Министерство образования и науки КЧР Управление Образования Мерии муниципального образования г. Черкесска
муниципальное образовательное учреждение МКОУ «Лицей №15 г. Черкесска»
«согласовано» «утверждаю»
Кафедра Директор МКОУ «Лицей №15 г. Черкесска»
РГУ «КЧИПКРО»
Зав. Кафедрой ( ) _________________________ /Бирамова Ф.А./
Председатель экспертной группы
( ) «____»_____________________________
Программа курса по выбору для 9 класса
«Химия в быту».
(16 часов)
Разработана на основании программы элективного курса «Химия в быту», автор Г.Ю. Запольских/ Лебяжской СШ, Кировской обл./, напечатанной в журнале «Химия в школе», № 5, 2005 г..
Подготовила:
учитель химии
Урусова СВ.
2008
Элективный курс: «Химия в быту».
(16 часов)
План:
Пояснительная записка.
Учебно-тематический план.
Программа курса.
Список литературы для учителя и учащегося.
Приложения.
Курс по выбору: « Химия в быту» - 9 класс.
Пояснительная записка:
В качестве одного из направлений экспериментальной работы в этом учебном году (2005-2006) рассматриваем апробация модели предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов, которые ориентированы на расширение знаний учащихся по химии, на организацию занятий способствующих самоопределению школьников относительно профиля обучения в старшей школе.
Эта программа заинтересует, прежде всего, тех, кто увлечен удивительной наукой - химией, кто хочет её лучше узнать и заглянуть за горизонт материала, содержащегося в школьном учебнике.
Доступная форма изложения множество информации, которая всегда пригодится в быту. Программа может быть полезна при дополнительном изучении химии, её применению в быту, способствует развитию химической эрудиции и помогает оценить влияние химии на жизнь современного общества. Быстрое развитие химической промышленности вызвало к жизни появление огромного количества разнообразных товаров бытовой химии, которые получили широкое признание. У нас в стране на прилавки магазинов ежегодно ложатся миллиарды упаковок различных химических препаратов, число наименований которых достигает сейчас более тысячи. С помощью этих препаратов мы куда легче, чем когда-то стираем, подсиниваем, подкрахмаливаем бельё, чистим ковры и одежду, красим, клеим, ухаживаем за растениями в комнате и на приусадебном участке.
Популярность товаров бытовой химии неуклонно растет, расширяются области их применения, увеличивается выпуск продукции. Но учащиеся должны знать не только как пользоваться тем или иным средствам, но и каков его состав, какого его химическое происхождение, экспериментально это провести.
Цели: расширение знаний учащегося о применении веществ в повседневной жизни, оказание помощи в выборе профиля дальнейшего образования.
Задачи: предоставить учащимся возможность реализовать интерес к химии и применить знания о веществах в повседневной жизни; совершенствовать экспериментальные умения; развивать познавательные интересы, мыслительные процессы, склонности и способности учащихся, умение самостоятельно добывать знания.
Курс рассчитан на 16 часов. Режим проведения занятий 2 часа в неделю. Завершает курс защита проектов, рефератов.
№ п/п
|
дата
|
Название темы
|
Количество часов
|
Форма проведения
|
Образовательный
продут-
|
всего
|
Теория
|
практика
|
1
|
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
|
|
Тема 1. Введение.
|
|
|
|
|
|
1
|
|
0 технике безопасности и охране природы
|
1
|
1
|
|
лекция
|
опорный конспект
|
|
|
Тема 2. Скорая химическая помощь (химчистка на дому)
|
2
|
1
|
1
|
|
|
2
|
|
Удаление пятен с одежды.
|
|
1
|
|
лекция с демонстрацией
опытов по удалению пятен.
|
опорный конспект
|
3
|
|
Практическая работа № 1 «Выведение различных пятен» (жирных, жвачки, ягод и т.д.).
|
|
|
1
|
практическая работа
|
отчет о практической
работе (приложение № 1)
|
|
|
Тема 3. CMC и средства ухода за предметами домашнего обихода.
|
4
|
2
|
2
|
|
|
4
|
|
Сегодня у нас старка.
|
|
1
|
|
лекция с демонстрацией коллекций тканей и CMC
|
опорный конспект
|
5
|
|
Практическая работа № 2 «Способы распознания тканей и подбор СМС».
|
|
|
1
|
практическая работа.
|
Отчет о практической
работе (приложение №2)
|
6
|
|
Чтобы в доме было чисто.
|
|
1
|
|
лекция с демонстрацией чистящих средств.
|
Опорный конспект
|
7
|
|
Практическая работа № 3 «Способы умягчения воды и удаления накипи, извести, налета».
|
|
|
1
|
Практическая работа.
|
отчет о практической
работе (приложение №3)
|
|
|
Тема № 4. Будьте красивыми.
|
1
|
1
|
|
Лекция, доклад.
|
Опорный конспект, реферат
|
8
|
|
Химия и косметика.
|
|
1
|
|
|
|
|
|
Тема 5. Ремонт своими руками.
|
2
|
1
|
1
|
|
|
9
|
|
Строительные материалы.
|
|
1
|
|
лекция с демонстрацией образцов строй материалов.
|
Опорный конспект
|
10
|
|
Практическое занятие № 4 «Склеить можно все».
|
|
|
1
|
Практическая работа.
|
отчет о практической
работе (приложение №4)
|
|
|
Тема 6. Сад и огород.
|
2
|
1
|
1
|
|
|
11
|
|
Химия на страже урожая.
|
1
|
|
|
Лекция, доклады.
|
опорный конспект, рефераты
|
12
|
|
Практическая работа № 5 « приготовление растворов, удобрений и средств защиты растений.»
|
|
|
1
|
Практическая работа
|
Отчет о практической
Работе (приложение № 5)
|
|
|
Тема 7. Химия и пища.
|
2
|
1
|
1
|
|
|
13
|
|
Химические процессы приготовления пищи.
|
|
1
|
|
Лекция, доклады.
|
Опорный конспект, рефераты
|
14
|
|
Практическая работа № 6 «Гашение соды. Приготовление лимонада.»
|
|
|
1
|
Практическая работа
|
Отчет о практической
работе(приложение № 6)
|
15
|
|
Конференция.
|
1
|
|
|
Доклады учащихся.
|
рефераты
|
16
|
|
Итоговый урок.
|
1
|
|
|
Вопросы для
Зачета. (приложение №7)
|
зачет
|
|
|
|
|
|
|
|
|
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
Программа курса:
Введение (1 час).
Техника безопасности и охрана окружающей среды.
Отравление бытовыми химикатами (раствор аммиака, бытовой газ, уксусная кислота, перманганат калия, угарный газ, пистециды, растворители, лакокрасочные материалы и т. д.). Оказание первой помощи при отравлениях и ожогах.
Основные термины: яды и противоядия, первая медицинская помощь, класс опасности.
Учащиеся должны знать: ядовитые и едкие вещества, простейшие противоядия, способы оказания первой медицинской помощи. Учащиеся должны уметь: оказывать первую помощь при отравлении, ожогах, порезах. Литература: [9,14]
Скорая химическая помощь - химчистка на дому (2 часа).
Азбука химчистки. Техника выведения пятен. Пятновыводители. Удаление жировых пятен, пятен от ягод и фруктов, овощей и соков, пищевых продуктов, крови, красок и т.д. Чистка верхней одежды, драпировок, диванов, ковров, меха.
Основные термины: пятновыводители (чистящие средства), виды тканей, растворитель, загрязнитель.
Учащиеся должны знать: технику выведения пятен различного происхождения, приемы очистки мебели, одежды. Учащиеся должны уметь: выводить пятна различного происхождения, чистить верхнюю одежду, мебель, мех.
Демонстрация: пятна различного происхождения; средства для очистки; удаление пятен. Литература: [2,4,5,7,10,15]
CMC и средства ухода за предметами обихода (5 часов).
Синтетические моющие средства. Мыло. Отбеливатели. Жесткость воды и ее устранение. Образование и удаление накипи. Удаление ржавчины. Средства для удаления накипи и ржавчины. Основные термины: мыло, CMC, отбеливатель, жесткость воды (временная и постоянная ), накипь, ржавчина. Учащиеся должны знать: состав мыла и CMC, причины жесткости воды и образования накипи, способы умягчения и удаления накипи, состав ржавчины и способы ее удаления с различных изделий.
Учащиеся должны уметь: умягчать воду, получать мыло, подбирать CMC по виду ткани и загрязнению, удалять накипь и ржавчину. Практические занятия: получение мала, умягчение воды; удаление накипи с эмалированной посуды и предотвращение ее образования; удаление ржавчины. Литература: [2,5,15,19]
Будьте красивы (1 часа).
Средства ухода за зубами. Дезодоранты. Декоративная косметика (макияж). Духи. Помада. Крем. Лаки.
Основные термины: декоративная косметика, лак, духи, туалетная вода, дезодорант, помада, крем, гель.
Учащиеся должные: знать: назначение зубных паст, порошков, макияжа.
Учащиеся должны: уметь: подбирать зубные пасты, щетки, цветовую гамму макияжа, декоративную косметику в зависимости от возраста, цели, времени года.
Демонстрация: образцы средства ухода за зубами, декоративной косметики.
Литература: [17,19,25,24,26,27]
Строительные материалы - ремонт своими руками (2 часа).
Краски, лаки. Лакировочные материалы: их состав и назначение. Средства для шлифовки и полировки поверхностей. Вяжущие материалы. Бытовые клеи.
Основные термины: лакокрасочные материалы, вяжущие материалы (асбест, цемент, гипс), шпаклевка.
Учащиеся должны знать: назначение строительных химических средств (гипс, асбест, цемент, лаки, краски, клей).
Учащиеся должны уметь: готовить вяжущие растворы, подбирать лаки и краски по назначению и колеру.
Демонстрация: образцы строительных материалов, лаков, красок. Практическая работа: «Склеить можно все». Литература: [5,11,12,13,19].
Сад и огород (2 часа).
Удобрения и их классификация. Нормы и сроки внесения удобрений в почву. Кислотность почвы, известкование. Средства борьбы с сорняками и вредителями сада и огорода. Стимуляторы роста и развития растений. Признаки недостатка питательных веществ.
Основные термины: удобрения (минеральные, органические), кислотность почвы, известкование, гербициды, инсектициды, стимуляторы роста и развития.
Учащиеся должны знать: классификацию удобрения, способ определения кислотности почвы, сроки и способы внесения удобрений, правила применения гербицидов, инсектицидов, стимуляторов роста. Учащиеся должны уметь: готовить растворы удобрений нужной концентрации, применять удобрения для внекорневых и коренных подкормок, проводить обработку растений с целью защиты от вредителей.
Практическая работа: приготовление раствора удобрения нужной концентрации; приготовление бордоской жидкости для обработки растений.
Демонстрация: коллекция «Удобрения», образцы стимуляторов роста и развития, гербицидов и инсектицидов. Литература: [1,3,8,17].
Химия и пища (2 часа).
Белки, жиры, углеводы, соли. Гашение соды. Брожение. Денатурация белков. Получение инвертного сахара. Искусственная пища. Основные термины: денатурация, брожение, ферменты, белки, жиры, углеводы, инвертный сахар.
Учащиеся должны знать: состав белков, жиров, углеводов и их значение в питании человека, сущность процессов разрыхления теста, брожения.
Учащиеся должны уметь: пользоваться разрыхлителями, готовить лимонад в домашних условиях.
Демонстрация: образцы солей, употребляемых в пищевой промышленности; разложение карбоната аммония; денатурация белка. Практические работы: гашение соды, приготовление лимонада. Литература: [16.17,22,23].
Конференция (1 час). Темы реферативных работ – проектов (приложение № 8).
Итоговый урок /зачет по итогам практических работ/.
Литература для учителя:
Артюнин A.M., Державин Л. М. Краткий справочник по удобрениям. -М.: Колос, 1984.
Балуева Г.А., Осокина Д.Н. Все мы дома химики. - М.: Химия, 1979.
Белин В.Ф. Ваш город (маленькая энциклопедия). - М.: Изд-во «Большая российская энциклопедия», 1998.
Войтович В.А., Афанасьева А.Х. Химия в быту. - Горький: Волго-Вятское книжное издательство, 1974.
Войтович В.А. Химия в быту. - М.: Знание, 1980.
Габрелян О.С., Лысова Г.Г., Введенская А.Г. Настольная книга учителя «Химия. 11 класс». Ч. 2. - М.: Дрофа, 2003.
Гроссе Э., Вайсмантель X. Химия для любознательных. - Л.: Химия, 1985.
Крикнин Н.Я. и др. Ваш сад. - Горький: Волго-Вятское книжное издательство, 1988.
Маршанова Г.Л. Техника безопасности в школьной химической лаборатории: Сборник инструкций и рекомендаций. - М.: Аркти, 2002.
Мусская И.А. Домоводство. - Ижевск: ДОК Урал-Би-Си, 1991.
Тихвинская М.Ю. Практикум по химической технологии. - М.: Просвещение, 1984.
Шепелев A.M. Как построить сельский дом. - М.: Россельхозиздат, 1984.
Шепелев A.M. Ремонт квартиры своими руками. - М.: Московский рабочий, 1979.
Юдин A.M. Химия для вас. - М.: Химия, 1984.
Юдин A.M., Сучков В.Н. Химия в быту. - М.: Химия, 1976.
Литература для учащегося:
Габрелян О.С. Химия. 9 класс. - М.: Дрофа, 2000-2003.
Габрелян. О.С, Лысов Г.Г. Химия. 11 класс. - М.: Дрофа, 2001-2003
Девяткин В.В., Ляхова Ю.М. Химия для любознательных, или О чем не узнаешь на уроке. - Ярославль: Академия К.: Академия холдинг, 2000.
Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. - М.: Высшая школа, 1992.
Оксенгендлер Г.И. Яды и противоядия. - Л.: Наука, 1982.
Ольгин О.М. Опыты без взрывов. -М.: Химия, 1986.
Смирнов Ю.Н. Мир химии. - СПб.: МиМ-Эксперс, 1995.
Шульпин Г.Б. Эта увлекательная химия. - М.: Химия, 1984.
Дополнительная литература:
Женщины, книга для вас. Красота и здоровье женщины. - М., 2002.
Секреты красоты для мужчин и женщин. - М., 2002.
Энциклопедия для настоящих девочек. - Минск: Современное слово, 1999.
Журнал «Нива» и др.
Приложение № 1. Практическая работа №1.
Тема: «Удаление пятен с одежды.»
Цель работы: _____________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Оборудование, лимонная или щавелевая кислота (лимон), бензин для зажигалок, вода, нашатырный спирт, поваренная соль, питьевая сода, утюг, лед (холодильник), вата, перчатки, кристаллизатор (таз), марля.
Техника безопасности с нагревательными приборами, кислотами и щелочами.
Ход работы.
Опыт № 1. Удаление пятна ржавчины (см. лекцию №2). Опыт № 2. Удаление жирных пятен (см. лекцию №2).
Опыт № 3. Удаление органического происхождения (чая, травы, ягод, крови и т.д.) (см. лекцию №2)
№ п/п
|
Вид пятна
|
Реактив
|
Условия выведения
|
Время
|
Результат, вывод
|
1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Результаты опытов занести в таблицу.
Вывод по работе: _______________________________________________________________________
Опыт № 4. Удаление жвачки с одежды (см. лекцию №2).
Приложение № 2. Практическая работа №2.
Тема: «Способы распознания тканей (волокон)»
Цель работы: научиться распознавать различные виды тканей.
Оборудование: спиртовка, спички, пинцет, образцы тканей.
Ход работы.
Вам предлагается образцы тканей (5). Определите, к какому виду тканей они относятся, пользуясь таблицей № 1. Составьте свою таблицу по результатам эксперимента (таблица № 2).
Таблица № 2.
№ образца
|
Поверхность
|
Смятие в месте
|
Характер
|
Запах при
|
Вывод
|
|
|
перегиба
|
горения
|
горении
|
|
1
|
|
|
|
|
|
2
|
|
|
|
|
|
3
|
|
|
|
|
|
4
|
|
|
|
|
|
5
|
|
|
|
|
|
Вывод по работе:___________________________________________________________________
Приложение № 3. Практическая работа №3.
Тема: «Удаление накипи и известкового налета».
Цель работы:
Оборудование: питьевая сода, уксусная эссенция, кальцинированная сода, вода, перчатки, соляная кислота, средства промышленного производства для удаления накипи «Антикипин», «Доместос» и т.д..
Техника безопасности при работе кислотами и щелочами.
Ход работы.
Опыт № 1. Способы умягчения воды: а) кипячение; б) добавление кальцинированной соды. (Проверка: образование обильной пены). Опыт № 2. Удаление накипи из чайника: а) «Антикипин» - по инструкции; б) сода питьевой с уксусом (см. лекцию № 4).
Опыт № 3. Чистка крана, раковин от известкового налета: а) «Средства для удаления известкового и ржавчины» - по инструкции; б) с применение соляной кислоты (см. лекцию № 4).
Результаты занести в таблицу.
№ п/п
|
Исходное вещество.
|
Реактив.
|
Условия проведения опыта.
|
Время.
|
Вывод.
|
1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вывод по работе: _______________________________________________________________________
Приложение № 4. Практическая работа №4.
Тема: «Склеить можно все».
Цель:
Оборудование: двухсторонний скотч, бесцветный скотч, клей для линолеума, «холодная сварка» , ножницы, газеты или техническая вата, мыльный раствор, х/б белая ткань.
Ход работы.
1) Оклейка окон: вымыть окна, приготовить концентрированный, раствор мыла, пропитать им газеты или техническую вату и заделать щели в оконных рамах, оклеить по шву скотчем или х/б полоской ткани.
Вывод:
2) Заделка швов в линолеуме 1 способ под шов подложить 2 сторонний скотч и крепко прижать. 2 способ обезжирить, (мыльным раствором) дать высохнуть и по шву намазать специальный клей, плотно прижать 2 куска линолеума друг другу, зафиксировать это положение в течении 3-5 минут, сверху заклеить шов скотчем (для прочности).
Вывод: __________________________________________________________________________________
Вывод по работе: __________________________________________________________________________
Приложение № 5. Практическая работа №5.
Тема: «Приготовление растворов различных минеральных удобрений».
Цель:
Оборудование: набор удобрений, вода, шпатель, мерный цилиндр, бутыли для приготовления растворов удобрений.
Ход работы.
Растворы удобрений готовятся строго согласно инструкции, соблюдая технику безопасности.
Отчет о работе оформляется в свободном виде.
Вывод по работе._
Приложение № 6. Практическая работа №6.
Тема: «Гашение соды, приготовление лимонада.».
Цель:
Оборудование: любое варенье или сок, лимонная кислота или лимон, питьевая сода, стакан, графин, ложка, вода.
Ход работы.
Методика приготовления:
готовим сок из варенья или используем готовый сок (можно взять воду с сахаром).
Примерно на 300 мл сока добавить по одной чайной ложки лимонной кислоты и соды (предварительно их смешав). Приятного аппетита.
Отчет о работе оформляется в свободном виде.
Вывод по работе.___________________________________________________________________
Приложение № 7: Вопросы для зачета:
Какую необходимо соблюдать технику безопасности при пользовании средствами бытовой химии?
Какие народные средства химической чистки изделий известны из древности?
Общая характеристика некоторых видов товаров бытовой химии.
Для чего при стирке белья используют отбеливание, подсинивание, подкрахмаливание, антистатическая обработка белья? Как проходят эти процессы?
Состав и виды средств для стирки белья и их принцип действия?
Почему нельзя стирать одними и теми же универсальными средствами разные виды тканей?
Полезные советы при стирке.
Процессы, происходящие при отбеливании. Полезные советы.
Как удалить жирные и масляные пятна? Полезные советы.
Как вывести цветное пятно, ржавчину?
Что называется мастикой, для чего она необходима?
12.Какой необходим уход за мебелью и какими средствами?
13. Как можно правильно очистить стекло? Полезные советы.
14.Чем нужно чистить разные виды посуды? Полезные советы.
15.Как удалить накипь на посуде? Почему образуется накипь?
Как удалить ржавчину?
Каков состав красок? Виды красок.
Как и какими красками необходимо окрашивать различные предметы обихода? Что такое грунтовка?
Как и почему окраска служит защитой от коррозии?
20. Какие необходимы средства по уходу за автомобилем? 21.Какой состав клея? Виды клея.
22. Каким клеем необходимо склеивать различные виды предметов(стекло, древесину, металл)?
23.Как защитить сад от вредителей?
24. Что служит стимулятором роста растений?
25.Для чего нужны минеральные удобрения? Виды удобрений.
26.Какие средства защиты от тараканов, моли, мух? Полезные советы.
|