ИНСТРУКЦИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ППЭ И РЦОИ ПО РАБОТЕ С ПАК
|
Москва 2015
|
Оглавление
1.Комплектация ПАК 3
2.Описание интерфейса ПО ПАК 3
3.Включение ПАК 4
4.Работа с ПАК сотрудников ППЭ/РЦОИ - технических специалистов операторов ПАК 5
4.1Первичная проверка ПАК в день экзамена 5
4.2Запись данных на ПАК 6
4.3Мониторинг записи данных на ПАК 7
4.4Завершение записи данных на ПАК 8
4.5Воспроизведение и экспорт записей 9
4.6Экспорт журнала действий, выполняемых с ПАК 12
4.7Удаление видео с ПАК за определенный день 12
4.8Обнаружение деактивации ПАК 13
5.Структура файлов на внешнем носителе 14
5.1Подготовка внешнего носителя 14
6.1Воспроизведение записей данных с внешнего носителя 16
6.2Установка Media Player Classic 16
Приложение №1 18
Приложение №2 20
-
Комплектация ПАК
В состав программно-аппаратного комплекса (далее ПАК) входят:
2 USB Web-камеры;
ноутбук или персональный компьютер;
ПО ПАК;
USB-удлинители;
Блок бесперебойного питания (для ПАК на базе персональных компьютеров.
Рис. 1
-
Описание интерфейса ПО ПАК
Версия программного обеспечения (далее ПО) может меняться, но расположение информационных блоков не меняется.
Рис. 2
Телефон поддержки, идентификатор и IP-адрес. В off-line (автономном) режиме вместо строки IP-адреса будет надпись «Автономный».
Место установки ПАК (фактическое место размещения оборудования в аудитории ППЭ/ РЦОИ)
Строка состояния ПАК («Идёт трансляция, Идёт запись», «Трансляция не производится, не отключайте сеть»)
Индикатор громкости.
Информация о камере. Иконкой «Звездочка» выделяются камеры с установленным параметром «Трансляция по умолчанию».
Служебная информация.
Кнопка «Начать запись»/«Остановить запись».
Индикация данных на записи: дата и время записи, разница с Московским часовым поясом, код субъекта, код ППЭ/РЦОИ, код аудитории.
-
Включение ПАК
Включение ПАК производится специалистами Федерального оператора (ОАО «Ростелеком») первично путем нажатия на ноутбуке / ПК кнопки «Power» в момент установки ПАК.
Рис. 3
ПАКи не подлежат выключению в период с момента установки и включению сотрудниками Федерального оператора (ОАО «Ростелеком») до момента записи данных с ПАК в ЦОДы с последнего экзамена дополнительной волны экзаменов (31.07.2014), если иная дата не сообщалась куратором по субъекту от Федерального оператора в адрес руководителя ППЭ/РЦОИ.
Техническими специалистами ППЭ/РЦОИ производится контроль работы ПАК в дни проведения экзаменов для ППЭ и на ежедневной основе для РЦОИ в период, указанный в предыдущем пункте инструкции.
Для ПАК на базе персональных компьютеров необходимо включать блок бесперебойного питания не менее чем за сутки до проведения экзамена. Данная операция проводится с целью зарядки блока бесперебойного питания.
Внимание!!! Если блок бесперебойного питания не заряжен, то в случае отключения электричества он не сможет обеспечить работу ПАК в течение 20 минут.
-
Работа с ПАК сотрудников ППЭ/РЦОИ - технических специалистов операторов ПАК
-
Первичная проверка ПАК в день экзамена
В день проведения экзамена техническому специалисту ППЭ/ для специалистов РЦОИ в дни работы РЦОИ – оператору ПАК необходимо с 8.00 до 8.45:
Осуществить проверку общей работоспособности ПАК:
Убедиться, что ПАК включен в электрическую сеть и функционирует в штатном режиме, пример приведен на рисунке 2.
В случае, если ПАК выключен необходимо осуществить действия по его включению;
Убедиться, что на установленных в помещениях камерах видеонаблюдения горят лампочки.
В случае, если ПАК был включен на момент его проверки – произвести перезагрузку ПАК с целью корректной работы ПАК во время проведения экзамена.
Осуществить проверку загрузки ПАК:
Для проверки загрузки ПАК технические специалисты ППЭ должны выполнить следующие действия:
Дождаться окончания загрузки операционной системы и запуска специального программного обеспечения (ПО) ПАК, итогом которого будет появление на экране изображения, аналогичного приведенному на рисунке 2.
Если в течение пяти минут не происходит загрузки ПО ПАК, необходимо действовать в соответствии с Приложением №2 настоящей инструкции.
Если ПАК работает корректно, то необходимо перейти к проверке работоспособности и ракурса камер видеонаблюдения ПАК.
Осуществить проверку работоспособности и ракурса камер ПАК:
Проверить, что соответствующее изображение с каждой камеры видеонаблюдения видно на экране компьютера.
Убедиться, что камеры видеонаблюдения показывают движущиеся объекты. В противном случае необходимо действовать в соответствии с приложением №2 настоящей инструкции.
Осуществить проверку ракурса камер на соответствие первичных настроек, зафиксированных в актах приемки-передачи и настройки оборудования для видеонаблюдения и трансляции изображения, а именно:
Камера №1 в ППЭ должна охватывать в полном объеме фронтальное или по диагонали размещение участников ЕГЭ за столами;
Камера №2 в ППЭ должна охватывать классную доску, стол организаторов ЕГЭ, дверной проем при наличии технической возможности;
В случае, если Камера №1 в ППЭ не охватывает в полном объеме фронтальное или по диагонали размещение участников ЕГЭ за столами, Камера №2 должна быть направлена на съемку фронтального или по диагонали размещения участников ЕГЭ с целью исключения слепых зон;
Камеры №1 и №2 в штабе ППЭ и аудиториях РЦОИ должны устанавливаться на двух противоположных стенах и по возможности обеспечивать полный охват аудитории.
Осуществить проверку громкости сигнала:
Проверить, что на экране компьютера отображается громкости.
Убедиться, что индикаторы громкости реагируют на голосовые сообщения В противном случае необходимо действовать в соответствии с приложением №2 настоящей инструкции.
Внимание!!! Перемещение ПАК с имеющимися записями в другие пункты или аудитории запрещено!!!!
Результат проверки ПАК нужно занести в журнал доступа к ПАК (Приложение №1).
В день проведения экзамена оператору ПАК ППЭ/РЦОИ необходимо в 9.00
Нажать кнопку “Начать запись”.
Рис. 4
Ввести пароль доступа для управления записью и нажать кнопку “Выполнить”.
Рис. 5
Оператор ПАК обязан убедиться, что режим записи включен:
На экране отображается сигнал с видеокамер(ы),
На экране отображается уровень звука,
Горит надпись «Идет трансляция, не отключайте сеть»;
Отображается и работает таймер записи данных;
Код ППЭ и код аудитории, которые отображаются на экране ПАК соответствует данным, которые участники ЕГЭ заносят в регистрационные бланки, а также соответствуют данным акта приемки и настройки оборудования ПАК;
Коды РЦОИ и коды аудиторий, которые отображаются на экране ПАК соответствует данным акта приемки и настройки оборудования ПАК.
После включения режима «Идет запись» и до окончания экзамена запрещается совершать какие-либо действия с ПАК (за исключением случаев возникновения нештатных ситуаций).
Все данные по включению режима «Идет запись» нужно занести в журнал доступа к ПАК.
-
Мониторинг записи данных на ПАК
В день проведения экзамена – оператору ПАК ППЭ/ и в каждый день работы оператору РЦОИ необходимо начиная с 9.00 в процессе записи данных осуществлять контроль записи данных с интервалом в 15 минут. На мониторе ПАК в отношении каждой камеры должен отображаться процесс индикации времени записи данных в динамике (должен работать таймер). А также отображаться надпись «Идёт трансляция. Идёт запись».
Рис. 6
В случае, если ПАК выключился (выключение электроэнергии или иные причины) необходимо:
Обратиться в службу технической поддержки по номеру 8-800-200-43-12;
Следовать инструкциям оператора;
Зафиксировать факт обращения в журнале доступа к ПАК, а также факт устранения неисправности.
Таблица известных неисправностей приведена в Приложении №2 к настоящей инструкции.
-
Завершение записи данных на ПАК
В день проведения экзамена техническому специалисту ППЭ – оператору ПАК необходимо по факту завершения экзамена в каждой аудитории ППЭ и в штабе руководителя ППЭ; техническому специалисту РЦОИ в дни работы аудиторий РЦОИ (за исключением аудиторий записывающих в круглосуточном режиме):
Нажать кнопку «Остановить запись» и ввести пароль доступа для управления записью.
Убедиться, что запись данных завершена. На мониторе ПАК в отношении каждой камеры зафиксирован и больше не отображается процесс индикации времени записи данных в динамике (таймер не работает).
Зафиксировать факт завершения экзамена в аудитории в журнале доступа к ПАК.
Рис. 7
-
Воспроизведение и экспорт записей
По факту завершения проведения экзамена технический специалист ППЭ/РЦОИ – оператор ПАК имеет право по запросу руководителя ППЭ, представителя ГЭК сформировать архив записей для передачи доступных записей в ГЭК. Для этого необходимо:
Нажать кнопку “Показать записи” и ввести пароль доступа к архиву. На экране отобразится список дней, а также отрезки времени по часам, в которые велась запись видео.
Выбрать нужный день и час, затем в поле «Перейти к минуте» указать время, с которого требуется начать воспроизведение записи (рис. 8). Нажмите на значок для начала просмотра.
По факту завершения проведения экзамена технический специалист ППЭ/РЦОИ – оператор ПАК имеет право по запросу руководителя ППЭ или Председателя ГЭК сформировать архив записей для передачи их в ГЭК. Для этого необходимо:
Нажать кнопку “Показать записи” и ввести пароль доступа к архиву. На экране отобразится список дней, а также отрезки времени по часам, в которые велась запись видео.
Выбрать нужный день и час, затем в поле «Перейти к минуте» указать время, с которого требуется начать воспроизведение записи (Рис. 6). Нажмите на значок для начала просмотра.
Рис. 8
ВНИМАНИЕ! Красными точками отмечены незаписанные фрагменты: сверху — для первой камеры, снизу — для второй.
Подключить USB-носитель к свободному порту.
Обновить список носителей, нажав на кнопку .
Выбрать носитель, на который должна быть выгружена запись.
Рис. 9
При необходимости (при появлении надписи «Требуется переформатировать диск») – нажать «Форматировать диск» и подтвердить действие в модальном окне.
При необходимости (в случае, если «Требуется» места для записи больше, чем «Свободно» на USB-диске) – нажать «Очистить диск» и подтвердить действие в модальном окне.
Рис. 10
ВНИМАНИЕ! Все данные, содержащиеся на USB-диске при форматировании или очистке диска, будут удалены!
Выбрать день, за который необходимо экспортировать видео, и нажмите «Экспортировать видео». Экспорт видеозаписей осуществляется за весь день целиком, без возможности выбрать отдельные часы записи. На экране появится прогресс-бар (модальное окно) процесса экспорта.
Рис. 11
По завершению экспорта нажать «Закрыть», подождать 1 минуту и извлечь USB-диск с записью из ПАК.
Внимание! Пароли для управления записью и для доступа на страницу архива записей разные!
-
Экспорт журнала действий, выполняемых с ПАК
По факту завершения проведения экзамена в день экзамена или в любой день, когда запись экзамена не велась, технический специалист ППЭ/РЦОИ – оператор ПАК имеет право по запросу руководителя ППЭ или Председателя ГЭК сформировать и выгрузить журнал действий, выполняемых с ПАК, для передачи в ГЭК. Для этого необходимо:
Нажать кнопку “Показать записи” и ввести пароль доступа к странице архиву. На экране отобразится список дней, а также отрезки времени по часам, в которые велась запись видео.
Подключить USB-носитель к свободному порту.
Обновить список носителей, нажав на кнопку .
Выбрать носитель, на который должен быть выгружен журнал действий, выполняемых с ПАК.
При необходимости (при появлении надписи «Требуется переформатировать диск») – нажать «Форматировать диск» и подтвердить действие в модальном окне.
Нажать «Экспортировать логи». На экране появится прогресс-бар (модальное окно) процесса экспорта.
По завершению экспорта нажать «Закрыть» в модальном окне, подождать 1 минуту и извлечь USB-диск с журналом событий из ПАК.
-
Удаление видео с ПАК за определенный день
По запросу руководителя ППЭ или Председателя ГЭК технический специалист ППЭ/РЦОИ – оператор ПАК имеет право удалить видео с ПАК за выбранный день. Для этого необходимо:
Нажать кнопку “Показать записи” и ввести пароль доступа к странице архиву. На экране отобразится список дней, а также отрезки времени по часам, в которые велась запись видео.
Выбрать день, записи за который необходимо удалить, и нажать «Удалить видео с ПАК».
Подтвердить свое действие в модальном окне.
Рис. 13
Внимание! Удаление записей за дни экзаменов невозможно в течение трех месяцев после завершения экзаменационного периода (23 сентября 2015 года). Возможно удаление только записей не в экзаменационные дни!
По завершению удаления нажать «Закрыть» в модальном окне.
-
Обнаружение деактивации ПАК
В ходе проведения первичной проверки работоспособности ПАК накануне дня экзамена, в день экзамена, а также в ходе мониторинга записи ПАК технический специалист ППЭ/РЦОИ – оператор ПАК может обнаружить на экране ПАК сообщение о его деактивации:
Рис. 14
Деактивация ПАК – «потеря» ПАК связи со своим слотом. Возникает при некорректной отмене регистрации ПАК при обновлении программного обеспечения.
В случае появления на ПАК сообщения о деактивации техническому специалисту ППЭ/РЦОИ – оператору ПАК необходимо немедленно обратиться в службу поддержки по телефону 8-800-200-43-12 для получения консультаций.
-
Структура файлов на внешнем носителе
Файлы видеозаписей, экспортированных из ПАК, раскладываются на внешнем носителе в следующую структуру папок:
Верхний уровень: «date 2014.04.11» -- день, для которого производился экспорт видеозаписей в формате ГГГГ.ММ.ДД.
Второй уровень: «object_code 862311» -- полный код пункта, где установлено видеонаблюдение, в формате РРКККК, где РР – код региона, а КККК – код ППЭ или РЦОИ.
Третий уровень: «aud 4332» -- код аудитории.
Четвёртый уровень: «channel 9769ee18-bf30-11e3-8266-047d7b4d259e-86231103» -- уникальная цифровая подпись камеры ПАК.
Пятый уровень: все файлы видеозаписи за указанный день в указанном пункте, в указанной аудитории из указанной камеры. По одному файлу за полный или неполный час видеозаписи. Названия файлов имеют формат «№№ <�подпись камеры>.mp4», где №№ -- порядковый номер файла за день.
Внимание!!! Файлы за неполный час записи содержат 10-секундную заставку «НЕТ ВИДЕО» в начале или конце файла. Эта заставка отмечает факт того, что запись велась не полный час, и не является ошибкой!
-
Подготовка внешнего носителя
Вставьте диск / подключите USB-носитель к свободному порту своего персонального компьютера (именно собственного компьютера, а не ПАК!).
Внимание!!! Объем памяти внешнего носителя не должен превышать 32 гб!
Зайдите в «Мой компьютер» и в разделе «Устройства и диски» кликните по соответствующей иконке правой кнопкой мыши.
Нажмите «Форматировать» (рис. 11).
Рис. 15
В строке “Файловая система” выберите “FAT32” (рис. 12).
Снимите “галочку” в строке “Быстрое форматирование” (рис. 12).
Нажмите кнопку “Начать”. Форматирование займет около 10-15 минут.
Рис. 12
-
Воспроизведение записей данных с внешнего носителя
Воспроизведение записей поддерживается следующими видео-плеерами:
Media Player Classic;
VLC;
Windows Media Player;
Apple Quicktime.
Внимание!!! Используйте Media Player Classic при возникновении проблем с
воспроизведением видео в других плеерах!
-
Установка Media Player Classic
Шаг 1. Скачайте программу Media Player Classic с официального сайта http://mpc-hc.org/.
Шаг 2. После окончания загрузки файла на компьютер найдите его и запустите двойным кликом мыши.
Шаг 3. Следуйте инструкциям мастера установки (рис. 13). При наличии проблем с установкой обратитесь к своему системному администратору.
Рис. 13
Шаг 4. Нажмите «Установить» и дождитесь окончания установки плеера (рис. 14).
Рис. 14
Шаг 5. Чтобы воспроизвести видео, кликните по нужной видеозаписи правой кнопкой мыши и нажмите «Открыть с помощью». В открывшемся окне выберите проигрыватель “Media Player Classic”.
Приложение №1
Образец журнала доступа к программно-аппаратному комплексу (ПАК)
Наименование субъекта Российской Федерации__________________________________________________________________________
Наименование и адрес ППЭ ________________________________________________________________________________
Номер аудитории ППЭ ____________________
№
|
Дата
|
Время
(часы, минуты)
|
Причина осуществления действий с ПАК
|
Результат осуществления действий с ПАК (выключен, включен)
|
Инициатор действия с ПАК
|
Технический специалист – оператор ПАК
|
Начало действия
|
Окончание действия
|
ФИО
|
Должность.
|
Подпись
|
ФИО
|
Должность
|
Подпись
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
1
|
|
8.00
|
8.15
|
Проверка работоспособности ПАК
|
ПАК включен, работает в стационарном режиме
|
|
|
|
|
|
|
2
|
|
9.00
|
9.02
|
Начало записи
|
Включен режим «Идет запись»
|
|
|
|
|
|
|
3
|
|
чч.мм
|
чч.мм
|
На экране отсутствует изображение
|
Прописываются действия по возврату к стационарному режиму работы ПАК
|
|
|
|
|
|
|
…
|
|
…
|
…
|
…
|
…
|
|
|
|
|
|
|
4
|
|
16.00
|
16.02
|
Окончание записи
|
Включение режима «Идет запись»
|
|
|
|
|
|
|
5
|
|
чч.мм
|
чч.мм
|
Заявка по предоставлению записи
|
Заявка №__ дата. Произведена запись данных на usb носитель
|
|
|
|
|
|
|
Приложение №2
Таблица известных неисправностей
№
|
Описание неисправности
|
Рекомендуемые действия
|
1
|
Программное обеспечение ПАК не запускается в течение пяти минут
|
Проверить наличие электроэнергии и перезагрузить ПАК: выключить ПАК, нажав на соответствующую кнопку/кнопки на ноутбуке или системном блоке и подключенном к нему мониторе. Через 15–20 секунд выполнить действия в соответствии с пунктом 1.4.1
|
2
|
Отсутствие на экране видеоизображения с камеры видеонаблюдения /камер видеонаблюдения
|
Отключить от ноутбука или системного блока USB-кабели обеих камер видеонаблюдения и подключить их заново. При сохранении проблемы попробовать подключить USB-кабели в другие USB-порты на ноутбуке или системном блоке (при наличии)
|
3
|
Видеоизображение с камеры видеонаблюдения/камер видеонаблюдения на экране «статично» – не отображает движение объектов
|
Отключить от ноутбука или системного блока USB-кабели обеих камер видеонаблюдения и подключить их заново. При сохранении проблемы попробовать подключить USB-кабели в другие USB-порты на ноутбуке или системном блоке (при наличии)
|
4
|
Отключение электроэнергии
|
В случае отключения электроэнергии незамедлительно сообщить в службу технической поддержки. После включения электроэнергии выполнить действия в соответствии с разделом 1.4.3 документа и убедиться в работе ПАК в режиме «Идет запись»
|
5
|
Камеры имеют неправильный ракурс
|
Передвинуть мебель для обеспечения выполнения требований к объектам видеонаблюдения согласно п. 1.4.1 настоящей инструкции.
Если невозможно передвинуть мебель, сообщить в службу технической поддержки и действовать согласно полученным инструкциям
|
6
|
Если не горит надпись в оранжевом прямоугольнике «Остановить запись»
|
Нажать на оранжевый прямоугольник «Начать запись» и убедиться, что в левом верхнем углу отображается надпись «Идет запись…»
|
В случае если рекомендуемые действия не привели к восстановлению работоспособности ПАК, а также в случае выявления иных неисправностей в работе ПАК технические специалисты ППЭ/РЦОИ, операторы ПАК сообщают об этом в службу технической поддержки по телефону «горячей линии».
В случае поступления из службы технической поддержки информации о нештатной ситуации в штаб ППЭ или РЦОИ, возникшей при осуществлении записи и/или трансляции из аудиторий ППЭ/РЦОИ, руководитель ППЭ/РЦОИ дает соответствующее поручение о проверке данного обращения техническому специалисту ППЭ/РЦОИ, оператору ПАК. Технический специалист ППЭ/РЦОИ, оператор ПАК осуществляет необходимые действия в соответствии с указаниями, получаемыми из службы технической поддержки.
|