Пояснительная записка 1 Цели и задачи реализации основной образовательной программы дошкольного образования. 2 Принципы и подходы к формированию программы

Пояснительная записка 1 Цели и задачи реализации основной образовательной программы дошкольного образования. 2 Принципы и подходы к формированию программы


Скачать 2.04 Mb.
Название Пояснительная записка 1 Цели и задачи реализации основной образовательной программы дошкольного образования. 2 Принципы и подходы к формированию программы
страница 1/17
Тип Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


СОДЕРЖАНИЕ

I. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

1.1.1 Цели и задачи реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

1.1.2 Принципы и подходы к формированию программы.

  1. 1.1.3 Значимые для разработки и реализации программы характеристики

1.2 Планируемые результаты освоения программы.
II. Содержательный раздел

2.1. Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребёнка в образовательных областях.

2.2 Образовательная деятельность по профессиональной коррекции нарушений развития детей

2.2.1 Специальные условия для получения образования детьми с ТНР

2.2.2. Использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов

2.2.3. Система оценки речевого развития детей с ТНР.

2.3.4 Проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для детей с речевыми нарушениями

2.3. Способы и направления поддержки детской инициативы

2.4. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Материально-техническое обеспечение Программы

3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания

3.3 Режим дня

3.4 Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий

3.5 Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

Приложение
I. Целевой раздел

  1. Пояснительная записка


Рабочая программа по коррекционной деятельности с воспитанниками 6-7 лет, имеющими тяжелые нарушения речи (ТНР), подготовительной к школе группы разработана в соответствии с образовательной программой (ООП) и адаптированной образовательной программой (АООП) МБ ДОУ «Детский сад №250» в соответствии с введением в действие ФГОС ДО.

Программа разработана на основании следующих нормативно-правовых документов, регламентирующих функционирование системы дошкольного образования в Российской Федерации:

• Федеральный закон « Об образовании в Российской Федерации» ( от 29.12.2012 года № 273-ФЗ);

• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 7. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования);

• Письмо Министерства образования России от 22.01.98 г. № 20-58-07 ин/20- «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах» (о продолжительности рабочего дня учителя-логопеда);

• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26 (Сан ПиН 2.4.1.3049-13);

• Конвенция о правах ребенка от 20.11.1989г.;

• Письмо Министерство образования РФ от 27.03.2000г. №27/901-6 «О психолого - медико-педагогическом консилиуме»;

  • Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения МБ ДОУ «Детский сад № 250» ;

  • «Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей», авторы Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина

Программа может корректироваться в связи с изменениями нормативно-правовой базы дошкольного образования, образовательного запроса родителей, видовой структуры групп.

Программа ориентирована на:

формирование педагогической системы, включающей органичное единство:

- нового содержания образования, отвечающего социальному заказу современного общества и особенностям дошкольного образования, в основе построения которого лежит развитие индивидуальности каждого воспитанника;

- новых форм организации образовательного процесса, позволяющих развивать физические, интеллектуальные и личностные качества, повышать познавательную активность воспитанников для формирования общей культуры, предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей дошкольного возраста;

- новых, современных образовательных технологий, в том числе и информационных (компьютерных, мультимедийных, аудио - видео-технологий) и технологий развивающего обучения, позволяющих развивать способы работы с информацией;

- новых форм оценки качества образования, позволяющих осуществлять комплексный подход к оценке динамики достижений детей.

создание в детском саду развивающей образовательной среды, способствующей формированию:

- активной, любознательной личности, способной самостоятельно действовать, овладевшей средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

- маленького гражданина социального общества, соблюдающего элементарные общепринятые нормы и правила поведения, будущего патриота России;

- ценностного отношения к здоровому образу жизни и потребности бережного отношения к своему здоровью.

В качестве главного направления развития дошкольного образования в детском саду в рабочую программу включены механизмы, обеспечивающие:

- выявление и использование наиболее эффективных приемов и педагогических технологий, способствующих развитию индивидуальности каждого воспитанника, успешной коррекции речевого развития и реабилитации детей с проблемами в развитии для обеспечения плавного и успешного перехода к обучению в школе;

- определение и внедрение критериев отбора образовательного материала и педагогических технологий с точки зрения их необходимости и достаточности для обеспечения формирования нового качества образования;

- создание благоприятных условий для естественного эффективного развития и саморазвития ребенка;

- творческое развитие и профессиональный рост педагогов, соответствующий переходу на новое содержание образования и достижению нового качества образования через систему обучающих внутри дошкольных семинаров, целевых курсов, тематических педсоветов;

- обеспечение координации деятельности педагогов и специалистов-медиков для оказания комплексной дифференцированной помощи детям, испытывающим затруднения в различных видах деятельности.
1.1. Цели и задачи реализации основной образовательной программы дошкольного образования.


  1. Цель программы: построение системы коррекционно-развивающей работы в подготовительной группе комбинированной направленности для детей с общим недоразвитием речи, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов дошкольной образовательной организации и родителей воспитанников. Комплексность педагогического подхода направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.

  2. Цель коррекционно-развивающей работы: формирование полноценной речи, оказание помощи ребёнку в преодолении речевых нарушений для решения задач его развития, обучения, воспитания, социализации.

  3. Вся коррекционно-развивающая работа учителя – логопеда направлена на реализацию задач:

  1. 1. Своевременное выявление детей с общим недоразвитием речи и определение их особых образовательных потребностей, обусловленных недостатками в физическом или психическом развитии.

2. Создание условий, способствующих освоению детьми с ОНР программы и их интеграции в ДОУ.

  1. 3. Осуществление индивидуально ориентированной психолого – медико – педагогической помощи детям с ОНР с учетом особенностей психического или физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого - медико – педагогической комиссии).

  2. 4. Разработка и реализация индивидуальных маршрутов для детей с общим недоразвитием речи, организация индивидуальной и групповой непосредственно образовательной деятельности.

  1. 5. Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ОНР по медицинским, социальным и другим вопросам.





  2. 1.1.2 Принципы и подходы к формированию программы.

  3. Содержание коррекционной работы в группе комбинированной направленности определяют принципы:

- Принцип развивающего обучения (принимаются во внимание «зоны актуального и ближайшего развития» ребёнка, что обеспечивает его интеллектуальное развитие).

- Принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии детей с ОНР. Этот принцип отражает целостность процесса оказания коррекционной психолого-педагогической помощи ребенку. Он предполагает обязательное комплексное диагностическое обследование ребенка и на основе его результатов определение целей и задач индивидуальной коррекционно-развивающей программы. При этом осуществляется постоянный контроль за развитием лексико-грамматического строя, связного высказывания ребенка, за его деятельностью, поведением, динамикой его эмоциональных состояний, чувств и переживаний, что позволяет внести необходимые коррективы в обучающие программы.

- Принцип онтогенетический, раскрывающий общие закономерности развития детской речи применительно к разным вариантам дизонтогенеза.

- Принцип коррекции и компенсации, позволяющий определить адресные логопедические технологии в зависимости от структуры и выраженности речевого нарушения.

- Принцип интеграции усилий специалистов, т.е. всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

- Принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей.

- Принцип охраны и укрепления здоровья ребёнка. Принцип предполагает включение в НОД упражнений на развитие и укрепление осанки, психогимнастики, релаксационные упражнения и т.д. Объём учебного материала рассчитан в соответствии возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации.

- Принцип комфортности. Принцип определяет позицию логопеда, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой в интересах ребёнка.

- Принцип систематичности и последовательности. Определяет логическую последовательность приобретения, закрепления и воспроизведения всего комплекса знаний, умений и навыков.



  1. Подходы к формированию программы.

- Осуществление комплексного (клинико-физиологический, психолого – педагогический) подхода к диагностике и коррекционной помощи детям с ОНР.

- Осуществление индивидуального подхода при выполнении коррекционной работы с детьми с ОНР.

- Осуществление дифференцированного подхода к детям в зависимости от их психического состояния и способов ориентации в познании окружающего мира, включая применение специальных форм и методов работы с детьми, оригинальных наглядных пособий, наполняемости групп и методики индивидуально – подгруппового обучения.

- Осуществление деятельностного подхода, который определяет ведущую деятельность, стимулирующую психическое и личностное развитие ребенка с ОНР.

Исходя из принципов ФГОС, в Программе учитываются индивидуальные особенности и потребности детей с общим недоразвитием речи, связанные с состоянием его здоровья и определяющие его особые условия получения образования и его индивидуальные потребности. А также учитывается возможность освоения ребенком с общим недоразвитием речи Программы на разных этапах ее реализации.
1.1.3 Значимые для разработки и реализации программы характеристики

Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи – это дети с поражением центральной нервной системы (или проявлениями перинатальной энцефалопатии), что обусловливает частое сочетание у них стойкого речевого расстройства с различными особенностями психической деятельности. Учитывая положение Л. С. Выготского о тесной связи развития мышления и речи, можно сказать, что интеллектуальное развитие ребенка в известной мере зависит от состояния его речи. Системный речевой дефект часто приводит к возникновению вторичных отклонений в умственном развитии, к своеобразному формированию психики.

Общее недоразвитие речи (ОНР) рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте (Левина Р. Е., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.).

Речевая недостаточность при ОНР у дошкольников может варьироваться от полного отсутствия речи до развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития (Левина Р. Е.).
Характеристики особенностей развития детей с ОНР, воспитывающихся в ДОО с учетом их особых образовательных потребностей.
Общая характеристика детей с I уровнем развития речи.

Первый уровень развития речи характеризуется как отсутствие общеупотребительной речи. Яркой особенностью дизонтогенеза речи выступает стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания, инертность в овладении ребенком новыми для него словами. Такие дети в самостоятельном общении не могут пользоваться фразовой речью, не владеют навыками связного высказывания. В то же время нельзя говорить о полном отсутствии у них вербальных средств коммуникации. Этими средствами для них являются отдельные звуки и их сочетания – звукокомплексы и звукоподражания, обрывки лепетных слов («кока» - петушок, «кой» - открой, «доба» - добрый, «дада» - дай, «пи» - пить), отдельные слова, совпадающие с нормами языка. Звукокомплексы, как правило, используются при обозначении лишь конкретных предметов и действий. При воспроизведении слов ребенок преимущественно сохраняет корневую часть, грубо нарушая их звуко – слоговую структуру.

Многоцелевое использование ограниченных вербальных средств родного языка является характерной особенностью речи детей данного уровня. Звукоподражания и слова могут обозначать как названия предметов, так и некоторые их признаки и действия, совершаемые с этими предметами. Например, слово «кока», произносимое с разными интонацией и жестами обозначает «петушок», «кукарекает», «клюет», что указывает на ограниченность словарного запаса. Поэтому ребенок вынужден активно использовать паралингвистические средства общения: жесты, мимику, интонацию.

При восприятии обращенной речи дети ориентируются на хорошо знакомую ситуацию, интонацию и мимику взрослого. Это позволяет им компенсировать недостаточное развитие импрессивной стороны речи. В самостоятельной речи отмечается неустойчивость в произношении звуков, их диффузность. Дети способны воспроизводить в основном одно – двусложные слова, тогда как более сложные слова подвергаются сокращениям («паки ди» - собака сидит, «ато» - молоток, «тя мако» - чай с молоком). Наряду с отдельными словами в речи ребенка появляются и первые словосочетания. Слова в них, как правило, употребляются только в исходной форме, так как словоизменение детям еще не доступно. Подобные словосочетания могут состоять из отдельных правильно произносимых двух – трехсложных слов, включающих звуки раннего и среднего онтогенеза («дять» - дать, взять; «кика» - книга; «пака» - палка); «контурных» слов из двух – трех слогов («атота» - морковка, «тяпат» - кровать, «тяти» - мячик); фрагментов слов – существительных и глаголов («ко» - корова, «Бея» -Белоснежка, «пи» - пить, «па» - спать); фрагментов слов – прилагательных и других частей речи («босе» - большой, «пака» - плохой); звукоподражаний и звукокомплексов («ко-ко», «бах», «му», «ав»).
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Похожие:

Пояснительная записка 1 Цели и задачи реализации основной образовательной программы дошкольного образования. 2 Принципы и подходы к формированию программы icon Пояснительная записка 5 Цели и задачи деятельности мбдоу по реализации...
Принципы и подходы к формированию основной образовательной программы дошкольного образования
Пояснительная записка 1 Цели и задачи реализации основной образовательной программы дошкольного образования. 2 Принципы и подходы к формированию программы icon Пояснительная записка 5 Цели и задачи деятельности мбдоу по реализации...
Принципы и подходы к формированию основной образовательной программы дошкольного образования
Пояснительная записка 1 Цели и задачи реализации основной образовательной программы дошкольного образования. 2 Принципы и подходы к формированию программы icon Пояснительная записка 5 1 Цели и задачи реализации основной образовательной...
Пояснительная записка 5
Пояснительная записка 1 Цели и задачи реализации основной образовательной программы дошкольного образования. 2 Принципы и подходы к формированию программы icon Пояснительная записка цели и задачи реализации основной образовательной...
Обществознание
Пояснительная записка 1 Цели и задачи реализации основной образовательной программы дошкольного образования. 2 Принципы и подходы к формированию программы icon Пояснительная записка 2-4 1 Цели и задачи деятельности дошкольного учреждения 5
Принципы и подходы к формированию основной образовательной программы дошкольного образования
Пояснительная записка 1 Цели и задачи реализации основной образовательной программы дошкольного образования. 2 Принципы и подходы к формированию программы icon Основной образовательной программы мбдоу «Детский сад №7 комбинированного...
Пояснительная записка: цели и задачи реализации программы, принципы и подходы к формированию Программы, характеристики особенностей...
Пояснительная записка 1 Цели и задачи реализации основной образовательной программы дошкольного образования. 2 Принципы и подходы к формированию программы icon Пояснительная записка 3 2 Цели и задачи реализации основной образовательной...
Рабочая программа представляет систему образовательной деятельности с учетом конкретных условий и особенностей развития воспитанников...
Пояснительная записка 1 Цели и задачи реализации основной образовательной программы дошкольного образования. 2 Принципы и подходы к формированию программы icon Пояснительная записка. 1 1 Общие положения. 1 1 Цели и задачи реализации...
Принципы и подходы к формированию образовательной программы основного общего образования 5
Пояснительная записка 1 Цели и задачи реализации основной образовательной программы дошкольного образования. 2 Принципы и подходы к формированию программы icon Пояснительная записка 4 Цели и задачи реализации основной образовательной...
Целями реализации основной образовательной программы основного общего образования являются
Пояснительная записка 1 Цели и задачи реализации основной образовательной программы дошкольного образования. 2 Принципы и подходы к формированию программы icon Пояснительная записка Цели и задачи реализации основной образовательной...
Целевой раздел примерной основной образовательной программы основного общего образования
Пояснительная записка 1 Цели и задачи реализации основной образовательной программы дошкольного образования. 2 Принципы и подходы к формированию программы icon Пояснительная записка 1 Цели и задачи реализации основной образовательной...
Принципы и подходы к формированию образовательной программы основного общего образования
Пояснительная записка 1 Цели и задачи реализации основной образовательной программы дошкольного образования. 2 Принципы и подходы к формированию программы icon Пояснительная записка 2 1 Цели и задачи реализации основной образовательной...
Принципы и подходы к формированию образовательной программы основного общего образования 4
Пояснительная записка 1 Цели и задачи реализации основной образовательной программы дошкольного образования. 2 Принципы и подходы к формированию программы icon Пояснительная записка 8 1 Цели и задачи реализации основной образовательной...
Принципы и подходы к формированию образовательной программы основного общего образования 10
Пояснительная записка 1 Цели и задачи реализации основной образовательной программы дошкольного образования. 2 Принципы и подходы к формированию программы icon Пояснительная записка 8 1 Цели и задачи реализации основной образовательной...
Принципы и подходы к формированию образовательной программы основного общего образования 10
Пояснительная записка 1 Цели и задачи реализации основной образовательной программы дошкольного образования. 2 Принципы и подходы к формированию программы icon Пояснительная записка 2 1 Цели и задачи реализации основной образовательной...
Принципы и подходы к формированию образовательной программы основного общего образования 3
Пояснительная записка 1 Цели и задачи реализации основной образовательной программы дошкольного образования. 2 Принципы и подходы к формированию программы icon Пояснительная записка 2 1 Цели и задачи реализации основной образовательной...
Принципы и подходы к формированию образовательной программы основного общего образования 3

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск