Методическое пособие адресуется учителям практикам для осуществления успешной работы по актуализации знаний, умений и навыков, развитию интереса к предмету «Трудовое обучение»


Скачать 2.16 Mb.
Название Методическое пособие адресуется учителям практикам для осуществления успешной работы по актуализации знаний, умений и навыков, развитию интереса к предмету «Трудовое обучение»
страница 1/19
Тип Методическое пособие
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19
Рекомендовано Научно-методическим советом Актюбинского института повышения квалификации и переподготовки кадров.

Автор: Горбачева Д.А. - учитель технологии средней

общеобразовательной школы-гимназии №17


Рецензенты: Избасова А.М. – методист кабинета

профессионального образования

Областного института повышения

квалификации и переподготовки

кадров.
Макарова Е.Г. – заместитель директора по МР

школы-гимназии №17

Методическое пособие адресуется учителям – практикам для осуществления успешной работы по актуализации знаний, умений и навыков, развитию интереса к предмету «Трудовое обучение».

В методическом пособии представлены интересные разработки уроков, внеклассных мероприятий, а также программы кружков по трудовому обучению, направленные на развитие творческих способностей учащихся, раскрытию их индивидуальности.

ВВЕДЕНИЕ
Уважаемые коллеги, если вы гордитесь своим образовательным учреждением и хотите сделать его уникальным в своём роде и узнаваемым, если вы стремитесь увлечь учеников своим предметом, если вы желаете изменять личностные установки, взгляды, убеждения, если вам по пути со временем, в котором приоритет у инноваций, то вам самое время прочитать данное методическое пособие. В настоящее время много уделяется внимания новым технологиям в образовании и в частности «PR технологии и стратегические коммуникации в образовании». Нам, педагогам, необходимо учиться «пиарить» свой предмет среди учеников и коллег.

Помочь «пропиарить» свой предмет нам могут различные современные образовательные технологии. Одним из инновационных методов работы с учащимися является метод проектов. Этот метод всегда предполагает, во-первых, решение какой-то проблемы, и, во-вторых, направлен на получение результата. Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.… В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Для метода проектов очень существенным является вопрос практической, теоретической и познавательной значимости предполагаемых результатов. Сегодня метод проектов является одним из популярнейших в мире, поскольку позволяет рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем окружающей действительности.

Развитие интереса к предмету так же можно осуществить и проводя различные внеклассные мероприятия и ведя кружковую работу по своему предмету.

В данном методическом пособии предлагается учителям трудового обучения ознакомиться и взять на вооружение интересные разработки уроков с различными игровыми моментами, уроки, на которых применяется метод проектов, разработки внеклассных мероприятий, а также программа кружка по декоративно-прикладному искусству.


1. ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ»
Любой учитель знает, что заинтересованный школьник учится лучше. Если есть интерес, то у ребенка возникает желание узнать, исследовать, расширить свой кругозор. Именно на развитие устойчивого познавательного интереса школьника должна быть направлена деятельность педагога.

Считаю, что можно превратить «пассивных» детей в «активных», вызвать интерес к учению, если умело сформировать мотивацию ученика. Повышение уровня мотивации детей к изучению технологии является важным и актуальным направлением педагогического поиска, поскольку сегодня намечается «угасание» интереса детей к некоторым видам рукоделия. Одна из основных задач, которую я ставлю перед собой – повышение уровня мотивации к изучению отдельных разделов технологии.

Решению этой задачи мне помогает четкое планирование структуры урока, использование различных форм обучения, тщательно продуманные методы и приемы подачи учебного материала.

Итак, всем хорошо известно, что основа всей воспитательной работы – формирование нужного мотива. Мотив – это форма проявления потребности человека в чем-либо. Следовательно, мотив отвечает на вопрос «ради чего»? человек выполняет какую-либо деятельность. Совокупность всех мотивов к определенной деятельности, в частности, к изучению технологии, называется мотивацией.

Известны два основных пути формирования у учеников нужной мотивации. Первый, так называемый «снизу вверх» состоит в создании таких объективных условий, такой организации деятельности ученицы, которые ведут к повышению мотивации. Этот путь означает, что учитель, опираясь на имеющуюся потребность, так организует работу, чтобы она вызывала у учеников положительные эмоции удовлетворения и радости. Если эти чувства ученица испытывает долго, то у нее возникает новая потребность в этой деятельности.

К примеру, чтобы сформировать стойкий мотив – интерес к работе за ножной швейной машиной, учитель начинает с простого – правильной посадки за швейной машиной и умению работать с ножной педалью. И эти упражнения повторяются до тех пор, пока ученицы не обретут полную уверенность в своих возможностях. Причем учитель не скупится на похвалу и высокие оценки. Потом дает более «сложную» задачу – строчить по бумаге, стараясь вести ровные строчки без заправки машины нитями, далее – строчить по ткани, и, наконец – строчить по ткани с заправкой нити в нужном режиме скорости. Постепенно у девочек крепнет уверенность в своих силах, растет удовлетворенность от работы и, в конечном счете, формируется стойкая положительная мотивация к работе за ножной швейной машиной.

Другой путь заключается в усвоении целей, идеалов, примеров, которые, по замыслу учителя, должны стать внутренней потребностью ученика, иными словами, мотивация на хорошем примере, или путь «сверху вниз». Для иллюстрации приведу такой пример – ученицы 6-7 классов хоть раз побывав на выступлении школьного театра мод «Дебют», получают такой творческий заряд, что мне, как учителю, остается только направлять деятельность учениц в нужное русло. Освоить швейную машину, ознакомиться с процессом моделирования, узнать секреты макияжа, научиться технике «дефиле», изучить закон имиджа – вот сколько мотивов возникает у девочек. Появляется потребность действовать.

Особую роль в формировании мотивации играет коллектив, среда, в которой живет и действует ученик. В данной ситуации важная роль в повышении активности принадлежит методу обучения в малых группах по технологии сотрудничества , что позволяет приобретать навыки работы в команде, развивать ключевые компетенции и самостоятельность, сообща отвечать за результат.

Еще одна из форм работы в коллективе, которая успешно помогает повышать интерес к предмету – проектная деятельность учащихся. Метод проектов дает школьникам отличный шанс исследовать, придумывать, по-новому решать проблему, создавать изделие, испытывать его и оценивать в реальных условиях. Использование проектной деятельности убедительно доказывает возможность сформировать стойкий интерес к изучению предмета. А если проект носит коллективный характер – дети учатся выполнять функции принятой на себя роли, анализировать результаты совместной работы, т.е. позволяет ученикам приобретать навыки работы в команде.

Для примера, такие коллективные проекты, как «Дизайн столовой», «Украшаем актовый зал», «Шторы для школьного фойе», «Костюм Дедушки Мороза» и др., очень значимы для подростков, ведь они выполняются не для себя и своей семьи, а для школы, что позволяет поднять уровень мотивации на еще большую высоту.

Огромное воздействие на формирование мотивации оказывает игра. Дидактическая игра позволяет реализовать все функции обучения: образовательную, воспитательную, обучающую. Именно в игре осуществляется парадокс: казалось бы, ученик делает то, что ему хочется, но, тем не менее, он в игре учится подчиняться правилам, логике, условностям. Игра помогает ученику осознать себя в новой роли, посмотреть на уже известные вещи другими глазами.

Как помогают игровые технологии на уроке, расскажу на примере игры «Цветик – четырехцветик». Задача применения игры – повысить эффективность повторения и усвоения новых заданий. Название игры произошло из – за 4-х ярких картонных лепестков цветка, укрепленных на высоком стебле. Командиры заранее спланированных групп вслепую «тянут» по лепестку: «доверие», «один за всех», «эстафета», «автоответчик». В зависимости от везения, команда либо отвечает устно и лаконично на короткие вопросы учителя («автоответчик»), либо готовит письменный ответ и самостоятельно оценивает себя («доверие»), следующая группа детей готовит пересказ параграфа поочередно («эстафета»), а командир четвертой команды «один за всех» отчитывается за конкретное задание, за что все члены команды получают оценки. Данная игра всегда проходит живо, весело, результативно, а главное – зримо повышает уровень мотивации к изучению того или иного раздела программы.

Проведенное анкетирование показало, что ученицы очень активно включаются в учебную деятельность через игру (98%), кроме того, игра формирует нужную мотивацию к изучению самого предмета (83%). Параллельно выясняется, что игра заставляет подростка считаться с товарищами, сопереживать, сочувствовать, то есть способствует воспитанию личности.

Как видно из сказанного, формируя оптимальный уровень мотивации к изучению технологии через проектную деятельность и дидактическую игру, учителю дополнительно удается сформировать социальные умения и навыки.

Каков же оптимальный уровень мотивации? По утверждению ученых уровень мотивации равный 85% считается оптимальным, достаточным – 65-84%, а низкий – 45-64%. Путем проведения разнообразных дидактических проб с учениками 5-8 классов я выяснила, как меняется уровень мотивации школьников при изучении различных разделов и тем программы.

Из графика отчетливо виден «всплеск» интереса в изучении кулинарии, выравнивание уровня мотивации в разделах машиноведения, конструирования и моделирования одежды и снижение уровня мотивации при изучении материаловедения и эстетики и экологии жилища. Результаты диагностики убедительно доказывает, что уровень мотивации к изучению предмета технологии в целом достаточно высок, кроме этого видны «западающие» звенья. Есть над чем поработать! Следовательно, грамотно используя арсенал средств в своей работе мне необходимо добиться «выравнивания» уровня мотивации в некоторых разделах.



1 – Культура дома. Техника в быту; 2 – Основы информационных технологий; 3 – Технология художественного рукоделия с элементами ДПИ. Моделирование швейных изделий; 4 – Проект; 5 – Культура питания. Технология приготовления пищи; 6 – Основы домашней экономики и предпринимательства
Под уроком  технологии понимается занятие, на котором учащиеся, объединенные в группу (класс), под руководством учителя или самостоятельно овладевают технологическими знаниями, умениями и навыками.   Каждый урок представляет собой составную часть, ступень или звено в учебном процессе. Вместе с тем урок – это относительно самостоятельный и логически завершённый этап овладения учащимися знаниями, умениями и навыками.                                                   

Урок технологии – сложное педагогическое явление. С одной стороны это организованная активная учебно-познавательная деятельность учащихся, с другой – управление этой деятельностью учителем.                                                           

Жизнь требует от нас, чтобы каждое новое задание, которое мы даём нашим ученикам, было до какой-то степени новым и для нас.  Обращённое к нам (учителю), оно должно быть заданием на усовершенствования учебного процесса, на развитие нашей способности решать новые педагогические проблемы и переносить найденные принципы решения на другие объектные области и проблемные ситуации.           

Дети, которые первого сентября придут в первый класс, горят с нетерпением: они ждут встречи с этой загадочной школой, завести себе друзей, начать совершенно  другую жизнь – учиться! Проходит время. Посещение школы становиться делом обыденным и не всегда радостным. На некоторые уроки вообще ходить не хочется, скучно.                                                                                                                       

Как сделать, чтобы учащиеся не только не потеряли интереса к предмету, но и сами бы стремились к получению новых знаний и умений? Как можно этого  достичь? Строить обучение на самостоятельной и коллективной основе, проводить работу с детьми по формированию у них воображения и фантазии «Глаз всегда должен идти впереди языка», как говорил Михалков: «Учить забавляя…» Для того, чтобы расширить кругозор, развить любознательность детей, перед выполнением новой работы нужно планировать на 5-7 мин беседу или рассказ.   В эти беседы я включаю довольно интересные и полезные сведения об истории возникновения и развития вещей. Беседы должны быть связаны с темой урока  и содержать информацию, которая позволяет углубить интерес учащихся к работе на уроке. Учебный материал нашего предмета позволяет использовать на занятиях легенды и мифы, сказки и притчи, приводить исторические сведения, стихи, пословицы и поговорки, загадывать загадки …  В процессе своей работы я убедилась, что после изучения каждого модуля (раздела) необходимо проводить итоговое занятие для систематизации у учащихся знаний и умений, активизации их  творческой деятельности и самостоятельности. Занимательные виды проверки знаний и умений, к которым относятся различные дидактические игры, конечно, не заменят традиционных способов контроля и оценки усвоения  учащимся программного материала. Но игровой подход вносит в учебный процесс дух поиска, творчества, соревновательность, стимулирующие познавательную активность учащихся. Причём  масштаб использования игровой деятельности в обучении достаточно велик – от включения в ткань учебного процесс  отдельных игровых моментов  до организации в игровой форме целого занятия.                                

Итак, выход я вижу в использовании на занятиях игровых форм. Подобные уроки дают прекрасные результаты. В процессе игры постоянно создаются ситуации, требующие немедленного разрешения, что ведёт к формированию умения делать выбор и нести за него ответственность. А это требует самостоятельного решения, инициативы, развитого мышления. Кроме того, привлекательность урока-игры, заключается в том, что ученики после него стремятся самостоятельно, добровольно к расширению полученных знаний.  Не под страхом получения неудовлетворительной оценки, а для того, чтобы больше узнать.                                                                                  

На изучение сложного раздела программы «Бытовая швейная машина» в 5 классе отводится 4 часа и  на выполнение  машинных швов: «стачного» и «шва вподгибку» - 2 часа. Это сложная тема не только для детей, но и для учителя. Так как, получив навыки шитья на уроке, ученица чаще всего не имеет возможности закрепить их дома. Не каждая мама позволит «расстроить» дорогую вещь.  Начинаю с пятого класса знакомить девочек со швейной машиной и работой на ней с ножным и электрическим приводом. Так как машины с ручным приводом уже вытеснены из домашнего обихода более быстроходными и лёгкими в обращении бытовыми машинами с электрическим приводом.  Однако не во всех школах города  есть машины с электрическим приводом в достаточном количестве, чтобы забыть о машинах с ножным приводом. В нашей швейной мастерской девять машин с электрическим приводом. С пятого класса девочки изучают и прекрасно шьют на машине с электрическим приводом. По этому разделу я тоже провожу итоговое занятие в форме игры – конкурса. Не сомневаюсь, что у многих учителей есть свои методические находки в проведении игровых уроков по проверке знаний. От меня требуется нечто оригинальное, что бы было под силу сделать самостоятельно учителю, имеющему опыт работы, так и начинающему свою педагогическую практику.             
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

Похожие:

Методическое пособие адресуется учителям практикам для осуществления успешной работы по актуализации знаний, умений и навыков, развитию интереса к предмету «Трудовое обучение» icon Сборник тестов и практических заданий для самостоятельной подготовки студентов
Культура речи – понятие сложное и неоднозначное. С одной стороны, это особая научная дисциплина, а с другой – совокупность определенных...
Методическое пособие адресуется учителям практикам для осуществления успешной работы по актуализации знаний, умений и навыков, развитию интереса к предмету «Трудовое обучение» icon Название программы Аннотация на программу Перечень методических приложений к программе
Формирование знаний, умений и начальных навыков в использовании некоторых видов военной и морской техники. Активизация полученных...
Методическое пособие адресуется учителям практикам для осуществления успешной работы по актуализации знаний, умений и навыков, развитию интереса к предмету «Трудовое обучение» icon Учебно-методическое пособие. Новосибирск, 2006
Учебно-методическое пособие предназначено инструкторам детско-юношеского и спортивного туризма с целью повышения уровня знаний и...
Методическое пособие адресуется учителям практикам для осуществления успешной работы по актуализации знаний, умений и навыков, развитию интереса к предмету «Трудовое обучение» icon Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов...
Учебно-методическое пособие предназначено для самостоятельной подготовки и отработки мануальных навыков сестринской практики в условиях...
Методическое пособие адресуется учителям практикам для осуществления успешной работы по актуализации знаний, умений и навыков, развитию интереса к предмету «Трудовое обучение» icon Тема урока: Обобщение знаний за курс начальной школы
Цель: способствовать развитию интереса к русскому языку, развитию интеллекта младших школьников
Методическое пособие адресуется учителям практикам для осуществления успешной работы по актуализации знаний, умений и навыков, развитию интереса к предмету «Трудовое обучение» icon В период обучения грамоте
Систематический учёт знаний, умений и навыков является неотъемлемой частью всего учебного процесса в общеобразовательной школе. Он...
Методическое пособие адресуется учителям практикам для осуществления успешной работы по актуализации знаний, умений и навыков, развитию интереса к предмету «Трудовое обучение» icon Учебно-методическое пособие Москва Издательство мгту им. Н. Э. Баумана 2009
Кроме того, в пособие включены разнообразные лексико-грамматические упражнения, способствующие развитию и закреплению навыков понимания...
Методическое пособие адресуется учителям практикам для осуществления успешной работы по актуализации знаний, умений и навыков, развитию интереса к предмету «Трудовое обучение» icon Ханты мансийского автономного округа югры гоу впо хмао югры «сургутский...
Учебное пособие предназначено для усвоения теоретического материала учебных дисциплин: «Физическая реабилитация», «Частные методики...
Методическое пособие адресуется учителям практикам для осуществления успешной работы по актуализации знаний, умений и навыков, развитию интереса к предмету «Трудовое обучение» icon Учебно-методическое пособие организация работы школы здоровья для...
Учебно-методическое пособие предназначено для специалистов, осуществляющих обучение в Школе здоровья для пациентов с бронхиальной...
Методическое пособие адресуется учителям практикам для осуществления успешной работы по актуализации знаний, умений и навыков, развитию интереса к предмету «Трудовое обучение» icon Методическое пособие по английскому языку по профессии: 22. 02. 06 (150415)
Методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по профессии: «Сварочное производство» инацелено на развитие навыков...
Методическое пособие адресуется учителям практикам для осуществления успешной работы по актуализации знаний, умений и навыков, развитию интереса к предмету «Трудовое обучение» icon Слайд №1 Цель урока: Образовательная: 1
Развивающая: продолжить работу по развитию умения составления формул химических соединений и развитие интеллектуальных умений интереса...
Методическое пособие адресуется учителям практикам для осуществления успешной работы по актуализации знаний, умений и навыков, развитию интереса к предмету «Трудовое обучение» icon Сверлильный станок: назначение, устройство. Инструменты и оснастка....
Способствовать формированию и развитию умений и навыков работы на сверлильном станке, приспособлениями для сверления
Методическое пособие адресуется учителям практикам для осуществления успешной работы по актуализации знаний, умений и навыков, развитию интереса к предмету «Трудовое обучение» icon Лифиц И. М., к т. н., профессор Лабораторный практикум по дисциплине...
Методическое пособие предназначено для овладения студентами практических умений и навыков в области оценки конкурентоспособности...
Методическое пособие адресуется учителям практикам для осуществления успешной работы по актуализации знаний, умений и навыков, развитию интереса к предмету «Трудовое обучение» icon «Спорт»; развитие речевых умений и навыков, навыков аудирования и письма
Цели: тренировка произносительных навыков (звуки, интонация) при декламации стихотворения во время фонетической зарядки; повторение...
Методическое пособие адресуется учителям практикам для осуществления успешной работы по актуализации знаний, умений и навыков, развитию интереса к предмету «Трудовое обучение» icon Статья 195. 1 Понятие квалификации работника, профессионального стандарта
Квалификация работника – уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника
Методическое пособие адресуется учителям практикам для осуществления успешной работы по актуализации знаний, умений и навыков, развитию интереса к предмету «Трудовое обучение» icon «Физика и кухня»
Цель мероприятия: формирование познавательного интереса к физике у учащихся 6 класса, выявление знаний и умений учащихся по теме

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск