Программа дисциплины Биоэтика Направление подготовки


Скачать 326.95 Kb.
Название Программа дисциплины Биоэтика Направление подготовки
страница 1/3
Тип Программа дисциплины
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Программа дисциплины
  1   2   3
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ М.В.ЛОМОНОСОВА

Факультет фундаментальной медицины
Программа дисциплины
Биоэтика


Направление подготовки

Лечебное дело

Профиль подготовки

Квалификация (степень) выпускника Специалист
Форма обучения

Очная


Москва 2017

Дисциплина Биоэтика

Цели и задачи дисциплины:

Сформировать у обучающихся представление о

  • специфике и основных направлениях современных биоэтических дискуссий в социогуманитарном контексте современной культуры врача;

  • современных методах разрешения практических биоэтических ситуаций в мировой практике и российской действительности;

  • конкретных этических стан­дартах медицинской практики, нашедших свое выражение в документах международного права, национальных законода­тельствах (включая российское законодательство в области здравоохра­нения), этических кодексах и декларациях международных и националь­ных медицинских ассоциаций.

Закрепить теоретические знания практическими навыками.

В ходе освоения курса студенты должны усвоить содержание биоэтики как сферы знаний, усвоить механизмы функционирования биоэтики как социального института практической биомедицины, выработать умения анализировать современную медико-биологическую, в том числе исследовательскую практику, с использованием понятийного аппарата биоэтики. Студенты должны применять полученные знания для решения конкретных научных, научно-практических, методических, информационно-поисковых и других задач.

По итогам освоения курса студенты должны обнаружить знание:

  • целей биоэтического образования медика, его вклада в формирование личности медицинского работника;

  • понятийного аппарата биоэтики как науки, предмета, задач и методологических основ биоэтики как раздела социо-гуманитарных знаний; специфики биоэтических дискуссий;

  • типологии биоэтических ситуаций с учетом видов практической и научной деятельности медицинского работника;

  • принципов и методик практического разрешения биоэтических ситуаций с опорой на этические стандарты мирового и российского научного сообщества;

  • содержания основных этических документов профессиональных медицинских ассоциаций (международных и российских), основные положения законов РФ, регламентирующих биомедицинские вопросы.


По итогам освоения курса студенты должны уметь:

  • анализировать биоэтические проблемы (сущность моральных проблем развития новых технологий репродукции человека; сущность моральных проблем смерти и умирания; сущность моральных проблем трансплантации органов и тка­ней человека; этические принципы проведения биомедицинских экспериментов; особенности морально-этических отношений в психиатрии; особенности фармацевтической биоэтики);

  • использовать на практике методы социогуманитарных наук в различных видах профессиональной деятельности; учитывать влияние политических и экономических процессов на постановку и разрешение биоэтических вопросов;

  • осуществлять свою деятельность с учетом моральных и правовых норм, соблюдать принципы и правила биоэтики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну.


По итогам освоения курса студенты должны продемонстрировать владение:

  • системой знаний об основных этапах развития медицинской этики, о специфике современного этапа биоэтики, а также о стратегии развития этических аспектов врачебной деятельности;

  • навыками аргументированного анализа, ведения дискуссии и полемики по биоэтическим вопросам;

  • навыками реализации этических и деонтологических аспектов врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками;

  • навыками организации научно-исследовательских работ в соответствии с принципами биоэтики.


Место дисциплины в структуре ООП:

Информация об образовательном стандарте и учебном плане:

  • МС - специалист МГУ, учебный план специалиста;

  • направление подготовки Лечебное дело;

  • наименование учебного плана Лечебное дело.


Информация о месте дисциплины в образовательном стандарте и учебном плане:

  • базовая часть;

  • тип - обязательный;

  • 2 курс специалитета;

  • 4 семестр.


Общая трудоемкость (2 зачетные единицы).
Форма аттестации - зачет.
Формы проведения занятий:

Лекции -32 часа.

Самостоятельная работа – 40 часов

Календарно-тематический план курса Биоэтика 2016\2017 учебный год

Факультет фундаментальной медицины МГУ имени М.В.Ломоносова

Дата. Четверг

лекция


Задание


09 февраля

Лекция Тема 1.1. Биоэтика: ее предмет, статус и круг проблем.




16 февраля

Лекция Тема 1.1. Исторические модели медицинской этики




02 марта

Лекция Тема 1.2. Принципы и правила современной биоэтики.

Задание 1

09 марта

Лекция Тема 2.1. Этическое измерение медицинских вмешательств в репродукцию человека.




16 марта

Лекция Тема 2.1. Этическое измерение медицинских вмешательств в репродукцию человека.




23 марта

Лекция Тема 2.2. Смерть и умирание как этические проблемы.




30 марта

Лекция Тема 2.2. Смерть и умирание как этические проблемы.

Задание 2

06 апреля

Лекция Тема 3.1. Моральные проблемы медицинского экспериментирования.




13 апреля

Лекция Тема 3.1. Биоэтические проблемы экспериментирования с животными




20 апреля

Лекция Тема 3.2. Моральные проблемы трансплантации органов и тканей.

Задание 3.

27 апреля

Лекция Тема 3.2. Моральные проблемы трансплантации органов и тканей.




04 мая

Лекция Тема 3.3. Проблема психической целостности пациента. Этика в психиатрии.




11 мая

Лекция Тема 4.1. Права и обязанности государства по охране здоровья граждан: этические аспекты.

Задание 4

18 мая

Лекция Тема 4.2. Фармацевтическая биоэтика: основные проблемы и решения.



25 мая

Лекция Тема 4.3. Биоэтика как философия будущего.

Информация об индивидуальных результатах. Сдача заданий по темам, пропущенным в течение семестра

Отчетность по курсу – «зачет»

Для получения зачета по итогам работы в семестре: необходимо отчитаться выполнением 4 заданий, предусмотренных программой, и аудиторной работой (посещение лекций, выполнение работ на занятиях).

Задание, сформулированное в программе курса к соответствующей теме, должно быть выполнены дома в ходе подготовки по данной теме. Задания сдаются в печатном виде строго в запланированный в календарно-тематическом плане день. Задания оцениваются «зачтено»/ «незачтено». Основанием для незачтения задания по теме может быть: несамостоятельность работы; отсутствие ссылок на использованные источники и нормативные акты; несоответствие результатов работы студента заданию по тематике, полноте и точности раскрытия материала.

Объем работы не более 2 страниц формата А4.

Внимание! Работа студента должны иметь фамилию автора, указание на номер учебной группы, порядковый номер и тему, дату. Все страницы работы должны быть скреплены между собой.

Студенты, не получившие зачет по итогам работы в семестре, сдают зачет:

необходимо отчитаться заданиями, не выполненными в течение семестра, написать письменную работу по темам курса на основании сформулированных вопросов к зачету (смотри программу).
Содержание дисциплины по разделам и темам.
Введение. Теоретические основы биоэтики.

Тема 1.1. Биоэтика: ее предмет, статус и круг проблем.

Гуманистическая специфика меди­цинской науки и практики. Формы социальной регуляции медицинской деятельности: этика, этикет, право, религия, нравы, обычаи.

Исторические модели традиционной профессиональной медицинской этики. Факторы, формирования современной биомедицинской этики. Особенности биомедицинской этики как профессиональной этики. Сущность и междисциплинарный характер современной биомедицинской этики.

Основные модели взаимоотношения врачей и пациентов. Инженер­ная (техническая), пасторская, коллегиальная, контрактная и договорная модели отношения врачей и пациентов (по Р. Витчу). Модели врачевания, основанные на специфике клинического состояния больного (модель ост­рого, хронического и терминального состояния).
Тема 1.2. Принципы и правила современной биоэтики.

Принцип "делай благо!" - категория блага в контексте различных форм оказания медицинской помощи. Нравственная миссия медицины. Цели врачевания. Содержание блага врачевания с точки зрения врача и пациента.

Принцип "не навреди!" - ответственность за бездействие и за не­правильные действия. Намеренные и ненамеренные последствия дей­ствия. Прямой и косвенный вред. Правило двойного эффекта. Классифи­кация разновидностей "вреда", вызываемого действием врача. Различные формы злоупотребления со стороны врачей в отношении пациента. Про­блема ятрогений. Правило пропорциональности цели и средств.

Принцип уважения автономии личности (автономия личности и автономия действия; автономия как свобода выбора и свобода действия, рациональность действия и автономия). Уважение автономии пациента: по­лучение согласия на медицинское вмешательство, уважение права отказа от получения медицинской помощи, обеспечение возможности выбора из альтернативных методов лечения и осуществления контроля за их прове­дением ("терапевтическое сотрудничество" врачей и пациентов). Тради­ционный медицинский патернализм. "Суррогатное" принятие решения и его правила.

Принцип справедливости. Справедливость создания и справедливость распределения (дистрибу­тивная справедливость).

Основные правила биомедицинской этики.

Правило добровольного информированного согласия в клинической и исследовательской практике. Элементы информированного согласия: компе­тентность пациента и испытуемого; понимание им информации; добро­вольность информирования и ее нарушения (принуждение, манипуляция, убеждение). Добровольность в принятии решения. Понятие компетент­ного и некомпетентного больного. Право пациента на отказ от медицинского вмешательства. "Суррогатное согласие" для некомпетентного па­циента. Информированное согласие ограниченно компетентных пациен­тов.

Врачебная тайна (правило конфиденциальности). Клятва Гиппократа и обещание сохранения врачебной тайны. Эти­ческие аспекты проблемы конфиденциальности в современной медицине. "Естественная", "обещанная" и "профессиональная" тайна. Правило кон­фиденциальности в условиях специализации и компьютеризации совре­менной медицины. Правила работы с историями болезни. Конфиденци­альность и общение с родственниками больного. Анонимность медицин­ской информации в научных демонстрациях и публикациях. Ответствен­ность медиков за нарушение принципа конфиденциальности. Допустимые ограничения конфиденциальности.

Правило правдивости. Право, долг, возможность и целесообразность всегда быть правди­вым в отношениях врачей с пациентами. Правдивость и инкурабельные больные. "Святая ложь". Плацебо. Право пациента на получение правди­вой информации.

Правило уважения неприкосновенности частной жизни. Признание неприкосновенности частной жизни как основа уважения человеческого достоинства пациентов и испытуемых в медико-биологичес­ких экспериментах. Конфликты общественных и личных интересов и ценностей в связи с проблемой неприкосновенности частной жизни.

Задание 1

Раздел 1. Тема 1.2

Вспомните или перечитайте цикл рассказов А.Азимова о роботах. Поведение всех роботов подчинено (запрограммировано) законами робототехники.

Представьте, что Вам необходимо запрограммировать поведение робота, выполняющего функции «медицинского работника» (ставить диагноз, принимать решение о методе лечения, вести «беседы» с пациентами и их родственниками и т.д.).

  1. Сформулируйте функции Вашего робота.

  2. Сформулируйте свои законы (по аналогии с приведенными выше, не более 4-х), которыми было бы необходимо «запрограммировать» Вашего робота и которые были бы наилучшими (с Вашей точки зрения) в биоэтическом плане.

  3. Проанализируйте свои законы: какие биоэтические принципы нашли в них отражение? Удалось ли Вам достичь однозначных формулировок? В чем причина трудностей, с которыми Вы столкнулись?



Раздел 2. Начало и конец человеческой жизни как биоэтические проблемы.
Тема 2.1. Этическое измерение медицинских вмешательств в репродукцию человека.

Репро­дуктивное здоровье. Репродуктивный выбор. Репродуктивные права. Моральный статус пре-эмбрионов, эмбрионов и плодов. Аборт и его виды. Либеральный, кон­сервативный и умеренный подходы к проблеме аборта. Морально-этические проблемы контрацепции.

Новые технологии репродукции человека. Гетерологическая и гомологическая инсеминация. Технология экстракорпорального оплодотворения с последующим переносом эмбриона (ЭКО и ПЭ) и этические проблемы медицины. Этические проблемы донорства полового материала. "Суррогатное материнство". Морально-этические проблемы пренатальной диагностики. Про­блема обоснованного риска при выборе диагностической процедуры. Ди­рективная и недирективная модель врачебного консультирования по ре­зультатам пренатальной диагностики.

Этические проблемы неонатологии. Моральные проблемы установления критерия новорожденности.
Тема 2.2. Смерть и умирание как биоэтические проблемы.

История отношения врача к умирающему больному. Проблема критериев и дефи­ниции смерти. Смерть мозга: медицинские, философские, морально-этические, социальные и юридические проблемы.

Медицинские и биоэтические предпосылки современной паллиа­тивной медицины. Органи­зационные принципы и цели хосписа. Проблемы и трудности развития служб паллиативной медицины в России. Понятие «качество жизни умирающего». Преодоление страха смерти как нрав­ственная и психотерапевтическая задача. Этические аспекты лечения хронической боли.

Понятие "право на смерть". История проблемы эвтаназии. Эвтаназия: активная и пассивная, прямая и непрямая (косвенная), добровольная и недобровольная, принудительная. Тенденция отказа от термина "пассив­ная эвтаназия". Активная добровольная эвтаназия: аргументы "за" и "против".

Этико-правовые аспекты аутопсии. Допустимость аутопсии: модель презумпции согласия и презумпции несогласия. Обязательная аутопсия.
Задание 2.

Раздел 2. Тема 2.2.
Опишите аргументы, использующиеся сторонниками и противниками легализации эвтаназии.

Просмотрите фильм «Море внутри» (исп. Mar adentro) Алехандро Аменабара, основанный на реальных событиях рассказ о двух последних годах жизни галисийца Рамона Сампедро, в течение почти 30 лет боровшегося за право на собственную эвтаназию. Какие аргументы за и против эвтаназии использованы в данном фильме? Опишите суть аргументов за и против, дайте свои комментарии (мнение об обоснованности использования данного аргумента/контраргумента). Оформите свои результаты анализа в таблице. Увеличьте количество срок при необходимости.

Аргумент за\против, кем выдвинут

суть аргумента

ваши комментарии




























Сформулируйте дополнительные (по отношению к фильму) аргументы против легализации эвтаназии.
Раздел 3. Медицина и проблема физической и психической целостности пациента.
  1   2   3

Похожие:

Программа дисциплины Биоэтика Направление подготовки icon Рабочая программа дисциплины рабочая программа дисциплины «Геодезическая практика»
Направление подготовки (специальность) 23. 05. 06 – «Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей»
Программа дисциплины Биоэтика Направление подготовки icon Учебно-методический комплекс дисциплины «технология строительных...
Направление подготовки дипломированного специалиста утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации от 02. 03....
Программа дисциплины Биоэтика Направление подготовки icon Рабочая программа дисциплины стратегический менеджент направление подготовки
Стратегический менеджмент: Рабочая программа дисциплины / Л. В. Алферова – Челябинск: оу во «Южно-Уральский институт управления и...
Программа дисциплины Биоэтика Направление подготовки icon Учебно-методический комплекс дисциплины «Методы маркетинговых исследований»
...
Программа дисциплины Биоэтика Направление подготовки icon Рабочая программа учебной дисциплины хранение, переработка плодов...
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины блока б. 12 студентам очной формы обучения
Программа дисциплины Биоэтика Направление подготовки icon Рабочая программа дисциплины «безопасность жизнедеятельности» Направление подготовки
«Безопасность жизнедеятельности»: Рабочая программа дисциплины / О. Г. Турлыбекова. – Челябинск: оу во «Южно-Уральский институт управления...
Программа дисциплины Биоэтика Направление подготовки icon Рабочая программа дисциплины Безопасность жизнедеятельности
Направление подготовки (специальность) 04. 03. 02 «Химия, физика и механика материалов»
Программа дисциплины Биоэтика Направление подготовки icon Программа учебной дисциплины «Моделирование с помощью профессиональных пакетов»
Направление подготовки: 02. 04. 02 «Фундаментальная информатика и информационные технологии»
Программа дисциплины Биоэтика Направление подготовки icon Рабочая программа дисциплины Программно-технические комплексы управления
Направление подготовки: 15. 04. 04 – Автоматизация технологических процессов и производств
Программа дисциплины Биоэтика Направление подготовки icon Рабочая программа дисциплины бухгалтерский учет и анализ направление подготовки
Бухгалтерский учет и анализ: Рабочая программа дисциплины / Е. Л. Струну. – Челябинск: оу во «Южно-Уральский институт управления...
Программа дисциплины Биоэтика Направление подготовки icon Рабочая программа дисциплины в. Дв. 3-2«Интегрированные системы диагностики и управления»
Направление подготовки (специальность) 15. 03. 04 Автоматизация технологических процессов и производств
Программа дисциплины Биоэтика Направление подготовки icon Рабочая программа дисциплины «Интегрированные системы проектирования и управления»
Направление подготовки (специальность) 15. 03. 04 Автоматизация технологических процессов и производств
Программа дисциплины Биоэтика Направление подготовки icon Рабочая программа дисциплины объектно-ориентированное программирование...
Фгос впо к структуре и результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата по Профессиональному циклу по направлению...
Программа дисциплины Биоэтика Направление подготовки icon Рабочая программа дисциплины Строительные материалы Направление подготовки...
Федерального государственного образовательного стандарта профессионального образования и основной образовательной программы по направлению...
Программа дисциплины Биоэтика Направление подготовки icon Учебно-методический комплекс дисциплины материаловедение направление...
Учебная программа обсуждена на заседании кафедры технологии и предпринимательства
Программа дисциплины Биоэтика Направление подготовки icon Программа государственного квалификационного экзамена название в...
Программа утверждена на заседании Ученого совета Института менеджмента и предпринимательства

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск