МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ М.В.ЛОМОНОСОВА
Факультет фундаментальной медицины
Программа дисциплины
Биоэтика
Направление подготовки
Лечебное дело
Профиль подготовки
Квалификация (степень) выпускника Специалист
Форма обучения
Очная
Москва 2017
Дисциплина Биоэтика
Цели и задачи дисциплины:
Сформировать у обучающихся представление о
специфике и основных направлениях современных биоэтических дискуссий в социогуманитарном контексте современной культуры врача;
современных методах разрешения практических биоэтических ситуаций в мировой практике и российской действительности;
конкретных этических стандартах медицинской практики, нашедших свое выражение в документах международного права, национальных законодательствах (включая российское законодательство в области здравоохранения), этических кодексах и декларациях международных и национальных медицинских ассоциаций.
Закрепить теоретические знания практическими навыками.
В ходе освоения курса студенты должны усвоить содержание биоэтики как сферы знаний, усвоить механизмы функционирования биоэтики как социального института практической биомедицины, выработать умения анализировать современную медико-биологическую, в том числе исследовательскую практику, с использованием понятийного аппарата биоэтики. Студенты должны применять полученные знания для решения конкретных научных, научно-практических, методических, информационно-поисковых и других задач.
По итогам освоения курса студенты должны обнаружить знание:
целей биоэтического образования медика, его вклада в формирование личности медицинского работника;
понятийного аппарата биоэтики как науки, предмета, задач и методологических основ биоэтики как раздела социо-гуманитарных знаний; специфики биоэтических дискуссий;
типологии биоэтических ситуаций с учетом видов практической и научной деятельности медицинского работника;
принципов и методик практического разрешения биоэтических ситуаций с опорой на этические стандарты мирового и российского научного сообщества;
содержания основных этических документов профессиональных медицинских ассоциаций (международных и российских), основные положения законов РФ, регламентирующих биомедицинские вопросы.
По итогам освоения курса студенты должны уметь:
анализировать биоэтические проблемы (сущность моральных проблем развития новых технологий репродукции человека; сущность моральных проблем смерти и умирания; сущность моральных проблем трансплантации органов и тканей человека; этические принципы проведения биомедицинских экспериментов; особенности морально-этических отношений в психиатрии; особенности фармацевтической биоэтики);
использовать на практике методы социогуманитарных наук в различных видах профессиональной деятельности; учитывать влияние политических и экономических процессов на постановку и разрешение биоэтических вопросов;
осуществлять свою деятельность с учетом моральных и правовых норм, соблюдать принципы и правила биоэтики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну.
По итогам освоения курса студенты должны продемонстрировать владение:
системой знаний об основных этапах развития медицинской этики, о специфике современного этапа биоэтики, а также о стратегии развития этических аспектов врачебной деятельности;
навыками аргументированного анализа, ведения дискуссии и полемики по биоэтическим вопросам;
навыками реализации этических и деонтологических аспектов врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками;
навыками организации научно-исследовательских работ в соответствии с принципами биоэтики.
Место дисциплины в структуре ООП:
Информация об образовательном стандарте и учебном плане:
МС - специалист МГУ, учебный план специалиста;
направление подготовки Лечебное дело;
наименование учебного плана Лечебное дело.
Информация о месте дисциплины в образовательном стандарте и учебном плане:
базовая часть;
тип - обязательный;
2 курс специалитета;
4 семестр.
Общая трудоемкость (2 зачетные единицы).
Форма аттестации - зачет.
Формы проведения занятий:
Лекции -32 часа.
Самостоятельная работа – 40 часов
Календарно-тематический план курса Биоэтика 2016\2017 учебный год
Факультет фундаментальной медицины МГУ имени М.В.Ломоносова
Дата. Четверг
|
лекция
|
Задание
|
09 февраля
|
Лекция Тема 1.1. Биоэтика: ее предмет, статус и круг проблем.
|
|
16 февраля
|
Лекция Тема 1.1. Исторические модели медицинской этики
|
|
02 марта
|
Лекция Тема 1.2. Принципы и правила современной биоэтики.
|
Задание 1
|
09 марта
|
Лекция Тема 2.1. Этическое измерение медицинских вмешательств в репродукцию человека.
|
|
16 марта
|
Лекция Тема 2.1. Этическое измерение медицинских вмешательств в репродукцию человека.
|
|
23 марта
|
Лекция Тема 2.2. Смерть и умирание как этические проблемы.
|
|
30 марта
|
Лекция Тема 2.2. Смерть и умирание как этические проблемы.
|
Задание 2
|
06 апреля
|
Лекция Тема 3.1. Моральные проблемы медицинского экспериментирования.
|
|
13 апреля
|
Лекция Тема 3.1. Биоэтические проблемы экспериментирования с животными
|
|
20 апреля
|
Лекция Тема 3.2. Моральные проблемы трансплантации органов и тканей.
|
Задание 3.
|
27 апреля
|
Лекция Тема 3.2. Моральные проблемы трансплантации органов и тканей.
|
|
04 мая
|
Лекция Тема 3.3. Проблема психической целостности пациента. Этика в психиатрии.
|
|
11 мая
|
Лекция Тема 4.1. Права и обязанности государства по охране здоровья граждан: этические аспекты.
|
Задание 4
|
18 мая
|
Лекция Тема 4.2. Фармацевтическая биоэтика: основные проблемы и решения.
|
|
25 мая
|
Лекция Тема 4.3. Биоэтика как философия будущего.
|
Информация об индивидуальных результатах. Сдача заданий по темам, пропущенным в течение семестра
|
Отчетность по курсу – «зачет»
Для получения зачета по итогам работы в семестре: необходимо отчитаться выполнением 4 заданий, предусмотренных программой, и аудиторной работой (посещение лекций, выполнение работ на занятиях).
Задание, сформулированное в программе курса к соответствующей теме, должно быть выполнены дома в ходе подготовки по данной теме. Задания сдаются в печатном виде строго в запланированный в календарно-тематическом плане день. Задания оцениваются «зачтено»/ «незачтено». Основанием для незачтения задания по теме может быть: несамостоятельность работы; отсутствие ссылок на использованные источники и нормативные акты; несоответствие результатов работы студента заданию по тематике, полноте и точности раскрытия материала.
Объем работы не более 2 страниц формата А4.
Внимание! Работа студента должны иметь фамилию автора, указание на номер учебной группы, порядковый номер и тему, дату. Все страницы работы должны быть скреплены между собой.
Студенты, не получившие зачет по итогам работы в семестре, сдают зачет:
необходимо отчитаться заданиями, не выполненными в течение семестра, написать письменную работу по темам курса на основании сформулированных вопросов к зачету (смотри программу).
Содержание дисциплины по разделам и темам.
Введение. Теоретические основы биоэтики.
Тема 1.1. Биоэтика: ее предмет, статус и круг проблем.
Гуманистическая специфика медицинской науки и практики. Формы социальной регуляции медицинской деятельности: этика, этикет, право, религия, нравы, обычаи.
Исторические модели традиционной профессиональной медицинской этики. Факторы, формирования современной биомедицинской этики. Особенности биомедицинской этики как профессиональной этики. Сущность и междисциплинарный характер современной биомедицинской этики.
Основные модели взаимоотношения врачей и пациентов. Инженерная (техническая), пасторская, коллегиальная, контрактная и договорная модели отношения врачей и пациентов (по Р. Витчу). Модели врачевания, основанные на специфике клинического состояния больного (модель острого, хронического и терминального состояния).
Тема 1.2. Принципы и правила современной биоэтики.
Принцип "делай благо!" - категория блага в контексте различных форм оказания медицинской помощи. Нравственная миссия медицины. Цели врачевания. Содержание блага врачевания с точки зрения врача и пациента.
Принцип "не навреди!" - ответственность за бездействие и за неправильные действия. Намеренные и ненамеренные последствия действия. Прямой и косвенный вред. Правило двойного эффекта. Классификация разновидностей "вреда", вызываемого действием врача. Различные формы злоупотребления со стороны врачей в отношении пациента. Проблема ятрогений. Правило пропорциональности цели и средств.
Принцип уважения автономии личности (автономия личности и автономия действия; автономия как свобода выбора и свобода действия, рациональность действия и автономия). Уважение автономии пациента: получение согласия на медицинское вмешательство, уважение права отказа от получения медицинской помощи, обеспечение возможности выбора из альтернативных методов лечения и осуществления контроля за их проведением ("терапевтическое сотрудничество" врачей и пациентов). Традиционный медицинский патернализм. "Суррогатное" принятие решения и его правила.
Принцип справедливости. Справедливость создания и справедливость распределения (дистрибутивная справедливость).
Основные правила биомедицинской этики.
Правило добровольного информированного согласия в клинической и исследовательской практике. Элементы информированного согласия: компетентность пациента и испытуемого; понимание им информации; добровольность информирования и ее нарушения (принуждение, манипуляция, убеждение). Добровольность в принятии решения. Понятие компетентного и некомпетентного больного. Право пациента на отказ от медицинского вмешательства. "Суррогатное согласие" для некомпетентного пациента. Информированное согласие ограниченно компетентных пациентов.
Врачебная тайна (правило конфиденциальности). Клятва Гиппократа и обещание сохранения врачебной тайны. Этические аспекты проблемы конфиденциальности в современной медицине. "Естественная", "обещанная" и "профессиональная" тайна. Правило конфиденциальности в условиях специализации и компьютеризации современной медицины. Правила работы с историями болезни. Конфиденциальность и общение с родственниками больного. Анонимность медицинской информации в научных демонстрациях и публикациях. Ответственность медиков за нарушение принципа конфиденциальности. Допустимые ограничения конфиденциальности.
Правило правдивости. Право, долг, возможность и целесообразность всегда быть правдивым в отношениях врачей с пациентами. Правдивость и инкурабельные больные. "Святая ложь". Плацебо. Право пациента на получение правдивой информации.
Правило уважения неприкосновенности частной жизни. Признание неприкосновенности частной жизни как основа уважения человеческого достоинства пациентов и испытуемых в медико-биологических экспериментах. Конфликты общественных и личных интересов и ценностей в связи с проблемой неприкосновенности частной жизни.
Задание 1
Раздел 1. Тема 1.2
Вспомните или перечитайте цикл рассказов А.Азимова о роботах. Поведение всех роботов подчинено (запрограммировано) законами робототехники.
Представьте, что Вам необходимо запрограммировать поведение робота, выполняющего функции «медицинского работника» (ставить диагноз, принимать решение о методе лечения, вести «беседы» с пациентами и их родственниками и т.д.).
Сформулируйте функции Вашего робота.
Сформулируйте свои законы (по аналогии с приведенными выше, не более 4-х), которыми было бы необходимо «запрограммировать» Вашего робота и которые были бы наилучшими (с Вашей точки зрения) в биоэтическом плане.
Проанализируйте свои законы: какие биоэтические принципы нашли в них отражение? Удалось ли Вам достичь однозначных формулировок? В чем причина трудностей, с которыми Вы столкнулись?
Раздел 2. Начало и конец человеческой жизни как биоэтические проблемы.
Тема 2.1. Этическое измерение медицинских вмешательств в репродукцию человека.
Репродуктивное здоровье. Репродуктивный выбор. Репродуктивные права. Моральный статус пре-эмбрионов, эмбрионов и плодов. Аборт и его виды. Либеральный, консервативный и умеренный подходы к проблеме аборта. Морально-этические проблемы контрацепции.
Новые технологии репродукции человека. Гетерологическая и гомологическая инсеминация. Технология экстракорпорального оплодотворения с последующим переносом эмбриона (ЭКО и ПЭ) и этические проблемы медицины. Этические проблемы донорства полового материала. "Суррогатное материнство". Морально-этические проблемы пренатальной диагностики. Проблема обоснованного риска при выборе диагностической процедуры. Директивная и недирективная модель врачебного консультирования по результатам пренатальной диагностики.
Этические проблемы неонатологии. Моральные проблемы установления критерия новорожденности.
Тема 2.2. Смерть и умирание как биоэтические проблемы.
История отношения врача к умирающему больному. Проблема критериев и дефиниции смерти. Смерть мозга: медицинские, философские, морально-этические, социальные и юридические проблемы.
Медицинские и биоэтические предпосылки современной паллиативной медицины. Организационные принципы и цели хосписа. Проблемы и трудности развития служб паллиативной медицины в России. Понятие «качество жизни умирающего». Преодоление страха смерти как нравственная и психотерапевтическая задача. Этические аспекты лечения хронической боли.
Понятие "право на смерть". История проблемы эвтаназии. Эвтаназия: активная и пассивная, прямая и непрямая (косвенная), добровольная и недобровольная, принудительная. Тенденция отказа от термина "пассивная эвтаназия". Активная добровольная эвтаназия: аргументы "за" и "против".
Этико-правовые аспекты аутопсии. Допустимость аутопсии: модель презумпции согласия и презумпции несогласия. Обязательная аутопсия.
Задание 2.
Раздел 2. Тема 2.2.
Опишите аргументы, использующиеся сторонниками и противниками легализации эвтаназии.
Просмотрите фильм «Море внутри» (исп. Mar adentro) Алехандро Аменабара, основанный на реальных событиях рассказ о двух последних годах жизни галисийца Рамона Сампедро, в течение почти 30 лет боровшегося за право на собственную эвтаназию. Какие аргументы за и против эвтаназии использованы в данном фильме? Опишите суть аргументов за и против, дайте свои комментарии (мнение об обоснованности использования данного аргумента/контраргумента). Оформите свои результаты анализа в таблице. Увеличьте количество срок при необходимости.
Аргумент за\против, кем выдвинут
|
суть аргумента
|
ваши комментарии
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сформулируйте дополнительные (по отношению к фильму) аргументы против легализации эвтаназии.
Раздел 3. Медицина и проблема физической и психической целостности пациента.
|