Скачать 2.04 Mb.
|
СОДЕРЖАНИЕ I. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка 1.1.1 Цели и задачи реализации основной образовательной программы дошкольного образования. 1.1.2 Принципы и подходы к формированию программы.
1.2 Планируемые результаты освоения программы. II. Содержательный раздел 2.1. Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребёнка в образовательных областях. 2.2 Образовательная деятельность по профессиональной коррекции нарушений развития детей 2.2.1 Специальные условия для получения образования детьми с ТНР 2.2.2. Использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов 2.2.3. Система оценки речевого развития детей с ТНР. 2.3.4 Проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для детей с речевыми нарушениями 2.3. Способы и направления поддержки детской инициативы 2.4. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1. Материально-техническое обеспечение Программы 3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания 3.3 Режим дня 3.4 Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий 3.5 Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды Приложение I. Целевой раздел
Рабочая программа по коррекционной деятельности с воспитанниками 6-7 лет, имеющими тяжелые нарушения речи (ТНР), подготовительной к школе группы разработана в соответствии с образовательной программой (ООП) и адаптированной образовательной программой (АООП) МБ ДОУ «Детский сад №250» в соответствии с введением в действие ФГОС ДО. Программа разработана на основании следующих нормативно-правовых документов, регламентирующих функционирование системы дошкольного образования в Российской Федерации: • Федеральный закон « Об образовании в Российской Федерации» ( от 29.12.2012 года № 273-ФЗ); • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 7. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования); • Письмо Министерства образования России от 22.01.98 г. № 20-58-07 ин/20- «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах» (о продолжительности рабочего дня учителя-логопеда); • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26 (Сан ПиН 2.4.1.3049-13); • Конвенция о правах ребенка от 20.11.1989г.; • Письмо Министерство образования РФ от 27.03.2000г. №27/901-6 «О психолого - медико-педагогическом консилиуме»;
Программа может корректироваться в связи с изменениями нормативно-правовой базы дошкольного образования, образовательного запроса родителей, видовой структуры групп. Программа ориентирована на: ● формирование педагогической системы, включающей органичное единство: - нового содержания образования, отвечающего социальному заказу современного общества и особенностям дошкольного образования, в основе построения которого лежит развитие индивидуальности каждого воспитанника; - новых форм организации образовательного процесса, позволяющих развивать физические, интеллектуальные и личностные качества, повышать познавательную активность воспитанников для формирования общей культуры, предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей дошкольного возраста; - новых, современных образовательных технологий, в том числе и информационных (компьютерных, мультимедийных, аудио - видео-технологий) и технологий развивающего обучения, позволяющих развивать способы работы с информацией; - новых форм оценки качества образования, позволяющих осуществлять комплексный подход к оценке динамики достижений детей. ● создание в детском саду развивающей образовательной среды, способствующей формированию: - активной, любознательной личности, способной самостоятельно действовать, овладевшей средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; - маленького гражданина социального общества, соблюдающего элементарные общепринятые нормы и правила поведения, будущего патриота России; - ценностного отношения к здоровому образу жизни и потребности бережного отношения к своему здоровью. В качестве главного направления развития дошкольного образования в детском саду в рабочую программу включены механизмы, обеспечивающие: - выявление и использование наиболее эффективных приемов и педагогических технологий, способствующих развитию индивидуальности каждого воспитанника, успешной коррекции речевого развития и реабилитации детей с проблемами в развитии для обеспечения плавного и успешного перехода к обучению в школе; - определение и внедрение критериев отбора образовательного материала и педагогических технологий с точки зрения их необходимости и достаточности для обеспечения формирования нового качества образования; - создание благоприятных условий для естественного эффективного развития и саморазвития ребенка; - творческое развитие и профессиональный рост педагогов, соответствующий переходу на новое содержание образования и достижению нового качества образования через систему обучающих внутри дошкольных семинаров, целевых курсов, тематических педсоветов; - обеспечение координации деятельности педагогов и специалистов-медиков для оказания комплексной дифференцированной помощи детям, испытывающим затруднения в различных видах деятельности. 1.1. Цели и задачи реализации основной образовательной программы дошкольного образования.
2. Создание условий, способствующих освоению детьми с ОНР программы и их интеграции в ДОУ.
- Принцип развивающего обучения (принимаются во внимание «зоны актуального и ближайшего развития» ребёнка, что обеспечивает его интеллектуальное развитие). - Принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии детей с ОНР. Этот принцип отражает целостность процесса оказания коррекционной психолого-педагогической помощи ребенку. Он предполагает обязательное комплексное диагностическое обследование ребенка и на основе его результатов определение целей и задач индивидуальной коррекционно-развивающей программы. При этом осуществляется постоянный контроль за развитием лексико-грамматического строя, связного высказывания ребенка, за его деятельностью, поведением, динамикой его эмоциональных состояний, чувств и переживаний, что позволяет внести необходимые коррективы в обучающие программы. - Принцип онтогенетический, раскрывающий общие закономерности развития детской речи применительно к разным вариантам дизонтогенеза. - Принцип коррекции и компенсации, позволяющий определить адресные логопедические технологии в зависимости от структуры и выраженности речевого нарушения. - Принцип интеграции усилий специалистов, т.е. всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса. - Принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей. - Принцип охраны и укрепления здоровья ребёнка. Принцип предполагает включение в НОД упражнений на развитие и укрепление осанки, психогимнастики, релаксационные упражнения и т.д. Объём учебного материала рассчитан в соответствии возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации. - Принцип комфортности. Принцип определяет позицию логопеда, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой в интересах ребёнка. - Принцип систематичности и последовательности. Определяет логическую последовательность приобретения, закрепления и воспроизведения всего комплекса знаний, умений и навыков.
- Осуществление комплексного (клинико-физиологический, психолого – педагогический) подхода к диагностике и коррекционной помощи детям с ОНР. - Осуществление индивидуального подхода при выполнении коррекционной работы с детьми с ОНР. - Осуществление дифференцированного подхода к детям в зависимости от их психического состояния и способов ориентации в познании окружающего мира, включая применение специальных форм и методов работы с детьми, оригинальных наглядных пособий, наполняемости групп и методики индивидуально – подгруппового обучения. - Осуществление деятельностного подхода, который определяет ведущую деятельность, стимулирующую психическое и личностное развитие ребенка с ОНР. Исходя из принципов ФГОС, в Программе учитываются индивидуальные особенности и потребности детей с общим недоразвитием речи, связанные с состоянием его здоровья и определяющие его особые условия получения образования и его индивидуальные потребности. А также учитывается возможность освоения ребенком с общим недоразвитием речи Программы на разных этапах ее реализации. 1.1.3 Значимые для разработки и реализации программы характеристики Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи – это дети с поражением центральной нервной системы (или проявлениями перинатальной энцефалопатии), что обусловливает частое сочетание у них стойкого речевого расстройства с различными особенностями психической деятельности. Учитывая положение Л. С. Выготского о тесной связи развития мышления и речи, можно сказать, что интеллектуальное развитие ребенка в известной мере зависит от состояния его речи. Системный речевой дефект часто приводит к возникновению вторичных отклонений в умственном развитии, к своеобразному формированию психики. Общее недоразвитие речи (ОНР) рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте (Левина Р. Е., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.). Речевая недостаточность при ОНР у дошкольников может варьироваться от полного отсутствия речи до развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития (Левина Р. Е.). Характеристики особенностей развития детей с ОНР, воспитывающихся в ДОО с учетом их особых образовательных потребностей. Общая характеристика детей с I уровнем развития речи. Первый уровень развития речи характеризуется как отсутствие общеупотребительной речи. Яркой особенностью дизонтогенеза речи выступает стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания, инертность в овладении ребенком новыми для него словами. Такие дети в самостоятельном общении не могут пользоваться фразовой речью, не владеют навыками связного высказывания. В то же время нельзя говорить о полном отсутствии у них вербальных средств коммуникации. Этими средствами для них являются отдельные звуки и их сочетания – звукокомплексы и звукоподражания, обрывки лепетных слов («кока» - петушок, «кой» - открой, «доба» - добрый, «дада» - дай, «пи» - пить), отдельные слова, совпадающие с нормами языка. Звукокомплексы, как правило, используются при обозначении лишь конкретных предметов и действий. При воспроизведении слов ребенок преимущественно сохраняет корневую часть, грубо нарушая их звуко – слоговую структуру. Многоцелевое использование ограниченных вербальных средств родного языка является характерной особенностью речи детей данного уровня. Звукоподражания и слова могут обозначать как названия предметов, так и некоторые их признаки и действия, совершаемые с этими предметами. Например, слово «кока», произносимое с разными интонацией и жестами обозначает «петушок», «кукарекает», «клюет», что указывает на ограниченность словарного запаса. Поэтому ребенок вынужден активно использовать паралингвистические средства общения: жесты, мимику, интонацию. При восприятии обращенной речи дети ориентируются на хорошо знакомую ситуацию, интонацию и мимику взрослого. Это позволяет им компенсировать недостаточное развитие импрессивной стороны речи. В самостоятельной речи отмечается неустойчивость в произношении звуков, их диффузность. Дети способны воспроизводить в основном одно – двусложные слова, тогда как более сложные слова подвергаются сокращениям («паки ди» - собака сидит, «ато» - молоток, «тя мако» - чай с молоком). Наряду с отдельными словами в речи ребенка появляются и первые словосочетания. Слова в них, как правило, употребляются только в исходной форме, так как словоизменение детям еще не доступно. Подобные словосочетания могут состоять из отдельных правильно произносимых двух – трехсложных слов, включающих звуки раннего и среднего онтогенеза («дять» - дать, взять; «кика» - книга; «пака» - палка); «контурных» слов из двух – трех слогов («атота» - морковка, «тяпат» - кровать, «тяти» - мячик); фрагментов слов – существительных и глаголов («ко» - корова, «Бея» -Белоснежка, «пи» - пить, «па» - спать); фрагментов слов – прилагательных и других частей речи («босе» - большой, «пака» - плохой); звукоподражаний и звукокомплексов («ко-ко», «бах», «му», «ав»). |
Пояснительная записка 5 Цели и задачи деятельности мбдоу по реализации... Принципы и подходы к формированию основной образовательной программы дошкольного образования |
Пояснительная записка 5 Цели и задачи деятельности мбдоу по реализации... Принципы и подходы к формированию основной образовательной программы дошкольного образования |
||
Пояснительная записка 5 1 Цели и задачи реализации основной образовательной... Пояснительная записка 5 |
Пояснительная записка цели и задачи реализации основной образовательной... Обществознание |
||
Пояснительная записка 2-4 1 Цели и задачи деятельности дошкольного учреждения 5 Принципы и подходы к формированию основной образовательной программы дошкольного образования |
Основной образовательной программы мбдоу «Детский сад №7 комбинированного... Пояснительная записка: цели и задачи реализации программы, принципы и подходы к формированию Программы, характеристики особенностей... |
||
Пояснительная записка 3 2 Цели и задачи реализации основной образовательной... Рабочая программа представляет систему образовательной деятельности с учетом конкретных условий и особенностей развития воспитанников... |
Пояснительная записка. 1 1 Общие положения. 1 1 Цели и задачи реализации... Принципы и подходы к формированию образовательной программы основного общего образования 5 |
||
Пояснительная записка 4 Цели и задачи реализации основной образовательной... Целями реализации основной образовательной программы основного общего образования являются |
Пояснительная записка Цели и задачи реализации основной образовательной... Целевой раздел примерной основной образовательной программы основного общего образования |
||
Пояснительная записка 1 Цели и задачи реализации основной образовательной... Принципы и подходы к формированию образовательной программы основного общего образования |
Пояснительная записка 2 1 Цели и задачи реализации основной образовательной... Принципы и подходы к формированию образовательной программы основного общего образования 4 |
||
Пояснительная записка 8 1 Цели и задачи реализации основной образовательной... Принципы и подходы к формированию образовательной программы основного общего образования 10 |
Пояснительная записка 8 1 Цели и задачи реализации основной образовательной... Принципы и подходы к формированию образовательной программы основного общего образования 10 |
||
Пояснительная записка 2 1 Цели и задачи реализации основной образовательной... Принципы и подходы к формированию образовательной программы основного общего образования 3 |
Пояснительная записка 2 1 Цели и задачи реализации основной образовательной... Принципы и подходы к формированию образовательной программы основного общего образования 3 |
Поиск |