Скачать 2.65 Mb.
|
УМК Учебные задания для студентов Факультет: Педиатрический I-II семестр ГБОУ ВПО «Уральская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации Утверждаю: Зав. кафедрой медицинской биологии и генетики д.м.н., проф. Макеев О.Г. ________________________ «___»_____________2011 г. Учебное задание для студентов Факультет: педиатрический Курс 1 Семестр 1 Занятие №1 Тема занятия: Оптические лабораторные приборы и правила работы с ними. Екатеринбург 2011 г. 2. Цель занятия: Ознакомиться с устройством светового микроскопа, с правилами работы с ним и методами изготовления микропрепаратов. 3. Задачи занятия: 3.1. Знать устройство светового микроскопа. 3.2. Уметь изготовлять временные микропрепараты. 3.3. Освоить правила микроскопирования. 4. Продолжительность занятия 2 часа 5. Контрольные вопросы по теме: Для успешной работы на практическом занятии необходимо знать теоретический материал: Тема: Оптические лабораторные приборы и правила работы с ними. 5.1. Указать основные виды микроскопической техники и виды микроскопов. 5.2. Укажите составляющие механической и оптической частей микроскопов. 5.3. Что такое «временный», «постоянный» микропрепарат? 5.4. Что такое «артефакт»? 5.5. Какое изображение дает микроскоп? 5.6. Каковы основные правила микроскопирования? 6. Задания и методические указания к их выполнению. На занятии студенту необходимо: 6.1. Выполнить практические работы: Работа № 1. Газетный шрифт под микроскопом. Приготовить временный микропрепарат газетного шрифта: поместить фрагмент газетного шрифта на предметное стекло и накрыть его покровным стеклом. Рассмотреть препарат при малом увеличении микроскопа. Обратить внимание на характер изображения объекта под микроскопом. Записать вывод: микроскоп дает изображение объекта увеличенное, обратное, мнимое. Работа № 2. Волокна ваты под микроскопом. Приготовить временный микропрепарат волокон ваты (см. выше), рассмотреть препарат при малом и большом увеличении микроскопа. Обратить внимание на наличие между перекрестами волокон ваты округлой формы темные образования – артефакт в препарате, представленный пузырьком воздуха. Артефакт (лат. Arte – искусство + factus - сделанный) – возникающие в некоторых случаях при изготовлении препаратов или исследовании организма образования или процессы, несвойственные им в норме. Работа № 3. Центрирование микроскопа. Приготовить временный препарат перекреста волос. Волос, длиной 2 см разрезают пополам. Волосы в виде перекреста (Х) кладут на предметное стекло с каплей воды. Препарат рассматривают:
Обратить внимание на место расположения перекреста в поле зрения микроскопа. В альбом внести запись о состоянии центрирования микроскопа: при хорошо отцентрированном микроскопе центр перекреста при смене объектива остается по-прежнему в поле зрения. 6.2. Ответить на контрольные вопросы. 7. Вопросы к контролям по данной теме: 7.1. Вопросы, включенные в билеты к курсовому экзамену:
8. Литература для подготовки к занятию: 8.1. Основная: 8.1.1. Биология, учебник УМО, 2т., под ред. Ярыгина В.Н., Мир, 2002 г. 8.1.2. Биология с генетикой, учебник УМО, 2т., под ред. Ярыгина В.Н., Мир, 2000г. 8.2. Дополнительная: 8.2.1. Биология. И.В. Чебышев, Г.Г. Гринева, М.В. Косарь. М.: ГОУ ВУНМЦ, 2001г. 8.2.2. Цитология. Учебно-методическое пособие для студентов. Екатеринбург, 2010 г. ГБОУ ВПО «Уральская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации Утверждаю: Зав. кафедрой медицинской биологии и генетики д.м.н., проф. Макеев О.Г. ________________________ «___»_____________2011 г. Учебное задание для студентов Факультет: педиатрический Курс 1 Семестр 1 Занятие №2 Тема занятия: Структурная организация клетки. Прокариотические и эукариотические клетки. Екатеринбург 2011 г. 2. Цель занятия: Знакомство с историей создания и современными положениями клеточной теории, характерными признаками прокариотических и эукариотических клеток, строением животной клетки, ее компонентов и органоидов, их функциями. 3. Задачи занятия: 3.1. Изучить историю создания клеточной теории. 3.2. Знать современные положения клеточной теории. 3.3. Изучить характерные признаки прокариотических и эукариотических клеток. 3.4. Знать строение животной клетки. 3.5. Знать органоиды клетки и их функции. 4. Продолжительность занятия 2 часа 5. Контрольные вопросы по теме: Для успешной работы на практическом занятии необходимо знать теоретический материал: Тема: Структурная организация клетки. Прокариотические и эукариотические клетки. 5.1. Кем, когда и на каком объекте была открыта клетка? 5.2. Дайте современное определение клетки. 5.3. В чем сущность клеточной теории и кто её авторы? 5.4. К каким формам жизни относят бактерии и сине-зеленые водоросли, вирусы? 5.5. Как размножаются бактерии (митоз, амитоз, спорами)? 5.6. Чем отличается хромосомный аппарат про- и эукариот? 6. Задания и методические указания к их выполнению. На занятии студенту необходимо: 6.1. Выполнить самостоятельную работу: Самостоятельная работа по теме «Клетка – элементарная единица живого»: а) клеточная теория, её основные постулаты; б) про- и эукариотические клетки в) органоиды клетки (материал оформить в виде таблицы) Таблица №1. Органоиды клетки
6.2. Ответить на контрольные вопросы. 7. Вопросы к контролям по данной теме: 7.1. .Вопросы к текущим компьютерным контролям:
7.2. Вопросы, включенные в билеты к курсовому экзамену:
8. Литература для подготовки к занятию: 8.1. Основная: 8.1.1. Биология, учебник УМО, 2т., под ред. Ярыгина В.Н., Мир, 2002 г. 8.1.2. Биология с генетикой, учебник УМО, 2т., под ред. Ярыгина В.Н., Мир, 2000г. 8.2. Дополнительная: 8.2.1. Биология. И.В. Чебышев, Г.Г. Гринева, М.В. Косарь. М.: ГОУ ВУНМЦ, 2001г. 8.2.2. Цитология. Учебно-методическое пособие для студентов. Екатеринбург, 2010 г. 8.2.3. Мушкамбаров Н.Н., Кузнецов С.Н. Молекулярная биология: Учебное пособие для вузов. М.: Медицинское информационное агентство, 2003. 8.2.4. Пехов А.П. Биология с основами экологии. Серия «Учебники для вузов. Специальная литература» - СПб.: Издательство «Лань», 2000. 8.2.5. Фаллер Д.М., Шилдс Д. Молекулярная биология клетки. Руководство для врачей. Пер. с англ. – М.: БИНОМ-Пресс, 2003. ГБОУ ВПО «Уральская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации Утверждаю: Зав. кафедрой медицинской биологии и генетики д.м.н., проф. Макеев О.Г. ________________________ «___»_____________2011 г. Учебное задание для студентов Факультет: педиатрический Курс 1 Семестр 1 Занятие №3 Тема занятия: Структурные компоненты ядра. Хромосомы. Классификация хромосом человека. Политенные хромосомы. Екатеринбург 2011 г. 2. Цель занятия: Познакомиться со структурой, функциями ядра и его компонентов для понимания механизмов хранения, передачи и реализации наследственной информации в онтогенезе. 3. Задачи занятия: 3.1. Знать структурные компоненты ядра. 3.2. Изучить функции ядра и его структурных компонентов. 3.3. Изучить типы хромосом. 3.4. Знать принципы Денверской и Парижской классификации хромосом. 3.5. Освоить метод приготовления временного микропрепарата политенных хромосом. 4. Продолжительность занятия 2 часа 5. Контрольные вопросы по теме: Для успешной работы на практическом занятии необходимо знать теоретический материал: Тема: Структурные компоненты ядра. Хромосомы. Классификация хромосом человека. Политенные хромосомы. 5.1. Указать структурные компоненты ядра эукариотической клетки, их назначение. 5.2. Морфология и типы хромосом. 5.3. Химический состав хроматина (хромосом). 5.4. Структура и функции интерфазных хромосом. 5.5. Что представляет собой эухроматин и гетерохроматин? 5.6. Политенные хромосомы и их значение. 5.7. Какие принципы положены в основу Денверской и Парижской классификации хромосом человека? 5.8. Понятие об идиограмме хромосом человека. 6. Задания и методические указания к их выполнению. На занятии студенту необходимо: 6.1. Выполнить самостоятельную работу: Работа №1. Метод получения метафазной пластинки. Изучить метафазную пластинку человека и фотографии кариотипов здоровых людей (мужчины и женщины). Обратить внимание на то, что при окраске метафазных хромосом основными красителями (реактив Фёллинга, орсеин и др.), хромосомы окрашиваются однотонно. В кариотипе человека имеются метацентрические, субметацентрические, акроцентрические хромосомы. Записать: в основу Денверской классификации хромосом человека, принятой в 1960г. на конгрессе генетиков в г. Денвере, США, штат Колорадо, положено два морфологических признака – размеры (длина) хромосом и положение центромеры. 7 групп хромосом в системе аутосом (гр. А, В, С, D, Е, F, G). В группу А вошли самые крупные пары гомологичных хромосом, а в группу G - самые мелкие. Половые хромосомы в классификацию не входят. Зарисовать и выучить схему Денверской классификации хромосом человека. Работа № 2. Парижская классификация хромосом человека. Изучить фотографии хромосом человека, окрашенных краской Гимза. Обратить внимание на то, что при окраске метафазных хромосом краской Гимза, после предварительной обработки их ферментом или флуоресцентными красителями в каждой негомологичной хромосоме обнаруживается неспецифический характер расположения светлых и темных дисков. Записать: в основу Парижской классификации хромосом человека, принятой в 1971 г. на IV Международной конференции по стандартизации и цитогенетике человека в Париже, положен метод дифференциальной окраски хромосом, позволяющий идентифицировать каждую пару гомологичных хромосом, построить цитологические карты групп сцепления генов, выявить нарушения в плечах, прицентромерных и теломерных участках хромосом. Простым карандашом зарисовать по одной хромосоме: А-1, В, 5, Е, 18, X и Y со схематичным расположением дисков Гимза. Работа № 3. Политенные хромосомы в клетках слюнных желез личинки мотыля (Chironomus). Изготовить временный микропрепарат политенных хромосом: 1. Определить головной конец личинки мотыля (головной конец представляет собой округлое образование черного цвета, хвостовой конец раздвоен и окрашен в цвет члеников). 2. Закрепить головной конец препаровальной иглой, пинцетом потянуть тело мотыля для освобождения слюнных желез. 3. Слюнные железы положить на предметное стекло и нанести каплю красителя (ацетолакмоид), накрыть покровным стеклом. Рассмотреть препарат при малом и большом увеличении микроскопа. Обратить внимание на крупные клетки с крупными ядрами, окрашенные в красный цвет, на наличие в ядрах политенных хромосом с исчерченностью, обусловленной чередованием светлых и темных дисков. Записать: политенные (гигантские) хромосомы впервые обнаружил итальянский ученый Бальбиани в 1881г. в интерфазных клетках слюнных желез личинки мотыля рода Chironomus, в дальнейшем такие хромосомы были обнаружены у двукрылых в клетках кишечника, мальпигиевых сосудах, слюнных железах, в синергидах растений и у простейших. Политенные хромосомы образуются в результате многократной репликации ДНК с образованием хроматид и их соматической конъюгации, без последующего расхождения. Это явление называется эндорепродукцией, приводящей к политенизации, в результате которой образующиеся политенные хромосомы имеют вид пучка хромонемных нитей, состоящего из более чем 1000 хромонем. Политенные хромосомы позволяют изучить структуру интерфазных хромосом. На хромосоме видны светлые – эухроматиновые и темные – гетерохроматиновые участки. Разновидностью политенных хромосом являются хромосомы типа «ламповых щеток», имеющие боковые выросты. Они встречаются в ооцитах амфибий, рыб, млекопитающих. Политенные хромосомы бедны гетерохроматином, физиологически высоко активны, обеспечивают запас м-РНК в эмбриогенезе для последующих стадий развития особи. В альбом зарисовать клетку слюнных желез. Размер рисунка 5x6 см. На рисунке отметить: 1. Клетка. 2. Ядро. 3. Политенные хромосомы. 4. Эухроматин. 5. Гетерохроматин. 6.2. Ответить на контрольные вопросы. |
Контрольные вопросы по теме: Для успешной работы на практическом занятии Гоу впо «Уральская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» |
1 1 Контрольные вопросы 8 ... |
||
Методическое пособие для самостоятельной работы студентов на практическом занятии Тема: «Катетеризация мочевого пузыря мягким катетером. Введение постоянного мочевого катетера и уход за ним» |
4. Классификация маркетинга 16 раздел контрольные вопросы при допуске... Практические работы и задания для внеаудиторной самостоятельной работы 3 |
||
Пояснительная записка Методическая разработка составлена в соответствии... Определение программ лечения, тактики ведения пациента. Выполнение лечебных вмешательств, организации специализированного ухода пациентов... |
Контрольные вопросы для самостоятельной работы студентов Предмет и задачи курса отечественной истории. Сущность, формы и функции исторического знания |
||
Урок по биологии в 8 классе по теме: "Витамины" ... |
3 альтернативные вопросы для текущего контроля, проводимого на каждом... Перед вами учебное пособие, составленное на основе многолетнего опыта работы преподавателей кафедры биологической химии медицинского... |
||
Контрольные вопросы тестового государственного междисциплинарного экзамена Учеб пособие. Контрольные вопросы тестового государственного междисциплинарного экзамена. Под редакцией В. И. Козлова |
Вопросы для подготовки по теме : Знать определения Контроль выполнения практической работы (обучающийся оформляет результаты исследования в виде протокола) |
||
Учебное пособие Казань 2005 удк 65. 01 (075. 8) Ббк 65. 29 Б 69 Бурганова... В текст пособия введены программа дисциплины «Теория управления», материалы по организации самостоятельной работы студентов, включая... |
Методическая разработка занятия по дисциплине «Автомобильные эксплуатационные материалы» На занятии предусмотрен просмотр фильма. Закрепление нового материала проводится устным опросом и тестом для проверки изученного... |
||
Инструкция по проведению тестирования. Итоговое тестирование проводится... Всего представлены 300 тестов, которые разделены на 3 варианта по 100 вопросов. Закрытые тестовые задания имеют ключ ответов. Апим... |
Учебное пособие для самостоятельной работы студентов заочного отделения... Учебное пособие предназначено для для самостоятельной работы студентов заочного отделения неязыков специальностей вузов, ранее изучавших... |
||
Методические указания и контрольные задания для студентов заочников... Работа состоит из трех заданий, выполняемых в «Тетради для выполнения контрольной работы 2». Ответы па вопросы и решения всех задач,... |
Контрольные вопросы |
Поиск |