Скачать 158.48 Kb.
|
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Нижневартовский государственный университет» кандидата на должность ректора, Погонышева Дениса Александровича Стратегические цели и показатели. Перспективная модель вуза.Стратегической целью НВГУ является формирование университета, как регионального социально-экономического центра на основе трансформации кадровой политики, базовых видов деятельности (образовательной, исследовательской, инновационной), институциональной среды и опережающего обновления инфраструктуры. Предпосылки для преобразования НВГУ в университет - региональный социально-экономический центр: 1) наличие научных результатов мирового уровня по направлениям история и экология; 2) поддержка программы губернатором Ханты-Мансийского автономного округа-Югры и наличие соглашений о финансировании отдельных мероприятий; 3) наличие управленческой команды, нацеленной на глубокие преобразования в университете; 4) широкий спектр естественнонаучных, гуманитарных и инженерно-технических направлений образовательных программ; 6) значительная доля доходов университета (65%) из внебюджетных источников. Для достижения стратегической цели университет выделил в качестве модели преобразования несколько перспективных направлений «фронтиров», находящихся в области мировой исследовательской повестки: 1) экологические исследования; 2) гуманитарные знания и технологии; 3) программная инженерия; 4) энергоэффективность и энергосбережение. В рамках деятельности по трансформации университета в региональный социально-экономический центр определены академические единицы для преобразования образовательной деятельности (содержания образования, внедрения современных технологий обучения и т.д.). Подготовка кадров в таких академических единницах планируется на основе стандартов CDIO – признанного в мире комплексного практико-ориентированного подхода к инженерному образованию, включающему набор общих принципов создания учебных программ, их материально-технического обеспечения, подбора и обучения преподавателей. Подготовка по образовательным программам гуманитарной направленности ставит своей целью преодоление фрагментированности гуманитарных знаний, переход от передачи традиций к формированию человека способного к выбору, непрерывного совершенствования и готового к профессиональной деятельности в условиях неопределенности. Миссия университетаНижневартовский государственный университет – ведущий вуз Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, подготавливающий высококвалифицированных, конкурентоспособных и востребованных специалистов для экономики региона посредством предоставления качественных образовательных услуг. На рынке образовательных услуг, исследований и разработок НВГУ станет: 1) региональным центром подготовки профессионалов, ориентированных на использование передовых производственных технологий (индустрий будущего) международного уровня; 2) современным и комфортным местом для обучения по широкому спектру образовательных программ всех уровней; 3) одним из лидеров по ряду перспективных «фронтиров»; 4) центром трансфера востребованного и качественного образования для населения ближнего зарубежья. Современная и перспективная роль НВГУ в развитии России, региона и отраслей экономики: 1) среда формирования профессионалов международного уровня для ведущих российских компаний, осуществляющих свою деятельность на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры; 2) центр разработки и апробации передовых технологий в области социальных и гуманитарных наук; 3) экспериментальная площадка по трансформации регионального вуза в университет – региональный социально-экономический центр, конкурентоспособный среди ведущих научно-образовательных центров. Референтная группа университетовРеферентная группа сформирована в соответствии с анализом особенностей и конкурентных преимуществ каждого университета, применительно к специфике, географическому положению и миссии НВГУ. Рис. 1. Референтная группа мировых ориентиров для Нижневартовского государственного университета В референтную для НВГУ группу вошли три университета. Для первого этапа программы выбран Университет расположенный в г. Ставангер с населением 300 000 человек, на полуострове на юго-западном побережье Норвегии. Ставангер является нефтяной столицей Норвегии. Университет Ставангера считается самым надежным местом для получения работы в Норвегии, сразу после окончания ВУЗа. Университет, в отличие от других норвежских учебных заведений, не стремится к явному международному лидерству. Его руководство ставит реальные цели по обеспечению своего региона квалифицированными кадрами и гарантированно снабдить работой своих выпускников. Поэтому на территории ВУЗа открыто множество бизнес-инкубаторов и работает Технопарк. Диплом UiS является 100% гарантией трудоустройства. Согласно социологическим опросам, местные работодатели отдают предпочтение именно его студентам, разумно полагая, что они имеют все необходимые знания и навыки. Опираясь на опыт Университета Ставангера, необходимо на первом этапе сосредоточить усилия на модели подготовки, обеспечивающей широкую теоретическую базу и максимальную практическую специализацию и следовательно востребованность выпускников крупными федеральными компаниями. Ещё одним примером регионального университета, с иной стратегией развития, однако также направленной в большей степени на потребности территории является Университет Прикладных Наук JAMK – это один из самых популярных университетов прикладных наук в Финляндии. JAMK – это многопрофильное высшее учебное заведение с четырьмя учебными подразделениями: Факультет Бизнеса, Факультет Здравоохранения и Социальных наук, Факультет Технологий и Педагогический колледж. В 2013 году JAMK получил Награду за выдающиеся достижения Erasmus (Европейское сообщество по вопросам мобильности студентов ВУЗов) за то, что является самым международным университетом в Европе, на основании мобильности сотрудников. Университет прикладных наук JAMK является обладателем знака качества Совета Финляндии по Высшему Образованию (FINHEEC, сейчас FINEEC). Достижение высокого уровня востребованности выпускников возможно при широком использовании опыта университета прикладных наук JAMK – одного из международных партнеров НВГУ, деятельность которого направлена на проведение прикладных исследований и инновационной деятельности, обеспечивающей регионального развитие, трансфер знаний и коммерциализацию результатов научных исследований, экспорт образовательных услуг, обучение бизнесу и формирование предпринимательских навыков. Также в состав референтной группы НВГУ входит Университет Северной Британской Колумбии (г. Принс-Джордж, Канада) (г. Принс-Джордж, население - 80,981 чел, «Северная столица Британской Колумбии») расположенный в провинции со сходными природно-климатическими условиями. Для НВГУ Университет Северной Британской Колумбии служит моделью с широким спектром программ бакалавриата и магистратуры в области искусств, медицины, наук, социальной работы и изобразительных искусств, вносящий заметный вклад в устойчивое развитие севера (приоритетные направления - окружающая среда и природные ресурсы, здоровье и качество жизни, проблемы коренных народов севера, устойчивое развитие общества севера, ведущий признанные новаторские исследования, имеющие актуальное значение для Севера, формирующий Зеленые навыки, направленные на сохранение и восполнение природных ресурсов в условиях повышенных антропогенных нагрузок. Имеет богатый опыт интернационализации. Маркетинговая стратегия НВГУЦель маркетинговой стратегии – продемонстрировать преимущества НВГУ среди других по таким показателям, как: качество жизни в регионе, новые формы и методы обучения, условия, репутация, современные технологии (онлайн) образования. Наши преимущества: 1) высокий уровень качества жизни населения (9 место в России); 2) низкие показатели безработицы среди экономически активного населения (0,4%); 3) один из самых высоких уровней средней заработной платы по стране (46 200 руб.); 4) высокие показатели по обеспечению безопасности иностранных граждан. Рис.2. Рейтинг российских регионов по качеству жизни – 2017, по данным РИА Новости (URL https://ria.ru/infografika/20180214/1514552265.html). Маркетинговая стратегия по рынку исследований. Приоритетом маркетинговой стратегии университета является концентрация ресурсов на новых перспективных исследовательских направлениях с акцентом на развитие наиболее продуктивных областей. Перспективные направления будут определяться с учетом глобальной и исследовательской повестки, приоритетов государственной политики и имеющихся заделов университета. Ресурсная поддержка будет оказываться в первую очередь направлениям с усиленной международной составляющей. В области экологических исследований выполняются национальные и международные проекты. По государственному заданию в сфере научной деятельности №5.7590.2017/БЧ выполняются работы по теме «Современный морфолитогенез природных и природно-антропогенных геосистем Арктического региона». В результате исследования созданы технологические карты для проектирования инженерных сооружений, планирования хозяйственной деятельности территории центральной части Западно-Сибирской равнины. Финансирование по теме составило 4 715,2 тыс. руб. В рамках программы Еврокомиссии Jean Monnet Module реализуются проекты «Развитие зеленых навыков в сфере предпринимательства и бизнеса на основе европейского опыта» (Jean Monnet Module «Developing Green Skills for Entrepreneurship and Business Based on the EU Experience) и «Изучение взаимосвязи окружающей среды и здоровья человека с использованием опыта Европейского союза» (Jean Monnet Module «Interaction of environment and human health: Experience of the European Union») с финансированием около 3, 000 тыс. руб. Грант 573555-EPP-1-2016-ES-EPPKA2-CBHE-JP Европейской Комиссии «Erasmus+» «Укрепление сотрудничества "Университет-предприятие" путем развития сетевого взаимодействия компаний спин-офф» (2016- 2019 гг., 4,5 млн.руб). Проект 2013-5503/001-001 Европейского союза ТЕМПУС по теме «Оценка качества сотрудничества в образовательной экосистеме, как механизм формирования профессиональных компетенций», (2013-2016 гг., 6,1 млн.руб.). «Социальная политика Европейского Союза» (Jean Monnet Module «The European Union Social Policy»), (2017-2019 гг., 1,600 тыс. руб.). «Стандартизация в системе управления качеством продукции: опыт стран Европейского союза и перспективы сотрудничества» (Jean Monnet Module «Standardization in Product Quality Management: EU Experience and Cooperation Prospects»), (2017-2019 гг., 1,500 тыс. руб.). Сбалансированное сочетание естественнонаучного, инженерного и гуманитарного блоков задаст новый формат и новое качество многоаспектного классического университета. Сотрудничество с корпорациями на долгосрочной основе позволит увеличить стоимость единичного контракта на РИД. Полученные доходы будут направляться на развитие фронтирных направлений. Участие университета в разработке стратегии развития региона позволяет формировать ориентиры развития и обеспечивать движение по их достижению через подготовку выпускников с заданным спектром компетенций. Университет принимает участие в разработке и реализации региональных программ:
Университет является активным участником реализации концепции «Бережливый регион» утверждённой распоряжением Правительства ХМАО - Югры от 27.01.2017 № 34-рп. На базе университета работает Научно-образовательный центр созданный с целью подготовки специалистов в области бережливого производства на основе интеграции научно-педагогического потенциала подразделений НВГУ, проведении прикладных научных исследований, практического применения и коммерциализации их результатов, разработке новых программ и методов, развивающих и объединяющих научные исследования и учебный процесс, а также обучения сотрудников органов государственной власти, учреждений, предприятий и иных организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Маркетинговая стратегия по рынку абитуриентов. Маркетинговая стратегия на рынке абитуриентов предполагает переход на новую парадигму работы с талантливыми студентами: от поиска и привлечения к созданию «центра притяжения» наиболее мотивированных абитуриентов. НВГУ планирует привлекать абитуриентов из территорий России и стран СНГ с более низкими экономическими показателями. На сегодняшний день в университете из стран ближнего зарубежья по образовательным программам ВО обучается 76 человек. Маркетинговая стратегия по рынку работодателей. Ханты-Мансийский автономный округ-Югра является одним из крупнейших российских центров присутствия национальных и международных компаний. Маркетинговая модель НВГУ предполагает тесное взаимодействие с данными компаниями, в том числе путём интеграции исследовательской, инновационной и образовательной деятельности для формирования у обучающихся актуальных компетенций. Используя выгодное географическое положение, НВГУ выстраивает взаимодействие с крупнейшими российскими нефтяными компаниями: Роснефть, Славнефть-Мегионнефтегаз путем реализации совместных программ подготовки и профессиональной переподготовки по востребованным инженерным направлениям с формированием новых компетенций по стандарту CDIO. Используя практику взаимодействия с компаниями, создаются базовые кафедры для актуализации образовательных программ и прикладных исследований. НВГУ работает над развитием пояса собственных малых инновационных предприятий с целью активного вовлечения студентов в технологическое предпринимательство, что приведет к стойкому формированию профессиональных и бизнес компетенций у широкого круга выпускников. Информационная инфраструктура.Высокий уровень информатизации образовательного процесса по перспективным направлениям подготовки и системная поддержка принятия управленческих решений является основой современной технологической платформы университета. Специалисты в области информационно-коммуникационных технологий, обладающие компетенциями мирового уровня, и коллектив преподавателей и сотрудников, способных эффективно использовать эти инструменты, - важное конкурентное преимущество университета. построения современной ИТ-инфраструктуры. Для поддержки устойчивого развития образовательной и управленческой деятельности университета в период с 2007-2016 годы введен в эксплуатацию центр обработки данных, распределенная подсистема хранения данных общим объёмом 50ТБ. Семдесят точек доступа гарантируют 100% покрытия всех корпусов беспроводной сетью стандарта Wi-Fi 802.11b\g\n. Применение дистанционных образовательных технологий в учебном процессе базируется на системах Web 2.0 и LMS Moodle. Кадровый потенциал вузаСредняя списочная численность НПР составляет 213 человек, из них 76% докторов и кандидатов наук. Средний возраст НПР - 43 года. Удельный вес молодых ученых–кандидатов наук до 35 лет составляет 12,4%. Принципиальная проблема кадровой политики университета - необходимость кардинального обновления персонала в короткие сроки - продиктована недостаточной научной результативностью большинства академических сотрудников, либо неактуальностью тематики их исследований и разработок в мировой исследовательской повестке. Основная часть профессоров (79%) в силу объективных причин (возраст) прошли пик научной продуктивности, а основная доля сотрудников – доценты, не включены в своих исследованиях в значимые российские и международные исследовательские группы. Целевая модель университета предполагает, что к 2023 году не менее 50% НПР будут составлять исследователи, включенные в глобальные академические сети; доля зарубежных профессоров, преподавателей и исследователей в численности НПР составит 5%. Доля молодых академических сотрудников, прошедших долгосрочные стажировки в ведущих научно-образовательных центрах, составит не менее 5%. Не менее 10% административных работников и 20% штатных преподавателей НВГУ будут свободно владеть иностранными языками. При этом основой потенциала университета остаются Люди (в том числе имеющиеся!) и команды — главный ресурс развития. Основные механизмы достижения данных показателей: 1) программа ускоренного качественного кадрового обновления на основе процедур реального конкурсного отбора; 2) установление критериев результативности академической деятельности и введение на их основе системы срочных контрактов с НПР, учитывающей эти критерии при продлении контракта и формировании переменной части заработной платы (эффективный контракт); 3) снижение средней нагрузки на преподавателей за счет трансформации образовательной деятельности, увеличения доли самостоятельной работы студентов, активного использования технологий открытого образования (зачета онлайн-курсов других университетов). Структура блока образовательных программ. Сегодня в университете обучается более 4200 человек по всем уровням образования, из них по очной форме обучения более 2400 человек. По программам магистратуры обучается 398 человек, что составляет 16,5% обучающихся по очной форме обучения. Воплощением миссии Нижневартовского государственного университета становится выпускник, представляющий собой развитую личность с критическим мышлением и лидерскими качествами, способную к саморазвитию в условиях быстро меняющегося мира и открытого будущего, а также к действиям за пределами границ профессий и территорий. Характерные черты выпускника формируются в ходе образовательной деятельности на основе индивидуализации и развития талантов, интеграции науки и образования, интернационализации и влиянию стейкхолдеров. В качестве основных механизмов реализации образовательной политики должны быть использованы индивидуальная образовательная траектория, профессионально-ориентированная научно-образовательная среда (НИЛ, базовые кафедры, инкубаторы, гранты), поликультурная мультиязычная среда, избыточные образовательные возможности (e-learning, кампусные курсы, ДО, ДПО, MOOC), междисциплинарные автономные программы, сетевые образовательные программы, иностранные студенты, преподаватели. Такие механизмы могут быть реализованы при значительной трансформации принципиальных подходов к организации образовательного процесса через широкий спектр программ бакалавриата обеспечивающих социальную роль университета и развитие компетенций для дальнейшего магистерско-аспирантского образования. Рис.3. Модель формирования программ бакалавриата на основе индивидуализации образовательной траектории на принципах междисциплинарности. Важнейшей характеристикой структуры образования является доля программ магистратуры и аспирантуры. Расширение спектра и структуры программ магистратуры и аспирантуры позволит к 2023 году увеличить их долю до 20%. При этом основополагающим принципом должна стать реализация программ магистратуры и аспирантуры на основе научно-исследовательских лабораторий, внекафедральных образовательных и исследовательских инновационных «оффшоров», в том числе сетевых, имеющих в основе образовательного процесса реальные междисциплинарные проектные задачи. Экономическая и финансовая модель и прогнозная динамика показателей до 2023 г. Действующая финансовая модель НВГУ характеризуется достаточным уровнем устойчивости и значительной долей внебюджетных доходов (57%). Согласно ежегодного рейтинга по показателям оценки качества финансового менеджмента образовательных учреждений за 2017 Нижневартовский государственный университет занял 57 место из 229 вузов, подведомственных Минобрнауки РФ, с показателем итогового индекса – 80,98%. Такое значение соответствует «зеленой зоне», обозначая категорию университетов с высоким уровнем финансового менеджмента. Экономическая модель НВГУ строится на широком взаимодействии с заказчиками образовательных услуг и кооперации университета с бизнесом, коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности. Финансирование научных исследований составляет около 5% от общего объема поступлений, 91% приходится на образовательную деятельность. Основной задачей в формировании структуры затрат является увеличение объема НИОКР и перераспределении части доходов для развития фронтирных направлений. Экономическая модель предполагает следующие ключевые характеристики: 1) административное регулирование программ развития с помощью индикативных планов, в которых централизованно определяются объемы и структура инвестиционных потоков; 2) централизованное перераспределение финансовых ресурсов; 3) поощрение продуктивности научной и образовательной деятельности НПР, а также предпринимательской активности. Доходы от оказания образовательных услуг увеличатся на 30% за счет роста контингента и повышения качества услуг. Доля доходов от научных исследований к 2023 году увеличится до 15%. Общий объем бюджета вырастет в 1,5 раза и составит 975 млн.руб. Финансовая модель НВГУ предусматривает следующие основные показатели: 1) доля внебюджетных средств составит 65%; 2) доля бюджета развития не менее 20% (за счет дополнительного финансирования, перераспределения ресурсов, оптимизации затрат, отказа от непрофильных видов деятельности и нерентабельных направлений подготовки); 3) средняя заработная плата НПР на уровне 200% к средней по экономике региона. Кандидат Д.А. Погонышев |
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения... Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования |
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения... Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования |
||
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения... Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования |
Отчет о самообследовании деятельности федерального государственного... Деятельности федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования |
||
О студенческом общежитии Красноярского филиала федерального государственного... Красноярского филиала федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования... |
П. Ф. Еромасова (колледж) филиал Федерального государственного бюджетного... П. Ф. Еромасова (колледж) – филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования |
||
П. Ф. Еромасова (колледж) филиал Федерального государственного бюджетного... П. Ф. Еромасова (колледж) – филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования |
Отчет о самообследовании деятельности Федерального государственного... ... |
||
П. Ф. Еромасова (колледж) филиал Федерального государственного бюджетного... П. Ф. Еромасова (колледж) – филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования |
О студенческом городке федерального государственного бюджетного образовательного учреждения Студенческое общежитие (далее – студенческое общежитие) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего... |
||
Рабочая программа учебной дисциплины «Физическая культура и спорт» Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования |
Программ а стратегического развития Федерального государственного... Полное наименование вуза – федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования... |
||
Программа государственной итоговой аттестации выпускников по специальности 180403 «судовождение» Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования |
Программа государственной итоговой аттестации выпускников по специальности... Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования |
||
A rel="nofollow" Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования |
Филиал федерального государственного бюджетного образовательного... |
Поиск |