Контрольные вопросы по теме: Для успешной работы на практическом занятии


Скачать 2.65 Mb.
Название Контрольные вопросы по теме: Для успешной работы на практическом занятии
страница 1/25
Тип Занятие
rykovodstvo.ru > Руководство ремонт > Занятие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25
УМК
Учебные задания

для студентов

Факультет:
Педиатрический

I-II семестр


ГБОУ ВПО «Уральская государственная медицинская академия»

Министерства здравоохранения и социального развития

Российской Федерации


Утверждаю:

Зав. кафедрой медицинской

биологии и генетики

д.м.н., проф. Макеев О.Г.

________________________

«___»_____________2011 г.

Учебное задание

для студентов

Факультет: педиатрический


Курс 1 Семестр 1
Занятие №1


Тема занятия: Оптические лабораторные приборы и правила работы с ними.

Екатеринбург

2011 г.

2. Цель занятия: Ознакомиться с устройством светового микроскопа, с правилами работы с ним и методами изготовления микропрепаратов.
3. Задачи занятия:

3.1. Знать устройство светового микроскопа.

3.2. Уметь изготовлять временные микропрепараты.

3.3. Освоить правила микроскопирования.
4. Продолжительность занятия 2 часа
5. Контрольные вопросы по теме:

Для успешной работы на практическом занятии необходимо знать теоретический материал:

Тема: Оптические лабораторные приборы и правила работы с ними.

5.1. Указать основные виды микроскопической техники и виды микроскопов.

5.2. Укажите составляющие механической и оптической частей микроскопов.

5.3. Что такое «временный», «постоянный» микропрепарат?

5.4. Что такое «артефакт»?

5.5. Какое изображение дает микроскоп?

5.6. Каковы основные правила микроскопирования?
6. Задания и методические указания к их выполнению.

На занятии студенту необходимо:

6.1. Выполнить практические работы:

Работа № 1. Газетный шрифт под микроскопом.

Приготовить временный микропрепарат газетного шрифта: поместить фрагмент газетного шрифта на предметное стекло и накрыть его покровным стеклом. Рассмотреть препарат при малом увеличении микроскопа. Обратить внимание на характер изображения объекта под микроскопом. Записать вывод: микроскоп дает изображение объекта увеличенное, обратное, мнимое.

Работа № 2. Волокна ваты под микроскопом.

Приготовить временный микропрепарат волокон ваты (см. выше), рассмотреть препарат при малом и большом увеличении микроскопа. Обратить внимание на наличие между перекрестами волокон ваты округлой формы темные образования – артефакт в препарате, представленный пузырьком воздуха.

Артефакт (лат. Arte – искусство + factus - сделанный) – возникающие в некоторых случаях при изготовлении препаратов или исследовании организма образования или процессы, несвойственные им в норме.

Работа № 3. Центрирование микроскопа.

Приготовить временный препарат перекреста волос. Волос, длиной 2 см разрезают пополам. Волосы в виде перекреста (Х) кладут на предметное стекло с каплей воды. Препарат рассматривают:

  • при малом увеличении (10*8), располагая центр перекреста волос в центре поля зрения.

  • Не двигая препарата, рассматривают его при большом увеличении (10*20) микроскопа.

Обратить внимание на место расположения перекреста в поле зрения микроскопа. В альбом внести запись о состоянии центрирования микроскопа: при хорошо отцентрированном микроскопе центр перекреста при смене объектива остается по-прежнему в поле зрения.
6.2. Ответить на контрольные вопросы.
7. Вопросы к контролям по данной теме:

7.1. Вопросы, включенные в билеты к курсовому экзамену:

  1. Устройство светового микроскопа. Техника микроскопирования биологических объектов.


8. Литература для подготовки к занятию:

8.1. Основная:

8.1.1. Биология, учебник УМО, 2т., под ред. Ярыгина В.Н., Мир, 2002 г.

8.1.2. Биология с генетикой, учебник УМО, 2т., под ред. Ярыгина В.Н., Мир, 2000г.
8.2. Дополнительная:

8.2.1. Биология. И.В. Чебышев, Г.Г. Гринева, М.В. Косарь. М.: ГОУ ВУНМЦ, 2001г.

8.2.2. Цитология. Учебно-методическое пособие для студентов. Екатеринбург, 2010 г.
ГБОУ ВПО «Уральская государственная медицинская академия»

Министерства здравоохранения и социального развития

Российской Федерации


Утверждаю:

Зав. кафедрой медицинской

биологии и генетики

д.м.н., проф. Макеев О.Г.

________________________

«___»_____________2011 г.

Учебное задание

для студентов

Факультет: педиатрический


Курс 1 Семестр 1
Занятие №2


Тема занятия: Структурная организация клетки. Прокариотические и эукариотические клетки.

Екатеринбург

2011 г.

2. Цель занятия: Знакомство с историей создания и современными положениями клеточной теории, характерными признаками прокариотических и эукариотических клеток, строением животной клетки, ее компонентов и органоидов, их функциями.
3. Задачи занятия:

3.1. Изучить историю создания клеточной теории.

3.2. Знать современные положения клеточной теории.

3.3. Изучить характерные признаки прокариотических и эукариотических клеток.

3.4. Знать строение животной клетки.

3.5. Знать органоиды клетки и их функции.
4. Продолжительность занятия 2 часа
5. Контрольные вопросы по теме:

Для успешной работы на практическом занятии необходимо знать теоретический материал:

Тема: Структурная организация клетки. Прокариотические и эукариотические клетки.

5.1. Кем, когда и на каком объекте была открыта клетка?

5.2. Дайте современное определение клетки.

5.3. В чем сущность клеточной теории и кто её авторы?

5.4. К каким формам жизни относят бактерии и сине-зеленые водоросли, вирусы?

5.5. Как размножаются бактерии (митоз, амитоз, спорами)?

5.6. Чем отличается хромосомный аппарат про- и эукариот?
6. Задания и методические указания к их выполнению.

На занятии студенту необходимо:

6.1. Выполнить самостоятельную работу:

Самостоятельная работа по теме «Клетка – элементарная единица живого»:

а) клеточная теория, её основные постулаты;

б) про- и эукариотические клетки

в) органоиды клетки (материал оформить в виде таблицы)

Таблица №1.
Органоиды клетки

Органоиды и

компоненты

клетки

Мембраны

органов

Размер

Строение

Функции




1; 2; нет











6.2. Ответить на контрольные вопросы.
7. Вопросы к контролям по данной теме:

7.1. .Вопросы к текущим компьютерным контролям:

  1. К прокариотам относятся:

    1. сине-зеленые водоросли;

    2. вирусы;

    3. вирусы и бактерии;

    4. вирусы и сине-зеленые водоросли;

    5. простейшие;

  2. Аппарат Гольджи относится:

    1. к элементам цитоскелета клетки;

    2. к одномембранным органоидам;

    3. к двухмембранным органоидам;

    4. к немембранным органоидам;

    5. ни один из вышеназванных ответов.

  3. У прокариот наследственный материал представлен:

    1. нуклеоидом;

    2. тилакоидами;

    3. хромосомами;

    4. нуклеокапсидами;

    5. лизосомами.

  4. Какие органоиды клетки содержат ферменты - гидролазы?

    1. митохондрии;

    2. лизосомы;

    3. аппарат Гольджи;

    4. ЭПС;

    5. рибосомы.

  5. ЭПС относится к:

    1. одномембранным органоидам;

    2. немембранным органоидам;

    3. включениям;

    4. элементам цитоскелета;

    5. двухмембранным органоидам.


7.2. Вопросы, включенные в билеты к курсовому экзамену:

  1. Клеточная теория (авторы, год создания, основные положения; дополнения и современное состояние) и ее значение для биологии и медицины.

  2. Прокариотические и эукариотические клетки.

  3. Клетка – структурно-функциональная и генетическая единица живого.

  4. Строение эукариотической клетки:

    • строение и функции клеточной мембраны (жидкостно-мозаичная теория организации клеточной мембраны; фаго- и пиноцитоз, активный перенос, осмос и диффузия);

    • строение и функции мембранных органоидов (ЭПС, аппарат Гольджи, митохондрии, пластиды и лизосомы);

    • строение и функции немембранных органоидов: клеточный центр, рибосомы, реснички и жгутики, элементы цитоскелета.


8. Литература для подготовки к занятию:

8.1. Основная:

8.1.1. Биология, учебник УМО, 2т., под ред. Ярыгина В.Н., Мир, 2002 г.

8.1.2. Биология с генетикой, учебник УМО, 2т., под ред. Ярыгина В.Н., Мир, 2000г.
8.2. Дополнительная:

8.2.1. Биология. И.В. Чебышев, Г.Г. Гринева, М.В. Косарь. М.: ГОУ ВУНМЦ, 2001г.

8.2.2. Цитология. Учебно-методическое пособие для студентов. Екатеринбург, 2010 г.

8.2.3. Мушкамбаров Н.Н., Кузнецов С.Н. Молекулярная биология: Учебное пособие для вузов. М.: Медицинское информационное агентство, 2003.

8.2.4. Пехов А.П. Биология с основами экологии. Серия «Учебники для вузов. Специальная литература» - СПб.: Издательство «Лань», 2000.

8.2.5. Фаллер Д.М., Шилдс Д. Молекулярная биология клетки. Руководство для врачей. Пер. с англ. – М.: БИНОМ-Пресс, 2003.
ГБОУ ВПО «Уральская государственная медицинская академия»

Министерства здравоохранения и социального развития

Российской Федерации


Утверждаю:

Зав. кафедрой медицинской

биологии и генетики

д.м.н., проф. Макеев О.Г.

________________________

«___»_____________2011 г.

Учебное задание

для студентов

Факультет: педиатрический


Курс 1 Семестр 1
Занятие №3


Тема занятия: Структурные компоненты ядра. Хромосомы. Классификация хромосом человека. Политенные хромосомы.

Екатеринбург

2011 г.

2. Цель занятия: Познакомиться со структурой, функциями ядра и его компонентов для понимания механизмов хранения, передачи и реализации наследственной информации в онтогенезе.
3. Задачи занятия:

3.1. Знать структурные компоненты ядра.

3.2. Изучить функции ядра и его структурных компонентов.

3.3. Изучить типы хромосом.

3.4. Знать принципы Денверской и Парижской классификации хромосом.

3.5. Освоить метод приготовления временного микропрепарата политенных хромосом.
4. Продолжительность занятия 2 часа
5. Контрольные вопросы по теме:

Для успешной работы на практическом занятии необходимо знать теоретический материал:

Тема: Структурные компоненты ядра. Хромосомы. Классификация хромосом человека. Политенные хромосомы.

5.1. Указать структурные компоненты ядра эукариотической клетки, их назначение.

5.2. Морфология и типы хромосом.

5.3. Химический состав хроматина (хромосом).

5.4. Структура и функции интерфазных хромосом.

5.5. Что представляет собой эухроматин и гетерохроматин?

5.6. Политенные хромосомы и их значение.

5.7. Какие принципы положены в основу Денверской и Парижской классификации хромосом человека?

5.8. Понятие об идиограмме хромосом человека.
6. Задания и методические указания к их выполнению.

На занятии студенту необходимо:

6.1. Выполнить самостоятельную работу:

Работа №1. Метод получения метафазной пластинки.

Изучить метафазную пластинку человека и фотографии кариотипов здоровых людей (мужчины и женщины). Обратить внимание на то, что при окраске метафазных хромосом основными красителями (реактив Фёллинга, орсеин и др.), хромосомы окрашиваются однотонно. В кариотипе человека имеются метацентрические, субметацентрические, акроцентрические хромосомы.

Записать: в основу Денверской классификации хромосом человека, принятой в 1960г. на конгрессе генетиков в г. Денвере, США, штат Колорадо, положено два морфологических признака – размеры (длина) хромосом и положение центромеры. 7 групп хромосом в системе аутосом (гр. А, В, С, D, Е, F, G). В группу А вошли самые крупные пары гомологичных хромосом, а в группу G - самые мелкие. Половые хромосомы в классификацию не входят.

Зарисовать и выучить схему Денверской классификации хромосом человека.

Работа № 2. Парижская классификация хромосом человека.

Изучить фотографии хромосом человека, окрашенных краской Гимза. Обратить внимание на то, что при окраске метафазных хромосом краской Гимза, после предварительной обработки их ферментом или флуоресцентными красителями в каждой негомологичной хромосоме обнаруживается неспецифический характер расположения светлых и темных дисков.

Записать: в основу Парижской классификации хромосом человека, принятой в 1971 г. на IV Международной конференции по стандартизации и цитогенетике человека в Париже, положен метод дифференциальной окраски хромосом, позволяющий идентифицировать каждую пару гомологичных хромосом, построить цитологические карты групп сцепления генов, выявить нарушения в плечах, прицентромерных и теломерных участках хромосом. Простым карандашом зарисовать по одной хромосоме: А-1, В, 5, Е, 18, X и Y со схематичным расположением дисков Гимза.
Работа № 3. Политенные хромосомы в клетках слюнных желез личинки мотыля (Chironomus).

Изготовить временный микропрепарат политенных хромосом:

1. Определить головной конец личинки мотыля (головной конец представляет собой округлое образование черного цвета, хвостовой конец раздвоен и окрашен в цвет члеников).

2. Закрепить головной конец препаровальной иглой, пинцетом потянуть тело мотыля для освобождения слюнных желез.

3. Слюнные железы положить на предметное стекло и нанести каплю красителя (ацетолакмоид), накрыть покровным стеклом.

Рассмотреть препарат при малом и большом увеличении микроскопа. Обратить внимание на крупные клетки с крупными ядрами, окрашенные в красный цвет, на наличие в ядрах политенных хромосом с исчерченностью, обусловленной чередованием светлых и темных дисков.

Записать: политенные (гигантские) хромосомы впервые обнаружил итальянский ученый Бальбиани в 1881г. в интерфазных клетках слюнных желез личинки мотыля рода Chironomus, в дальнейшем такие хромосомы были обнаружены у двукрылых в клетках кишечника, мальпигиевых сосудах, слюнных железах, в синергидах растений и у простейших.

Политенные хромосомы образуются в результате многократной репликации ДНК с образованием хроматид и их соматической конъюгации, без последующего расхождения. Это явление называется эндорепродукцией, приводящей к политенизации, в результате которой образующиеся политенные хромосомы имеют вид пучка хромонемных нитей, состоящего из более чем 1000 хромонем. Политенные хромосомы позволяют изучить структуру интерфазных хромосом. На хромосоме видны светлые – эухроматиновые и темные – гетерохроматиновые участки. Разновидностью политенных хромосом являются хромосомы типа «ламповых щеток», имеющие боковые выросты. Они встречаются в ооцитах амфибий, рыб, млекопитающих. Политенные хромосомы бедны гетерохроматином, физиологически высоко активны, обеспечивают запас м-РНК в эмбриогенезе для последующих стадий развития особи.
В альбом зарисовать клетку слюнных желез. Размер рисунка 5x6 см.

На рисунке отметить: 1. Клетка. 2. Ядро. 3. Политенные хромосомы. 4. Эухроматин.

5. Гетерохроматин.
6.2. Ответить на контрольные вопросы.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25

Похожие:

Контрольные вопросы по теме: Для успешной работы на практическом занятии icon Контрольные вопросы по теме: Для успешной работы на практическом занятии
Гоу впо «Уральская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
Контрольные вопросы по теме: Для успешной работы на практическом занятии icon 1 1 Контрольные вопросы 8
...
Контрольные вопросы по теме: Для успешной работы на практическом занятии icon Методическое пособие для самостоятельной работы студентов на практическом занятии
Тема: «Катетеризация мочевого пузыря мягким катетером. Введение постоянного мочевого катетера и уход за ним»
Контрольные вопросы по теме: Для успешной работы на практическом занятии icon 4. Классификация маркетинга 16 раздел контрольные вопросы при допуске...
Практические работы и задания для внеаудиторной самостоятельной работы 3
Контрольные вопросы по теме: Для успешной работы на практическом занятии icon Пояснительная записка Методическая разработка составлена в соответствии...
Определение программ лечения, тактики ведения пациента. Выполнение лечебных вмешательств, организации специализированного ухода пациентов...
Контрольные вопросы по теме: Для успешной работы на практическом занятии icon Контрольные вопросы для самостоятельной работы студентов
Предмет и задачи курса отечественной истории. Сущность, формы и функции исторического знания
Контрольные вопросы по теме: Для успешной работы на практическом занятии icon Урок по биологии в 8 классе по теме: "Витамины"
...
Контрольные вопросы по теме: Для успешной работы на практическом занятии icon 3 альтернативные вопросы для текущего контроля, проводимого на каждом...
Перед вами учебное пособие, составленное на основе многолетнего опыта работы преподавателей кафедры биологической химии медицинского...
Контрольные вопросы по теме: Для успешной работы на практическом занятии icon Контрольные вопросы тестового государственного междисциплинарного экзамена
Учеб пособие. Контрольные вопросы тестового государственного междисциплинарного экзамена. Под редакцией В. И. Козлова
Контрольные вопросы по теме: Для успешной работы на практическом занятии icon Вопросы для подготовки по теме : Знать определения
Контроль выполнения практической работы (обучающийся оформляет результаты исследования в виде протокола)
Контрольные вопросы по теме: Для успешной работы на практическом занятии icon Учебное пособие Казань 2005 удк 65. 01 (075. 8) Ббк 65. 29 Б 69 Бурганова...
В текст пособия введены программа дисциплины «Теория управления», материалы по организации самостоятельной работы студентов, включая...
Контрольные вопросы по теме: Для успешной работы на практическом занятии icon Методическая разработка занятия по дисциплине «Автомобильные эксплуатационные материалы»
На занятии предусмотрен просмотр фильма. Закрепление нового материала проводится устным опросом и тестом для проверки изученного...
Контрольные вопросы по теме: Для успешной работы на практическом занятии icon Инструкция по проведению тестирования. Итоговое тестирование проводится...
Всего представлены 300 тестов, которые разделены на 3 варианта по 100 вопросов. Закрытые тестовые задания имеют ключ ответов. Апим...
Контрольные вопросы по теме: Для успешной работы на практическом занятии icon Учебное пособие для самостоятельной работы студентов заочного отделения...
Учебное пособие предназначено для для самостоятельной работы студентов заочного отделения неязыков специальностей вузов, ранее изучавших...
Контрольные вопросы по теме: Для успешной работы на практическом занятии icon Методические указания и контрольные задания для студентов заочников...
Работа состоит из трех заданий, выполняемых в «Тетради для выполнения контрольной работы 2». Ответы па вопросы и решения всех задач,...
Контрольные вопросы по теме: Для успешной работы на практическом занятии icon Контрольные вопросы


Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск