ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«АМУРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»
МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КАФЕДРА ПРОПЕДЕВТИКИ ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
к занятиям в центре практических умений по учебной практике
«Уход за больными терапевтического профиля»
для студентов I курса лечебного факультета
Благовещенск 2013
Методические рекомендации к занятиям в центре практических умений по учебной практике «Уход за больными терапевтического профиля» для студентов I курса лечебного факультета
Утверждено на заседании кафедры пропедевтики внутренних болезней, протокол № 9 от «08» мая 2013 г.
Учебное пособие утверждено на заседании Цикловой методической комиссии АГМА №2 от «23» мая 2013 г.
Оглавление
Занятие 1 4
Содержание занятия 5
Контроль результатов усвоения студентами практических навыков 7
Реализация занятия 7
Занятие 2 9
Контроль результатов усвоения практических навыков 14
Реализация занятия 14
Занятие 1
Тема занятия: Общие вопросы ухода за больными
Цель занятия: Ознакомить студентов с формами личной гигиены больного с помощью продвинутого манекена (женского и мужского) для сестринского ухода. Научить студентов методике и технике измерения температуры тела, правилам ухода за лихорадящими больными. Ознакомить с методикой и техникой выполнения основных физиотерапевтических процедур.
Мотивационная характеристика темы: изучение общих вопросов ухода за больными на продвинутом манекене (женского и мужского) для сестринского ухода является необходимым для приобретения практических навыков ухода за больными терапевтического профиля с различными заболеваниями внутренних органов.
Место проведения занятия: центр практических умений
К занятию студенты должны знать:
1. Основные требования к личной гигиене больного: уход за полостью рта, ушами, глазами, носом.
2. Особенности ухода за тяжелобольными: смена нательного и постельного белья, подмывание больных, постановка очистительной клизмы.
4. Правила ухода за кожей, профилактика пролежней.
6. Особенности ухода за волосами.
7. Методику кормления тяжелобольных.
8. Принципы назначения искусственного питания.
8. Способы измерения температуры тела, обработку и хранение термометров. Определение лихорадки.
9. Особенности ухода за лихорадящими больными.
7. Механизм действия, методика и техника выполнения основных физиотерапевтических процедур.
К занятию студенты должны уметь:
1. Обработать полость рта у тяжелобольных.
2. Обработать и закапывать в уши.
3. Обработать и закапать в нос.
4. Обработать и закапать глаза.
5. Протирать кожу больным спиртовым раствором, камфорным спиртом.
6. Подмыть больного.
7. Подкладывание резинового круга.
8. Наложить мазевую повязку при появлении пролежней.
9. Сменить постельное и нательное белье у тяжелобольных.
10. Подать судно.
11. Правильно кормить больных, находящихся на постельном режиме.
12. Осуществлять искусственное питание у тяжелобольных.
13.Провести термометрию. Обработку и хранение термометров.
14. Осуществлять уход за лихорадящими больными.
15. Самостоятельно провести постановку пузыря со льдом, компрессов, грелки.
Студент должен владеть:
Навыками ухода за больными с учетом характера и тяжести заболевания.
Методикой кормления тяжелобольных.
Методикой проведения термометрии.
Методикой и техникой выполнения основных физиотерапевтических процедур.
Содержание занятия
В начале занятия преподаватель сообщает студентам тему, дает мотивационную характеристику темы, объясняет цель занятия. Затем в центре практических умений преподаватель показывает основные методы личной гигиены на манекенах: умывание, уход за полостью рта, ушами, глазами, носом, уход за волосами. Демонстрирует особенности ухода за тяжелобольными: профилактика пролежней, обработка и протирание кожи одним из дезинфицирующих растворов, смена нательного и постельного белья, подкладывание резинового круга, судна, мочеприемника. Подмывание, спринцевание, постановку очистительной клизмы. Кормление через назогастральный зонд. Способы измерения температуры тела. Особенности ухода за лихорадящими больными. Показывает методику постановки пузыря со льдом, компрессов, грелки.
Бедфордский женский манекен для обучения медсестринским навыкам (инструкция прилагается) имеет комплектацию, которая позволяет отрабатывать следующие практические навыки по общему уходу за больными терапевтического профиля:
Размещение в кровати.
Уход за пациентом.
Наложение повязки (компресса) – сухой или влажной.
Умывание.
Укладывание пациента в постель.
Умение обращаться с пациентом.
Клизмы.
Кормление через назогастральный зонд.
Мытье.
Промывание желудка.
Катетеризация уретры.
Особенности:
Натуральный размер: высота более 164 см, вес не менее 10 кг.
Манекен имеет:
Уши для гигиены ушей
Рот и нос для ухода за пациентом
Мягкую пальпируемую кожу, которую можно мыть
Брюшную крышку для доступа к разъемам рук и ног
Влагалище для спринцевания влагалища
Моющиеся нейлоновые волосы
Глаза для умывания и введения глазных капель
Прямую кишку для клизмы
Части, позволяющие производить полный спектр движений в конечностях, шее, плече, локте, запястье, бедре, колене и голеностопном суставе
Мягкие ступни с отдельными гибкими (эластичными) пальцами для ухода за ногами и умывания
Талию с сочленением, придающим большую гибкость
В комплекте имеется доступ к базе не менее 100 клинических умений и навыков видеоматериалов в рамках доступа к электронной библиотечной системе «Консультант студента».
Бедфордский манекен (мужской) для обучения медсестринским навыкам (инструкция прилагается) имеет комплектацию, которая позволяет отрабатывать следующие практические навыки по общему уходу за больными терапевтического профиля:
Размещение в кровати.
Уход за пациентом.
Наложение повязки (компресса) – сухой или влажной.
Умывание.
Укладывание пациента в постель.
Умение обращаться с пациентом.
Клизмы.
Кормление через назогастральный зонд.
Мытье.
Промывание желудка.
Катетеризация уретры.
Особенности:
Натуральный размер: высота более 164 см, вес не менее 10 кг.
Манекен имеет:
Уши для гигиены ушей
Рот и нос для ухода за пациентом
Мягкую пальпируемую кожу, которую можно мыть
Брюшную крышку для доступа к разъемам рук и ног
Моющиеся нейлоновые волосы
Глаза для умывания и введения глазных капель
Прямую кишку для клизмы
Части, позволяющие производить полный спектр движений в конечностях, шее, плече, локте, запястье, бедре, колене и голеностопном суставе
Мягкие ступни с отдельными гибкими (эластичными) пальцами для ухода за ногами и умывания
Талию с сочленением, придающим большую гибкость
В комплекте имеется доступ к базе не менее 100 клинических умений и навыков видеоматериалов в рамках доступа к электронной библиотечной системе «Консультант студента»
В комплекты включены сменные мужские и женские гениталии, желудочный зонд 16F, катетер Фолея 18F, ректальная трубка 26F и инструкция по эксплуатации.
Под контролем преподавателя студенты проводят на женском и мужском манекенах для сестринского ухода манипуляции по личной гигиене больного: умывание, уход за полостью рта, ушами, глазами, носом. Уход за кожей и профилактику пролежней. Уход за волосами. Осуществляют смену нательного и постельного белья, подкладывание резинового круга, судна, мочеприемника. Подмывание, спринцевание, постановку очистительной клизмы. Измеряют температуру тела. Проводят кормление через назогастральный зонд. Постановку пузыря со льдом, компрессов, грелки.
В процессе самостоятельной работы студенты закапывают капли в уши, глаза, нос, обрабатывают полость рта, проводят смену нательного и постельного белья. Осуществляют уход за волосами. Проводят необходимые манипуляции для профилактики пролежней, учатся правильно подкладывать резиновый круг, судно, мочеприемник. На манекене проводят подмывание, спринцевание, постановку очистительной клизмы. Осуществляют кормление через назогастральный зонд. Измеряют температуру тела. Проводят постановку пузыря со льдом, компрессов, грелки.
В заключении преподаватель дает оценку уровня освоения практических навыков на продвинутом женском и мужском манекенах для сестринского ухода каждым студентом и группы в целом. Оглашает оценки и задание на следующее занятие.
Контроль результатов усвоения студентами практических навыков
Преподаватель оценивает качество сформированных знаний и умений путем демонстрации на манекенах практических навыков по общему уходу за больными терапевтического профиля.
Реализация занятия
Практическое занятие реализуется путем приобретения практических навыков по уходу за больными терапевтического профиля на Бедфордских манекенах (женском и мужском) для обучения медсестринским навыкам.
Перечень практических навыков, полученных студентами на Бедфордских манекенах (женском и мужском):
Смена постельного и нательного белья.
Обработка полости рта.
Уход за волосами, ушами, глазами.
Уход за кожей.
Смена нательного и постельного белья
Профилактика пролежней.
Подкладывание резинового круга.
Подмывание, спринцевание.
Подача судна, мочеприемника.
Постановка очистительной клизмы.
Кормление через назогастральный зонд.
Измерение температуры тела. Особенности ухода за лихорадящими больными.
Методика постановки пузыря со льдом, компрессов, грелки.
Рекомендуемая литература
Ослопов В.Н. Общий уход за больными в терапевтической клинике. – М. «ГЭОТАР-медиа», 2006.
Общий уход за терапевтическими больными: Учебное пособие для студентов /сост. А.Н. Калягин. Под ред. Ю.А. Гарляева. - М.: ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава», 2006.
Основы сестринского дела: Практикум /Т.П. Обуховец. – изд. 10-ое, стер. – Ростов н/Д.: Феникс, 2010.
Занятие 2
Тема занятия: Общие вопросы ухода за больными с заболеваниями органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, органов желудочно-кишечного тракта, мочевыделительной системы. Основы реанимации.
Цель занятия: ознакомиться с особенностями и правилами ухода за больными с заболеваниями органов дыхания, с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения. Овладение основными техническими приемами ухода за больными с нарушениями функции почек и мочевыводящих путей. Изучить приемы реанимации.
Мотивационная характеристика темы: отработка практических навыков по уходу за больными с заболеваниями органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, органов желудочно-кишечного тракта, мочевыделительной системы, навыков сердечно-легочной реанимации на манекенах является обязательным разделом и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку студентов.
Место проведения занятия: центр практических умений
К занятию студенты должны знать:
1. Типы дыхания. Частота дыхания.
2. Понятие об одышке, кашле, мокроте. Нарушение ритма дыхания.
3.Отличительные признаки кровохарканья и лёгочного кровотечения.
4. Пульс и его свойства.
5. Понятие об артериальном давлении.
6. Основные клинические симптомы при заболеваниях желудочно-кишечного тракта: нарушение аппетита, икота, изжога, отрыжка, тошнота, рвота, боли в брюшной полости.
7. Правила ухода за больными при рвоте.
8. Основные клинические симптомы при заболеваниях почек и мочевыводящих путей: боли, расстройство мочеиспускания.
9. Изменения количества и качества выделяемой мочи.
10. Приемы реанимации.
К занятию студенты должны уметь:
1. Правильно оказывать неотложную доврачебную помощь при различных клинических состояниях у больных с заболеваниями органов дыхания: одышке, удушье, кашле, болях в грудной клетке, кровохарканье, легочном кровотечении.
2.Определить пульс и его свойства на лучевой и сонной артериях.
3. Измерить артериальное давление.
4. Провести осмотр полости рта и взять мазок из зева.
5. Провести зондирование желудка с целью промывания.
6. Применять газоотводную трубку.
7. Осуществить постановку клизм.
8.Провести катетеризацию мочевого пузыря у мужчин.
9. Провести катетеризацию мочевого пузыря у женщин.
10. Провести приемы сердечно-легочной реанимации.
Студент должен владеть:
Навыками оказания неотложной доврачебной помощи при кашле, болях в грудной клетке, одышке, приступе бронхиальной астмы, лёгочном кровотечении.
Методикой определения пульса и его свойств.
Правилами измерения АД.
Методикой зондирования желудка.
Постановкой газоотводной трубки, очистительных клизм.
Методикой катетеризации мочевого пузыря.
Приемами сердечно-легочной реанимации.
Содержание занятия
В начале занятия преподаватель сообщает студентам тему, дает мотивационную характеристику темы, объясняет цель занятия. Затем в центре практических умений преподаватель показывает методику оказания неотложной доврачебной помощи при различных клинических состояниях у больных с заболеваниями органов дыхания: одышке, удушье, кашле, болях в грудной клетке, кровохарканье, легочном кровотечении. Показывает методику определения пульса и его свойств на лучевой и сонной артериях, измерения артериального давления. Проводит осмотр полости рта и взятие мазка из зева. Демонстрирует методику промывания желудка, введение газоотводной трубки, постановку клизм. Показывает технику катетеризации мочевого пузыря у мужчин и женщин. Основные приемы сердечно-легочной реанимации: искусственное дыхании по методу «изо рта в рот», закрытый (непрямой) массаж сердца.
Бедфордский женский манекен для обучения медсестринским навыкам (инструкция прилагается) имеет комплектацию, которая позволяет отрабатывать следующие практические навыки по общему уходу за больными терапевтического профиля:
1. Размещение в кровати.
Уход за пациентом.
Наложение повязки – сухой или влажной.
Умывание.
Укладывание пациента в постель.
Умение обращаться с пациентом.
Клизмы.
Кормление через назогастральный зонд.
Мытье.
Промывание желудка.
Катетеризация уретры.
Особенности:
Натуральный размер: высота более 164 см, вес не менее 10 кг.
Манекен имеет:
Уши для гигиены ушей
Рот и нос для ухода за пациентом
Мягкую пальпируемую кожу, которую можно мыть
Брюшную крышку для доступа к разъемам рук и ног
Влагалище для спринцевания влагалища
Моющиеся нейлоновые волосы
Глаза для умывания и введения глазных капель
Прямую кишку для клизмы
Части, позволяющие производить полный спектр движений в конечностях, шее, плече, локте, запястье, бедре, колене и голеностопном суставе
Мягкие ступни с отдельными гибкими (эластичными) пальцами для ухода за ногами и умывания
Талию с сочленением, придающим большую гибкость
В комплекте имеется доступ к базе не менее 100 клинических умений и навыков видеоматериалов в рамках доступа к электронной библиотечной системе «Консультант студента»
Бедфордский женский манекен для обучения медсестринским навыкам (инструкция прилагается) имеет комплектацию, которая позволяет отрабатывать следующие практические навыки по общему уходу за больными терапевтического профиля:
Размещение в кровати.
Уход за пациентом.
Наложение повязки – сухой или влажной.
Умывание.
Укладывание пациента в постель.
Умение обращаться с пациентом.
Клизмы.
Кормление через назогастральный зонд.
Мытье.
Промывание желудка.
Катетеризация уретры.
Особенности:
Натуральный размер: высота более 164 см, вес не менее 10 кг.
Манекен имеет:
Уши для гигиены ушей.
Рот и нос для ухода за пациентом
Мягкую пальпируемую кожу, которую можно мыть
Брюшную крышку для доступа к разъемам рук и ног
Моющиеся нейлоновые волосы
Глаза для умывания и введения глазных капель
Прямую кишку для клизмы
Части, позволяющие производить полный спектр движений в конечностях, шее, плече, локте, запястье, бедре, колене и голеностопном суставе
Мягкие ступни с отдельными гибкими (эластичными) пальцами для ухода за ногами и умывания
Талию с сочленением, придающим большую гибкость
В комплекте имеется доступ к базе не менее 100 клинических умений и навыков видеоматериалов в рамках доступа к электронной библиотечной системе «Консультант студента»
Профессиональный медицинский манекен-тренажер (Laerdal), имитирующий взрослого человека, для отработки приемов расширенной сердечно-легочной реанимации (инструкция прилагается)
Манекен имитирует полное тело человека (мужчины). Предназначен для обучения навыкам расширенной сердечно-легочной реанимации (СЛР) при работе в команде. Манекен имеет реалистичные размеры и строение тела, внешнее сходство с человеком. Материал, из которого сделан манекен, напоминает кожу человека. Аналогичная человеку эластичность и податливость структур при проведении приемов СЛР. Подвижность головы (сгибание, разгибание, поворот на 90º в обе стороны).
Манекен имеет комплектацию, которая позволяет отрабатывать следующие практические навыки по общему уходу за больными терапевтического профиля:
Возможность обучения закрытому массажу сердца.
Возможность проводить пальпацию пульса на обеих сонных, плечевых и лучевых артериях, измерять АД на одной руке.
Манекен, имитирующий взрослого полнотелого человека, для отработки навыков сердечно-легочной реанимации - оживленная Анна (инструкция прилагается)
Современный манекен для реанимации оживленная Анна (Resusci Anne) сохраняет классические функциональные характеристики, благодаря которым оригинальный манекен Resusci Anne ассоциируется с обучением сердечно-легочной реанимации (СЛР). Каждая модель манекена для реанимации Resusci Anne отображает взрослого человека среднего физического развития и создана для реалистичного обучения технике первичной реанимации в соответствии с международными рекомендациями.
Характеристики манекена:
Естественная обструкция дыхательных путей.
Подвижная нижняя челюсть.
Аналогичная человеку податливость и эластичность структур при искусственном дыхании и закрытом массаже сердца (ЗМС).
Подъем грудной клетки при искусственном вдохе.
Реалистичные опорные точки для определения места компрессии при ЗМС.
Пульсация на сонной артерии, вызывается вручную.
Пульсация на сонной артерии, автоматическая (только у манекена CRP-D).
Контроль выполнения раздувания легких и закрытого массажа сердца (блок контроля навыков Skillguide или блок контроля и регистрации SkillReporter).
Обратная связь в соответствии с рекомендациями AHA (Американской ассоциации сердца) или ERC (Европейского совета по реанимации).
Функция последовательности выполнения приемов при обучении (только для манекена с блоком контроля и регистрации SkillReporter).
Принтер с печатью в реальном времени и распечаткой рапорта (только для манекена с блоком контроля и регистрации SkillReporter).
Легко присоединяемые и отсоединяемые руки и ноги (модели всего тела).
Манекен для реанимации Resusci Anne предназначен также для обучения применению маски для искусственной вентиляции легких (например, карманной маски компании Laerdal) и ручного устройства для реанимации (дыхательный мешок с маской).
Под контролем преподавателя студенты проводят на манекенах манипуляции по оказанию неотложной доврачебной помощи при различных клинических состояниях у больных с заболеваниями органов дыхания: одышке, удушье, кашле, болях в грудной клетке, кровохарканье, легочном кровотечении. Участвуют в подготовке и проведении плевральной пункции. Определяют пульс и его свойства на лучевой и сонной артериях. Измеряют артериальное давление. Проводят осмотр полости рта и забор мазка из зева, промывание желудка. Осуществляют введение газоотводной трубки, постановку клизм. Проводят катетеризацию мочевого пузыря у мужчин и женщин.
Осуществляют основные приемы сердечно-легочной реанимации: искусственное дыхании по методу «изо рта в рот», закрытый (непрямой) массаж сердца.
В процессе самостоятельной работы студенты определяют пульс и его свойства на лучевой и сонной артериях. Измеряют артериальное давление, проводят осмотр полости рта, берут мазки из зева, промывают желудок. Осуществляют введение газоотводной трубки, постановку клизм. Проводят катетеризацию мочевого пузыря. Проводят искусственное дыхании по методу «изо рта в рот», закрытый (непрямой) массаж сердца.
В заключении преподаватель дает оценку уровня освоения практических навыков на манекенах для сестринского ухода каждым студентом и группы в целом. Оглашает оценки и задание на следующее занятие.
Контроль результатов усвоения практических навыков
Преподаватель оценивает качество сформированных у студента знаний и умений с помощью демонстрации студентами на манекенах практических навыков по общему уходу за больными с заболеваниями органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, органов желудочно-кишечного тракта, мочевыделительной системы, приемов сердечно-легочной реанимации.
Реализация занятия
Практическое занятие реализуется путем приобретения практических навыков по уходу за больными терапевтического профиля на Бедфордских манекенах для обучения медсестринским навыкам, профессиональном медицинском манекене-тренажере (Laerdal), имитирующем взрослого человека, для отработки приемов расширенной сердечно-легочной реанимации, манекене, имитирующем взрослого полнотелого человека, для отработки навыков сердечно-легочной реанимации (оживленная Анна).
Перечень практических навыков, полученных студентами на занятии:
Бедфордские манекены (женский и мужской) для обучения медсестринским навыкам
Оказание неотложной доврачебной помощи при одышке, приступе удушья, кровохарканье и лёгочном кровотечении.
Проведение осмотра-полости рта и взятие мазка из зева.
Промывание желудка.
Введение газоотводной трубки.
Постановка клизм.
Катетеризации мочевого пузыря у мужчин и женщин.
Профессиональный медицинский манекен-тренажер (Laerdal), имитирующий взрослого человека, для отработки приемов расширенной сердечно-легочной реанимации
Определение пульса и его свойств.
Измерение АД.
Манекен, имитирующий взрослого полнотелого человека, для отработки навыков сердечно-легочной реанимации - оживленная Анна (Resusci Anne)
Проведение искусственного дыхания по методу «изо рта в рот», закрытого (непрямого) массажа сердца.
Рекомендуемая литература
Ослопов В.Н. Общий уход за больными в терапевтической клинике. – М. «ГЭОТАР-медиа», 2006.
Общий уход за терапевтическими больными: Учебное пособие для студентов /сост. А.Н. Калягин. Под ред. Ю.А. Гарляева. - М.: ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава», 2006.
Основы сестринского дела: Практикум /Т.П. Обуховец. – изд. 10-ое, стер. – Ростов н/Д.: Феникс, 2010.
|