З
акрытое Акционерное Общество
«Промтрансниипроект»
Проектный и научно-исследовательский институт
промышленного транспорта
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ
по теме:
Провести работы по пересмотру (актуализации)
СНиП 2.05.07–91 «Промышленный транспорт»
и представить его первую редакцию»
Этап 1. Анализ состояния нормативной базы
в рассматриваемой области
Выпуск № 6415
Договор № 0878
Москва, 2010 г.
Закрытое Акционерное Общество
«Промтрансниипроект»
Проектный и научно-исследовательский институт
промышленного транспорта
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор института «Промтрансниипроект»,
Академик РАТ
___________________ В.А. Сидяков
«___»______________ 2010 г.
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ
по теме:
Провести работы по пересмотру (актуализации)
СНиП 2.05.07–91 «Промышленный транспорт»
и представить его первую редакцию»
Этап 1. Анализ состояния нормативной базы
в рассматриваемой области
Выпуск № 6415
Договор № 0878
Зам. директора по науке, д.т.н. Л.А. Андреева
Москва, 2010 г.
СПИСОК ИСПОЛНИТЕЛЕЙ
От Промтрансниипроекта:
В.А. Сидяков
|
– Руководитель темы, общее и методологическое руководство
|
Л.А. Андреева
|
– научное руководство
|
Н.И. Карганова
|
– ответственный исполнитель
|
А.А. Зенкин
|
– ответственный исполнитель
|
С.Я. Шефтер
|
– ответственный исполнитель
|
Л.В. Клименко
|
|
В.В. Поляков
|
|
А.Г. Колчанов
|
|
В.Н. Павлов
|
|
В.В. Синайский
|
|
С.В. Гончаренко
|
|
В.А. Церемецкий
|
|
Л.А. Осипова
|
|
А.Н. Нацина
|
|
Л.Н. Грунина
|
|
М.И. Шмулевич
|
|
В работе принимали участие в качестве соисполнителей:
ОАО «Гипроруда»
ООО «Институт Гипроникель»
ОАО Институт «Уралгипроруда»
ОАО «Якутниипромалмаз»
НТЦ «Геотехнология»
Уральская государственная горно-геологическая академия
ЗАО «Институт Харьковский Промтранспроект»
Петербургский государственный университет путей сообщения
ОАО «Центр методологии нормирования и стандартизации в строительстве»
ЦНИИМЭ
ООО «Союзпроммеханизация»
СОДЕРЖАНИЕ
|
|
Стр.
|
|
ВВЕДЕНИЕ
|
6
|
1
|
ОБОСНОВАНИЕ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ АКТУАЛИЗАЦИИ СНИП
|
10
|
1.1
|
Основные направления развития законодательства в области технического регулирования
|
12
|
1.2
|
Основы технического регулирования на промышленном транспорте
|
18
|
1.3
|
актуализация и гармонизация нормативных документов в строительстве
|
31
|
2
|
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОМЫШЛЕННОГО ТРАНСПОРТА КАК ОБЪЕКТА НОРМИРОВАНИЯ
|
40
|
2.1
|
Современное состояние и проблемы развития промышленного транспорта Российской Федерации
|
40
|
2.2
|
модернизации промышленного железнодорожного транспорта колеи 1520. Модернизация технических средств
|
46
|
2.3
|
Промышленный железнодорожный транспорт колеи 1520 мм
|
48
|
2.4
|
Узкоколейньй промышленный железнодорожный транспорт
|
67
|
2.5
|
Автомобильный транспорт
|
69
|
2.6
|
Промышленные автодороги
|
75
|
2.7
|
Промышленный конвейерный транспорт
|
74
|
2.8
|
Промышленный гидравлический транспорт
|
76
|
2.9
|
Канатный подвесной транспорт
|
78
|
2.10
|
Контейнерные перевозки
|
79
|
3
|
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗРАБОТКИ СНИП
|
84
|
3.1
|
Железнодорожный транспорт колеи 1520 мм
|
94
|
3.2
|
Железнодорожный транспорт колеи 750 мм
|
106
|
3.3
|
Автомобильный транспорт
|
113
|
3.4
|
Гидравлический транспорт
|
124
|
3.5
|
Канатный подвесной транспорт
|
125
|
3.6
|
Конвейерный транспорт
|
126
|
3.7
|
Контейнерные площадки
|
127
|
3.8
|
Охрана окружающей среды
|
131
|
3.9
|
Противопожарная безопасность
|
136
|
4
|
ОБОСНОВАНИЕ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ И СТЕПЕНЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЕВРОПЕЙСКИХ ИЛИ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ
|
138
|
5
|
ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОБЛЮДЕНИЮ ТРЕБОВАНИЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ, ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ И РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЮ НА ТРАНСПОРТЕ.
|
161
|
5.1
|
Безопасность зданий и сооружений
|
161
|
5.2
|
Энергетическая эффективность
|
166
|
5.3
|
Ресурсосбережение на транспорте
|
171
|
6
|
РАСХОЖДЕНИЯ СНИП 2.05.07.-91 С ДРУГИМИ СНИП
И НАЦИОНАЛЬНЫМИ СТАНДАРТАМИ
|
180
|
7
|
ОЖИДАЕМАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ АКТУАЛИЗАЦИИ СНИП
|
185
|
|
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ
|
190
|
РЕФЕРАТ
Объем отчета – 196 стр.
из них текста – 192 стр.
таблиц – 20
рисунков – 7
ПромышленныЙ ТРАНСПОРТ; Нормативные документы; СНиП; ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ; актуализация; гармонизация; международная стандартизация
Объектом исследования является СНиП 2.05.07 «Промышленный транспорт», введенный в действие в 1991 г. За прошедшие годы объект нормирования претерпел существенные изменения в плане модернизации. Реформа сферы технического регулирования подразумевает пересмотр и внесение соответствующих изменений в нормативные документы.
Цель работы – обосновать целесообразность актуализации СНиП и возможность в той или иной степени использования европейских или международных стандартов; дать оценку экономической или социальной эффективности современной переработки нормативов по проектированию и строительству.
Выполнен анализ объекта нормирования; выделены приоритетные направления разработки СНиП; определены современные положения действующих сводов правил, строительных норм и других нормативных документов в области проектирования и строительства; обоснована степень использования международных стандартов.
ВВЕДЕНИЕ
Транспорт – это не только важнейший компонент продуктивной инфраструктуры, самостоятельная отрасль экономики страны и мирового хозяйства в целом, но инструмент государственной политики. Надежная и эффективная работа транспортного комплекса обеспечивает территориальное и экономическое единство страны, развитие и углубление межрегиональных связей, формирование полноценного рынка и освоение природных богатств.
В России с её огромной территорией именно транспорт объединяет в единый комплекс буквально все отрасли экономики и социальные структуры.
Для эффективного функционирования транспорта необходимо проведение мероприятий по внедрению новых типов транспортных средств, совершенствованию структуры парка подвижного состава и углублению его специализации, развитию сети и постоянных устройств станций, портов, аэродромов, расширению использования прогрессивных технологий перевозок. Этим обуславливается необходимость внесения изменений в нормативные документы, регламентирующие деятельность транспорта на всех этапах проектирования, модернизации, реконструкции и нового строительства.
В послании Федеральному Собранию 11 ноября 2009 г. Президент РФ Дмитрий Медведев определил задачи гармонизации российского и европейского законодательства в области строительства:
«Перевести технологии и стоимость строительства дорог и других объектов в соответствие с общепринятыми международными стандартами.
Нужно, кстати, рассмотреть и возможность использования соответствующих норм Евросоюза для более быстрой разработки наших регламентов строительства. Очень долго мы это делаем».
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. №1047-р в перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» включен СНиП «Промышленный транспорт».
Необходимость актуализации СНиП «Промышленный транспорт» обусловлена, во-первых, сроком давности его разработки (около 20 лет), во-вторых, произошедшими реформами в области транспорта, прежде всего железнодорожного, на этапе становления рыночных отношений и функционирования предприятий различных форм собственности.
Если в промышленно развитых районах европейской части страны основные задачи развития производственной базы транспорта заключаются в повышении технического уровня существующей магистральной и местной транспортной сети, то в северных и восточных районах страны, наряду с улучшением технического оснащения существующей сети, предстоит продолжить строительство опорных магистралей и развитие сети предприятий промышленного железнодорожного транспорта.
Основным инструментом привлечения внебюджетных инвестиций к реализации крупных инвестиционных проектов является институт государственно-частного партнёрства. Государственно-частное партнёрство уже стало одним из главных инструментов государственного управления в мире, выбор же именно государственно-частного партнёрства для транспортной сферы определяется двумя обстоятельствами:
- большинство транспортных проектов имеют большое социально-экономическое значение, однако само по себе это не вызывает особой заинтересованности у потенциальных частных инвесторов;
- транспортная инфраструктура – капиталоёмкая отрасль. В связи с этим финансирование первоначального этапа обходится в довольно значительные суммы.
Выгоды частных инвесторов и операторов заключаются в том, что в рамках государственно-частного партнёрства государство принимает на себя определенную часть затрат, рисков, а также имеющийся административный ресурс для повышения привлекательности соответствующего проекта для негосударственного участника.
Организация деятельности промышленного транспорта, при определённых обстоятельствах, может также относиться к сфере государственно-частного партнёрства. Этот вид сотрудничества государства и бизнеса может и должен найти своё применение в вопросах создания и развития транспорта, в первую очередь, в районах северного Урала, Сибири и Дальнего Востока. В частности, принципы государственно-частного партнёрства заложены в основу разработанного и реализуемого в настоящее время инвестиционного проекта «Комплексное развитие Южной Якутии».
Развитие инфраструктуры железнодорожного транспорта в климатически сложных для освоения районах страны не может производиться иначе, как путём создания инфраструктур промышленного железнодорожного транспорта, переводимого впоследствии в категорию железнодорожного транспорта общего пользования.
Особое значение при совершенствовании транспортной технологии имеет выбор вида промышленного транспорта и взаимодействие различных его видов. Наиболее целесообразно использовать железнодорожный транспорт в сочетании с автомобильным и автомобильный с конвейерным. Повышение экономичности работы железнодорожного транспорта достигается за счёт слияния технологических, транспортных и информационных потоков. Большой эффект достигается также при внедрении новых способов транспортирования грузов, например, угля в виде пульпы с разгрузкой по трубопроводам с насосами.
На металлургических предприятиях для технологических перевозок целесообразно использовать автомобильный транспорт, в том числе портальные автомобили, автошлаковозы, автопоезда с П-образной рамой, самоходные тележки, вилочные погрузчики с вагонетками грузоподъёмностью 5-40 т, одноосные тягачи с одноосным прицепом и т.д. Внедрение таких транспортных средств позволяет сократить затраты на перемещение грузов в 1,5-2 раза.
В разрабатываемом СНиПе «Промышленный транспорт» определяются приоритетные направления развития промышленного транспорта. При этом особое внимание уделяется внедрению энергосберегающих технологий и экологическим вопросам, обосновывается целесообразность и необходимость использования европейских и международных стандартов, определяется степень расхождения с другими СНиП и национальными нормативными документами.
В настоящее время более половины перевозимых грузов попадает под определение «контейнеропригодных». Основная их часть зарождается на путях транспорта необщего пользования и с большой долей достоверности может быть отнесена к области промышленного транспорта.
В СНиП введены новые разделы, касающиеся организации контейнерных перевозок, учета требований пожарной безопасности, значительно расширен и актуализирован параграф по охране окружающей среды.
Формируемые разделы по каждому из видов промышленного транспорта согласовываются со специалистами профильных организаций и доступны на предмет внесения соответствующих дополнений и корректировок.
|