ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное автономное учреждение культуры города Москвы
"Московское агентство организации отдыха и туризма"
(ГАУК "Мосгортур")
Управление подготовки и программ
детского и семейного отдыха
Отдел программ детского, семейного отдыха и дополнительного образования
СОГЛАСОВАНО
Начальник Управления подготовки
и программ детского и семейного
отдыха
_________________ /И.Л. Костина/
"______"_____________ 2016 г.
|
УТВЕРЖДАЮ
Исполняющий обязанности генерального директора
____________________/Н.Г. Лосева/
"______" _________________ 2016 г.
|
Программа социокультурной деятельности
"Страна Открытий"
(21 день)
Автор программы:
Комышанова К. Э., менеджер
Отдела программ детского,
семейного отдыха и
дополнительного образования
Москва, 2016
Паспорт
программы социокультурной деятельности
"Страна открытий" (21 день)
№
|
Позиции программы
|
Содержание
|
|
Актуальность программы
|
Структура современного информационного пространства предполагает скорее быстрое нахождение готовых ответов, чем поиск и анализ. С одной стороны, информация открыта и легкодоступна, с другой – у ребенка часто не сформирован навык интеллектуального усилия, получения удовольствия от решения той или иной научной проблемы, умения анализировать, строить научное предположение и проводить его проверку.
Программа "Страна открытий" научит ребенка видеть в науках, например, физике или химии, не скучный обязательный школьный курс, а возможность удивляться, понимать, как интересно и занимательно устроены процессы, получать ответы, строить научные гипотезы и проверять их через эксперименты и опыт.
|
|
Цель программы
|
Развить у детей интерес к обучению, самостоятельной исследовательской работе и экспериментам.
|
|
Задачи программы
|
развить мотивацию детей к познавательной деятельности;
научить ребенка интересным научным фокусам;
научить математическим хитростям, упрощающим счет;
закрепить знания таблицы умножения;
познакомить детей с основными разделами физики (механика, механические колебания и волны, молекулярная физика и термодинамика, электродинамика, оптика) и научить проводить опыты, раскрывающие суть физических явлений;
познакомить детей с основными разделами химии (органическая и неорганическая химия) и научить проводить эксперименты, объясняющие химические явления;
познакомить детей с логикой устройства периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева;
познакомить детей с основными разделами биологии (ботаника, зоология, анатомия, экология) и научить проводить эксперименты, раскрывающие суть биологических понятий;
познакомить детей с возможностью решения бытовых задач с помощью основополагающих знаний физики, химии, математики, биологии;
оказать содействие детям в создании научного проекта.
|
|
Адресаты программы
|
в санаторно-оздоровительных лагерях - дети в возрасте от 7 до 15 лет (включительно).
в выездных профильных (оборонно-спортивных, профилактических, творческих, спортивных и др.) лагерях - дети в возрасте от 7 до 17 лет (включительно).
|
|
Сроки реализации
|
Летняя оздоровительная кампания 2016 года (21 день)
|
|
Количество участников программы
|
до 700 в смену
|
|
Игровая модель смены
|
Все участники смены становятся сотрудниками НИИ "Страна Открытий", который изучает "интересные и невероятные" факты из различных областей науки. Каждый отряд представляет собой лабораторию "№…".
В рамках игровой модели дети сталкиваются с научным кризисом – утеряны фундаментальные знания, периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, а вслед за ними могут исчезнуть и все некогда накопленные научные знания.
Чтобы спасти науку, лаборатории ежедневно погружаются в мир различных наук, их практического применения в обычной жизни и в развитии всего человечества. Участвуя в мастер-классах, решая ежедневные загадки из различных научных областей, выполняя творческие, спортивные, интеллектуальные задания, лаборатории по крупицам собирают научные знания, приближаясь тем самым к тому, чтобы восстановить основополагающую химическую таблицу.
В соответствии с возрастом детей все лаборатории делятся на 3 департамента НИИ "Страна Открытий":
Департамент "Научных динамических открытий", сокращенное название НДО (7-9 лет);
Департамент "Организации групповых исследований", сокращенное название ОГИ (10-12 лет);
Департамент "Коммуникаций и научных споров", сокращенное название КиНС (13-15 лет);
Основу детского самоуправления составляет совет лаборатории.
Исходя из специфики смены, система личностного роста основана на упрощенной иерархии должностей в лаборатории и представляет собой аналог карьерной лестницы:
Стажер
Лаборант
Старший лаборант
Младший научный сотрудник
Старший научный сотрудник
Доктор наук
Профессор
Каждый ребенок индивидуально или в составе группы юных ученых из своего лаборатории работает в рамках научного проекта по выбранной тематике. В конце смены лучшие проекты награждаются Малой Нобелевской премией в определенной области науки.
|
|
Ключевые мероприятия смены
|
Эксперимент-шоу "Разрушители легенд";
Химик-квест "За минуту до взрыва";
Арт-фестиваль "Неизвестные шедевры известной науки";
Наноолимпиада "Бодрость духа – свежесть ума";
Мастер-класс по математике "Повелитель чисел";
Мастер-класс по химии и физике "4 стихии. 2 науки. 1 час";
Выставка проектов "Нано-2016";
|
|
Партнеры по реализации программы
|
Партнеры:
Журнал "Популярная механика"
Компания BOSCO.
Эксперты:
Сергей Корнеев, автор программ "Праздник науки".
Коваль Светлана, старший научный сотрудник ФГАУ "Федеральный институт развития образования".
Майорова-Щеглова Светлана, российский социолог, специалист в области социологии детства, профессор, доктор социологических наук.
|
|
Предполагаемые результаты смены
|
Ребенок
сформирует интерес к самостоятельной исследовательской работе;
разработает научный проект от "идеи к презентации";
сможет самостоятельно демонстрировать интересные научные фокусы;
усвоит и сможет применять математические хитрости, упрощающие счет;
закрепит знания таблицы умножения;
познакомится с основными разделами физики (механика, механические колебания и волны, молекулярная физика и термодинамика, электродинамика, оптика) и научится проводить опыты, раскрывающие суть физических явлений;
познакомится с основными разделами химии (органическая и неорганическая химия) и научится проводить эксперименты, объясняющие химические явления;
познакомится с логикой устройства периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева;
познакомится с основными разделами биологии (ботаника, зоология, анатомия, экология) и научится проводить эксперименты, раскрывающими суть биологических понятий;
познакомится с возможностью решения бытовых задач с помощью основополагающих знаний физики, химии, математики, биологии.
|
|
Автор-составитель программы
|
Комышанова Ксения Эдуардовна, менеждер отдела программ детского, семейного отдыха и дополнительного образования ГАУК "Мосгортур".
|
Содержание программы
1. Введение………………………………………...………………………………………9
1.1. Актуальность программы…………………………………...………………….9
1.2. Новизна программы…………………………………………………………….11
1.3. Участники программы………………………………………………………….11
1.4. Ресурсное обеспечение…………………………………………………………12
1.5 Понятийный аппарат……………………………………………………………14
1.6 Педагогическая идея………………………………………………………........15
2. Целевые ориентиры……………………...……………………………………..............18
2.1. Цель, задачи………………………………..…………………………..……......18
2.2. Предполагаемые результаты……………...………………………………........19
3. Основное содержание и механизмы реализации программы……………….……….20
3.1. Логика развития смены по этапам.........……………………………………….20
3.2. Модель управления программой…………………………………………….....25
3.3. Игровая модель……………………………………………………………….....27
3.4. Система мотивации и стимулирования участников программы………….....31
3.5. Ключевые мероприятия………………………………………………………...38
4. Ресурсное обеспечение…………………………………………………………………39
4.1. Организационный ресурс..…………………………………………………......39
4.2. Информационный ресурс……………………………………………………....39
4.3. Материально-технический ресурс……………………………………………..39
4.4. Финансовый ресурс..……………………………………………………………44
4.5. Кадровый ресурс ……………………………………………………………...44
4.6. Научно-методический ресурс..…………………………………………….......48
4.7. Мотивационный ресурс………………………………………………………...48
5. Критерии и способы оценки качества реализации программы……………………...50
6. Список используемых источников…………………………………………………….53
Приложение 1. План-сетка
Приложение 2. Пояснительная записка к план-сетке
Приложение 3. Ключевые мероприятия смены
Приложение 4. Песенник
Приложение 5. Календарь знаменательных и памятных дат
Приложение 6. Интересные факты
Приложение 7. Входная, выходная анкеты
Приложение 8. Интересные личности
Приложение 9. Альманах знаний НИИ "Страна Открытий"
Приложение 10. Научные игрушки
Приложение 11. Перечень компетенций, которыми должен обладать вожатый для реализации программы "Страна Открытий"
Приложение 12. Список фильмов, мультфильмов, телепередач, которые необходимо посмотреть педагогическому составу до смены
Приложение 13. Список стихов, песен в рамках программы "Страна Открытий"
Приложение 14. Эксперименты и опыты НИИ "Страна Открытий"
Приложение 15. Игры
Приложение 16. Сказкотерапия
Приложение 17. Материалы к арт-выставке "Герои среди нас"
Приложение 18. Чем занять детей, если нет возможности выйти на улицу
1 Введение
1.1 Актуальность программы
"Важно не переставать задавать вопросы…
Не утрачивайте с годами святой любознательности".
Альберт Эйнштейн
Структура современного информационного пространства предполагает скорее быстрое нахождение готовых ответов, чем поиск и анализ. С одной стороны, информация открыта и легкодоступна, с другой у ребенка часто не сформирован навык интеллектуального усилия, получения удовольствия от решения той или иной научной проблемы, умение анализировать, строить научное предположение и проверять его.
Программа "Страна открытий" научит ребенка видеть в различных науках, например, физике или химии, не скучный обязательный школьный курс, а возможность удивляться, понимать, как интересно и занимательно устроены процессы, получать ответы, строить научные гипотезы и проверять их через эксперименты и опыт.
Повышение интереса детей к изучению наук и развитие любознательности способствуют решению двух социально значимых задач. Первая – увеличение уровня практически значимого образования детей, вторая – популяризация науки в целом, повышение престижа профессий научной сферы деятельности.
Задача мира взрослых состоит в создании условий, способствующих развитию в современных детях интереса к самообучению, поиску ответов на возникающие вопросы, решению на первый взгляд неразрешимых задач.
Наука по своей изначальной задумке является двигателем прогресса, "цементом" будущего, создающего ежедневно новые технологии, разрешая загадки прошлого. И от того, насколько мы сформируем в детях уважение и неподдельный азарт к научным открытиям, зависит, каким будет будущее в целом. В науку, как правило, идут люди с развитой любознательностью, жаждой новых знаний, открытий, готовые каждый день постигать новое и учиться, учиться и еще раз учиться.
По оценке Unesco, проводившей сравнительный анализ уровня образования граждан России в периоды СССР и современной России, на 2012 год ситуация представлялась следующим образом:
1990 год: Россия занимала 3-е место по уровню образования в мире;
2001 год: Россия занимала 19-е место по уровню образования в мире;
2012 год: Россия занимала 35-е место по уровню образования в мире.
В настоящее же время ученые отмечают рост, хоть и незначительный, уровня образования детей, основываясь на статистических данных результатов сдачи ЕГЭ и ГИА.
Анализ работ ученых в сфере психологии в педагогики, таких как Бадмаев Б.Ц., Гиппенрейтер Ю.Б., Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. показывает, что формирование интереса к обучению - одно из основных средств повышения качества образования.
Образовательные учреждения в большей степени озабочены созданием материала, наполнением своих занятий содержанием. А в связи с недавними реформами и сокращением часов на основные предметы хорошие учителя стараются вложить объем информации, который порой тяжело усвоить ребенку за урок.
Как пишет кандидат философских наук, заведующая кафедрой психологии ИППК ИСПН УрФУ Екатерина Анатольевна Батюта в своей работе "Мотивация исследовательской деятельности школьников": "Формирование мотивации школьника для включения в исследовательскую деятельность представляет из себя серьезную психолого-педагогическую проблему. Мотивы занятий исследовательской работой формируются в процессе индивидуального развития школьника как относительно устойчивые ценностные диспозиции, и их изменение, развитие - сложная задача, поскольку учащийся нередко "сопротивляется" дополнительной "нагрузке" в школе. Часто в ходе научной деятельности мотивация прерывается или изменяется до момента достижения цели (например, ребенку "наскучит" изучать одно явление, и он "перескакивает" на другое), и трудность заключается в поддержании мотивации в актуальном состоянии.
Причинами отказа школьников заниматься исследованиями чаще всего называются:
1) боязнь незнакомой предметной области (вне пределов школьной программы) и непривычного вида деятельности;
2) нежелание прилагать дополнительные усилия во внеучебное время;
3) негативные эмоции, связанные с волнением при публичной защите исследовательского проекта;
4) неприятные ощущения от соревновательности исследовательской работы;
5) боязнь отсутствия навыков исследовательской работы".
Детский лагерь имеет все необходимые предпосылки, возможности, ресурсы, чтобы помочь ребенку развить интерес к обучению, любознательность и жажду получения новых знаний самостоятельно. Многообразие форм работы в детском лагере, сочетание физической, умственной и творческой активности, получение положительных, сильных эмоций во время приобретения новых знаний, так называемое обучение через игру, способствуют тому, что ребенок снимает те зажимы, которые обычно выставляет в школе, где все от него требуют максимальной сосредоточенности и запрещают заниматься основной детской деятельностью, через которую мир познавать гораздо интереснее –игрой.
Проведение качественных программ с научным уклоном за короткий срок смены (в среднем 21 день) способствует не только повышению любознательности, но и, самое главное, дает возможность каждому ребенку попробовать свои силы там, где в школе он этого сделать боится или просто не имеет возможности.
Как показывает анализ отзывов родителей, оставленных на электронном ресурсе, ведущим рейтинг лагерей http://ratings.7ya.ru/camps, чьи дети отдохнули летом 2015 года в лагерях Подмосковья с научной направленностью, таких как: NanoCamp, Летняя биологическая школа для малышей 1-2 кл., Летняя зоолого-ботаническая школа "Слон и жираф" (3-11 класс), Летняя школа по биоинженерии и биоинформатике 7-11 кл., Научно-образовательная Летняя школа МГУ "Ланат", Развивающий лагерь "Эйнштейн!", Умный лагерь, идеальный научный лагерь это тот, где:
Знания подаются не в форме лекций, а в процессе активной игры.
Каждый ребенок не просто получает возможность реализовать себя в тематике смены, а именно получает личный положительный результат.
Все полученные знания детей применимы на практике в дальнейшем.
Существует возможность продолжения деятельности, начатой в лагере, либо по месту непосредственного обучения, либо в каком-то учреждении-партнере организаторов смены.
За деятельность на смене ребенок получает приз, реализуемый вне лагеря – сертификат на обучение, билеты на представление и т.д.
Дети получают документ, подтверждающий и описывающий, какую научную деятельность они вели в лагере и каких результатов достигли.
На каждого ребенка выписываются рекомендации по дальнейшему развитию способностей.
1.2 Новизна программы
Программа направлена на создание таких условий, в которых каждый ребенок любого возраста увидит и поймет, что наука – это увлекательно и интересно. Что каждый наш шаг наполнен научными загадками, исследовать которые может абсолютно любой человек.
1.3 Участники программы
Участниками программы в санаторно-оздоровительных лагерях являются дети в возрасте от 7 до 15 лет (включительно). В выездных профильных (оборонно-спортивных, профилактических, творческих, спортивных и др.) лагерях – дети в возрасте от 7 до 17 лет (включительно).
1.4 Ресурсное обеспечение
Программа будет реализована на территории ООО "ДОК "Олимпиец". Детский оздоровительный лагерь "Олимпиец" расположен на второй линии Пионерского проспекта, площадь территории 5 га. Принимаются на оздоровление дети с 7 до 15 лет.
Количество детей, отдыхающих в лагере по программе "Страна Открытий": 600 человек. Номерной фонд предполагает 4-5-местное размещение с удобствами на этаже в трехэтажном корпусе.
Педсостав, необходимый для реализации смены, составляет 80 человек (из них 1 руководитель смены, 1 руководитель программы, 1 старший вожатый).
Инфраструктура ДОЛ "Олимпиец" представлена в Таблице 1.
Таблица 1
Инфраструктура ДОЛ "Олимпиец"
№
|
Инфраструктура
|
Условия для реализации смены
|
|
Кинозал
|
Вместимость 100 посадочных мест.
|
|
Стадион
|
Наличие посадочных мест на 600 человек, доступность с 07.00 до 23.00
|
|
Летняя сцена (Костровая)
|
Вместимость 700 посадочных мест.
|
|
Спортивная площадка с многофункциональным покрытием
|
Доступ на территорию с 07.00 до 23.00, не огороженные
|
|
Футбольное поле для мини-футбола с трибунами
|
Доступ на территорию с 07.00 до 23.00
|
|
Отрядные места с оборудованными посадочными местами и столами
|
Должны позволять единовременно разместиться 24 лабораториим по 25 детей + 2 вожатых + 2 дополнительных места (эти места необходимы при проведении мастер-классов, станционных игр иных мероприятий, заложенных в рамках программы)
|
|
Стенды каждого лаборатории
|
Размещается на отрядном месте каждого лаборатории
|
|
Общелагерный стенд
|
Размещается на центральные аллеи лагеря
|
|
Помещение для сбора органов самоуправления (библиотека)
|
Вместимость до 60 человек
|
|
Помещение для штаба вожатых
|
Вместимость до 60 человек.
|
|
Место проведения "планерок"
|
Холл административного корпуса после 17.00
|
|
Кружки
|
Возможность единовременного проведения в крытых помещениях 24 кружков вместимостью 25 человек
|
|
Оборудованные спортивные площади на пляже
|
2 площадки пляжного футбола
2 площадки пляжного волейбола/пионербола
|
|
Компьютерный класс
|
5 компьютеров
|
|
Беседки
|
17 беседок вместимостью 28 человек
4 беседки вместимостью до 50 человек
|
|
Столовая
|
Питание в одну смену
|
Все отряды проживают в одном корпусе, вожатые проживают в корпусе напротив, рядом с каждым отрядом располагаются вожатские комнаты отдыха, в которых размещается инвентарь, документация, канцелярские товары.
Кружки, предоставляемые базой:
Бисероплетение
Папье-маше
Бумага-пластика
Мягкая игрушка
Вокал
Хореография
Шахматы – шашки
Работают с 09.00 до 21.00 каждый день.
1.5 Понятийный аппарат
Математика – это наука о числах.
Биология – это наука о жизни об общих закономерностях существования и развития
живых существ.
Физика – это основная наука естествознания о свойствах и строении материи, о
формах её движения и изменения, об общих закономерностях явлений неорганической природы.
Химия – это одна из основных наук естествознания, изучающая внутренний состав,
внутреннее строение материи, закономерности качественных изменений, разложения и превращения веществ, а также закономерности образования новых веществ в результате качественных изменений.
История – это наука о развитии общества и природы.
НИИ "Страна Открытий" в рамках программы – так называется лагерь в целом.
Директор НИИ в рамках программы – так называется руководитель программы.
Старший эксперт в рамках программы – так называется старший вожатый.
Департамент "Динамических научных открытий" (ДНО) – младшие отряды детей от 7 до 9 лет.
Департамент "Организации групповых исследований" (ОГИ) – средние отряды детей от 10 до 12 лет.
Департамент "Коммуникаций и научных споров" (КиНС) – взрослые отряды детей от 13 до 15 лет.
Эксперт в рамках программы – так называется вожатый.
Лаборатория в рамках программы – так называется отряд.
Руководитель лаборатории в рамках программы так называется командир лаборатории.
Ученый совет в рамках программы – так называется совет руководителей лабораторий.
ЭСЛ – экстренный совет лаборатории, собирается по необходимости.
Стажер в рамках программы – так называется первая ступень профессионального роста ребенка.
Лаборант в рамках программы – так называется вторая ступень профессионального роста ребенка.
Старший лаборант в рамках программы – так называется третья ступень профессионального роста ребенка.
Младший научный сотрудник в рамках программы – так называется четвертая ступень профессионального роста ребенка.
Старший научный сотрудник в рамках программы – так называется пятая ступень профессионального роста ребенка.
Индивидуальная шкала роста в рамках программы – так называется шкала, отражающая личностный рост участника программы;
Рейтинг лабораторий в рамках программы – так называется таблица коллективного роста лаборатории.
Группа независимых экспертов в рамках программы – так называются подменные вожатые.
Игра-сериал "Загадка №" в рамках программы – так называется цикл тематических мероприятий, через которые осуществляется достижение результата смены. Все мероприятия имеют единый сюжет, завязку, кульминацию, развязку.
Малая Нобелевская премия в рамках программы – так называется высшая награда научно-исследовательских проектов НИИ "Страна открытий" в различных областях наук.
Интелект-спортсмен в рамках программы – так называется участник второй части зарядки "Голова чтобы думать, ноги чтобы ходить" или участник "Наноолимпиады "Бодрость духа – свежесть ума".
1.6 Педагогическая идея
Педагогическая идея программы "Страна Открытий" заключается в качественном расширении практически применимых научных знаний современных детей и создании условий, в которых каждый участник смены загорится желанием и необходимостью постигать новое и чаще задаваться вопросом "почему так?" и, самое главное, самостоятельно искать ответы на волнующие вопросы.
Педагогическая идея будет достигаться на основе следующих принципов:
Принцип целостности – программа составлена таким образом, что все знания, получаемые ребенком, завязаны в целостную картину мира. Благодаря этому детям демонстрируется процесс взаимосвязи одних знаний от других и невозможности изучения только одной стороны знаний, необходимости всесторонне развивать свой кругозор.
Принцип логичности – все мероприятия программы выстроены в соответствии с логикой развития смены и направлены на достижение поставленной цели, решение задач программы и достижение заявленных результатов.
Принцип актуализации знаний и опыта участника программы – все знания, полученные детьми на смене, имеют практико-ориентированный характер и реализуемы вне программы, вне лагеря.
Принцип вариативности воспитания – каждый ребенок в свободной форме и в соответствии со своими индивидуальными стремлениями выбирает сферу своей деятельности: у каждого участника программы должен быть выбор над чем работать. Отказ от деятельности также должен быть осознан и вполне допустим в качестве воспитательного момента при условии, что в дальнейшем ребенок осознает необходимость включения в деятельность и добровольно, без принуждения, вернется к активной деятельности в рамках программы. Каждый ребенок должен осознать, что несет ответственность за свой выбор и поступки.
Принцип открытости – каждый член программы наделен равными правами и может открыто выражать свое мнение, выбирая слова и выражения, не унижающие и не оскорбляющие собеседника, оппонента. В любой момент времени может быть собран экстренный совет лаборатории, на котором будет проведено голосование о дальнейших действиях и выслушаны все мнения.
Принцип природосообразности – учитываются особенности каждого ребенка и на их основании организуется воспитательная работа педагогическим составом. Территория лагеря, его окружающая среда используются как для оздоровления детей и подростков, так и для работы в рамках тематики смены.
Принцип гуманизма – в течение смены детям вкладывается понимание, что наука, как и сам человек, должна быть гуманной, действовать на основании взаимного уважения, понимания и соблюдения человеческих прав.
Принцип доступности – весь изучаемый детьми материал разработан с учетом возрастных особенностей восприятия, интеллектуального уровня и возможностей усвоения материала.
Принцип толерантности – в стирании мировых границ, многонациональности Российской Федерации, на сегодняшний день в одном отряде мы имеем представителей не только разных национальнартостей, но зачастую и представителей различных конфессий. Задача лагеря показать детям возможность положительного сценария взаимодействия и дружбы, несмотря на все различия.
Эти принципы связаны между собой и являются основополагающими при организации досуговой деятельности детей и подростков.
2. Целевые ориентиры
2.1 Цель и задачи
Цель программы "Страна Открытий": Развить у детей интерес к обучению, самостоятельной исследовательской работе и экспериментам.
Задачи программы "Страна Открытий":
развить мотивацию детей к познавательной деятельности;
оказать содействие детям в создании научного проекта;
научить ребенка интересным научным фокусам;
научить математическим хитростям, упрощающим счет;
закрепить знания таблицы умножения;
познакомить детей с основными разделами физики (механика, механические колебания и волны, молекулярная физика и термодинамика, электродинамика, оптика) и научить проводить опыты, раскрывающие суть физических явлений;
познакомить детей с основными разделами химии (органическая и неорганическая химия) и научить проводить эксперименты объясняющие химические явления;
познакомить детей с логикой устройства периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева;
познакомить детей с основными разделами биологии (ботаника, зоология, анатомия, экология) и научить проводить эксперименты раскрывающими суть биологических понятий;
познакомить детей с возможностью решения бытовых задач с помощью основополагающих знаний физики, химии, математики, биологии.
2.2 Предполагаемые результаты
Планируемые результаты:
знать: основные области применения научных знаний, полученных в школе;
сформировать: начальные навыки исследовательской деятельности;
иметь: понимание о значимости достижений науки и ее места в жизни человечества;
уметь: анализировать результаты своей деятельности, делать выводы.
По итогам программы
Ребенок
сформирует интерес к самостоятельной исследовательской работе;
разработает научный проект от "идеи к презентации";
сможет самостоятельно демонстрировать интересные научные фокусы;
усвоит и сможет применять математические хитрости, упрощающие счет;
закрепит знания таблицы умножения;
познакомится с основными разделами физики (механика, механические колебания и волны, молекулярная физика и термодинамика, электродинамика, оптика) и научится проводить опыты, раскрывающие суть физических явлений;
познакомится с основными разделами химии (органическая и неорганическая химия) и научится проводить эксперименты объясняющие химические явления;
познакомится с логикой устройства периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева;
познакомится с основными разделами биологии (ботаника, зоология, анатомия, экология) и научится проводить эксперименты, раскрывающие суть биологических понятий;
познакомится с возможностью решения бытовых задач с помощью основополагающих знаний физики, химии, математики, биологии.
3. Основное содержание и механизмы реализации программы
3.1 Логика развития смены по этапам
Логика развития смены, расписанная через задачи и формы работы по этапам, представлена в Таблице 2
Таблица 2
Логика развития смены
Период смены
|
Задачи
|
Содержательные этапы реализации:
|
Формы работы
|
Подготовительный период
|
Разработка программы:
обзор методической литературы;
определение целей, задач, направлений и содержания программы;
разработка игровой модели;
анализ ресурсного обеспечения для реализации программы.
Заключение соглашения с партнерами, экспертами для программы.
Подготовка и разработка методических материалов по программе:
разработка системы оздоровительных и тематических мероприятий;
разработка системы оценки эффективности программы;
разработка критериев и способов оценки качества реализации программы;
оформление документации (программа смены, приложения к программе и т.п.).
Утверждение программы.
Заключение договоров с базами отдыха.
Подготовка педагогического состава по программе.
|
Организационный этап.
погружение автора программы в тематику программы;
разработка полного методического пакета программы;
подготовка и погружение педагогического коллектива в подготовку смены;
|
сбор информации;
анализ литературы и тематических источников;
анкетирование;
опрос;
беседа;
подготовка педагогического состава в Центральной московской школе вожатых;
семинары по программе с педагогическим составом;
зачетные формы работы с педагогическим персоналом по программе;
проработка программы с отобранным педагогическим персоналом.
|
Организационный период
|
Успешная адаптация каждого участника смены;
создание во временном детском коллективе доброжелательной атмосферы сотрудничества и сотворчества;
выявление детских интересов и потребностей;
выработка участниками смены и педагогами общих правил, норм, законов коллективного, группового взаимодействия и проживания;
мотивация детей на активное включение в различные виды деятельности;
формирование органов детского самоуправления.
|
Коммуникативный этап.
Знакомство участников смены друг с другом, выявление их интересов и способностей.
|
Инструктажи по технике безопасности и правилам пребывания в лагере;
входящая диагностика;
игры на знакомство и взаимодействие;
Хозяйственный сбор;
Эксперимент-шоу "Разрушители легенд"
Организационный сбор;
Общий сбор лаборатории;
Вечерний Сбор Лаборатории;
"Огонек знакомств";
Конкурсно-игровая программа "Добро пожаловать или науки ради";
Игра-сериал "Загадка №…" 1 сезон 1 серия.
|
Основной период
|
Развитие познавательной активности детей;
поддержка мотивации детей к самостоятельной деятельности;
реализация программы смены согласно плану.
|
3. Информационно-обучающий этап. Предполагает получение новых знаний, развитие интеллектуальных и лидерских способностей.
|
физкультурно-оздоровительные мероприятия;
секции, кружки, мастер-классы;
промежуточная диагностика;
коллективно-игровая деятельность;
Игра-сериал "Загадка №…"
1 сезон 2-6 серии;
Химик-квест "За минуту до взрыва";
Наноолимпиада "Бодрость духа – свежесть ума";
Интеллектуальный батл "Синхрофазотрон";
Живой блог исторических личностей "Спираль истории".
|
4. Коммуникативно-деятельностный этап.
Предполагает закрепление и реализацию полученных знаний и навыков.
|
Интерактивная игра "Научный симпозиум";
Игра сериал "Загадка №…" 1 сезон 7 серия;
Дискуссионный клуб "Адронный коллайдер".
|
Итоговый период
|
Подведение итогов смены, отслеживание ее результативности;
закрепление и демонстрация знаний и умений, приобретенных детьми в течение смены;
подготовка детей к успешной реадаптации
|
4. Демонстрационно-аналитический этап. Демонстрация полученных знаний, продуктов творческого труда, а также организация аналитической деятельности.
|
Игра-сериал "Загадка №…" 1 сезон 8 серия;
Арт-фестиваль "Неизвестные шедевры известной науки";
Выставка проектов "Нано-2016"
церемония закрытия смены;
КТД "Капсула времени";
вечер прощания "Машина времени";
прощальные огоньки;
итоговая диагностика.
|
Аналитический период
|
Анализ результатов реализации программы;
оценка эффективности реализации программы с целью выявления ее сильных и слабых сторон;
анализ отчетов руководителей программы и старших вожатых;
анализ диагностических материалов (анкет детей, фото-, видеоматериалов) с целью расчета процента удовлетворенности программой;
внесение корректировок в программу.
|
Аналитический этап.
Подведение итогов реализации программы.
|
анализ диагностирующих материалов;
анализ отчетов руководителей и старших вожатых по реализации программы;
составление отчетов по итогам ЛОК.
|
3.2 Модель управления программой
Поставленные задачи лагерной смены могут быть реализованы в полном объеме через комплексный, интегральный подход, объединяющий содержательные блоки: базовый и тематический.
Базовый блок реализуется на протяжении всей смены и предусматривает решение традиционных задач детского оздоровительного лагеря по следующим направлениям:
культурно-досуговое: предполагает работу творческих кружков, участие в мастер-классах, участие в экскурсионных программах, участие в отрядных и лагерных мероприятиях смены;
физкультурно-оздоровительное: предполагает организацию физкультурно-спортивных мероприятий в течение смены;
художественно-творческое: участие в творческих мероприятиях лагеря, развивающих эстетический вкус и чувство прекрасного;
социально-личностное: предполагает раскрытие и развитие личностного потенциала участников смены, включение детей в совместную социально значимую деятельность.
Реализация этих направлений обуславливает реализацию педагогической деятельности, способствующей:
формированию навыков социального взаимодействия в системе "ребенок –ребенок", "ребенок – группа детей" и др.;
развитию эмоционально-положительных реакций у ребенка;
опосредованной коррекции взаимоотношений между детьми;
созданию ситуации сотрудничества;
переосмыслению жизненных ценностей ребенком;
делегированию полномочий и ответственности за какое-то дело или работу;
созданию личностно-развивающих ситуаций.
Основные средства достижения задач базового блока смены:
мероприятия, посвященные актуальным событиям детства;
интеллектуально-развивающие мероприятия;
мероприятия эстетического направления;
мероприятия, направленные на приобщение детей к здоровому образу жизни;
мероприятия, направленные на формирование у детей чувства патриотизма, активной жизненной и гражданской позиции.
|