Скачать 1.39 Mb.
|
В рамках курса МТП изучаются явления и процессы, связанные с взаимодействием тех аспектов деятельности национальных экономик, которые так или иначе связаны с международным рынком, а также функционирование наднациональных экономических структур. Кроме этого в рамках предмета мировой экономики отчасти рассматриваются проблемы эволюции, а также перспектив развития мировой хозяйственной системы. Деление экономической науки на микроэкономическую и макроэкономическую составляющие, сложившееся в середине прошлого века, отводит предмету «мировая экономика» особое место в разделе «макроэкономика» как рассматривающую наиболее крупные хозяйственные объекты. В целом же мировая экономика фактически является составной частью экономической теории как фундаментальной науки о хозяйстве. Проблемы, изучаемые в рамках мировой экономики являются также объектом для изучения других научных дисциплин – экономической географии, демографии, экологии, политологии, регионалистики и глобалистики и др. Внутреннее членение предмета мировой экономики не является общепринятым и устоявшимся; тем не менее, можно выделить в структуре науки такие разделы как «международные экономические отношения», «глобальные экономические проблемы», «природно-ресурсный потенциал мировой экономики», «отраслевая структура мировой экономики». Имеется несколько терминов-синонимов, которыми также можно обозначать мировую экономику – например, «всемирная экономика», «международная экономика», «всемирное хозяйство», «мировой рынок», «глобальная экономика». В рамках изучения МТП используются общенаучные методы исследований – такие как индукция и дедукция, экономико-математическое моделирование. Важнейшую роль играет сбор и обработка статистической информации, являющейся основой для межстрановых сравнений. Использование экспериментального метода в рамках мировой экономики, как, впрочем, и вообще в макроэкономике, является затруднительным, поскольку в данном случае достаточно сложно создать условия необходимые для чистоты эксперимента. К числу основных функций МТП относятся познавательная, прогностическая, прагматическая (практическая), а также связанная с последней нормативная функция, выражающаяся в том, что ученый, вооруженный знанием мировых экономических процессов, в состоянии предлагать способы решения тех или иных проблем, возникающих в процессе функционирования мирохозяйственной системы. В рамках «советской политической экономии» в качестве основной функции рассматривалась также идеологическая функция, заключавшаяся по мнению марксистов в выявлении преимуществ социалистической экономики по сравнении с капиталистической и в их пропаганде. Подобную точку зрения в целом разделяли и американские ученые, навязывавшие многим государствам ценности американского образа жизни и, соответственно, модели собственной экономической системы. В качестве особой функции многие ученые выделяют также этическую функцию, выражающуюся в выявлении особых принципов и норм поведения как макро- так и микросубъектов в рамках их взаимодействия на мировом рынке.
Первым этапом развития мировой торговли можно считать время расцвета Римской империи. Рим включал в качестве провинций западную и юго-восточную части Европы, Малую Азию, побережье Северной Африки, Сирию, Палестину. Между метрополией и провинциями существовали тесные экономические связи, Средиземное море было пересечено многочисленными торговыми путями, способствовавшими дальнейшему укреплению международного разделения труда, втягиванию в экономические отношения новых стран и регионов. Торговые связи с Китаем и Индией поддерживались по Великому шелковому пути. Данная транспортная артерия служила, прежде всего, для транспортировки товаров (шелка, ювелирных изделий, воска, красителей, благовоний, пряностей, зеркал, экзотических зверей), дипломатических связей, военных походов, миграций населения. «Торговля Римской империи не ограничивалась областями в бассейне реки Инд, а простиралась далее до Индокитая и Суматры; торговля с Индией и Китаем постоянно расширялась и приняла форму устойчивой связи»1. Распад Римского государства не остановил развитие экономических связей между Востоком и Западом. Международная экономика развивается благодаря влиянию Византии и торговой деятельности Генуэзской и Венецианской республик: «Венеция активно развивает торговые отношения с Италией и Германией, ввозя туда с Востока шелка, пряности, хлопок, сахар, духи и драгоценности»2 Важнейшее значение имела и торговая деятельность мусульманских государств в период т.н. «золотого века ислама» (англ. islamic golden age), длившегося с VIII по XIII вв. Глобализация в то время охватывала фактически весь т.н. «старый мир» (англ. Old World), т.е. территории Евразии и Африки. В дальнейшем Европа оказалась отрезанной захватившими Малую Азию турками от Востока, торговые пути с Индией и Китаем оказались перекрытыми. Дальнейшему развитию мирового хозяйства в этот период служили крестовые походы, которые кроме военных целей преследовали и экономические:
Важнейшим фактором, послужившим фактической колонизации мира Европой стало развитие парусного флота: «если у этих торговых успехов и была технологическая основа, то ею являлось распространение трехмачтовых парусников в конце XV века: сократив транспортные издержки, эти суда сделали возможной торговлю между отдаленными территориями, открыли доступ к отдаленнейшим уголкам Америки и Азии»7. Великими географическими открытиями называют крупнейшие географические открытия, сделанные европейскими путешественниками в середине ХV — середине XVI вв. Непосредственной причиной активизации путешественников в этот период явилось то, что в результате поражения в крестовых походах и падения Византийской империи, Европа вновь оказалась отрезанной от Востока. Поэтому главной целью путешественников являлся поиск морского пути в Индию. Важнейшими экономическими последствиями великих географических открытий можно считать:
Следствием великих географических открытий стала также т.н. «коммерческая революция» (англ. commercial revolution), начавшаяся в XVI в. и продолжавшаяся до начала XVIII в. Благодаря открытию новых земель и колониальным захватам европейские страны построили обширные международные торговые сети. Новый этап в развитии мирового хозяйства начался в середине ХIХ века благодаря развитию железнодорожного транспорта и морских пароходных перевозок: «пароход несет торговца к самым дальним поморьям, а железные дороги сокращают расстояния на материках»12. Немецкий ученый Г. фон Шмоллер (Gustav von Schmoller; 1838-1917) полагал, что «создающееся теперь мировое хозяйство является результатом…технического прогресса, выразившегося в постройке путей сообщения и каналов, судов и повозок, применении механических сил к перевозке…»13. Появление в начале следующего века авиационного транспорта способствовало углублению мировых экономических связей. Важнейшую роль в сближении экономик различных стран и континентов сыграло развитие информационной системы: появление телеграфной (в 1866 г. был проложен кабель по дну Атлантического океана и начала работать телеграфная линия между Америкой и Европой), телефонной и радиосвязи. В этот период завершается формирование Британской империи – крупнейшего имперского образования в истории человечества, чья территория включала регионы практически всех континентов. Глобализационные тенденции ХIХ века в настоящее время именуют «первой эрой глобализации» (англ. first era of globalization). Наконец, современный этап развития мировой торговли, начавшийся в 80-е гг. прошлого столетия связан с формированием глобальной экономики на основе создания всемирной компьютерной сети и трансконтинентальной финансовой системы. 3. Теории абсолютных и сравнительных преимуществ Исторически первой попыткой объяснения процесса международной торговли является теория абсолютных преимуществ шотландского экономиста А. Смита. Итак, согласно британскому ученому страна будет специализироваться на выпуске товара, на производстве которого она затрачивает меньше ресурсов (см. табл.1).
Согласно табл.1 страна Сигма имеет абсолютные преимущества в производстве товара В, а государство Ксю будет специализироваться на выпуске и экспорте продукта А. Основы теории сравнительных преимуществ сформулированы Д. Рикардо в его главной работе «Начала политической экономии и налогового обложения». Английский экономист считал выгодным обмен товарами между государствами даже в том случае, если одна из стран имеет абсолютные преимущества перед другой в производстве всех товаров. Рассмотрим числовой пример. Предположим, что страны Х и Y производят товары А и В. Причем, государство Х имеет перед государством Y абсолютные преимущества в выпуске обеих товаров: его производственные возможности позволяют производить либо 60 единиц товара А либо 60 штук товара В, в то время как страна Y может выпустить соответственно 40 и 20 единиц товаров (см. рис. 1и2). Qa 90 60 60 Qb Рис.1Кривая производственных возможностей страны Х Qa 40 20 26,6 Qb Рис. 2.Кривая производственных возможностей страны Y Очевидно, что сравнительная стоимость товаров А и В в государстве Х равна 1 А=1В, в стране Y - 2A=1В. Таким образом, сравнительная стоимость товара А ниже в стране Y и она должна специализироваться на выпуске данного товара, в то время как государство Х станет специализироваться на производстве товара В и обмене данного товара на товар А, производимый государством Y. Предположим далее, что страны Х и Y станут обмениваться в некой средней пропорции 1,5 ед. товара А= 1ед. товара В. В итоге, страна Х произведя 60 единиц товара В сможет обменять их на 90 единиц товара А, а государство Y выпустив 40 штук товара А может получить взамен 26,6 единиц товара В. Таким образом, специализация стран на выпуске особых товаров фактически приводит к увеличению их производственных возможностей и сдвигу кривой вправо вверх. 4. Теория соотношения факторов производства и парадокс Леонтьева Теория соотношения факторов производства (или обеспечения стран факторами производства) изложена в работе шведских ученых Э.Хекшера и Б.Олина «Межрегиональная и международная торговля» (1933). Согласно данной концепции причиной сравнительных преимуществ одной из стран в производстве определенных товаров являются различия в наличных факторах производства. Для упрощения, скандинавские экономисты анализируют ситуацию, когда товары производятся при помощи всего двух факторов: труда и капитала. Предположим, две страны – Альфа и Бета- производят товары А и В. При этом товар А требует значительных затрат капитала, а товар В более трудоемок. Если государства альфа обладает большим запасом капитала, а в стране Бета обеспечена трудовыми ресурсами лучше, чем ее соседка, то Альфа будет иметь сравнительные преимущества в производстве товара А, а Бета, соответственно, в изготовлении продукта В. Следствиями из теории Хекшера-Олина являются теоремы Столпера-Самуэльсона и Рыбчинского (см. Басовский Л.Е. Мировая экономика. М.: Инфра-М, 2003. С.59,60). Согласно теореме Столпера-Самуэльсона, если повышается цена товара, то повышается и стоимость того фактора производства, которым в большей степени насыщен этот товар. Теорема Рыбчинского звучит следующим образом: когда в стране наблюдается рост одного из факторов производства, то увеличивается выпуск товара, наиболее насыщенного этим фактором, и сравнительные преимущества страны изменяются в пользу данного товара. Американский экономист русского происхождения, лауреат нобелевской премии В. Леонтьев решил проверить реальность действия теории Хекшера – Олина при помощи разработанной им модели «затраты-выпуск». Тестирование проходила экспортируемая и импортируемая Соединенными Штатами продукция 200 отраслей. В итоге, В. Леонтьев пришел к выводу, что США экспортируют в основном трудоемкую продукцию, а импортируют капиталоемкую, что противоречит выводам из концепции шведских ученых. Таким образом, «парадокс Леонтьева» состоит в том, что страна с относительным избытком капитала, может экспортировать товары, насыщенные трудом, и наоборот. Среди объяснений парадокса Леонтьева можно выделить следующие:
Последующее тестирование теории Хекшера-Олина иногда приводило к доказательству ее выводов, иногда к их опровержению. В современной экономической теории принято считать ее принципиально верной, но при этом учитывается, что для международной торговли некоторых стран может иметь место парадокс Леонтьева. |
Способы общения, позволяющие передавать и принимать разнообразную... Каждая наука вычленяет из коммуникации как объекта исследования свой предмет изучения |
Языки программирования java и java-технологии Целью изучения дисциплины является получение теоретических и практических знаний Перечень дисциплин, усвоение которых необходимо... |
||
Методические указания для студентов заочной формы обучения по дисциплине «Математика» Рассмотрено на заседании цикловой методической комиссии математических, естестественно- научных дисциплин |
Факультет биологических наук Объектом изучения является иммунная система человека, особенности ее функционирования при различных функциональных и патологических... |
||
Учебно-методический комплекс по дисциплине сапр вагоноремонтного производства Дисциплина входит в региональный компонент цикла дисциплин специализации и является обязательной для изучения |
Вестник мгли язык. Культура. Образование. Выпуск №1 2015 г Материалы могу быть предоставлены к публикации в форме научных статей, обзорных научных материалов, научных сообщений, библиографических... |
||
Маркировка и сертификация товаров и услуг Учебное пособие предназначено для студентов экономических вузов и колледжей, изучающих комплекс дисциплин теории и практики логистики,... |
1 Для изучения каких дисциплин будет использоваться материал дисциплины... Место, цели и задачи дисциплины в образовательной профессиональной программе, реализуемой в университете |
||
Программа дисциплины Биоэтика Направление подготовки Студенты должны применять полученные знания для решения конкретных научных, научно-практических, методических, информационно-поисковых... |
Учебной дисциплины стадиальный анализ литогенеза Рекомендуется для направления подготовки Ее освоение необходимо для изучения таких дисциплин как «Генетическая минералогия осадочных образований», «Системный анализ литогенетических... |
||
7 дипломн работ, курсы лекций мгу и унц Документы, поданные на конкурс на замещение вакантных должностей заведующих лабораториями, старших научных сотрудников, научных и... |
Согласовано утверждаю Проблемы возрождения и развития народного искусства, его современное состояние привлекает к себе в последние годы все большее внимание.... |
||
Программа вступительного экзамена Цель экзамена установить глубину профессиональных знании поступающего в магистратуру, уровень подготовленности к углублению изучения... |
Программа высшего профессионального образования по специальности... Охватывает широкий спектр научных дисциплин – естественные, прикладные, общественные и гуманитарные. В ресурс включены издания по... |
||
В. Е. Дворников доктор медицинских наук, профессор В эту совместную работу больницы и кафедры для расширения и полноты исследований в решении частных вопросов привлекаются сотрудники... |
«29» мая 2003 г. Коллективный договор Конференцией преподавателей, научных сотрудников, представителей других категорий работников и обучающихся Удмуртского государственного... |
Поиск |