Название проекта:
«Разработка фрагмента предметно-развивающей среды по окружающему миру в кабинетах начальных классов «Зеленый уголок»
Автор – составитель: Звягинцева А., Кудюкова П., Гурова Е., Умеренкова Е.
Место работы, должность: ОБПОУ «КПК», студенты
Предмет: Окружающий мир
Класс: 1- 4
Необходимое оборудование и материалы для занятия: 10 пластиковых горшков, угловой стеллаж, инвентарь для ухода за растениями.
Краткое описание, методические рекомендации по использованию: «Зеленый уголок» состоит из углового стеллажа, на котором размещены комнатная флора и фауна: 10 растений, как цветущие так и вечнозеленые. «Зеленый уголок» формирует эстетический вкус и является очистителем воздуха в классе. Рекомендуется привлекать детей к уходу за «Зеленым уголком» для формирования эстетической ответственности, наблюдательности, трудолюбия.
Курск 2017
Оглавление
1. Введение
2. Теоретическая часть
3. Практическая часть
4. Проектная часть
Актуальность
Школа – это наш второй дом. Поэтому мы должны сделать все возможное для того, чтобы ученики и учителя чувствовали себя комфортно. Создание здоровьесберегающих условий для формирования успешной личности является немаловажным фактором современного образования. Наличие здоровьесберегающего пространства образовательного учреждения и классов - проблема многих учебных заведений. Большая учебная нагрузка, рост заболеваемости среди учащихся к моменту окончания школы - проблема номер один на сегодняшний день. Важно дать не только качественное образование, но и попытаться максимально сохранить здоровье учащихся.
Одним из требований является наличие в учебном кабинете комнатных растений, способных улучшить качество образовательной среды.
Данный проект по озеленению учебного кабинета обосновывает влияние определенных комнатных растений на здоровье учащихся, выполняет большую образовательную и воспитательную нагрузку. Многообразие цветочно-декоративных культур дает прекрасную возможность создать неповторимый облик «зеленого» кабинета, благоприятно влияющий на эмоциональное состояние и чувство комфорта. Известно, что растения выполняют различные функции, оказывают эстетико-психологическое воздействие, улучшают воздушную среду обитания. А еще они способны снимать стрессы и улучшать настроение. Зеленый цвет растений способен действовать успокаивающе на нервную систему, улучшает общее самочувствие, а это благотворно влияет на работоспособность учащихся, регулирует их поведение.
Кроме того, коллекция разнообразных комнатных растений будет служить у школьников иллюстрацией биологических, экологических понятий - идея не новая, но актуальная в современных условиях дефицита учебных пособий.
Сама проектная деятельность имеет большое значение для развития и воспитания учащихся. В ходе работы над проектом дети получат много новых знаний, расширят кругозор, будут развиваться навыки практической деятельности, воспитываться такие ценные качества, как трудолюбие, бережливость, забота о своем «зеленом друге»,будут развиваться творческие способности учащихся, в целом формироваться основы духовно-нравственной и экологической культуры.
Родители учащихся активно сотрудничают с учителем, помогают в реализации задуманных планов. Дети и родители осознают необходимость приобщения к природе и ее значимость для человека. Дети относятся к своим зеленым питомцам, как к живым существам, любят их и берегут. И чувство это взаимно: человек интуитивно ощущает, что комнатные растения благотворно воздействуют на его психику, приносят радость, создают здоровый климат. "Человек здоров лишь в том случае, когда он в своей повседневной жизни делает только то, что соответствует законам природы, в этом случае жизнь его наполнена радостью и счастьем», говорят люди. Работа по формированию экологической культуры младших школьников должна вестись целенаправленно и непрерывно.
Разведение полезных комнатных растений в школьном кабинете - это наиболее результативная, не только теоретическая, но и практическая форма организации работы по формированию основ экологического воспитания младших школьников, сохранению и укреплению здоровья учащихся. Проблема, решаемая в процессе реализации проекта, не нова, но актуальна и значима. Масштабы проекта, хотя не велики, но позволяют решить поставленные задачи.
Цель проекта: создание зеленого уголка в классе с целью организации здоровьесберегающего пространства используя растения, а также создание эстетически приятной и психологически комфортной искусственной среды
В соответствии с поставленной целью были определены задачи проекта:
образовательные:
1) расширить знания детей о комнатных растениях;
2) показать влияние комнатных растений на здоровье учащихся и педагогов;
3) развить практические навыки ухода за комнатными растениями;
воспитательные:
1) воспитание любви к природе;
2) воспитание бережного отношения к растениям;
3) воспитание экологической культуры;
развивающие:
1) развитие наблюдательности, внимания, любознательности, сенсорные способности, речь учащихся;
2) развитие навыков терпеливого ежедневного труда, чувства ответственности и понимания красоты;
3) развитие творческих способностей учащихся;
4) формирование навыков поисково-исследовательской деятельности;
5) формирование эстетического восприятия окружающего мира.
Проектирование зеленого уголка в учебном кабинете начальных классов.
1 Этап: Подбор растений.
Растения должны отвечать следующим требованиям:
- могут быть использованы в учебной деятельности;
- широко распространены и доступны для приобретения;
- неприхотливые к условиям выращивания;
- не занимают много места и декоративны;
- легко размножаются в комнатных условиях;
- не являются аллергенами;
- не способны причинить вред.
2 Этап: Выбор посуды.
Лучше подбирать горшки и кашпо в каком-то одном стиле. Если же имеются нестандартные горшки, их можно поместить в специальные контейнеры. К каждому виду растений необходимо сделать паспорт. К горшку прикрепить этикетку с названием растения и страны происхождения растения. Посуду необходимо подбирать в одном стиле.
3 Этап: Размещение растений в помещении.
Растения размещаются в соответствии с их биологическими особенностями. Растения, требующие повышенной влажности, хорошо растут в специально оборудованной камере. Определенное место могут занимать «горки». Если «горка» имеет уровни , то на верхний полке стоят низкие растения, на нижней – высокие. На стороне, обращенной к окну, ставят светолюбивые растения, на противоположной – тенелюбивые.
Растения, выбранные для озеленения кабинета
1. Растения, поглощающие углекислый газ и выделяющие кислород: сансевьера, хлорофитум.
2. Растения, поглощающие ядовитые вещества, болезнетворные микробы: толстянка, плющ, фикус, драцена, алоэ.
3. Растения, увлажняющие воздух: спатифиллум, аспидистра, традесканция.
(Nephrolepis exaltatа), спатифиллум Уоллиса, Ховея, финиковая пальма и многи
Условия реализации работы в «Зелёном уголке»
1.Сделать для каждого растения этикетку с названием и особенностями ухода.
2. Усилить освещение «Зелёного уголка» за счет дополнительных ламп дневного света.
3. Организовать группу учащихся, которые под руководством взрослых будут уха-
живать за растениями (поливать, опрыскивать, подсыпать почву и т.д.), а также
поддерживать порядок в помещении.
4. Выделить и оборудовать место под больничку для растений.
5. Оборудовать «Зелёный уголок» полкой с книгами о растениях.
Опыт
1.Пронумеруйте листья одного из комнатных растений. Измерьте их длину. Через месяц повторите данное измерение.
2.Докажи, что кактус, за которым не ухаживали 5 месяцев, живой организм.
3.Нанесите на контурную географическую карту родину комнатных растений.
4.Сделайте с детьми морфологические описания растений.
5.Составте с детьми список комнатных растений класса.
6.Подготовьте этикетки для каждого растения, указав на них:
а)название растения.
б)родину растения и условия произрастания.
в)особенности ухода (частота полива, освещение, состав почвы).
г)способ размножения.
7.Изучите состояния комнатных растений, определите необходимые уход за ними. Вспомните правила ухода за комнатными растениями. Выполните мероприятия по уходу за ними.
8.Докажите, что растения умеет дышать.
9.Пересадите растения, которые в этом нуждаются, для этого:
а)подготовить горшок для передки.
б)насыпать первый слой грунта.
в)аккуратно достать растение из старого горшка.
г)очистить корни растения.
е)высадить растение в новый горшок.
Практическая часть
Изучив особенности содержания комнатных растений, мы пришли к выводу: 1. Растения по отношению к свету делятся на:
светолюбивые (яркий свет);
тенелюбивые (тень);
теневыносливые (яркий рассеянный свет или полутень).
На рост и развитие растений оказывает влияние правильный полив:
ЗИМА
|
ЛЕТО
|
Умеренный или скудный полив
|
Исключить полив
|
Очень обильный
|
Обильный полив
|
Умеренный полив
|
Лёгкое увлаж-нение
|
Молочай
|
Кактус
|
Хлоро
фитум
|
Хойя
|
Каланхоэ
|
Кактус
|
Хлорофитум
|
|
|
Кордилина
|
Фиалка
|
|
Сансевиерия
|
|
Циссус
|
Драцена
|
Традесканция
|
|
Монстера
|
|
|
Кислица
|
Сансевиерия
|
|
Спатифиллум
|
|
|
Дримиопсис
|
Алоэ
|
|
Кислица
|
|
|
|
Монстера
|
|
Драцена
|
|
|
|
Папоротник
|
|
Каланхоэ
|
|
|
|
Спатифиллум
|
|
Сциндапсус
|
|
|
|
Сциндапсус
|
|
Нужно помнить о типичных ошибках в уходе за комнатными растениями:
· нижние листья взрослого растения со временем естественным образом желтеют и затем опадают. Когда такое происходит одновременно с несколькими листьями, то вероятной причиной является переувлажнение почвы или холодные сквозняки;
· если на растении появляются сухие и коричневые точки или пятна, то наиболее вероятная причина - недостаток воды;
· если пораженные места мягкие, темно-коричневого цвета - это, скорее всего, из-за переувлажнения почвы;
· если точки или пятна белые или желтоватые, поражение вызвано использованием холодной воды при поливе, попаданием воды на листья, слишком сильными солнечными лучами или болезнью;
· сухой воздух – это наиболее вероятная причина высыхания кончиков листьев или физическое повреждение, когда кончиков листьев часто касаются или они прижимаются к окну или стене;
· если края листьев желтые или коричневые, это может быть вызвано несколькими причинами: переувлажнением почвы, недостаточным поливом, недостатком света, слишком обильным освещением, слишком низкой температурой воздуха, слишком высокой температурой воздуха, сухостью воздуха или сквозняками;
· к обычным причинам болезни комнатных растений относятся: пересыхание почвы (вследствие недостаточного полива) или переувлажнение почвы (вследствие плохого дренажа или слишком частого полива), избыток света (особенно если листья поникают регулярно в середине дня), сухой воздух, слишком высокая температура воздуха, тесный горшок или вредители.
Практическая работа. «Легкое рыхление почвы»
Цели :
Учить детей ухаживать за почвой.
Познакомить уч-ся с одним из приемов рыхления почвы и его значением.
Рыхление почвы –это обработка почвы, имеющая цель устранить её бесструктурность и улучшить доступ в её массу воздуха, что усиливает размножение органических остатков (остатки растений, корешков, листьев и животных) и накоплений веществ пищи в доступной для растений форме. При поверхностном Р. п. создается рыхлыйслой, препятствующий капиллярному поднятию влаги до поверхности и излишнемуее испарению. Попутно при Р. п. уничтожаются всходы сорняков. Поверхностное Р.п. производится при весеннем бороновании озимых и вспаханной на зябь почвы, при уходе за чистыми парами и пропашными. Глубокое Р. п. применяется, когда важнообеспечить доступ воздуха или проникновение корней в подпахотный слой, невыворачивая его наружу. Р. п. в зависимости от цели производится различнымиорудиями: боронами разного вида, культиваторами, окучниками,почвоуглубителями.
После рыхления облегчается поступление воздуха в почву, а значит, и насыщение ее кислородом. В процессе рыхления землю не переворачивают, а только разрушают поверхностную корку. Одновременно уничтожают сорные растения. При рыхлении можно выбрать из земли их крупные корни. Рыхлая почва лучше впитывает влагу во время полива или дождя.
Практическая работа: "Уход за цветами"
Цель: Закрепление умений и практических навыков в уходе за цветами"
Задачи:
1. Обобщить, систематизировать и расширить знания о комнатных растениях.
2. Учить работать по плану.
3. Воспитывать ответственность за проделанную работу.
Оборудование:
1. Клеёнка.
2. Палочки для рыхления.
3. Лейка.
4. Пульверизатор.
5. Тряпочка.
Работа проводиться по плану.
Рыхление земли.
Очищение от пыли листочков растения и опрыскивание пульверизатором.
Полив цветка.
Уборка горшка растения.
Уборка рабочего места.
Практическая работа: «Воздействие комнатных растений на влажность воздуха».
Цель: узнать, как комнатные растения влияют на влажность воздуха.
Проведение практической работы:
Первым этапом необходимо полить комнатное растение. После это необходимо одеть полиэтиленовый пакет на цветочный горшок с растением и закрепить его снизу. Последним этапом становится наблюдение.
Результаты опыта: уже на следующий день на внутренней стороне пакета образовались капельки воды. Это говорит о том, что комнатные растения испаряют через листья воду, тем самым способствуют увлажнению воздуха.
светолюбивые (яркий свет);
тенелюбивые (тень);
теневыносливые (яркий рассеянный свет или полутень).
светолюбивые (яркий свет);
тенелюбивые (тень);
теневыносливые (яркий рассеянный свет или полу
Название,
краткая характеристика,
инструкция по уходу
|
Фотография
|
1.Растения, поглощающие углекислый газ и выделяющие кислород
|
Сансевьера Названа в честь итальянского князя Сансевиеро. Плотные декоративные листья, собранные в пучок, направлены вверх или расходятся в стороны. Сансевиеру с узкими длинными листьями в народе часто называют «щучий хвост». Родина сансевьеры— Африка.
Инструкция по уходу Растение любит яркий рассеянный свет, но
хорошо переносит полутень и полное затенение. Сансевьере хорошо подходит искусственное освещение (в течение 16 часов ежедневно).К температуре она не требовательна — легко растет в теплых и прохладных помещениях. Весной и летом
лучше содержать ее при температуре 18-25 °С, а осенью и зимой — не ниже 14 °С. Полив сансевьере необходим умеренный. Избыточная влажность почвы для нее крайне опасна. Сансевьера неприхотлива к влажности воздуха — ей не повредит сухой воздух в помещении. Однако надо хотя бы изредка опрыскивать ее листья.
|
|
Хлорофитум– многолетнее травянистое растение с узкими свисающими листьями и усиками, дающими начало новым кустикам. Родиной хлорофитума считается Африка, где он растет в тени, прямо на коре деревьев.
Инструкция по уходуХорошо переносит и солнце, и тень. На солнце – расцветка листьев ярче. Выдерживает прохладную температуру до 8 градусов. В теплое время года нуждается в подкормке минеральными удобрениями 1 раз в месяц. В опрыскивании не нуждается. Во избежание поломки листьев протирать не следует. Комфортный полив – зимой – 1 раз в неделю, летом – 2 раза в неделю. Обработку растения следует проводить средствами против тли при первых признаках заболевания. Пораженные листья необходимо удалить.
|
|
Растения, поглощающие ядовитые вещества, болезнетворные микробы
|
Толстянка, или крассула, относится к семейству толстянковых. Родиной растения является Южная Африка. Толстянка представляет собой травянистый или древеснеющий кустарник с суккулентными листьями.
Инструкция по уходу.
Толстянку лучше содержать в светлом помещении. Поливать толстянку летом необходимо постоянно и умеренно. Зимой полив сокращается до минимума.
Летом растение можно выносить на открытый воздух, притеняя его от прямых солнечных лучей. Зимой толстянку следует поместить в прохладное, хорошо освещенное помещение.
|
|
Плющ
Плющ относится к семейству аралиевых. Распространен в Европе, Северной Африке, Индии, Крыму, на Кавказе. Для комнатного цветоводства наиболее подходит плющ обыкновенный и плющ колхидский. Плющ — вечнозеленая ползучая лиана с воздушными корнями, с помощью которых она крепится к любым опорам, даже скалам или стенам. Листья трех- или пятилопастные, различной окраски: от бело-зеленой до темной. Цветки маленькие, невзрачные, распускаются через три-четыре года после посадки
Инструкция по уходу.
Плющу с зелеными листьями требуется меньше света, пестролистным — больше, однако нельзя помещать его под лучи солнца. Зимой его следует поместить в помещение с температурой 14—16 °С. Растение хорошо переносит сквозняки.
В период активного роста плющ следует регулярно поливать, каждый день опрыскивать.
Зимой, в период покоя, поливать можно реже, не допуская, однако, полного пересыхания почвы.
|
|
Фикус
Листья у фикуса кожистые, продолговатые, блестящие, крупные, длиной 18-35 см. ствол твердый, прямой. Взрослое растение достигает больших размеров, превращаясь в раскидистое дерево. В домашних условиях цветет редко. Млечный сок растения ядовит. Родина фикуса – Индия.
Инструкция по уходу Любит свет, при этом не переносит прямые солнечные лучи. Оптимальная температура — от 15 до 25 °С. Фикус — любитель повышенной влажности воздуха. Опрыскивать листья желательно ежедневно. Поливать лучше теплой водой по мере необходимости, земля в горшке всегда должна быть в меру
увлажненной.
|
|
Драцена
Имеет вид деревца с толстым одревесневающим стеблем, который мало ветвится и сильно оголяется. Вырастает до 3 м в высоту. Листья длиной до 50 см, шириной около 1-2 см, глянцевые. Окраска листьев преимущественно зеленая, но может иметь желтые или красные полосы. Название растения переводится как «самка дракона»: в природе драцена вырастает до гигантских размеров и выделяет смолу красного цвета, которая, застывая, становится похожей на запекшуюся кровь. Драцена родом из Африки.
Инструкция по уходу
Это растение наиболее комфортно чувствует себя в светлом, защищенном от прямых солнечных лучей месте. Для драцены подходит искусственное освещение. Растения с темными листьями требуют меньше света, чем пестролистые. При отсутствии достаточного количества света пестролистые виды могут терять окраску. Драцены боятся сквозняков. Им необходима Умеренная температура воздуха: летом 20-25 "С, зимой - не ниже 15 "С. Драцена - влаголюбивое растение, ее нужно обильно поливать. Земля все время Должна оставаться немного влажной. Однако заливать этот цветок также нельзя.
|
|
Алоэ (Столетник)
В природе существует около 340 видов алоэ, из которых лишь некоторые выращиваются в домашних условиях. Популярно и как лекарственное, и как декоративное.
Инструкция по уходу
Растение неприхотливо к условиям содержания и легко переносит недостаток влаги. Летом нужно поливать алоэ 1 раз в неделю теплой водой. Желательно, чтобы температура воды была градусов на 5 выше температуры воздуха в помещении, т.е. 27-30 °С.
В осенне-зимний период можно вообще забыть об уходе за алоэ. Ему, как и всем суккулентам, вполне достаточно полива 1 раз в месяц теплой водой.В опрыскивании листьев алоэ и дополнительном увлажнении воздуха алоэ не нуждается, кроме того попадание воды на листья во время полива является нежелательным для растения.
|
|
3.Растения, увлажняющие воздух
|
Спатифиллум
Спатифиллум является многолетним травянистым растением, относящимся к семейству ароидных. Родина — Колумбия.
У спатифиллума длинные (до 15 см), продолговатоланцетные, волнистые по краям, темно-зеленые листья, которые растут на достаточно длинных черешках.
В период цветения выбрасывает тонкий, изящный, цилиндрической формы початок белого цвета, окруженный длинным белым или светло-зеленым покрывалом.
Инструкция по уходу.
Лучше всего размещать спатифиллум в теплом, тенистом месте.
На протяжении всего года спатифиллум требует редких, но обильных поливов. Почва должна высыхать между поливами. В теплое время года растение необходимо регулярно опрыскивать водой комнатной температуры
|
|
Аспидистра
Аспидистра является представителем семейства лилейных. В естественных условиях произрастает в тропиках и субтропиках Восточной Азии.
Это вечнозеленое декоративно-лиственное растение с толстым корневищем и ползучим стеблем. Темно-зеленые листья ланцетной формы могут вырастать на 80 см в длину и на 20 см в ширину.
Инструкция по уходу.
Она хорошо развивается как в теплых, так и в прохладных помещениях.
Полив летом должен быть умеренный, зимой — редкий, по мере высыхания почвы. Нельзя допускать застоя воды.
При сухом воздухе необходимо регулярное опрыскивание.
Для того чтобы растение хорошо выглядело, рекомендуется протирать листья влажной мягкой тряпочкой или губкой.
|
|
Традисканция
Традесканция является одним из представителей семейства коммелиновых. Родина — тропическая и Северная Америка. Это широко распространенное многолетнее травянистое растение с прямыми или поникающими стеблями. Цветки мелкие, с тремя лепестками. Окраска цветов может быть самой различной — от белой до синей и сиреневой.
Инструкция по уходу.
Традесканция — растение неприхотливое, прекрасно растет и в светлом, и в полутемном помещении. Однако не следует забывать о том, что при недостаточном освещении у некоторых видов изменяется окраска листьев. Поливать растение следует регулярно, летом — обильно, зимой — умеренно, так как недостаток влаги традесканция переносит гораздо лучше, чем избыток.
|
|
Памятка по уходу за комнатными растениями в «Зелёном уголке»
Полив
Вода для полива должна быть комнатной температуры, отстоявшейся в открытой посуде
В пасмурный и холодный день полив незначительный, в жаркую, сухую погоду – обильный
Луковичные растения поливают в поддон
При поливке носик лейки должен касаться края горшочка
Опрыскивание
Опрыскивание поддерживает водный режим растений
Тропические и другие растения с плотными кожистыми листьями весной и летом ежедневно опрыскивают водой комнатной температуры
Для опрыскивания используют пульверизатор или небольшую лейку с мелким ситечком
Растения в волосками на листьях опрыскивать НЕЛЬЗЯ , с них следует снимать пыль мягкой кисточкой
Мытье
Один раз в неделю растения нужно мыть
Обмывают растения под душем или из лейки с ситечком, поставив горшок в таз, обязательно закрыть клеенкой землю, чтобы землю не размыло
Растения с опушенными листьями мыть НЕЛЬЗЯ , их очищают от пыли мягкой кисточкой
Цветочные горшки моют 3-4 раза в год с мылом при помощи жесткой щетки
Рыхление
Рыхление – это сухой полив
Производят его на следующий день после полива
Рыхлить землю нужно деревянной палочкой не глубже 1-1,5 см, около стенок горшка, чтобы не повредить корни
Пересадка
Лучшее время для пересадки большинства растений — весна, с марта по май
Земляной ком, вынутый из горшка, осторожно разрыхляют заостренным колышком, удаляя часть земли, затем ком освобождают от мелких мочковатых переплетенных корней, срезая их и весь «войлок» мелких корней острым ножом
Подготовленный таким образом к пересадке ком опускают в новый горшок, при этом смотрят, чтобы корневая система была на 1—2 см ниже верхнего края горшка
Растение должно располагаться в центре горшка
Перевалка
Производится тогда, когда растению становится тесно в горшке
При этом земляной ком не разрушается
Свежую землю насыпают небольшим слоем на дно горшка и добавляют между стенкой и земляным комом, и сверху
Подкормка
Используют минеральные удобрения (готовые смеси)
Подкармливать лучше всего в период роста растения (после пересадки или укоренения)
Подкормку используют 2-3 раза в месяц
Обрезка
Суть этой операции в удалении ростков и веток
Необходима для сохранения силуэта растения, стимуляции роста, придания ему формы, для его омоложения или просто в санитарных целях, для удаления засохших или поврежденных органов
Обрезка должна сопровождаться тщательным уходом: более обильным поливом, подкормкой, хорошим освещением и достаточно высокой температурой
Борьба с вредителями
Мелкое насекомое зеленого, черного или бурого цвета. Пораженное растение обливают мыльной водой с керосином. Обрабатывают несколько раз через каждые 7-10 дней. Затем обмывают чистой водой.
Мелкое насекомое, покрытое воскообразным щитком. Вредителей снимают щеткой, обмывают растение мыльной водой несколько раз
Опасный вредитель. Тело самки покрыто восковыми выделениями в виде нитей. Растение, пораженное червецом, кажется покрытым белым пухом. Удаляют вредителей кистью или кусочком ваты. Затем промыть мыльной водой.
Настолько мал, что еле заметен глазу. Поселяется на нижней стороне листа, которую закрывает тонкой белой паутинкой.Пораженные места опрыскивают керасино-мыльной водой.
Мелкое крылатое темно-бурое насекомое. Поселяется на нижней стороне листа.
Пораженное растение обмывают мыльной водой, затем чистой, и так повторяют несколько раз
Крошечные клещи. Когда их много, выглядят как слой пыли на нижней стороне листа. Поражают цикламен, бальзамин, пеларгонию, сенполию. Пораженные листья растения удаляют
|