Скачать 6.86 Mb.
|
РУКОВОДСТВО ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО МЕДИЦИНСКОЙ МИКРОБИОЛОГИИ Под редакцией академика РАМН О.В. Бухарина Учебная литература для медицинских вузов РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК УРАЛЬСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ РУКОВОДСТВО ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО МЕДИЦИНСКОЙ МИКРОБИОЛОГИИ Допущено Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для преподавателей медицинских вузов ЕКАТЕРИНБУРГ. 2009 УДК 579.61+578+612.017.1(076) ББК 52.64 Р 85 Руководство по организации и проведению практических занятий по медицинской микробиологии /Под ред. акад. РАМН О.В. Бухарина. Екатеринбург, УрО РАН, 2009. ISBN Руководство подготовлено коллективом кафедры микробиологии, вирусологии и иммунологии Оренбургской государственной медицинской академии в соответствии с программой и государственными образовательными стандартами для студентов лечебного, педиатрического и медико-профилактического факультетов. Руководство включает методологию организации и проведения практических занятий по общей и частной медицинской микробиологии. Уделено внимание организации самостоятельной работы студентов в учебное и во внеучебное время, методике подготовки лекций. Материал предназначен для аспирантов и преподавателей, ведущих практические занятия по медицинской микробиологии. Рецензенты: заведующий кафедрой микробиоогии ЧГМА член-корр. РАМН, профессор И.И. Долгушин; заведующий кафедрой эпидемиологии и инфекционных болезней ОрГМА, профессор М.В. Скачков. ISBN @ Коллектив авторов, 2009 г. Коллектив авторов
Список основных сокращений АС - анатоксин столбнячный БАС - бактерицидная активность сыворотки ГЗТ - гиперчувствительность замедленного типа ГНТ - гиперчувствительность немедленного типа ЖСА - желточно-солевой агар ИД - иммунодиффузия ИМБ - иммуноблоттинг ИФА - иммуноферментный анализ КОЕ - колониеобразующая единица ЛПС - липополисахарид ММГ - метод молекулярной гибридизации МПА - мясо-пептонный агар МПБ - мясо-пептонный бульон ОКБ - общие колиформные бактерии ОМЧ - общее число микроорганизмов ПСС - противостолбнячная сыворотка ПСЧИ - иммуноглобулин человеческий противостолбнячный ПТИ - пищевые токсикоинфекции ПЦР - полимеразная цепная реакция РА - реакция агглютинации РЗГА - реакция задержки гемагглютинации РЗЦПД - реакция задержки цитопатического действия РИФ - реакция иммунной флюоресценции РН - реакция нейтрализации РНГА - реакция непрямой (пассивной) гемагглютинации РП - реакция преципитации РСК - реакция связывания комплемента СаНПиН - санитарные правила и нормы СИБ-оксидаза - система индикации бактериальной оксидазы СКС - среда контроля стерильности СМЖ - спинномозговая жидкость СПМО - санитарно-показательные микроорганизмы СРС ВУВ - самостоятельная работа студентов во внеучебное время tox-ген - ген токсигенности ТКБ - термотолерантные колиформные бактерии ЦПД - цитопатическое действие ЦПМ - цитоплазматическая мембрана ЦСЖ - центрифугат спинномозговой жидкости ЧДБ - часто длительно болеющие Оглавление Предисловие ………………………………………………………………… 7 Часть I. Общая медицинская микробиология ГЛАВА 1. Морфология микроорганизмов ………………………………. 8 Занятие 1. Методы изучения морфологии микроорганизмов ……. 8 Занятие 2. Строение бактериальной клетки ………………………. 17 Занятие 3. Сравнительная морфология микроорганизмов ……….. 25 ГЛАВА 2. Физиология микроорганизмов ……………………………….. 33 Занятие 1. Питание, дыхание и размножение микроорганизмов. Бактериологический метод диагностики …………………………………. 33 Занятие 2. Действие физических и химических факторов на микроорганизм …………………………………………………………….. 40 Занятие 3. Действие биологических факторов на микроорганизмы. Генетика микроорганизмов ………………………………………………… 48 Занятие 4. Итоговое занятие по теме: «История микробиологии. Морфология и физиология микроорганизмов» ……………………………. 58 Глава 3. Инфекция ……………………………………………………….. 63 Занятие 1. Инфекционный процесс. Роль микроба и внешней среды в инфекционном процессе. Микрофлора тела человека и внешней среды …..…………………………………………………………. 63 Занятие 2. Инфекционный процесс. Роль макроорганизма в инфекционном процессе. Биологический метод диагностики …………… 79 ГЛАВА 4. Иммунитет ……………………………………………………… 90 Занятие 1. Учение об иммунитете. Применение системы антиген-антитело в реализации I принципа диагностики – поиске антигенов …… 90 Занятие 2. Антитела. Система «антиген-антитело» в серологической диагностике инфекционных болезней. Иммунный статус ……………………………………………………………………….. 100 Занятие 3. Применение иммунологических реакций в лабораторной практике. Принципы специфической профилактики и терапии ……………………………………………………………………. 108 Занятие 4. Итоговое занятие. Учение об инфекции и иммунитете. Практическое использование реакций иммунитета ………………………. 118 ГЛАВА 5. Методология преподавания общей микробиологии …………127 Часть II. Частная медицинская микробиология ГЛАВА 6. Бактериология ………………………………………………… 135 Занятие 1. Микробиология стафилококковых инфекций …………. 135 Занятие 2. Микробиология стрептококковых и нейссериальных инфекций ……………………………………………….. 146 Занятие 3. Микробиология дифтерии, туберкулеза ……………….. 155 Занятие 4. Микробиология эшерихиозов ………………………… 168 Занятие 5. Микробиология дизентерии …………………………… 180 Занятие 6. Микробиология брюшного тифа и паратифов, пищевых токсикоинфекций сальмонеллезной этиологии ………………. 191 Занятие 7. Микробиология холеры ………………………………… 207 Занятие 8. Микробиоценозы важнейших биотопов организма человека. Дисбиозы ……………………………………………………….. 219 Занятие 9. Условно-патогенные бактерии как причина болезней в неинфекционной клинике …………………………………….. 234 Занятие 10. Микробиология анаэробных инфекций ……………….. 250 Занятие 11. Микробиология зоонозных инфекций (бруцеллез, туляремия, чума, сибирская язва) ………………………………………….. 264 Занятие 12. Микробиология риккетсиозов и хламидиозов ………… 279 Занятие 13. Микробиология спирохетозов ………………………… 287 Занятие 14. Микробная экология ……………………………………. 296 Занятие 15. Санитарная микробиология. Принципы санитарно-микробиологического исследования пищевых продуктов ……………….. 322 ГЛАВА 7. Вирусология …………………………………………………… 321 Занятие 1. Общая вирусология. Механизмы противовирусной защиты ………………………………………………………………………….. 321 Занятие 2. Микробиология острых респираторных вирусных инфекций (ОРВИ) и арбовирусных инфекций ……………………………….. 334 Занятие 3. Микробиология кишечных вирусных инфекций …………. 348 Занятие 4. Микробиология медленных вирусных инфекций и парентеральных гепатитов ………………………………………………….. 361 ГЛАВА 8. Методология преподавания частной микробиологии ………. 374 ГЛАВА 9. Материалы для подготовки к экзамену по курсу медицинской микробиологии, иммунологии и вирусологии ……………………………………………………… 378 1. Перечень экзаменационных вопросов для лечебного и педиатрического факультетов ……………………………………………………………….. 378 2. Перечень экзаменационных вопросов для медико-профилактического факультета ………………………………………………………………….. 387 3. Перечень экзаменационных микропрепаратов …………………………... 393 4. Перечень экзаменационных макропрепаратов …………………………. . 394 ГЛАВА 10. Как готовить лекцию ………………………………………….. . 394 Предисловие Предлагаемое вниманию преподавателя руководство по организации и проведению практических занятий со студентами по медицинской микробиологии содержит современные сведения по микробиологии, вирусологии и иммунологии в соответствии с действующей учебной программой для медицинских вузов и требованиями Государственного образовательного стандарта. Книга содержит 2 части, включая материал по общей медицинской микробиологии (1-5 главы), частной медицинской бактериологии, общей и вирусологии (6-8 главы), материалы для подготовки к экзамену (9 глава) и рекомендации по лекционному преподаванию (10 глава). Представленные темы занятий рассмотрены по единому алгоритму и включают следующие разделы:
Особое внимание уделено наряду с методическим материалом подготовке преподавателя к ведению практических занятий, организации им самостоятельной работы студентов в учебное и внеучебное время, проверки результатов выполненных работ и подготовке лекций. Представлены аннотации лечебно-профилактических и диагностических препаратов, основная литература по темам за последние 10 лет и элементы проблемного обучения – в виде решения ситуационных задач. Как показал 40 летний опыт работы на кафедре микробиологии ОрГМА, такое руководство по организации и проведению практических занятий со студентами по медицинской микробиологии оказалось наиболее востребованным для аспирантов и начинающих преподавателей. Заведующий кафедрой микробиологии, вирусологии и иммунологии ОрГМА, академик РАМН О.В. Бухарин Часть I. Общая медицинская микробиология ГЛАВА 1. Морфология микроорганизмов Занятие 1 1. Тема занятия: «Методы изучения морфологии микроорганизмов». 2. Цель занятия: 1. Ознакомиться с методами изучения морфологии микроорганизмов (1 уровень усвоения). 2. Овладеть навыками приготовления микропрепаратов и техникой иммерсионной микроскопии (3 уровень усвоения). 3. Методика проведения теоретической части занятия 3.1. Знакомство с кафедрой 3.1.1. Знакомство с предметом Студенты впервые приходят на кафедру, поэтому преподаватель во вступительном слове обращает внимание студентов на значение микробиологии как науки, отмечает необходимость изучения ее для будущей врачебной деятельности. Необходимо дать установку на активную самостоятельную работу в течение года, подчеркнув серьёзность предстоящего экзаменационного испытания в период зимней сессии на 3-м курсе. Преподаватель формулирует основные задачи медицинской микробиологии, выделяет основные разделы медицинской микробиологии, их распределение по семестрам, подчеркивает важность изучения истории микробиологии и вклад знаменитых ученых в ее развитие. |
План занятий для студентов стоматологического факультета по курсу частной микробиологии Перечень основных теоретических вопросов, обсуждаемых на лекциях и практических занятиях по частной микробиологии |
Методические указания по выполнению практических занятий адресованы обучающимся Методические указания для выполнения практических занятий являются частью основной профессиональной образовательной программы гбпоу... |
||
Методические рекомендации по проведению практических занятий общеобразовательной... Методические рекомендации по организации практических занятий студентов по общеобразовательной дисциплине оуд. №2 «Английский язык»... |
Объекты для проведения практических занятий мбоу ксош им. В. А. Закруткина Оборудование для проведения практических занятий для отработки навыков проведения сердечно-легочной реанимации с возможностью контроля... |
||
Методические указания к проведению практических занятий Часть 1 Цибизова А. А., Самотруева М. А., Фельдман Б. В. Фармацевтическая технология: методические указания к проведению практических занятий... |
«Миллеровский техникум агропромышленных технологий и управления (дсхт)»... ... |
||
В клинической практике В данном учебно-методическом пособии содержатся материалы для проведения практических занятий по медицинской психологии. Приводятся... |
Методические рекомендации к проведению лабораторных работ и практических... Министерством образования России разработаны рекомендации по планированию, организации и проведению лабораторных работ и практических... |
||
Методические рекомендации по выполнению практических занятий и лабораторных... Методические рекомендации предназначены для проведения практических и лабораторных занятий по мдк 01. 02 |
Инструкция №8 по охране труда при проведении лабораторных опытов и практических занятий по химии К проведению лабораторных опытов и практических занятий по химии допускаются учащиеся с 8-го класса, прошедшие инструктаж по охране... |
||
Методические указания по организации практических занятий по дисциплине «Иностранный язык» «Иностранный язык». Настоящие методические указания содержат темы практических занятий, цели, а также разноплановые задания, которые... |
Методические указания к проведению практических занятий по дисциплине «Менеджмент» Методические указания к проведению практических занятий по дисциплине «Менеджмент» / С. Б. Олифер, Н. В. Челохьян, А. В. Малых; Рост... |
||
Методические указания для выполнения практических занятий по общей... Методические указания предназначены для подготовки и проведения практических занятий по биологии студентами средних специальных учебных... |
Методические указания к проведению практических занятий по дисциплине... М 545 Методические указания к проведению практических занятий по дисциплине «Микробиология, вирусология» для студентов педиатрического... |
||
Методические рекомендации для практических занятий разработаны на... Голякова Ю. Е., Зацепин А. В., Слепцова С. В., Тестешев А. М. Изучение геодезических приборов: Методические рекомендации для практических... |
Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине «Право» Основная задача практических занятий — научить студентов понимать смысл закона и применять нормы права в соответствии с конкретными... |
Поиск |