Скачать 1.08 Mb.
|
Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет» (ФГБОУ ВО «МАГУ») Рашева Н.Ю. Вещное право Учебно-методические материалы Мурманск 2016 ОГЛАВЛЕНИЕ: I. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ КУРСА …………………..3 II. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ. ……………………….4 III. ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ……………………………………………………..30 IV. ОБРАЗЦЫ РЕШЕНИЯ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ……………………..44 V. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА …………………………………........59
Цель дисциплины - подготовка студента как специалиста, умеющего самостоятельно анализировать действующее законодательство, обладающего основными навыками практического использования гражданско-правовых средств. 2. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины: - способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3); - способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4); - способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5). В результате изучения дисциплины студент должен: Знать: общие положения гражданского права; права собственности и иные вещные права; соотношение норм публичного права в корпоративных отношениях; практика применения гражданско-правовых норм в корпоративной деятельности; законодательство, регулирующее основания возникновения, изменения и прекращения вещных прав; оперировать юридическими понятиями и категориями; анализировать, толковать и правильно применять нормы, регламентирующие институт вещных прав; Уметь: ориентироваться в действующем законодательстве; применять юридические знания в практической работе различных сфер жизнедеятельности; выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся защиты вещных прав; свободно ориентироваться в вопросах, составляющих предмет курса; обосновывать свою точку зрения по вопросам ре6ализации и защиты вещных прав; применять юридические знания в практической работе; свободно ориентироваться в теоретических и практических проблемах о вещных правах; излагать в устной и письменной формах результаты своего исследования и аргументировано отстаивать свою точку зрения в дискуссии. Владеть: навыками составления и использования нормативных и правовых документов; навыками практического проведения анализа вещно-правовых норм; навыками самостоятельного изучения и использования в работе законодательных актов в области защиты вещных прав; навыками прогнозирования путей развития законодательства о вещных правах в современных условиях; правильного толкования нормативных актов и их использования. II. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Приступая к изучению дисциплины, студенту необходимо внимательно ознакомиться с тематическим планом занятий, списком рекомендованной литературы. Следует уяснить последовательность выполнения индивидуальных учебных заданий. Самостоятельная работа студента предполагает работу с научной и учебной литературой, умение создавать тексты. Уровень и глубина усвоения дисциплины зависят от активной и систематической работы на лекциях, изучения рекомендованной литературы, выполнения контрольных письменных заданий. При изучении дисциплины студенты выполняют следующие задания: - изучают рекомендованную научно-практическую и учебную литературу; - выполняют задания, предусмотренные для самостоятельной работы. Основными видами аудиторной работы студентов являются лекции и семинарские занятия. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации на семинарское занятие и указания на самостоятельную работу. Семинарские занятия завершают изучение наиболее важных тем учебной дисциплины. Они служат для закрепления изученного материала, развития умений и навыков подготовки докладов, сообщений, приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений, а также для контроля преподавателем степени подготовленности студентов по изучаемой дисциплине. Семинар предполагает свободный обмен мнениями по избранной тематике. Он начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Затем, как правило, заслушиваются сообщения студентов. Обсуждение сообщения совмещается с рассмотрением намеченных вопросов. Сообщения, предполагающие анализ публикаций по отдельным вопросам семинара, заслушиваются обычно в середине занятия. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений. В заключительном слове преподаватель подводит итоги обсуждения и объявляет оценки выступавшим студентам. В целях контроля подготовленности студентов и привития им навыков краткого письменного изложения своих мыслей преподаватель в ходе семинарских занятий может осуществлять текущий контроль знаний в виде тестовых заданий. При подготовке к семинару студенты имеют возможность воспользоваться консультациями преподавателя. Кроме указанных тем студенты вправе, по согласованию с преподавателем, избирать и другие интересующие их темы. Качество учебной работы студентов преподаватель оценивает с использованием технологической карты дисциплины, размещенной на сайте МАГУ. Планы семинарских занятий: Занятие 1. Основные положения института вещных прав План: 1. Подходы к пониманию права собственности. 2. Подходы к понимаю вещных прав. 3. Законодательство о вещном праве и проблемы его совершенствования. 4. Проблемы определения понятия и признаков вещного права в современной российской цивилистике. 5. Принципы вещного права за рубежом Литература: 1, с. 20-56; 2, с. 15-60; 6 ; 7; 8. Вопросы для самоконтроля
Задание для самостоятельной работы. Практические задания: 1. Составить схему «История развития вещного права в России» 2. Дайте понятия и раскройте сущность следующих категорий: - сервитут; - узуфрукт; -суперфиций; - эмфитевзис - залог движимого имущества; - ипотека. Продолжите ряд данных понятий. Занятие 2. Объекты вещных прав План:
Литература: 1, с. 60-92; 2, с. 30-69; 9 ; 10. Вопросы для самоконтроля:
Задания для самостоятельной работы 1. Практическое задание: 1. Относятся ли «леса» и «многолетние насаждения» к категории недвижимых вещей? 2. Укажите, какие из перечисленных вещей являются не ограниченными в обороте, какие – ограниченными, а какие – изъятыми из оборота (со ссылкой на нормативный акт):
2. Решите задачи: Задача 1. Супруги Петровы в течение многих лет совместной жизни коллекционировали старинную посуду. После смерти Петрова в соответствии с составленным им завещанием все принадлежащее ему имущество должно было быть поделено поровну между его женой и сестрой. Сестра настаивала на разделе коллекции в натуре. Вдова Петрова возражала против раздела, утверждая, что коллекция является неделимой вещью, и предлагала причитающуюся сестре долю в коллекции возместить за счет своей доли в стоимости других вещей. Как должен быть разрешен спор? На какую долю в общем имуществе Петровых вправе претендовать сестра? Задача 2. ООО «Нефтегазразведка» обратилось в коммерческий банк в целях получения кредита для разработки нефтяного месторождения на морском шельфе. Банк согласился выдать кредит при условии, что обязательство по его возврату будет обеспечено залогом принадлежащей ООО «Нефтегазразведка» буровой платформы стоимость которой в рублях эквивалентна 2, 3 млрд. долларов США. При этом банк настаивал на государственной регистрации договора залога платформы как недвижимого имущества. ООО «Нефтегазразведка», не желая платить высокую государственную пошлину при регистрации договора, утверждало, что платформа не является недвижимым имуществом, а потому государственной регистрации данного договора не требуется. Какие требования должны быть соблюдены при регистрации договора залога буровой платформы? Каковы последствия несоблюдения указанных требований? Задача 3. Управление природопользования областной администрации обратилось в арбитражный суд с иском к муниципальному предприятию «Заря» о возмещении вреда, причиненного животному миру. В обоснование своих требований управление сослалось на то, что в результате наезда автомобиля – источника повышенной опасности – погиб лось, который выбежал на дорогу на расстоянии 5 метров от движущегося со скоростью 60 км/ч автомобиля ЗИЛ-130, принадлежащего предприятию, и был им сбит. Арбитражный суд в удовлетворении исковых требований отказал, ссылаясь на то, что вред причинен в результате взаимодействия двух источников повышенной опасности. Является ли решение суда законным? Задача 4. При отчуждении предприятия между продавцом и покупателем возник спор по определению состава имущества, которое должно быть передано покупателю. Продавец настаивал на том, чтобы за ним осталась полученная и еще не реализованная продукция, а также право на фирменное наименование и товарный знак. Покупатель требовал исключения из состава передаваемого предприятия его долгов. Как должен быть разрешен спор? Задача 5. По ходатайству коммерческого банка «Балткредобанк» в обеспечение заявленного им иска к ЗАО «Коттедж» арбитражным судом был наложен арест на имущество ЗАО. В список арестованного имущества судебными приставами были включены реализуемые ЗАО «Коттедж» строительные материалы. В том числе, был наложен арест на 66 дверных блоков, которые ЗАО «Коттедж» поставило ООО «Бастион» по заключенному между ними договору. На момент наложения ареста ООО «Бастион» полностью оплатило поставленные ему дверные блоки и установило их в своем строящемся здании. ООО «Бастион» обратилось в арбитражный суд с иском к банку и к ЗАО «Коттедж», заявив следующие требования: 1) о признании права собственности на 66 установленных дверных блоков; 2) об освобождении их от ареста. К кому должен быть заявлен иск? Подлежат ли исковые требования ООО «Бастион» удовлетворению? |
Фгбоу во «магу» Рашева Н. Ю. Гражданское право Учебно-методические материалы Мурманск Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной... |
Фгбоу во «магу» Рашева Н. Ю. Земельное право Учебно-методические материалы Мурманск «Земельное право» предусматривает проведение лекционных и практических занятий под руководством преподавателя согласно расписания... |
||
Фгбоу во «магу» Рашева Н. Ю. Предпринимательское право Учебно-методические материалы Самостоятельная работа студента предполагает работу с научной и учебной литературой, умение создавать тексты. Уровень и глубина усвоения... |
Фгбоу во «магу» Рашева Н. Ю. Предпринимательское право Учебно-методические материалы Самостоятельная работа студента предполагает работу с научной и учебной литературой, умение создавать тексты. Уровень и глубина усвоения... |
||
Фгбоу во «магу» Рашева Н. Ю. Право интеллектуальной собственности Изучение данной дисциплины позволит углубить выработку профессиональных навыков и умений, в том числе умение логически грамотно выражать... |
2. Нормативные ссылки Магу на право ведения образовательной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов... |
||
Мурманск Научная организация труда студента: Учебно – методическое пособие / Авт сост. Г. В. Коган. – Мурманск: мгпу, 2007. – 117 с |
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Сборник тезисов студенческой научно-технической конференции – 2015, (Мурманск, 16 апр. 2015 г.) В 2 т. Т. 1 / Федер. Агенство по... |
||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Сборник тезисов студенческой научно-технической конференции – 2015. (Мурманск, 16 апр. 2015 г.) В 2 т. Т. 2 / Федер агенство по рыболовству,... |
1 Поиск дома Великой Отечественной войны : методические материалы / Мурм гос обл универс науч б-ка, Центр обществ доступа к гос и социально значимой... |
||
Методические указания и материалы по дисциплине «Английский язык» Фгбоу во «Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I» |
Методические указания и материалы по дисциплине «Английский язык» Фгбоу во «Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I» |
||
Д. Ф. Костина Дополнительный материал к учебному пособию «Программирование в компьютерных системах»: специфика профессии программиста. Дополнительный материал. Учебно-методическое пособие... |
Учебно-методическое обеспечение Учебно-методические материалы позволяют... Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №10 по Владимирской области за основным государственным регистрационным номером... |
||
44. 04. 01 «Педагогическое образование» Учебно-методические материалы лекционного курса |
Учебно методические материалы по подготовке к лабораторным и семинарским... Учебно – методические материалы по подготовке к лабораторным и семинарским занятиям по курсу вирусологии |
Поиск |