Билл Моллисон
Введение в Пермакультуру
Печатный вариант книги (формат А5, 266 страниц, 166 илюстраций)
можно заказать по адресу permaculture@land.ru
Билл Моллисон 1
Введение в Пермакультуру 1
Предисловие 2
Этика пермакультуры 4
Глава 1. Принципы пермакультуры 7
1.1. Введение 7
1.2. Относительное расположение 7
1.3. Каждый элемент осуществляет много функций 8
1.4. Каждая важная функция осуществляется за счёт многих элементов 10
1.5. Эффективное энергопланирование 10
1.6. Использование биологических ресурсов 14
1.7. Энергоцикл 16
1.8. Малоразмерные интенсивные системы 16
1.9. Активизация естественной смены видов и эволюции 18
1.10. Разнообразие. 19
1.11. Кромочный эффект 22
1.12. Принципы мышления 24
1.13. Библиография 25
Глава 2. Общий дизайн участка 25
2.1. Введение 26
2.2. Идентификация ресурсов 26
2.3. Топография 28
2.4. Климат и микроклимат 29
2.5. Почва 36
2.6. Вода 40
2.7. Разработка инфраструктуры 43
2.8. Планирование с учётом возможных экстремальных ситуаций 47
2.9. Библиография 48
Глава 3. Паттерны 48
3.1. Введение 48
3.2. Паттерны в природе 49
3.3. Паттерны в дизайне 50
3.4. Библиография 51
Глава 4. Сооружения 51
4.1. Введение 51
4.2. Дом для умеренного климата 53
4.3. Дом для тропического климата 56
4.4. Дом для сухого климата 57
4.5. Зелёные дома 58
Крыша из дёрна 58
4.6. Бытовые отходы 59
4.7. Технологическая стратегия 60
4.8. Библиография 61
Глава 5. Домашний огород 61
5.1. Введение 61
5.2. Разбивка под огород 62
5.3. Огород быстрого развертывания 66
5.4. Огороды в городе и пригородных зонах 67
5.5. Огород в холодном климате 71
5.6. Тропический огород 72
5.7. Огород в сухом климате 74
5.8. Библиография 75
Глава 6. Сад, лесное хозяйство и зерновые культуры 76
6.1. Сад 76
6.2. Лес 83
6.3. Зерновые и бобовые культуры 85
6.4. Топливо 89
6.5. Коммерческие системы 90
Глава 7. Кормовые системы и аквакультура 91
7.1. Введение 91
7.2. Животные I-й зоны 92
7.3. Кормовые системы для домашней птицы 93
7.4. Кормовые системы для свиней 95
7.6. Пастбищные культуры и кормовые системы для крупного скота 96
7.7. Аквакультура и влажные земли 99
7.8. Библиография 104
Глава 8. Стратегии для городов и деревень 104
8.1. Производство
пищи в пределах города 105
8.2. Пригородные зоны 105
8.3. Утилизация отходов 106
8.4. Коллективный доступ к земле 107
8.5. Местная экономика 108
8.6. Этическоe инвестирование 109
8.8. Библиография 110
Приложение А. Перечень некоторых полезных растений, используемых в пермакультуре 111
Приложение Б. Список видов по категориям использования 128
Библиография 132
Приложение В. Русские и латинские ботанические названия 132
Приложение Г. Словарь терминов 132
Приложение Д. Источники информации по пермакультуре 135
Коротко об авторах 135
Я вырос в маленькой деревне на островах Тасмании. Всё, что нам было необходимо, мы добывали сами. Мы сами изготавливали себе обувь, сами выполняли работы по металлу; мы ловили рыбу, выращивали еду и сами пекли хлеб.
Я не знаю никого, кто жил бы там и занимался исключительно чем-нибудь одним или выполнял работы, которые могли бы уложиться в рамки одной профессии. Каждый занимался многими вещами одновременно.
До того как мне исполнилось 28, я жил, словно в чудесном сне. Большую часть времени я проводил в лесах или на берегу моря. Я ловил рыбу и охотился ради собственного пропитания. Только в начале 50-х я начал осознавать, что большая часть той системы, в которой я жил, начинает исчезать.
Начало уменьшаться количество рыбы. То же самое происходило с водорослями у побережья. Исчезали большие участки леса. Только тогда я начал осознавать, до чего мне все это дорого, как я люблю землю, на которой родился.
После многих лет работы в качестве полевого исследователя при Институте Изучения Дикой Природы, а также в Тасманийском Рыбном Департаменте я начал активно участвовать в протестах против той политической и индустриальной системы, которая, как я видел, уничтожает и нас, и окружающий нас мир.
Но вскоре я понял, что нет никакого смысла упорствовать в противостоянии, которое не приносит в конце концов никакого результата. Я покинул людей на два года. Мне не хотелось больше противостоять чему-либо и тратить зря свое время. Я хотел возвратиться с чем-нибудь действительно позитивным, с чем-нибудь, что позволит нам, людям, существовать без широкомасштабного разрушения Природы.
В 1968 году я начал преподавать в Тасманийском университете, и в 1974 мы совместно с Дэвидом Холмгреном разработали систему экологически целесообразного сельского хозяйства, которая была основана на многообразии многолетних культур: деревьев, кустарников, травянистых растений, грибов и корнеплодов.
Для этой системы я применил слово «пермакультура». Мы потратили много времени на разработку принципов пермакультуры и создание образцов сада и огорода, отличающихся богатым набором видов. Результатом этой работы стала публикация в 1978 году книги «Пермакультура Один», за которой через год последовала «Пермакультура Два».
Общественная реакция на пермакультуру была неоднозначной. Профессионалы были оскорблены в своих лучших чувствах, так как в своих исследованиях мы сочетали архитектуру и биологию, сельское и лесное хозяйство, лесное хозяйство и животноводчество; так что каждый, кто считал себя специалистом в какой-то конкретной области, чувствовал себя несколько обиженным.
Иначе отреагировали на книгу простые люди. Ведь у многих уже давно возникали подобные мысли. Они были неудовлетворенны сельским хозяйством в его привычном виде и стремились к более естественным с экологической точки зрения формам.
Мое видение пермакультуры в 70-х можно описать как благоприятное сочетание растений и животных по отношению к человеческим поселениям, главным образом сконцентрированное на домашнем хозяйстве и местном самообеспечении. Наверное, здесь также имел место и определённый «коммерческий подход» — прибыль, получаемая от продажи излишков производимого.
Тем не менее, пермакультура начала подразумевать не только достаток в продуктах питания. Самообеспечение бессмысленно при условии, что у людей нет доступа к земле, информации и финансам.
Так что в последние годы это понятие стало вмещать в себя соответствующие юридические и финансовые стратегии, включая стратегию обеспечения доступа к земле, коммерческие структуры и местные финансовые институты. В этом случае пермакультура становится цельной, общечеловеческой системой.
В 1976 году я начал проводить лекции по пермакультуре, а в 1979 году я ушел с должности преподавателя в университете, что обеспечило мне довольно-таки неопределённое будущее в моём почтенном возрасте.
Я решил не приступать ни к каким иным занятиям и попытаться убедить людей в необходимости построения биологических систем, пребывающих в гармонии с природой. Мною был произведён дизайн порядочного количества участков, и какое-то время источниками моего существования были ловля рыбы и огород с картошкой.
В 1981 году первые выпускники курсов по пермакультуре также начали практическую работу по организации пространства.
На сегодняшний день в мире насчитывается более 12 тысяч таких выпускников, каждый из которых вовлечён в те или иные аспекты природоохранной и социальной деятельности.
Билл Моллисон
Признательность
Мы благодарны большому количеству студентов и тех, кто практикует пермакультуру по всему миру, экспериментируя с различными растениями, проектируя дома, публикуя статьи, создавая организации в своих странах, обучая других людей и, тем самым, помогая сделать часть Земли более пригодной для существования не только наших детей, но и для нас самих прямо сейчас.
Структура книги
Материал этой книги разделён на главы и секции (см. Содержание). Главные темы перечислены в Предметном указателе. Список русских и латинских наименований, которые использованы в этой работе, а также словарь некоторых специальных терминов, размещены в конце книги в Приложениях, где также имеется список растений, разбитый на группы. Там же можно найти полезные адреса и источники информации по пермакультуре.
Десятина на деревья
Цена каждого экземпляра «Введения в пермакультуру» включает надбавку в виде 50 центов (или эквивалента этой суммы), которые переводятся на счёт Института Пермакультуры. Институт использует эти деньги на финансирование программ, связанных с посадкой деревьев.
Таким образом, и издатели, и читатели этой книги могут оставаться с чистой совестью по поводу использованной бумаги как для этого издания, так и любой другой книги, подготовленной к печати в «Tagari Publications».
Условные термины
Времена года и направления: Для того чтобы эта книга была удобочитаема на обоих полушариях Земли, слова «солнечная сторона», «по направлению к солнцу», «теневая сторона» и «по направлению к полюсу» используются чаще, чем слова «юг» и «север». Символ, приведенный внизу, показывает направление на солнце.
* * *
Пермакультура — это система дизайна, цель которого состоит в организации пространства, занимаемого людьми, на основе экологически целесообразных моделей.
Сам по себе этот термин является не только сокращением от слов «долговременное сельское хозяйство» (англ. permanent agriculture), но также обозначает и «долговременную культуру», ибо при отсутствии соответствующей сельскохозяйственной базы и этики землепользования культура не может существовать в течение долгого времени.
Пермакультура, как система дизайна, в равной степени занимается растениями, животными, строениями, а также инфраструктурой (вода, энергия и коммуникации). Тем не менее, пермакультура не связана непосредственно с этими вещами, а скорее ориентирована на создание взаимосвязей между всеми компонентами природы, окружающими человека.
Задача состоит в том, чтобы разрабатывать системы, которые являются целесообразными с экологической точки зрения и одновременно с этим экономически жизнеспособными. Эти системы должны обеспечивать сами себя, не опустошать и не загрязнять окружающую среду и, как следствие этого, оставаться устойчивыми в течение долгого времени.
Пермакультура использует присущие свойства растений и животных, комбинируя их с естественными особенностями рельефа, а также с сооружениями для удовлетворения потребностей людей как в городе, так и в деревне, при использовании минимальной площади.
В основе пермакультуры наблюдение за естественными системами, традиционное сельское хозяйство, а также современные научно-технические знания. Несмотря на то, что пермакультура основана на экологических природных моделях, она создает так называемую «культивированную среду», которая служит для того, чтобы производить большее количество еды для людей, чем это возможно в условиях дикой природы.
Фукуока в своей замечательной книге «Революция одной соломинки», пожалуй, наилучшим образом описал философию пермакультуры. Если сказать в нескольких словах — это философия сотрудничества с Природой, а не борьбы с ней.
Это философия, которая подразумевает длительное и вдумчивое наблюдение, а не длительный и бездумный физический труд. Это философия, которая подразумевает необходимость принятия в расчёт всех функций, присущих растениям и животным, взамен одностороннего представления о них.
Я бы сказал другими словами, что такой подход сродни айки-до, и суть его в том, чтобы разворачиваться под воздействием ударов, превращая неблагоприятные обстоятельства в собственную силу, и использовать позитивную сторону любого действия.
Противоположный подход состоит в том, чтобы практиковать карате и наносить множество сильных ударов, пытаясь заставить землю давать больше, чем она даёт в данный момент. Но если мы атакуем Природу, то мы атакуем (и в конечном счете разрушаем) самих себя.
Я думаю, что гармония с Природой возможна только при условии, что мы откажемся от идеи господства над естественной средой. Леви Страус как-то сказал, что наша основная ошибка заключается в том, что мы рассматриваем самих себя в качестве «хозяев созидания», имея в виду, что мы находимся выше этого процесса.
Мы не господствуем над другими видами; все живые существа являются выражением Жизни. Если мы примем это как должное, то в результате обретём понимание того, что всё, что бы мы ни делали по отношению к другим видам, мы одновременно делаем и по отношению к самим себе.
Культура, которой присуще понимание этой концепции, не разрушает без абсолютной необходимости любые другие формы жизни.
Пермакультура — это система, при помощи которой мы можем существовать на Земле, используя относительно безвредную энергию, находящуюся в естественном движении. Мы используем пищевые и естественные ресурсы, которые имеются в большом количестве, принимая в качестве основного условие, что жизни на земле не наносится ущерб.
Практически все технические приёмы, необходимые для сохранения и восстановления окружающей среды, уже известны. О чём нет свидетельств, так это о какой-нибудь стране или достаточно большой группе людей, которые были бы готовы и решились бы на серьёзные перемены.
И, тем не менее, миллионы обычных людей уже начинают совершать эти перемены в одиночку, не дождавшись помощи от властей.
Где бы мы ни жили, мы должны начать делать что-нибудь. Мы можем начать, к примеру, с того, что снизим наше потребление энергии — в действительности, можно жить на 40% используемой ныне энергии без какого-либо особого ущерба для себя.
Мы можем переделать наши дома так, чтобы они были более эффективны с энергетической точки. зрения. Мы можем свести к минимуму использование нашего личного транспорта, если будем пользоваться общественным, или же просто будем давать иногда свою машину друзьям.
Мы можем собирать дождевую воду в специальные резервуары, а также вторично использовать воду из раковины для туалета или для полива огорода. Мы можем также начать принимать какое-то участие в производстве пищевых продуктов.
Это не обязательно значит, что все мы должны выращивать свою собственную картошку, но ведь можно покупать картошку непосредственно у тех, кто сам её вырастил, не правда ли? Пожалуй, даже лучше, если бы кто-то, вместо того чтобы разводить свой собственный огород, взялся за организацию потребительских обществ в городе, которые покупали бы продукцию прямо у производителей.
Всем традиционным формам сельского хозяйства или же, если говорить в общем, тем цивилизациям, которые причиняли наименьший вред окружающей среде, была присуща следующая черта: вся энергия, необходимая конкретной системе, вырабатывалась самой системой.
Современное сельское хозяйство целиком зависимо от внешней энергии.
Переход от продуктивных долговременных систем, где земля является общественной собственностью, к современным коммерческим формам сельского хозяйства, где земля является товаром, означает переход от общества с низким потреблением энергии к обществу с высоким потреблением энергии, где земля эксплуатируется и подвергается загрязнению, и существует потребность во внешних энергетических вложениях, обеспечиваемых в основном странами третьего мира.
Это касается топлива, удобрений, протеина, рабочей силы и трудовых навыков.
Большинство людей до сих пор еще не осознали, какую цену приходится платить за сельское хозяйство в той форме, в какой оно ныне существует. Ради получения высоких урожаев зерновых и овощных культур земля подвергается насилию, используются невозобновимые ресурсы, почва эродирует из-за постоянной вспашки и чрезмерного выпаса, а земля и вода загрязняются химикатами.
Если нужды системы не удовлетворяются за счёт самой системы, нам приходится платить цену, которая состоит из чрезмерного энергопотребления и загрязнения окружающей среды. Платить эту цену за сельское хозяйство в его нынешней форме мы больше не в состоянии. Эта система убивает наш мир и в результате убьёт нас самих.
Всё, что нам необходимо для полноценной жизни, находится вокруг нас. Солнце, люди, ветер, строения, камни, море, птицы и растения. Сотрудничество со всеми этими элементами нашего мира принесёт гармонию, противопоставление себя им влечёт за собой катастрофу и хаос.
Этика пермакультуры
Этика — это совокупность моральных убеждений и конкретных поступков, цель которых состоит в том, чтобы обеспечить наше существование на Земле.
В пермакультуре мы принимаем тройную этику, которая включает заботу о Земле, заботу о людях, а также вложение собственного свободного времени, денег и материалов для того, чтобы первые две цели могли быть осуществлены наилучшим образом.
Забота о Земле означает заботу о всех живых и неживых компонентах Природы: почве, растительных видах, атмосфере, лесах, бактериях, животных и воде. Это включает в себя действия, которые бы не приносили вред Природе, восстановительную работу, оправданное и умеренное расходование ресурсов, а также «честный заработок» (работа над созданием полезных и не вредящих окружающей среде систем).
Забота о Земле также включает в себя заботу о людях и подразумевает удовлетворение наших потребностей в еде, крыше над головой, образовании, пристойной работе, а также в человеческом общении.
Забота о людях очень важна; несмотря на то что мы, люди, составляем лишь малую часть Природы, мы оказываем на неё решающее воздействие. Если мы сами сможем обеспечить свои основные потребности, то тогда у нас отпадает необходимость потворствовать собственным неумеренным аппетитам и разрушать Природу.
Третьим компонентом базовой «этики заботы о Земле «является вложение собственного свободного времени, денег и материалов, направленное на достижение вышеперечисленных целей».
Это означает, что, после того как мы позаботились о своих первоочередных потребностях и организовали свою жизнь наилучшим способом, мы можем использовать свои способности и энергию для того, чтобы помочь другим достичь того же результата.
Системе пермакультуры, помимо всего прочего, свойственна также и непреложная этика жизни, которая признает ценность, присущую всему живому.
Дерево ценно само по себе, даже если оно и не имеет никакой коммерческой ценности для нас. Оно — живое, вот что является самым важным. Дерево выполняет свое назначение в Природе: переработку биомассы, выработку кислорода и двуокиси углерода, обеспечение укрытия для мелких животных, улучшение почвенных условий и так далее.
Как видно из вышесказанного, этика пермакультуры распространяется на все аспекты экологии, а также экономической и общественной жизни. Сотрудничество, а не соревнование — вот ключ ко всему.
П
ути, следуя которым мы на практике можем реализовывать этику заботы о Земле, могут быть следующими:
Принимайте в расчёт долговременные последствия своих действий. Сделайте всё возможное для обеспечения стабильности.
По возможности, используйте местные виды или те виды, о которых заранее известно, что они приживутся в данных условиях. Бездумное использование потенциально агрессивных видов может привести к нарушению баланса в окружающей среде.
Возделывайте, по возможности, наименьший участок земли. Разрабатывайте малоразмерные, энергоэффективные интенсивные системы вместо больших по размеру экстенсивных систем, которые потребляют большое количество энергии.
Практикуйте разнообразие видов, используйте поликультуры (как противоположность монокультурам). Это обеспечивает стабильность и позволяет быть готовым к переменам, как экологическим, так и социальным.
Увеличивайте разнообразие производимых продуктов; учитывайте общую сумму продуктов, производимых системой, куда входят однолетние и многолетние растения, зерновые культуры, деревья и животные. Рассматривайте сэкономленную энергию также в качестве произведённого продукта.
Используйте естественные (солнце, ветер и вода) и биологические (растения и животные) системы, для того чтобы сохранять и производить энергию.
Возрождайте практику производства продуктов питания в городах, как это традиционно было всегда в тех цивилизациях, которые существовали, не принося вред окружающей среде.
Помогайте людям в обретении независимости и способствуйте развитию групповой ответственности.
Сажайте деревья и восстанавливайте плодородие почвы.
Используйте всё на оптимальном уровне и утилизируйте отходы.
Ищите пути решения проблем, а не сами проблемы.
Работайте там, где это имеет смысл (сажайте дерево там, где оно приживётся, помогайте тем людям, которые действительно хотят чему-нибудь научиться).
|