Утверждаю:
Заведующий МБДОУ «Детский сад №162»
Каменская И.А.______________
«01» сентября 2017г.
Приказ от 1.09.2017г. № 1-О
Рабочая программа
Учителя-дефектолога на комбинированную подготовительную к школе группу «Теремок»
МБДОУ «Детский сад № 162»
на 2016-2017 учебный год
Учитель - дефектолог:
Козырева Н.И.
Нижний Новгород
2017 г.
Содержание программы
I. Целевой раздел программы
1.1. Пояснительная записка……………………………………………………………………3
1.2. Цель и задачи программы………………………………………………………………....4
1.3. Принципы и подходы к формированию программы…………………………………...5
1.4. Значимые характеристики детей…………………………………………………………
1.5. Ожидаемые результаты развития психических процессов детей с ЗПР 6-7 лет по итогам коррекционной работы…………………………………………………………………………9
II. Содержательный раздел программы
2.1. Формы, способы, методы и средства реализации программы………………………11
2.2. Содержание коррекционной работы…………………………………………………..13
2.3. Взаимодействие специалистов в ДОУ………………………………………………...19
2.4. Взаимодействие с родителями…………………………………………………………26
III. Организационный раздел программы
3.1. Организация жизни и воспитания детей………………………………………………28
3.2 Система мониторинга……………………………………………………………………30
3.3. Материально-техническое обеспечение программы………………………………….30
I. Целевой раздел программы
1.1 Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы разработана на основе адаптированной общеобразовательной программы МБДОУ "Детский сад №162", и предназначена для работы с детьми подготовительного дошкольного возраста с задержкой психического развития. Срок реализации данной программы - 1 года.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
Федеральный закон от 29 декабря 2012г. № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Основная образовательная программа МБДОУ «Детский сад №162»
Адаптированная образовательная программа МБДОУ «Детский сад №162» для детей с ЗПР
Программа «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» С.Г.Шевченко, Р.Д. Тригер, Г.М. Капустина, И.Н. Волкова (М., 2005)
При разработке программы учитывался контингент детей группы. Комбинированная группа для детей с задержкой психического развития и детей с общим недоразвитием речи комплектуется из дошкольников, направленных психолого-медико-педагогической комиссией.
Задержка психического развития представляет собой общую психическую незрелость, низкую познавательную активность, которая проявляется, хотя и не равномерно, но во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, памяти, внимания, мышления и эмоционально-волевой сферы детей ЗПР. Отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации. Зачастую дети не могут целостно воспринимать наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. У них беден и узок круг представлений об окружающих предметах и явлениях. Представления нередко не только схематичны, не расчленены, но даже и ошибочны, что самым отрицательным образом сказывается на содержании и результативной стороне всех видов их деятельности.
Своеобразна речь детей. Негрубое недоразвитие речи может проявляться в нарушениях звукопроизношения, бедности и недостаточной дифференцированности словаря, трудностях усвоения логико-грамматических конструкций. У значительной части детей наблюдается недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижения слухоречевой памяти. Значительно отстают в развитии лексическая, семантическая, фонетическая стороны речи.
Дети с ЗПР испытывают трудности при ориентировании во времени и пространстве. Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.
Содержание программы позволяет детям с ЗПР при выраженности состояния в дальнейшем продолжить обучение в специальной школе (классы выравнивания), при компенсированном состоянии — в первом классе для семилетних детей в массовой школе.
Формы организации коррекционной работы.
|
График организации образовательного процесса.
Сроки
|
Содержание работы
|
1-15 сентября
|
Диагностика психического развития детей. Заполнение диагностических карт, оформление документации.
|
15 сентября – 15 мая
|
Фронтальные, подгрупповые, индивидуальные формы работы с детьми по расписанию
|
15 мая – 31 мая
|
Итоговая (мониторинговая) диагностика психического развития детей. Заполнение документации.
|
|
|
|
1.2 Цель и задачи программы
Программа, согласно федеральному государственному образовательному стандарту, ставит перед собой следующие цели и задачи.
Основная цель рабочей программы – формирование у детей знаний об окружающем мире, развитие элементарных математических представлений и всестороннее развитие психических процессов.
Задачи:
Осуществление ранней диагностики, определение путей профилактики и координации психических нарушений.
Подбор, систематизация и совершенствование приемов и методов работы дефектолога в соответствии с программным содержанием.
Всестороннее развитие всех психических процессов с учетом возможностей, потребностей и интересов дошкольников.
1.3 Принципы и подходы к формированию программы
Принципы:
Принцип системности опирается на представление о психическом развитии как о сложной функциональной системе, структурной компоненты, которой находятся в тесном взаимодействии. Системность и комплексность коррекционной работы реализуются в учебном процессе благодаря системе повторения усвоенных навыков, опоры на уже имеющиеся знания и умения, что обеспечивает поступательное психическое развитие.
Принцип развития предполагает выделение в процессе коррекционной работы тех задач, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.
Принцип комплексности предполагает, что устранение психических нарушений должно носить медико-психолого-педагогический характер, т.е. опираться на взаимосвязь всех специалистов ДОУ. Программа предусматривает полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов детского учреждения и родителей дошкольников. Совместная работа учителя-дефектолога и воспитателя является залогом успеха коррекционной работы. Комплексный подход обеспечивает более высокие темпы динамики общего и психического развития детей. Воспитатель закрепляет сформированные умения, создает условия для активизации познавательных навыков.
Принцип доступности предполагает построение обучения дошкольников на уровне их реальных познавательных возможностей. Конкретность и доступность обеспечиваются подбором коррекционно-развивающих пособий в соответствии с санитарно-гигиеническими и возрастными нормами.
Принцип последовательности и концентричности усвоения знаний предполагает такой подбор материала, когда между составными частями его существует логическая связь, последующие задания опираются на предыдущие. Такое построение программного содержания позволяет обеспечить высокое качество образования. Концентрированное изучения материала служит также средством установления более тесных связей между специалистами ДОУ. В результате использования единой темы на занятиях дефектолога, воспитателя, логопеда, музыкального руководителя дети прочно усваивают материал и активно пользуются им в дальнейшем. Коррекционная работа должна строится так, чтобы способствовать развитию высших психических функций: внимания, памяти, восприятия, мышления.
Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
1.4 Значимые характеристики детей
У детей 6-7 лет с задержкой психического развития значительное отставание и своеобразие обнаруживается в развитии мыслительной деятельности. Это выражается в несформированности таких операций, как анализ, синтез, в неумении выделять существенные признаки предметов и делать обобщение, наблюдается низкий уровень развития абстрактного мышления.
Анализ объектов отличается у детей 6-7 лет с задержкой психического развития меньшей полнотой и недостаточной тонкостью. В результате этого они выделяют в изображении почти вдвое меньше признаков, чем их нормально развивающиеся сверстники. Деятельность детей при анализе признаков ведется чаще всего хаотично, без плана. Подобная картина обнаруживается при обобщении. Умение мысленно сравнивать предметы или явления и выделять в них общий признак является одним из существенных условий овладения понятиями в процессе обучения. Недостаточный уровень сформированности операции обобщения у детей с задержкой психического развития отчетливо проявляется при выполнении заданий на группировку предметов по родовой принадлежности. Адекватное выполнение таких заданий предполагает, прежде всего, наличие необходимого запаса родовых понятий таких, как «мебель», «посуда», «растения», «животные» и т.д. Дети 6-7 лет этой категории могут правильно воспроизвести в среднем лишь половину необходимых понятий. Это относится не только к родовым, но и видовым понятиям. Иногда это бывает связано с недостаточным личным опытом ребенка и бедностью его представлений о предметах и явлениях окружающей действительности. Для формирования родовых понятий используются образные логические упражнения. Важно, чтобы они предъявлялись в определенной последовательности: упражнения в словесной классификации следует проводить после овладения детьми навыками группировки реальных предметов и изображений. В дальнейшем уместно предлагать детям более сложные задания: выделить группы однородных предметов из предложенного материала, указывая общее слово и перечисляя единичные предметы, относящиеся к понятию, которое оно обозначает.
Большинство детей 6-7 лет с задержкой психического развития достаточно хорошо владеют элементарными формами классификации. Распределение по группам простых геометрических фигур на основе выделения одного из признаков (цвета или формы) не представляет для них трудностей.
При классификации сложного геометрического материала и классификации по двум признакам продуктивность выполнения работы несколько снижается. Основная трудность заключается в том, что дети не могут мысленно осуществить операцию совмещения двух признаков. Однако они оказываются в состоянии выполнить задание, если им предоставляется возможность практически действовать с объектами классификации.
Недостаточное развитие мыслительных операций отчетливо проявляется у ребенка 6-7 лет с задержкой психического развития при выполнении различных учебных заданий. Процесс решения интеллектуальных задач определяется эмоционально-волевыми особенностями ребенка. Часто дети с задержкой психического развития называют первый пришедший на ум ответ, и задача оказывается не решенной даже в тех случаях, когда потенциально они в состоянии справиться с нею. Дети с особыми образовательными нуждами нередко подменяют трудную для них задачу более легкой. Они как бы сознательно стремятся избежать усилий, связанных с умственным напряжением при решении интеллектуальных задач. Решение мыслительных задач, которые трудно даются детям, рекомендуется выполнять с применением наглядности, постепенно снижая долю ее участия в мыслительном процессе.
Нарушение речевого развития детей 6 – 7 лет с задержкой психического развития носит системный характер и входит в структуру дефекта. Для этих детей характерны бедность и неточность словаря, недостаточная дифференцированность слов по их семантике, повторы одних и тех же слов, неадекватное их использование. Низкий уровень владения морфемным составом слова приводит к неумению распознавать его семантику по значимым словообразовательным компонентам. Например, вместо «порвали кораблик» говорят «сломали». Шоссе, тропинку, мостовую обозначают одним словом «дорога», не чувствуя разницы в лексическом значении слов.
Дети 6-7 лет с задержкой психического развития имеют различные недостатки речевого развития, помимо нарушений звуковой стороны речи наблюдаются отклонения в ее лексико-грамматическом оформлении.
Для речи рассматриваемой категории дошкольников характерны: ограниченный круг используемых частей речи (в основном существительные, глаголы, личные местоимения), затруднения в словообразовании. При усложнении синтаксической конструкции в речи детей 6-7 летнего возраста с задержкой психического развития проявляются аграмматизмы, особенно в согласованиях косвенных падежей существительных с прилагательными и местоимениями («много хвойные деревья», «на зеленых лугов», в неправильном управлении «Дед тащит репка»).
Ряд нарушений наблюдается и в процессе формирования чувства языка. У детей с задержкой психического развития 6-7 лет период словотворчества наступает позже и продолжается дольше, чем в норме. К концу дошкольного возраста у детей этой группы может наблюдаться «взрыв» словотворчества, однако употребление неологизмов отличается рядом особенностей. Например, для образования слов одной и той же грамматической категории может быть использован один и тот же словообразовательный аффикс. В отличие от нормы, когда неправильность неологизма осознается самим ребенком, дети 6-7 лет с задержкой психического развития в большинстве случаев определяют образованное ими слово как правильное. При по парном сравнении грамматически верно и неверно оформленных предложений многие дети воспринимают их как правильные, меньшинство считают, что одно из этих предложений неправильное, но не могут указать, какое. Нарушения становления словообразовательных процессов у детей данной группы обусловлены более поздним, по сравнению с нормой, формированием обобщенных классов слов с выраженными трудностями их дифференциации.
В 6-7 летнем возрасте дети с задержкой психического развития не умеют самостоятельно пересказать прослушанный текст, составить рассказ по сюжетной картинке, дать описание предмета. При составлении устных сочинений наблюдается быстрое соскальзывание с заданной темы на другую, более знакомую и легкую; привнесение в рассказ побочных ассоциаций и инертных стереотипов; частое повторение одних и тех же слов и фраз; постоянное возвращение к высказанной мысли. Сложноподчиненные предложения, которые составляют дети этой группы, настолько пространны, что иногда у слушающего создается впечатление, что ребенок, начав говорить, не может остановиться. Все это является результатом затруднений в планировании и развертывании речевого сообщения.
Внимание дошкольников 6–7 лет с задержкой психического развития характеризуется повышенной отвлекаемостью, недостаточной концентрированностью на объекте. Детям свойственна пониженная работоспособность и неустойчивость внимания имеют разные формы индивидуального проявления. У одних дошкольников максимальная концентрация внимания и наиболее высокая работоспособность обнаруживаются в начале выполнения задания, а по мере продолжения работы эти факторы неуклонно снижаются; у других детей сосредоточение внимания наступает после того, как они приступят к деятельности; у третьих отмечаются периодические колебания внимания. У большинства дошкольников данной категории внимание неустойчивое - быстро фиксируется и быстро переключается. Такие дети способны к усвоению только малого объема информации. Меньшую группу составляют дети с пассивным вниманием: медленно сосредоточиваются и также медленно переключаются на другую работу. Снижение способности распределять и концентрировать внимание особенно проявляется в условиях, когда выполнение задания осуществляется при наличии одновременно действующих речевых раздражителей, имеющих для детей с задержкой психического развития значительное смысловое и эмоциональное содержание. Посторонние раздражители вызывают значительное замедление выполняемой деятельности детей 6-7 лет с задержкой психического развития и увеличивают количество ошибок.
У всех дошкольников седьмого года жизни с задержкой психического развития наблюдаются недостатки памяти, причем они касаются всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного. В первую очередь, у детей ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Эти особенности влияют на запоминание как наглядного, так и (особенно) словесного материала. Очень важную роль играет непроизвольная память ребенка. Дети с задержкой психического развития запоминают хуже нормально развивающихся дошкольников, которые моложе их на два - три года. Одна из основных причин недостаточного уровня развития непроизвольной памяти у детей с задержкой психического развития — их низкая познавательная активность. Дошкольникам седьмого года жизни с задержкой психического развития свойственны импульсивность, расторможенность, повышенная двигательная активность или, наоборот, вялость, медлительность, которые обычно сохраняются при воспроизведении заученного материала. Назвав несколько запомнившихся слов или картинок, они считают свою задачу выполненной и не предпринимают попыток вспомнить больше. После дополнительного стимулирования со стороны взрослого большинство детей рассматриваемой категории воспроизводят дополнительно некоторое количество материала, что свидетельствует о том, что сами они не до конца реализуют возможности своей памяти. Дети с задержкой психического развития обнаруживают более низкие результаты при запоминании связного текста, цифр, наборов слов и предметных картинок. В связи с этим необходимо отбирать материал так, чтобы уменьшить объем его запоминания примерно в 2 раза по сравнению с нормой. При этом заслуживает специального внимания тот факт, что полнота воспроизведения в значительной мере зависит от сложности задания. Недостатки произвольной памяти у детей с задержкой психического развития проявляются не только в снижении объема памяти, но и в ее недостаточной точности.
У многих детей 6-7 лет с задержкой психического развития наблюдаются трудности с восприятием учебного материала. Об этом свидетельствует, прежде всего, недостаточность, ограниченность, фрагментарность знаний ребенка об окружающем мире. Это обусловлено тем, что его восприятие неполноценно, вследствие этого не получает достаточной информации об окружающем мире. Скорость восприятия у дошкольников с задержкой психического развития становится заметно ниже той, что считается нормальной для данного возраста, фактически при любом отклонении от оптимальных условий. Дети рассматриваемой категории испытывают затруднения при необходимости узнать предметы на контурных или схематических изображениях, особенно если те перечеркнуты или перекрывают друг друга. Дошкольники 6-7 лет с задержкой психического развития не всегда узнают и часто смешивают сходные по начертанию буквы или их отдельные элементы, ошибочно воспринимают сочетания букв.
Недостатки слухового восприятия у дошкольников седьмого года жизни с задержкой психического развития проявляются в фонематических нарушениях. Такие дети плохо дифференцируют глухие и звонкие согласные ( «б» - «п», «д— «т» и т.п.), с трудом выделяют звуки и последовательность звуков в словах со сложной слоговой структурой (особенно при сочетании согласных - «зонт», «страна» ). Им трудно вычленить слово из предложения, предложение из текста.
Особенно следует отметить недостатки пространственного восприятия у детей 6-7 лет с задержкой психического развития (например, направления или расположения отдельных элементов в сложном изображении). Пространственное восприятие формируется в процессе сложного взаимодействия зрения, двигательного анализатора и осязания. Это взаимодействие складывается у детей с задержкой психического развития с запозданием и долгое время оказывается неполноценным. Недостатки данного вида восприятия затрудняют обучение чтению и письму, где очень важно различать расположение элементов. Узость пространственного восприятия проявляется в выполнении задания не до конца.
Поскольку развитие пространственных представлений тесно связано со становлением конструктивного мышления, то и формирование представлений данного вида у дошкольников с задержкой психического развития также имеет свои особенности.
Возрастные психологические особенности дошкольников 6 – 7 лет с задержкой психического развития.
ослаблено здоровье и отмечается сниженный уровень физического и психофизического развития;
не сформирована мотивационная готовность. Даже если ребенок хочет идти в школу, в большей степени его привлекает учебная атрибутика - в школе он будет играть, а не учиться;
отмечается низкий уровень эмоционально-волевой готовности. Ребенок не может подчиниться правилам дисциплины, неспособен к длительным интеллектуальным усилиям;
не сформированы все структурные компоненты учебной деятельности;
испытывают трудности при выполнении заданий, связанных на развитие мелкой моторики;
непроизвольное внимание развито значительно лучше, чем произвольное;
несоответствие между уровнем наглядно действенных операций и словесно - логического мышления;
могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми, дети слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения.
1.5. Ожидаемые результаты развития психических процессов детей с ЗПР 6-7 лет по итогам коррекционной работы.
Психолого-педагогическая диагностика проводится учителем-дефектологом по методикам: С. Д. Забрамной, О.В. Боровик «Практический материал для проведения психолого- педагогического обследования детей», «Владос», 2002.
На начало учебного периода все дети отличались низкой познавательной активностью. В связи с недостаточностью интегральной деятельности мозга дети затруднялись в узнавании непривычно представленных предметов и изображений, им трудно было соединить детали рисунка в единый смысловой образ.
Одной из характерных особенностей детей с ЗПР является отставание в формировании у них пространственных представлений, недостаточная ориентировка в частях собственного тела, перекрестная латеральность, недостаточность тонкой моторики. Все дети имеют проблемы в развитии активного внимания, произвольной памяти, логического мышления и связной речи.
В результате коррекционно–образовательной работы к концу года дети должны уметь.
В подготовительной группе (6-7лет)
Мышление
|
Уметь отвечать на вопросы взрослого по содержанию картинки.
Уметь лишний предмет из четырех представленных, объяснять свой выбор (подбор обобщающего слова).
Находить и объяснять несоответствия на рисунках.
Определять последовательность событий.
Учиться выстраивать последовательность событий и составлять связный рассказ.
|
Память
|
Четко запоминать последовательность событий.
Ребенок должен запоминать шесть – восемь картинок в течении одной – двух минут.
Запоминать и повторять фразу прочитанную взрослым один раз.
Рассказывать без помощи стихи.
Пересказывать близко к тексту прочитанное произведение.
Помнить и рассказывать события, которые произошли накануне, а так же яркие события жизни.
|
Внимание
|
Стараться выполнять задания , не отвлекаясь, в течении 15-20 минут. Стимулировать живой интерес к предлагаемой деятельности.
Выполнять самостоятельно задания по предметному образцу. Простукивать любой простой ритм.
Удерживать в поле зрения 7 -10 предметов.
Уметь находить одинаковые предметы.
Находить 6 – 10 отличий между предметами.
|
Восприятие
|
Восприятие продолжает свое развитие, оно становится более осмысленным, целенаправленным, анализирующим. То есть ребенок способен на такие произвольные (осмысленные, направленные) действия как: наблюдение, рассматривание, поиск. В этом возрасте ребёнок должен полностью усвоить сенсорные эталоны: форма, цвет, величина. Продолжается развитие восприятия пространства. Дошкольник оперирует такими понятиями как: вниз, вверх, на другую сторону. Также уже должны быть четко сформированы представления право и лево.
|
Воображение
|
Ребенок должен самостоятельно фантазировать, додумывать, преобразовывать предметы.
Уметь выполнять следующие задания без повторного объяснения:
«Дорисуй круги так, чтобы получились предметы»
«Придумай и нарисуй несуществующее животное»
«Придумай окончание истории»
|
ЭМП
|
Считать различные предметы в пределах 10 (прямой и обратный счёт), уметь отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счёту». Отсчитывать заданное количество предметов и обозначать количество соответствующим числительным. Сравнивать две группы предметов на основании практических упражнений и выяснять, где предметов больше, меньше, одинаково. Практически иллюстрировать состав числа из отдельных единиц и из двух меньших чисел. Читать и записывать числа до 10.
Уметь присчитывать и отсчитывать по единице в пределах 10. Решать простые арифметические задачи. Различать геометрические фигуры. Пользоваться знаками и обозначениями: +, -, =, <, >
|
Окружающий
мир
|
Знать своё имя, фамилию, возраст, пол, имена и отчества родителей, имена братьев, сестёр, бабушек и дедушек. Владеть пониманием о родственных связях. Иметь представления по пройденным лексическим темам, уметь обобщать представленные понятия. Уметь составлять рассказы-описания предмета, загадки-описания, составлять рассказ по серии сюжетных картинок.
|
Моторика
|
Уметь ориентироваться в собственном теле (различать правую и левую руку, ногу, правую и левую сторону тела и лица человека, ориентируясь на предметы окружающего пространства, определять направления от себя, двигаясь в заданном направлении (вперёд – назад, направо - налево, вверх- вниз), ориентироваться на листе бумаги (верх, низ, лево, право, середина), владеть различными видами продуктивной деятельности (н-р: аппликация, рисунок, постройка). Правильно удерживать предметы (ложка-вилка, карандаш-ручка, ножницы).
|
II.Содержательный раздел.
2.1. Формы, способы, методы и средства реализации программы.
Решение программных образовательных и коррекционных задач осуществляется в ходе совместной деятельности взрослого и детей:
непосредственно образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально - художественной, чтения) с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;
образовательной деятельности с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей, осуществляемой в ходе режимных моментов;
самостоятельной деятельности детей;
взаимодействия с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья;
организации предметно-развивающей среды.
Содержание Программы включает совокупность образовательных областей «познавательное развитие» и «речевое развитие», которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.
При построении Программы учитывается принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой образовательных областей. Это способствует тому, что основные задачи содержания дошкольного образования каждой образовательной области решаются и в ходе реализации других областей Программы.
Планирование коррекционно-развивающей деятельности
Непосредственно образовательная деятельность
|
Образовательная область
|
Вид деятельности
|
Развитие ВПФ
|
Кол-во ООД
в неделю
|
Интеграция образовательных областей
|
Познавательное развитие
|
Развитие элементарных математических представлений
|
- Развитие внимания
- Развитие пространственного восприятия
- Развитие слуховой и зрительной памяти
- Развитие графических навыков
- Развитие наглядно- образного и логического мышления
|
2
|
Речевое развитие. Физическое развитие. Социально – коммуникативное развитие.
|
Познавательное развитие/ Речевое развитие
|
Ознакомление с окружающим миром и развитие речи
|
1
|
Речевое развитие. Физическое развитие. Социально – коммуникативное развитие.
|
Образовательная область «Познавательное развитие»
формирование элементарных математических представлений
Задачи:
формирование элементарных представлений о признаках предметов, количестве, числе, формирование способов измерения;
выполнение простейших счетных операций, составление и решение арифметических задач на сложение и вычитание;
дошкольники учатся различать и сравнивать предметы окружающего мира, обобщать и классифицировать их;
приобретают навыки преобразования множеств в процессе наблюдений и совместных практических действий;
усваивают элементарный математический словарь;
важнейшей задачей обучения является развитие у детей познавательных интересов, мыслительных операций и речи.
Работа строится с постепенным усложнением деятельности детей: от максимальной развернутости практических действий, опоры на образец, показ и конкретные указания педагога к умению опираться на наглядную модель и словесную инструкцию. При этом совершенствуется и словесная регуляция действий — от сопровождения действий речью к умению давать словесный отчет, а затем к планированию предстоящей работы.
Ознакомление с окружающим миром и развитие речи
Коррекционная деятельность для детей пятого и седьмого года жизни направлена на восполнение пробелов их предшествующего развития.
Основными задачами являются:
формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвете, форме, величине), о расположении их в пространстве;
дальнейшее накопление представлений и знаний о предметах и явлениях ближайшего окружения ребенка;
повышение уровня сенсорного и умственного развития;
обогащение и систематизация словаря;
развитие устной диалогической и монологической речи.
Основные направления и формы коррекционной работы учителя-дефектолога:
Коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи этой категории в освоении программы.
Выявление особых образовательных потребностей детей с ЗПР, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии.
Осуществление индивидуально - ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ЗПР, с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей.
Возможность освоения детьми с ЗПР Программы и их интеграции в образовательном учреждении.
Взаимодействие в разработке и реализации коррекционных мероприятий воспитателей, специалистов образовательного учреждения.
Содержание коррекционной работы для детей с тяжелыми физическими и психическими нарушениями строить с акцентом на социализацию ребенка и формирование практически - ориентированных навыков.
В процессе обучения используются различные формы организации дефектологических занятий: индивидуальные и подгрупповые. Индивидуальная форма работы является наиболее эффективной, продолжительность занятий составляет 10-15 минут. В практической деятельности учителя-дефектолога преобладают индивидуальные занятия, так как они позволяют максимально учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, увидеть специфические отклонения в развитии и подобрать методические приемы для преодоления.
2.2.Содержание коррекционной работы.
Индивидуальный план коррекционной работы учителя-дефектолога
с ребенком с ЗПР
При планировании индивидуальных занятий учитываются: возраст ребёнка, диагноз ПМПк, результаты психолого-педагогического обследования, психофизиологические качества , а также его индивидуально – личностные особенности. В зависимости от характера и выраженности интеллектуального дефекта, психологических и характерологических особенностей воспитанника количество индивидуальных занятий варьируется от 2 до 3 в неделю, продолжительностью 15минут.
Коррекционная работа осуществляется систематически и регулярно. Знания, умения и навыки, полученные ребёнком на индивидуальных занятиях, закрепляются воспитателями, специалистами и родителями. На каждого ребёнка группы оформляется индивидуальная тетрадь. В неё записываются задания для закрепления знаний, умений и навыков, полученных на занятиях. Учитывая, что ребёнок занимается под руководством родителей, воспитателей, учитель - дефектолог в тетради даёт методические рекомендации по выполнению предложенных заданий. В рабочие дни воспитатели работают с ребёнком по тетради, в конце недели тетрадь передаётся родителям для домашних заданий.
Основные этапы коррекционной работы:
1. Подготовительный этап.
Задача – тщательная и всесторонняя подготовка ребёнка к длительной и кропотливой коррекционной работе, а именно:
а) диагностика по всем видам деятельности (начало учебного года);
б) вызвать интерес к дефектологическим занятиям, даже потребность в них;
в) укрепление физического здоровья (консультации врачей – узких специалистов, при необходимости медикаментозное лечение).
2 . Основной этап.
Коррекционно-развивающая работа с детьми с ЗПР
К основным направлениям коррекционно-развивающей работы относятся:
а) сенсорное и сенсомоторное развитие;
б) формирование пространственно-временных отношений;
в) умственное развитие (мотивационный, операционный и регуляционный компоненты; формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений, развитие наглядных и словесных форм мышления);
г) нормализация ведущей деятельности возраста;
д) формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи;
е) готовность к восприятию учебного материала;
ж) формирование необходимых для усвоения программного материала умений и навыков.
Исходя из особенностей ребенка, выделяется приоритетное направление работы с ним дефектолога (одно или несколько), которое служит основой для построения индивидуальной коррекционной работы. Особенностью проведения коррекционных занятий является использование дефектологом специальных приемов и методов, обеспечивающих удовлетворение специальных образовательных потребностей детей с ЗПР, предоставление дошкольникам дозированной помощи, что позволяет максимально индивидуализировать коррекционный процесс.
3. Завершающий этап. Диагностическое направление.
Динамическое изучение детей проводится с целью отслеживания динамики развития ребенка, определения соответствия выбранных форм, приемов, методов обучения уровню развития дошкольника. В процессе динамического изучения решаются задачи:
а) дифференциации сходных состояний нарушения развития;
б) сопоставления результатов развития ребенка с результатами учебной успешности по направлениям работы;
в) подбора дальнейших индивидуальных, приоритетных направлений в работе учителя-дефектолога, для ребенка с задержкой психического развития.
Содержание коррекционной работы с детьми 7-го года жизни с ЗПР (2-й год обучения)
В основе планирования занятий с детьми с ЗПР лежат тематический и концентрический принципы.
Тематический принцип организации познавательного и речевого материала занятия предлагает выбор не только языковой (или речевой) темы, а изучение окружающего ребенка предметного мира. Это позволяет обеспечить тесную взаимосвязь в работе всего педагогического коллектива группы. Раскрытие темы при этом осуществляется в разных видах деятельности: в ООД по всем образовательным областями в развитии игровой деятельности.
Одно из важнейших условий реализации тематического принципа - концентрированное изучение темы (в течение одной недели), благодаря чему обеспечивается многократное повторение одного и того же речевого содержания за короткий промежуток времени. Многократность повторения важна как для восприятия речи, обогащения и уточнения детьми (пассив), так и для активизации (употребление).
|