Перечень вопросов к государственным выпускным экзаменам
Бакалавриат
Направление 38.03.02 Менеджмент
Профиль 38.03.02.05 Международный менеджмент
Институт экономики, управления и природопользования
Кафедра международных экономических отношений
СОДЕРЖАНИЕ
Вопросы по экономической теории 3
Международная торговая политика 3
Внешнеторговый маркетинг 4
Организация таможенной логистики ВЭД 6
Международный рынок ценных бумаг 7
Корпоративные финансы 7
Вопросы по экономической теории
Проблема выбора в экономике.
Спрос и предложение, рыночное равновесие и государственное вмешательство.
Эффекты дохода и замещения, формирование индивидуального и рыночного спроса, эластичность спроса.
Фирма и ее виды, производственная функция и экономические ресурсы.
Прибыль, ее виды и условия максимизации, предложение и его эластичность.
Типы рыночных структур, краткосрочное и долгосрочное равновесие фирмы и отрасли в условиях совершенной конкуренции.
Варианты олигополистического поведения фирм, «ломаная» кривая спроса олигополиста.
Спрос на труд и предложение труда, рыночная власть работодателей и профсоюзов, государственное регулирование ставки заработной платы.
Особенности капитала как экономического ресурса. Влияние ставки процента на инвестиционные решения в краткосрочном и долгосрочном периоде.
Особенности ресурса земли. Спрос на землю и предложение земли. Земельная рента и ее дифференциация, равновесие на рынке земли.
Основные показатели системы национальных счетов. Макроэкономические взаимосвязи и макроэкономические тождества. Безработица, экономический цикл, инфляция.
Фискальная политика государства и бюджет. Государственные закупки, трансферты, налоги, мультипликаторы. Дискреционная и автоматическая фискальная политика, дефицит государственного бюджета и источники его финансирования.
Деньги: понятие, функции, происхождение, ликвидность, агрегаты. Виды спроса на деньги.
Центральный банк и коммерческие банки. Предложение денег банковской системой. Равновесие на рынке.
Монетарная политика государства: виды, инструменты (норма резервирования, учетная ставка процента, операции на открытом рынке). Краткосрочный и долгосрочный аспекты политики.
Теория сравнительных преимуществ, влияние мер государственного регулирования на международную торговлю. Платежный баланс страны и его структура.
Валютный рынок и валютный курс. Эффективность фискальной и монетарной политики в условиях фиксированного и плавающего валютных курсов.
Инфляция: понятие, причины, виды и типы (инфляция спроса и предложения), измерение, экономические последствия. Антиинфляционная политика.
Безработица: понятие, типы (фрикционная, структурная, циклическая), экономические издержки. Закон Оукена. Государственное регулирование безработицы.
Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филлипса в краткосрочном и долгосрочном периоде. Адаптивные и рациональные ожидания.
Международная торговая политика
Современные теории внешней торговли
Неотехнологические теории: «снижающихся издержек», «технологического разрыва», «цикла жизни продукта». Теория конкурентных преимуществ М.Портера.
Этапы формирования международной торговой системы
I этап 1946-1950 годы: формирование ГАТТ. II этап – конец 50-х конец 60-х годов ХХ века: создание региональных интеграционных группировок. III этап 70-е годы – начало 80-х годов ХХ века: «Токио-раунд» ГАТТ. IV этап: 80-е годы ХХ века: изменение территориальной и отраслевой структуры мирового экспорта. V этап: с 90-х годов ХХ века: создание ВТО
Организационная структура Всемирной торговой организации.
Конференция министров и полномочия, Генеральный совет, советы по направлениям, Генеральный директор, комитеты ВТО и специальные органы.
Базовые соглашения ВТО: ГАТТ-94
Отличия от ГАТТ-47, состав документов ГАТТ-94, содержание – 4 части ГАТТ-94.
Базовые соглашения ВТО: ГАТС
Содержание понятия услуга, 4 способа поставки услуг, классификатор видов услуг
Базовые соглашения ВТО: ТРИПС
Международные конвенции по интеллектуальной собственности, защита интеллектуальной собственности, разделы ТРИПС: авторское право, торговые марки, географические указания, промышленные образцы, патенты, интегральные микросхемы
Национальная внешнеторговая политика
Цели и задачи. Механизмы государственного регулирования внешней торговли. Особенности национального торгово-политического регулирования. Национальные средства регулирования внешней торговли. Межгосударственные средства регулирования.
Дополняющий пакет Соглашений к ГАТТ-94.
Соглашения: по сельскому хозяйству, по техническим барьерам в торговле, Антидемпинговый кодекс, по правилам происхождения
Литература.
Герчикова И.Н. Международные экономические организации: регулирование мирохозяйственных связей: Учеб. пособие. М.: Издательство "Консалтбанкир", 2002
Дюмулен И.И. Международная торговля. М.: ВАВТ, 2010
Фомичев В.И. Международная торговля. М.: ИНФРА-М, 2001
Внешнеторговый маркетинг
Маркетинговое планирование.
Объекты маркетингового планирования. Общая структурно-логическая модель маркетингового планирования, общая характеристика каждого этапа.
Ситуационный анализ. Аудит маркетинга. SWOT-анализ.
Портфельная стратегия: Анализ бизнес-портфеля (метод БКГ, метод GE).
Структурирование контрактных процедур в международной торговле. Система гарантий покупателя и продавца
Систематизация контрактных процедур (LOI/LOA/LOR, SCO/FCO, ICPO) при выходе на внешние рынки – понятие DD, РОР, формы POF, финансовые инструменты в международной торговле. Факторы влияющие на организацию последовательности процедур. Подготовка международных контрактов.
Сегментирование международных рынков и выбор целевых сегментов:
Основные принципы сегментирования потребительских рынков и рынков товаров промышленного назначения. Выбор целевых сегментов рынка. Признаки сегментации. Критерии выбора сегмента. Условия эффективности сегментации.
Изучение спроса на международных рынках:
Спрос. Качественное и количественное изучение спроса. Потребительские предпочтения. Понятие емкости рынка и рыночного потенциала. Методы оценки емкости рынка. Оценка рыночного потенциала. Неудовлетворенный спрос и рыночные ниши.
Изучение конкуренции на международных рынках:
Конкуренция и конкурентоспособность. Комплексность понятия конкурентоспособности. Графические методы оценки конкурентоспособности. Интегральная оценка конкурентоспособности с помощью метода свертки критериев. Комплекс исследовательских работ по изучению конкуренции и конкурентоспособности.
Литература:
Курс МВА по маркетингу [Текст] = The Portable MBA in Marketing : перевод с английского / Ч. Д. Шив, А. У. Хайэм. - 3-е изд. - Москва : Альпина Бизнес Букс, 2007. - 716с.
Маркетинг [Текст]: учебное пособие / Р. Б. Ноздрева, Г. Д. Крылова, М. И. Соколова; Министерство иностранных дел [МИД] РФ. Московский институт международных отношений [МГИМО] (университет). - Москва: Проспект, 2007. - 231с.
Маркетинг менеджмент [Текст] : учебник : пер. с англ. / Ф. Котлер, К. Л. Келлер. - 12-е изд. - СПб.: Питер, 2007. - 814с.
Маркетинговая стратегия. Курс MBA / О. Уолкер-младший [и др.]; пер. с англ. И. Клюевой. - М.: Вершина, 2006. - 496с.
Маркетинговые исследования [Текст] = Marketing Research: практическое руководство: [перевод с английского] / Н. К. Малхотра; под ред.: А. О. Старостина, В. А. Кравченко ; Технологический институт Джорджии. - 4-е изд. - Москва; Киев: Издательский дом "Вильямс", 2007. - 1186с.
Международный маркетинг [Текст]: учебник по специальности "Маркетинг": допущено советом учебно-методического объединения вузов России по образованию в области менеджмента / Г. Л. Багиев, Н. К. Моисеева, В. И. Черенков; под общ. ред. Г. Л. Багиев. - 2-е изд., перераб. и доп. - Санкт-Петербург: Питер, 2009. - 688с.
Менеджмент, ориентированный на рынок. Стратегический и операционный маркетинг[Текст] = Market-Driven Management. Strategic & Operational Marketing: [перевод с английского]: учебник для слушателей, обучающихся по программам "Мастер делового администрирования": рекомендовано Советом Минобрнауки РФ по образовательной программе дополнительного профессионального образования: [перевод с английского] / Ж. Ламбен, Р. Чумпитас, И. Шулинг. - 2-е изд. - Санкт-Петербург: Питер, 2008. - 718с.
Основы маркетинга [Текст]: пер. с англ. / Ф. Котлер [и др.]. - М.; СПб.; Киев: Вильямс, 2006. - 943с.
Практикум по международному маркетингу [Текст]: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности "Мировая экономика": рекомендовано Учебно-методическим объединением по образованию в области финансов, учета и мировой экономики / С. В. Карпова. - 2-е изд., стер. - Москва: Кнорус, 2010. - 199с.
Организация таможенной логистики ВЭД
Базисные условия поставки INCOTERMS 2010:
Модель распределения ответственности между экспортером и импортером. Анализ логистических рисков для поставщика и покупателя на различных базисах. Нестандартные условия в международной торговле.
Товарная номенклатура ВЭД:
Классификация товаров. Назначение, сфера применения, структура и содержание ТН ВЭД. Основные правила интерпретации ТН ВЭД. Порядок принятия предварительных решений по классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД. Назначение и производство экспертиз в таможенных целях.
Таможенные платежи:
Общие положения о таможенных платежах (понятие, виды). Исчисление таможенных пошлин и налогов (объект обложения, база для исчисления, применение ставок). Сроки и порядок уплаты таможенных пошлин и налогов. Возврат и взыскание таможенных пошлин.
Таможенная стоимость товаров и методы ее определения:
Понятие и основное назначение таможенной стоимости. Система методов определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации. Определение таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации
Основные таможенные процедуры:
Понятие и виды таможенных процедур: общая характеристика и особенности применения.
Понятие и процедуры таможенного оформления:
Понятие, значение и содержание таможенного оформления. Специальные упрощенные процедуры таможенного оформления. Порядок прибытия товаров на таможенную территорию. Порядок убытия товаров с таможенной территории. Выпуск товаров: условия и особенности
Порядок и формы таможенного декларирования товаров:
Общие сведения о таможенном декларировании. Порядок представления документов. Декларант: статус, права, ответственность. Особенности декларирования товаров.
Литература:
Маховикова, Галина Афонасьева. Таможенное дело [Текст] : учебник для бакалавров экономических направлений и специальностей / Г. А. Маховикова, Е. Е. Павлова ; Санкт-Петербург. гос. эконом. ун-т . - Москва : Юрайт, 2014. - 408 с.
Сальников, Константин Алексеевич. Декларирование товаров и транспортных средств [Текст] : учебное пособие для вузов по специальности 036401 "Таможенное дело" (квалификация(степень) "специалист" / К. А. Сальников. - Санкт-Петербург : ИЦ Интермедия, 2015. - 226 с.
Альбеков, Адам Умарович. Таможенная логистика [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов по спец. 080115 "Тамож.дело" и напр. подг. (спец.) 036401 "Тамож. дело" / А. У. Альбеков, С. Н. Гамидуллаев, А. В. Парфенов. - Санкт-Петербург : Троицкий мост, 2013. - 175 с.
Международный рынок ценных бумаг
Торговая инфраструктура на рынке ценных бумаг. Основные игроки. Торговая инфраструктура США и Европы.
Субъектами рынка. Виды профессиональной деятельности. Механизм установления цены. Торговая инфраструктура Германии, Англии, США
Учетная система США. Особенности. Характеристика DTCC.
Национальная клиринговая корпорация NSCC. Депозитарно-доверительная корпорация DTC. Роль кастодианов и регистраторов в учетной системе. Расчеты производным инструментам в США.
Учетная система Европы. Особенности Euroclear и Clearstream.
История создания межународных клиринговых организаций. Особенности Euroclear и Clearstream. Роль кастодианов и регистраторов в учетной системе.
Регулирование на рынке ценных бумаг.
Виды регулирования. Государственное регулирование и саморегулирование – характеристика и особенности. Примеры регулирующих организаций: Россия, Англия, США, Германия.
Еврооблигации, иностранные облигации.
Характеристика, основные виды заемщиков, расчеты, центры торговли. Выпуск еврооблигаций с механизмом SPV.
Депозитарные расписки.
Краткая характеристика, механизм выпуска, типы депозитарных расписок, центры торговли.
Основная литература
Галанов В. А. Рынок ценных бумаг : Учебник для вузов / В. А. Галанов.- М. : Инфра-М, 2007.- 383 С.
Лялин В. А. Рынок ценных бумаг : Учебник для вузов / В. А. Лялин, П. В. Воробьев. - М. : Проспект, 2007.- 383 С.
Рынок ценных бумаг : Учебник для вузов / Ред. Е. Ф. Жуков. - М.: Юнити, 2007.- 463 С.
Рынок ценных бумаг / Под ред. В. А. Галанова, А. И. Басова.- 2-Е Изд. – М. : Финансы И Статистика, 2007. - 447 С.
Корпоративные финансы
Основные причины различий в финансовой отчетности
Гармонизация финансовой отчетности. Директивы ЕС. IFRS.
Элементы финансовой отчетности. Признание элементов. Концепция капитала
Критерии оценки эффективности инвестиционных проектов. Сценарный анализ в оценке инвестиционных проектов. Анализ чувствительности
Риск и доходность. Теория портфеля Марковица. Теорема разделения Тобина.
Модель Шарпа. САРМ.
Оценка справедливой стоимости акций. Доходность акций
Оценка справедливой стоимости облигаций. Доходность облигаций
Средневзвешенная стоимость капитала (WACC) и финансовый леверидж.
Структура капитала. Теорема сепарабельности И.Фишера. Первая и вторая теорема Модильяни-Миллера
Оценка бизнеса. Методы оценки. Концепция экономической добавленной стоимости (EVA).
Система бюджетирования на предприятии. Формирование основного бюджета предприятия. Объекты бюджетирования. Формы бюджетов.
|