Министерство образования и науки Республики Алтай
Автономное профессиональное образовательное учреждение Республики Алтай
Усть – Коксинский техникум отраслевых технологий
Утверждаю:
Директор АПОУ РА «ТОТ»
__________Н.С.Лукьянова
«30» июня 2015г.
|
рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Экономическая теория
профессионального цикла образовательной программы подготовки специалистов среднего звена по специальности
46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение
Усть- Кокса 2015Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 46.02.01 Документационное обеспечение управление и архивоведение, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.08.2014 г. № 975.
Организация-составитель: АПОУ РА «Усть-Коксинский техникум отраслевых технологий»
Разработано: Лукьянова Н.С. преподаватель, первая квалификационная категория.
Рассмотрено на педагогическом Совете
Протокол № 5 от 26.06.2015 г.
СОДЕРЖАНИЕ
|
стр.
|
пояснительная записка
-
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
4
6
|
-
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
8
|
-
условия реализации программы учебной дисциплины
|
13
|
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
|
15
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебной дисциплины «Экономическая теория» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по программам подготовки специалистов среднего звена по специальности 46.02.01 «Документационное обеспечение управление и архивоведение».
Программа ставит цель обучения: формирование основ экономического мышления и развитие познаний в сфере рыночного формирования доходов и проблем социальной политики государства.
Реализация учебной дисциплины проводится в кабинете «Экономика», который обеспечен учебно-методической документацией, нормативными и законодательными актами.
При изучении материала используется второй и третий уровни усвоения материала. Для самостоятельной деятельности обучающихся предусмотрен программой первый уровень усвоения материала.
Программа предусматривает формирование у обучающихся умений и навыков экономического направления, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;
умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (тестах, таблиц, графиков, диаграмм.)
участие в проектной деятельности.
владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия,
Для более эффективного изучения учебного материала обучающимся предполагается поиск информации для самостоятельного изучения тем, написания рефератов, создания презентаций, альбомов, документов. Методические рекомендации по самостоятельной работе обучающихся предоставляются преподавателем и включают:
- Тематику самостоятельных работ
- Список литературы
- Примерный план составления реферата, презентации, альбома.
- Список контрольных вопросов, по которым будет проводиться тестирование.
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с требования ФГОС по специальности 46.02.01 Документационное обеспечение управление и архивоведение
Программа учебной дисциплины может быть использована по профессиональной подготовке специалистов, рекомендуемых к освоению в рамках основной профессиональной образовательной программы СПО и профессиональной подготовки и переподготовки специалистов среднего звена.
1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: программа входит общепрофессиональный цикл.
1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся
Должен уметь:
- ориентироваться в вопросах экономической теории в современных условиях;
Должен знать:
- закономерности функционирования рыночных механизмов на микро- и макроуровнях ;
- методы государственного регулирования;
- общие положения экономической теории;
Программа учебной дисциплины способствует формированию у обучающихся общих и профессиональных компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ПК 1.1. Координировать работу организации (приемной руководителя), вести прием посетителей.
ПК 1.2. Осуществлять работу по подготовке и проведению совещаний, деловых встреч, приемов и презентаций.
ПК 1.3. Осуществлять подготовку деловых поездок руководителя и других сотрудников организации.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 162 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 108 часов;
самостоятельной работы обучающегося 54 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
|
Объем часов
|
Максимальная учебная нагрузка (всего)
|
162
|
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
|
108
|
в том числе:
|
|
практические занятия
|
40
|
контрольные работы
|
1
|
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
|
54
|
в том числе:
|
|
- систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, рекомендованных преподавателем);
- изучение материалов СМИ по социально-экономическим вопросам ;
- оформление практических работ и подготовка к их защите
- ответы на контрольные вопросы
- подготовка к тестовым заданиям
- поиск информации, подготовка реферата (сообщений, компьютерной презентации) по темам, которые выдаются преподавателем
- составление опорного конспекта, тезисов
- анализ ситуаций
|
|
Итоговая аттестация в форме диф.зачета
|
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Экономическая теория
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем
|
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся,
курсовая работа (проект)
|
Объём,
часов
|
Уровень освоения
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Раздел 1.
Предмет и история экономической науки.
|
15
|
|
Тема 1.
Предмет и история экономической науки.
|
Содержание
|
8
|
|
1
|
Предмет и структура экономической теории. Функции и методология
|
1
|
2
|
Исторические этапы развития экономической науки
|
2
|
Самостоятельная работа:
- проработка конспектов занятий;
- подготовка рефератов на темы «Меркантилизм», «Марксизм», «Классическая экономическая школа», «Адам Смитт», «Физиократы», «Монетаристы», «Альфред Маршал», «Неоклассическая экономическая школа»
- подготовка ответов на контрольные вопросы в тетради.
- создание презентации на тему «Экономические школы и их представители»;
|
7
|
|
Раздел 2.
Общие проблемы экономической теории.
|
36
|
Тема 2.
Общие проблемы экономической теории.
|
Содержание
|
16
|
1
|
Общественное производство. Воспроизводство и его фазы. Ресурсы и факторы производства
|
1
|
2
|
Потребности и их виды. Основное противоречие: ресурсы-потребности.
|
1
|
3
|
Собственность и её формы. Основные типы собственности. Отношения собственности.
|
2
|
4
|
Экономические системы и их основные типы.
|
1
|
Практические занятия:
|
8
|
|
1
|
Построение кривой производственных возможностей.
|
2
|
Характеристика основных видов деловых предприятий.
|
Самостоятельная работа:
- проработка конспектов лекций;
- оформление практической работы и подготовка ее к защите
- поиск информации по темам сообщений «Виды потребностей», «Исторические формы присвоения», «Экономические системы», «Традиционная экономика», «Рыночная экономика», «Централизованная экономика»;
- подготовка ответов на контрольные вопросы в тетради;
- создание презентаций: «Потребности и их виды», «Отношения собственности»;
- составление кроссвордов и работа с ними
|
12
|
Раздел 3.
Микроэкономика.
|
30
|
Тема 3.
Микроэкономика.
|
Содержание
|
12
|
1
|
Основные понятия микроэкономики. Рыночная организация хозяйства. Основные виды рынков.
|
1
|
2
|
Закон спроса. Закон предложения. Неценовые факторы спроса и предложения. Рыночные механизмы взаимодействия спроса и предложения.
|
2
|
3
|
Рыночные структуры: конкуренция и её виды. Виды монополистических союзов.
|
2
|
4
|
Теория потребительского поведения. Бюджетная линия и кривая безразличия.
|
1
|
5
|
Рынки факторов производства: рынок труда, рынок земли, рынок капитала.
|
3
|
Практические занятия:
|
8
|
|
1
|
Анализ структуры и функций рынка.
|
2
|
Характеристика графической интерпретации законов спроса и предложения.
|
3
|
Выполнение заданий кроссворда «Монополия и конкуренция».
|
4
|
Решение задач по определению доходов от факторов производства.
|
Самостоятельная работа:
- проработка конспектов занятий;
- подготовка ответов на контрольные вопросы в тетради;
- оформление практической работы и подготовка ее к защите
- подбор примеров из материалов СМИ на тему «Монополия», «Спрос», «Предложение»;
- подготовка к тестовым заданиям;
- решение задач;
- анализ ситуаций;
- построение графиков;
- работа по кроссвордам;
- подготовка докладов «Антимонопольная политика государства», «Развитие рыночного хозяйства».
|
12
|
Раздел 4.
Макроэкономика
|
39
|
Тема 4.
Макроэкономика
|
Содержание
|
18
|
1
|
Общие понятия о макроэкономике. Основные макроэкономические показатели.
|
1
|
2
|
Экономическое равновесие на макроуровне.
|
2
|
3
|
Цикличность развития. Экономический цикл и его фазы.
|
2
|
4
|
Макроэкономическая нестабильность. Экономические и социальные последствия.
|
2
|
Практические занятия:
|
8
|
|
1
|
Расчёт стоимости промежуточного и конечного продукта
|
2
|
Описание фаз экономического цикла.
|
Самостоятельная работа:
- составление по учебнику тезисов ответа по теме «Экономические циклы»;
- изучение дополнительной литературы по теме «Кризис и его последствия»;
- подготовка ответов на контрольные вопросы в тетради;
- оформление практической работы и подготовка ее к защите;
- подготовка к тестовым заданиям;
- решение задач;
- анализ ситуаций;
- построение графиков
|
13
|
Раздел 5.
Механизм макроэкономического регулирования
|
42
|
Тема 5.
Механизм макроэкономического регулирования
|
Содержание
|
16
|
1
|
Задачи и способы осуществления экономической политики государства.
|
1
|
2
|
Денежно-кредитная и бюджетно-налоговая политика государства.
|
2
|
3
|
Экономика развития для России.
|
2
|
4
|
Основные направления социальной политики государства.
|
2
|
5
|
Актуальные проблемы интеграции российской экономики в мировую.
|
2
|
Практические занятия:
|
16
|
|
1
|
Анализ вступления России в ВТО.
|
2
|
Характеристика механизма взаимодействия инструментов денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики.
|
3
|
Определение критериев оценки общественного благосостояния.
|
4
|
Анализ противоречий и трудностей глобализация мирового хозяйства.
|
Самостоятельная работа:
- подготовка докладов к семинару по теме «Денежно-кредитная и бюджетно-налоговая политика государства»
- создание презентации «Макроэкономическая нестабильность»;
- подготовка ответов на контрольные вопросы в тетради;
- оформление практической работы и подготовка ее к защите
- подготовка к тестовым заданиям;
- решение задач;
- анализ ситуаций.
|
10
|
Всего:
|
162
|
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета социально-экономических дисциплин;
мастерских не предусмотрено; лабораторий не предусмотрено.
Оборудование учебного кабинета:
- рабочее место преподавателя;
- посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся);
Технические средства обучения:
- компьютер
- мультимедиа проектор
- экран
- принтер
Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской: не предусмотрено
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: не предусмотрено
3.2.Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Гомола А.И. Экономика для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учеб. пособие/ А.И. Гомола, П.А. Жанин, В.Е. Кириллов. – М.: Издательский центр «Академия», 2012;
Пястолов С.М. Экономическая теория: Учебник для студ. учреждений СПО / С. М. Пястолов.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательский центр «Академия», 2010.- 240 с.- (Среднее профессиональное образование);
Дополнительные источники:
Гомола А.И. Экономика для профессий и специальностей социально-экономического профиля: практикум: учеб. пособие/ А.И. Гомола, П.А. Жанин, В.Е. Кириллов. – М.: Издательский центр «Академия», 2012;
Липсиц И.В. Экономика. Базовый курс: Учебник для 10, 11 классов общеобразоват. учрежд./ И.В. Липсиц.- 15-е изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012;
Пястолов С.М. Экономическая теория: практикум: Учеб. пособие для студ. учреждений СПО / С. М. Пястолов.- 2-е изд.,стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2010.- 192с.- (Среднее профессиональное образование);
Экономическая теория: курс интенсивной подготовки / И. В. Новикова [и др.]; под редакцией И. В. Новиковой, Ю. М. Ясинского. – Минск: Тетрасистемс, 2011;
Экономическая теория: учебник / В. С. Артамонов [и др.]; под ред. В. С. Артамонова, С. А. Иванова. – Санкт-Петербург: Питер, 2010.
Интернет-ресурсы:
http://www.akdi.ru/
http://www.financial-lawyer.ru
http://studentam.net
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
4.1. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
|
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
|
Умения:
|
|
-ориентироваться в вопросах экономической теории в современных условиях;
|
- тестовый контроль;
- оценка результатов составления тезисов и конспектов для ответа по теме;
- анализ и оценивание выполнения графических заданий;
- оценка решения и анализ ситуационных задач;
- оценка результатов выполнения практических работ;
- экспертная оценка устных ответов студентов;
- оценка результатов диктантов по основным понятиям и определениям;
- оценка результатов кратковременных проверочных работ;
- оценка результатов выполнения индивидуальных заданий;
- оценка и анализ проблем современной экономики, изложенных в СМИ;
- экспертная оценка результатов работы по кроссвордам
|
Знания:
|
|
закономерности функционирования рыночных механизмов на микро- и макроуровнях и методы государственного регулирования;
|
- характеристика основных методов и функций экономической теории;
-подготовка докладов, сообщений, компьютерных презентаций.
- создание на основе полученных знаний презентаций, составление кроссвордов;
- анализ ценовых и неценовых факторов спроса и предложения, механизма их влияния на рыночную цену,
- определение значимости конкуренции, анализ форм монополистических союзов,
- решение ситуационных задач на знание теории потребительского поведения, формулировка выводов;
- выполнение заданий кроссворда, оформление компьютерных презентаций, решение задач
- оперировать основными макроэкономическими показателями при составлении кроссвордов, тестов; анализировать состояние современной экономики.
- решение ситуационных задач на знание макроэкономической политики государства и способов её осуществления; анализ методов государственного регулирования.
|
общие положения экономической теории;
|
Результаты
(освоенные общие компетенции)
|
Формы и методы контроля и оценки
|
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
|
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы
|
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
|
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
|
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
|
ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.
|
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
|
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
|
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
|
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
|
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
|
4.2.Вопросы к диф.зачету.
Предмет и структура экономической теории.
Основные методы экономического исследования.
Понятия микро-, макро-, международной экономик.
Основные функции экономической теории.
Основные этапы развития экономической теории.
Основные функции рынка.
Основные виды рынков.
Условия функционирования рынка.
Инфраструктура рынка
Средства производства.
Основные черты и сравнительная характеристика централизованной и рыночной экономических систем.
Основные черты и сравнительная характеристика традиционной и рыночной экономических систем.
Сущность и цели приватизации и национализации собственности.
Монополия и ее виды.
Виды монополистических союзов.
Потребность как экономическая категория. Виды потребностей.
Теория потребительского поведения.
Закон спроса. Эластичность спроса.
Закон предложения. Эластичность предложения.
Конкуренция и ее виды.
Инфляция.
Безработица
Рынки факторов производства.
Равновесная цена.
Основные макроэкономические показатели.
Макроэкономическая нестабильность.
Функции государства в рыночной экономике.
Государственные финансы и их функции.
Государство в рыночном кругообороте.
Основные направления социальной политики государства.
Теории потребностей Маслоу и Герцберга.
Теории потребностей Макклеланда и Герцберга.
Преимущества и недостатки Индивидуального Предприятия.
Особенности Акционерных Обществ.
Экономический цикл и его фазы.
Макроэкономическая нестабильность.
Задачи осуществления экономической политики государства.
Способы осуществления экономической политики государства.
Налоговая политика государства
Бюджетная политика государства
Макроэкономическое равновесие по Вальрасу
4.3. Критерии оценки знаний
Наименование объектов контроля и оценки
|
Основные показатели оценки выполнения задания
|
1. Выполнение практических работ
|
- правильность выполнения практической работы;
- грамотность и аккуратность оформления практической работы;
- полнота раскрытия контрольных вопросов в практической работе
|
2. Наличие конспекта по дисциплине
|
- наличие всех лекций по дисциплине;
- грамотность и аккуратность оформления лекций с выделением тем лекций и основных опорных определений
|
3. Выполнение самостоятельной работы
|
- правильность и полнота выполнения задания для самостоятельной работы;
- грамотность и аккуратность оформления самостоятельной работы
|
Шкала оценки образовательных достижений
Процент результативности (правильных ответов)
|
Оценка уровня подготовки
|
балл (отметка)
|
вербальный аналог
|
90 ÷ 100
|
5
|
отлично
|
75 ÷ 89
|
4
|
хорошо
|
60 ÷ 74
|
3
|
удовлетворительно
|
менее 60
|
2
|
неудовлетворительно
|
|