Акценты в работе по продвижению чтения в детскую среду
(информационно-рекомендательное письмо)
Уважаемые коллеги!
В условиях сегодняшнего снижения интереса к чтению в целом и к гуманитарной литературе в частности, одной из главных задач библиотек, обслуживающих детей и подростков, бесспорно, является стимулирование их читательской активности.
Эта работа требует от библиотечных специалистов мобилизации творческого потенциала, применения современных информационных технологий и, что, немаловажно, знания современной социальной среды, которая напрямую влияет на запросы, интересы и психологию детского чтения.
Безусловно, формы и методы работы по привлечению детей к чтению можно «черпать» из копилки собственного опыта, но можно (и нужно) использовать в библиотечной практике позитивные наработки (в первую очередь, интерактивные формы работы) наших коллег из российских регионов и зарубежных стран.
Некоторые такие профессиональные «подсказки» представлены вашему вниманию в данном информационно-методическом сборнике.
Во Франции практикуются «библиотеки без стен», когда книги выносят на улицу рядом с детскими площадками, чтобы дети и их родители могли без лишней робости с ними познакомиться. Большим спросом пользуются книги, которые приносят в очереди к врачу в поликлинике; для чтения выбираются красочные книги, чтобы дети могли не только слушать, но и рассматривать картинки в книгах.
В Канаде библиотекари посылают своим читателям отрывки из наиболее популярных книг по электронной почте.
В Англии для пропаганды книги приглашают в библиотеки известных футболистов.
В Японии работает программа «Брось всё и читай!»: во время урока выделяется 15 минут, когда и учитель, и ученики откладывают в сторону учебники и тетради и погружаются каждый в свою книжку. Количество прочитанных книг учитель записывает и вывешивает списком в конце полугодия
Флешмоб – в переводе с английского «быстрая толпа», «вспышка», «мгновенная толпа». Это заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей (мобберы) внезапно появляется в общественном месте и в течение нескольких минут с серьезным видом выполняют заранее оговоренные действия. Затем одновременно быстро расходятся в разные стороны, как ни в чем не бывало. Флешмоб – это игра, но возможно использовать ее как форму привлечения подростков к книге, чтению, библиотеке, которая отвечает их интересам, соответствует стилю жизни. Как говорил Лев Толстой, «никогда, никакими силами вы не заставите читателя познать мир через скуку. Читать должно быть интересно». Флешмобы проводятся по заранее согласованному сценарию. Например, в людном месте подходя с разных сторон по одному, по два, собирается несколько человек, садятся или стоят, как кому удобней. Достают книги, журналы, газеты – и читают в течение нескольких минут. Потом группа расходится. Необычно, ярко, креативно – внимание наблюдающих обеспечено. Наблюдающие, как минимум, вспомнят о существовании печатных изданий. Существуют правила флешмоба, которые подробно, по пунктам можно найти на многих веб-сайтах (мы не нарушаем общественный порядок, мы не оставляем после себя мусора, мы не участвуем в поднятии рейтингов в любых голосованиях и др.), там же можно найти и примеры сценариев акций. Российский флешмоб существует уже 5 лет.
«Буккроссинг» – в дословном переводе с английского это значит «книговорот», «освободите книги». Буккроссинг – это игра, суть которой в том, чтобы передать хорошую или просто прочитанную книгу – другому читателю. По условиям игры книгу оставляют в людном месте, то есть «отпускают». Девиз буккроссинга: «Превратим весь мир в библиотеку». «Безопасные полки», то есть места, где книги останутся в относительной безопасности, устраивают в библиотеках, в магазинах, в кафе, в учебных заведениях. Книгу с «безопасной полки» может взять любой желающий. В России буккроссинг нашел своих последователей в 43 городах. Многие библиотеки России принимают участие в буккроссинге, используя различные вариации этой игры. Так, во многих библиотеках появляются «свободные полки», на которые каждый может поставить свою книгу или взять понравившуюся книгу себе.
В Великобритании в магазинах или в библиотеке можно взять «STORYSACK», в переводе с английского языка - «мешок историй». Это настоящий полотняный мешочек, внутри которого находится детская книга с дополнительными материалами. Дополняют художественную книгу мягкие игрушки, другие реквизиты по теме, компакт-диски, шпаргалки (советы) для родителей. Основная цель сторисека – получение удовольствия от самой книги и от совместного громкого чтения. Задачи сторисека: знакомство детей с хорошими книгами, расширение кругозора ребенка, пополнение словарного запаса, развитие навыков осмысленного чтения, навыков обсуждения художественного произведения, формирование чувства уверенности в себе и стимулирование интереса к книге. Проект был разработан в Великобритании в 1994 году Нейлом Гриффитсом, доктором филологии, автором книг по методологии обучения детей в дошкольном и школьном возрасте. Нейл Гриффитс считает, что сначала нужно решить вопрос «Как помочь ребенку стать читателем?», а потом уже «Как научить ребенка читать?». По мнению Нейла Гриффитса не дети должны много читать вслух, а взрослые. Чем больше ребенок слушает, тем быстрее у него формируется навык читателя и развивается стимул к самостоятельному чтению. Сторисек помогает сделать процесс чтения жизненной потребностью детей, создавая доброжелательную комфортную атмосферу общения с книгой в кругу близких им людей. Этот литературный проект можно применить и в наших библиотеках, как одну из форм раннего приобщения к чтению и книге. Этот проект предоставляет библиотекарям массу творческих возможностей, ведь в наполнении мешка возможно множество вариантов: от простых до самых сложных. В мешок можно положить, например, альбом, краски, карандаши для иллюстрации книги или мелкие игрушки, с помощью которых ребенок может устроить свой маленький театр.
«Синий чемоданчик» придумали в Германии. Это красивый чемоданчик, где лежат самые новые и лучшие книги знаменитых писателей всего мира, которые получают детские библиотеки и которые дети больше всего читают.
Большереченские библиотекари (Омская область) придумали «Волшебный рюкзачок». В рюкзачке – детские книги для чтения вслух и тетрадь для отзывов, пожеланий, сочинений. «Волшебный рюкзачок» передается в группу детского сада и путешествует из одной семьи в другую. Отзывы о «Рюкзачке» - превосходные.
«Сторисек», «синий чемоданчик», «волшебный рюкзачок», чтение на улице, в поликлинике» - проекты, направленные на раннее развитие читателя, адресованные детям и их родителям, все эти формы привлечения детей к чтению основаны на методе чтения вслух. Еще раз хочется сказать: дети любого возраста с удовольствием слушают, в то время как самостоятельное чтение воспринимается ими не как удовольствие, а как работа, обязанность – до тех пор, пока не выработан автоматизм чтения. Одним из самых ярких и аргументированных примеров действенности этого простого метода – «Чтение вслух» - можно считать книгу Даниэля Пеннака «Как роман». «Сеансы» чтения, описанные в этой книге, можно с успехом проводить в библиотеке. Причем для читателей разного возраста: для однородных читательских групп, для смешанных групп, для детей и родителей. Например: «Читаем по школьной программе», «Программа внеклассного чтения», «Читаем классику» и др. – чтение вслух один час в день, строго по расписанию!
В Великобритании во многих библиотеках для самых маленьких детей (от 1 года до 5 лет) один раз в неделю работают детские клубы «Маленький читайка». Библиотекари используют синкретический подход в работе с детьми: немножко громкого чтения, немножко рисования и раскрашивания, немножко игры, стопку книг – с собой, для домашнего чтения. У каждого ребенка есть что-то вроде дневника, где за посещение приклеивается яркая картинка. Потом выдаются дипломы за каждые 20 посещений, которыми детки очень гордятся и показывают всем родственникам и знакомым. В три года ребенку торжественно вручается портфель с набором книг и списком книг, рекомендованных для чтения. Вполне возможно организовать подобный клуб в любой библиотеке, независимо от размера помещения, оснащенности и количества сотрудников.
Библиотеки могут присоединиться к уже проводимым за рубежом и в российских детских библиотеках акциям по продвижению чтения.
Каждый год, с 2010 года, в первую среду марта по инициативе кампании Lit World в рамках движения за грамотность проводится Всемирный день чтения вслух (World Read Aloud Day). Его лозунг «Чтение - это движение вперед!». По замыслу организаторов, Всемирный День чтения вслух помогает детям, подросткам и взрослым оценить силу слов и создать то общество читателей, которое дает возможность каждому ребенку стать образованным с помощью книг и современных технологий. В прошлом году в акции участвовали 65 стран, 300 городов и более миллиона человек, в т.ч. и Россия.
Наши комментарии:
Чтецами и слушателями в этот день могут стать все - «от мала до
велика». Читают вслух: библиотекари - читателям, читатели –
библиотекарям, мамы - детям, дети – всем посетителям библиотеки.
Принять участие в этой акции могут и известные, уважаемые люди,
проживающие в вашей местности. «Сольное» чтение можно
чередовать с чтением по ролям, с трансляцией аудиозаписи
или видеозаписи литературных произведений в исполнении известных
артистов. В детских садах возможна организация «Библиотечных гастролей» с предложением чтения вслух лучших детских книг для читателей дошкольного возраста.
Некоммерческую акцию по пропаганде детского чтения придумало детское издательство “Розовый жираф”. Ежегодно, в мае, «Розовый жираф» проводит Международный День чтения. Издательство выбирает одну из выпущенных книг, которую бесплатно рассылает в детские сады, школы, библиотеки, развивающие детские центры. А потом, в определенный день, взрослые читают детям эту книгу. Получается такой грандиозный флэш-моб: по всему миру в один и тот же день разные люди читают вслух одну и ту же книгу. После Дня чтения книга остается в том детском учреждении, где проводилась акция.
За пять лет участниками акции прочитано ПЯТЬ КНИГ:
2009 г.: Эрик Карл «Очень голодная гусеница»
2010 г.: Арнольд Лобел «Сказки про Квака и Жаба»
2011 г.: Джилл Томлинсон «Горилла, которая хотела повзрослеть»
2012 г.: Шел Силверстайн «Полтора жирафа»
2013 г.: Х.-А. Рей "Любопытный Джордж»
2014г.: Людвиг Бемельманс "Мадлен в Лондоне".
Наши комментарии:
Для участия в Дне чтения «Розового жирафа», необходимо:
1. Организовать группу детей (не менее 10 человек).
2. Прислать заявку в издательство «Розовый жираф» и
зарегистрироваться для участия.
3. Получить пакет участника.
4. В определённый день (о нём будет сообщено на сайте издательства)
прочитать детям книгу.
5. Прислать небольшой отчет: рассказ о том, как всё прошло, 3-4
фотографии.
Подробнее: см. сайт издательства «Розовый жираф»:
www. pqbooks.ru
В 2010 году в Самарской областной детской библиотеке возникла идея проведения областной акции «Читаем детям о войне». Цель акции - воспитание патриотических чувств у детей школьного и младшего школьного возраста на примере лучших образцов детской литературы о Великой Отечественной войне. В назначенное время детям читались вслух лучшие образцы художественной литературы, посвященные историческим событиям 1941-1945 гг. Учитывая большой общественный резонанс, это мероприятие приобрело не только общероссийский масштаб, но вышло на международный уровень. Международная акция «Читаем детям о войне» стала ежегодной. За пять лет ее участниками стали сотни тысяч детей и подростков, более 1500 детских учреждений из 58 регионов в том числе из 4 стран (Российская Федерация, Канада, Республика Беларусь, Республика Казахстан), более 1000 ветеранов.
Наши комментарии:
Не забудьте присоединиться к этой акции в год 70-летия Великой Победы. Подробнее: см. сайт Самарской ОДБ: sodb.ru
Популяризации чтения среди детей способствует и Международный конкурс юных чтецов «Живая классика» - уникальное по своим масштабам соревновательное мероприятие по чтению вслух (декламации) отрывков из прозаических произведений российских и зарубежных писателей, проводится с 2011 года. Идея конкурса и технология его проведения была почерпнута из опыта организации подобных конкурсов в Германии. Придумал конкурс в 1959 году немецкий детский писатель Эрих Кёстнер (автор книг «Мальчик из спичечного коробка», «Когда я был маленьким», «Эмиль и сыщики»). Организатор Конкурса – Международная ассоциация центров содействия изучению современной культуры и литературы «Живая классика». Цели конкурса - пропаганда чтения среди детей, расширение их читательского кругозора, повышение интереса к современной русской литературе.
К конкурсу допускаются учащиеся 6-х классов, которые должны продекламировать на русском языке отрывки из своих любимых прозаических произведений.
Конкурс проводится в несколько этапов: школьный (место проведения - школы); районный (место проведения - районные детские библиотеки); региональный (место проведения - библиотеки, книжные магазины, культурные центры); национальный (Всероссийский, место проведения- Москва, Санкт-Петербург) и международный.
Конкурс получил патронат Министерства образования и науки РФ, Министерства культуры РФ, был поддержан главами всех регионов России.
С 2011 года региональный этап конкурса проводится и на территории Ставропольского края. В апреле 2014 года в краевом туре конкурса «Живая классика» в Ставрополе выступили более ста шестиклассников из всех городов и районов Ставрополья. Он проводился в честь празднования Всемирного дня книги и авторского права. Участники (дети 11 – 12 лет) соревновались в чтении отрывков из прозаических произведений российских и зарубежных писателей. Победители представят наш край на всероссийском этапе в Санкт-Петербурге.
Наши комментарии
Согласно Положению о конкурсе, второй (районный) этап проходит в детских библиотеках. В 2013году в нашем крае совместно с отделами образования прошли районные этапы Всероссийского конкурса чтецов «Живая классика» в ДБФ МБУК «Андроповская МЦРБ», ДО РМКУК «Ипатовская МЦБ», РДБ МКУК «МЦБС Новоалександровского района», ДО МУК «МЦБ Туркменского района». Подробности о возможности участия детских библиотек в этом важном мероприятии можно узнать в отделах образования муниципальных районов нашего края. Библиотечные специалисты могут помочь в рекомендации достойных произведений детской литературы для участия школьников в конкурсе и проведении районного этапа конкурса на базе своих библиотек.
Подробнее: см. сайт: www.yongreaders.ru, сайт министерства образования и молодежной политики Ставропольского края:
www.stavminobr.ru.
Пополнить профессиональную копилку идей по организации работы по продвижению чтения поможет алгоритм названий:
Выставки, массовые мероприятия
«Библиотека в тысячу книг: серия «ЖЗЛ»
«В семейном книжном шкафу»
«Верхом на Пегасике»
«Вечный странник» (читатель)
«Время. Книга. Я.»
«Детская книга всегда и везде!»
«Дружат книги и семья!»
«Жизнь и судьба «толстых журналов»»
«Жизнь - открытая книга» (бенефис библиотекаря)
«Золотая нить летнего чтения»
«Из книжки строчки лесенкой торопятся к тебе…»
«Классика. Перезагрузка.»
«Книга вышла на прогулку»
«Книги на все времена!»
«Книжная палитра»
«Книжные острова лета»
«Книги, написанные для тебя»
«Литературный десант в квадрат «Л» (лето)
«Люблю тебя, моя библиотека» (конкурс, акция)
«Маленькие читатели большой Сети»
«Маленькие шедевры для маленьких читателей»
«Мы с книгой стали навсегда хорошими друзьями!»
«На лесенке у книжных полок»
«Обниму книжку»
«Открывшиеся страницы»
«ПЕРВОКЛАССные книги»
«Подари ребенку книгу – подари ребенку мир» (акция)
«Подарок библиотекарю, или Что оставляют наши читатели в книгах (раздел кн. выставки)»
«Почитай-ка мне!»
«Почитай мне сказку на ночь…»
«Приходи! Книжки скучают без тебя!»
«Пришло время читать!»
«Сказочная полянка»
«Следующая остановка - «Литературная»
«Снимаю шляпу перед чтением»
«Сними книгу!» (конкурс буктрейлеров)
«С новой книгой – в новый год!»
«Собеседница души моей – классика»
«Трещотка»: конкурс скороговорок
«Туда и обратно: от фильма к книге – от книги к фильму»
«Ты читаешь? Ты - лучший!»
«Хорошее время читать»
«Читаю другу»
«Читаем. Удивляемся. Делаем открытия. Становимся другими.»
«Читать, чтобы сделать мир лучше»
«Член семьи - детская книга»
«Чтение в радость»
«Чтение книг - это только начало…»
«Чудо-книжки – чудо-детям»
«Что ни книга – то чудо!»
«Я родился! Я читаю!»
Формы работы:
библиотечный десант
библиотечные жмурки
библиотечная школа профилактики
BOOK-Такси (акция)
«волшебный рюкзачок»
День без телевизора и компьютера (акция - в Международный день детской книги- 2 апреля)
книжная кругосветка
книжное воскресенье
культурный субботник (акция)
литературная феерия
литературный кросс
литературный микс
литературные старты
марафон культурных событий
мини-музей в библиотеке
настенная игра
поэтическая клумба
сказочное ассорти
читательская эстафета
шведский стол для книгочеев
экран прочитанных книг
электронная читалка
Глоссарий
(словарь специальных терминов), список всех известных, относящихся к чтению терминов, которые применяются в библиотечной науке и практике.
Активное чтение
Активный читатель
Актуальное чтение
Аналитическое чтение
Аспект чтения
Базис чтения
Базовая структура читательской компетенции
Базовые навыки для обучения чтению
Беглость чтения
Библиотека как средство приобщения к чтению
Библиотечное чтение
Библиотечные уроки по чтению
Боязнь чтения (ридинг-фобия)
Быстрое чтение
"Вертикальное" чтение
Вид чтения
Внеклассное чтение
Вовлечение в чтение
Выбор чтения
Выборочное чтение
Выразительное чтение
Высокий уровень чтения
Вычитывание
Генезис читательской деятельности
Генезис чтения
Глубокое чтение
"Горизонтальное" чтение
Грамотность чтения
Громкое чтение
Групповое чтение
Деловое чтение
День чтения
Детское чтение
Диагностика качества чтения
Диагностика нарушений чтения
Диагностика проблем чтения
Динамика читательской грамотности
Динамическое чтение
Добровольное чтение
Должное чтение
Домашнее чтение
Дополнительное чтение
Доступ к чтению
Доступное чтение
Досуговое чтение
Душеполезное чтение
Единица чтения
Женское чтение
Занимательное чтение
Затруднения чтения
Идеальный читатель
Изучающее чтение
Изучение чтения
Индивидуальное чтение
Индикаторный (композитный) показатель чтения
Инновационные технологии чтения
Интенсивное чтение
Интенсивность чтения
Интерес к чтению
Институт чтения
Интуитивное чтение
Иррациональное чтение
Качество чтения
Классное (школьное) чтение
Книгочей
Когнитивные основы чтения
Компенсаторное чтение
Компетентный читатель
Концепции чтения
Коррекция проблем чтения
Кризис чтения
Критическое чтение
Круг чтения
Культура чтения
Легкое чтение
Летнее чтение
Лидер чтения
Лингвистическая текстура чтения
Литературное чтение
Макросоциологические аспекты чтения
Массовое чтение
Материал для чтения
Медленное чтение
Методики обучения чтению
Методики продвижения чтения
Методы изучения чтения (общие, специальные)
Механизм(ы) чтения
Мнимое чтение
Модели чтения
Модель прочтения текста
Модификации чтения
Молчаливое чтение
Мониторинг чтения
Мониторинг качества чтения
Мотив чтения
Мотивация чтения
Навык чтения
Навыки чтения
Направленность чтения
Нарушения чтения (дислексия)
Научные чтения
Национальная программа поддержки чтения
Национальный год чтения
Начальные навыки чтения
Начинающий читатель
Начитанность
Новая формация читателей
"Новый" читатель
Область чтения
Обучение чтению (опыт, методики, системы)
Обучение чтению (по Д. Б. Эльконину, П. Я. Гальперину и др.)
Обучение чтению: усвоение, овладение
Общественное чтение
Обязательное чтение
Овладение чтением
Ознакомительное чтение
Онлайновое чтение
Опережающее прочтение
Организация чтения
Осмысленное чтение
Особенности чтения
Первоначальное чтение
Перечитывание
Период "до чтения"
План чтения
Поверхностное чтение
Поддержка чтения
Поисковое чтение
Понимание прочитанного
Популярное чтение
Популярность чтения
Потребность в чтении
Правила чтения
Практики чтения
Престиж чтения
Привычка чтения
Приобщение к чтению
Прирост навыков чтения
Программа чтения
Программы поддержки чтения
Программы проверки качества чтения
Продуктивное чтение
Продуктивность читательской деятельности
Просмотровое чтение
Пространство чтения
Профессиональные ассоциации в защиту чтения
Профессиональный читатель
Профиль читателя
Процесс чтения
Прочитанное
Прочтение
Психолингвистика чтения
Психология чтения
Психофизиология чтения
Развивающее чтение
Развитие чтения
Развлекательное чтение
Разносторонность чтения
Раннее приобщение к чтению
Распространённость чтения
Рациональное чтение
Регламентация чтения
Реклама чтения
Репертуар чтения
Роль чтения
Руководство чтением
Самообразовательное чтение
Самостоятельное чтение
Свобода чтения
Свободное чтение
Семейное чтение
Система чтения
Ситуация чтения в России
Ситуация чтения в странах мира
Скорочтение (быстрочтение)
Смысловое чтение
Совместное чтение
Современное чтение
Созидающее чтение
Сопровождение чтения
Состояние чтения
Социально-психологические характеристики читателя
Социальные модели чтения
Социология чтения
Справочное чтение
Среднестатистический читатель
Статус читателя
Статус чтения
Стратегии в чтении
Стратегии понимания чтения
Стратегия чтения
Суверенитет читателя
Сущность чтения
Творческое чтение
Терапевтическое чтение
Техника чтения
Технологии обучения чтению
Технологии читательского развития
Тип чтения
Типология читателя
Традиции изучения чтения
Традиции чтения
Трудности в чтении
Уединённое чтение
Ускоренное чтение
Успешное чтение
Уровень чтения
Учебное чтение
Факторы чтения
Факторы чтения (социально-психологический; внутриличностный)
Философия чтения
Форматы чтения
Формирование читательской компетентности
Формирование читателя
Формула читателя (Н. А. Рубакин)
Функции чтения (общественно-социальная; личностная)
Характер чтения
Характеристики чтения
Цель чтения
Цензура чтения
Центр чтения
Частотность нарушений чтения
Читалище (славянское)
"Читалка" (ридер)
Читальный зал
Читальня
Читание (славянское)
Читатель
Читательница
Читательская аудитория
Читательская группа
Читательская деятельность
Читательская задача
Читательская коммуникация
Читательская компетентность
Читательская конференция
Читательская культура
Читательская публика
Читательская рефлексия
Читательская социометрия
Читательская установка
Читательская элита
Читательские вкусы
Читательские династии
Читательские дневники
Читательские записи
Читательские интересы
Читательские пометы
Читательские потребности
Читательские предпочтения
Читательские умения
Читательский адрес
Читательский бум
Читательский выбор
Читательский дневник
Читательский опыт
Читательский отзыв
Читательский спрос
Читательский формуляр
Читательское восприятие
Читательское мастерство
Читательское поведение
Читательское поле
Читательское развитие
Читающая нация
Читка
Чтение
Чтение с комментариями
Чтение без словаря
Чтение в структуре досуга
Чтение в структуре образования
Чтение вслух
Чтение глобальное
Чтение детей
Чтение детей с особыми потребностями
Чтение для себя
Чтение и развитие личности
Чтение и развитие речи
Чтение изучающее
Чтение как вид общения
Чтение как вид речевой деятельности
Чтение как деятельность
Чтение как компонент образования
Чтение как наслаждение
Чтение как общение
Чтение как предмет изучения
Чтение как предмет познания
Чтение как процесс
Чтение как сложный психомоторный навык
Чтение как средство воспитания (нравственного, этического, художественного, интеллектуального и т. д.)
Чтение как средство социализации
Чтение как учебный предмет
Чтение как феномен культуры
Чтение как фундамент цивилизации
Чтение как функция книги (текста)
Чтение как явление
Чтение логическое
Чтение на иностранном языке
Чтение по Брайлю
Чтение подростков
Чтение подростков из группы риска
Чтение прессы
Чтение про себя
Чтение просмотровое
Чтение с губ
Чтение с лица
Чтение с наслаждением
Чтение с экрана
Чтение со словарем
Чтение художественное
Чтение художественной литературы
Чтение эстетическое
Чтение юношества
Чтец
Чтиво
Эволюция чтения
Экзистенциальная модель чтения
Экзистенциальное чтение
Экстенсивное чтение
Электронное чтение
Электронные устройства для чтения
Элементарное чтение
Элитарное чтение
Эффективное чтение
Эффективность чтения
Ядро читательской компетентности
При подготовке данного письма были использованы печатные издания и материалы из сети Интернет:
Борисова, Л. Конкурс «Живая классика» выявил лучших юных чтецов
/ Л. Борисова // Ставроп. правда. - 2014. - 25 апр.
2. Иванова , А. А. Флешмоб как форма работы школьной библиотеки по привлечению подростков к чтению / А.А. Иванова // Библиотека школы. - 2013. - №8. - С. 2- 4.
3. Мелентьева, Ю.П. Глоссарий по проблеме чтения / Ю.П. Мелентьева
// Библиография. – 2013. - №3. - С. 35-38.
4. Мутав, Л.Н. Удовольствие от совместного чтения. Проектный метод «STORYSACK» (сторисек) / Л.Н.Мутав // Библиотечное дело. - 2008. - № 23.- С.41-43.
5. Пеннак, Д. Как роман: [пед. эссе] /Даниэль Пеннак: пер. с фр. Натальи Шаховской. - [2-е изд.]- М.: Самокат, 2010. - 160 с. - (Серия «Самокат для родителей»).
6. Фаулер, С. «Тридцать минут в неделю с пользой на всю жизнь» / С. Фаулер // Современная библиотека.- 2010. - № 3. - С. 110 - 111.
7. Щинникова В.И., Подарить радость чтения: новые формы продвижения чтения в молодежной и детской среде [Электронный ресурс] / В.И. Щинникова. -Омск, 2010. - Режим доступа: http: // oubomsk.ru.
8. http: // www. pqbooks.ru
9. http: // sodb.ru
10. http: // yongreaders.ru
11. http: // www. stavminobr.ru.
Рекомендуемая литература по теме:
1. Иванова, Г. А. Чтение, грамотность и библиотеки / Г. А. Иванова, В.П. Чудинова // Библиотечно-информационное обслуживание детей и юношества за рубежом / Г.А.Иванова, В.П. Чудинова. - М., 2012. - С.19-70.
2. Журнист, Л. Флешмоб, или «Вспышка толпы»: акция для любого прохожего/ Л. Журнист // Библиотека. - 2013.- № 7. – С.1.
3. Лобырева, О. Полчаса перед сном :[об акции «Читаем перед сном» ЦДЮБ г. Нижнего Тагила»] / О. Лобырева, Л. Скидан, Т. Рубцова // Библиотечное дело. – 2013. - № 10. - С. 43-44.
4. Мир чтения доступен каждому: из опыта работы библиотек России по продвижению книги и чтения / Ставроп. гос. краев. универс. науч. биб - ка им. М.Ю. Лермонтова; сост. Г. М. Павлова.- Ставрополь, 2012. – 112с.
5. Национальная программа поддержки и развития чтения. - М.: МЦБС, 2007. - 56с.
6. Пантюхова, Т.В. Дерево, воспетое в книге: о методике организации библиотечной акции [«Литературной аллеи»] / Т.В. Пантюхова // Библиотека в школе. - 2013. - №2. - С. 47-49.
7. Сокуренко, Е. Книжка – путешественница, или Новый вид охоты : [о развитии буккроссинга в России] / Е. Сокуренко // Библиополе. - 2012.- № 9.- С.5-8.
8. Чтение с листа, с экрана и «на слух» : опыт России и других стран: сборник материалов для руководителей программ по продвижению чтения / сост.: Е.Ю. Гениева, Ю. П. Мелентьева. - М.: РШБА, 2009.-256с.- (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Приложение к журналу «Школьная библиотека». Сер. 1., Вып.11-12).
Составитель: Иванова Н.Д.,
гл. библиотекарь научно-методического отдела.
|