Скачать 0.63 Mb.
|
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация «УРАЛЬСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ» Курс лекций профессионального модуля Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта Раздел МДК 01.01.02 Электрооборудование автомобилей Укрупненная группа 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта Специальность 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта базовая подготовка 2014
Разработчик С.Ю. Кордюков преподаватель автомобильно-технических дисциплин Техническая экспертиза рабочей программы профессионального модуля пройдена. Эксперты: Методист АН ПОО «Уральский промышленно-экономический техникум» ____________________Т.Ю. Иванова Рецензент: Оглавление Введение Тема 1: Электрооборудование автомобилей 3 Тема 2: Характеристики аккумуляторных батарей 7 Тема 3: Хранение аккумуляторных батарей 9 Тема 4: Основные неисправности аккумуляторных батарей , техническое обслуживание 9 Тема 5: Генераторная установка 10 Тема 6: Устройство генераторной установки постоянного тока 11 Тема 7: Реле-регулятор 15 Тема 8: Система электропуска 17 Тема 9: Система зажигания автомобиля 21 Тема 10: Контактно-транзисторная система зажигания 27 Тема 11: Основные неисправности и ТО системы зажигания 30 Тема 12: Устройство для облегчения пуска двигателя при низких температурах 31 Тема 13: Контрольно-измерительные приборы 33 Тема 14: Приборы для контроля давления 35 Тема 15: Приборы для контроля температуры 37 Тема 16: Приборы для контроля уровня топлива в баке 38 Тема 17: Приборы для контроля зарядного режима аккумуляторной батареи 40 Тема 18: Приборы для измерения скорости движения автомобиля 43 Тема19: Приборы для контроля частоты вращения коленчатого вала двигателя. Эконометр 44 Тема 20: Приборы освещения 45 Тема 21: Основные неисправности и техническое обслуживание приборов Освещения 48 Тема 22: Основные неисправности и техническое обслуживание КИП 50 Тема 23: Проверка указателя температуры охлаждающей жидкости 51 Тема 24: Электротехнические сигналы 54 Тема 25: Защитная аппаратура 56 Литература Введение. Курс лекций по дисциплине «Автомобили» раздела «Электрооборудование автомобилей» предназначен для техников-механиков специальности 23.02.03 (Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, как заочного так и дневного отделения. Данный курс лекций поможет самостоятельно изучить все системы электрооборудования автомобилей, познакомится с назначением, устройством и принципом действия всех приборов, узлов и их взаимодействие между собой. Понять преимущества и недостатки различных систем и приборов, где и с какой целью они применяются. Кроме того данный курс позволит понять смысл электрических, физических и химических процессов протекающих внутри различных агрегатов, прибором, механизмом электрооборудования, позволит совместить данный материал с уже полученными знаниями об «Устройстве автомобилей». После изучения курса лекций студент с полученной базой знаний сможет выполнить классные и домашние контрольные работы, написать срез знаний, а также получит предпосылки к изучению одной из основных дисциплин - «Техническое обслуживание автомобилей и двигателей». Данный курс лекций написан по темам согласно примерной программе по дисциплине «Техническое обслуживание автомобилей и двигателей» Московского автомобилестроительного колледжа. Тема 1. Электрооборудование автомобиля. Электрооборудование автомобиля состоит из следующих систем:
Система электроснабжения предназначена для питания электрической энергии всех потребителей электрического тока. Всех потребителей и поддержания постоянства напряжения бортовой сети автомобиля. Система электрического снабжения включает в себя: а) аккумуляторную батарею (АКБ); б) генераторную установку соединенных параллельно с потребителями тока и между собой. Генераторная установка является основным источником тока в системе электрического снабжения автомобиля. Система электрического пуска служит для принудительного проворачивания коленчатого вала при пуске двигателя. Включает в себя: аккумуляторную батарею, электрический стартер, реле стартера (втягивающее), замок зажигания, провода Система зажигания обеспечивает на всех режимах работы двигателя своевременное воспламенение рабочей смеси электрической искрой высокого напряжения возникающей между электродами свечи согласно порядку работы цилиндров двигателя. Состоит: катушка зажигания (бабина), является источником высокого напряжения; прерыватель-распределитель зажигания (предназначен для распределения тока высокого напряжения по свечам каждого цилиндра); свечи зажигания, провода высокого напряжения. Система освещения и световой сигнализации предназначена для освещения проезжей части дороги, обозначения транспортного средства в темное время сумок и информирует других участников движения о предполагаемом маневре. Контрольно-измерительные приборы предназначены для снятия эксплуатационных показателей работы автодвигателя, а также для предоставления информации этих показателей водителю. Датчик и указывающий прибор. Дополнительное электрооборудование. К ним относятся:, звуковой сигнал, стеклоочистители, вентилятор, коммутационная аппаратура. Коммутационная аппаратура - это предохранители, провода, переключатели. Система электроснабжения. Система электроснабжения предназначена для питания электрическим током стажера при пуске двигателя и всех потребителей электрической энергии при неработающем двигателе, а также для питания всех потребителей совместно с генератором при малой частоте коленчатого вала. Аккумуляторная батарея (АКБ) является электро-химическим устройством, в котором электрическая энергия преобразуется в химическую в процессе зарядки АКБ и на оборот химическая переходит в электрическую. АКБ бывает следующих видов:
Устройство АКБ. АКБ состоит: из корпуса изготовленного в виде бака имеющего вертикальные перегородки отделяющие каждый аккумулятор, снизу корпуса имеются ребра, которые увеличивают механическую жесткость, являются накопителями осадков (свинца), который осыпается с пластин положительных и отрицательных, тем самым время до замыкания пластин увеличивается, следовательно, работоспособность АКБ увеличивается. Материал корпуса: эбонит (Э), термопласт (Т) или другая пластасса. Пластины «+» и «-» их состав отливают из сплава содержащего 94% свинца, 5-6% сурьмы, 0,1% мышьяка. Сурьма увеличивает механическую прочность пластин, коррозионную стойкость и облегчает их отливку. Между пластинами «+» «-» устанавливается сепаратор (изолятор), сепаратор делается тонким и пористым, чтобы не препятствовать циркуляции электролита и прохождению электрического тока. Материал сепаратора: мипор (Р); стекловолокно (С); мипласт (М). Маркировка АКБ 6 СТ – 55 (6 – количество аккумуляторов (банок); СТ – стартерного типа). 6 СТ - 90ЭМС (55 - емкость АКБ измер. А * ч; состоит из трех материалов: Э - материал корпуса эбонит, М - сепаратор минипласт; С - стекловолокно). 6 СТ - 75 Стартерная называется потому, что имеет свойство кратковременно отдавать силу тока 300-800А, при пуске двигателя Принцип действия АКБ
При разряде аккумулятора ток в электролите протекает от отрицательного электрода к проложительном^на Отрицательной пластинке происходит образование серно-кислого свинца §rSO4. В результате соединения губчатого свинца с кислотным осадком SO4 и из электролита. На положительной пластине под действием разрядного тока активный материал диоксид свинца РВО2 превращается также в серно-кислый свинец PBSO4, поглощая из электролита кислотный остаток SO4 и отдавая в электролит кислород О2. Кислород с положительной пластины соединяясь с водородом Н2>оставшемся в электролите в результате распада серной кислоты образуя воду Н2О. При разряде количество H2SO4 серной кислоты уменьшится плотность электролита снижается. При заряде АКБ реакция проходит в обратном порядке ток перемещается с положительной пластины к отрицательной. При заряде АКБ количество серной кислоты увеличивается, следовательно, плотность повышается. Состав электролита: Электролит состоит из серной кислоты H2SO4 и дистиллированной воды Н2О. Концентрированная серная кислота представляет собой прозрачную жидкость без цвета и запаха с плотностью 1,83 г/м3 и содержащимся в ней чистой серной кислоты 94% точка кипения кислоты - 33°С. Плотность электролита АКБ: для умеренного климата 1,27 г/см3; для холодного климата 1,30 г/см3; для жаркого климата 1,23г/см3. Приготовление электролита. Приготовление электролита происходит в две стадии: 1. концентрированную серную кислоту H2SO4K с плотностью 1,83 г/см смешиваем с водой Н2О и доводим плотность электролита до 1,40 г/см3. 2. Плотность электролита с 1,40 г/см3 (при смешивании с водой)доводим плотность до требуемой,' 1,27 г/см3. Плотность электролита измеряется специальным прибором -ариометром (денсиметром). Требования, предъявляемые к АКБ.
Контрольные вопросы для самопроверки
Тема 2. Характеристики аккумуляторных батарей. 1. Электродвижущая сила (ЭДС) АКБ - это разность электродных потенциалов измеренное при разомкнутой внешней цепи. Е = 0,84 +р Е - ЭДС (В); р - приведенная плотность электролита при температуре +15С, г/см3. ЭДС зависит от плотности электролита, чем больше плотность, тем больше напряжение.
Способы зарядки АКБ: 1. При постоянном напряжении И = const. Сила тока заряда Тз = (И – ЕАКБ)/ RАКБ Е = 0,84 Еакб = n • Е; N – количество банок Преимущество способа - очень быстрый заряд АКБ 1 - 2 часа. Недостаток -большой ток в начале заряда может приводить к короблению и осыпанию активной массы пластин. 2. При постоянном силе тока. I = const. Преимущество - небольшой зарядный ток дает стабильный заряд аккумуляторной батареи и низкую температуру электролита. Недостаток: большой период зарядки и к концу заряда резко повышается напряжение и при росте напряжения более 2,7 В выделяется водород. 3. Комбинированный метод или ускоренный заряд. Продолжительность зарядки при сроке хранения не более одного года должен колебаться 5-8 часов. Заряд АКБ ведут до тех пор пока не наступит обильное кипение, а напряжение и плотность за последние 3 часа зарядки не изменятся. Во время зарядки АКБ следят за температурой электролита^е должна превышать 45°С. При зарядке АКБ допускается выравнивание плотности электролита путем доливки дистиллированной воды или электролита. Исправность банок проверяется нагрузочной вилкой \ЛЭ-2. Снижение плотности электролита на 0,01 г/см свидетельствует о разряде АКБ или банки на 6%. Контрольные вопросы для самопроверки
Тема 3. Хранение АКБ
Контрольные вопросы для самопроверки
|
Методические указания по выполнению дипломного проекта (работы) предназначены... «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта». Дипломная работа выполняется на базе профессионального модуля пм.... |
Комплект контрольно-оценочных средств пм. 01 Техническое обслуживание... Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности спо «Техническое... |
||
Учебно-методическое пособие по выполнению Практических работ для... Работ разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности... |
Учебно-методическое пособие по выполнению Практических работ для... Адания для практических разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального... |
||
Паспорт программы профессионального модуля результаты освоения профессионального модуля Структура и примерное содержание профессионального модуля Рабочей профессии 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного... |
Основная профессиональная образовательная программа среднего профессионального образования Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта разработана на основе Федерального государственного образовательного... |
||
Рабочая программа профессионального модуля пм. 01 Техническое обслуживание... Федерального государственного образовательного стандарта по специальности (специальности) среднего профессионального образования... |
Учебно-методическое пособие по выполнению Практических работ для... Практических работ разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования... |
||
Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников... «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»,151901 «Технология машиностроения» |
Список тем на выполнение самостоятельной работы По специальности... По специальности 23. 02. 03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта |
||
Методические указания составлены согласно требованиям фгос в соответствии... |
Методические рекомендации по написанию курсового проекта по профессиональному... Курсовой проект призван закрепить и расширить теоретические знания, полученные на лекциях и практических занятиях |
||
Рабочая программа учебной дисциплины оп. 04. «Материаловедение» по... Фгос по специальности среднего профессионального образования «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» квалификация... |
Учебно-методическое пособие по выполнению Практических работ для... Задания для практических работ разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального... |
||
Учебно-методическое пособие по выполнению Практических работ для... Задания для практических работ разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального... |
Методические указания для самостоятельной практической работ по дисциплине... Пссз специальности 230203 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта». Методическое пособие разработано в соответствии... |
Поиск |