гос и социально значимой...
Фгбоу во «магу» Рашева Н. Ю. Вещное право Учебно-методические материалы Мурманск 2016 icon Методические указания и материалы по дисциплине «Английский язык»
Фгбоу во «Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I»
Фгбоу во «магу» Рашева Н. Ю. Вещное право Учебно-методические материалы Мурманск 2016 icon Методические указания и материалы по дисциплине «Английский язык»
Фгбоу во «Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I»
Фгбоу во «магу» Рашева Н. Ю. Вещное право Учебно-методические материалы Мурманск 2016 icon Д. Ф. Костина Дополнительный материал к учебному пособию
«Программирование в компьютерных системах»: специфика профессии программиста. Дополнительный материал. Учебно-методическое пособие...
Фгбоу во «магу» Рашева Н. Ю. Вещное право Учебно-методические материалы Мурманск 2016 icon Учебно-методическое обеспечение Учебно-методические материалы позволяют...
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №10 по Владимирской области за основным государственным регистрационным номером...
Фгбоу во «магу» Рашева Н. Ю. Вещное право Учебно-методические материалы Мурманск 2016 icon 44. 04. 01 «Педагогическое образование»
Учебно-методические материалы лекционного курса
Фгбоу во «магу» Рашева Н. Ю. Вещное право Учебно-методические материалы Мурманск 2016 icon Учебно методические материалы по подготовке к лабораторным и семинарским...
Учебно – методические материалы по подготовке к лабораторным и семинарским занятиям по курсу вирусологии

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск