Приложение к приказу Министерства
жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РС(Я)
от «____» ______________ 2017 года № _________
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРОГРАММА
АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «ВОДОКАНАЛ»
НА 2018 – 2023 ГОДЫ
Содержание Инвестиционной программы
Паспорт Инвестиционной программы
Цели и задачи Инвестиционной программы
РАЗДЕЛ I. Характеристика существующего состояния предприятия.
I.1. Краткий анализ существующего состояния с водоснабжением и водоотведением в г. Якутске и г.Покровске
I.2. Воздействие на окружающую среду.
I.3. Программа энергоресурсосбережения
I.4. Приборы учета потребляемых и поставляемых ресурсов
I.5. Перечень мероприятий по защите централизованных систем водоснабжения и водоотведения и их отдельных объектов от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, по предотвращению возникновения аварийных ситуаций, снижению риска и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций.
РАЗДЕЛ II. Программа инвестиционных проектов, обеспечивающая достижение целевых показателей.
II.1 Список инвестиционных проектов
II.2 План мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиям.
II.3 Расчет тарифных последствий
II.3.1 Предварительный расчет экономически обоснованных цен и тарифов на услуги систем водоснабжения и водоотведения
Тарифы на услуги системы водоснабжения АО «Водоканал»
Тарифы на услуги системы водоотведения АО «Водоканал»
II.3.2 Предварительный расчет платы за подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам водоснабжения и водоотведения
-
Порядок определения платы за подключение к централизованным системам водоснабжения и водоотведения г. Якутска, (плата за подключение) для объектов, мощностью от 0,5 до 100 м3 в сутки
Объемы подключения и предлагаемые ставки тарифа на подключение к системе централизованного водоснабжения для объектов, мощностью от 0,5 до 100 м3 в сутки
Объемы подключения и предлагаемые ставки тарифа на подключение к системе централизованного водоотведения для объектов, мощностью от 0,5 до 100 м3 в сутки
Плата за подключение к системам централизованного водоснабжения и водоотведения для объектов, мощностью до 0,5 м3 в сутки.
II.4 Отчет об исполнении инвестиционной программы
РАЗДЕЛ III. Целевые показатели деятельности АО «Водоканал»
РАЗДЕЛ IV. Объемы, сроки и источники инвестиций
РАЗДЕЛ V. Объемы, сроки и источники возмещения расходов, привлеченных для финансирования строительства Водозаборных, водоочистных сооружений и Электролизной на ВЗС
Приложения:
Инвестиционная программа на среднесрочную перспективу АО «Водоканал» на 2018-2023 годы
Инвестиционная программа АО «Водоканал на 2018 год
Отчет об исполнении инвестиционной программы 2012-2017 годы.
Расчет влияния дополнительных затрат на тарифы на услуги системы водоснабжения.
Расчет влияния дополнительных затрат на тарифы на услуги системы водоотведения.
Расчет ставки тарифов за подключение (технологическое присоединение) к системам водоснабжения.
Расчет ставки тарифов за подключение (технологическое присоединение) к системам водоотведения.
Целевые показатели развития организации
Бухгалтерская отчетность предприятия за 2016 год.
Общая часть
В целях развития инженерной инфраструктуры и жилищного строительства на территории города Якутска и Города Покровска, в соответствии с Техническим заданием на разработку Инвестиционной программы (далее – ТЗ на разработку ИП), утверждённым Распоряжением ОА «города Якутска» № 1291-р от 07.08 2017года «Об утверждении технического задания на разработку инвестиционной программы акционерного общества «Водоканал» на 2018-2023 годы», АО «Водоканал» разработало Инвестиционную программу по развитию централизованных систем водоснабжения и водоотведения города Якутска на 2018 – 2023 годы (далее – Инвестиционная программа) в соответствии с нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), в том числе:
- Градостроительным кодексом Российской Федерации;
- Федеральным законом от 07 декабря 2011 г. № 416-ФЗ
«О водоснабжении и водоотведении»;
- Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
- Правилами разработки, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. № 641;
- Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации
от 13 мая 2013 г. № 406.
- Постановлением Правительства РС (Я) от 01.07.2016 № 234 «О порядке согласования, утверждения и контроля за реализацией инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности на территории РС (Я).
1. Паспорт Инвестиционной программы
Наименование Инвестиционной программы
|
Инвестиционная программа АО «Водоканал» на 2018 – 2023 годы
|
Заказчики Инвестиционной программы
|
Администрация ГО «город Якутск», Администрация МО «город Покровск»
|
Наименование и местонахождение регулируемой организации, разработавшей Инвестиционную программу, исполнитель программы
|
АО «Водоканал»,
677001, Республика Саха (Якутия)
г. Якутск,
ул. Богдана Чижика, 19
|
Наименование и местонахождение уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской федерации, утвердившего Инвестиционную программу
|
Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Кирова, 13
|
Наименование и местонахождение органа регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, согласовавшего Инвестиционную программу
|
Государственный комитет по ценовой политике – Региональная энергетическая комиссия Республики Саха (Якутия)
г. Якутск, пр. Ленина, 28
|
Наименование и местонахождение территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор, согласовавшего Инвестиционную программу
|
Управление Роспотребнадзора по Республике Саха (Якутия)
г. Якутск, ул. Ойунского, 9
|
Срок реализации мероприятий Инвестиционной программы
|
2018 – 2023 годы (6 лет)
|
Объемы финансирования Инвестиционной Программы
|
3248,22 млн.руб., в том числе по годам:
2018 – 1029,03 млн.руб.,
2019 – 955,32 млн.руб.,
2020 – 349,67 млн.руб.,
2021 – 293,60 млн. руб.,
2022 – 303,63 млн. руб.
2023 – 316,97 млн.руб.
|
Источники финансирования Инвестиционной Программы
|
Собственные средства:
- амортизация – 1159,562 млн. руб.,
- плата за подключение – 730,96 млн.руб.,
Средства Государственного бюджета РС (Я) – 1304,70 млн. руб.,
Прочие – 53,00 млн.руб.
|
Контроль за ходом реализации Инвестиционной программы
|
Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) совместно с администрацией ГО «город Якутск», администрацией МО «город Покровск»
|
2. Цели и задачи Инвестиционной программы
-
Цели Инвестиционной программы
Основными целями реализации Инвестиционной программы АО «Водоканал» на 2018 – 2023 годы являются:
обеспечение соответствия качества питьевой воды установленным санитарным требованиям;
обеспечение необходимой мощности и пропускной способности централизованных систем водоснабжения и водоотведения для подключения к этим системам новых объектов абонентов за счёт реконструкции и строительства сетей и иных объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения;
достижение установленных целевых показателей по объему и качеству оказываемых услуг в сфере водоснабжения и водоотведения, надежности снабжения потребителей и эффективности деятельности предприятия.
-
Задачи Инвестиционной программы
Основными задачами Инвестиционной программы являются:
увеличение производственных мощностей, увеличение надежности и бесперебойной работы водозабора г. Якутска за счет строительства водозабора,
улучшение показателей качества воды за счет строительства водоочистных сооружений г. Якутска;
снижение фактических потерь воды в водопроводных сетях города с 20,1% до 18,8 % объема воды, подаваемой в эти сети (снижение на 0,25 процентных пункта ежегодно);
обеспечение 100%-ного учёта потребления воды на всех присоединениях объектов абонентов к централизованной системе водоснабжения;
не допускать роста аварийности на водопроводных сетях, держать показатель надежности и бесперебойности на уровне 0,02 аварий на 1,0 км сетей в год;
обеспечение технической возможности подключения (технологического присоединения) к централизованным системам водоснабжения и водоотведения новых объектов, расположенных в городе Якутске;
строительство (приобретение) водопроводных и канализационных сетей и сооружений для подключения объектов капитального строительства абонентов (застройщиков) от границы существующих сетей до границы земельных участков этих абонентов (застройщиков), а в случае подключения многоквартирного дома – на границе инженерно-технических сетей холодного водоснабжения и водоотведения, находящихся в данном многоквартирном доме, финансируемое за счёт взимания с этих абонентов (застройщиков) платы за подключение (технологическое присоединение) в части ставки тарифа на подключение (технологическое присоединение) за протяжённость сети.
РАЗДЕЛ I. Характеристика существующего состояния предприятия.
I.1. Краткий анализ существующего состояния с водоснабжением и водоотведением в г. Якутске и г.Покровске
I.1.1. Водоснабжение г. Якутска
Потребность города в питьевой воде составляет 90 тыс.м³/сут.
Водозабор построен в 1972 году. Первоначальная его мощность составляла 35 тыс. м³/сутки, после реконструкции подрусловой части, завершившейся в 1986г., производительность достигла 60 тыс. м³/сутки.
Забор воды осуществляется водозаборными сооружениями, расположенными на р. Лена в районе Даркылах. Недостаток воды компенсируется насосами плавучей насосной станции. Затем вода распределяется водопроводными насосными станциями потребителям города Якутска.
Водозаборные сооружения имеют в своем составе подрусловый водозабор, насосную станцию 2-го подъема, хлораторную, 4 резервуара чистой воды объемом по 5000м³
В последние несколько лет вода, подаваемая для хозяйственно-питьевого водоснабжения г. Якутска в весенне-летний период (май-сентябрь), не отвечает требованием ГОСТ «Вода питьевая» по таким показателям, как:
мутность до 25 мг/л (при норме 1,5 мг/л);
цветность до 180 (при норме 20).
Такие показатели качества воды объясняются следующими факторами:
Конструктивные недостатки существующего водопровода.
Несоответствие требуемого количества воды (90 тыс.м³/сут.) проектным показателям (не более 60 тыс. м³/сут.).
Отсутствие станции очистки воды в системе водоснабжения города.
Для обеспечения дальнейшего развития города мощность водозаборных сооружений необходимо довести до 110 тыс.м³/сут и построить станцию очистки питьевой воды.
С 2003 г. ведутся работы по строительству водозабора и водоочистных сооружений в г. Якутске. В настоящее время введены в эксплуатацию следующие объекты: РЧВ: 4 х 5000м³ с камерой управления; административно-производственное здание с насосной 2-подъема; кабельная линия 6 кВт.; технологические трубопроводы; дополнительная станция обеззараживания воды Ультрафиолетом.
Однако из-за недостаточного объема финансирования срок реализации проекта был отложен в части строительства водозаборного ковша, насосной станции 1-го подъема и водоочистной станции, а также реконструкции хлораторной.
В ходе реализации мероприятий по строительству водозабора и водоочистных сооружений появилась проблема, которую необходимо решить в 2018 году. Для обеззараживания воды по технологии очистки требуется хлораторная станция. Согласно политике банка, ЕБРР не финансирует строительство опасных объектов, в состав которых также входят системы, применяющие хлор.
Вместе с тем генеральному подрядчику по Программе реконструкции объектов водоподготовки ГО «город Якутск» (строительству водозабора и водоочистных сооружений) в целях прохождения государственной экспертизы в январе-феврале 2016 года в составе основного проекта предоставлена проектно-сметная документация по использованию в технологии производства гипохлорита натрия. Экспертиза основного проекта пройдена.
АО «Водоканал» эксплуатирует водопроводные насосные станции – 8 ед. (водоузлы - 2, 3, 4, 6, п. Геолог, п. Борисовка, п. Птицефабрика, 203 мкрн), резервуары чистой воды – 14 шт., количество насосов на водопроводных насосных станциях (в т.ч. водозабор и лихтер) – 46 шт.
Водоузел №5 – строительство данного объекта необходимо в связи с планируемой застройкой Заложного района и Автодорожного округа. Строительство объекта позволит увеличить объем подаваемой воды и напор в сетях водоснабжения. Без ввода водоузла №5 в эксплуатацию невозможно подключение к сетям водоснабжения вновь строящихся и реконструируемых объектов. Проект Водоузла № 5 с водолиниями прошел государственную экспертизу. Ориентировочная стоимость – 700,0 млн. рублей.
Выделение под высотную застройку территорий в южной части города (Воинская часть, ДСК, Ильинка, покровский тракт) потребует строительства нового Водоузла №7, вода на который должна прийти из Водоузлов №5 и Птицефабрики, закольцевав водоснабжение южной части города, что в свою очередь позволит строить высотные дома со вторыми вводами для целей пожаротушения.
Развитие системы централизованного водоснабжения в сторону Маганского, Намцырского и Намского требует проведения целого комплекса мероприятий – запроектировать и построить 2 повысительные водонасосные станции, магистральные водоводы Д = 300- 400 мм, протяженностью около 25 км, решить вопросы теплового сопровождения. Это позволит обеспечить централизованным водоснабжением следующие территории – Белое Озеро, Большая Марха, Малая Марха, СОТы по Намскому тракту, обеспечить надежность и безопасность водоснабжения п. Жатай. Ориентировочная стоимость строительства, по самым грубым расчетам, составит 900-1200 млн. руб., окончательная стоимость определится только после проведения проектирования.
Общая протяженность магистральных водоводов составляет 108,0 км, материал сталь и пластик, имеют возраст от 1 до 27 лет. 50,6 км сетей водоснабжения (46,4% от общей протяженности) имеют значительный процент износа и являются наиболее подверженными аварийным ситуациям.
Причиной недостаточной мощности является увеличение потребности города в воде, обусловленное общим развитием городской инфраструктуры, и ограничения в объемах поставляемой воды, связанные с износом стальных труб и высоким уровнем коррозии водоводов и отложением осадка. Количество оборудования, обслуживаемого на сетях - водопроводных колодцев и камер — 368 ед., водопроводных колонок — 46 ед., пожарных гидрантов — 228 ед., вантузов — 82 ед., задвижек — 384 ед.
Внутриквартальные водопроводные сети находятся на балансе теплоснабжающих предприятий, так как проложены совместно с тепловыми сетями в одном пучке, что обусловлено климатическими условиями. Общая протяженность внутриквартальных сетей водоснабжения составляет 251,06 км, в том числе ОАО АК «Якутскэнерго» - 130,94 км, МУП «Теплоэнергия» - 80,17 км.
I.1.2. Водоотведение г. Якутска
Охват населения г. Якутска централизованной системой канализации составляет 81,96 %. Канализационные стоки от жилых домов и прочих зданий по сетям самотечной канализации попадают на объектовые и квартальные КНС, затем перекачиваются по напорным трубопроводам на канализационные коллектора №1 и №2, по которым попадают на ГНС-1, ГНС-2, ГНС-3 (главные насосные станции). Напорными трубопроводами от ГНС-1 и ГНС-2 стоки подаются на очистные сооружения канализации (СБОС).
АО «Водоканал» эксплуатирует 87 ед. КНС, производительностью от 5 до 76 тыс.м³/сут. Количество насосов на канализационных насосных станциях – 178 шт. Большое количество перекачивающих насосных станций обусловлено плоским рельефом местности, что не позволяет решить вопрос канализования путем прокладки системы самотечных трубопроводов.
Реконструкция КНС дает возможность перейти на полную автоматизацию работы, что приводит к получению экономического эффекта. В автоматическом режиме работают (диспетчерский контроль) с высвобождением обслуживающего персонала 73 КНС.
ГНС-1 (главная насосная станция) эксплуатируется с 1999 г., производственная мощность 76 тыс.м³/сут.
ГНС-2 эксплуатируется с 1980г., производственная мощность –
40,9 тыс.м³/сут.
ГНС-3 сдана в эксплуатацию в 2007 году, производительностью
29 тыс.м³/сут для разгрузки коллектора №1.
Общая протяженность канализационных сетей составляет 169,4 км, материал сталь, пластик. Диаметры от 159 мм до 1000 мм. 62,7 км (40%) находятся в аварийном и предаварийном состоянии, требуют ремонта еще - 53,7 км (32,6%). Количество обслуживаемых канализационных колодцев и камер — 3400 шт.
Канализационный коллектор №1
Введен в эксплуатацию в 1969 г. Строился коллектор как экспериментальный, в условиях вечной мерзлоты, по проекту института «Гипрокоммунводоканал» г. Москва. Тоннель коллектора проходной, сечением в свету 2,2 х 2,0 м, длинной 3220 п.м, проложен под пр. Ленина
от ул. Каландаришвили до пл. Орджоникидзе и далее под ул. Дзержинского, ул. Ф. Попова до ГНС-1, при начальном заглублении 4,5 м и 12,5 м у насосной станции. Диаметр труб, проложенных в тоннеле, изменяется от 400 до 1000 мм и пропускает до 24 тыс.м³/сут. Закончены работы по прокладке канализационного трубопровода методом прокола Д 400 мм из пластика в металлическом футляре от пл. Орджоникидзе до ул. Ф.Попова.
Канализационный коллектор №2
Трубопровод стальной диаметром 1020 мм, протяженность 4,2 км эксплуатируется с 1998 г. Проложен вдоль городского канала, пропускная способность 72 тыс.м³/сут.
Оба коллектора перегружены, прием дополнительных сточных вод от вновь строящихся объектов невозможен. В связи со сложившимся положением возникла потребность в разработке проекта и строительстве канализационного коллектора №3 в г. Якутске
На основании проекта водоснабжения и водоотведения планировки центральной части г. Якутска, разработанного ОАО РПИИ "Якутпроект" в 2004 году, от района жилой застройки Автодорожного округа сточные воды предусматривается отводить в коллектор №3 , намеченный к прокладке от ул. Автодорожной по ул. Чернышевского, Хабарова, до ГНС №3 на пр. Ленина и далее по ул. Хабарова, Б.Чижика, П.Осипенко до ГНС-4 и вдоль озера до напорного трубопровода канализации Д=1000мм за новым хлебзаводом. Диаметр коллектора – 500 – 1000 мм, протяженность – 13,5 км.
Проектные работы выполнены, получены положительные заключения ГАУ «Управление Госэкспертизы РС (Я)» №14-1-1-3-0114-17 от 18.04.2017 и № 14-1-1-3-0115-17 от 18.04.2017 Стоимость проекта – 2037,003 млн.руб в ценах 1 квартала 2017 г.
I.1.3. Водоснабжение г. Покровска
Действующая водозаборная станция 1 подъема в г. Покровске была построена в 1961 году для нужд Покровского завода строительных материалов, в дальнейшем эта водозаборная станция была переделана под нужды водоснабжения г. Покровска. Шахта и галерея водозаборных сооружений эксплуатируется с 1978 г. и имеет значительный износ. Водоприемный оголовок и галерея постоянно засоряются донными отложениями и выходят из строя, с 1994 г. водозабор работает с нарушениями технологического режима.
На протяжении работы станции 1 подъема самыми проблемными периодами являются весна и осень, в эти периоды фиксируются частые перебои с водоснабжением. Кроме этого, в связи с падением уровня реки, вода не поступает в шахту, поэтому приходится переходить на временную схему работы (подача воды на станцию первого подъема).
Ситуация усугубляется тем, что ежегодно с весенним паводком массы оттаявших канализационных стоков сливаются в реку Лену, место стока которых находится выше на 300 метров от точки забора воды станцией 1 подъема. Вода не соответствует требованиям СанПиН по органолептическим характеристикам и химическому составу. Кроме того, в санитарной зоне расположены частные жилые дома, что тоже негативно влияет на качество воды.
Для обеспечения надежного и устойчивого водоснабжения с перспективой роста численности г. Покровска необходимо строительство скважинного водозабора на новом месте в 4,0 км от города в районе с. Ой. Место выбрано по результатам поисково-разведочных работ на подземные воды хозяйственно-питьевого назначения. Расчетный дебет скважины
2069 м3/сут. Проектно-сметная документация данного водозабора разработана ОАО «Якутагропромпроект» и утверждена приказом Министерства жилищного хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) от 12 марта 2012 г. № 91. Стоимость строительства данного водозабора в ценах 2014 года составляет 760 млн. руб.
В мае 2013 года ОАО «Водоканал» произвело работы по водолазному обследованию на водозаборных сооружениях г. Покровска. Водолазное обследование установило, что оголовок занесен песком и щебнем на 2,07 м, внутри приемного колодца – видимые повреждения бетона, галерея занесена илом на 20 м в сторону русла реки, береговой колодец забит щебнем и кирпичом, что препятствует попаданию воды в приемный колодец.
В сентябре 2013 года были проведены работы по очистке дна приемного колодца, откачаны иловые отложения из галереи, вычищен береговой колодец.
На период до строительства скважинного водозабора необходимо произвести реконструкцию существующего водозабора. Для этого выполнить проект, в котором предусмотреть 2 очереди строительства – реконструкцию подрусловой части водозабора, реконструкцию наземной части водозабора с учетом очистных сооружений.
I.2. Воздействие на окружающую среду
Соблюдение природоохранного законодательства является приоритетной задачей АО «Водоканал». Воздействие хозяйственной деятельности общества на окружающую среду осуществляется в рамках действующих проектов «Нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в реку Лена», «Нормативов предельно-допустимых выбросов вредных веществ в атмосферный воздух», «Нормативов образования отходов и лимитов на их размещение».
Забор воды для хозяйственно-питьевых и производственных нужд производится на основании Договора водопользования №14-18.03.05.002-Р-ДЗВХ-С-2014-02524/00 от 03.02.2014г., заключенного с Департаментом по водным отношениям Республики Саха (Якутия) и зарегистрированного в государственном водном реестре.
Сброс сточных вод и загрязняющих веществ осуществляется на основании Решения о предоставлении водного объекта в пользование №14-18.03.05.002-Р-РСВХ-С-2014-02500/00 от 15.01.2014г., выданного Департаментом по водным отношениям РС (Я), Разрешения на сброс веществ и микроорганизмов в водные объекты №НДС-13/16 от 20.11.2013г., выданного Управлением Росприроднадзора по РС (Я).
На предприятии имеется также Разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ), Лицензия на осуществление по транспортированию отходов IV опасности.
В 2016 года было забрано (получено) воды из реки Лена для производственных и хозяйственно-питьевых нужд в объеме 23307,556 тыс. м3., что на 4% меньше по сравнению 2015г. Водоотведение в поверхностные водные объекты составило 22011,340 тыс. м3. Снижение объемов сброса составляет 4%. В диаграмме 1 приведена динамика снижения объемов водопользования за три года.
Диаграмма 1 Динамика снижения объемов подъема воды и сброса сточных вод
Плата по договорам водопользования в 2016 году составила 3 805,15 тыс.рублей, что на 14% больше платы водопользования, оплаченной в 2015г. Увеличение размера платы связано с ростом тарифов на забор воды из водных объектов.
Объем нормативно очищенных сточных вод на очистных сооружениях составил 100 %. Основную массу сброшенных загрязняющих веществ представляет сухой остаток 46% (Диаграмма 2). По сравнению с предыдущим годом по составу сточных вод существенного изменения нет.
Диаграмма 2 Состав сбрасываемых сточных вод в водный объект
Эффективность удаления загрязняющих веществ на Станции биологической очистки стоков в 2016 году составила по ХПК – 91,8%, взвешенным веществам - 96,4% , БПК – 98,1%, по азоту аммонийному - 99%, по железу – 95,7%, по нефтепродуктам – 92,7, по фенолам и СПАВ – 92%. (Диаграммы 3).
Диаграмма 3 Показатели СБОС по эффективности удаления загрязняющих веществ
Экологические платежи за 2016 год внесены в различные бюджеты своевременно. Задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду у предприятия отсутствует.
I.3. Программа энергоресурсосбережения
Акционерное общество «Водоканал» осуществляет деятельность по реализации государственной программы Республики Саха (Якутия) «Энергоэффективная экономика на 2012-2019 годы и на период до 2020 года», утвержденной Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 12 октября 2011 года № 971. В рамках этой программы на предприятии разработаны и осуществляются следующие мероприятия:
- Энергоаудит – проведено энергетическое обследование и получен энергетический паспорт сроком на 5 лет;
- Реконструкция и модернизация энергоиспользующего оборудования – внедрены установки «Раскат» на ВУ №4 для дезинфекции воды, установлены частотные преобразователи, системы плавного пуска и воздуходувка на СБОС;
- Внедрение энергоэкономичного освещения, наружного и внутреннего – устанавливаются светодиодные энергосберегающие лампы и светильники;
- Автоматизация технологического процесса - перевод на безлюдную технологию работы КНС;
- Установка приборов учета – установлено 56 приборов на отводящих линиях водоузлов, в тепловых пунктах и котельных,
I.4. Приборы учета потребляемых и поставляемых ресурсов
Для контроля за водопотреблением большое значение имеет правильный учет воды, выполняемый при помощи средств измерений, которые должны применяться на всех стадиях подачи и реализации воды.
Наиболее острой проблемой АО «Водоканал» является наличие потерь при транспортировке холодной воды. В 2016 году потери составили 16,6%. Основной объем потерь происходит из-за утечек внутри кварталов, сверхнормативного пользования воды населением, отсутствием приборов учета у потребителей.
По факту 2016 года заключено договоров на поставку воды на 7655 объектов, из которых имеют приборы учета потребления воды 5625, что составляет 73,48%, в том числе по потребителям:
№
|
Наименование потребителей
|
Количество объектов
|
Количество объектов с приборами учета
|
% оприборен
ности
|
|
ВСЕГО
|
7655
|
5625
|
73,48
|
|
в том числе
|
|
|
|
1
|
Жилищный фонд
|
4805
|
2857
|
59,46
|
1.1.
|
Муниципальный (МКД)
|
2847
|
899
|
31,58
|
1.2.
|
Частный сектор
|
1958
|
1958
|
100
|
2
|
Бюджеты
|
604
|
604
|
100
|
2.1.
|
Местный бюджет
|
199
|
199
|
100
|
2.2.
|
Республиканский бюджет
|
213
|
213
|
100
|
2.3.
|
Федеральный бюджет
|
192
|
192
|
100
|
3
|
Сторонние потребители
|
2246
|
2164
|
96,35
|
В 2015 году на всех тепловых пунктах АК «Якутскэнерго» и котельных МУП «Теплоэнергия» установлены технологические приборы учета по транспортировке холодной воды. Имеется учет расходов воды на собственные нужды котельных и по расходу горячей воды. На всех водоузлах установлены 27 приборов учеты воды на отходящих линиях.
Оснащенность приборами учета потребляемых ресурсов составляет: электроэнергия -100%, тепловая энергия -100%, природный газ -100%.
Следующий этап – установка учета на подводящих линиях водоузлов.
I.5. Перечень мероприятий по защите централизованных систем водоснабжения и водоотведения и их отдельных объектов от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, по предотвращению возникновения аварийных ситуаций, снижению риска и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.12.2016 г. №1467 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов водоснабжения и водоотведения» с учетом степени угрозы совершения террористического акта, значимости объекта водоснабжения и водоотведения для инфраструктуры и жизнеобеспечения, возможных последствий террористического акта, объекты АО «Водоканал» г. Якутск относятся к третьей категории опасности.
В соответствии с Федеральным законом №35-ФЗ от 6 марта 2006 г «О противодействии терроризму» на предприятии во взаимодействии с Министерством внутренних дел РФ по РС (Я), Управлением ФСБ РФ по РС (Я), Главным управлением МЧС по РС(Я), прокуратурой РС(Я) осуществляется комплекс мероприятий по антитеррористической защищенности и предотвращению постороннего вмешательства в производственную деятельность:
- создана комиссия АО «Водоканал» по повышению устойчивости функционирования объектов предприятия в мирное и военное время (Приказ № 26 от 20.01.2017г.);
- в соответствии с Распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 26.07.2013г. № 803-р-ДСП о безопасности объектов критической инфраструктуры разработаны и согласованы с Управлением ФСБ России по РС(Я), Муниципальным межведомственным управлением МВД г.Якутска Паспорта антитеррористической защищенности на опасные производственные объекты предприятия.
- согласно требованиям приказа МЧС России от 04.11.2004 г. №506 «Об утверждении типового паспорта безопасности опасного объекта» разработаны и согласованы с Главным управлением МЧС по РС (Я). (09.03.2015г.) Паспорта безопасности на химически опасные объекты. Их корректировка проводится в установленные сроки.
- В соответствии с Положением о территориальной системе мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и биолого-социального характера Республики Саха (Якутия) разработано Положение и План работы Системы наблюдения лабораторного контроля химико-бактериологической лаборатории АО «Водоканал» (Приказ № 24 от 20.01.2017г.)
- утвержден План основных мероприятий предприятия по вопросам гражданской обороны, предупреждению и ликвидации ЧС на 2017г., в постоянной готовности поддерживаются силы и средства нештатных аварийно-спасательных формирований (НАСФ) (Приказ №23 от 20.01.2017г.).
- в соответствии с «Инструкцией по действию ответственных руководителей критически важных объектов и персонала службы безопасности АО «Водоканал» при угрозе и возникновении диверсионно-террористических актов» проводится обучение персонала потенциально опасных объектов, инструктаж по действиям персонала службы безопасности в случае террористического акта. (Инструкция утверждена 03.03.2015г.).
- для обеспечения оперативного реагирования и взаимодействия с городскими службами, задействованными для ликвидации аварий и ЧС, разработаны инструкции и схема взаимодействия Центральной диспетчерской службы АО «Водоканал» с Центром управления кризисных ситуаций ГУ МЧС РС (Я), ЕДДС-01. Утверждена совместная инструкция с ПАО «Якутскэнерго» по взаимодействию персонала для обеспечения надежного и бесперебойного электроснабжения объектов. На предприятии предусмотрены 11 резервных источников снабжения электроэнергией объектов водоснабжения, для бесперебойного водоснабжения г. Якутска.
Территория потенциально опасных объектов круглосуточно охраняется Службой собственной безопасности АО «Водоканал» (ССБ), которая руководствуется «Положением о службе собственной безопасности», инструкцией по пропускному режиму, должностными инструкциями, нормативными и законодательными актами. Персонал службы в количестве 90 чел. распределен на 10 постах с круглосуточным сменным режимом работы.
На охраняемых объектах установлены кнопки тревожной сигнализации с выводом на центральный пульт охраны УВД по г. Якутску. В течение года ежеквартально с составлением Акта обследования Якутским отделом вневедомственной охраны МВД по РС (Я) производится осмотр кнопок экстренного вызова полиции.
Кроме того, на критически важных объектах установлена система видеонаблюдения высокой чувствительности со слежением по периметру (Водозаборные сооружения - 16 камер, Водоузел №2 - 16 камер, водоузел №6 - 8 камер, Станция биологической очистки сточных вод -15 камер). Ограждение территорий по периметру соответствует требованиям нормативных документов.
На объектах предусмотрена телефонная и радиосвязь с выводом на центральную диспетчерскую службу предприятия. На химически опасных объектах имеется громкоговорящая связь для оповещения в случае возникновения аварийной ситуации.
Функции оповещения населения, проживающего в зоне возможного поражения, и информирования о способах защиты и действиях в сложившейся ситуации выполняет Локальная система оповещения, которая получила положительное заключение Госэкспертизы РС (Я).
На объектах предусмотрены проходные с соблюдением контрольно-пропускного режима. Въезд на потенциально опасные объекты производится через металлический шлагбаум с электроприводом. На территории управления контрольно-пропускной пункт оснащен турникетом и программно-системным комплексом «Кодос». Сторонний транспорт подвергается досмотру и пропускается только при наличии соответствующего пропуска.
Сформирован материальный резерв для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
При повышении террористической угрозы выполняются следующие мероприятия:
- проводится инструктаж персонала службы безопасности по действиям в экстренных ситуациях, служба переводится на усиленный режим работы;
- обращается особое внимание на присутствие (наличие) подозрительных предметов;
-осуществляется сбор и проверка информации, которая может способствовать предупреждению, выявлению и пресечению террористической деятельности.
На предприятии проводятся противоаварийные и антитеррористические тренировки персонала с участием МВД, УФСБ, ГУ МЧС.
В соответствии с Федеральным законом №116-ФЗ от 21.07.1997г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» АО «Водоканал» соблюдает требования промышленной безопасности к эксплуатации опасных производственных объектов и имеет в наличии:
- лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности;
- нормативные правовые акты и нормативные технические документы на ОПО.
- необходимые приборы и системы контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями;
- договора страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта;
- договор с аварийно-спасательным формированием ГБУ РС(Я) «Государственная противопожарная служба РС(Я)» и согласованные с данным органом , разработанные ПМЛЛА (План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте).
а также:
- обеспечивает укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями;
- обеспечивает проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности;
- обеспечивает проведение экспертиз промышленной безопасности зданий, а также проводит диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств.
|