Скачать 0.49 Mb.
|
ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕЛИГИОВЕДЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРИ УПРАВЛЕНИИ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ АЛТАЙ Чаптынова ул., д. 20, г. Горно-Алтайск, 649000 тел/факс. (388-22) 2-26-36 e-mail:umura@djsib.atlas-nsk.ru 13.05.2013 г. №1976 На 12.02.2013. № 03-494. ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ Экспертный Совет по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Алтай на основании запроса Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Алтай (исх. № 03-494 от 12.02.2013 г.), в соответствии с подпунктом 8 статьи 11 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», положениями ст. 48 Федерального закона от 23.07.2008 № 160-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием осуществления полномочий Правительства Российской Федерации», подпунктом 30.11 пункта 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации», приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 18.02.2009 № 53 «О государственной религиоведческой экспертизе», Положением об Экспертном Совете по проведению государственной религиоведческой экспертизы, утвержденным приказом Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Алтай от 20.08.2009 №124-а, провел государственную религиоведческую экспертизу в отношении Местной религиозной организации буддистов (бурханистов) Курее «Очыр» Усть-Канского района Республики Алтай с целью решения вопроса о признании организации религиозной и проверки достоверности сведений об основах вероучения организации и соответствующей ему практики. В соответствии с п. 10 «Порядка проведения государственной религиоведческой экспертизы», Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Алтай перед Экспертным советом были поставлены следующие вопросы:
Для подготовки ответа на вопросы в распоряжение Экспертного Совета были представлены следующие документы: 1. Распоряжение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Алтай от 11 февраля 2013 года № 33/03-р «О продлении срока рассмотрения документов религиозной организации при ее создании» (копия на 1 л.). 2.Выписка из протокола учредительного собрания Местной религиозной организации буддистов (бурханистов) Курее «Очыр» Усть-Канского района Республики Алтай (председатель Кынова В.Е.) от 15.01.2013 г. (копия на 3 л.);
Для качественного проведения исследования использовалась научная литература (труды ученых тибетологов, этногрофов и историков по алтаистике), а также работы буддистов, канонические источники северного буддизма, информационные материалы с официального сайта Буддийской традиционной Сангхи России и данные с сайта Института восточных рукописей РАН и др. При проведении экспертизы был выявлен дефицит информации в представленных документах, касающихся как самого вероучения куре «Очыр», так и различных аспектов ее (организации) религиозной деятельности. В силу этого, на основании п.4 и п. 14 «Порядка проведения государственной религиоведческой экспертизы», Экспертный Совет на заседании 11 марта 2013 года счел необходимым: а) расширить подлежащий изучению перечень материалов, касающихся истории северного буддизма посредством изучения различных источников (см. список литературы, сайтов религиозных организаций); б) расширить подлежащий изучению перечень материалов по алтайским традиционным верованиям, в частности по бурханизму и/или Белой вере (Ак Jян); в) проведение беседы-опроса ширету (настоятеля) местной религиозной организации буддистов (бурханистов) «Очыр» Бахрамаева С.В. от 15.02. 2013г. и 11.03. 2013г. Вышеизложенные задачи были выполнены, дополнительная информация получена. В соответствии с п.7 «Положения об Экспертном Совете по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации» и п. 13 «Порядка проведения государственной религиоведческой экспертизы», при рассмотрении вопроса о признании в качестве религиозной организации местной религиозной организации буддистов (бурханистов) куре «Очыр» и проверки достоверности сведений об основах вероучения организации и соответствующей ему практики, на заседании присутствовал председатель данной организации Бахрамаев С.В. и Сапонова Т.А. (жена Бахрамаева С.В.)- (15 февраля и 11 марта 2013г.). Исследовательская часть Методология проведения комплексной религиоведческой экспертизы Объектом религиоведческой экспертизы является исследование материальных объектов, содержащих религиозную информацию (документы, практики представляемой организации, содержащие информацию, необходимую для определения религиозного характера в мировоззренческой доктрине и соответствующей ей практике регистрируемой организации), а также, изучение верующих определенной религиозной организации и предметов культа (для качественной реконструкции и анализа вероисповедания)1. Предметом религиоведческой экспертизы является определение религиозного характера религиозной организации и достоверности сведений относительно основ вероучения и соответствующей ей практики. Методология: анализ документов, социологический опрос, описательный метод, сравнительно-исторический метод, системный метод, герменевтический и феноменологический методы. Историко-религиоведческая справка Для качественного анализа вероучения буддистов (бурханистов) куре «Очыр» необходимо разобраться с понятиями, терминами и историей данной общины. Так исходя из самоназвания организации первое понятие в названии организации - это «буддисты». Известно, что буддизм зародился в Древней Индии в 6-5 вв. до н.э., благодаря проповеди Сиддхартхи Гаутамы (623-544 г. до н.э.). «Будда» означает «Просветленный» Расцвет буддизма в Индии приходится на 5 в. до н.э.-5 в. н.э. Затем индийский буддизм был в большей мере оттеснен реформированным индуизмом. Потенциал буддийского учения, и в частности, его отрыв от кастовой системы позволил шагнуть за пределы Индии и стать международной религией. Более всего он укоренился в Юго-Восточной и Центральной Азии, через Тибет проник в Китай, затем в Японию. Позже европейцы, через приобщение к восточной культуре, ознакомились с буддизмом. Буддизм не остался единым т.к. внутри себя распался на отдельные ветви. Самое древнее и строгое монашеское направление - это Хинояна (или Тхеравада), самое распространенное - это Махаяна («широкий путь»). Из Махаяны возникло большинство остальных буддийских направлений, в частности различные школы и отдельное. - направление Ваджраяна («Алмазная колесница») или Тибетская Махаяна, или «Северный» буддизм. Тибетский буддизм со временем оформился в виде нескольких школ. Среди них различают следующие: 1) Ньингма; 2) Сакья; 3) Кагью; 4) Джонанг; 5) Гэлуг и 6) Сингон (японская школа). В РФ в основном распространена школа Гэлуг2. Школа Гэлуг или «Желтая вера» (пер. с тиб. «добродетель») происходит от традиции Кадампы, основоположником которой является индийский учитель Атиша. Основателем Гелуг является буддийский мудрец - ученый Цонкапа, реформировавший к тому времени уже несколько отошедший от первоначальных идеалов тибесткий буддизм. Цонкапу в Тибете почтительно называют Чжэ Ринпочхэ («Досточтимый и Драгоценный»). В литературе школы гэлуг имя Цонкапы обычно предваряется титулом «Всеведущий Наставник». Он очистил буддизм от мирских наслоений, вернул первоначальные правила Винайи, более углубил буддийскую философию и тантрическую практику. В традиции Гэлуг особое внимание уделяется нравственности, монашеская дисциплина рассматривается как идеальная основа для религиозного образования и практики. Вследствие этого подавляющее большинство гэлугпинских лам - монахи, а наставник-мирянин в этой традиции - большая редкость. Кроме того, в традиции считается, что серьёзная философская подготовка является необходимой предпосылкой для эффективной медитации, а, следовательно, как Тантра, так и Сутра подвергаются всестороннему анализу в ходе философских диспутов. Именно данная школа получила свое распространение в России, в республиках Калмыкии, Бурятии и Туве, но в отличии от развитой и сложной организации иерархии лам в Тибете, в России ламы - монахи не многочисленны и поэтому буддизм распространяется за счет мирских лам, настоятелей и эмчи-лам (лекарей). В буддийской литературе среди народов традиционно исповедующих буддизм алтайцы практически не упоминаются, и официально зарегистрирована лишь одна буддийская организация «Ак-Буркан» ( существуют доказательства того, что действующий Далай-лама XIV («Нгагванг Ловзанг Тэнцзин Гьямцхо» или Dainzin Gyaco) не знал об алтайцах как народе, исповедующем буддизм). В представленных документах (см. Сведения об основах вероучения...) кратко представлена история формирования буддизма и буддийской традиционной сангхи России (сокр. БТСР). Однако практически ничего не говорится о традиции бурханизма в буддизме. Второе понятие в названии организации «бурханисты». Этимология слова «бурханизм» неоднозначна и трактуется как 1) Бурхан (от уйг.-монг. burxa, бурхан - «будда»); 2) «Быркан jaнг» (Быркан не от слова «Будда», а от смыслового оборота «быркырып jангдаар», что означает «разбрызгивать при совершении ритуала», конечно молоко, как альтернатива забою скота для жертвоприношений). Параллельное существование нескольких названий бурханизма во многом уточняют подбор перевода, наиболее близкого по смыслу, имея в виду борьбу за этническую консолидацию: «чистый порядок», «верный закон», «святая вера (в будущее)» [1]. Бурханизм - религиозно-политическое учение, сформировавшееся на Алтае в начале XX века, содержащая отказ от шаманизма или некоторых его ритуалов и обрядов (отказ от кровавых жертвоприношений, обращения к темному божеству и т.д.) и ненасильственную борьбу за создание самостоятельного алтайского государства. Исповедующие бурханизм алтайцы называют свою религию ак дьанг или сут дьанг - «белой» или «молочной» верой, - в противопоставление «чёрной шаманской вере», а также направлениям тибетского буддизма, часто именуемым по цвету монашеских одежд «жёлтой» (школа Гелуг) и «красной» (школы Ньингма, Сакья, Кагью) верой. По некоторым данным, «официальным становлением бурханизма явились алтайские моления в долине Теренг» в Усть-Канском аймаке (ныне Усть-Канский район Республики Алтай) в 1904 году, связанные с ожиданием скорого прихода пророка Ойрот-хана - посланника Юч-Курбустана / Ак Бурхана [2]. Первыми проповедниками бурханизма были Чет Челпанов и его приемная дочь Чугул Сорокова. В 1906 г. они с группой других бурханистов были привлечены к суду, но были оправданы [3]. Основы вероучения бурханизма. В основе бурханизма лежат элементы исторических мифов, вера в грядущего мессию. Проповедники ак дьанг - ярлыкчи (или дьарлыкчы - «получившие ярлык (дьарлык) [от бога]» [4] отвергали чёрных духов и контакты с обитателями подземного мира, поклонялись только «белым» покровителям и почитали верховное божество Юч-Курбустана, или Ак Бурхана (разные источники говорят об одном и том же, либо о двух разных персонажах) [5]. Заповеди бурханизма (данные в беседе с белыми всадниками Чет-Челпану): 1.Я был и буду во веки веков, - говорил таинственный всадник.
Согласно предписаниям, последователи куре «Очыр» должны соблюдать основные заповеди, четко регламентировать и соотносить как вероисповедание так и культовую практику с вышеперечисленными принципами бурханизма. «...В советский период в науке противостояли две теории: одна - об искусственном про-монгольском и прояпонском идеологическом явлении (Потапов 1991: 311), другая - о национально-освободительном движении против христианизации и за реформирование шаманизма (Анохин 1927; Данилин 1993). В постсоветский период говорили о бурханизме как о синкретической религии, основанной на традиционном веровании и шаманизме под влиянием ламаизма (Сагалаев 1984; 1992: 138 - 164), как об адаптированной ветви северного буддизма (Екеев 1997: 183 - 191), как о новой вере отдельной этноконфессиональной общности алтай-кижи (Шерстова 1997: 171 - 215). В 1990-е годы открыто рассуждали о бурханизме как о противнике или преемнике шаманизма, о степени влияния на него ламаизма, выходила литература с комментариями о нем как о прямом наследнике шаманизма (Тодощ Бронтой 1994: 19)....Попытку исследовать бурханизм изнутри предпринял A.M. Сагалаев, увидевший в нем форму выражения этнического самосознания алтайцев на основе шаманского мировоззрения начала XX в. и мифологизированной истории ойротского периода (XVII - середина XVIII в.) (Сагалаев 1992: 150, 155 - 156). Намеченная им концепция была продолжена Л. И. Шерстовой в поисках собственной теории бурханизма в форме "новой веры нового этноса" (Шерстова 1991: 34 - 40; Она же 1992). Дальнейшее развитие бурханизма характеризуется не зацикливанием на борьбе с чуждым, а «уходом» в решение своих этнических проблем и реформирование традиций: ритуала приветствия, обрядовой символики, родовых запретов и др....Основным требованием считалось соблюдение родовых традиций, особенно брачных норм экзогамии....В условиях перехода от традиционного общества к модернизированному бурханизм сыграл этноконсолидирующую роль в судьбе алтайского народа» [1]. |
Приказ Управления Министерства юстиции России по Республике Карелия №01-06/16 24. 01. 2014 Об организации и осуществлении работы по обеспечению безопасности персональных данных в Управлении Министерства юстиции Российской... |
Инструкция по обеспечению безопасности эксплуатации средств криптографической... Скзи) подлежащей обязательной защите информации с ограниченным доступом, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну,... |
||
Программа учебной дисциплины техничекое оснащение и организация рабочего места 2017 г Министерством юстиции Российской Федерации 25 декабря 2015 г. №40270)); 33. 010 Кондитер (Приказ Министерства труда и социальной... |
Республики Алтай Автономное профессиональное образовательное учреждение... Механизация сельского хозяйства разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос), утвержденного... |
||
Республики Алтай Автономное профессиональное образовательное учреждение... Механизация сельского хозяйства разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос), утвержденного... |
Положение о проведении открытого первенства Республики Алтай по сноуборду I. Общие положения Открытое первенство Республики Алтай по сноуборду (далее – Соревнование) проводится в рамках Республиканской целевой программы «Реализация... |
||
Правительство республики алтай постановление Об утверждении Положения о единых дежурно-диспетчерских службах муниципальных образований в Республике Алтай |
Республики Алтай Автономное профессиональное образовательное учреждение... Фгос) по специальности среднего профессионального образования (далее спо) 46. 02. 01 Документационное обеспечение управление и архивоведение,... |
||
Инструкция о порядке обеспечения военнослужащих жилой площадью, находящейся... Правительства г. Москвы. Настоящий порядок устанавливает условия предоставления, пользования и освобождения жилой площади в общежитиях... |
Об организации и проведении работ по обеспечению безопасности персональных... Х обеспечения безопасности персональных данных при обработке в информационных системах Управления Министерства юстиции Российской... |
||
Список экстремистских материалов Источник: сайт Министерства юстиции... Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13. 10. 2004 №1313,... |
Список экстремистских материалов Источник: сайт Министерства юстиции... Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13. 10. 2004 №1313,... |
||
«утверждаю» Председатель Комитета по физической культуре и спорту Республики Алтай Всероссийская массовая лыжная гонка «Лыжня России» (далее Соревнования) проводится в Республике Алтай в целях |
Образовательная программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств Российской Федерации от 21 августа 2013 г. N 977 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17 сентября 2013 г.,... |
||
Инструкция для организаторов в аудитории пункта проведения экзаменов Общие положения Министерства образования и науки Российской Федерации от 25. 12. 2013 г. №1394 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской... |
Профессиональной подготовки водителей Российской Федерации 15 мая 2013 г., регистрационный n 28395), с изменением, внесенным приказом Министерства образования и науки... |
Поиск |