Скачать 6.81 Mb.
|
УДК 796.011.3(075) ББК 75.09 Т11 Рецензенты: Институт специальной педагогики и психологии Международного университета семьи и ребенка им. Рауля Валленберга; Филиппов С.С. — доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики физической культуры РГПУ им. А. И. Герцена Теория и организация адаптивной физической культуры: Учебник. В 2 т. Т.1. Введение в специальность. История и общая характеристика адаптивной физической культуры / Под общей ред. проф. С.П. Евсеева. — М.: Советский спорт, 2003. - 448 с.: ил. Т11 15ВМ 5-85009-855-0 В 1 томе учебника рассматриваются введение в специальность, история и общая характеристика адаптивной физической культуры, основные аспекты ее содержания и методики. Учебник предназначен для студентов высших учебных заведений, учащихся техникумов и колледжей, изучающих адаптивную физическую культуру, а также преподавателей и аспирантов, проводящих научно-исследовательскую работу в этой области. УДК 796.011.3(075) ББК 75.09 15ВК 5-85009-855-0 ©Коллектив авторов, 2003 © Оформление. Издательство «Советский спорт», 2003 СОДЕРЖАНИЕ Предисловие 7 Методические рекомендации 8 Введение 10 ЧАСТЬ ПЕРВАЯ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. ИСТОРИЯ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РАЗДЕЛ I ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 17 Глава 1 Специальность «Адаптивная физическая культура» 17
в высшей и средней школе 24 1.4. Повышение квалификации и переподготовка кадров по адаптивной физической культуре 26 Глава 2 Основные понятия и термины адаптивной физической культуры 29
с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов 35 Глава 3 Теория и организация адаптивной физической культуры как интегративная наука, учебная дисциплина и важная область социальной практики 40
Глава 4 Основные компоненты (виды) адаптивной физической культуры 51 4 1 Критерии выделения компонентов (видов) адаптивной физической культуры 51 4 2 Основные компоненты (виды) адаптивной физической культуры 54 Глава 5 Характеристика объекта и субъекта педагогической деятельности в адаптивной физической культуре 61 Глава 6 Содержание и особенности деятельности специалиста по адаптивной физической культуре 66 6 1 Требования к профессиональным качествам специалистов по адаптивной физической культуре 66 6 2 Требования к личности специалиста по адаптивной физической культуре 72 РАЗДЕЛ II ИСТОРИЯ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 79 Глава 7 Роль, место и значение лечебной физической культуры в физкультурно-оздоровительном и спортивном движении инвалидов с поражениями опорно-двигательного аппарата 79 Глава 8 Становление и развитие адаптивной физической культуры среди лиц с поражениями опорно-двигательного аппарата 83 8 1 Развитие адаптивной физической культуры за рубежом 83 8 2 Паралимпийское движение в мировой практике 86 8 3 История развития адаптивной физической культуры в нашей стране 96 Глава 9 История адаптивного спорта для лиц с поражением слуха 109 Глава 10 История адаптивного физического воспитания и адаптивного спорта для лиц с поражением зрения 117 Глава 11 История адаптивного физического воспитания и адаптивного спорта для лиц с поражением интеллекта 125 111 История адаптивного физического воспитания в нашей стране 125 11 2 История адаптивного спорта для лиц с отклонениями в развитии интелчскта 127 ЧАСТЬ ВТОРАЯ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РАЗДЕЛ III МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 135 Глава 12 Адаптивная физическая культура в комплексной реабилитации и социальной интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалидов) 135 12 1 Адаптивная физическая культура - составная часть комплексной реабилитации инвалидов 135 12 2 Адаптивная физическая культура в социальной интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья 139 Глава 13 Воспитание личности в процессе занятий адаптивной физической культурой 144 13 1 Воспитание лиц с отклонениями в состоянии здоровья с сохранным интеллектом 147 132 Воспитание занимающихся с отклонениями в интеллектуальном развитии 160 Глава 14 Основные опорные концепции теории адаптивной физической культуры 166 Глава 15 Функции адаптивной физической культуры 173 15 1 Педагогические функции 175 15 2 Социальные функции 186 Глава 16 Принципы адаптивной физической культуры 194
16 3 Специально-методические принципы 205 РАЗДЕЛ IV ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ СОДЕРЖАНИЯ И МЕТОДИКИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 213 Глава 17 Педагогические задачи и средства адаптивной физической культуры 213 171 Педагогические задачи адаптивной физической культуры 213 17 2 Средства адаптивной физической культуры 215 Глава 18 Методы и формы организации адаптивной физической культуры 222 18 1 Методы формирования знаний 223 182 Методы обучения двигательным действиям 226 5
Глава 19 Обучение двигательным действиям в адаптивной физической культуре 241
в адаптивной физической культуре 305 Глава 20 Развитие физических способностей в адаптивной физической культуре 316
с нарушениями речи, слуха, зрения, интеллекта 361 Глава 21 Врачебно-мсдицинский контроль, организация, планирование адаптивной физической культуры 367 21.1 Организационные основы врачсбно-мсдицинского контроля лиц с ограниченными функциональными возможностями 367
с различными поражениями 385 Заключение 391 Литература 392 Приложения 394 ПРЕДИСЛОВИЕ Дисциплина «Теория и организация адаптивной физической культуры» относится к федеральному компоненту цикла общепрофессиональных дисциплин (индекс ОПД.Ф.02.) Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования второго поколения по специальности 022500 — Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура). Именно эта дисциплина включает в себя знания, составляющие фундамент, базу для целого ряда общепрофессиональных дисциплин, многих дисциплин специальности, всех дисциплин специализаций и, по существу, предопределяющие мировоззренческую, концептуальную подготовку будущих специалистов. Очевидно, что «Теория и организация адаптивной физической культуры» является ведущей дисциплиной основной образовательной программы по адаптивной физической культуре, формирующей профессиональное «лицо» будущего педагога, учителя, тренера, инструктора-методиста в этой сфере социальной практики. Перед профессорско-преподавательским составом кафедр адаптивной физической культуры стоят следующие задачи:
- обеспечить освоение студентами опыта эмоционально-ценностного отношения к будущей профессиональной деятельности и на этой основе сформировать у них убеждение в необходимости специалистов по адаптивной физической культуре для действенной и эффективной реализации процессов комплексной реабилитации инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья и их социальной интеграции. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Изучение теории и организации адаптивной физической культуры, интегрирующей в себе три крупных области знаний - физическую культуру, медицину и коррекционную педагогику, - предполагает освоение студентами таких дисциплин Госстандарта, как: теория и методика физической культуры, психология развития, анатомия человека, физиология человека, биохимия, биомеханика, общая патология и тератология, частная патология, специальная педагогика и специальная психология. В то же время, сама адаптивная физическая культура выступает как фундаментальная система знаний для таких дисциплин, как: базовые виды двигательной деятельности и методики обучения, частные методики адаптивной физической культуры, технологии физкультурно-спортивной деятельности, дисциплины специализаций, а также для педагогических практик по специальности и специализации. Данное обстоятельство, а также имеющийся в Санкт-Петербургской государственной академии физической культуры им. П.Ф. Лесгафта опыт образовательной деятельности по адаптивной физической культуре привели к выводу о целесообразности пролонгированного (в течение восьми семестров первых четырех лет обучения в вузе) преподавания этой дисциплины. А это, в свою очередь, привело к необходимости значительно более серьезного отношения к реализации межпредметных связей и неизбежности дедуктивно-индуктивного способа освоения учебного материала. Учебник состоит из двух томов. 1-й том содержит две части (основной текст), введение, заключение, библиографическое описание основной и дополнительной литературы, приложения. Во введении кратко рассмотрены наиболее важные установочные положения, составляющие основу концепции учебника и дисциплины «Теория и организация адаптивной физической культуры». В первой части изложены сведения по двум разделам:
Во второй части учебника, также состоящей из двух разделов, дается общая характеристика адаптивной физической культуры. Рассматриваются ее роль в комплексной реабилитации и социальной интеграции инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья; воспитание личности средствами и методами адаптивной физической культуры. Большое внимание в этой части учебника уделено обоснованию опорных концепций методологии адаптивной физической культуры, ее медико-биологическим и социально-психологическим аспектам и, в частности, гуманистической психологии. Дается характеристика функций, принципов, задач, средств и методов, организационных форм адаптивной физической культуры; раскрываются особенности процессов обучения и развития физических качеств и способностей инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Завершает вторую часть учебника раздел о планировании и комплексном (медико-психолого-педагогическим) контроле за занимающимися. В заключении изложены перспективы развития адаптивной физической культуры как интегративной учебной дисциплины, направления научно-исследовательской деятельности, важнейшего института социальной политики по отношению к инвалидам и лицам с отклонениями в состоянии здоровья. Каждый параграф завершается контрольными вопросами и заданиями для самопроверки усвоенных знаний. Без их тщательной проработки нецелесообразно приступать к изучению последующего материала. При самостоятельной работе необходимо в дополнение к учебнику изучить содержание литературных источников, приведенных в книге. Второй том «Организация и общие основы различных компонентов (видов) адаптивной физической культуры» раскрывает вопросы организации и содержания адаптивного физического воспитания, адаптивного спорта, адаптивной двигательной рекреации, физической реабилитации, креативных (художественно-музыкальных) телесно-ориентированных и экстремальных видов двигательной активности. Преподавателям, которые будут проводить занятия по данной дисциплине, необходимо изучить ее дидактические единицы, приведенные в Госстандарте, и особенно типовую программу, в которой представлены перечень примерных вопросов к зачетам и экзамену, а также тематика рефератов, курсовых и квалификационных работ. ВВЕДЕНИЕ В настоящее время человек, его культура, образование, научное развитие, здоровье, личностные качества рассматриваются не только как средство, инструмент той или иной деятельности по преобразованию природы и общества, но прежде всего как цель, результат, смысл этих преобразований и существования самого общества. Это обусловлено сменой парадигмы развития общества, господствовавшей в нашей стране в течение десятилетий, на новую концептуальную систему взглядов, в соответствии с которой именно ЧЕЛОВЕК со всеми его уникальными свойствами и особенностями образует центр теоретического осмысления социальных явлений (В.Т. Пуляев, 1993—1995 и др.). В свою очередь, такая переоценка роли личности в развитии нашего общества связана с происходящими процессами гуманизации, демократизации, либерализации, увеличения гласности. Именно эти процессы вскрыли одну из самых сложных проблем современности - проблему инвалидности, привлекли к ней внимание широких слоев населения нашей страны, включая политиков, ученых, общественных деятелей, работников средней и высшей школы. Стало очевидным, что у нас эта проблема замалчивалась, приукрашивалась в угоду идеологическим установкам о преимуществах социалистического строя над всеми другими системами общественного устройства. Однако проблема инвалидности — это проблема мирового масштаба, существующая во всех странах независимо от уровня их экономического развития. Причем по проводимой тем или иным государством социальной политике относительно инвалидов судят о его цивилизованности. Наблюдающийся рост инвалидности населения в большинстве стран мира связан с усложнением производственных процессов, увеличением количества и интенсивности транспортных потоков, возникновением военных конфликтов и террористических актов, ухудшением экологических факторов, сокращением двигательной активности и увеличением фармакологических средств коррекции состояния здоровья человека и с целым рядом других причин. Все это приводит к необходимости разработки комплексных программ по социальной защите данной категории населения, обоснования новых областей человековедческих знаний, открытия новых учебных дисциплин, направлений и специальностей подготовки специалистов. 10 В последние годы в России этот процесс развивается довольно быстрыми темпами. Не осталась в стороне и отрасль физической культуры, которая в советский период занималась в основном здоровым населением и двигательно одаренными детьми, юношами и девушками, способными в перспективе стать олимпийскими чемпионами и прославить свою страну спортивными достижениями. В настоящее время в Российской Федерации физическая культура и спорт для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалидов) представлена в системе среднего (как для базового, так и повышенного уровней), высшего (как специальность и как часть направления) профессионального образования; в специальности научных работников; как сфера профессиональной деятельности (должности тренер-преподаватель и инструктор-методист по адаптивной физической культуре); как основное проблемное поле журнала «Адаптивная физическая культура». Все это позволяет сделать вывод о том, что в России к настоящему времени сформированы основные контуры образовательного, научного, правового и информационного пространства адаптивной физической культуры. Многие вузы, техникумы и колледжи осуществляют образовательную деятельность по адаптивной физической культуре; профессорско-преподавательский состав, научные работники, аспиранты и докторанты проводят научно-исследовательскую работу в этой области. Однако быстрое развитие и внедрение адаптивной физической культуры в образовательные и научные организации и учреждения России, наличие существенно отличающихся, а иногда альтернативных концепций данной сферы социальной практики в различных странах, терминологические трудности развивающейся интегративной учебной и научной дисциплины породили целый ряд объективных и субъективных проблем, обусловленных недостаточной теоретической разработанностью ее проблемного поля, методологических основ, принципов, функций, приоритетности задач и др. Все это приводит к различным трактовкам сущности адаптивной физической культуры, что предопределяется научными предпочтениями педагогов и научных сотрудников, предшествующим опытом деятельности представителей физической культуры, медицины, коррек-ционной педагогики, социальной работы. В настоящее время в России наибольший опыт применения средств и методов физической культуры в работе с людьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья, включая инвалидов, накоплен в лечебном и образовательном направлениях (особенно в специальном образовании), что приводит к смещению центра тяжести всей совокупности проблем этого вида социальной практики именно в эти направления. Поэтому очень часто адаптивную физическую культуру трактуют как часть лечебной физической культуры или сводят ее только к адаптивному физическому воспитанию в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для детей с отклонениями в развитии. Признавая бесспорные достижения отечественных специалистов в обозначенных направлениях, авторы учебника считают неверным сужение функ- 11 ций такого емкого и широкого социального феномена, которым является адаптивная физическая культура. При этом доминирование многочисленных научных исследований частных проблем адаптивной физической культуры приводит к вполне естественному дублированию, преобладанию в этих работах методов исследования той или иной устоявшейся области знаний и безусловному снижению эффективности проводимых исследований и, особенно, распространению и внедрению в практику результатов научных изысканий и передового опыта педагогов-новаторов. В данном учебнике представлена попытка авторского коллектива обобщить достаточно разрозненные сведения об адаптивной физической культуре как важнейшего направления комплексной реабилитации и социальной интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалидов; раскрыть ее методологическую основу с целью обеспечения фундаментализации образования в этой области. При этом авторы убеждены в том, что узкий, чрезмерно прагматический взгляд на адаптивную физическую культуру, сведение огромного потенциала этого вида социально-педагогической деятельности к набору пусть и большого количества частных методик может привести не только к снижению ее эффективности, но и к напрасной трате времени, сил и энергии как педагога, так и занимающихся, а иногда и к отрицательному результату. Описание сущности адаптивной физической культуры, конкретизация объекта, целей, задач, средств, методов, содержания, ее основных видов, функций, принципов и других компонентов проводились исходя из концепции, разработанной на кафедре теории и методики адаптивной физической культуры Санкт-Петербургской государственной академии физической культуры им. П.Ф. Лесгафта, где она реализуется уже в течение нескольких лет начиная с 1995 г. Основные установочные положения этой концепции сводятся к следующему.
12 групп общеобразовательных школ и вузов, креативные (художественно-музыкальные) и экстремальные виды адаптивной двигательной активности.
Текст учебника подготовлен коллективом авторов. Предисловие, методические рекомендации, введение, главы: 1 (1.3 и 1.4), 2, 3, 4, 12, 13, 19, заключение, приложения 1 и 2 написаны С.П. Евсеевым, глава 1 (1.1 и 1.2) - В.Г. Щербаковым, А.В. Минаевым, С.П. Евсее- 13 вым; глава 6 (6.1) — С.П. Евсеевым, А.В. Цариком, Л.В. Шапковой; глава 11 - С.П. Евсеевым, С.В. Гутниковым; главы: 5, 14, 15, 16, 17, 18, 20 (20.1-20.7) - Л В. Шапковой; главы 7, 9, 21, приложения 5-10 -В.П. Жиленковой; глава 8 — В.П. Жиленковой, Л.Н. Селезневым; глава 10 — Л Н. Ростомашвили, В.П. Жиленковой; глава 6 (6.2) — Е.Е. Хвацкой; глава 20 (20.8), приложения 3, 4А, 4Б, 4В, 4Г - И Ю. Горской. В связи с тем, что в нашей стране это первый учебник по теории и организации адаптивной физической культуры, авторы хорошо осознают то, что он вряд ли сможет удовлетворить запросы и ожидания всех преподавателей и студентов. Поэтому авторы с благодарностью примут от читателей замечания, критику, советы и рекомендации по совершенствованию представленных материалов. II Часть первая I ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. I ИСТОРИЯ АДАПТИВНОЙ • физической культуры 456202 Раздел I ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ |
Методические рекомендации 8 Введение 10 часть первая введение в специальность.... Учебник предназначен для студентов высших учебных заведений, учащихся техникумов и колледжей, изучающих адаптивную физическую культуру,... |
«Введение в специальность» Тема: «История создания и анализ работы основных мировых производителей легковых автомобилей» |
||
Москва Издательство «Физическая культура» Б 20 Компетентность специалиста по адаптивной физической культуре: монография /В. Ф. Балашова М.: Физическая культура, 2007. – 246... |
Фонд оценочных средств по учебной дисциплине иностранный язык (немецкий)... «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)» |
||
Программа наименование дисциплины: Введение в специальность «Бизнес-информатика» пакет офисных программ, терминология специальных дисциплин, средства разработки html-документов |
Курс лекций и материалы к занятиям на семинарах по дисциплине «безопасность... Введение (Глава 01) из учебника: «Безопасность жизнедеятельности»: учебник для вузов под ред. Белова С. В. М.: Высшая шк., 2004 –... |
||
Методические рекомендации для освоения учебной дисциплины «Физическая культура» Нормативная основа реализации физической культуры в общеобразовательных учреждениях |
Рабочая программа учебной дисциплины введение в специальность для... Составители: Дюльгер Г. П., д в н., Табаков Г. П., к б н., доцент, Леонтьев Л. Б., д б н., доцент |
||
Менеджмент спортивной школы (нормативно-правовой аспект) Учебно-методическое пособие предназначено для слушателей курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки руководящих... |
Округа югры гоу впо хмао югры «сургутский государственный педагогический... Основы физической реабилитации: Учебное пособие. Направление подготовки 034400 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии... |
||
Российской федерации Содержание: умк по дисциплине Введение в профессионально-педагогическую специальность для студентов направления подготовки 44. 03.... |
Учебное пособие по курсу введение в специальность тема семафоры и светофоры России, и традиционные североамериканские (сша) системы сигнализации, откуда было, очевидно, взято оформление автоблокировки, вместе... |
||
Рабочая программа учебной дисциплины оп. 12 Электрорадиоизмерения специальность Специальность 25. 02. 03 Техническая эксплуатация электрифицированных и пилотажно-навигационных комплексов |
По специальности 032102 "Физическая культура для лиц с отклонениями... Охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах |
||
Основы физической культуры Физическая культура Физическая культура воздействует на жизненно важные стороны индивида, полученные в виде задатков, которые передаются генетически... |
Рабочая учебная программа дисциплины дисциплины «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)» |
Поиск |