Учебное пособие по курсу введение в специальность тема семафоры и светофоры

Учебное пособие по курсу введение в специальность тема семафоры и светофоры


Скачать 328.58 Kb.
НазваниеУчебное пособие по курсу введение в специальность тема семафоры и светофоры
страница1/3
ТипУчебное пособие
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Учебное пособие
  1   2   3
Министерство образования Рязанской области

ОГБПОУ «Рязанский железнодорожный колледж»

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

по курсу

ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

Тема

СЕМАФОРЫ и СВЕТОФОРЫ

Подготовлено:

Канцеров И.Р.

Капицына А.Е.

Рязань, 2016 г.

Введение


По мнению некоторых специалистов, классифицирующих системы железнодорожной сигнализации на маршрутные и скоростные, применяемая советская система сигнализации на железных дорогах не может быть отнесена строго ни к тому, ни к другому типу. В основном это связано с тем, что эта система развивалась в несколько этапов, используя опыт разных принципиально различных систем, При достаточно глобальных реформах всей системы сигнализации по каким-то причинам оставались некоторые «реликтовые» сигналы и значения сигналов, совершенно не вписывающиеся в современную основную концепцию. Основными источниками идей и конкретной символики светофорных показаний, на основе которых развивалась советская система сигнализации, видимо, следует считать некоторые традиционные немецкие (вместе с австрийскими и швейцарскими) семафорные системы сигнализации, на основе которых была создана в своё время и семафорная сигнализация в дореволюционной России, и традиционные североамериканские (США) системы сигнализации, откуда было, очевидно, взято оформление автоблокировки, вместе с многими её характерными чертами и внешним видом показаний.

В отличие от многих других систем сигнализации в мире, где любой сигнал имеет краткое смысловое название, которое и является для него официальным названием, в советской системе официальным названием сигнала является его описательное, «цветовое» название,

Существует также сравнительно длинное, почти полное смысловое описание в официальной инструкции (ИСИ, Инструкция по сигнализации), а официального краткого словесного названия, кроме «цветового», не существует.

При этом для основных поездных показаний светофоров используются красный, жёлтый и зелёный цвета.



СВЕТОФОРЫ


Светофор - от рус. «свет» и греч. «φορός» - несущий

Назначение светофоров

Для обеспечения безопасности и организации движения поездов на ж. д. и при маневровых работах на станциях разработана

система сигналов, посредством которых передаются приказы и указания

машинистам локомотивов и другим работникам, связанным с организацией и управлением движением.

Сигналы подаются сигнальными устройствами, большинство которых является неотъемлемой частью автоматических и полуавтоматических систем управления движением поездов на перегонах, станциях и переездах. Применяемые на ж. д. сигналы подразделяются на видимые и звуковые.

Из устройств, подающих видимые сигналы, наиболее распространены светофоры, являющиеся основным средством сигнализации для подвижного состава на ж. д.

Железнодорожный светофор — это устройство для видимой сигнализации на железных дорогах, подающее сигналы в любое время суток только светом огней.
Для получения необходимого числа сигнальных показаний в светофорах используются цвет и число одновременно горящих огней, их взаимное расположение и режим горения (свет постоянный или мигающий).

Как правило, показание светофора предназначено для членов локомотивной бригады или для машиниста подвижного состава, а сам светофор, за исключением локомотивного светофора, является напольным устройством.

Железнодорожные светофоры предназначены для регулирования движения поездов, маневровых составов, а также регулирования скорости роспуска с сортировочной горки. Также светофоры или дополнительные световые указатели могут информировать машиниста о маршруте или как-либо ещё конкретизировать показание.



Железнодорожный светофор в Германии

По эксплуатационным свойствам основное отличие типичного железнодорожного светофора от большинства светофоров на автомобильных дорогах (уличных) — гораздо более узкая направленность основного луча (в России и постсоветском пространстве — обычно угол расхождения около 3°), поскольку в большинстве случаев показание светофора предназначено только для машиниста подвижного состава, находящегося на каком-то одном участке пути.

Другое отличие заключается в том, что однозначное восприятие показания светофора на железной дороге должно происходить на больших расстояниях — порядка 0,8-1,5 км, что практически исключает использование каких-либо фигур или силуэтов в пределах одного огня.

Как правило, в любой железнодорожной светофорной сигнализации в целом требуется достаточно много различных показаний, а количество возможных для применения цветов очень ограничено — как правило, от 3 до 6 (причём, 6 — уже на пределе возможностей человека по восприятию цветов в достаточно сложных условиях видимости), поэтому, как правило, использование только одного огня какого-либо цвета в масштабе всей системы сигнализации оказывается невозможным.

На железных дорогах мира применяются светофоры, выражающие сигнал либо только взаимным расположением огней, либо только их цветом (и часто также миганием), либо как цветами, так и расположением, причём системы сигнализации могут быть как простыми, так и очень сложными для изучения и восприятия.

Например, в России, основное значение имеет цвет огней и мигание, а также определено их относительное взаимное положение; при этом все огни светофора, горящие одновременно, располагаются всегда на одной вертикальной линии.

Цвета, применяемые в светофорной сигнализации России, называются так: красныйжёлтыйзелёный, лунно-белыйсиний.

В системах, образовавшихся на базе французской, выделяют фиолетовый цвет; также в некоторых системах фактически жёлтый огонь называют оранжевым.

Устройство светофоров

Светофор состоит из одного или нескольких фонарей (светофорных головок) с источником света (обычно лампой накаливания) и оптической линзовой системой, которая концентрирует световой поток и направляет его в сторону приближающегося поезда.



Устройство светофора

Светофорная головка

Оптическая линзовая система

Один фонарь

Несколько фонарей

  1. Концентрирует световой поток

Источник света (обычно лампа накаливания)

  1. Направляет его в сторону приближающегося поезда



По расположению различают светофоры мачтовые, то есть имеющие собственную мачту, подвесные или консольные, то есть установленные на какой-либо конструкции над путями, карликовые, то есть расположенные на небольшой высоте над землей, как правило, на бетонном блоке или низком столбике, а также тоннельные, закрепленные на стене тоннеля.

Изредка встречаются и какие-либо особые способы крепления светофоров.

Карликовые светофоры дешевле, а также из-за своих габаритов требуют меньшего расстояния между путями, что позволяет часто выиграть несколько метров в длинах путей. Но, в целом, принято считать, что они обладают несколько худшей видимостью, могут быть перекрыты ходящими по путям людьми, заметены снегом и т. д. 

Однако при прохождении железной дороги в освещенной городской застройке ночью часто как раз высоко расположенные светофоры оказываются хуже видимыми.

По конструкции светофорной головки различают линзовые и прожекторные светофоры.

В линзовых светофорах для каждого сигнального огня имеется свой фонарь, прожекторный светофор подает световые сигналы разного цвета одним фонарем.

На вновь строящихся и модернизируемых железных дорогах устанавливают только линзовые светофоры.
В линзовых светофорах применяются лампы на напряжение 12В мощностью 15 - 25Вт.

Существуют два способа питания ламп светофоров: местное и центральное. Местное питание осуществляется переменным током низкого напряжения до 14В, а при его выключении – постоянным током от источников, установленных в непосредственной близости от светофоров. При центральном питании ламп светофоров используют переменный ток более высокого напряжения (до 250 В) с целью повышения дальности управления.
Характерной чертой железнодорожных светофоров (кроме большинства стесненных негабаритами карликовых и тоннельных) является наличие очень больших по сравнению с диаметром огней фоновых щитов, практически всегда черных, иногда с каймой иного цвета. Часто форма щита каким-либо образом указывает на тип светофора или особенности его значения. Также для таких целей часто используется раскраска мачты.

В России формой щита (ромб или квадрат, повернутый диагональю вертикально, в отличие от щитов другой формы — круглых, прямоугольных, овальных) отличаются только повторительные и заградительные светофоры, причем последние также отличаются чёрно-белой спирально-полосатой окраской мачты. Также для линзовых светофоров России, а в ещё большей степени для старых линзовых светофоров до 80-х годов выпуска характерны весьма длинные козырьки над каждым линзовым комплектом.
Виды светофоров


По месту применения различают светофоры:

- станционные*,

- проходные,

- локомотивные,

- горочные,

- заградительные и

- светофоры прикрытия.
В свою очередь станционные светофоры по назначению подразделяются на следующие:

- входные*, разрешающие или запрещающие поезду следовать с перегона на станцию;


Входной светофор «советского образца»
- выходные*, разрешающие или запрещающие поезду отправляться со станции на перегон;

- маршрутные*, разрешающие или запрещающие поезду проследовать из одного района станции в другой;

- маневровые*, разрешающие или запрещающие выполнение маневров;

- повторительные*для оповещения о разрешающем показании выходного, маршрутного и о показании горочного светофоров, когда по местным условиям видимость основного светофора не обеспечивается;

- проходные* светофоры – используются на участках, оборудованных автоблокировкой, разрешают или запрещают поезду проследовать с одного блок-участка (межпостового перегона) на другой;

- локомотивные светофоры – используются на участках, оборудованных автоматической локомотивной сигнализацией, устанавливаются непосредственно в кабине машиниста, не имеют линзовых комплектов, служат для разрешения или запрещения поезду следовать по перегону с одного блок-участка на другой, а также для предупреждения о показании путевого светофора, к которому приближается поезд;

- горочные светофоры – разрешают или запрещают роспуск вагонов с горки. Один светофор может совмещать несколько назначений (входной, выходной и маневровый);

- заградительныетребуют остановки поезда при опасности для движения, возникшей на переездах, крупных искусственных сооружениях и обвальных местах, а также при ограждении составов для осмотра и ремонта вагонов на станциях;

- светофоры прикрытиядля ограждения мест пересечения железных дорог в одном уровне другими железными дорогами, трамвайными путями, троллейбусными линиями; для ограждения разводных мостов и участков, проходимых с проводником.

Также применяются светофоры следующего назначения:

- предупредительные – предупреждающие о показании основного светофора (входного, проходного, заградительного и прикрытия);

- въездные (выездные) – разрешающие или запрещающие въезд (выезд) железнодорожного подвижного состава в производственное помещение и выезд из него на железнодорожных путях необщего пользования;

- технологические – разрешающие или запрещающие подачу или уборку железнодорожного подвижного состава при обслуживании объектов, расположенных на железнодорожных путях необщего пользования (вагоноопрокидывателей, вагонных весов, устройств для восстановления сыпучести грузов, сливо-наливных устройств и др.).

Один светофор может совмещать несколько назначений, например:

входной и выходной,

выходной и маневровый,

выходной и маршрутный.

На участках, где сохраняются семафоры, порядок их применения устанавливается Приложением №7 к Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации от 21.12.2010 г. - Инструкция по сигнализации.

Нормальным показанием станционных светофоров является запрещающее, а проходных светофоров автоблокировки в установленном направлении движения – разрешающее.

При переводе станционных светофоров в автоматический режим их нормальным показанием является разрешающее.

В случаях, когда необходимо дополнительно к основным показаниям светофора указать путь приема или направление следования поезда, род тяги по маршруту, ширину колеи и другие сведения, показания светофора дополняются показаниями маршрутных указателей.

Маршрутные указатели применяются цифровые, буквенные и положения и устанавливаются, как правило, на мачтах светофора.
Светофоры, как правило, устанавливаются с правой стороны по направлению движения поездов или над осью ограждаемого ими пути.

Заградительные светофоры и предупредительные к ним, размещаемые на перегонах перед переездом для поездов, следующих по неправильному пути, могут располагаться с левой стороны по направлению движения.

С разрешения начальника дороги допускается устанавливать с левой стороны входные и предупредительные к ним светофоры для приема на станцию поездов, следующих по неправильному пути, а также горочные светофоры, где это требуется по условиям маневровой работы.

Входные, маршрутные и выходные светофоры на главных путях станций, а также на боковых путях, по которым осуществляется безостановочный пропуск поездов, должны быть мачтовыми.

На станциях с рельсовыми цепями входные, маршрутные и выходные светофоры, в том числе групповые светофоры и маршрутные указатели автоматически закрываются при вступлении поезда на первый изолированный участок за светофором (маршрутным указателем).

Маневровые светофоры закрываются после проследования за светофор всего маневрового состава или после освобождения первого за светофором изолированного участка.
Обозначение светофоров

Принято буквенное и цифровое обозначение светофоров. Проходные светофоры автоблокировки обозначаются цифрами, все остальные — буквами или буквами с цифрами.

На каждом перегоне проходные светофоры автоблокировки нумеруются, начиная от входного светофора навстречу движению поездов, при этом светофорам нечетного направления присваиваются нечетные, а светофорам четного направления – четные номера.

Станционным светофорам присваиваются литеры Н или Ч в зависимости от направления движения, причем на выходных светофорах дополнительно указывается номер пути, к которому относится светофор.

Маршрутным светофорам к литере Н (Ч) добавляется литера М.

Маневровым светофорам присваивается литера М с порядковым номером в четной горловине станции – четным, в нечетной – нечетным.

Светофорам прикрытия присваиваются литеры НП или ЧП.

Технические характеристики светофоров

Традиционно в светофорах в качестве источника света применялась 
лампа накаливания, причём из-за требования узкой фокусировки луча нить лампы должна быть короткой, а поэтому обычно применяют низковольтные лампы — 12-вольтовые, весьма похожие на старые лампы фар автомобилей или лампы диапроекторов.

Такие лампы более устойчивы к многократным включениям и выключениям, что важно при мигании, и к вибрациям.

В России используются двухнитевые лампы: одна нить основная со сроком службы 2000 часов, другая резервная со сроком службы 300 часов, она включается управляющей схемой при перегорании основной.

Ламповые светофоры, способные передавать показания разных цветов, конструктивно выполняли чаще всего 2 типов:  линзовые и прожекторные.

В России, как и в мире в целом, наиболее распространены линзовые светофоры (англ. colorlight signal). Они имеют для каждого отдельного сигнального огня отдельный т. н. комплект, состоящий из патрона с лампой (и часто — системы для настройки фокусировки при установке), и линзового комплекта, состоящего из нескольких линз (обычно ступенчатых и выпуклых для возможно лучшего использования светового потока) и светофильтров соответствующего цвета.

В России линзовый комплект состоит из внутренней ступенчатой цветной линзы-светофильтра и наружной бесцветной ступенчатой линзы.

Основные недостатки такого устройства — относительно низкая экономичность (мощность лампы накаливания там обычно составляет 25 Вт, также встречаются лампы мощностью 15 и 35 Вт) из-за плохого использования светового потока (всего 25-30 %), и также возможность смешения показаний при попадании солнечных лучей в линзовые комплекты (из-за этого невозможно применять зеркала, которые сильно улучшили бы использование светового потока).

Также в последнее время стали применяться светодиодные светофоры, в первую очередь они устанавливаются на проходных светофорах (на перегонах), где доступ к светофорам осложнён, при этом высокая надёжность светодиодных матриц значительно облегчает эксплуатацию светофоров.

Преимущества светодиодов вообще по сравнению с лампами накаливания:

экономичность (кроме «белых» светодиодов, как правило), долговечность,

надёжность (в том числе за счёт множественности светодиодов в одном сигнальном комплекте),

отсутствие достаточно дорогих цветных линз или светофильтров, для некоторых цветов (зелёный (изумрудный), отчасти синий) — более яркий, насыщенный цвет, что облегчает восприятие в сложных условиях, особенно в яркий солнечный день, также ночью в ярко освещенном городе и т. п. 

Недостатки светодиодов (опять же, для некоторых цветов):

слишком блеклый, но несколько резкий, раздражающий цвет (это характерно для жёлтого),

или из-за недоступности определенных цветов светодиодов — просто нестандартный, нетрадиционный цвет (это часто для жёлтого и белого цветов.

Красный цвет на имеющихся в настоящее время светодиодных светофорах, по зрительному восприятию существенно не лучше и не хуже традиционного, по красному свету даже довольно трудно отличить светодиодный светофор от лампового.

Также можно считать недостатком то, что светодиоды резко зажигаются и гаснут соответственно тому, как на них подается и снимается напряжение: при мигании огня это довольно сильно раздражает членов локомотивной бригады, кроме того, сам вид мигания непривычен, не воспринимается как железнодорожный светофор, в отличие от плавного разгорания и погасания низковольтных ламп. Но при желании этот недостаток легко устраним простейшими электронными схемами.

Существенным недостатком светодиодных светофоров является сложность построения и нетривиальность схем контроля горения огней по сравнению с ламповыми светофорами.

В настоящий момент, вследствие того, что замена систем контроля сигнализации, адаптированных под лампы накаливания, не планируется, преимуществ у светодиодных светофоров - нет. Согласно техническим требованиям российских железных дорог уровень потребления светодиодных головок светофора различными методами доводится до уровня ламп накаливания. Высокие требования к безопасности приводят к появлению схем безопасных и, как следствие, ненадежных, выходящих из строя при малых изменениях параметров компонентов, входящих в схему светофора. Таким образом, на сегодняшний день светодиодные железнодорожные светофоры преимуществ перед ламповыми не имеют, в то же время сохраняя все присущие им недостатки.
  1   2   3

Похожие:

Учебное пособие по курсу введение в специальность тема семафоры и светофоры iconУчебное пособие по курсу иностранный язык (немецкий)
Чтение, аннотация и реферирование газетных статей. Учебное пособие по курсу иностранный язык (немецкий) / фгбоу спо «бгуор». Брянск,...

Учебное пособие по курсу введение в специальность тема семафоры и светофоры iconУчебное пособие по курсу «Особенности россииского менеджмента» м...
Учебное пособие по курсу «Особенности россииского менеджмента» м международный университет бизнеса и управления, 2002 328 С

Учебное пособие по курсу введение в специальность тема семафоры и светофоры iconУчебное пособие для студентов специальность 31. 02. 01 «Лечебное дело»
Учебное пособие для студентов специальность 31. 02. 01 «Лечебное дело» пм 03. Мдк 03. 01. 01. Оказание посиндромной неотложной медицинской...

Учебное пособие по курсу введение в специальность тема семафоры и светофоры iconУчебное пособие для студентов специальность 31. 02. 01 «Лечебное дело»
Учебное пособие для студентов специальность 31. 02. 01 «Лечебное дело» пм 03. Мдк 03. 01. 01. Оказание посиндромной неотложной медицинской...

Учебное пособие по курсу введение в специальность тема семафоры и светофоры iconУчебное пособие к курсу “Upstream” Уровни А2―В1 Издательство «мгимо-университет»
Учебное пособие предназначено для студентов 2 курса факультета мэо, которые изучают английский как второй иностранный язык

Учебное пособие по курсу введение в специальность тема семафоры и светофоры iconУчебное пособие по курсу «общая хирургия» для студентов лечебного факультета
Учебное пособие по курсу «Общая хирургия» для студентов лечебного факультета / Под редакцией профессора Б. С. Суковатых. Курск: гбоу...

Учебное пособие по курсу введение в специальность тема семафоры и светофоры iconУчебное пособие тема: «профилактика пролежней»
Учебное пособие пм 04 Выполнение работ по профессии Младшая медицинская сестра по уходу за больными

Учебное пособие по курсу введение в специальность тема семафоры и светофоры iconСеменович А. В. С 302 Введение в нейропсихологию детского возраста: Учебное пособие
С 302 Введение в нейропсихологию детского возраста: Учебное пособие. — М.: Генезис, 2005. — 319 с.: ил

Учебное пособие по курсу введение в специальность тема семафоры и светофоры iconМетодические рекомендации 8 Введение 10 часть первая введение в специальность....
Учебник предназначен для студентов высших учебных заведений, уча­щихся техникумов и колледжей, изучающих адаптивную физическую куль­туру,...

Учебное пособие по курсу введение в специальность тема семафоры и светофоры iconМетодические рекомендации 8 Введение 10 часть первая введение в специальность....
Учебник предназначен для студентов высших учебных заведений, уча­щихся техникумов и колледжей, изучающих адаптивную физическую куль­туру,...

Учебное пособие по курсу введение в специальность тема семафоры и светофоры iconУчебное пособие Санкт-Петербург 2011 А. Д. Береснев, А. И. Говоров,...
А. Д. Береснев, А. И. Говоров, А. В. Чунаев, Практические работы по курсу информационные сети. – Спб: ниу итмо, 2011. – … с

Учебное пособие по курсу введение в специальность тема семафоры и светофоры iconОглавление введение
...

Учебное пособие по курсу введение в специальность тема семафоры и светофоры iconУчебное пособие к практическим занятиям по курсу «Фармацевтическое товароведение»
Учебное пособие предназначено для подготовки студентов к лабораторно-практическим занятиям и включает название темы, цель занятия,...

Учебное пособие по курсу введение в специальность тема семафоры и светофоры iconУчебное пособие москва 2012 Оглавление Введение стр. 3 Основные понятия,...
Учебное пособие составлено с целью оказания помощи в овладении базовым курсом по аварийно-спасательной подготовке и соответствует...

Учебное пособие по курсу введение в специальность тема семафоры и светофоры icon«Введение в специальность»
Тема: «История создания и анализ работы основных мировых производителей легковых автомобилей»

Учебное пособие по курсу введение в специальность тема семафоры и светофоры iconМиф в системе культуры (Учебное поcобие к специальному курсу)
Пивоев В. М. Миф в системе культуры: (Учебное пособие к спецкурсу) / Петрозаводская гос консерватория. Петрозаводск, 1991. 216 c


Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск