МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего образования
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт наук о Земле
|
УТВЕРЖДАЮ
Руководитель специальности
«Прикладная геология»
____________Т.В. Шарова
« » 2016 г.
|
Программа учебной практики
по бурению
Специальность
21.05.02 Прикладная геология
Специализации: Геологическая съемка, поиски и разведка месторождений твердых полезных ископаемых; Геология нефти и газа
Уровень образования
Высшее .
Форма обучения очная .
Программа разработана
Гамовым Михаилом Ивановичем, профессором кафедры месторождений полезных ископаемых, доктором геолого-минералогических наук
Мещаниновым Ф.В., старшим преподавателем кафедры месторождений полезных ископаемых, кандидатом геолого-минералогических наук
Рекомендована к утверждению на заседании кафедры
|
месторождений полезных ископаемых
|
протокол заседания
№ от 2016 г.
|
Зав. кафедрой, проф. Гамов М. И.
|
Ростов-на-Дону, 2016
1. Цели учебной практики
Целями учебной является углубление и закрепление полученных при изучении дисциплины «Буровые станки и буровые скважины» знаний, подготовка обучающегося к профессиональной деятельности на основе приобретения в полевых условиях базовых навыков и компетенций в сфере профессиональной деятельности.
2. Задачи первой учебной геологической практики
В ходе учебной практики углубляются и закрепляются в полевых условиях полученные при изучении дисциплины «Буровые станки и буровые скважины» знания о технологии бурения геолого-разведочных и эксплуатационных скважин, навыки работы с буровым технологическим инструментом, построения геологических разрезов на основе полученных данных.
Основными задачами учебной буровой практики являются приобретение следующих базовых практических знаний и навыков, необходимых при решении профессиональных задач:
участие в проведении работ на буровом оборудовании;
участие в составлении карт, схем, разрезов, таблиц, графиков и другой установленной отчётности по утверждённым формам;
практическое применение современных методов оценки физико-механических характеристик горных пород, отражающих процессы при различных способах бурения скважин.
научиться производить необходимые расчеты и обоснование по выбору и эксплуатации бурового оборудования и технологического инструмента для различных условий.
усвоить методы оценки эффективности бурения скважин при различных способах бурения, приемы отбраковки и замены износившегося оборудования и породоразрушающих инструментов.
3. Место учебной практики в структуре ООП подготовки специалиста
Дисциплина относится к профессиональному циклу Учебная и производственная практики, научно-исследовательская работа.
Учебная практика по «Основы методики бурения и горных работ» базируется на знаниях, приобретенных учащимися в ходе изучения курса «Основы методики бурения и горных работ» профессионального цикла. Содержательно-методическая взаимосвязь буровой практики и курса «Основы методики бурения и горных работ» обеспечивается выполнением учащимися в рамках выполнения самостоятельных работ дисциплины «Основы методики бурения и горных работ» в 4 семестре заданий, направленных на ознакомление с теоретическими основами дисциплины и ознакомлением с буровым оборудованием, присутствующим на территории полигона практики.
При прохождении учебной практики закрепляются и дополняются следующие знания и умения:
оценка основных физико-механических свойств горных пород проектного разреза скважины;
выбор способа бурения, основных узлов буровой установки, технологический и вспомогательный инструмент и построение проектной конструкции скважин;
рассчитать технико-экономическую эффективность применения соответствующего оборудования для конкретных горно-геологических условий;
рассчитать оптимальные параметры режимов бурения для различных способов и геологических условий;
разработать меры по борьбе с геологическими осложнениями, отказами оборудования при различных способах бурения и инструментах.
Для освоения материала учащийся должен обладать следующими знаниями, умениями и готовностями, полученными в ходе изучения предшествующих дисциплин:
знания о современных буровых установках, условиях их эксплуатации, технологическом и вспомогательном инструменте,
умение выполнять необходимые расчеты при выборе технических средств и оптимальных параметрах режимов работы с использованием контрольно-измерительной аппаратуры, средств механизации и автоматизации производственных процессов.
Прохождение данной практики необходимо как предшествующее для изучения профессиональных дисциплин по курсу.
4. Формы проведения учебной практики: полевая практика
5. Место и время проведения учебной практики
Место проведения: - учебный полигон для проведения буровой практики и специализированного обучения студентов на базе Новочеркасского геологоразведочного колледжа.
Время проведения: летний период
6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения учебной практики:
общекультурные компетенции (ОК):
способностью к самоорганизации и самообразованию ОК-7.
общепрофессиональные компетенции (ОПК):
готовностью руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия ОПК-3,
способностью организовывать свой труд, самостоятельно оценивать результаты своей деятельности, владением навыками самостоятельной работы, в том числе в сфере проведения научных исследований ОПК-5,
пониманием сущности и значения информации в развитии современного информационного общества, осознанием опасности и угрозы, возникающих в этом процессе, соблюдением основных требований информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны ОПК-7,
владением основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий ОПК-9.
профессиональные компетенции (ПК):
готовностью использовать теоретические знания при выполнении производственных, технологических и инженерных исследований в соответствии со специализацией ПК-1,
способностью выбирать технические средства для решения общепрофессиональных задач и осуществлять контроль за их применением ПК-2,
способностью осуществлять привязку своих наблюдений на местности, составлять схемы, карты, планы, разрезы геологического содержания ПК-4,
готовностью применять правила обеспечения безопасности технологических процессов, а также персонала при проведении работ в полевых условиях, на горных предприятиях, промыслах и в лабораториях ПК-7,
готовностью применять основные принципы рационального использования природных ресурсов и защиты окружающей среды ПК-8.
профессионально-специализированными компетенциями (ПСК)
способностью составлять самостоятельно и в составе коллектива проекты на геологоразведочные работы на разных стадиях изучения и на различных объектах (ПСК-1.2.)
способностью проектировать места заложения горных выработок, скважин, осуществлять их документацию (ПСК-1.4);
способностью выбирать виды, способы опробования (рядового, геохимического, минералогического, технологического) и методы их анализа для изучения компонентов природной среды, включая горные породы и полезные ископаемые, при решении вопросов картирования, поисков, разведки, технологии разработки и переработки минерального сырья (ПСК-1.5);
В результате прохождения данной учебной практики обучающийся должен приобрести следующие практические навыки, умения, универсальные и профессиональные компетенции:
оценить основные физико-механические свойства горных пород проектного разреза скважины;
выбрать способ бурения, основные узлы буровой установки, технологический и вспомогательный инструмент и построить проектную конструкцию скважины;
рассчитать технико-экономическую эффективность применения соответствующего оборудования для конкретных горно-геологических условий;
рассчитать оптимальные параметры режимов бурения для различных способов и геологических условий;
разработать меры по борьбе с геологическими осложнениями, отказами оборудования при различных способах бурения и инструментах.
7. Структура и содержание учебной практики.
Общая трудоемкость учебной практики составляет 3 зачетных единиц 108 часов.
№
п/п
|
Этапы практики
|
Виды учебной работы и трудоемкость
(в часах)
|
Формы текущего контроля
|
|
|
Лекции, инструктажи
|
Практические работы
|
Самостоятельная работа
|
|
1
|
Подготовительный этап
|
6
|
-
|
|
В соответствии с п.10
|
2.
|
Полевой этап
|
-
|
50
|
36
|
В соответствии с п.10
|
3.
|
Отчётный этап
|
-
|
8
|
8
|
Дифференцированный зачёт
|
|
Всего
|
6
|
58
|
44
|
108
|
№
п/п
|
Разделы (этапы) практики с указанием основных видов работ
|
Виды учебной работы и трудоемкость
(в часах)
|
|
|
Лекции, инструктажи
|
Практические работы
|
1
|
Подготовительный этап
|
6
|
|
1.1
|
Инструктаж по технике безопасности
|
2
|
|
|
Ознакомительная лекция «Цель, задачи, структура буровой практики»
|
2
|
|
1.2
|
Ознакомительная лекция «Оборудование полигона практики»
|
2
|
|
2.
|
Полевой этап
|
|
50
|
|
Бурение неглубоких скважин без промывки
|
|
12
|
|
Колонковое бурение скважин
|
|
20
|
|
Опробование буровых скважин
|
|
10
|
|
Полевая камеральная обработка материалов
|
|
8
|
3.
|
Отчётный этап
|
-
|
8
|
|
Мероприятия по обработке и систематизации полевого, фондового и опубликованного материала
|
|
4
|
|
Мероприятия по подготовке текста отчёта и графических материалов
|
|
4
|
|
Самоподготовка
|
|
44
|
8. Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на учебной практике
Технологии проведения буровых работ (разрушение породы на забое, промывка скважин, закрепление стенок скважин, спуско-подъемные операции).
9. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на буровой практике
На основании собранного материала составляется отчет.
10. Формы промежуточной аттестации (по итогам практики)
Контроль самостоятельной работы студентов и эффективности обучения проводится систематически в течение всей практики в форме коллоквиумов и индивидуальных собеседований.
Для проведения защиты отчета и итогового зачета выделяются последние два дня практики. Оформленный отчет предъявляются комиссии преподавателей. Защита отчетов производится по-бригадно в присутствии комиссии и студентов. При защите отчета студенты должны демонстрировать знание основных приемов и методов ведения буровых работ. После этого практика считается законченной и преподавателем выставляется оценка в зачетной книжке студента.
№
п/п
|
Формы промежуточной аттестации
|
Шкала оценок
|
Время проведения
|
1.
|
Оценка качества подготовки буровой документации, необходимых справочных материалов
|
0-5
|
|
2.
|
Зачёт по результатам изучения бурового технологического оборудования.
|
0-5
|
|
3.
|
Оценка качества проведения буровых работ.
|
0-5
|
|
4.
|
Собеседование по результатам бурения неглубоких скважин без промывки.
|
0-5
|
|
5.
|
Собеседование по результатам колонкового бурения.
|
0-5
|
|
6.
|
Собеседование по результатам опробования буровых скважин.
|
0-5
|
|
7.
|
Собеседование по результатам геологического маршрута № 4
|
0-5
|
|
15.
|
Дифференцированный зачёт по итогам прохождения учебной практики (на основе суммы полученных баллов)
|
«неудовлетворительно»: менее 30
«удовлетворительно»:
30-40
«хорошо»:
41-55
«отлично»:
более 55
|
|
11. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной практики
а) основная литература:
Вадецкий, Юрий Вячеславович. Бурение нефтяных и газовых скважин [Текст] : учебник для образовательных учреждений начального профессионального образования / Ю. В. Вадецкий. - 5-е изд., стер.. - Москва : Академия, 2010. - 352 с.
Тетельмин, Владимир Владимирович. Основы бурения на нефть и газ [Текст] : учебное пособие для студентов, обучающихся по специальностям бакалаврита направления 130500 "Нефтегазовое дело" и направления 130600 "Оборудование и агрегаты нефтегазового производства" / В. В. Тетельмин, В. А. Язев. - 2-е изд., доп.. - Долгопрудный : Интеллект, 2009. - 296 с.
Бурение разведочных скважин [Текст] : учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности "Технология и техника разведки месторождений полезных ископаемых", направления подготовки "Технологии геологической разведки" / [Д. Н. Башкатов и др.] ; под общ.ред. д.т.н., проф. Н. В. Соловьева. - Москва : Высшая школа, 2007. - 904 с.
б) дополнительная литература:
Б. И. Воздвиженский и др. Разведочное бурение. М. : 1979.
Р. А. Ганджумян. Практические расчеты в разведочном бурении. Москва. Недра. 1978
И. М. Давыдов. Бурение и опробование гидрогеологических и инженерно-изыскательских скважин. РГУ. 1978.
Справочник инженера по бурению. Т. 1.. Т.2. М, : Недра 1984.
В. И. Смирнов. Геология полезных ископаемых. М.: Недра, 1989. 360 с. (50 экз.)
Г. А. Советов, Н. И. Жабин. Основы бурения и горного дела. Москва. Недра. 1991.
А. Г. Калинин, О.В. Ошкордин, В.М. Питерский, Н.В. Соловьев. Разведочное бурение. Москва. Недра. 2000.
А.Г. Калинин, А.З. Левицкий, Б.А. Никитин. Технология бурения разведочных скважин на нефть и газ. Москва. Недра. 1998.
А. Я. Третьяк, В. Ф. Чахоткин, П. А. Павлунишин. Техника и технология сооружения гидрогеологических скважин. ЮНЦ РАН. 2006.
П.В. Соловьев, В.Ф. Чихоткин, Р.К. Богданов, А.П. Закора. Ресурсосберегающая технология алмазного бурения в сложных геологических условиях. Москва. 1997.
А.Г. Калинин, B.C. Литвиненко, А.И. Радин. Основы бурения нефтяных и газовых скважин. Санкт-Петербург. 1996.
Р.А. Ганджумян, А.Г. Калинин, Б.А. Никитин. Инженерные расчеты при бурении глубоких скважин. Москва. Недра. 2000.
Вольфсон Ф.И., Некрасов Е.М. Основы образования рудных месторождений. М.: Недра, 1986. (50 экз.)
Смирнов В.И., Гинзбург А.И., Григорьев В.М., Яковлев Г.Ф. Курс рудных месторождений. М.: Недра, 1986, 360 с. (50 экз.)
Генезис рудных месторождений / Б.Скиннер. М.: Мир, 1984.
Генетические модели эндогенных рудных формаций. Т.1. Новосибирск: Наука, 1983. 184с.
Грановская Н.В. Эпигенетические и осадочно-катагенетические месторождения: современные генетические гипотезы. Методическое пособие по дисциплине «Геология полезных ископаемых», раздел «Генетические типы месторождений». Ростов-на-Дону: УПЛ РГУ, 2002.16 с. (50 экз.)
Основные проблемы в учении о магматогенных рудных месторождениях / Под редакцией А.Г.Бетехтина. М.: Изд-во АН СССР, 1955. 622 с.
Уэйджер Л., Браун Г. Расслоенные изверженные породы. М.: Мир, 1970. 552 с.
Екимова Т.Е., Лаврова Л.Д., Надеждина Е.Д. и др. Новый тип коренных месторождений алмазов // Руды и металлы, стартовый номер, 1992. С. 69 -80
Минерагения осадочных бассейнов континентов и периконтинентальных областей. М.: МПР, 1998. 590 с .
Старостин В.И., Игнатов П.А. Геология полезных ископаемых: учебник. М.: Изд-во МГУ, 1997. 304 с.
Котляр В.Н. Основы теории рудообразования. М.: Недра, 1970
Рудные месторождения СССР. Т.1,2,3 / В.И.Смирнов. М.: Недра, 1978.
Шнейдерхен Г. Рудные месторождения/ Под ред. В.И.Смирнова. М.: ИЛ, 1958. С.371.
Еремин Н.И. Неметаллические полезные ископаемые. М.: Изд-во МГУ, 1991. С. 284.
Куварт М. Неметаллические полезные ископаемые/ Под ред. В.П.Петрова. М.: Мир, 1986. С.329.
Вахромеев С.Ф. Месторождения полезных ископаемых. М.: Недра, 1979. С.294
Митчелл А., Гарсон М. Глобальная тектоническая позиция минеральных месторождений. М.: Мир, 1984. С. 496.
Геодинамические реконструкции. Методическое руководство / Мин-во геологии СССР. ВСЕГЕИ. Л.: Недра, 1991. 144 с.
Белевцев Я.Н. Метаморфогенное рудообразование. М.: Недра, 1979. С. 275.
Асаналиев У.А., Наркелюн Л.Ф., Попов В.В. и др. Справочное пособие по стратиформным месторождениям М.: Недра, 1990. С. 234.
Шило Н.А. Основы учения о россыпях. М.: Наука, 1985, с.338
Бугельский Ю.Ю. и др. Экзогенные рудообразующие системы кор выветривания. М.: Наука, 1990. С. 186.
Соколов Б.А. Эволюция и нефтегазоносность осадочных бассейнов. М.: 1980. С. 243.
Геология угольных бассейнов и месторождений СССР. М.: Госгортехиздат, 1960. С. 496.
Михайлов Б.М. Рудоносные коры выветривания: Принципы и методы оценки рудоносных геологических формаций. Л., Недра, 1986. 238 с.
12. Материально-техническое обеспечение учебной практики
На территории учебного полигона расположено 5 стационарных буровых установок, 3 самоходных буровых установки: УГБ - 1 ВС на базе автомобиля УРАЛ, КГК - 100 на базе автомобиля ЗИЛ 131 и УЛБ - 100 ГТ на базе гусеничного тягача, горные выработки - штольня, 3 шурфа и наклонная выработка, 4 гидрогеологических наблюдательных скважин для проведения практических занятий по гидрогеологии).
Учебная карта дисциплин
«Практика по бурению»
Проф. Гамов М.И, ст. преп. Мещанинов Ф.В. Кафедра Месторождений полезных ископаемых
Курс 2 Семестр 4 Группа 2
Специальность 21.05.02 Прикладная геология
№
|
Виды контрольных
мероприятий
|
Текущий контроль
|
Рубежный контроль
|
Максимальное количество баллов
|
|
Подготовительный этап
|
10
|
15
|
1
|
Полевой этап
|
10
|
15
|
2
|
Отчётный этап
|
20
|
30
|
|
Всего
|
40
|
60
|
|
Бонусные баллы1
|
До 10
|
Активные консультации, работа в цифровом кампусе – 3 балла
Отсутствие пропусков – 4 балла
Участие в конференциях– 3 балла
|
|
Промежуточная аттестация
Дифференцированный зачет2
|
Максимальная сумма 100
|
Профессор____________________________________ Гамов М.И.
Ст. преподаватель_________________________________Мещанинов Ф. В.
Согласовано: заведующий кафедрой _________ Гамов М.И.
|