Приложение 3
Методики для диагностики
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА
ИЗУЧЕНИЯ УРОВНЯ ВОСПИТАННОСТИ УЧАЩИХСЯ
Показатели воспитанности
|
Признаки проявления воспитанности
|
ярко проявляются-5 баллов
|
проявляются-
4 балла
|
слабо проявляются- 3 балла
|
не проявляются-2 балла
|
Культура поведения (общения)
|
знание норм нравственности, этики взаимоотношений и общения;
осознание необходимости единства внутренней потребности следовать нравственным нормам и привычкам, выполнять их в повседневной жизни
мотивы поведения, определяющие действия и поступки школьников
уровень выработанных привычек культуры поведения
доброжелательность, вежливость, деликатность;
умение оценить свое поведение, принести извинения за бестактность, некорректное отношение с собеседником
умение сдерживать себя, не показывая плохое настроение, неуважительное отношение к личности по каким-либо причинам
умение выслушать, способность уважать мнение собеседника
|
Долг и ответственность
|
умение добросовестно и качественно исполнять решения коллективных органов. Правила внутреннего распорядка школы, учителей, родителей.
способность выполнять трудные, но посильные задания, как и любые другие своевременно.
Умение сочетать исполнительность с самостоятельностью и инициативой
|
Организованность
|
умение немедленно включаться в работу
способность рационально использовать рабочее время
наличие необходимых учебных принадлежностей для данного урока
пунктуальность, собранность, умение владеть своим вниманием
умение планировать свой день, основные дела на неделю, месяц
способность выделить главное в своей деятельности и жизни, ставить цели и достигать их
стремление ежедневно реализовывать не только свои цели, но и сочетать их с выполнением целей коллектива
осознание обязанностей, отраженных в Уставе школы
умение сознательно выполнять правила и требования
|
Трудолюбие
|
добросовестное отношение к выполнению общественно-полезного труда, всякого рода поручений и просьб
помощь окружающим по личной инициативе
|
Интерес к знаниям
|
осознанная потребность в знаниях
добросовестное отношение к учебным обязанностям
повышение культуры умственного труда в процессе самообразования
помощь школьникам по личной инициативе
|
Общественная активность
|
оперативное включение по принятию решений в вопросах организации школьной жизни, формирования коллектива
проявление на выдумки, изобретательности и творческой активности в разноплановых делах школьного и классного коллективов
активное участие в общественной жизни класса и школы, а также за пределами школьной жизни
|
Честность
|
верен своему слову
правдив со всеми
добровольно признается в своих поступках
|
Скромность
|
прост и скромен
одобряет эти качества у других
|
Отзывчивость
|
добрый, заботливый
охотно помогает другим
побуждает на добрые дела товарищей
|
Обработка результатов:
признаки проявления воспитанности оцениваются по пятибалльной системе. Оценки заносятся в таблицу. Далее считается средний арифметический балл (сумма баллов разделить на 9).
Если среднеарифметический балл
от 4,5 до 5 – высокий уровень воспитанности
от 3,9 до 4,4 – достаточный уровень воспитанности
от 2,9 до 3,8 - средний уровень воспитанности
от 2,8 и ниже –низкий уровень воспитанности
По шкале уровень воспитанности оценивается в процентном соотношении, что позволяет видеть динамику развития учащихся
Методика «Лесенка»
Цель: выявление уровня развития самооценки.
Оцениваемые УУД: личностные УУД, самоопределение.
Возраст: 1- 4 класс.
Форма (ситуация оценивания ): фронтальный письменный опрос.
Учащимся предлагается следующая инструкция:
Ребята, нарисуйте на листе бумаги лестницу из 10 ступенек (психолог показывает на доске).
На самой нижней ступеньке стоят самые плохие ученики, на второй ступеньке чуть- чуть получше, на третьей – еще чуть- чуть получше и т.д., а вот на верхней ступеньке стоят саамы лучшие ученики. Оцените сами себя, на какую ступеньку вы сами себя поставите? А на какую ступеньку поставит вас ваша учительница? А на какую ступеньку поставит вас ваша мама, а папа?
Критерии оценивания : 1-3 ступени – низкая самооценка;
4-7 ступени – адекватная самооценка;
8-10 ступени – завышенная самооценка.
Методика «Что такое хорошо и что такое плохо»
Цель: выявить нравственные представления учеников.
Оцениваемые УУД: выделение морального содержания действий и ситуаций.
Возраст: младшие школьники
Форма (ситуация оценивания ) – фронтальное анкетирование
Инструкция: опираясь на свой опыт, ответьте на вопросы:
1.Тебе нравится, когда тебя уважают твои одноклассники?
А Нравится
Б Не очень нравится
В Не нравится
2. Что будешь делать если увидишь, что твой друг намусорил(а) на улице, набросал(а) на землю фантики от конфет?
А Сделаю замечание и помогу убрать
Б Сделаю замечание и подожду пока он все уберет
В Расскажу учителю и пусть он заставит его убирать
3. Ты взял(а) у друга (подруги) книгу и порвал(а) ее, как ты поступишь?
А Отремонтирую книгу или попрошу своих родителей купить новую
Б Не знаю
В Тихонько отдам, чтобы не заметили
4.Ты поступишь, если в школьной столовой во время еды разлил(а) суп и накрошил(а) на столе.
А Извинюсь и уберу за собой
Б Не знаю
В Ничего делать не буду, есть же уборщица
5. Часто ты приходишь в школу в грязной одежде?
А Нет
Б Иногда
В Да
Как ты поступишь если твой друг или подруга испортил(а) вещь учителя и спрятал(а) ее?
А Помогу другу извиниться перед учителем и признаться в поступке
Б Скажу другу, что надо извиниться перед учителем и признаться в поступке, но пусть извиняется сам
В Сделаю вид, что не заметил
7.Часто ли ты уступаешь место в автобусе пожилому человеку или женщине?
А Часто
Б Иногда
В Почти никогда
8.Часто ли ты предлагаешь друзьям (подругам) помощь в уборке класса?
А Часто
Б Иногда
В Почти никогда
Обработка данных:
За первый ответ (А) – 2 балла,
За второй ответ (Б) – 1 балл,
За третий ответ (В) – 0 баллов
Интерпретация:
Высокий уровень (12-16 баллов): такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением ориентация на интересы и потребности других людей, направленность их личности – на себя или на потребности других. Часто наблюдается отказ от собственных интересов в пользу интересов других, нуждающихся в помощи. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. Стремятся совершать нравственные поступки и побуждают других. Пытаются принимать решения согласно нравственных норм.
Средний уровень (6-11 баллов): такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе , однако они чаще всего стремятся к реализации собственных интересов с учетом интересов других. Для них характерно стремление к межличностной конформности и сохранению хороших отношений. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени. Пытаются совершать поступки на основе нравственных норм, знают нравственные качества школьников.
Низкий уровень (0-5 баллов):
школьники посещают школу неохотно, стремятся к реализации собственных интересов без учета интересов других, предпочитают уходить от ответственности, нравственные нормы усваивают с трудом и отсутствует желание следовать им испытывают проблемы в общении с одноклассниками, взаимоотношениях с учителем.
Диагностика нравственной воспитанности в конце 4 класса
Методика № 1. Диагностика нравственной самооценки
Инструкция. Педагог обращается к воспитанникам со следующими словами: «Сейчас я прочитаю вам 10 высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ним согласны (насколько оно про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ответ в 4 балла; если вы больше согласны, чем не согласны - оцените ответ в 3 балла; если вы немножко согласны - оцените ответ в 2 балла; если вы совсем не согласны - оцените ответ в 1 балл. Напротив номера вопроса поставьте тот балл, на который вы оценили прочитанное мной высказывание».
Вопросы:
1
|
Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми
|
4
|
3
|
2
|
|
2
|
Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду
|
4
|
3
|
2
|
|
3
|
Я считаю, что можно быть несдержанным с некоторыми взрослыми
|
4
|
3
|
2
|
|
4
|
Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку
|
4
|
3
|
2
|
|
5
|
Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей
|
4
|
3
|
2
|
|
6
|
Я думаю, что можно выругаться на несправедливое замечание в мой адрес
|
4
|
3
|
2
|
|
7
|
Если кого – то в классе дразнят, то я его тоже дразню
|
4
|
3
|
2
|
|
8
|
Мне приятно доставлять людям радость
|
4
|
3
|
2
|
|
9
|
Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки
|
4
|
3
|
2
|
|
10
|
Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы
|
4
|
3
|
2
|
|
Обработка результатов:
Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом:
Ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 единица, в 3 балла - 2 единицы, в 2 балла - 3 единицы, в 1 балл - 4 единицы.
В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с баллом. Например, 4 балла - это 4 единицы, 3 балла - 3 единицы и т. д.
Интерпретация результатов:
От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки.
От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки.
От 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне ниже
среднего.
От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки.
Методика № 2. Диагностика этики поведения
Инструкция. Педагог объявляет детям: «Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую часть предложений не надо».
Тексты:
1. Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я ...
2. Если кто-то надо мной смеется, то я ...
3. Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я ...
4. Когда меня постоянно перебивают, то я ...
5. Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я ...
Интерпретация:
Первый вопрос. Отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь, сочувствие.
Второй вопрос. Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического подавления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации; высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии.
Третий вопрос. Отрицательный результат: давление, агрессия, хитрость. Положительный результат: самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция.
Четвертый вопрос. Отрицательный результат: отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление. Положительный результат: высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и
грубости.
Пятый вопрос. Отрицательный результат: грубость, агрессия, нетактичность. Положительный результат: тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания.
|