1. Миграционная система России: генезис, сущность, структура, концептуальные организационно-правовые основы


Скачать 0.92 Mb.
Название 1. Миграционная система России: генезис, сущность, структура, концептуальные организационно-правовые основы
страница 1/7
Тип Документы
rykovodstvo.ru > Руководство ремонт > Документы
  1   2   3   4   5   6   7
Тема 1. Миграционная система России: генезис, сущность, структура, концептуальные организационно-правовые основы.1
Учебные вопросы:

  1. Историко-правовой аспект отечественной миграционной системы.

  2. Концептуально-правовые основы миграционной системы России.

  3. Сущность и структура миграционной системы России.

  4. Закономерности и противоречия развития миграционной системы России. Состояние и тенденции развития миграционной системы России.


1. Историко-правой аспект отечественной миграционной системы

Генезис отечественной МС осуществлен в соответствии с принципа­ми историзма, научности и преемственности. Основными условиями их реализации избраны: поиск закономерного характера исторического развития МС; анализ функционирования МС во взаимодействии с про­исходящими в государстве и обществе политическими, экономически­ми, социальными, демографическими, географическими, правовыми и другими процессами; предварительное определение основных направ­лений совершенствования системы и ее подсистем.

В развитии социальных систем, как правило, исследователями опре­деляются этапы их возникновения, становления, зрелости и преобразо­вания (регресса или прогресса). Основываясь на том, что в развитии МС в России исследователями выделяются, в основном, дореволюцион­ный (60-е годы XVIII в. - 1917 г.), советский (1917 - 1991 гг.) и совре­менный (с 1992 г.) этапы развития, проведем их историко-правовой ана­лиз.2

Дореволюционный этап (60-е годы XVIII в. - 1917 г.)

Распад русской первоначальной народности на две ветви и колонизация других земель начались приблизительно с XIII в., когда население центральной среднеднепровской полосы разошлось в противоположные стороны, а Киев перестал быть их связующим цен­тром. Колонизация русских переселенцев в область средней Оки и верхней Волги определялась двумя условиями: с одной стороны, этно­графическими (встреча русских переселенцев с инородцами в междуре­чье Оки - Волги), с другой стороны, географическими (воздействие природы края).1 Упомянутая встреча имела мирный характер. Колони­сты не воевали с туземцами, так как принадлежали в большинстве к мирному сельскому населению, уходившему из юго-западной Руси от тамошних невзгод и искавшему среди лесов Севера не добычи, а безо­пасных мест для хлебопашества и промыслов. Поэтому происходило не завоевание, а заселение края, что подтверждается чередующимися финскими и русскими названиями сел и рек на пути «из варяг в греки», ко­торые сохранились до сих пор.

Вместе с тем «из жития преподобного Авраамия видно, что в XI в. в Ростове только один конец был населен чудью. Русские имена боль­шинства ... городов Ростовской земли показывают, что основаны они были русскими и что Русь образовала господствующий элемент в соста­ве их населения».2 Расширение территории превратило Русь в многона­циональное государство с особой этнографической структурой. Мил­лионы русских, украинцев, белорусов переселились в Сибирь, на Даль­ний Восток, в Центральную Азию, Закавказье. Прибалтику. Сотни ты­сяч коренных жителей этих регионов влились в население европейской части единого Российского государства.

Основываясь на обобщении перечисленных и ряда других трудов, можно констатировать, что «отчетливая и эффективная миграционная политика начала проводиться в конце XVII в., когда Россия, не имея миграционного потенциала на своей территории, начала активно при­влекать иностранцев для заселения и освоения огромных территорий».3 Для этого ша законодательном уровне 4 декабря 1762 г. Екатериной II был издан Манифест «О свободном поселении иностранцев в России», а в 1763 г. - Указ «О дозволении всем иностранцам, в Россию въезжаю­щим, селиться, где пожелают». Коренное русское население могло только завидовать правам и льготам переселенцев-иностранцев: они получали российское подданство, а прожившие в стране десять лет и более беспрепятственно вывозили все нажитое. Видимо, это обстоя­тельство в последующем повлияло на установление срока проживания старожилов в 10 лет.

Изучение правового регулирования торгово-промышленного пред­принимательства в России во второй половине Х1Х-начале XX в. и тен­денций его развития свидетельствует, что:1 с изданием Новоторгового устава 1667 г. было впервые законодательно регламентировано общее правовое положение иностранных купцов в России, а объем предостав­ляемых им торговых прав значительно ограничивался; Петр I вернул режим благоприятствования для иностранных предпринимателей, но уже к 20-м годам XVII в. с введением протекционизма в торговле и промышленности пребывание иностранцев в России жестко законода­тельно регламентировалось рядом указов Петра I «об иноземцах».

Осуществляя непосредственное руководство создаваемой миграци­онной системой, царствующая особа позаботилась об обеспечении пе­реселенцев, существенно дополнив приведенные и другие законода­тельные акты законами о льготах и привилегиях для них, реестрами свободных и удобных для поселения земель.2 Причем обеспечение пе­реселенцев было всесторонним, они освобождались от обязательной гражданской службы, уплаты налога в виде регионально дифференци­рованных льгот вне зависимости от численности населения в поселении (колонии) и рода деятельности; не несли воинскую повинность; имели свободу вероисповедания и все условия для отправления религиозных культов; им выплачивались из казны для обзаведения хозяйством и при­обретения инвентаря ссуды с рассрочкой возврата через десять лет и др.

Таким был внешний контур функционирования МС, по интенсивно­сти управляющих, законодательных и всесторонности обеспечивающих воздействий явно доминирующий над внутренним, собственно россий­ским, контуром функционирования системы. Упорядочение внутренней миграционной деятельности связано с отменой крепостного права, а также кардинальными государственными реформами 1861 г. В это вре­мя потребовалось переместить огромные массы населения в малонасе­ленные зауральские территории как по политическим, так и по эконо­мическим причинам.

Было создано специальное переселенческое управление в составе ведомств, занимающееся земельными вопросами, ведь к началу XX в. в стране насчитывалось 2 млн. хозяйств без земельных наделов, а еще около 10 млн. за счет имеющейся земли не могли прокормиться. Причем для привлечения крестьян к переселению правительство отпускало зна­чительные средства: переезжающим в Сибирь и на Дальний Восток вы­давалась ссуда соответственно 250 и 400 руб. золотом, огромные для того времени деньги. Кроме того, переселенцу выделялась не только земля для освоения, но и участок леса для постройки дома и хозяйст­венных строений. На государственном уровне обеспечивалось строи­тельство дорог, школ, больниц, колодцев. Благодаря целенаправленной государственной поддержке МС с 1896 г. до начала Первой мировой войны продемонстрировала высокую эффективность функционирова­ния - в районы Сибири и Дальнего Востока переместилось свыше 4 млн. хозяйств.1

Следовательно, активное расселение разных народов для освоения присоединяемых территорий, в первую очередь русского, в России осу­ществлялось с начала XVIII в. И если восток и север страны до второй половины XIX в. едва заселялся, то Кавказский регион и Центральная Азия имели собственное население - расселяемых выходцев из европейских районов.2 Таким образом, представляется правомерным возникно­вение МС в России связывать не с колонизацией русскими финских зе­мель, происходившей спонтанно, неуправляемо, а с 60-ми годами XVIII в. - временем начала целенаправленного государственного регулирова­ния миграционной деятельности в стране.

Основными государственными институтами управления миграцион­ной деятельностью в то время были:

Особенная канцелярия Министерства полиции и Министерства внут­ренних дел (25 июня 1811 г.- 3 июля 1826 г.), заведовавшая, в том чис­ле, сбором сведений о положении крестьян, наблюдением за населением пограничных губерний; размещением военнопленных, интернирован­ных в период Отечественной войны 1812 г., борьбой со шпионажем, наблюдением за иностранцами, принятыми в русское подданство. Она же выдавала виды на жительство, вела сбор сведений о происшествиях, боролась с «антирусскими» настроениями на Кавказе и в Польше, соби­рала сведения о политическом положении в зарубежных странах и др. Функции Особенной канцелярии с 3 июля 1826 года были переданы III отделению Собственной е.и.в. канцелярии;1

Дореволюционная Россия располагала нормативно-правовыми акта­ми: о документе, удостоверяющем личность; свободе передвижения и выборе места жительства, регистрационном учете населения, выезде из Российской империи и въезде на ее территорию, правовом положении иностранных граждан в России, российском подданстве. Особенностя­ми формирования и функционирования паспортной системы России в XVIII-начале XX в. являются:2

первое упоминание о документе «вид или письмо», по существу, выполнявшем роль паспорта, появляется в Соборном уложении 1649 г., но окончательно этот институт сложился только в первой трети XVIII в.;

паспорт как документ, удостоверяющий личность и право на «отлуч­ку», стал использоваться государством с середины XVII в. и первоначально выполнял функции справки об освобождении из мест заклю­чения;

Указ от 30 октября 1719 г. запрещал жителям России покидать места жительства и службы без узаконенного вида или паспорта;

установление паспортной системы в России связано с подписанием Петром 1 в 1724 г. нормативного акта, названного «Плакат»;

паспортное законодательство конца XVIII в. складывалось по на­правлениям: регламентация учета и паспортизация населения; выработ­ка механизмов преследования беглых и дезертиров;

с принятием Закона от 10 февраля 1864 г. «О принятии иностранцев в русское подданство» окончательно оформляется институт подданства Российской империи, хотя вопрос о выходе из российского подданства на законодательном уровне так и не был решен вплоть до 1917 г.;

характерной чертой дореволюционной паспортной системы был ее сословно-классовый характер - так, 8 октября 1906 г. вышел Высочай­ший указ «Об отмене некоторых ограничений в правах сельских обыва­телей и лиц других бывших податных состояний», благодаря чему кре­стьяне получили право свободно избирать место постоянного жительст­ва на одинаковых основаниях с лицами других сословий и др.

К началу XIX в. законодательство, регламентирующее учет населе­ния и паспортный режим, стало юридической основой системы имми­грационного контроля (СИК) Российской империи, состоящей из трех основных элементов, сложившихся в институты:

«места жительства», в рамках которого с помощью различных сис­тем учета населения устанавливалось место проживания российских и иностранных подданных;

паспортов, которым устанавливался порядок отлучки с места жи­тельства различных категорий населения страны;

беглых и дезертиров, который определял механизмы деятельности полицейских органов по преследованию данной категории населения и санкции к нарушителям паспортного режима.

По Указу Елизаветы Петровны от 11 октября 1755 г. пограничным таможням вменялось в обязанность «делать отметки в паспортах о пере­сечении границы. Чиновник таможни брал с купцов расписку, что они вернутся обратно в Отечество вместе со своими работниками. Само­вольно отлучавшихся за границу поселян отдавали в солдаты, а негод­ных к службе - в крепостную работу, дворян предавали к суду, а их имения конфисковались».1

Хозяйственный департамент Министерства внутренних дел (4 но­ября 1819 г. - 8 апреля 1904 г.), образованный для руководства городским хозяйством, организации снабжения населения продовольствием, усовершенствования земледелия и других отраслей сельского хозяйства, занимался организацией переселения и устройством колоний.2 Его 4-е отделение вело дела по устройству земского управления, а 5-е отделе­ние - осуществляло земское управление в европейских губерниях Рос­сии, Сибири. В связи с учреждением Главного управления по делам ме­стного хозяйства 22 марта 1904 г. этот департамент был упразднен;

Манифестом от 8 сентября 1802 г. впервые сбор статистических све­дений как отдельная отрасль государственного управления был возло­жен на МВД. В миграционной системе эти функции с 30 апреля 1863 г. выполняли: Статистическое отделение Министерства полиции (МВД, с 12 мая 1823 г. - Департамента полиции исполнительной МВД), Стати­стический совет и Центральный статистический комитет.3

Статистический совет (30 апреля 1863 г. - 26 октября 1917 г.), соз­данный с целью «содействовать министерствам и другим главным управлениям в работе по административной статистике», определял «правильнейшие» и «вернейшие» способы собирания и обработки ста­тистических сведений и добивался единообразия в подготовке стати­стических материалов.4 Председатель Статистического совета назна­чался Министром внутренних дел;

Центральный статистический комитет (30 апреля 1863 г. - 25 ию­ля 1918 г.) осуществлял сбор, проверку, обработку статистических дан­ных «по разным отраслям государственного управления» с правом тре­бования статистических материалов от всех учреждений, исключая сек­ретные сведения;

Переселенческое управление (2 декабря 1896 г. - 19 сентября 1905 г.), учрежденное для заведования переселенческим делом, приравнивалось к департаментам и руководило делами разрешений на переселение, за­ведовало всеми кредитами по МВД на переселенческое дело, рассмат­ривало дела, возложенные на управление Министром внутренних дел.1

Возникновение МС в России связано не с колониза­цией русскими финских земель, происходившей спонтанно, неуправ­ляемо, а с началом целенаправленного государственного регулирования миграционной деятельности в стране во второй половине XVIII в. Доре­волюционная МС, по существу, представляла собой совокупность орга­нов и учреждений: управляющих ею (Переселенческое управление); осуществляющих правовую деятельность (Особенная канцелярия – III-е отделение Собственной е.и.в. канцелярии); поставляющих данные обра­ботанных статистических сведений (Статистическое отделение, Стати­стический совет и Центральный статистический комитет), а также все­сторонне ее обеспечивающих (Хозяйственный департамент Министер­ства внутренних дел).

Основными тенденциями ее развития были: переход от стихийной, спонтанной колонизации финских земель к государственному регули­рованию миграционных потоков; достойное государственное обеспече­ние мигрантов, особенно переселенных в Сибирь и на Дальний Восток; становление иерархической структуры МС и ее развитие в процессе ре­шения важнейших государственных задач; управляющее воздействие царствующих особ государства.
Советский этап (1917 - 1991 гг.)

В советском этапе развития миграционной деятельности исследова­тели, как правило, выделяют периоды - 20-е начало 30-х годов, 30-50-е годы, 50-60-е - начало 90-х годов.1

Становление советского этапа функционирования отечественной МС осуществлялось на принципах преемственности, государственного регулирования при доминировании централизованного руководства. Так, с 25 июля 1918 г. перестал существовать Центральный статистический комитет и его функции были переданы Центральному статистическому управлению и Статистическому отделу НКВД.

Деятельность советской МС характеризуется следующими положениями.

На внешнем международном уровне (внешний контур функциониро­вания) функционирование МС было едва выраженным и в целом пред­ставляло собой:

в управленческом аспекте: командно-административную систему управления политическими, социально-экономическими, демографическими. общественно-государственными и иными процессами; государственное обеспечение «железного занавеса»; жесткую борьбу с любыми проявлениями нерегулируемой миграции за пределы страны; принудительную высылку из страны политических мигрантов (десидентов, объявленных «врагами народа»).

в правовом аспекте:

выборочное принятие международных нормативных и правовых ак­тов в области миграционной деятельности; тесное сотрудничество со странами социалистического содружества в области социалистической интеграции и кооперации.

На внутреннем уровне (внутренний контур функционирования) функционирование МС представляло собой:

в управленческом аспекте:

практически с первых лет советского этапа применялась админист­ративная высылка, руководство которой было возложено на Объеди­ненное государственное политическое управление (ОГПУ).1 Устано­вившаяся командно-административная система управления внутренней миграционной деятельностью (МД) способствовала ускоренному разви­тию страны при реализации планов первых пятилеток. С 1936 г. руково­дство переселенческим делом было возложено на НКВД.2 При этом органы НКВД награждали отличившихся на строительстве вольнонаем­ных работников, досрочно освобождали за ударную работу (за строи­тельство канала Москва - Волга было освобождено 55 тыс. заключен­ных), осуществляли гласный надзор за ссыльными и высланными, веда­ли спецпереселениями, делами о военнопленных и интернированных3 и др.

Вместе с тем политическое регулирование МД породило явление ре­прессивной высылки целых народов - калмыков, чеченцев, ингушей, балкарцев и карачаевцев, крымских татар, турок, курдов и хемшилов;4 принудительное заселение собственных и присоединенных территорий;5

в правовом аспекте:

осуществление правовых функций для регулирования МД в связи с доминированием командно-административной системы долгое время являлось прерогативой органов внутренних дел. Активизация попыток упорядочения законодательной основы МС относится ко второй поло­вине 40-х гг.1 Так, в 1949 г. при Министерстве внутренних дел Союза ССР было создано Главное управление исправительно-трудовых лаге­рей и колоний.2 Это способствовало снятию некоторых ограничений в местах специальных поселений,3 хотя порой приводило к волнениям и восстаниям переселенцев и заключенных (восстание заключенных в особом лагере Кенгир, в Казахстане, летом 1954 г. и др.).4

По вопросам регистрации и учета граждан, контроля соблюдения правил пребывания иностранцев в СССР и гражданства был издан ряд законов. В них нашли отражение положения и нормы, регулирующие: учет,5 приобретение прав российского гражданства,6 порядок восста­новления в правах гражданства,7 принятие иностранцами и их лишение Российского гражданства8 и др.

Правовые основы для регулирования выезда - въезда в страну отра­жали жесткую государственную позицию, направленную на реализацию комплекса ограничительно-распорядительных мер.

Среди них основ­ными были:

правила въезда и выезда из России, предусматривающие взимание сбора за выдачу общегражданских заграничных паспортов, за визу на­циональных паспортов иностранных граждан органами народных комиссариатов внутренних дел союзных республик, за выдачу разрешений и виз на въезд в СССР и выезд из СССР и видов на жительство для ино­странцев;1 порядок высылки иностранцев из пределов страны;2 инструкции о порядке выезда за границу определенных категорий лиц;3 нормы, регламентирующие обеспечение миграционной деятельности -с предоставлением окружным административным отделам прав по оп­ределению гражданства, выдаче видов на жительство и разрешений на выезд за границу, приема заявлений о выдаче видов на жительство для иностранцев и продление их сроков, о въезде и проживании в пограничных полосах 4 и др.

Вместе с тем государство реализовывало целенаправленную полити­ку в отношении беженцев и пленных. Для этого была учреждена Цен­тральная Коллегия по делам пленных и беженцев, которая с 24 мая 1919 г. вошла в качестве самостоятельного отдела в состав НКВД РСФСР.5

Правовой аспект деятельности Коллегии составили следующие нор­мативные правовые акты: запрещение выдачи пропусков беженцам вне плана Центрального Управления по эвакуации населения, определение размеров сухого пайка для беженцев, ликвидация Центрального Управ­ления по эвакуации населения и его местных органов («Центральное Управление по эвакуации населения (до 26 февраля 1920 г. именуемое Центральной Коллегией по делам пленных и беженцев - Центропленбеж) с 1 января 1923 г. ликвидируется. На НКВД возложить организа­цию приема и водворения на места жительства»), установление формы анкеты для репатриантов, регистрацию и отправку беженцев, порядок признания беженцев репатриантов, оказание помощи беженцам и вы­нужденным переселенцам и др.1

Становлению советской МС способствовала деятельность Государ­ственного научно-исследовательского колонизационного института (1922-1930 гг.). В этот период прослеживается преемственность истори­ческого развития отечественной МС, организуется текущий учет мигра­ций, пространственная мобильность населения была включена в про­грамму переписи населения (1926 г.), анализируется интенсивно нарас­тающий поток сельской и городской миграции. Так, показана органиче­ская связь миграции с перераспределением трудовых ресурсов, оплатой труда, ценообразованием.2 Решалась проблема организации переселе­ния из малоземельных регионов в многоземельные,3 особенно на Даль­ний Восток в связи с усилением его военно-стратегического и полити­ческого значения вплоть до Великой Отечественной войны.

Таким образом, советская МС, представляла собой совокупность административно-управляющих, правовых, информационных и обеспечивающих организаций, учреждений, органов и средств, функционирующих с целью жесткого государственного партийно-политического регулирования миграционной деятельности. Основными тенденциями развития ее развития были: определенная преемственность развития дореволюционной системы; партийно-политический и командно-административный характер управленческой деятельности; репрессивное воздействие на проектирование миграционных потоков, перемещение мигрантов и их содержание в специальных поселениях; крайне низкий уровень обеспечения миграционной деятельности (научного, финансового, экономического, продовольственного, жилищного и др.); превалирование политики «железного занавеса» во внешнем контуре функционирования сис­темы.

Современный этап (с 1992 г.)

Современный этап развития МС явился отражением парадигмы ми­грационных условий, прежде всего связанных с попытками разреше­ния военно-политических проблем в Абхазии, Грузии, Закавказье. Мол­давии, Прибалтике, Чечне и других регионах страны:

на фоне общего снижения интенсивности и масштабов миграции произошел коренной перелом в межрайонном перемещении населения;

началось разрушение демографического и трудового потенциала Се­вера, Дальнего Востока, в Сибири;

возникло положительное сальдо миграции сельского населения;

на пространство распавшегося государства хлынули потоки бежен­цев, перемещенных лиц и вынужденных переселенцев;

произошла либерализация эмиграционно-иммиграционного законо­дательства;

страну оставила часть наиболее образованных, профессионально подготовленных людей (добровольное и безвозмездное «донорство умов»);

образовались потоки нелегальных иммигрантов, концентрирующих­ся в избранных регионах российской территории (китайцы - на Дальнем Востоке; азербайджанцы, таджики - в Москве и др.);

завершилась всеобщая паспортизация населения и др.

Поэтому разработка теоретико-методических аспектов миграцион­ных проблем современной МС существенно дифференцирована по вре­мени разрешения перечисленных и иных конфликтов. Это связано и с тем, что управление системой с самого начала приобрело децентрализо­ванный характер. К этому вынуждали как финансово-экономические, так и социально-демографические трудности: из-за хронического недо­финансирования стали рушиться научные коллективы, в них резко со­кратилась прослойка молодежи, возросла коммерциализация МД, прак­тически была парализована репрезентативная социологическая база ис­следований и др.

Ситуацию удалось выправить только к концу XX в. в результате ана­лиза правовой и организационной деятельности в сфере регулирования вынужденной миграции, определения ее соответствия нормам Конституции РФ и международному праву, а также благодаря финансовой поддержке иностранных фондов. В результате функционирование МС РФ приобрело направленность на разрешение проблем вынужденной миграции, изобилующих нарушениями прав человека, включая мигран­тов. Впервые в российской истории 1 января 2000 г., на базе Государст­венного университета управления был создан Институт управления ми­грационными процессами, обеспечивающий получение выпускниками вуза квалификации «менеджер» по специальности «управление мигра­ционными процессами».

Тем самым еще больше укрепилась роль и значимость подсистемы управления МС, испытывающей сильнейшее международное влияние в связи с принятием Российской Федерацией ряда важнейших междуна­родных правовых норм.1 Напротив, проблемы внутренней миграции в России потеряли актуальность. Тем не менее все большее количество исследователей и авторских коллективов (М.Б. Денисенко, В.А. Ионцев, Б.С. Хореев и др.) стали выступать за интегрированное развитие мигра­ции населения как вполне самостоятельной науки в виде четко выра­женного научного направления - миграциологии2.

Генеральной идеей миграциологии является разработка общей тео­рии миграционной подвижности населения, основанной на ее систем­ном изучении, законе подвижности населения и усилении социально-экономической необходимости миграционного движения в обществен­ном прогрессе. Под миграционным движением понимается совокуп­ность всех видов территориальных передвижений, обусловленных раз­личными факторами и мотивами, которые лежат в основе понятия «миграционная система».1

В отличие от концепции «миграционных систем», данное понятие представляет собой четырехблочную систему: общая миграционная подвижность или миграционная активность населения, территориальное перераспределение населения, миграционное поведение населения и механизм воздействия.

В основе «концепции миграционных систем» лежит системный под­ход, интегрирующий различные подходы по феноменологии миграции в доказательство того, что миграционные потоки между странами выезда и определенными странами въезда тесно взаимосвязаны. Причем, по­скольку миграция создает некое объединенное пространство (миграци­онную систему), заключающее в себя страны выезда и въезда, то для понимания ее динамики необходимо рассматривать всю систему в це­лом. При этом географическая близость может играть значительную роль, но обязательным условием не являться, так что определенные страны могут составлять часть глобальной миграционной системы.2

Кроме перечисленных, существуют и другие системные подходы к исследованию миграционных процессов. Среди них выделяется антро­пологический подход, активно разрабатываемый Центром стратегиче­ских исследований Приволжского федерального округа (ПФО) и пред­полагающий, что для обеспечения управления миграционными процес­сами России необходимо решить две ключевые задачи: правовую - не­обходимо создать систему селективной иммиграции и тем самым мак­симально сократить нелегальный сектор миграции, и управленческую - решения в области иммиграции и натурализации должны приниматься при балансе интересов четырех сторон, заинтересованных в мобильном и качественном рынке труда бизнес - структур, отвечающих за правопо­рядок органов внутренних дел, местного населения и местных властей, зачастую настроенных против иммигрантов.

Предварительные результаты анализа изменений современных антропоструктур под воздействием мировых человеческих течений пока­зали, что государство в итоге получает сбалансированную систему при­влечения и удержания миграционного потока, отвечающего заданным характеристикам - квалификационным, образовательным, половозраст­ным, языковым и культурным.

Само понятие «антропоток» обозначает идентификационные формы социальной динамики и в узком смысле слова представляет собой «че­ловеческие течения»: сезонные и вековые, локальные и глобальные ми­грации - от переезда из деревни в райцентр до «походов Аттилы и Та­мерлана». В широком смысле слова это - совокупность социокультур­ных процессов переноса и трансляции, восстановления и смены, вос­производства и развития идентичностей, представленных на уровне яв­ления.

При этом процесс переноса идентичностей проявляется в миграци­онных потоках, когда люди и сообщества транспортируют свои куль­турные и религиозные характеристики, обычаи и навыки из одного гео­графического и социального пространства в другое посредством инсти­тута традиции. Это присуще стремительно развивающимся образова­тельным процессам, осуществившим прорыв к системе дистанционного образования. К антропотоку отнесен ряд социокультурных процессов: изменение половозрастной, профессиональной, конфессиональной, эт­нической, расовой, языковой структуры населения, возникновение-уничтожение-трансформация культурных и сословных страт, классиче­ское «изменение численности и состава населения».

С точки зрения структуры антропоток включает морфологические, функционально - деятельностные и контекстно-онтологические аспекты:

к морфологическим аспектам относятся; демографический - описывающий изменение социума вследствие естественных процессов рождения – взросления – старения - омоложения, и миграционный - учитывающий физические трансграничные перемещения индивидуумов;

к функционально - деятельностным аспектам относятся процессы из­менения квалификационной матрицы и образовательного потенциала нации, региона, отрасли и т.п.;

к контекстно-онтологическим аспектам относятся:

идентифитарный - маркирующий изменение идентичностей;

средовой — описывающий смену социокультурного контекста;

аксиологический - обостряющий процессы, происходящие при рево­люционных изменениях ценностной, парадигмальной, онтологической «карты» социума.

Считается, что антропоток позволяет видеть в процессах «великих переселений народов» не только условную связь миграций варваров, кочевников, нравственного упадка, драматических идеологических и политических изменений, но и в определенном смысле — системный процесс, подчиняющий себе этногенез отдельных народов и вписанный в планетарную демографическую динамику.

Среди системных характеристик антропотока выделяются:1

основной системообразующий элемент - антропотип, определяемый ментальностью и объективными условиями жизни и хозяйственной деятельности (антропотип приграничника, первопроходца, оседлого хозяйственника — в пространственном антропотоке, предпринимателя, наемного работника, исследователя, проектировщика -в социальном антропотоке);

основной компонент системного понятия антропотока — антропо-модуль (формальное объединение схожих по типу антропотипов: ан-тропомодуль освоителей-предпринимателей, антропомодуль оседлых хозяйственников - наемных работников и т.д.);

главная связь этой системы - антроповектор (целенаправленное од­новременное развитие пространственного и социального антропотока: антроповектор приграничного развития, антроповектор количественно­го снижения неконкурентоспособного населения и др.).

Такой подход к структурированию антропотока позволяет с иных позиций исследовать МД на уровне государственной политики. Так, для интенсивного освоения приграничных территорий наиболее востребо­ванным станет антропотип-приграничник, ставящий собственные жиз­ненные ценности вровень с жизненными ценностями других культур, являющийся носителем минимум двух приграничных языков, предпри­нимателем, способным освоить приграничный информационный рынок с созданием информационного потока.

С учетом вышеизложенного следует сделать вывод о том, что к на­чалу XXI в. сложились вполне объективные причины для исследования сущности, структуры и модели функционирования существующей в России МС с целью ее совершенствования. Среди них:

нормативно-правовые - Указ Президента РФ «О совершенствовании государственного управления в области миграционной политики (2002г.); утверждение на его основе «Положения о Федеральной миграционной службе Министерства внутренних РФ» (2002 г.); Указ Президента РФ «Вопросы Федеральной миграционной службы» (2004 г.), включение в систему федеральных органов исполнительной власти федеральных мини­стерств, федеральных служб и федеральных агентств, с подчинением Федеральной миграционной службы МВД России Президенту РФ и пе­редачей ей правоприменительных функций, функций по контролю и надзору и функций по оказанию государственных услуг в сфере мигра­ции от МВД (2004 г.);1

научно-теоретические - разработка «концепции миграционных сис­тем», «миграционной системы», «миграциологии» и других, основан­ных на преимуществах системного подхода к объекту социального ис­следования; необходимость в обобщении и систематизации накопленно­го исследовательского материала для совершенствования МС;

социально-политические - потребность высших органов государст­венной власти России, ФМС России в научно-обоснованной кон­цепции совершенствования МС в Российской Федерации;

геостратегические - зависимость ближайшего будущего России от эффективности решения миграционных проблем, особенно тесно свя­занных с ее государственной безопасностью, государственными интере­сами и ролью на международной арене;

демографические - по переписи населения (2002 г.) в современном мире Россия занимает 7-е место, уступая Китаю, Индии, США, Индоне­зии, Бразилии и Пакистану;1

по переписи населения (2003 г.) в современном мире Россия занима­ет 7-е место, уступая Китаю, Индии, Пакистану, США, ФРГ и Бразилии;

экономические - России удалось коренным образом выправить экономические показатели развития, добиться 6%-го роста валового внутреннего продукта, решить проблему выплат внешнего долга, создания рекордного золотовалютного запаса (84 млрд. $);

исторические - наличие и востребованность собственного отечественного опыта в различных сферах миграционной деятельности и др.

Таким образом, историко-правовой анализ возникновения, становле­ния и развития МС РФ показал, что с самого начала ее функционирова­ние было основано на системообразующем факторе - верховенстве за­кона. Это позволило выявить контуры подсистем управления, права, информатизации и обеспечения, сбалансированное функционирование которых привело в 60-е годы XVIII в. к созданию отечественной МС.

Становление МС в России связано с государственным регулировани­ем процесса заселения присоединяемых территорий Сибири, Дальнего Востока, юга страны (потемкинские деревни). Периодически совершен­ствовалась структура МС, прежде всего ее высшие органы и учрежде­ния. Большими полномочиями обладало Переселенческое управление, интегрированный орган, осуществлявший государственно-правовое ре­гулирование МД.

Много нового было внесено в МС в ходе советского этапа ее разви­тия, фундаментом которого служила преемственность традиций и прин­ципы функционирования преобразованной дореволюционной МС. В конце 80-х годов прошлого века были предприняты попытки научного обоснования сущности понятий «миграционная система», «концепция миграционных систем», «миграциологии», а в конце 90-х годов - «антропоток».

Эффективности научно-исследовательской деятельности передовых отечественных ученых способствовало применение перспективного системного подхода как интегрированного метода. Однако большую часть советского этапа развития в МС доминировала подсистема управ­ления, нацеленная, главным образом, на беспрекословное следование «воли партии и народа», что снижало эмерджентность системы, эффек­тивность функционирования ее подсистем права, информатизации и обеспечения.
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

1. Миграционная система России: генезис, сущность, структура, концептуальные организационно-правовые основы icon Методические рекомендации Организационно-правовые основы деятельности...
Организационно-правовые основы деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов
1. Миграционная система России: генезис, сущность, структура, концептуальные организационно-правовые основы icon Всемирный Русский Народный Собор Общественная Палата Росийской Федерации
Современные правовые основы кадетского оборазования в России: правовые акты и их проекты
1. Миграционная система России: генезис, сущность, структура, концептуальные организационно-правовые основы icon «Экономика знаний и инноваций: перспективы России»
Концептуальные основы «новой экономики»: креативность, знания, инновации
1. Миграционная система России: генезис, сущность, структура, концептуальные организационно-правовые основы icon Образовательная деятельность 26
Организационно-правовое обеспечение деятельности образовательного учреждения, структура и система управления
1. Миграционная система России: генезис, сущность, структура, концептуальные организационно-правовые основы icon 3 II. Структура подготовки специалистов
Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности и система управления колледжем
1. Миграционная система России: генезис, сущность, структура, концептуальные организационно-правовые основы icon Рабочая программа дисциплины (модуля) Бухгалтерский учет и анализ
«Бухгалтерский учет и анализ» в этом курсе изучаются концептуальные основы бухгалтерского учета и анализа, одинаково значимые для...
1. Миграционная система России: генезис, сущность, структура, концептуальные организационно-правовые основы icon В. од. 3 «Организационно-правовые основы животноводства» направление подготовки
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московская государственная академия ветеринарной...
1. Миграционная система России: генезис, сущность, структура, концептуальные организационно-правовые основы icon 2 Достижения обучающихся в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях (победители...
Организационно-правовое обеспечение деятельности образовательного учреждения, структура и система управления
1. Миграционная система России: генезис, сущность, структура, концептуальные организационно-правовые основы icon 4. Функции делопроизводства
Организационно-правовые документы (обеспечивают организационно-правовую деятельность школы)
1. Миграционная система России: генезис, сущность, структура, концептуальные организационно-правовые основы icon 5. классификация документов
Организационно-правовые документы (обеспечивают организационно-правовую деятельность Учреждения)
1. Миграционная система России: генезис, сущность, структура, концептуальные организационно-правовые основы icon Концептуальные основы гештальта
Предисловие к французскому изданию
1. Миграционная система России: генезис, сущность, структура, концептуальные организационно-правовые основы icon Методические рекомендации организационно-правовые основы деятельности,...
Разработчик: Республиканский сельскохозяйственный потребительский обслуживающий кооператив «Содействие»
1. Миграционная система России: генезис, сущность, структура, концептуальные организационно-правовые основы icon Прикладная Юридическая Психология
Современноесостояние психологической службы и концептуальные основы ее функционирования
1. Миграционная система России: генезис, сущность, структура, концептуальные организационно-правовые основы icon Аннотация к рабочей программе по дисциплине «Организационно-правовые...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московская государственная...
1. Миграционная система России: генезис, сущность, структура, концептуальные организационно-правовые основы icon Закон о дисциплине является комплексным нормативным правовым актом...
В статье рассматривается организация, структура, цели и правовые основы деятельности исправительных учреждений Вооруженных сил Австралии...
1. Миграционная система России: генезис, сущность, структура, концептуальные организационно-правовые основы icon Комитет (комиссия) по охране труда в учреждении организует
Система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические,...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск